Недвижимое имущество капитальное строительство

Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков.

Необходимость регистрации хозяйственной постройки на земельном участке

На земельном участке (ЛПХ, земли поселений) расположены хозблок и сарай, соединенные открытой верандой (крыша без стен) — до 50 кв. м, все без фундамента. Налоговая и комитет по имуществу квалифицируют данные постройки как объекты капитального строительства. Относятся ли данные строения к недвижимому имуществу, подлежащему обязательной регистрации? Какие установлены взыскания за отсутствие регистрации такого имущества?

Определение объекта капитального строительства дается в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, где сказано, что это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка.

В свою очередь, в п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дается определение некапитальным строениям, каковыми признаются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение, демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения характеристик.

Таким образом, критерием отнесения объекта к капитальному/некапитальному являются его конструктивные особенности, а именно наличие фундамента, несущих и ограждающих конструкций, имеющихся инженерных коммуникаций.

При наличии спора с государственными органами об отнесении объекта к капитальному и постановке на соответствующий учет возможно проведение соответсвующей экспертизы, на разрешение которой можно поставить вопросы о наличии или отсутствии инженерных коммуникаций, несущих и ограждающих конструкций, неразрывной связи между строением и землей, а также возможности перемещения без несоразмерного ущерба назначению строения.

Что такое недвижимое имущество . В Налоговом кодексе РФ нет определения недвижимого имущества . Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться определением, которое дано в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. … Так, было акцентировано внимание на том, что определение объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ, в котором присутствует некоторая неопределённость, не позволяющая достоверно классифицировать объекты .

Трудности признания имущества недвижимым: что с налогом на имущество

Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года

С 2020 года действуют новые правила налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости. Соответствующие изменения были внесены федеральными законами от 25.09.2019 № 325-ФЗ и от 28.11.2019 № 379-ФЗ.

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

К сведению:

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде — 2020.

Движимое или недвижимое?

Сегодня объектом обложения налогом на имущество является только недвижимое имущество. В связи с вышесказанным актуальным стал вопрос статуса имущества: относится оно к недвижимому или нет? На практике не все так однозначно, да и сами контролирующие органы и ведомства, разрабатывающие нормативные документы, пока не могут прийти к однозначному определению недвижимого имущества.

Читайте также:  Дирекция капитального строительства сайт

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

Читайте также:  Управление капитального строительства сф

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 оставлено без изменения)

Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект , образованный из единого исходного объекта капитального строительства , необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации. Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.

КАК ОФОРМИТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА?

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Какие объекты капитального строительства считаются ранее учтенными?

Ранее учтенными объектами капитального строительства считаются объекты, технический учет или государственный учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2013).

Также считаются ранее учтенными объекты недвижимости, учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН (ранее – ЕГРП) и не прекращены.

С заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости вправе обратиться любое лицо.

Как оформить ранее учтенный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ)?

1. Необходимо проверить, содержатся ли сведения об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), зарегистрированы ли права собственности на данный объект недвижимости. Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн размещена на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) в разделе «Электронные услуги и сервисы».

2. В случае, если в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости, но право собственности на данный объект не зарегистрировано, рекомендуется подать в Росреестр заявление о государственной регистрации права с приложением правоудостоверяющих или правоустанавливающих документов. При этом требуется оплата государственной пошлины.

3. В случае, если в ЕГРН не содержатся сведения об объекте недвижимости, но право собственности на данный объект оформлено в ранее существовавшем порядке, рекомендуется подать в Росреестр заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. При этом оплата пошлины не требуется.

4. В случае, если в ЕГРН не содержатся сведения об объекте недвижимости и право собственности на данный объект не зарегистрировано, но у заявителя имеется технический паспорт на объект недвижимости, подготовленный до 01.01.2013, рекомендуется подать в Росреестр заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с приложением данного технического паспорта. После внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо подать заявление о государственной регистрации права с оплатой государственной пошлины.

5. В случае, если в ЕГРН не содержатся сведения об объекте недвижимости и право собственности на данный объект не зарегистрировано, а также у заявителя не имеется технического паспорта на объект недвижимости, подготовленного до 01.01.2013, то необходимо проведение кадастровых работ с целью подготовки технического плана и постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

Читайте также:  Разрешение на капитальное строительство документы

Как оформить жилой или садовый дом, расположенный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, ИЖС и ЛПХ?

До 1 марта 2026 года действует упрощенный порядок оформления прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для ИЖС или для ведения ЛПХ. До указанной даты допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для ИЖС или для ведения ЛПХ в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

Как подготовить технический план?

Технический план объекта недвижимости подготавливается кадастровым инженером.

Согласно упрощенному порядку до 1 марта 2026 года сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, подготовленной правообладателем земельного участка. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Технический план по выбору правообладателя может быть подготовлен и в общем порядке на основании:

— декларации, подготовленной правообладателем участка;

— уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома;

— уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового ома установленным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании следующих документов:

1. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав установленной формы.

2. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (документ не представляется, если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН).

4. Технический план объекта, изготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С заявлением может обратиться как собственник земельного участка или лицо, которому земельный участок представлен для строительства, так и его представитель с нотариально удостоверенной доверенностью.

В каких случаях не требуется разрешение на строительство?

В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаражей (созданных не для предпринимательских целей), жилых, садовых домов, хозяйственных построек на садовом участке, объектов индивидуального жилищного строительства, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), строений и сооружений вспомогательного (хозяйственного) использования (бани, сараи).

Если нет правоустанавливающих документов на земельный участок?

Если необходимые для оформления прав документы отсутствуют, то придется обращаться в уполномоченный орган за предоставлением участка или в суд за признанием права.

Стоимость предоставления услуги

За регистрацию прав физического лица на объект капитального строительства, созданный или создаваемый на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, взимается государственная пошлина в размере 350 руб.

Документ об уплате государственной пошлины заявителем может быть предоставлен в Росреестр по желанию.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется бесплатно.

Как подать документы в Росреестр?

· В электронном виде через личный кабинет на портале Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/.

· При личном обращении в многофункциональный центр.

· Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости.

Рассказываем об объектах некапитального строительства , которые облагаются налогом на имущество организаций. Дата публикации: 08.09.2021 08:03. … Таким образом, объекты , имеющие характеристики некапитальных строений, и не требующие при возведении оформления разрешительной документации, как то – киоски, заборы, навесы и иные сооружения – не относятся к недвижимому имуществу . Данная позиция Росреестра подкреплена судебной практикой. Налогоплательщики-организации при принятии ими решения об отнесении того или иного сооружения к объектам недвижимого имущества могут ею руководствоваться. Поделиться: Нашли ли Вы нужную информацию?

Источники
  • https://pravo.rg.ru/rubrics/question/10079/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/501101/
  • https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/371722/

Рейтинг
Загрузка ...