Католик по вероисповеданию, военный инженер и гениальный архитектор Аристотель Фиораванти построил главный собор Московского царства, самую красивую в России крепость на Боровицком холме, пережил опалу, войну и тюрьму и навсегда остался в истории русского государства.
Католик по вероисповеданию, военный инженер и гениальный архитектор Аристотель Фиораванти построил главный собор Московского царства, самую красивую в России крепость на Боровицком холме, пережил опалу, войну и тюрьму и навсегда остался в истории русского государства.
Человек эпохи Возрождения
Почти каждый россиянин хоть раз бывал в Московском Кремле и знает, что там на Соборной площади столицы стоит главный храм православной Руси — патриарший кафедральный собор Успения Божьей матери, или просто Успенский собор. Тот самый, где венчали на царствие русских царей и где сейчас служит патриарх. Знаменитый храм настолько вошел в нашу жизнь, что мало кто задумывается об удивительном историческом парадоксе, ведь этот символ православия и культурных традиций Руси построил итальянец, католик по вероисповеданию, Аристотель Рудольфо Фиораванти.
❌НА САМОМ ДЕЛЕ ДЕВУШЕК ТО НЕ БЫЛО😂😂
Новая эпоха — новые задачи
Вторая половина XV столетия принесла поистине судьбоносные перемены в жизнь Руси. Из конгломерата враждующих между собой небольших княжеств, вынужденных постоянно оглядываться на Орду, она превратилась в сильное государство, которое сразу выдвинулось в число крупнейших в Европе. Татарское иго само собой ушло в прошлое — против единой русской силы ханы были обречены. Наверное, формальное освобождение могло произойти и раньше, ведь ментально Русь была готова к единению еще во времена Куликовской битвы, да помешала московская междоусобица, по сути, укравшая у нашей страны полвека.
С рождением нового независимого государства встал вопрос о символах власти, государственных регалиях и атрибутах. В средневековом обществе к этому относились серьезно. Естественный ход вещей диктовал возрождение православных традиций — Константинополь пал, и Москва как бы подхватила увенчанное двуглавым византийским орлом знамя. Теперь город стал именоваться «Третьим Римом», а значит, и выглядеть должен был под стать предшественникам.
На деле же столица Великого княжества Московского была вовсе непрезентабельна. Вековой белокаменный Кремль после многочисленных войн и пожаров выглядел жалко, к тому же он безнадежно устарел с точки зрения фортификации — его ведь строили еще до появления артиллерии. Построенный еще при Калите и митрополите Петре Успенский собор, которому минуло полтора века, никак не подходил на роль центрального храма нового государства как в силу размера, так и из-за ветхости. Иван III с боярами решил затянуть пояса, но лицо государства обновить. Начали с подновления стен (1462 год), а вот собор по настоянию митрополита Филиппа решили строить новый.
В это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие — так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей
Попытались справиться своими силами — пригласили доморощенных мастеров Кривцова и Мышкина. В апреле 1471 года со всеми почестями собор заложили. За три года возвели белокаменные стены «под своды», но в ночь на 20 мая 1474 года сооружение рухнуло:
«Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Землетрясения в наших широтах редкость, на него никто не закладывается. А этот «трясун» случился в очень неудачный момент: стены уже стояли, а скрепляющая их крыша — еще нет. Это и сыграло роковую роль. Хотя, по сообщениям летописи, были претензии и к качеству строительного раствора. Так или иначе, все нужно было начинать сызнова.
Вот здесь и возникает идея приглашения мастера из-за границы. Дело в том, что в это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие — так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей. Специфика же строительства больших зданий с тяжелыми куполами требовала точных расчетов, математических навыков и, главное, инженерных технологий.
Вопрос, откуда приглашать мастеров, не стоял — законодателем мировой архитектурной моды была Италия, где эпоха Возрождения началась почти на век раньше, чем во всей Европе. К тому же именно итальянцы стали продолжателями великих византийских архитектурных традиций, которые переселились туда вместе с беглецами из захваченного турками Константинополя. И еще один важный нюанс: к этому моменту у Москвы появилась прямая связь с Италией: в 1472 году Иван III венчался (во временном деревянном Успенском соборе) с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, которая воспитывалась в Риме. Видимо, без ее протекции не обошлось, особенно когда пошел разговор о выборе конкретного мастера.
Потомственный зодчий
Воображаемый портрет Аристотеля Фиораванти кисти Лоренцо Лотто
В дореволюционных книгах можно встретить мнение, что Аристотель — это прозвище, которое мастер заслужил за свою мудрость. Но это не так. Греческое имя ему было дано при рождении, что подтверждают документы. В эпоху раннего Возрождения это было модно.
Аристотель родился в Болонье в семье потомственных архитекторов. С детства мальчик варился в творческом духе, так что иного пути у него, по сути, и не было. В то время не было строгого разделения на ученых, мастеров, механиков, художников — ищущие люди стремились заниматься всем. Дух возрождения был всеобъемлющим, шел изнутри людей, а юный Аристотель впитал его с пеленок.
Первое упоминание об Аристотеле как профессионале относится к 1436 году, когда юноше едва минуло двадцать. Тогда он участвовал в отливке колокола для башни Аринго (кстати, перестроенной его отцом) и придумал хитрое приспособление для поднятия колокола на самый верх.
Простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию
С 1447 года Аристотель работает самостоятельно, занимаясь возведением довольно сложных архитектурно-строительных комплексов. В 1455 году Фиораванти передвинул колокольню Делла Маджоне, причем это было первое здание в Болонье, перемещение которого было документально засвидетельствовано. 24-метровая колокольня была передвинута на 13 метров, что позволило освободить место для нового здания городского магистрата. Поскольку столь непростая работа была произведена за короткий срок и с большим искусством, городской совет присвоил молодому мастеру звание старшины ложи каменщиков и положил пожизненное материальное обеспечение.
Довольно быстро родной город стал тесен мастеру, к тому же у него возникли разногласия с представителями совета. Аристотель реставрировал древний мост в Павии, устраивал Пармский канал, передвигал башню Святого Ангела в Венеции. Последний опыт был трагическим: простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию.
Затем Аристотель работал на севере Италии у миланского герцога Франческо Сфорцы: строил каналы и шлюзы, реставрировал крепостные стены, передвигал башни и колокольни. Через семь лет он вернулся в Болонью уже знаменитым на всю страну и уважаемым мастером. В 1464 году Фиораванти получил приглашение от венгерского короля Матьяша Корвина, но три года не мог уехать — его не выпускала болонская ложа каменщиков. В Будапеште Фиораванти показал себя во всем блеске: он строил мосты через Дунай и создавал современные укрепления. Заслужив благодарность короля и заработав немалые деньги, зодчий вернулся в Болонью.
Потом были заказы в Риме и очередное возвращение в Болонью, а затем разразился скандал: заслуженный мастер был обвинен в фальшивомонетничестве и заключен в тюрьму. Его лишили всех титулов и привилегий. Через некоторое время обвинения вроде бы были сняты, но осадок, как говорится, остался.
Вот тут-то и подоспело приглашение московского государя, переданное мастеру русским послом Семеном Толбузиным. Поразмыслив, шестидесятилетний мэтр принял предложение и в компании сына Андреа и ученика Пьетро отправился на край света. Кстати, у архитектора было на руках приглашение от турецкого султана, но он выбрал Москву.
Самый русский храм Руси
И высотой, и светлостью, и звонностью, и пространством, такой же прежде того не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви; а мастер — Аристотель.
Наверное, России стоит благодарить фортуну, которая отправила к нам одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения и, возможно, лучшего инженера своего времени. Иначе Москва выглядела бы совсем иначе.
Главной задачей, поставленной перед Аристотелем в России, было строительство центрального кафедрального собора, который должен был отражать величие государства и православия. Второй задачей было строительство новой крепости на месте московского Кремля, во всяком случае, разработка генерального плана.
При этом Иван III Васильевич хотел, чтобы Успенский собор был по виду типично православным, русским. По дороге из Италии Аристотель проезжал через Новгород и Псков (добирались через германские земли и Балтийское море), потом специально ездил в Суздаль и Владимир. В итоге именно владимирский Успенский собор решено было взять за образец. Это был принципиальный выбор: не византийские мотивы знаменитых Софийских соборов Новгорода, Киева и Константинополя, а именно крестово-купольный тип владимирского храма.
Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы
Чтобы по-настоящему оценить величие и гармоничность этого сооружения, посмотрите на него с юга, от Москвы-реки. Выйдите с Соборной площади, перейдите через дорогу и у парапета обернитесь. Обратите внимание, насколько строен, легок и пропорционален храм. Его огромные размеры не давят на человека, они совершенно не заметны глазу… Лишь когда замечаешь людей у подножия собора, становится понятно, насколько он грандиозен!
Собор стоит на вершине Боровицкого холма. Он строился так, чтобы его было видно издали, прежде всего с Москвы-реки, которая была главным транспортным путем. Он возвышался над Москвой, ведь остальные здания были гораздо ниже. Сейчас собор в кольце других строений и мы лишены возможности увидеть его в том контекстном пространстве, на которое рассчитывал автор. Что же, придется включить воображение.
Из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»
Фото: Изображение: Global Look Press
Обратите внимание — у собора нет привычно выступающей к востоку апсидной части. То есть она есть, но скрыта декоративной стенкой. А если приглядеться, то заметно, что стеночка не вертикальная, а наклонная, расширяющаяся книзу. Это один из нюансов, благодаря которым создается визуальная легкость и стройность.
Но главное — внутри. Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы. Собор «звонкий», как отметил один его современник. Это стало возможно благодаря гениальному чувству гармонии автора и новым технологиям, которые он использовал.
По внешнему виду московский Успенский собор напоминает владимирского предшественника, но технологически он совершенно иной. Внутри белокаменных стен находится кирпичная кладка, из кирпича сделаны перекрытия. Аристотелю пришлось построить в Москве кирпичные заводы (они располагались возле Андронникова монастыря), поскольку качество того кирпича, который делали у нас раньше, не соответствовало его требованиям. Из кирпича сделаны также столбы, на которых держится свод, перекрытия, крестовые своды, благодаря которым огромные барабаны куполов словно висят в воздухе. Вместо привычных деревянных балок мастер использовал металлические скрепы, а за качеством раствора он следил лично.
Во внешнем убранстве Аристотель использовал традиционно русские элементы декора (аркатурный пояс, перспективный портал и другие), но каждое из них он довел до тончайшей гармонии. Красота собора и состоит в его удивительной пропорциональности и гармоничности. В этом и состоит дух эпохи Возрождения: он не в каких-то конкретных архитектурных деталях, а именно в неописуемом ощущении гармонии, которую средневековые мастера черпали у античных предшественников. И в этом смысле Успенский собор — одно из самых выдающихся зданий эпохи раннего Возрождения, настоящий мировой шедевр. Он русский по характеру и европейский по духу.
Источник: moslenta.ru
Дом своими руками без опыта строительства: Полезное Видео и Фото
Дачный дом без опыта строительства своими руками – Фото и Видео. Построить дом своими руками без опыта строительства, без помощи и к тому же не очень дорого.. что может быть лучше? Свой дом – это великолепный способ реализовать мечту, а лучше самого себя никто не воплотит твою мечту в реальность.
Но дачный дом – конструкция достаточно сложная и при составлении проекта потребуется учесть много мелочей. Рассмотреть все проекты будет сложно, но мы расскажем обо всех основных нюансах, которые касаются строительства дома.
С чего начать?
Перед началом строительства следует хотя бы в теории изучить все основные вехи и не бояться возможных неудач или трудностей, с которыми вы наверняка столкнетесь. Те, кто владеют информацией, владеют и миром. С информации об участке, который вы брали, и стоит начинать строительство.
Следует выяснить у соседей, каковы особенности грунтовых вод, узнать обо всех особенностях земли. Грунтовые воды важны не только для того, чтобы организовать водоснабжение. От уровня залегания будет зависеть, какой из типов фундамента вы будете использовать.
Теперь поговорим о проекте. Это достаточно важный процесс и без опыта в создании проектов конструкцией лучше даже не пытаться. От профессионализма и качества, с которым был выполнен проект, будет зависеть не только конечная цена проживания, но и комфорт, скорость возведения дома.
Следовательно, можно сделать заказ на индивидуальный проект или купить готовый типичный, который является гарантией надежности и большой срок эксплуатации постройки.
Выполнение проекта
Проектные работы являются огромной работой, связанной с архитектурными особенностями дома и инженерной частью, особенно для тех, что хочет построить дом без опыта строительства своими руками.
А ведь проектирование – это не только расположение комнат, но и расчет электрической проводки, обеспечение строения водой, газом, отоплением, канализацией и расчетом вентиляции.
Средняя цена на типичный проект дома может быть даже дешевле 1000 долларов, тогда как при заказе индивидуального проекта вы будете платить по 6-7 тысяч рублей за 1 м 2 спланированной площади.
При выполнении проектных работ можно начинать подготовку участка для будущего строительства. Для того, чтобы все было быстро и слаженно, следует предусмотреть временное строение, вагончик или кунг, где можно было бы оставлять инструменты и хотя бы часть материалов. Также в таком помещении должно быть место для того, чтобы переодеться и передохнуть.
Подготовка участка
В это же время следует подумать о том, как обустроить ограждение. Забор требуется для того, чтобы участок был защищен от посторонних глаз и нежелательных гостей. Сделать временное ограждение можно, если использовать неструганные доски из горбыля, который недорогой. Также можно сделать забор из штакетника, а если есть возможность, позаботьтесь о создании более прочного ограждения из профилированного листа или сетки-рабицы.
Немаловажно будет обустройство туалета на участке. Желательно, чтобы были продуманы все нюансы, которые связаны с постройкой заранее, а также подготовить септик или выгребную яму. В таком случае не придется переделывать канализационную систему в несколько заходов, а всего лишь потратить один раз время на обустройства и подсоединение качественного септика или сразу же сделать подвод к канализации, если есть такая возможность.
Какой фундамент выбрать
Для того, чтобы выбрать тип фундаменты, следует учитывать множество нюансов, но во многом это связано и с проектированием дома.
В зависимости от вида нагрузки и типа земли, фундамент может быть таких видов:
- Ленточный. Один из самых популярных видов, подойдет практически под все виды построек и грунта.
- Кирпичный. Такая схема используется очень редко, и то, для легких или даже временных построек.
- Свайный. Это единственный доступный вариант, если идет речь о строительстве дома на нестабильных или пучинистых почвах.
- Плитный. Его используют, если на участке грунт нестабильный.
- Бутовый. Используется в тех случаях, когда строительстве идет на земле, которая имеет много грунтовых вод с малым залеганием.
- Монолитный. Пригодится, если вы строите нестандартный дом. Такой фундамент самый надежный, но стоит на порядок больше.
Материалы для стен и крыши
После того, как будет готов фундамент, его следует заизолировать, утеплить и начать выкладку стен. Материалов для возведения стены предостаточно, также как и технологий возведения. При подборе технологии следует не только определиться с бюджетом, но и узнать, какие климатические условия и особенности выбранного участка могут доставлять неудобства.
В некоторых регионах выгоднее построить стены из бруса, в некоторых – из ракушняка, а в других местностях популярнее кирпич, каркасные дома и прочее.
После того, как стены будут готовы, можно приступать к созданию кровельной системы, которая тоже бывает разной. Крыша по типу может и двускатной классической, и трехскатной, односкатной или другой сложной конфигурации и формы, но при этом обращайте внимание на кровельный материал, который следует укладывать на стропильную систему.
Крайне редко сейчас используют классический шифер, в основном выбирают легкие материалы – мягкую черепицу, битумный рулонный материал, классическая черепицы или же металлическая черепица.
Заключение
Важно, чтобы дом был таким, каким вы его представляли – уютным гнездом, и тогда любое строительство с любым сроком выполнения работ принесет радость, а вся работа, сделанная от души, будет качественной. Удачи в строительстве и воплощении мечты!
Источник: domsdelat.ru
У застройщика «Рябиновки» не было опыта строительства
Проблемам вокруг переселения граждан из аварийного жилья в микрорайон «Рябиновка» региональное отделение «Народного Фронта» специально посвятило Круглый стол, собранный 21 ноября в Доме Союзов. В нем приняли участие представители власти и инициативной группы, созданной будущими жителями «Рябиновки». На мероприятии подвели итоги выезда в микрорайон 14 ноября, а также обсудили степень готовности и качество сдаваемых объектов.
Глава департамента жилищной политики Светлана ШЕНФЕЛЬД объяснила срыв сроков сдачи домов тем, что у застройщика микрорайона ООО «Красный квадрат» не было опыта строительства, в принципе.
— То, что нарушены сроки ввода домов в эксплуатацию, объяснимо. Застройщик, который выиграл аукцион, не имеет опыта строительства вообще и опыта строительства малоэтажных домов — тем более, — сказала Светлана ШЕНФЕЛЬД.
После этого она заметила, что жителям «Рябиновки» повезло, что государство предоставляет им такой подарок, потому что в связи с изменением федерального законодательства переселять граждан из аварийного жилья больше не будут.
По итогам мероприятия было предложено принять резолюцию, в которой отмечена неудовлетворительная работа администрации города в 2013-2014 годах. Речь идет о неисполнении в срок мероприятий по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, о факте не только участия в торгах, но и победы организации, не имеющей опыта строительства, а также о несоблюдении технологий возведения жилья в микрорайоне.
Заодно «Народный фронт» решил направить анализ выявленных нарушений для заключения в ГУ МЧС России по Омской области и региональный минстрой, а также запросить у правительства области и администрации города ответ на обращение инициативной группы.
16 декабря представители «Народного фронта» собираются совершить новый контрольный выезд в «Рябиновку».
Источник: kvnews.ru
Не было опыта строительства
«У нас не было опыта» — министр о ситуации со строительством в Шахрисабзе и о сохранении позиции в списке ЮНЕСКО
В течение нескольких лет сохранение городом Шахрисабзом своей позиции в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО находится под вопросом. Недавно в городе побывали представители ЮНЕСКО, и изучили состояние исторических памятников.
На 43-сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проведённой в 2019 году в столице Азербайджана, городе Баку, критически рассматривался данный вопрос, и Шахрисабз был оставлен в перечне «объектов под угрозой исчезновения».
Возникновение этой проблемы связано с широкомасштабными строительными работами в историческом городе, проведёнными в 2016 году и не согласованными с ЮНЕСКО.
В 2019 году организация ЮНЕСКО дала ряд рекомендаций по сохранению исторического комплекса Шахрисабза и предоставила срок два года. Вскоре этот срок закончится, а затем решится вопрос, останется ли город в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Каким же образом город дошёл до исключения из списка авторитетной организации? Какая работа проводится для сохранения позиции в списке Всемирного культурного наследия? Корреспондент Kun.uz обратился с этими вопросами к министру строительства Ботиру Зокирову.
«Я тоже участвовал в строительстве в Шахрисабзе. Это – одна из самых больших проблем. Проекты не были своевременно согласованы с ЮНЕСКО. Сначала разрабатываются предложения для проекта, а потом организации в системе ЮНЕСКО проводят экспертизу. Затем они помогают переработать проект.
На это уходит два года.
К примеру, сейчас мы работаем в Хиве, можно сделать презентацию. Разрабатывается предложение, проводится археологическая экспертиза, существует очень много процедур. Работа начинается после осуществления всего этого и получения разрешения ЮНЕСКО. По этой причине мы работаем в Хиве в течение двух лет.
Что касается Шахрисабза, то откровенно говоря, на тот момент у нас не было опыта. Министерство культуры тоже вовремя не разработало документы. Поэтому и возникла эта проблема.
Считаю, что Шахрисабз не будет исключён из списка ЮНЕСКО» — сказал министр.
Ботир Зокиров также прокомментировал ситуацию до начала строительных работ в городе Шахрисабзе.
«Я бывал там до начала строительства. Грубо говоря, на клочке земли в полсотки ютились семь семей. Зашёл туда, и испугался, у людей даже лица пожелтели. Во время сноса этих домов я удостоверился в одном. Люди живут там по много лет, без всяких условий, без водопровода, канализации, терпеть всё это сложно. Но всё же они живут.
Им всем выплачена компенсация, выделена земля, жильё.
Потом, когда люди переехали, мы стали изучать, что же под землёй. Там были найдены три слоя могил. Три! Как там можно жить? В Кашкадарье много таких проблем. Мы убедились в этом во время реставрационных работ в Хужаи Жаррох. По-моему, неправильно жить на могилах.
Верно, ЮНЕСКО говорит, что всё должно остаться таким, как есть. По-моему, можно не сносить каменные здания. Но дома, о которых я сказал, построены максимум, 150 лет назад, из простой глины, пахсы и деревянных каркасов. Стены изъедены термитами, дома все уже «устали». Нельзя сохранить их надолго. Поэтому мы выполнили проект и открыли историческую ось города.
Приняли во внимание все аспекты. Обсуждали 7-8 месяцев.
Сейчас есть возможность изучить до 40 метров подземного слоя специальными камерами. С помощью этого оборудования мы изучили территорию, законсервировали найденные остатки древних зданий.
Теперь у нас есть все условия, проведена канализация, водопровод. Нужно выполнять требования ЮНЕСКО, но люди тоже должны жить в комфорте» — сказал министр строительства.
Источник: kun.uz
Константин Забродин: «Опыта строительства курортов в России до нас не было»
«Завидово» стал первым в России масштабным курортом. В 2020 году курорт, по традиции, снова порадует своих гостей: здесь появятся новые объекты досуга и активного отдыха. В ближайшие годы в планах – строительство еще целого ряда отелей. А через 4-5 лет курорт «Завидово» обретет законченный вид.
На вопросы журнала «Отдых в России» ответил генеральный директор ООО «Завидово Девелопмент» Константин Забродин.
– Константин Николаевич, как было выбрано место для создания курорта «Завидово»?
– Это удачное с точки зрения транспортной доступности, экологии место, где Волга ближе всего подходит к Москве. Земли эти исторически принадлежали Московскому Кремлю и Московской Патриархии. Здесь находится Завидовский заповедник, который часто посещают руководители государства, Это охраняемая территория с многообразным животным миром и растительностью, площадью более 120 тысяч гектаров, которая защищает курорт Завидово с запада и не может быть урбанизирована, всегда останется экологически чистой зоной.
Между нами и Клинским районом – а Завидово раньше было частью Клинского уезда – примерно 7-8 км болот и лесов, земель Гослесфонда, которые тоже охраняются. Левый берег Волги – очень малонаселенный район. Самое популярное направление – правый берег Волги, между Завидово и Конаково.
Береговая часть почти полностью застроена, но территорию развивали бессистемно, поэтому практически не осталось проходов к Волге. На месте проекта Завидово была птицефабрика, рядом с которой жилье не строили. В итоге участок земли, где мы сейчас находимся, остался нетронутым.
Примерно в 2006 году мы решили построить здесь городок для отдыха москвичей. Ведь у каждой столицы есть небольшая локация – курорт, куда горожане выезжают на уикенд, эта территория обычно расположена примерно в 100-250 км от города.
И этот «пригородный курорт» не обязательно самое красивое место в России – были попытки развивать значимые туристические проекты на Байкале, на Алтае, но такие курорты не получили масштабного развития, туда далеко добираться, и поток туристов иссякает. А у нас рукой подать до Москвы и до крупнейшего в стране аэропорта, сейчас полностью открыта платная дорога М11. А еще года три назад запустили «Ласточки», скоростные поезда, которые останавливаются в Завидово пять раз в день. Возможность доехать до нас за час с Ленинградского вокзала – это удобно.
– С чего все начиналось?
– Курорт, как я сказал, мы начали развивать в 2007 году. Это территория в 2,5 тысячи гектаров, размером 5 на 5 километров. Мы пригласили английских специалистов-генпланистов. Речка Дойбица делит всю территорию примерно пополам, вся правая часть относится к туристической зоне, по левую сторону от реки – муниципальная часть, городская среда.
Есть также территория слева от М10, там мы хотим развивать деловую часть проекта. Идея была сделать полноценный городок, чтобы люди комфортно жили, имели полный спектр медицинских услуг, давали детям образование и так далее. Потому что все попытки просто сделать некую «заимку» без комплексного развития территории плохо заканчиваются. Посмотрите на любой поселок – он живет лет 50, а когда поколение основателей отходит, молодежь редко перехватывает инициативу, и все замирает.
В первую очередь мы занялись коммуникациями. Примерно за год мы построили канализационный коллектор, приобрели очистные сооружения, построить которые в водоохранной зоне сложно, а канализация нужна, чтобы защитить окружающую среду. Это позволило нам обеспечить центральной канализацией всю территорию, у нас даже кемпинг оснащен ею. Далее мы занялись укладкой дорог, сетей газоснабжения, электроснабжения, водопровода, сетей связи.
Затем мы занялись вложениями в инфраструктуру отдыха. Сделали, предварительно вынув более 300 тыс. м3, бухту в форме подковы, диаметром 400 м, там сейчас расположен отель Radisson Resort https://rustur.ru/konstantin-zabrodin-opyta-stroitelstva-kurortov-v-rossii-do-nas-ne-bylo» target=»_blank»]rustur.ru[/mask_link]