С 1 октября 2019 г. вступили в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ N 326), предусматривающие ряд изменений в Указ Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450).
Указ N 450 в настоящее время является единым консолидированным актом законодательного характера, устанавливающим лицензируемые виды деятельности и порядок лицензирования.
В свою очередь, Указ N 326 позиционируется как устраняющий избыточное регулирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности, оптимизирующий и упрощающий механизм лицензирования.
Указом N 326 задекларированы цели лицензирования и впервые вводятся общие принципы лицензирования.
Цели: обеспечение защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования .
1) определение перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;
Ремонтные работы какие виды можно осуществлять без разрешения и лицензии
2) определение исчерпывающего перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;
3) самостоятельность лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования;
4) недопустимость приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;
5) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;
6) максимальное использование информационных технологий;
7) открытость и доступность информации о порядке лицензирования.
Исходя из целей и принципов лицензирования предполагается минимизация вмешательства государства посредством механизма лицензирования в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования. Одновременно Указом N 326 уже сделаны первые шаги по сокращению лицензируемых видов деятельности и упрощению лицензионных требований к соискателям лицензий и лицензиатам.
Ветеринарная деятельность : исключено лицензирование составляющей работы, услуги — диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных.
Деятельность в области автомобильного транспорта :
— исключено лицензирование услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении, перевзкам пассажиров автомобилями-такси. При этом следует учесть, что лицензирование внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси отменено с 26 февраля 2018 г. Декретом N 7;
Строительный Дайджест №0: Строительство в США: лицензии, сертификаты, подрядчики, бюджет
— скорректирован и сокращен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. С учетом изменений к таким нарушениям относятся:
повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовое медицинское обследование, и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);
неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его эксплуатация;
выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;
выполнение автомобильной перевозки без заключения договора обязательного страхования в предусмотренных законодательством случаях;
выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в предусмотренных законодательством случаях;
— из перечня грубых нарушений исключено использование транспортного средства, оформленного как автомобиль-такси, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также выполнение автомобильных перевозок без заказа-наряда на фрахтование, путевого листа. Следует отметить, что использование путевых листов в транспортной деятельности отменено Декретом N 7 с 26 февраля 2018 г.
Адвокатская деятельность :
— введено ограничение на получение лицензии для физических лиц, в отношении которых Минюстом принято решение о прекращении действия лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, — на срок в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений;
— дополнен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии (лицензиатам), наличием стажа работы по специальности не менее трех лет.
Деятельность в области связи :
— уточняется используемая терминология в области электросвязи:
под услугами передачи данных понимаются услуги по приему, передаче, обработке и хранению данных, включая услугу телефонии по IP-протоколу и услугу IP-телевидения;
под услугой телефонии по IP-протоколу понимается услуга передачи данных по передаче голосовых сообщений в двустороннем режиме в реальном масштабе времени по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола;
под услугой IP-телевидения понимается услуга передачи данных по приему, передаче, обработке и хранению телевизионного (аудиовизуального) контента по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола;
— в связи с уточнением терминологии исключено раздельное лицензирование видов деятельности по оказанию услуг телефонии по IP-протоколу, услуг IP-телевидения. Данные виды деятельности включены в составляющую лицензируемый вид деятельности услугу передачи данных.
— услуг подвижной электросвязи (за исключением услуг сотовой подвижной связи);
— трансляции телевизионных программ;
— эфирной трансляции звуковых программ.
Деятельность по обеспечению пожарной безопасности исключено лицензирование:
— торговли средствами противопожарной защиты;
— экспертной деятельности по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности;
— деятельности по техническому обслуживанию организацией систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании.
Деятельность по технической и (или) криптографической защите информации :
— отменяется лицензирование следующих составляющих работ и услуг:
деятельности по реализации, монтажу, наладке, сервисному обслуживанию технических средств обработки информации в защищенном исполнении, программных средств обработки информации в защищенном исполнении, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации;
деятельности по проведению испытаний технических средств обработки информации, программных средств обработки информации, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации по требованиям безопасности информации;
— оптимизирован и уточнен перечень составляющих данный вид деятельности работ (услуг) в связи с принятием Указа «О допуске к государственным секретам» и внесением изменений в Указ «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации»;
— вводится лицензирование работ по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации;
— уточняется субъектный состав лицензиатов. Предусмотрено, что лицензируемая деятельность осуществляется только юридическими лицами Республики Беларусь. При этом только государственным юридическим лицам Республики Беларусь и хозяйственным обществам, 100 процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, предоставляется право на осуществление составляющей ее работы и (или) услуги — аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов, если владельцем соответствующего объекта информатизации является государственный орган или государственная организация, а также хозяйственное общество, 50 и более процентов акций (долей в уставном фонде) которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
— установлены дополнительные лицензионные требования к соискателям лицензий и лицензиатам. К общим лицензионным требованиям и условиям отнесены:
наличие в штате не менее трех работников, а при наличии обособленных подразделений — не менее трех работников в штате каждого такого подразделения (для деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе и деятельности по оказанию услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи — наличие в штате каждого обособленного подразделения не менее одного работника), имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации;
наличие на праве собственности или ином законном основании средств измерений и контроля, технических, программно-аппаратных и программных средств в соответствии с перечнем, определяемым Оперативно-аналитическим центром, а также помещений, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Также предусмотрены специальные лицензионные требования и условия:
— для деятельности по проведению специальных исследований технических средств, выявлению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, проектированию, созданию систем защиты информации на объектах информатизации, аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов:
наличие разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;
наличие у руководителя и других работников соискателя лицензии, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, соответствующего допуска к государственным секретам;
наличие объектов (объекта) информатизации, предназначенных для обработки информации, содержащей государственные секреты;
прохождение периодической метрологической поверки (калибровки) средств измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг);
— для деятельности по проектированию, созданию, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам:
наличие в штате не менее трех работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;
— для деятельности по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации:
наличие в штате не менее трех работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;
наличие сертификата соответствия системы менеджмента информационной безопасности, выданного в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
С учетом требований и условий к соискателям лицензий актуализирован перечень требований и условий к лицензиатам. Помимо указанных выше к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, отнесены:
наличие назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;
повышение квалификации в сфере технической и криптографической защиты информации работников, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, не реже одного раза в три года;
представление ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Оперативно-аналитический центр отчета о выполненных за предыдущий год работах (оказанных услугах), составляющих лицензируемую деятельность, по форме, определяемой Оперативно-аналитическим центром.
Актуализирован и дополнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. К ним отнесены:
— нарушение требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в сфере технической и криптографической защиты информации, которое способствовало или привело к неправомерному доступу, уничтожению, модификации (изменению), копированию, распространению и (или) предоставлению информации, блокированию правомерного доступа к информации или чрезвычайной ситуации техногенного характера;
— неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) несоблюдение особого лицензионного требования (условия) (выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в государственных органах и государственных организациях по согласованию с Оперативно-аналитическим центром);
— неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение порядка:
проведения специальных исследований технических средств;
проектирования, создания систем защиты информации на объектах информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов;
аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов;
проектирования, создания, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам;
проектирования, создания, аудита систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации.
Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями : отменяется лицензирование деятельности по хранению драгоценных металлов и драгоценных камней и деятельности по приему в залог драгоценных металлов и драгоценных камней, а также деятельности по изготовлению и ремонту (реставрации) продукции (изделий), ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по индивидуальным заказам физических лиц.
Деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства : из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату, исключено согласование с МВД информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан.
Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий : уточнено, что не требуется получения лицензии для производства продукции общественного питания объемной долей этилового спирта более семи процентов, изготовленной путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами.
Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий :
— исключено лицензирование хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;
— изменены требования в отношении складских помещений для соискателя лицензии и лицензиата на право осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом. Допускается наличие складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 кв. м не только на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, но и ином законном основании (например, аренда).
Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями : предусмотрено, что лицензия на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, выданная владельцу магазина беспошлинной торговли, предоставляет право осуществления разносной торговли на бортах воздушных судов алкогольными напитками и табачными изделиями.
Медицинская деятельность :
— отменяется лицензирование:
— первичной медицинской помощи;
— медицинской деятельности учреждениями образования и социального обслуживания;
— деятельности по оказанию спа-услуг;
— уточняется, что лицензированию подлежит только лечебный массаж;
— упростились лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам в отношении наличия медицинского образования и медицинской практики:
— допускается, что у руководителя соискателя лицензии может не быть высшего медицинского образования, первой или высшей квалификационной категории, документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо соответствующей заявленному виду деятельности специальности при условии соответствия таким требованиям его заместителя;
требование о наличии первой или высшей категории сохраняется только для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование (не менее чем у одного работника на каждый заявленный вид деятельности во всех местах ее осуществления);
исключено требование о наличии квалификационной категории для медсестер по массажу (техников-массажистов) и зубных техников;
для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, стаж работы по специальности, соответствующей заявленному соискателем лицензии виду деятельности, сокращен с пяти до трех лет. При этом исключается требование о непрерывности такого стажа работы непосредственно перед получением лицензии;
исключается требование о наличии медицинского стажа работы для медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование;
— уточнено, что особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством).
Деятельность по оказанию юридических услуг : уточнено ограничение на получение лицензии на оказание риэлтерских услуг. Не имеет права на получение такой лицензии юридическое лицо, если его руководитель ранее являлся руководителем риэлтерской организации, в деятельности которой в течение трех последних лет (ранее — пяти лет) установлены факты сокрытия от налогообложения доходов либо иные нарушения, совершенные в период нахождения данного лица в должности руководителя, повлекшие прекращение действия или аннулирование лицензии на оказание риэлтерских услуг.
Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами : исключено лицензирование оптовой торговли мазутом и нефтебитумом.
Охранная деятельность :
— исключено лицензирование охраны юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества);
— из перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий исключено нарушение работниками лицензиата, его обособленного подразделения установленных законодательством порядка и условий проведения личного досмотра, а также условий и пределов применения и использования этими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы.
Страховая деятельность :
— оптимизирован перечень составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг: добровольное страхование разделено на два вида — страхование, относящееся к страхованию жизни, и страхование, не относящееся к страхованию жизни. Предполагается, что таким образом будет упрощена и оптимизирована процедура лицензирования соответствующего вида добровольного страхования;
— из перечня лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) для обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов и добровольного страхования космических рисков, исключено требование по наличию собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5000000 евро;
— предусмотрена обязанность лицензиата (страховщика) при прекращении действия лицензии обеспечить возврат страховщиком необоснованно полученных страховых взносов страхователям.
Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду : уточняется грубое нарушение требований законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий деятельности по использованию отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов. В отношении оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ по использованию отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, уточняется, что они должны быть предусмотрены проектной или иной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данное уточнение направлено на приведение в соответствие со ст. 5 и 7 Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», которыми установлено, что предпроектная (проектная) документация для объектов, на которых осуществляются хранение, использование, обезвреживание и захоронение отходов, подлежит государственной экологической экспертизе с проведением оценки воздействия на окружающую среду.
Полностью исключено лицензирование:
— деятельности по оказанию психологической помощи ;
— деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения . Следует отметить, что выполнение работ по контролю радиоактивного загрязнения регулируется Законом «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Совмина «Об утверждении Положения о системе контроля радиоактивного загрязнения». В качестве компенсирующих мер по обеспечению качества и безопасности соответствующих работ в рамках выполнения данной деятельности предусмотрены аттестаты аккредитации на соответствие требованиям системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь или удостоверения оценки качества выполнения измерений.
Единый реестр специальных разрешений
Указом N 326 закреплено создание Единого реестра специальных разрешений (лицензий). Тем самым реализуется задекларированный принцип лицензирования — максимальное использование информационных технологий. При этом предусмотрен свободный круглосуточный доступ к нему посредством сети Интернет. Реализованное таким образом электронное лицензирование позволит гражданам и субъектам хозяйствования получить полную и актуальную информацию о действующих лицензиях.
Создание такого реестра планируется завершить до 1 июля 2020 г. До этой даты Правительство должно определить порядок формирования и функционирования реестра.
Для лицензий, выдаваемых с 1 июля 2020 г., днем получения лицензии будет считаться день внесения соответствующих сведений в этот реестр .
Контроль в сфере лицензирования
Контроль в сфере лицензирования смещен от наказания к профилактике правонарушений. Определены основания для приостановления и для прекращения действия лицензии .
Основаниями для приостановления действия лицензии являются:
— наличие неустраненного (на момент выявления или в ходе проведения проверки) грубого нарушения законодательства о лицензировании либо повторного нарушения законодательства о лицензировании;
— неустранение нарушения в установленные в требовании (предписании) сроки либо письменное неуведомление о его устранении.
Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до дня принятия решения о возобновлении ее действия или до дня, указанного в решении о прекращении действия лицензии. При этом лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на срок не более чем на шесть месяцев.
Основаниями для прекращения действия лицензии являются:
— неустранение нарушения, повлекшего приостановление действия лицензии, в установленные в требовании (предписании) сроки либо письменное неуведомление о его устранении;
— осуществление лицензируемого вида деятельности в период приостановления действия лицензии.
В любом случае выявление в ходе проверки неустраненного нарушения законодательства о лицензировании влечет вынесение требования (предписания) о его устранении, устанавливающего срок устранения нарушения, который не может превышать шесть месяцев.
В свою очередь лицензиат не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений, или до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии, обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении нарушений с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений.
Перспективы совершенствования законодательства о лицензировании
Исходя из поручений Указа N 326 к 1 октября 2020 г. должен быть разработан законопроект о лицензировании, в который будут включены нормы Указа N 450 с учетом реализации предусмотренных принципов лицензирования. При этом ожидается, что будет исключен ряд чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, будут пересмотрены грубые нарушения законодательства о лицензировании.
Таким образом, у бизнеса есть возможность подключиться к этой работе и внести свои предложения по упрощению лицензирования, в том числе, учитывая цели лицензирования, по исключению лицензионного контроля отдельных видов деятельности.
Источник: ilex.by
Отмена лицензирования строительной деятельности. Что теряем?
С 1 января 2009 года прекращается предоставление лицензий на осуществление проектирования зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений,
инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, все это за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Срок действия ранее выданных лицензий на осуществление строительной деятельности продлевается до 1 января 2010 года. То есть в течение года будут совместно сосуществовать строители в двух ипостасях: с лицензиями и без.
Немного из истории вопроса. Государство решило, что очень много входит в его непосредственные обязанности и решило часть своих забот отдать народу. Так произошла отмена лицензирования деятельности арбитражных управляющих и оценщиков. Прошла тихо и незаметно. На очереди отмена лицензирования аудиторской и строительной деятельности.
И если насчет аудиторов все спокойно, без всплесков эмоций на государственном уровне — аудиторов не так много, а про их услуги, дай Бог, знают процентов пять нашего населения, то совершенно по-другому обстоит дело с лицензированием строительной деятельности. Здесь уже не один год ломаются копья с привлечением широкой общественности, законодателей и государевых людей и сроки этой самой отмены все время переносятся!
Действительно, вопрос очень сложный, вернее, очень ответственный. Пусть люди не знают, что такое лицензия, но уж со строительством или его плодами знаком абсолютно каждый. Особенно общественность волнует безопасность построенных объектов. Все думают, что рушащиеся здания строили нелицензированные строительные организации, попросту говоря — халтурщики.
Но контроль за строительными организациями только лицензирующим органом не исчерпывается, помимо лицензирования в действующем законодательстве существуют еще семь (. ) видов контроля этой деятельности! Так что дитя остается не без присмотра!
Строго говоря, само лицензирование ведет свое летоисчисление не от царя Гороха, закон о лицензировании, принят не так давно — в 2001 году и по словам
главы Федерального лицензионного центра еще не выработал свой ресурс.
Вспомните годы, в которые начиналось лицензирование, ту разруху, которая досталась от переходного периода от социализма к капитализму! Строительная
отрасль еле очнулась от жесточайшего кризиса, предприятия одно за другим за копейки пускались с молотка со всем своим скарбом. Создаваемые новые
предприятия на обломках строительных трестов, имели все: кадры (пусть и потрепанные перестройкой), технику, технологии. И предъявляемые к ним требования на лицензирование со стороны Госстроя были вполне выполнимы.
А что сейчас происходит в лицензировании предприятий на осуществление строительной деятельности? Начнем с получения лицензии.
Любое предприятие, задумавшее заняться строительством, должно получить лицензию на этот вид деятельности. Получение лицензии на любой вид строительной деятельности, а их что-то порядка 150 видов, предполагает:
— наличие грамотных специалистов, способных руководить процессом и знать технологии строительства;
— наличие квалифицированных рабочих тех специальностей, по которым запрашивается лицензия;
— материальную базу с необходимой техникой и инструментом.
Это так, кратенько и не полным перечнем, только основные моменты. На самом деле подумайте, где у нового предприятия все вышеперечисленные условия: и база, и специалисты, и рабочие? Выполнение всех пунктов для вновь организованного предприятия — блеф! В лучшем случае будет группа энтузиастов из нескольких человек, да кое-какая техника.
Это понятно всем, в том числе и лицензирующему органу. Но они смело дают лицензии, а потом так же смело их отнимают — это называется лицензионным контролем по соблюдению лицензионных требований. Немного цифр: в 2005-2006 годах была проведена проверка порядка 100 тысяч организаций строительного комплекса и в судебном порядке аннулировано 499 лицензий.
Но все новые и новые предприятия получают строительные лицензии. На этой ниве жирует огромное количество фирм-посредников, предлагающих свои услуги по ускорению процесса лицензирования. Они предлагают все, что необходимо: квалифицированных рабочих, грамотных инженеров-строителей, имеющих курсы повышения квалификации, технарей со всевозможными допусками — не подумайте, что эти фирмы работают как кадровые агентства, они предоставляют только документы. Да-да, только документы этих всех специалистов. Так называемые «мертвые души», только в другой форме: люди есть и живые, работают себе, каждый на своем предприятии и зачастую даже не знают, что их постоянно то принимают на работу в разные строительные организации, то увольняют.
У каждой фирмы-посредника есть набор документов, которые они ротируют не один год, на «мертвых душ» даже делаются курсы повышения квалификации, лишь бы только документы соответствовали требованиям Росстроя!
Что касается материальной базы: и здесь фирмы, предоставляющие услуги по лицензированию имеют свои документы на технику, здания и сооружения. На всю материальную базу надо только написать договор аренды с владельцем — лицензионные требования позволяют это сделать.
И все было бы понятно, если бы всем ведала только Москва — где уж ей одной уследить за всей Россией — нет в каждом регионе есть свой лицензионный центр, филиал федерального, ведающий получением лицензий. А уж они-то наперечет знают квалифицированных специалистов и существующие строительные базы по своему региону!
Для самых нетерпеливых соискателей лицензии, которые даже при либеральном отношении к ним в региональном филиале не могут получить лицензию, есть предложение от московских фирм, именно они могут помочь решить неразрешимый в регионе вопрос. Все решает цена.
Теперь представьте: лицензируется предприятие, не имеющее ни специалистов, ни рабочих, ни строительной базы, ни техники! Что они настроят? Им можно только доверить подметать улицы.
А как можно отнестись к зазывной рекламе: «Тем из вас, кто не может терять время на оформление лицензий, мы можем предложить приобрести готовую фирму с лицензией» — верх цинизма! Не надо иметь ничего для осуществления строительной деятельности, имей только деньги на покупку предприятия.
Процесс получения лицензий ясен, но куда денется счастливый обладатель оной, если у него ни кола, ни двора? А он спокойно будет сдавать свою лицензию в своеобразную аренду тем предприятиям, которые имеют кем и чем строить, но не имеют лицензии. Все это абсолютно технично решается одним росчерком пера.
Горячие денечки идут в фирмах, занимающихся лицензированием строительной деятельности! Везде рекламируется, что если фирма успеет получить лицензию до 1 января 2009 года, то будет беззаботно существовать с ней до 1 января 2010 года, а то и дольше. И для этого «дольше» есть свои резоны, так как у нас всегда правая рука не знает, что творит левая.
В подтверждение этого — слова заместителя начальника отдела Департамента региональной градостроительной деятельности Министерства регионального развития РФ Любови Тиховодовой, которая сказала, что в течение 2009-2010 годов лицензии, действие которых закончится, будут переоформлены и продлены. Вот такое «замечательное» решение созрело в Министерстве регионального развития. Министерство считает, что если какое предприятие не сможет сориентироваться в новых условиях, то надо дать ему шанс и дополнительное время на решение задачи и возможность работать. Так что у представителей строительного бизнеса появляется шанс продлить лицензию не до начала, а до конца 2010 года. Ну, а там может еще что изменится.
Вот такой порочный круг в лицензировании! Я не хочу огульно говорить про все строительные организации, но в большинстве своем все предприятия идут по
этому порочному кругу, отдавая огромные деньги фирмам и чиновникам. Так стоит ли все это сохранять? Нужно ли за это цепляться?
Что предлагается взамен лицензирования? Госстрой России пытается повсеместно внедрить систему качества на основе государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 в строительно-монтажных организациях Российской Федерации. Но спор идет не о сертификации. Сегодня ее можно получить быстрее и дешевле, чем увядающую лицензию. Весь сыр-бор идет о создании саморегулируемых организаций.
Согласно Закона № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 1 января 2009 года к строительству серьезных объектов будут допущены только члены саморегулируемых организаций (СРО). Этим СРО передаются функции по допуску к работам, влияющим на безопасность объектов капстроительства, а также по организации контроля. Предполагается, что саморегулирование сможет улучшить положение дел в строительной сфере и повысит качество и безопасность строительных объектов.
Вышеуказанный закон предполагает, что эти самые СРО будут нескольких типов: для проведения изысканий, проектных работ и непосредственно осуществления строительной деятельности. Однако сегодняшняя практика показывает, что многие строительные компании занимаются всеми видами этих работ. Закон не дает ответа на вопрос как быть этим организациям, расформировываться и вступать в разные СРО?
Второй спорный момент для осуществления перехода в СРО — само по себе членство, которое влечет за собой солидный вступительный взнос и последующие
ежемесячные отчисления. Именно этот пункт противники отмены лицензирования выставляют одним из основных, мотивируя им, что малый и средний бизнес будет оттеснен от строительной деятельности строительной элитой. В этой связи все будет зависеть от того перечня работ, который будет отнесен к исключительной компетенции СРО. Понятно, что малярные работы не будут отнесены к допуску, но на них малое и среднее предпринимательство, не способное нести бремя содержания СРО, не выживет!
Третий спорный момент — чем обеспечивать пресловутое повышение ответственности СРО за результат своей деятельности. Есть два предложения: путем создания компенсационного фонда или страхованием строительных объектов. Хотя, по своей сути компенсационный фонд и призвать иметь значение как страховой. Но здесь речь идет о приходе на строительный рынок крупных страховых компаний и как следствие, этот приход поднимет себестоимость самого строительства. Все вместе взятое: вступительные взносы и страхование приведут к удорожанию строительства и ляжет на плечи потребителя.
И еще один очень важный момент: существующее законодательство весьма далеко от идеала и его надо дорабатывать. Противники отмены лицензирования пугают Конституционным судом, что принятый закон не соответствует нормам Конституции РФ. Но это все выполнимо, нужно только время и здравый смысл!
Источник: www.rmnt.ru
Отмена лицензирования строительной деятельности. Что теряем?
С 1 января 2009 года прекращается предоставление лицензий на осуществление проектирования зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, все это за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Срок действия ранее выданных лицензий на осуществление строительной деятельности продлевается до 1 января 2010 года. То есть в течение года будут совместно сосуществовать строители в двух ипостасях: с лицензиями и без.
Немного из истории вопроса. Государство решило, что очень много входит в его непосредственные обязанности и решило часть своих забот отдать народу. Так произошла отмена лицензирования деятельности арбитражных управляющих и оценщиков. Прошла тихо и незаметно. На очереди отмена лицензирования аудиторской и строительной деятельности.
И если насчет аудиторов все спокойно, без всплесков эмоций на государственном уровне — аудиторов не так много, а про их услуги, дай Бог, знают процентов пять нашего населения, то совершенно по-другому обстоит дело с лицензированием строительной деятельности. Здесь уже не один год ломаются копья с привлечением широкой общественности, законодателей и государевых людей и сроки этой самой отмены все время переносятся!
Действительно, вопрос очень сложный, вернее, очень ответственный. Пусть люди не знают, что такое лицензия, но уж со строительством или его плодами знаком абсолютно каждый. Особенно общественность волнует безопасность построенных объектов. Все думают, что рушащиеся здания строили нелицензированные строительные организации, попросту говоря — халтурщики.
Но контроль за строительными организациями только лицензирующим органом не исчерпывается, помимо лицензирования в действующем законодательстве существуют еще семь (. ) видов контроля этой деятельности! Так что дитя остается не без присмотра!
Строго говоря, само лицензирование ведет свое летоисчисление не от царя Гороха, закон о лицензировании, принят не так давно — в 2001 году и по словам
главы Федерального лицензионного центра еще не выработал свой ресурс.
Вспомните годы, в которые начиналось лицензирование, ту разруху, которая досталась от переходного периода от социализма к капитализму! Строительная
отрасль еле очнулась от жесточайшего кризиса, предприятия одно за другим за копейки пускались с молотка со всем своим скарбом. Создаваемые новые
предприятия на обломках строительных трестов, имели все: кадры (пусть и потрепанные перестройкой), технику, технологии. И предъявляемые к ним требования на лицензирование со стороны Госстроя были вполне выполнимы.
А что сейчас происходит в лицензировании предприятий на осуществление строительной деятельности? Начнем с получения лицензии.
Любое предприятие, задумавшее заняться строительством, должно получить лицензию на этот вид деятельности. Получение лицензии на любой вид строительной деятельности, а их что-то порядка 150 видов, предполагает:
— наличие грамотных специалистов, способных руководить процессом и знать технологии строительства;
— наличие квалифицированных рабочих тех специальностей, по которым запрашивается лицензия;
— материальную базу с необходимой техникой и инструментом.
Это так, кратенько и не полным перечнем, только основные моменты. На самом деле подумайте, где у нового предприятия все вышеперечисленные условия: и база, и специалисты, и рабочие? Выполнение всех пунктов для вновь организованного предприятия — блеф! В лучшем случае будет группа энтузиастов из нескольких человек, да кое-какая техника.
Это понятно всем, в том числе и лицензирующему органу. Но они смело дают лицензии, а потом так же смело их отнимают — это называется лицензионным контролем по соблюдению лицензионных требований. Немного цифр: в 2005-2006 годах была проведена проверка порядка 100 тысяч организаций строительного комплекса и в судебном порядке аннулировано 499 лицензий.
Но все новые и новые предприятия получают строительные лицензии. На этой ниве жирует огромное количество фирм-посредников, предлагающих свои услуги по ускорению процесса лицензирования. Они предлагают все, что необходимо: квалифицированных рабочих, грамотных инженеров-строителей, имеющих курсы повышения квалификации, технарей со всевозможными допусками — не подумайте, что эти фирмы работают как кадровые агентства, они предоставляют только документы. Да-да, только документы этих всех специалистов. Так называемые «мертвые души», только в другой форме: люди есть и живые, работают себе, каждый на своем предприятии и зачастую даже не знают, что их постоянно то принимают на работу в разные строительные организации, то увольняют.
У каждой фирмы-посредника есть набор документов, которые они ротируют не один год, на «мертвых душ» даже делаются курсы повышения квалификации, лишь бы только документы соответствовали требованиям Росстроя!
Что касается материальной базы: и здесь фирмы, предоставляющие услуги по лицензированию имеют свои документы на технику, здания и сооружения. На всю материальную базу надо только написать договор аренды с владельцем — лицензионные требования позволяют это сделать.
И все было бы понятно, если бы всем ведала только Москва — где уж ей одной уследить за всей Россией — нет в каждом регионе есть свой лицензионный центр, филиал федерального, ведающий получением лицензий. А уж они-то наперечет знают квалифицированных специалистов и существующие строительные базы по своему региону!
Для самых нетерпеливых соискателей лицензии, которые даже при либеральном отношении к ним в региональном филиале не могут получить лицензию, есть предложение от московских фирм, именно они могут помочь решить неразрешимый в регионе вопрос. Все решает цена.
Теперь представьте: лицензируется предприятие, не имеющее ни специалистов, ни рабочих, ни строительной базы, ни техники! Что они настроят? Им можно только доверить подметать улицы.
А как можно отнестись к зазывной рекламе: «Тем из вас, кто не может терять время на оформление лицензий, мы можем предложить приобрести готовую фирму с лицензией» — верх цинизма! Не надо иметь ничего для осуществления строительной деятельности, имей только деньги на покупку предприятия.
Процесс получения лицензий ясен, но куда денется счастливый обладатель оной, если у него ни кола, ни двора? А он спокойно будет сдавать свою лицензию в своеобразную аренду тем предприятиям, которые имеют кем и чем строить, но не имеют лицензии. Все это абсолютно технично решается одним росчерком пера.
Горячие денечки идут в фирмах, занимающихся лицензированием строительной деятельности! Везде рекламируется, что если фирма успеет получить лицензию до 1 января 2009 года, то будет беззаботно существовать с ней до 1 января 2010 года, а то и дольше. И для этого «дольше» есть свои резоны, так как у нас всегда правая рука не знает, что творит левая.
В подтверждение этого — слова заместителя начальника отдела Департамента региональной градостроительной деятельности Министерства регионального развития РФ Любови Тиховодовой, которая сказала, что в течение 2009-2010 годов лицензии, действие которых закончится, будут переоформлены и продлены. Вот такое «замечательное» решение созрело в Министерстве регионального развития. Министерство считает, что если какое предприятие не сможет сориентироваться в новых условиях, то надо дать ему шанс и дополнительное время на решение задачи и возможность работать. Так что у представителей строительного бизнеса появляется шанс продлить лицензию не до начала, а до конца 2010 года. Ну, а там может еще что изменится.
Вот такой порочный круг в лицензировании! Я не хочу огульно говорить про все строительные организации, но в большинстве своем все предприятия идут по
этому порочному кругу, отдавая огромные деньги фирмам и чиновникам. Так стоит ли все это сохранять? Нужно ли за это цепляться?
Что предлагается взамен лицензирования? Госстрой России пытается повсеместно внедрить систему качества на основе государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 в строительно-монтажных организациях Российской Федерации. Но спор идет не о сертификации. Сегодня ее можно получить быстрее и дешевле, чем увядающую лицензию. Весь сыр-бор идет о создании саморегулируемых организаций.
Согласно Закона № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 1 января 2009 года к строительству серьезных объектов будут допущены только члены саморегулируемых организаций (СРО). Этим СРО передаются функции по допуску к работам, влияющим на безопасность объектов капстроительства, а также по организации контроля. Предполагается, что саморегулирование сможет улучшить положение дел в строительной сфере и повысит качество и безопасность строительных объектов.
Вышеуказанный закон предполагает, что эти самые СРО будут нескольких типов: для проведения изысканий, проектных работ и непосредственно осуществления строительной деятельности. Однако сегодняшняя практика показывает, что многие строительные компании занимаются всеми видами этих работ. Закон не дает ответа на вопрос как быть этим организациям, расформировываться и вступать в разные СРО?
Второй спорный момент для осуществления перехода в СРО — само по себе членство, которое влечет за собой солидный вступительный взнос и последующие
ежемесячные отчисления. Именно этот пункт противники отмены лицензирования выставляют одним из основных, мотивируя им, что малый и средний бизнес будет оттеснен от строительной деятельности строительной элитой. В этой связи все будет зависеть от того перечня работ, который будет отнесен к исключительной компетенции СРО. Понятно, что малярные работы не будут отнесены к допуску, но на них малое и среднее предпринимательство, не способное нести бремя содержания СРО, не выживет!
Третий спорный момент — чем обеспечивать пресловутое повышение ответственности СРО за результат своей деятельности. Есть два предложения: путем создания компенсационного фонда или страхованием строительных объектов. Хотя, по своей сути компенсационный фонд и призвать иметь значение как страховой. Но здесь речь идет о приходе на строительный рынок крупных страховых компаний и как следствие, этот приход поднимет себестоимость самого строительства. Все вместе взятое: вступительные взносы и страхование приведут к удорожанию строительства и ляжет на плечи потребителя.
И еще один очень важный момент: существующее законодательство весьма далеко от идеала и его надо дорабатывать. Противники отмены лицензирования пугают Конституционным судом, что принятый закон не соответствует нормам Конституции РФ. Но это все выполнимо, нужно только время и здравый смысл!
Источник: www.wikistroi.ru