Норматив по тактической подготовке № 1.
(Сигналы управления и оповещения: сигнальными ракетами, дымами, рукой, флажками, лучом света (прожектором, фонарем), звуковыми средствами (стрельбой, свистом, ударами в металлические предметы). Сигналы и команды, подаваемые голосом и по средствам связи. Порядок действий по сигналам.
Сигналы управления и оповещения, как правило устанавливаются страшим командиром, все военнослужащие подразделения должны знать и точно действовать по установленным сигналам.
ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ
№ п/п | Сигнал | Условные обозначения | |
рукой | флажками | фонарем | |
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) | Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») | Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») | Фонарем с белым светом — серия точек |
Сбор командиров(начальников) | Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить | То же, с красным и желтым флажками в правой руке | Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруги |
К машинам | Поднять обе руки вверх и держать до исполнения | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча |
По местам | Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз |
Заводи | Правой рукой вращать впереди себя | То же, имея в правой руке желтый флажок | Фонарем с белым светом вращать впереди себя |
Глуши двигатель | Размахивать перед собой обеми опущенными руками | То же, имея в правой — руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг |
Марш(вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) | Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча | То же, с желтым флажком в правой руке | Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз |
Увеличить дистанцию | Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку |
Уменьшить дистанцию | Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку |
Стой(стоп) | Поднять левую руку в вверх и быстро спустить вниз перед собой, повторяя до исполнения | То же, с красным флажком в левой руке | Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз |
В линию машин | Вытянуть обе руки горизонтально в сторону и держать до отзыва | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча |
В линию колонн | В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг |
В линию ротных колонн: поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете | |
В колонну | Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) | То же, с желтым флажком в правой руке | Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва |
Все кругом | Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя |
Все направо(налево) | Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота |
Авария(вынужденная остановка) | Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45° | Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча |
Ремонт поворота. Инкубатор Норма Луппер.
Авдонькина И.В. Тема: Норма времени
Заключительная часть – 5 минут
— Напомнить тему и цели занятия.
— Подвести итоги занятия.
— Напомнить рекомендованную литературу необходимую для самостоятельной подготовки.
ИсточникСодержание нормативов, отрабатываемых на занятии Норматив по инженерной подготовке № 1
Место отрывки окопа указывается командиром отделения. Окоп отрыть и замаскировать местными материалами.
Время отсчитывается от команды «К отрывке окопа приступить» до доклада о его готовности.
Окоп для стрельбы из автомата лежа
Норматив по тактической подготовке №4
Условия выполнения норматива
Оценка по времени
Действия подразделений в обороне по занятию укрытий
Личный состав на позиции (в траншее, окопах). По команде «Отделение, в укрытие» личный состав укрывается в щели (блиндаже). Командиры и наблюдатели остаются на позиции и ведут наблюдение.
Время отсчитывается от команды на занятие укрытия до размещения в нем последнего военнослужащего.
Норматив по тактической подготовке № 7
Условия выполнения норматива
Оценка по времени
Смена огневой позиции в обороне.
Военнослужащий находится на огневой позиции. Оружие приведено в боеготовое состояние. Новая (запасная) огневая позиция указана и находится в траншее или ходе сообщения на удалении 20 м.
По команде «На указанную (запасную) огневую позицию – к бою» военнослужащий ставит оружие на предохранитель, переводит в походное положение, укладывает боекомплект и передвигается на указанную позицию.
Заняв новую огневую позицию, переводит оружие в боевое положение, раскладывает боекомплект и докладывает: «К бою готов».
Время отсчитывается от команды на смену огневой позиции до доклада о готовности к бою.
Первый учебный вопрос. «Выбор места для стрельбы, оборудование и маскировка окопа. Подготовка к бою» — 50 мин.
Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Довожу до обучаемых, как необходимо солдату выбирать место для стрельбы при переходе к обороне в условиях отсутствия соприкосновения с противником, а также требования, которым должно оно удовлетворять. После этого показываю на слайде, как необходимо правильно выбрать место для стрельбы на указанном рубеже.
Затем довожу до обучаемых последовательность оборудования и маскировки солдатом окопа для стрельбы лежа из автомата (ручного пулемета) в выбранном им месте для стрельбы.
Затем довожу до студентов порядок действий солдата при подготовке к бою.
ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ, ОБОРУДОВАНИЕИ МАСКИРОВКА ОКОПА
При переходе к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником солдат, получив задачу, прежде всего, должен отыскать на местности небольшое естественное укрытие или воронку от бомбы (снаряда), быстро укрыться от огня противника и изготовиться к бою. Если поблизости нет никакого укрытия, то необходимо быстро окопаться.
Прежде чем приступить к окапыванию, из положения лежа проводится краткое изучение местности. При этом особое внимание обращается на такие места, как небольшие складки, низины, канавы, борозды на пашне и другие укрытия, которые могут использоваться противником для скрытного приближения к позиции.
Отрывка одиночного окопа для стрельбы лежа под огнем противника производится следующим образом (рис. 1): на выбранном месте солдат кладет оружие правее себя на расстоянии вытянутой руки стволом в сторону противника; повернувшись на левый бок, вынимает пехотную лопату из чехла; затем, взяв черенок лопаты обеими руками, ударами на себя подрезает дерн; сняв дерн, кладет его в стороне, чтобы после отрывки окопа его можно было использовать для маскировки бруствера.
Земля выбрасывается вначале вперед, а в последующем в стороны, чтобы предохранить себя от поражения пулями и осколками снарядов или мин.
Во время работы голову надо держать возможно ближе к земле, но так, чтобы можно было вести непрерывное наблюдение за противником.
Рис. 1. Последовательность отрывки одиночного окопа
Отрыв переднюю часть окопа на глубину примерно 20 см, солдат отодвигается немного назад и продолжает отрывку остальной части. Окоп по ширине должен быть 60 см, а по длине — 170 см. По окончании работы бруствер маскируется под цвет окружающей местности.
Особое внимание при этом обращается на высоту бруствера.
Если противник не проявляет активности, то работа по совершенствованию окопа продолжается. Углубляя и приспосабливая его для стрельбы с колена на глубину 60 см (рис. 2), а затем отрывая для стрельбы стоя до 110 см.
При благоприятных условиях, когда противник ведет себя пассивно, по указанию командира отделения или самостоятельно одиночные окопы соединяются между собой в окоп на отделение, который доводится до полного профиля. С этой целью солдат, не выходя из окопа, отрывает соединительный ход к своему соседу слева. Последовательность работы такая же, как и при отрывке одиночного окопа.
Рис. 2. Окоп для стрельбы из автомата с колена
Если перед окопом имеется кустарник или высокая трава, то для лучшего обзора и обстрела производится расчистка, но это делается незаметно для противника. Кроме того, в предвидении ночного боя автоматы и пулеметы без ночных прицелов готовятся к ведению огня ночью.
Для автомата в этом случае делается в бруствере желобок и используются колышки-ограничители. Желобок в бруствере готовится с таким расчетом, чтобы положенный в него автомат был наведен в указанном командиром направлении. Края желоба утрамбовываются и обкладываются дерном.
Колышки-ограничители забиваются по два у цевья и приклада автомата. По возможности колышки заменяются рогатками.
При подготовке пулемета для ведения огня ночью могут использоваться различные приспособления для установки под приклад.
При занятии обороны вне соприкосновения с противником имеется возможность более тщательно выбрать и полно оборудовать место для стрельбы (огневую позицию), установить заграждения и при необходимости произвести расчистку сектора обстрела и выполнить другие задачи.
Однако, независимо от того, в каких условиях занимается оборона, всегда нужно проявлять бдительность и готовность применить оружие, непрерывно наблюдать за местностью, особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости, когда наиболее вероятно внезапное нападение противника.
Второй учебный вопрос. «Уничтожение атакующих танков и пехоты противника» — 40 мин.
Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Довожу до обучаемых порядок действий солдата в обороне с переходом танков и пехоты противника в атаку. Затем на слайдах показываю действия солдата по уничтожению пехоты противника огнем из автомата (ручного пулемета), а также его танков и пехоты, прорвавшихся к переднему краю обороны, ручными противотанковыми и осколочными гранатами.
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА ПРИ ОТРАЖЕНИИ АТАКИ ПРОТИВНИКА
До начала огневой подготовки и общего наступления противника отдельные его группы будут пытаться вести разведку, проделывать проходы в минно-взрывных заграждениях или проникнуть в глубину обороны. Эти группы уничтожаются назначенными дежурными огневыми средствами, личный состав которых находится в постоянной готовности к немедленному открытию огня с запасных или временных огневых позиций. Остальные солдаты в это время находятся в готовности к отражению атаки противника и одновременно совершенствуют инженерное оборудование огневых позиций (мест для стрельбы).
С началом огневой подготовки противника солдат, если он не наблюдатель, по команде (сигналу) командира укрывается в перекрытой щели или блиндаже в готовности быстро занять огневую позицию (место для стрельбы).
Будучи наблюдателем солдат находится в своем окопе и наблюдает за действиями противника. О результатах наблюдения докладывает командиру отделения.
В случае применения противником отравляющих веществ солдат быстро надевает противогаз.
С переходом противника в атаку по сигналу наблюдателя или команде командира отделения солдат занимает огневую позицию (место для стрельбы) и изготавливается к бою. Огонь по атакующей пехоте он открывает по команде командира отделения, когда пехота выходит на дальность действительного огня. До этого огонь по противнику ведут артиллерия, танки, боевые машины пехоты, противотанковые ракетные комплексы и другие огневые средства.
Солдат в это время внимательно наблюдает за действиями противника, докладывает обо всем замеченном своему командиру и выбирает цели, которые он будет уничтожать по мере их приближения. В последующем, с приближением противника, огонь ведется самостоятельно.
Солдату необходимо помнить, что его огонь особенно эффективен в тот момент, когда противник вынужден замедлить атаку при преодолении заграждений перед передним краем. Главная задача каждого солдата — не допустить противника на позицию. Если все же противник подойдет к позиции, то солдат уничтожает его огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке.
При отражении атаки пехоты противника с танками гранатометчик уничтожает танки и другие бронированные машины, а пулеметчик и стрелки отсекают пехоту.
Если к позиции (окопу) приближается танк противника, и его не удалось уничтожить из гранатомета, то нужно выждать, пока он подойдет на расстояние 25-30 м. На таком близком расстоянии танк уже своим огнем не опасен, так как даже при самом большом склонении пушки и пулемета их огонь не может поразить солдата. Этот момент надо использовать для броска противотанковой гранаты.
Не исключена возможность, что брошенная солдатом противотанковая граната не поразит танк, в этом случае надо отскочить по траншее в сторону или лечь на дно траншеи, а когда танк пройдет, быстро встать и бросить гранату в борт или кормовую часть танка. После взрыва изготовиться к стрельбе для поражения экипажа, покидающего пораженный танк (рис. 1)
Рис. 1. Уничтожение танка противотанковой гранатой в борт.
В отдельных случаях по приказу командира отделения для борьбы с танками противника может назначаться солдат, который, используя рельеф местности, под прикрытием огня отделения или дымов выдвигается с противотанковыми гранатами к цели и уничтожает ее.
После отражения атаки противника солдат восстанавливает свой окоп, пополняет боеприпасы и готовится к отражению последующих атак.
Третий учебный вопрос. «Уничтожение противника, ворвавшегося в траншею. Смена места для стрельбы.
Действия при отходе» — 45 мин.
объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Довожу до обучаемых порядок действий солдата по уничтожению пехоты противника, ворвавшейся в траншею. Затем на слайдпоказываю действия солдата по ее уничтожению с применением холостых патронов, а также ручными осколочными гранатами с применением их макетов.
После показа приказывает командиру курсантского взвода выдать обучаемым средства имитации, указывает отделениям боевые позиции и подает команду на их занятие. С занятием обучаемыми мест для стрельбы на указанных боевых позициях подает команду «К бою». Обучаемые заряжают оружие и готовят ручные гранаты (макеты).
Преподаватель голосом доводит тактическую обстановку. Обучаемые устанавливают в траншеях ежи и рогатки, с обнаружением в траншее пехоты противника уничтожают ее огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке. Преподаватель и командир курсантского взвода контролируют действия обучаемых, при необходимости поправляют их.
Оценивают каждого курсанта.
Затем преподаватель вызывает к себе обучаемых, проверяет у них оружие на разряженность и доводит до них, как осуществляется солдатом смена места для стрельбы (огневой позиции) при бое за удержание позиции отделения. На командире курсантского взвода (подготовленном курсанте) показывает действия солдата при смене места для стрельбы, обращает внимание, что при передвижении оружие ставится на предохранитель.
После показа, указывает отделениям боевые позиции и подает команду на их занятие. С занятием обучаемыми мест для стрельбы на указанных боевых позициях подает команду «К бою». Обучаемые заряжают оружие.
Преподаватель голосом доводит тактическую обстановку, вместе с командиром курсантского взвода указывает каждому обучаемому запасное место для стрельбы в траншее или ходе сообщения. Поочередно подает обучаемым команды на смену места для стрельбы.
По команде каждый обучаемый ставит оружие на предохранитель, скрытно по траншее или ходу сообщения выдвигается на запасное место для стрельбы и изготавливается к бою. Преподаватель и командир курсантского взвода контролируют действия обучаемых, при необходимости поправляют их.
Убедившись, что курсанты действуют правильно, преподаватель переходит к выполнению норматива по тактической подготовке № 7 «Смена огневой позиции». Преподаватель и командир курсантского взвода контролируют действия обучаемых, оценивают каждого курсанта.
Преподаватель вызывает к себе обучаемых и доводит до них порядок действий солдата при отходе. Затем на командире курсантского взвода и подготовленном курсанте показывает обучаемым действия солдата по обеспечению отхода своего соседа и при осуществлении перебежек в ходе отхода на другую позицию.
После показа приказывает командиру курсантского взвода выдать обучаемым средства имитации, указывает отделениям боевые позиции и подает команду на их занятие. Вместе с командиром курсантского взвода разбивает обучаемых на позициях отделений на пары. С занятием обучаемыми мест для стрельбы на указанных боевых позициях подает команду «К бою». Обучаемые заряжают оружие.
Преподаватель голосом доводит тактическую обстановку и приказывает отойти отделениям на рубеж в глубине обороны. Обучаемые попарно осуществляют отход на указанный рубеж. При этом один из обучаемых прикрывает огнем своего соседа, осуществляющего перебежку. Преподаватель и командир курсантского взвода контролируют действия обучаемых, при необходимости поправляют их.
Оценивают действия каждого курсанта.
Отработав учебный вопрос, преподаватель вызывает к себе обучаемых, проверяет у них оружие на разряженность и проводит краткий разбор, в ходе которого указывает им на выявленные недостатки.
ИсточникУсловия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива № 1
Обучаемый с оружием в исходном положении в 10 метрах от огневой позиции (места для стрельбы). Автомат, ручной пулемет в положении «на ремень». Магазин, снаряженный пятью учебными патронами в сумке. Сумка застегнута.
Оружие на предохранителе, хомутик прицела автомата установлен в положении «П», а у пулемета прицел — на «1» и целик на «0».
Порядок выполнения норматива
Руководитель занятия указывает обучаемым огневую позицию (место для стрельбы), положение для стрельбы, сектор стрельбы и подает команду «К БОЮ». Обучаемый изготавливается к стрельбе (переводит оружие из походного положения в боевое, заряжает оружие) и докладывает «Такой-то к бою готов».
Время отсчитывается от команды «К БОЮ» до доклада «Такой-то к бою готов».
Методические указания по
отработке норматива
На учебном месте [на исходном рубеже и рубеже открытия огня (огневой позиции)] военнослужащие отрабатывают свои действия при изготовке к стрельбе из различных положений, как одиночно, так и в составе смен.
Учебное место оборудуется мишенями на укороченных дальностях, огневой позицией с расположенными на ней местными предметами (пень, камень, и т.п.), окопами, воронками и т.д. Количество укрытий должно обеспечивалась возможность использования нескольких вариантов занятия огневой позиции обучаемым (сменой), в зависимости от решения руководителя занятия или постановки боевой задачи командиром.
Между исходным рубежом и огневой позицией должно быть не менее 10 метров.
Подготовительные действия, не входящие в условия норматива № 1
Действия
руководителя
Действия
обучаемого
Порядок
выполнения приема
1. Подает команду: «Такому-то (очередной смене) получить на пункте боепитания учебные патроны», «Раздатчику боеприпасов (начальнику пункта боепитания), выдать такому-то (смене) по пять учебных патронов». Контролирует порядок выполнения приема. Фиксирует ошибки.
Получает учебные патроны и снаряжает ими магазин
Обучаемый (смена) получает на пункте боепитания учебные боеприпасы поштучно или в снаряженном магазине по раздаточно-сдаточной ведомости (у раздатчика боеприпасов на исходном рубеже только в снаряженном магазине).
Осматривает их, снаряжает патронами магазин, укладывает магазины в сумку. Если боеприпасы получены в снаряженном магазине, то проверяет наличия патронов в нём по контрольному отверстию в магазине.
Под руководством старшего смены следует на исходный рубеж.
2. Уточняет каждому порядок выполнения норматива (огневую позицию, место и положение для стрельбы, сектор стрельбы и порядок выдвижения на рубеж открытия огня).
Слушает руководителя занятия и запоминает дальнейшие свои действия
Порядок выполнения норматива № 1
Действия
руководителя
Действия
обучаемого
Порядок
выполнения приема
1. Подает команду: «К БОЮ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива.
Фиксирует ошибки снижающие оценку.
1. Шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись) в соответствии с поставленной задачей выдвигается на рубеж открытия огня.
Обучаемый намечает путь выдвижения и, применяясь к местности, быстро выдвигается на рубеж открытия огня.
При движении автомат (пулемет) удерживает одной или двумя руками, как удобнее. Ноги сошки пулемета при этом должны быть разведены.
2. Занимает указанную огневую позицию на рубеже открытия огня в соответствии с поставленной задачей.
Обучаемый выбирает такое место на огневой позиции, которое обеспечивает наилучший обзор и обстрел, укрывает его от наблюдения и огня противника и позволяет удобно выполнять приемы стрельбы.
3. Изготавливается к стрельбе:
Для принятия положения для стрельбы лежа из автомата обучаемый берет автомат правой рукой за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед, одновременно делает полный шаг правой ногой вперед и немного вправо.
Наклоняясь вперед, опускается на левое колено и ставит левую руку на землю впереди себя, пальцами вправо затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, ложится на левый бок и быстро поворачивается на живот, раскидывает ноги слегка в стороны носками наружу.
Автомат укладывает цевьем на ладонь левой руки.
Для принятия положения для стрельбы лежа из пулемета обучаемый берет пулемет правой рукой за ствольную накладку и цевье, одновременно делает полный шаг правой (левой) ногой вперед и, наклоняясь вперед, ставит пулемет на сошку в направлении стрельбы.
Не разгибаясь, опирается обеими руками о землю, отбрасывает ноги назад и ложится на живот, раскинув ноги носками наружу.
Для принятия положения для стрельбы с колена обучаемый берет автомат (пулемет) в правую руку за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед, одновременно отставляет правую ногу назад, опускается на правое колено и приседает на каблук. При этом голень левой ноги должна остаться в вертикальном положении, а бедра составлять угол, близкий к прямому.
Перекладывает автомат (пулемет) цевьем в левую руку, направив его в сторону цели.
Для принятия положения для стрельбы стоя обучаемый поворачивается вполоборота направо по отношению к направлению на цель и, не приставляя левой ноги, отставляет ее влево примерно на ширину плеч, как удобнее автоматчику (пулеметчику), распределив при этом тяжесть тела равномерно на обе ноги. Одновременно подхватывает автомат (пулемет) левой рукой снизу за цевье и ствольную накладку и энергично подает его дульной частью вперед, в сторону цели.
Для заряжания автомата (пулемета) обучаемый присоединяет к нему снаряженный магазин.
Снимает оружие с предохранителя.
Ставит переводчик на необходимый вид огня.
Энергично отводит затворную раму назад до отказа и отпускает ее.
Ставит автомат (пулемет) на предохранитель и переводит правую руку на пистолетную рукоятку.
Докладывает, например: «Рядовой Иванов, к бою готов».
2. После доклада останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.
Слушает руководителя занятия и запоминает своё время выполнения норматива
Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1
Вид оружия
Оценка по времени (секунд)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
Автомат
7
8
10
Ручной пулемет
11
12
14
Дальнейшие действия, не входящие в условия норматива № 1
Действия
руководителя
Действия
обучаемого
Порядок
выполнения приема
1. Подает команду: «ОГОНЬ» или, например: «Такому-то (автоматчику или пулеметчику такому-то), по наблюдателю, четыре, под цель — ОГОНЬ». Контролирует порядок выполнения приема. Фиксирует ошибки.
Для установки прицела обучаемый, приблизив автомат (пулемет) к себе, большим и указательным пальцами правой руки сжимает защелку хомутика и передвигает хомутик до совмещения его переднего среза с риской (делением) под соответствующей цифрой на прицельной планке.
Установку прицела у пулемета можно производить и по шкале, нанесенной на обратной (нижней) стороне прицельной планки.
Для установки целика обучаемый оттягивает маховичок винта целика несколько вправо и вращением его совмещает риску под прорезью гривки с нужным делением.
Обучаемый нажимает большим пальцем правой руки на выступ переводчика, поворачивает переводчик вниз: до первого щелчка — для ведения автоматического огня (АВ), до второго щелчка — для ведения одиночного огня (ОД).
Обучаемый, не теряя цели из виду, упирает приклад автомата (пулемета) в плечо так, чтобы ощущалось плотное прилегание к плечу всего затыльника; указательный палец правой руки (первым суставом) накладывает на спусковой крючок.
Наклоняет голову немного вперед и, не напрягая шеи, правую щеку прикладывает к прикладу.
Обучаемый удерживает автомат левой рукой за цевье или за магазин, а правой за пистолетную рукоятку, а пулемет: при стрельбе из положения лежа и из окопа стоя или с колена — левой рукой за шейку приклада или за приклад снизу, а правой рукой за пистолетную рукоятку; при стрельбе из положения с колена и стоя вне окопа — левой рукой за цевье или магазин, а правой рукой за пистолетную рукоятку (как и автомат).
При стрельбе из положения лежа и из окопа стоя или с коленаобучаемый ставит локти на землю в наиболее удобное положение (примерно на ширину плеч).
При стрельбе из положения с колена вне окопаобучаемый ставит локоть левой руки на мякоть левой ноги у колена или несколько спускает с него, а локоть правой руки приподнимает примерно на высоту плеча.
При стрельбе из положения стоя вне окопаобучаемый прижимает локоть левой руки к боку около сумки для гранат, если автомат (пулемет) удерживается за магазин, а локоть правой приподнимает примерно на высоту плеча.
Если при прикладе используется ремень для более прочного удержания автомата (пулемета) при стрельбе, то обучаемый помещает ремень под кистью левой руки так, чтобы он прижимал ее к цевью.
Обучаемый зажмуривает левый глаз, а правым смотрит через прорезь прицела на мушку так, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина ее была наравне с верхними краями гривки прицельной планки, т. е. берет ровную мушку.
Задерживает дыхание на выдохе, перемещением локтей, а если нужно, корпуса и ног, подводит ровную мушку к точке прицеливания и нажимает на спусковой крючок первым суставом указательного пальца правой руки.
При прицеливании следит за тем, чтобы гривка прицельной планки занимала горизонтальное положение.
Прочно удерживая автомат (пулемет) и затаив дыхание, обучаемый продолжает плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока курок незаметно для автоматчика (пулеметчика) не спустится с боевого взвода, т. е. пока не произойдет выстрел.
Если при прицеливании ровная мушка значительно отклоняется от точки прицеливания, обучаемый, не усиливая и не ослабляя давления на спусковой крючок, уточняет наводку и вновь усиливает нажим на спусковой крючок.
Если автоматчик (пулеметчик), нажимая на спусковой крючок, почувствует, что не может больше не дышать, он, не усиливая и не ослабляя нажима пальцем на спусковой крючок, возобновляет дыхание и, вновь задержав его на выдохе, уточняет наводку и продолжает нажим на спусковой крючок.
Делает один выстрела с использованием учебного патрона.
Докладывает, например: «Рядовой Иванов, стрельбу закончил».
Ставит оружие на предохранитель.
П р и м е ч а н е: Дальнейшие действия обучаемых на огневом рубеже осуществляются в соответствие с условиями выполнения норматива № 2.
Источник