Ндт в строительстве это

В соответствии с подп. «п» п. 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) относится к основным механизмам реализации государственной политики в сфере экологической безопасности.

Как известно, законодательную базу перехода на НДТ сформировал Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), который затрагивает основы деятельности в области экологической безопасности с поэтапным, рассчитанным на длительный период внедрением НДТ.

Структура законодательства в области НДТ

В настоящее время законодательство в области НДТ имеет сложную структуру. Рамочные требования, непосредственно касающиеся НДТ, отражены во многих федеральных законах.

Основополагающим для перехода на НДТ является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), который:

Государственная экологическая экспертиза и наилучшие доступные технологии. Семен Гордышевский.

• определяет понятие НДТ;

• устанавливает нормы в отношении областей, в которых применение НДТ является обязательным;

• предусматривает разработку информационно-технических справочников (далее — ИТС) для конкретных областей применения НДТ;

• предписывает обязательность применения технологических показателей НДТ;

• формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ.

Указанные нормы взаимосвязаны с распределением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на категории и применимы в обязательном порядке к объектам I категории, критерии выделения которых установлены именно по принадлежности к областям применения НДТ. Поэтому при внедрении НДТ необходимо принимать во внимание правовые нормы, установленные как непосредственно в отношении объектов, относящихся к областям применения НДТ, так и к объектам I категории, которые практически равнозначны.

Изменения законодательства в отношении НДТ ориентированы на нормы европейского права, в частности, Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/EC от 15.01.2008 «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений» и 2010/75/ЕС от 24.11.2010 «О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)». В пункте 7 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ прямо указано, что при разработке ИТС могут использоваться международные ИТС по НДТ.

В статье 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ в общем виде отражена совокупность критериев для определения НДТ:

• наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

• экономическая эффективность внедрения и эксплуатации НДТ;

• применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Что делают уборщицы, пока хозяев нет дома? // Чёрный список

• период ее внедрения;

• промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих НВОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В качестве НДТ могут быть приняты только технологии, применяемые не менее чем на двух объектах. Технологии, применяемые на одном объекте, не подлежат признанию в качестве НДТ, и следовательно, на объектах, где применение НДТ является обязательным, применение таких технологий противоречит законодательству.

Соответствие технологий критериям НДТ определяется в ИТС по НДТ, которые содержат в числе прочего следующие сведения:

• указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

• описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т.ч. перечень основного технологического оборудования[1];

• технологические показатели НДТ;

• методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их НВОС и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего НВОС.

Несмотря на то что состав сведений в ИТС и указания по их учету отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ, статус и условия применения ИТС регулируются законодательством о стандартизации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ИТС — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

Соответственно, ИТС (как документы стандартизации) предназначены для добровольного применения (т.е. невыполнение содержащихся в них положений само по себе не влечет правовых последствий) за исключением случаев, если на официально опубликованные ИТС есть ссылки (наименование и обозначение ИТС с указанием даты утверждения) в нормативных правовых актах.

Основным инструментом государственного регулирования в области НДТ является установление нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ) обязательных к применению технологических показателей НДТ, определяющих концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), т.е. направленных в том числе на ресурсо- и энергосбережение.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов, которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.

Обязательные к выполнению требования по внедрению НДТ и соблюдению технологических показателей НДТ установлены применительно ко всем стадиям жизненного цикла объектов:

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании[2] зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. […]
Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения.
[…]

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. […]
Не допускается выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий[3].

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством[4].
[…]

Читайте также:  3д строительство что это такое

Нормы о внедрении НДТ установлены в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно п. 2 которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны помимо прочего внедрять НДТ. В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) внедрять НДТ обязаны также юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, включает в том числе информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ.

Как известно, в силу ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, будут обязаны в установленные сроки получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР). Кроме того, такие разрешения вправе получить лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС.

Предусмотренная ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать обширную информацию, включая помимо прочего расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности) при наличии таких веществ в выбросах (сбросах)[5], т.е. традиционному нормированию в рамках КЭР подлежат не все вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования по ст. 4.1 Федерального закона № 7-ФЗ. Загрязняющие вещества III и IV классов опасности в рамках КЭР подлежат нормированию без учета местных условий с определением технологических нормативов, не превышающих по величине технологические показатели, которые должны быть установлены в нормативных актах по охране окружающей среды.

Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), а само разрешение — НООЛР. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. При этом на объектах I категории НООЛР устанавливаются на основании КЭР. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии КЭР санитарным правилам и гигиеническим нормативам не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей с 01.01.2019) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, а также материалы обоснования КЭР (в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), проведенной в отношении проектной документации таких объектов) являются объектами ГЭЭ федерального уровня[6].

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ может осуществляться посредством:

• предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

• предоставления льгот в отношении платы за НВОС в соответствии с природоохранным законодательством;

• выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее — НК РФ) установлено, что в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться ускоренная амортизация со специальным повышающим коэффициентом. К налоговым льготам относится также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита при внедрении НДТ. Кроме того, в силу ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ с 01.01.2020 при выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ плата за НВОС фактически будет отменена.

В Российской Федерации внедрение НДТ, изначально закрепленное в природоохранном законодательстве, рассматривается как важный инструмент промышленной политики. Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 488-ФЗ) возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в т.ч. с использованием НДТ, а в силу ст. 12 Федерального закона № 488-ФЗ — предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т.ч. посредством использования НДТ.

С переходом на НДТ тесно связан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов. При этом для объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью установлены налоговые льготы, включая инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) и применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации в отношении соответствующих основных средств (ст. 259.3 НК РФ), аналогичных установленным при внедрении НДТ. Однако эта взаимосвязь между внедрением НДТ и обеспечением высокой энергетической эффективности технологий в правовых нормах не отражена, и какие-либо ссылочные положения, касающиеся внедрения НДТ и повышения энергоэффективности, отсутствуют.

[1] Формирование перечней основного технологического оборудования при разработке НДТ, вероятно, сопряжено с возможными рисками монополизации производства определенных типов и марок оборудования, применение которого по закону обязательно для признания технологии в качестве НДТ.

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, если разрешения на строительство объектов, отнесенных к областям применения НДТ, выданы до 01.01.2019, требования п. 2 ст. 38 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) не применяются.

[4] При этом из установленных в Федеральном законе № 7-ФЗ определения и содержания технологических нормативов не следует, что используемые для их разработки технологические показатели НДТ учитывают, насколько при их соблюдении при различных масштабах производства, гидрометеорологических условиях, степени концентрации производства в районе расположения предприятия с различной экологической обстановкой будет обеспечено соблюдение гигиенических нормативов качества окружающей среды.

[5] На основании ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории должны осуществляться на основании КЭР.

[6] В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019) при проведении экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, оценка соответствия экологическим требованиям не осуществляется.

Читайте также:  Пожар в строительстве это

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, доктор экономических наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2018.

Источник www.profiz.ru

Справочники НДТ

Наилучшие доступные технологии (НДТ) – это такие технологии производства, которые определяют, основываясь на последних достижениях науки и сочетания критериев охраны окружающей среды, с возможностью технического их применения.

Более официальное определение НДТ можно найти в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ. Звучит оно следующим образом: «НДТ – это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения».

Перечень основного технологического оборудования, которое применяется в случае использования НДТ, утвержден Правительством РФ. Данное распоряжение вступило в силу начиная с 1 января 2019 года. В перечень вошло оборудование и устройства природоохранного значения. Кроме того, в документе упоминается оборудование, которое предназначается для выполнения основных технологических операций при проведении химических, физико-химических и других технологических процессов.

Справочники наилучших доступных технологий

Во-первых, давайте разберемся с тем, что такое справочник НДТ – ,это один из основных документов, целью составления которого является внедрение наилучших доступных технологий и установление соответствующих нормативов качества для конкретной отрасли. Как правило, в европейских справочниках наилучших доступных технологий дается пошаговое описание НДТ для каждой отрасли промышленности, приведенной в Приложении I к Директиве «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений на окружающую среду».

Эти документы очень важны, прежде всего, для выдачи хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также для формирования экологической политики. Отметим, что в данных справочниках не устанавливаются предельные значения загрязняющих выбросов и сбросов. Обратим внимание на немаловажный момент: информационно-технические справочники НДТ необходимы при разработке перечня загрязняющих веществ (ЗВ). Это касается нового порядка инвентаризации выбросов.

Справка

Начиная с 26.04.2019 г. действует новый порядок проведения инвентаризации. Подробнее ознакомиться с изменениями можно в Приказе Минприроды России N 352. Как правило, в ходе инвентаризации определяются показатели выбросов ЗВ, устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух.

Возвращаясь к теме НДТ – для видов деятельности, относящихся к наилучшим доступным технологиям, в число ЗВ также включаются маркерные вещества.

Сегодня справочники НДТ разрабатываются государствами-членами Европейского союза и крупнейшими промышленными предприятиями. Этим занимаются отраслевые технические рабочие группы (ТРГ).

Справочники НДТ

  • законодательные аспекты;
  • сведения о развитие конкретной отрасли промышленности в ЕС;
  • технологическое описание традиционно применяемых производственных процессов;
  • данные о выбросах (сбросах), образовании отходов, потреблении сырья и энергии на протяжении всего производственного цикла;
  • технологии и методологии, применяемые при идентификации НДТ;
  • краткое описание НДТ для конкретной отрасли;
  • оценка возможных экологических преимуществ при внедрении НДТ;
  • данные по ограничению применимости НДТ;
  • экономические показатели НДТ (капитальные и эксплуатационные затраты, расход сырья и материалов на единицу продукции и др.);
  • сведения о новейших технологиях, находящихся в стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения.

Скачать все справочники НДТ:

Как определить технологию в качестве НДТ?

Порядок определения технологий в качестве наилучших доступных описывается в Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458. ,Но давайте разберемся с этим поэтапно.

1 этап – Выявляем статус технологии

Здесь все просто: все технологии делятся на новые и уже существующие. Письмом Минприроды РФ от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» разъясняется, что новая технология – это та технология, которая предлагается в России впервые и проходит апробацию. Что касается не новых технологий – это технологии, на которые уже существует положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на проект технической документации, с возможностью для сертификации.

2 этап – Подтверждаем статус технологии

  • ТР – технический регламент;
  • ТУ – технические условия;
  • Отчет по НИР – в нем излагаются основные данные, относящиеся к научно-исследовательской работе;
  • Материалы по результатам апробации;
  • Материалы по ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду.

3 этап – Подтверждаем соответствие технологии критериям НДТ

В том случае, если технология относится к областям применения НДТ и отвечает ее критериям, а также есть в справочнике, то ее можно реализовать на объектах 1 категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Коэффициент 0 при расчете платы за НВОС (выбросы/сбросы) применяется тогда, когда соблюдены верхние границы тех. нормативов и показателей. В противном случае применяется коэффициент 100.

Кстати! Если технология отсутствует в справочнике, необходимо промышленное ее внедрение как минимум на двух предприятиях. По данному вопросу стоит обратиться в Минпромторг России и Бюро НДТ с предложением о включении нужной технологии в справочник при его актуализации. Если же технология НЕ относится к областям применения НДТ и НЕ отвечает ее критериям, реализация технологии не может быть допущена на объектах 1 категории НВОС. Источник: Справочник эколога

Изменение перечня основного технологического оборудования при НДТ

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 01.08.2019 N 1712-р, проведена корректировка перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий (НДТ). Изменения, согласно Распоряжению, затронут следующие моменты: 1. Перечень будет дополнен новыми позициями 584 — 2050, включающими следующие наименования: 584 «Грохот инерционный», 585 «Грохот линейный», 586 «Дробилка конусная» и другие, 2. Уточняется наименование ряда позиций. Согласно информации на сайте «Консультант Плюс», распоряжение вступит в силу в конце месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Если у Вас остались вопросы, касаемо наилучших доступных технологий и их внедрения на предприятие, либо другие вопросы в сфере экологии – обращайтесь за консультацией к нашим специалистам!

Источник ecopromcentr.ru

Ндт в строительстве это

Документ обсудили специалисты Академии стандартизации, метрологии и сертификации и национального объединения строителей. В результате было принято решение о целесообразности учета британского опыта в части разработки требований, предъявляемых к поставщикам продукции для строительства.

В рамках проекта «Стандартизация и сертификация энергоэффективности предприятий промышленности строительных материалов в России», выполненного АНО «Эколайн» при поддержке Фонда благосостояния Правительства Великобритании, были разработаны национальные стандарты по наилучшим доступным технологиям для таких массовых и активно развивающихся подотраслей промышленности строительных материалов, как производство кирпича и керамической плитки. В этих документах получили отражения не только требования к НДТ, сформулированные в отраслевых Справочных документах, подготовленных в Европейском союзе, но и опыт передовых российских производителей стеновых материалов из керамики. Следует подчеркнуть, что системы экологического менеджмента и системы энергоменеджмента отнесены к НДТ, то есть фактически новые стандарты опираются и на принципы стандарта BES 6001:2009 «Ответственный выбор поставщиков и производителей строительных материалов».

Читайте также:  Что такое объем незавершенного строительства

К настоящему времени приняты ГОСТ Р «Ресурсосбережение. Производство кирпича и камня керамического. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности и экологической результативности»; ГОСТ Р «Ресурсосбережение. Производство керамической плитки. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности и экологической результативности».

(Правила функционирования системы добровольной сертификации объектов недвижимости — «Зеленые стандарты». Версия 2.0.) предусматривают учет внедрения как собственно технологических и технических решений, отнесенных к категории НДТ, так и анализ функционирования систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и систем энергоменеджмента на предприятиях сектора.

Российские компании и органы по сертификации обсуждают перспективы подтверждения соответствия параметрам наилучших доступных технологий. Думается, что лидеры отрасли сочтут возможным отразить свои достижения в открытой отчетности, тем самым способствуя распространению современных инструментов экологического и социально-этического маркетинга в Российской Федерации.

Сравнительный анализ экологической результативности и энергоэффективности российских и зарубежных предприятий по производству строительных материалов свидетельствует о том, что современные отечественные предприятия (модернизированные после 2000 г.) характеризуются показателями потребления ресурсов и параметрами негативного воздействия на ОС, близкими к достигнутым в государствах-членах ЕС. Поэтому систематизированные сведения об НДТ, применяемые в целях обеспечения ресурсосбережения и организации экологического нормирования компаний в ведущих зарубежных странах, целесообразно использовать для определения исходных условий при нормировании российских предприятий.

Сопоставление приоритетных направлений программы перехода к наилучшим доступным технологиям и экологическому нормированию в России и стратегии в области стандартизации позволяет обосновать целесообразность разработки и практического применения национальных стандартов по НДТ как инструментов повышения энерго- и ресурсоэффективности и нормирования воздействия на окружающую среду предприятий по производству строительных материалов.

Глава 3. Возможности учёта функционирования систем менеджмента на предприятиях промышленности строительных материалов

Еще в 2011-2012 гг. перспективы внедрения наилучших доступных технологий и демонстрации соответствия требованиям НДТ рассматривались в России почти исключительно в контексте инициативной деятельности предприятий. При этом добровольная демонстрация лидерства постепенно становилась отличительной чертой крупных компаний; получили развитие системы экологической маркировки и маркировки энергоэффективности продукции.

Известно, что подтверждение соответствия тем или иным требованиям на территории Российской Федерации может носить как обязательный, так и добровольный характер, при этом добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных конкретным техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям этого регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя и может проводиться для установления соответствия международным и национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, правилам добровольных систем сертификации, условиям договоров и др.

В ходе консультаций с руководством Управления технического регулирования Национального объединения строителей было установлено, что учёт жизненного цикла продукции, используемой в строительстве, не только не противоречит изначальному замыслу СДОС НОСТРОЙ, но может усилить позиции Системы в условиях реализации государственной политики «зелёного» строительства. На основании этого предложено разработать в рамках СДОС НОСТРОЙ (для последующего использования при добровольном подтверждении соответствия) правила добровольной сертификации предприятий, учитывающие принципы минимизации негативного воздействия на ОС при производстве продукции, используемой в строительстве (см. рис. 3.1.1).

Учёт экологических требований на протяжении жизненного цикла объектов «зелёного» строительства

Рис. 3.1.1 Учёт экологических требований на протяжении жизненного цикла объектов «зелёного» строительства

Тем самым, для СДОС НОСТРОЙ будут открыты возможности установления требований к поставщикам продукции для строительства, в том числе, к предприятиям по производству керамических изделий, цемента, стекла, изделий из металлов и древесины.

В связи с преимущественной направленностью на обеспечение ресурсосбережения и снижения негативного воздействия на ОС, в отличие от стандарта BES 6001, в разрабатываемых правилах целесообразно уделить первоочередное внимание оценке соответствия предприятий требованиям наилучших доступных технологий. При этом документальное подтверждение соответствия процессов производства продукции промышленности строительных материалов параметрам НДТ должно осуществляться органами по сертификации, уполномоченными для проведения таких работ в рамках СДОС НОСТРОЙ

Ввод в действие новой редакции Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014 г.) «Об охране окружающей среды» и пере ход к нормированию негативного воздействия на ОС на основе НДТ потребует от крупных предприятий, производящих строительные материалы, разработки заявок на комплексные экологические разрешения и подтверждения соответствия их ресурсоэффективности и экологической результативности установленным в России требованиям к наилучшим доступным технологиям (в подотраслях). Ожидается, что подготовительный этап внедрения новой системы ком плексных экологических разрешений в России может продолжаться до пяти лет, а полный переход может занять 14-15 лет. За этот период времени необходимо обеспечить такой процесс управления предприятиями, который будет гарантировать соблюдение хозяйствующими субъектами условий КЭО и, тем самым, обеспечения высокого уровня ресурсоэффективности и защиты ОС.

Процедура выдачи КЭР в России к настоящему времени ещё не определена. Можно ожидать, что основные этапы и подходы будут отражать опыт, накопленный на протяжении полутора десятилетий в государствах-членах ЕС и в течение последних двух лет — в Республике Беларусь. По всей вероятности, получение КЭР для вновь создаваемых предприятий будет совмещено с процедурой оценки воздействия на окружающую среду. Для действующих производств в течение переходного периода исключительно важную роль будет играть постепенное внедрение наилучших доступных технологий (см. рис. 3.2.1).

Именно в это время российские предприятия смогут добровольно декларировать и подтверждать соответствие НДТ и обращаться в природоохранительные органы с заявками на получения комплексных экологических разрешений в индивидуальном порядке. Но и позднее, когда процедура получения КЭР станет обязательной для всех крупных отечественных предприятий, вопрос подтверждения соответствия параметрам НДТ для действующих производств не потеряет актуальности.

Предлагаемый порядок выдачи комплексных экологических разрешений предприятиям по производству строительных материалов с учетом результатов добровольной оценки соответствия требованиям НДТ

Рис. 3.2.1 Предлагаемый порядок выдачи комплексных экологических разрешений предприятиям по производству строительных материалов с учетом результатов добровольной оценки соответствия требованиям НДТ

Наиболее очевидным предложением является использование экологического аудита, инструмента менеджмента, охватывающего систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку функционирования организационной структуры, менеджмента и оборудования с целью обеспечения охраны окружающей среды. При этом аудиторам ещё предстоит разработать подходы к созданию специальных программ, отвечающих непосредственном целям оценки соответствия деятельности предприятий требованиям НДТ.

В настоящее время возможности включения требований к поставщикам в стандарты «зелёного» строительства в России имеет 2 направления:

1) непосредственное включение требования к поставщикам в действующие национальные стандарты: СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 «Зелёное» строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания и СТО НОСТРОЙ 2.35.68-2012 «Зелёное» строительство. Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания.

2) другим перспективным направлением является разработка соответствующих ГОСТ Р на примере разработанных национальных стандартов: ГОСТ Р 55645-2013 Ресурсосбережение. Производство керамической плитки. Руководство по применению наилучших доступных технологий повышения энергоэффективности и экологической результативности и ГОСТ Р 55646-2013 Ресурсосбережение. Производство кирпича и камня керамических. Руководство по применению наилучших доступных технологий повышения энергоэффективности и экологической результативности.

Источник studbooks.net
Рейтинг
Загрузка ...