Не капитальное строительство отступы

Нормы СанПиН 2.1.2.2645-10 распространяются на некапитальные строения. Полный ответ юриста.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 18-КГ17-42

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Асташова С.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Краснодар к Семенистому М.Ю., Машинистовой Л.Н. о сносе самовольной постройки

по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар Хлопиной Ю.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., объяснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар Апитиной А.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Семенистого М.Ю. — Писарева П.А. по доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с иском к Семенистому М.Ю., Машинистовой Л.Н. о сносе самовольной постройки.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2016 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

Представителем администрации муниципального образования город Краснодар Хлопиной Ю.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С. от 14 апреля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером <. >общей площадью 536 кв. м, расположенный по адресу: <. >, принадлежит на праве общей долевой собственности Семенистому М.Ю. (47/100 доли) и Машинистовой Л.Н. (53/100 доли) и предназначен для индивидуального жилищного строительства.

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования города Краснодар 4 августа 2015 г. выявлено, что на неогражденном земельном участке с кадастровым номером <. >общей площадью 536 кв. м, расположенном по адресу: <. >, возводится объект капитального строительства в отсутствие на то разрешительной документации, с существенным нарушением градостроительных норм и отклонением от предельных параметров разрешенного строительства.

По итогам указанной проверки 7 августа 2015 г. составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым Семенистый М.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 12 мая 2015 г. N <. >N <. >Семенистый М.Ю. является собственником объекта капитального строительства площадью 1036,8 кв. м, расположенного по адресу: <. >, на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 10 апреля 2015 г. (л.д. 88).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, руководствуясь при этом заключением судебной строительно-технической экспертизы от 30 октября 2015 г., согласно которому объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <. >, соответствует действующим требованиям строительных норм и правил, требованиям ГОСТ, нормам СанПиН, требованиям пожарной безопасности, а также нормам в части обеспечения сейсмобезопасности, однако имеет нарушения градостроительных норм и правил. В заключении экспертизы отмечено также, что определить целевое назначение объекта капитального строительства на данной стадии строительства не представляется возможным.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, однако учитывая, что заключением судебной строительно-технической экспертизы от 30 октября 2015 г. было установлено нарушение градостроительных норм и правил, допущенное при возведении строения, назначил повторную строительно-техническую экспертизу, по результатам которой объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <. >по адресу: <. >, признан соответствующим строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, не создающим угрозу для жизни и здоровья граждан, а также не нарушающим права третьих лиц. Заключением повторной судебной строительно-технической экспертизы от 30 мая 2016 г., назначенной судом апелляционной инстанции, также установлено, что определить целевое назначение объекта не представляется возможным, так как он находится на стадии строительства.

С вынесенными судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункт 2).

Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, к числу которых относятся, в частности, возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанных норм, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 — 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Читайте также:  Срок кадастрового учета объектов капитального строительства

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, спорный объект капитального строительства расположен в центральной общественно-деловой зоне г. Краснодара «ОД.1».

Виды разрешенного использования и правила застройки указанной зоны, а также предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства изложены в решении городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 п. 6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар».

Основными видами разрешенного использования земельных участков в общественно-деловой зоне «ОД.1» являются многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными на первом этаже помещениями общественного назначения, а условно разрешенными видами использования являются малоэтажные жилые дома, в том числе блокированной застройки, и индивидуальные жилые дома.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Семенистого М.Ю. объект капитального строительства общей площадью 1036,8 кв. м, расположенный по адресу: <. >, является нежилым строением (л.д. 88), в то время как земельный участок, на котором находится указанное строение, относится к землям населенных пунктов, предназначенным для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, указанная постройка была возведена с нарушением правил целевого использования земли, что в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации являлось самостоятельным и достаточным основанием для признания ее самовольной, однако ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не дали этому юридически значимому обстоятельству какой-либо оценки.

В соответствии со статьей 8 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. N 19 п. 6, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, названными правилами и иными муниципальными правовыми актами.

Однако какие-либо доказательства, подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено строение, принадлежащее Семенистому М.Ю., в материалах дела отсутствуют.

Также судами не было учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

В силу пункта 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство отнесена к компетенции органа местного самоуправления, в данном случае — к компетенции администрации муниципального образования город Краснодар.

Между тем в материалах дела отсутствует разрешение на строительство объекта недвижимости — нежилого здания общей площадью 1036,8 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <. >, <. >, <. >, <. >, <. >, <. >, <. >, равно как и доказательства обращения Семенистого М.Ю. в уполномоченный орган с заявлением о разрешении строительства такого объекта.

При этом довод администрации муниципального образования город Краснодар о несоответствии требованиям закона регистрации Семенистым М.Ю. права собственности на нежилое 4-этажное здание общей площадью 1036,8 кв. м на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 10 апреля 2015 г. был оставлен без внимания и оценки судебных инстанций.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание на следующее.

Из материалов дела следует, что для выяснения соответствия объекта капитального строительства градостроительным нормам и правилам и его целевого назначения судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, которая выявила нарушения градостроительных норм и правил в части превышения процента застройки земельного участка (процент застройки исследуемого земельного участка составляет 62%, что на 2% больше нормируемых), отступа до границ соседних земельных участков, отступа от фасадной границы по ул.: <. >в г. Краснодаре.

Суд апелляционной инстанции вследствие возникших сомнений в правильности и обоснованности ранее данного экспертного заключения назначил повторную строительно-техническую экспертизу, в заключении которой от 30 мая 2016 г. каких-либо нарушений при возведении спорного строения выявлено не было.

Указанное выше заключение эксперта от 30 мая 2016 г. было положено в основу определения суда апелляционной инстанции, которым в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Краснодар было отказано.

Согласно статье 86 (часть 3) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Эти требования действующего гражданско-процессуального законодательства были нарушены.

Суд апелляционной инстанции не указал доводы, по которым он отверг заключение судебной строительно-технической экспертизы, назначенной судом первой инстанции 30 мая 2015 г., и отдал предпочтение заключению повторной строительно-технической экспертизы от 30 мая 2016 г.

Кроме того, суд не учел, что согласно части 2 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

Указанная норма Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна применяться с учетом положений его статьи 2 о том, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Однако эти положения гражданского процессуального законодательства при рассмотрении возникшего спора не были приняты во внимание.

Суд апелляционной инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу повторной экспертизы и тем самым не создал условия для установления фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, и не устранил сомнения относительно возможных нарушений градостроительных норм и правил, допущенных Семенистым М.Ю. при строительстве объекта.

Учитывая изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для признания возведенного Семенистым М.Ю. самовольного строения подлежащим сносу в отсутствие надлежащей оценки обстоятельств, указанных истцом в обоснование своих требований, а также при наличии противоречащих друг другу заключений экспертиз свидетельствует о существенном нарушении судом апелляционной инстанции статей 56, 57, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации муниципального образования город Краснодар.

В связи с этим Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2016 г. отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, провести необходимую экспертизу и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений … 2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства .

Правила возведения некапитальных строений

У нас угловой дом, по техпаспорту — два адреса. Администрация города шесть лет назад выделила два участка под гараж (10х10 кв. м) со стороны второго адреса. Присвоили одному из участков наш второй адрес. Отступили меньше метра от забора с одной стороны, впритык к дороге с другой стороны начали возводить некапитальное строение, которое похоже на магазин. Вывели кондиционеры в сторону дома, в дорожку забетонировали столбы под газопровод. Данная дорожка служит проходом к соседним участкам. Должна ли быть у нас придомовая территория? Есть ли в действиях застройщика нарушения? Распространяются ли нормы СанПиН на некапитальные строения?

Читайте также:  Генеральному директору гку мо дирекция заказчика капитального строительства н а никулину

Наличие придомовой территории оговорено в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.

В п. 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено:

«Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания».

В п. 2.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 закреплено:

«Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

В п. 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено:

«На земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей, должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов».

В п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 указано:

«На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых».

В действиях застройщика есть нарушения п. 7.1 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820:

«Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома — 3; до хозяйственных построек — 1».

Согласно примечанию № 2 к п. 7.1 СП 42.13330.2011 «указанные нормы распространяются и на пристраиваемые к существующим жилым домам хозяйственные постройки».

На некапитальные строения распространяются нормы СанПиН 2.1.2.2645-10.

Как отмечалось ранее, согласно п. 2.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.

Отступы от границ участка. Требования к отступам на индивидуальных участках. Цитат нет. Скопировать номер параграфа: [418]. … Обязательные минимальные отступы от границ земельных участков задаются градостроительным регламентом территориальной зоны, в которую попадает участок. Регламент приводится в утверждённых Правилах землепользования и застройки муниципального образования. Цитат нет.

Допустимые отступы при строительстве дома в 2022 году

Какие нормы при строительстве действуют в 2022 году

В конце прошлого года были внесены поправки в СНиП. Изменения коснулись требуемых отступов при строительстве жилых домов и хозпостроек в том числе минимального расстояния между охранной зоной и постройкой. При планировании строительства необходимо ориентироваться на действующие нормы и правила, принятые Министерством строительства. Юристы «Недкадастр» рассказали на какие нормы нужно обратить внимание при разработке проекта дома.

С чего начинать строительство в 2022 году

При планировании строительства целесообразно заказать ГПЗУ. Для этого собственник обращается с заявлением и приложенными к нему паспортом и правоустанавливающими документами. Если на участке не проводилось межевание, следует уточнить координаты и площадь, подготовив межевой план. Из градостроительного плана собственник получает информацию о наличии ограничений, особенностях грунта, близости к охранным зонам, расположении инженерных коммуникаций. Помимо этого, в ГПЗУ отображается пятно застройки, представляющее собой проекцию расположения всех строений на участке. Документ потребуется при согласовании начала строительства с местной администрацией.

Отступы при строительстве между постройками

На участке разрешено строительство только одного жилого дома. При планировании строительства стоит обратить внимание на наличие построек на соседних участках, если их нет достаточно отступить с каждой стороны 3 метра. При возведении одноэтажного жилого дома требуемый отступ от границы составляет 1 метр, при двухэтажной постройки — 1,5 метра, трёхэтажной — 2 метра. Если участок граничит с землями общего пользования, то необходимо соблюдение отступа в 5 метров.

Отступ при строительстве дома, совмещённого с гаражом от строений на другом участке — 3 метра, от забора — 1 метр. От окон комнат до любых капитальных строений, расположенных на соседском участке, необходим отступ в 6 метров. Выгребная яма располагается не ближе чем в 8–12 метрах от жилого дома.

Отступы при строительстве между хозпостройками

Без соблюдения отступов не могут быть построены никакие хозяйственные постройки, обладающие характеристиками капитальных строений (невозможность перемещения, наличие инженерных коммуникаций, прочный фундамент). Такие объекты недвижимости не могут быть перемещены, поэтому при планировании, важно продумать расположение хозпостроек с соблюдением требуемых отступов. Количество хозпостроек зависит от желания собственника и площади участка. Баня или сарай должны размещаться не ближе чем в 1 метре от забора. Если на соседних участках уже есть баня, гараж, то отступ между строениями должен быть от 6 метров. Минимальный отступ от помещений с животными до построек составляет 4 метра.

В градостроительных правилах определена и допустимая высота хозпостроек. Если баня располагается в метре от забора, то высота в коньке не должна превышать 5 метров. Если строительство бани начато с соблюдением отступа в 2 метра от забора, то высоту можно увеличить до 5,5 метров. При расположении бани не менее, чем в 5 метрах от ограды высота должна составлять не более 7 метров. Если гараж — самостоятельная постройка, расстояние от него до ограды не менее 1 метра. Допустимая высота забора также прописана в СНиП — не более 2 метров, уровень затемнённости не важен. Растительность на участке высаживается с учётом максимальной высоты. Для высоких деревьев 4 метра, средних 2, кустарников не менее 1 метра.

Допустимые отступы при строительстве деревянных каменных домов

Для соблюдения противопожарных правил при строительстве деревянных домов отступы увеличиваются из-за легко воспламеняемой древесины, из которой они возведены. Большие отступы защищают от распространения пожаров и позволяют их устранить на начальном этапе. Минимальный отступ между деревянным жилым домом и хозпостройками 15 метров. Если деревянная на участке только одна постройка, а остальные каменные, кирпичные, блочные, отступы между ними не должны быть менее 10 метров.

При строительстве деревянного дома необходимо отступить 3 метра от соседского забора и не менее 5 от дороги. Если на соседнем участке есть постройки, отступы зависят от использованных стройматериалов: не менее 15 метров, если дом деревянный и 10, если кирпичный или бетонный. Между двумя каменными, железобетонными или бетонными жилыми домами расстояние не должно быть менее 6 метров. Между каменным и домом из трудногорючих материалов или с деревянным перекрытием не менее 8 метров, из негорючих материалов — 10 метров.

Нормы строительства в охранных зонах

Помимо санитарных и противопожарных норм, существуют нормы строительства в охранных зонах. Их цель — обеспечение безопасности собственников, эффективное использование объектов, относящихся к охранным зонам, защита окружающей среды и охрана объектов культурного наследия. Величина отступа зависит от вида охранной зоны.

Вид охранной зоны Минимальные отступы Штрафы при несоблюдении норм
ЛЭП 2 м для ЛЭП до 1 кВ, 10 м для 10 кВ, 15 м — 35 кВ и 20 м при 110 кВ. Физ. лица 500 — 1 тыс. р., должн. лица до 2 тыс. р., юр. лица 10 тыс. — 20 тыс. р.
Объект культурного наследия От памятника, расположенного в населённом пункте 100 м, для памятника за пределами — 200 м. В населённом пункте ОЗ ансамбля -150 м, за пределами — 250 м. Физ. лица 15 тыс. — 300 тыс. р., должн. лица 20 тыс. — 400 тыс. р., юр. лица 200 тыс. — 5 млн. руб.
Газопровод До 0,005 МПа — 2 м, 0,005-0,3 МПа — 4 м, до 0,6 МПа — 7 м. От магистрального газопровода минимальный отступ — 100 м. Физ. лица 50 тыс. — 100 тыс. р., 500 тыс. — 800 тыс. р., для должн. лиц, юр. лица 500 тыс. — 2 млн. р.
Водоохранная зона Зависит от длины реки и водохранилища. Длина до 10 км — 50 м, 10-50 км — 100 м, более 50 км — отступ 200 метров. Минимальный отступ 50 метров. Отступ от моря 500 м. Физ. лица 2 тыс. — 5 тыс. р., должн. лица 8 тыс. — 10 тыс. р., юр. лица 500 тыс. — 100 тыс. р.
Охранная зона канализационных сетей Зависят от диаметра трубы. Если менее 600 мм — не менее 5 м. От 600 мм — не менее 10 м. Максимальный отступ составляет 25 м. Физ. лица 2 тыс.- 3 тыс. р., юр. лица 20 тыс.- 30 тыс. р.
Приаэродромная территория Строительство запрещено в радиусе 15 км от объекта. Юр. лица до 300 тыс. р.
Читайте также:  Образец заполнения уведомление о сносе объекта капитального строительства образец

Не всегда площадь земельного участка позволяет собственнику разместить все желаемые объекты недвижимости. Есть возможность уменьшить охранную зону, тем самым увеличив пятно застройки или площадь разрешённой к использованию земли. Для уменьшения площади охранной зоны до проведения строительства собственник или его представитель обращается с заявлением и документами на земельный участок в организацию, в ведении которой находится объект (газовая служба, РЖД, Министерство культуры и т.д.). Например, установленное расстояние между постройками и железной дорогой составляет 100 метров, но оно может быть уменьшено до 50 метров.

Последствия несоблюдения норм строительства

В случае несоблюдении СНиП при строительстве у собственника возникнут сложности при постановке строений на кадастровый учёт и при регистрации прав. Большинство нарушений СНиП связано с нежеланием ознакомиться с ГПЗУ и согласовать начало строительства, при котором администрация указывает на несоответствие проекта градостроительным нормам и есть возможность внести поправки. Наши юристы помогут в изменении конфигурации участка с сохранением или увеличением площади, если есть договорённость с соседями. Из-за несоблюдения норм строительства возникают разногласия с соседями, которые зачастую приводят к судебным разбирательствам. В таком случае собственники обращаются к кадастровому инженеру для уточнения площади и границ участка, при необходимости проведения повторного межевания, подготовки документов для последующей защиты интересов собственника в суде.

Запрет на строительство заборов выше 2-х метров

Дачникам Московской области даётся год, чтобы привести заборы в СНТ в соответствие с нормами Закона о благоустройстве. Что касается норм строительства, и расстояния на которое нужно отступить от забора для строительства дома, все осталось без изменений. Теперь заборы дачных участков выше 2 метров нужно обосновывать в Архитектуре.

Штрафы коснутся всех владельцев заборов построенных не по нормам, без исключения. То, что дачные поселки Подмосковья стали похожи на скученное сборище средневековых замков, подмечено даже гостями столицы. Создается такое впечатление, что каждый владелец участка чтит средневековые традиции, и почти обязательно строит коттедж с огроменными башнями и флюгером. Под стать ему и заборы — сверхвысокие и надежные. Иногда, кажется, что они предназначены для защиты от монголо-татарской орды, а не для обозначения территории, ограничения доступа для бродячих животных и любителей полакомиться чужими яблоками или клубникой.

С будущего года фортификационные старания владельцев средневековых строений станут ограничены до современных норм строительства. Дума Московской области дала год, чтобы привести ограждения в соответствие с Законом о благоустройстве, об это заявил первый зам председателя Никита Чаплин. Владельцы «стандартных», нормированных заборов и строений это решение поддерживают, но сомневаются в его исполнении. Объединение садоводов Истринского района в лице ее председателя Попова Юрия комментировали данный вопрос:

«Так просто дело не сдвинется, как обычно все будут игнорировать постановление, нужны штрафы. Только если в КоАП будет введена статья, владельцы участков начнут снижать высоту заборов. У нас прямо страна заборов. Даже на небольших участках умудряются сооружать трехметровые сплошные стены. Естественно у соседей земля оказывается в тени и на ней не выживает ни одно растение. Количество исков с каждым днем увеличивается. Это вторая (на первом месте идут споры о границах) по количеству обращений в суд причина конфликтов между владельцами участков.

Непонятно что можно прятать на шести сотках. Я предлагаю вообще запретить глухие изгороди, а их высоту ограничить в 1,5 метра. Неприятно видеть людей на соседних участках, уезжай в другие области. Там без проблем могут выделить огромный участок в чистом поле, где и без заборов никого не видно»

Вам есть что скрывать за высоким забором?

Юрий Попов: «Нужны штрафы и санкции. Если это будет прописано в Кодексе об административных правонарушениях, то данная норма заработает, и дачникам придется приводить высоту заборов на своих участках в соответствие с установленными нормативами. Все знают, что у нас страна заборов — такова ментальность. Действительно, на участках в 6 соток заборы бывают по 2—3 метра высотой, и соседние участки остаются в тени — солнце не попадает, там ничего не растёт, а растёт количество соответствующих исков в суды. Что касается таких дел, то они идут где-то после тяжб, касающихся смежных границ, — это большое количество прецедентов.

. я бы пошел дальше и ввёл более радикальные ограничения — не сплошные, а просматриваемые заборы, и не выше 1,5 метров, то есть чуть ниже среднего роста взрослого человека. Что там скрывать — непонятно. Если на своих 6 сотках в Подмосковье не хочешь видеть соседа, то переезжай в соседние области и бери хоть гектар, там в округе никого не увидишь даже без забора».

Чуть позже Юрий Попов добавил, что проблему с соблюдением садоводческими некоммерческими товариществами нормативных актов решить просто — нужно перевести всех из СНТ в ИЖС. Тогда все индивидуальные участки окажутся жестко к градостроительным нормам. Останется только без послаблений контролировать их соблюдение и наказывать нарушителей. Обязательно нужно дополнить СНиПы нормативами об устройство заборов, издать другие НПА по данным сооружением. Кроме использования административного ресурса нужно также как можно больше предоставлять населению полезной информации об устройстве ограждений.

Кадастровые инженеры «Недкадастр» уточняют границы земельного участка, проводят геологические и геодезические изыскания при планировании строительства, сформируют ГПЗУ. Помогают в устранении разногласий между соседями из-за нарушения СНиП в досудебном и судебном порядке. Выявят обременения на участке в том числе принадлежность к охранным зонам и помогут согласовать проект.

Отступ от границ участка до дома. Минимальные расстояния от фундамента до коммуникаций и инженерных сетей. От грамотной прокладки коммуникации зависит срок эксплуатации строения. Отступы от коммуникаций: Водопровод, водоотвод — 5 метров. Газовые трубы — 10 метров. Силовой кабель — 1 метр. Силовой тоннель 2 метра. Отступы границ земельного участка от дороги. Между домом и дорогой оставляют 5 м, если граница выходит на проезжую часть или улицу – 3 метра. Как определить границы участка точно. … А вы соблюдали нормы при строительстве ? Предлагаем вам пройти опрос и поделиться своими случаями в комментариях. Какое расстояние от границ участка до вашего дома?

Источники
  • https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-23052017-n-18-kg17-42/
  • https://pravo.rg.ru/rubrics/question/5249/
  • https://gkai.ru/news/normy-pri-stroitelstve-doma.html

Рейтинг
Загрузка ...