План- конспект по огневой подготовке
Из автомата (пулемёта) ведётся автоматический или одиночный огнь. Автоматический огонь является основным видом огня: он ведётся короткими (до 5 выстрелов) и длинными (из автомата — до 10 выстрелов, из пулемёта — до 15 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина ёмкостью: у автомата — на 30 патронов, у пулемёта — на 45 патронов.
Магазины автомата и пулемёта взаимозаменяемы.
Прицельная дальность стрельбы у автомата (пулемёта) 1000 метров. Наиболее действенный огонь по наземным целям: у автомата — на дальности 500 метров, у пулемёта — на дальности 600 метров.
Оценить
План-конспект
для проведения занятия
по огневая подготовка
Тема : «Автомат Калашникова».
Занятие №1: «5,45мм автомат Калашникова АК – 74 (5,45мм )».
Вид учебного занятия: Групповое занятие.
1. Совершенствовать знания по требованиям безопасности при стрельбе из стрелкового оружия и обращении с боеприпасами.
Видеолекция № 1
2. Изучить назначение, боевые свойства и устройство автомата АК — 74 и производить неполную и полную разборку автомата (пулемёта).
3. Воспитывать чувство гордости за отечественное оружие.
4. Воспитывать у обучаемых любовь и бережное отношение к оружию.
Время на проведение занятия: 2 учебных часа
Место проведения занятия: класс.
Методы обучения: дискуссия, активный диалог.
Обучаемые: Направление ДПВС.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Плакат, Лениздат, 1987г..
2. Технические средства обучения:
мультимедийный проектор – 1.
Первый учебный вопрос: «Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка».
1. «Назначение, боевые свойства, общее устройство» — до 25 минут.
Обучаемые записывают — 5,45 мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием, а 5,45мм ручной пулемёт Калашникова является оружием стрелкового отделения. Они предназначены для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык — нож.
Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещённости к автомату АК — 74Н, АКС — 74Н и пулемётам РПК — 74Н, РПКС — 74Н присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ).
Для стрельбы из автомата (пулемёта) применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями.
Из автомата (пулемёта) ведётся автоматический или одиночный огнь. Автоматический огонь является основным видом огня: он ведётся короткими (до 5 выстрелов) и длинными (из автомата — до 10 выстрелов, из пулемёта — до 15 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина ёмкостью: у автомата — на 30 патронов, у пулемёта — на 45 патронов.
Магазины автомата и пулемёта взаимозаменяемы.
Прицельная дальность стрельбы у автомата (пулемёта) 1000 метров. Наиболее действенный огонь по наземным целям: у автомата — на дальности 500 метров, у пулемёта — на дальности 600 метров, а по самолётам, вертолётам и парашютистам у автомата и пулемёта — на дальности до 500 метров. Сосредоточенный огонь из автоматов и пулемётов по наземным групповым целям ведётся на дальности до 1000 метров.
Как делать презентацию? Индивидуальный проект
Дальность прямого выстрела: у автомата по грудной фигуре — 440 метров, по бегущей фигуре — 625 метров; у пулемёта по грудной фигуре — 460 метров, по бегущей фигуре — 640 метров.
Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту. Боевая скорострельность: при стрельбе очередями из автомата — до 100, из пулемёта — до 150 выстрелов в минуту; при стрельбе одиночными выстрелами из автомата — до 40, из пулемёта — до 50 выстрелов в минуту.
Вес автомата без штык — ножа со снаряженным патронами пластмассовым магазином: АК — 74 — 3,6 кг; АК — 74Н — 5,9 кг; АКС — 74Н — 5,8 кг; АКС — 74 — 3,5 кг. Вес штык — ножа с ножнами — 490 гр.
Вес пулемёта со снаряженным патронами пластмассовым магазином: РПК — 74 — 5,46 кг; РПК — 74Н — 7,76 кг; РПКС — 74 — 5,61 кг; РПКС — 74Н — 7,91 кг.
Далее преподаватель рассказывает, что автомат (пулемёт) состоит из следующих частей и механизмов:
-ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;
-крышки ствольной коробки;
-затворной рамы с газовым поршнем;
-ударно — спускового механизма;
-газовой трубки со ствольной накладкой;
Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз — компенсатор и штык — нож, а у пулемёта — пламегаситель и сошка.
При объяснении общего устройства преподаватель использует автомат в разобранном виде, пулемёт, а также стенд и плакат по автомату и пулемёту.
Преподаватель объясняет, что в комплект автомата (пулемёта) входят: принадлежности — ремень сумка (у пулемёта две сумки) для магазинов; в комплект автомата (пулемёта) со складывающимся прикладом, кроме того, входит чехол для автомата (пулемёта) с карманом для магазина, а в комплект автомата (пулемёта) с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальный.
Неполная разборка и сборка
Прежде чем приступить к объяснению практической разборке и сборке автомата (пулемёта) преподаватель доводит курсантам общие требования и правила разборки и сборки.
Разборка автомата (пулемёта) может быть неполная и полная: неполная — для чистки, смазки и осмотра автомата (пулемёта); полная — для чистки при сильном загрязнении автомата (пулемёта), после нахождения его под дождём или в снегу и при ремонте. Излишне частая разборка автомата (пулемёта) вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов.
Разборку и сборку автомата (пулемёта) производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять лишних усилий и резких ударов.
При сборке автомата (пулемёта) сличать номера на его частях; у каждого автомата (пулемёта) номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки и других частях.
Обучение разборке и сборке на боевых автоматах (пулемётах) допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами.
Порядок неполной разборки автомата (пулемёта) и сборки его после неполной разборки.
Перед разборкой пулемёта установить его на сошку дульной частью влево, для чего освободить ножки сошки от пружинной застёжки и отвести сошку от ствола так, чтобы её ножки заняли фиксированное положение. В конце сборки пулемёта сложить ножки сошки, для чего, удерживая пулемёт левой рукой в вертикальном положении, правой рукой (несколько сводя ножки сошки) прижать к стволу и закрепить пружинной застёжкой.
Преподаватель, имея на столе два автомата, приступает к рассказу и показу порядка неполной разборки автомата (пулемёта). Обучаемые выполняют операции вместе с преподавателем.
Рассказ и показ необходимо производить в следующем порядке, например:
Отделить магазин. Удерживая автомат (пулемёт) левой рукой за шейку приклада или цевьё, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защёлку, подать нижнюю часть магазина вперёд и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик огня вниз, поставить его в положение «АВ» или «ОД»; отвести рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
При разборке автомата (пулемёта) с ночным прицелом после отделения магазина отделить ночной прицел, для чего отвести ручку зажимного устройства влево и назад, сдвига прицел назад, отделить его от автомата (пулемёта).
Выполнение последующих операций преподаватель поясняет в установленном порядке:
-вынуть пенал с принадлежностями из гнезда приклада;
-отделить у автомата дульный тормоз — компенсатор, у пулемёта — пламегаситель;
-отделить крышку ствольной коробки;
-отделить возвратный механизм;
-отделить затворную раму с затвором;
-отделить затвор от затворной рамы; отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Преподаватель акцентирует внимание обучаемых на том, что неполная разборка автомата (пулемёта) закончена и отвечает на вопросы курсантов.
Порядок сборки автомата (пулемёта) после неполной разборки преподаватель объясняет и показывает в том же порядке, например: называет операцию — присоединить газовую трубку со ствольной накладкой; выполняет операцию, объясняет: удерживая автомат (пулемёт) левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью пенала с принадлежностями замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
И дальше объясняет в следующем порядке:
-присоединить затвор к затворной раме;
-присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке;
-присоединить возвратный механизм;
-присоединить крышку ствольной коробки;
-спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель;
-присоединить у автомата дульный тормоз — компенсатор, у пулемета — пламегаситель;
-вложить пенал в гнездо приклада;
-присоединить магазин к автомату (пулемёту).
Второй учебный вопрос: «Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе и способы их устранения».
При выстреле часть пороховых газов, следующих за пулей, устремляется через отверстие в стенке ствола в газовую камеру, давит на переднюю стенку газового поршня и отбрасывает поршень и затворную раму с затвором в заднее положение. При отходе затворной рамы назад происходит отпирание затвора, затвор извлекает из патронника гильзу и выбрасывает её наружу, затворная рама сжимает возвратную пружину и взводит курок (ставит его на боевой взвод автоспуска).
В переднее положение затворная рама с затвором возвращается под действием возвратного механизма, затвор при этом досылает очередной патрон из магазина в патронник и закрывает канал ствола, а затворная рама выводит, шептало автоспуска из — под взвода автоспуска курка. Курок становится на боевой взвод. Запирание затвора осуществляется его поворотом вокруг продольной оси вправо, в результате чего боевые выступы затвора заходят за боевые упоры ствольной коробки.
Если переводчик огня установлен на автоматический огонь, то стрельба будет продолжаться до тех пор, пока нажат спусковой крючок и в магазине есть патроны.
Если переводчик огня установлен на одиночный огонь, то при нажатии на спусковой крючок произойдёт только один выстрел; для производства следующего выстрела необходимо отпустить спусковой крючок и нажать его снова.
Путём опроса преподаватель определяет степень усвоения изученного вопроса.
Ствол служит для направления полёта пули. Внутри ствол имеет канал с четырьмя нарезами, вьющимися слева вверх направо. Нарезы служат для придания полёту пули вращательного движения. Промежутки между нарезами называются полями.
Расстояние между двумя противоположными полями (по диаметру) называется калибром канала ствола; он равен 5,45 мм.
В казённой части канал гладкий и сделан по форме гильзы; эта часть канала служит для помещения патрона и называется патронником. Переход от патронника к нарезной части канала ствола называется пульным входом.
Снаружи ствол имеет основание мушки с резьбовым выступом для навинчивания дульного тормоза — компенсатора (пламегасителя) и насадки для холостой стрельбы и с газовой камерой, соединительную муфту цевья, основание для крепления газовой трубки и крышки ствольной коробки с фиксатором и на казённом срезе вырез для зацепа выбрасывателя.
Пламегаситель служит для уменьшения величины звука и пламени при выстреле.
Основание мушки выполнено совместно с газовой камерой; оно имеет отверстие для полозка мушки, предохранитель мушки, резьбовой выступ для навинчивания пламегасителя, фиксатор с пружиной и прилив с проушиной для крепления ремня. Фиксатор удерживает от свинчивания пламегаситель.
Газовая камера служит для направления пороховых газов из ствола на газовый поршень затворной рамы. Она имеет газоотводное отверстие, патрубок с каналом для газового поршня и с отверстиями для выхода пороховых газов.
Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, для обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора. В ствольной коробке помещается ударно-спусковой механизм. Сверху коробка закрывается крышкой.
Ствольная коробка имеет:
— внутри — вырезы для запирания затвора, задние стенки которых являются боевыми упорами; отгибы и направляющие выступы для направления движения затворной рамы и затвора; отражательный выступ для отражателя гильз; перемычку для скрепления боковых стенок; выступ для зацепа магазина и по одному овальному выступу на боковых стенках для направления магазина.
Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные дальности. Оно состоит из поворотного целика и мушки.
Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы, помещённые в ствольной коробке. С правой стороны она имеет ступенчатый вырез для прохода выбрасываемых наружу гильз и для движения рукоятки затворной рамы; сзади — отверстие для выступа направляющего стержня возвратного механизма.
Приклад и пистолетная рукоятка служит для удобства действия автоматом при стрельбе.
Затворная рама с газовым поршнем служит для приведения в действие затвора и ударно — спускового механизма.
Затворная рама имеет: внутри — канал для возвратного механизма и канал для затвора; сзади — предохранительный выступ; по бокам — пазы для движения затворной рамы по отгибам ствольной коробки; с правой стороны — выступ для опускания (поворота) рычага автоспуска и рукоятку для пере заряжания автомата; снизу — фигурный вырез для помещения в нём ведущего выступа затвора и паз для перехода отражательного выступа ствольной коробки. В передней части затворной рамы укреплён газовый поршень.
Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона). Он состоит из остова, ударника, выбрасывателя с пружиной и осью, шпильки.
Ударник имеет боёк и уступ для шпильки.
Выбрасыватель с пружиной служит для извлечения гильзы (патрона) из патронника и удержания её (его) до встречи с отражательным выступом ствольной коробки. Выбрасыватель имеет зацеп для захвата гильзы, гнездо для пружины и вырез для оси.
Шпилька служит для закрепления ударника и оси выбрасывателя.
Возвратный механизм служит для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение. Он состоит из возвратной пружины, направляющего стержня, подвижного стержня и муфты.
Направляющий стержень имеет на заднем конце упор для пружины, пятку с выступами для соединения со ствольной коробкой и выступ для удержания крышки ствольной коробки.
Подвижный стержень на переднем конце имеет загибы для надевания муфты.
Газовая трубка со ствольной накладкой состоит из газовой трубки, переднего и заднего колец, ствольной накладки, металлического полукольца.
Газовая трубка служит для направления движения газового поршня. Она имеет направляющие рёбра. Передним концом газовая трубка надевается на патрубок газовой камеры.
Ствольная накладка служит для предохранения рук автоматчика от ожогов при стрельбе. Она у автомата (пулемёта) может быть деревянная или пластмассовая имеет желоб, в котором укреплено металлическое полукольцо, отжимающее ствольную накладку от газовой трубки (этим исключается появление качки при усыхании древесины).
Ударно — спусковой механизм служит для спуска курка с боевого взвода или с взвода автоспуска, нанесения удара по ударнику, обеспечения ведения автоматического или одиночного огня, прекращения стрельбы, для предотвращения выстрелов при незапертом затворе и для постановки автомата на предохранитель.
Ударно — спусковой механизм помещается в ствольной коробке, где крепится тремя взаимозаменяемыми осями, и состоит из курка с боевой пружиной, ограничителя поворота курка, спускового крючка, шептала одиночного огня с пружиной, автоспуска с пружиной, переводчика и трубчатой оси спускового механизма.
Курок с боевой пружиной служит для нанесения удара по ударнику. На курке имеются боевой взвод, взвод автоспуска, цапфы курка и отверстие для оси. Боевая пружина надевается на цапфы курка и своей петлёй действует на курок, а концами — на прямоугольные выступы спускового крючка.
Ограничитель поворота курка ограничивает поворот курка назад и предохраняет от удара курка по спусковому крючку.
Спусковой крючок служит для удержания курка на боевом взводе и для спуска курка. Он имеет фигурный выступ, отверстие для оси, прямоугольные выступы и хвост. Своим фигурным выступом он удерживает курок на боевом взводе.
Шептало одиночного огня, служит для удержания курка после выстрела в крайнем заднем положении, если при ведении одиночного огня спусковой крючок не был отпущен. Оно находится на одной оси со спусковым крючком. Шептало одиночного огня имеет пружину, отверстие для оси и вырез, в который входит сектор переводчика при ведении автоматического огня и стопорит, шептало.
Кроме того, вырез ограничивает поворот сектора вперёд при постановке переводчика на предохранитель.
Автоспуск служит для автоматического освобождения курка с взвода автоспуска при стрельбе очередями, а также для предотвращения спуска курка при незакрытом канале ствола и незапертом затворе. Он имеет, шептало для удержания курка на взводе автоспуска, рычаг для поворота автоспуска выступом затворной рамы при подходе её в переднее положение и пружину.
На одной оси с автоспуском находится его пружина. Коротким концом она соединена с автоспуском, а её длинный конец проходит вдоль левой стенки ствольной коробки и выходит в кольцевые проточки на осях автоспуска, курка и спускового крючка, удерживая оси от выпадения.
Переводчик служит для установки автомата (пулемёта) на автоматический или одиночный огонь, а также на предохранитель. Он имеет сектор с цапфами, которые помещаются в отверстия стенок ствольной коробки. Нижнее положение переводчика отвечает установке его на одиночный огонь (ОД), среднее — на автоматический (АВ) и верхнее — на предохранитель.
Цевьё служит для удобства действия и для предохранения рук стрелка от ожогов. Оно может быть деревянное или пластмассовое.
Магазин служит для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку. Он состоит из пластмассового корпуса, крышки, стопорной планки, пружины и подавателя.
Принадлежности служат для разборки, сборки, чистки, смазки автомата (пулемёта) и ускоренного снаряжения магазина патронами. К принадлежностям относятся: шомпол, протирка, ёршик, отвёртка, выколотка, пенал, маслёнка, обоймы и переходник.
Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, причины и способы их устранения.
Части и механизмы автомата при правильном обращении и надлежащем уходе длительное время работают надёжно и безотказно. Однако в результате загрязнения механизмов, износа и небрежного обращения с автоматом, а также при неисправности патронов могут возникнуть задержки при стрельбе.
Возникшую при стрельбе задержку следует попытаться устранить пере заряжанием, для чего быстро отвести затворную раму за рукоятку назад до отказа, отпустить её и продолжать стрельбу. Если задержка не устранилась, то необходимо выяснить причину её возникновения и устранить задержку, как указано в следующей таблице:
Третий учебный вопрос: «Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Нормативы по огневой подготовке №13, №14».
Разборку и сборку автомата (норматив № 13) производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять лишних усилий и резких ударов.
При сборке автомата сличать номера на его частях; у каждого автомата номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки и других частях.
Рассказ необходимо производить в следующем порядке, например:
Отделить магазин. Удерживая автомат (пулемёт) левой рукой за шейку приклада или цевьё, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защёлку, подать нижнюю часть магазина вперёд и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик огня вниз, поставить его в положение «АВ» или «ОД»; отвести рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
Выполнение последующих операций руководитель на учебной точке поясняет в установленном порядке:
-вынуть пенал с принадлежностями из гнезда приклада;
-отделить магазин от автомата, после чего в обязательном порядке проверить, нет ли патрона в патроннике;
-отделить дульный тормоз – компенсатор;
-отделить крышку ствольной коробки;
-отделить возвратный механизм;
-отделить затворную раму с затвором;
-отделить затвор от затворной рамы; отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Порядок сборки автомата после неполной разборки (норматив № 14) руководитель на учебной точке объясняет и показывает в том же порядке, например: называет операцию – присоединить газовую трубку со ствольной накладкой; выполняет операцию, объясняет: удерживая автомат (пулемёт) левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью пенала с принадлежностями замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
И дальше объясняет в следующем порядке:
-присоединить затвор к затворной раме;
-присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке;
-присоединить возвратный механизм;
-присоединить крышку ствольной коробки;
-спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель;
-присоединить дульный тормоз – компенсатор;
-вложить пенал в гнездо приклада;
-присоединить магазин к автомату.
После выполнения нормативов на время результаты заносятся в оценочную ведомость, и выставляется оценка. Оценочные показатели доводятся курсантам, при этом указываются недостатки при выполнении норматива, а также отмечаются лучшие обучаемые при выполнении нормативов.
ИсточникРубрика: Техническая подготовка
Проверка технического состояния и обслуживание специальных машин
Практическое. Содержание фильтрующих противогазов и СИЗ. Содержание специальных машин. Проведение осмотра.
Организация работы отделения по техническому обслуживанию специального оборудования машин и приборов
Устройство и эксплуатация дизельных электростанций
ТТХ, общее устройство и правила эксплуатации дизельного агрегата, назначение основных механизмов. Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. Назначение, устройство и состав блока цилиндров.
Устройство и работа клапанно-распределительного механизма. Устройство и работа коллектора двигателя
Методика обучения личного состава снятию машин с хранения и подготовке к выходу
1.Основные понятия снятия машин с длительного и кратковременного хранения.
2.Технологический процесс снятия машин с длительного хранения.
3.Технологический процесс снятия машин с кратковременного хранения.
Мастерская технического обслуживания автомобильной техники (МТО-АТ-М1)
Мастерская МТО-АТ-М1 предназначена для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в полевых условиях (кроме 4 основных).
Подготовка машин к хранению
Проверка технического состояния силовой установки, трансмиссии и приводов (механизмов) управления внешним осмотром
Проверка технического состояния силовой установки, трансмиссии и приводов (механизмов) управления внешним осмотром, обнаружение и исправление неисправностей, обслуживание фильтров,практическое выполнение регулировочных и других работ, предусмотренных инструкцией по эксплуатации изучаемой машины.
Методика обучения экипажей в проведении контрольного осмотра машин
1.Виды технического обслуживания. 2.Порядок контрольного осмотра машин.
Обязанности командиров подразделения по поддержанию машин в постоянной боевой готовности
Довести до обучаемых требования предъявляемые к командирам подразделений по поддержанию машин в постоянной боевой готовности.
Источник3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Методическая подготовка — комплекс учебных мероприятий, направленных на повышение мастерства офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) в обучении и воспитании подчинённых. Методическая подготовка является составной частью командирской подготовки.
Главные задачи методической подготовки:
1) установление единства взглядов на обучение и воспитание личного состава, а также на использование учебно-материальной базы;
2) выработка и применение новых приёмов обучения.
Методическая подготовка совершенствуется на учебно-методических сборах, инструкторско-методических и показных занятиях (учениях), а также в процессе боевой подготовки и самостоятельной работы.
Обучение и воспитание подчинённых реализуется в т. ч. проведением занятий с личным составом по различным предметам обучения.
Условия проведения занятий, их продолжительность, характер действий руководителя и обучаемых могут быть разнообразными по содержанию, но едиными по целям и задачам, соответствующим подготовке военного специалиста.
3.1. Боевая подготовка личного состава в войсковой части
Боевая подготовка — это система обучения и воспитания военнослужащих, подготовки подразделений, частей и соединений, командиров и штабов к ведению боевых действий или выполнению других задач.
Боевая подготовка включает:
• командирскую (подготовку командиров и начальников всех степеней);
• подготовку рядового состава (подготовку молодого пополнения и солдат по срокам службы);
• подготовку подразделений, штабов, частей и соединений;
• подготовку учебно-материальной базы (УМБ).
Основой боевой подготовки является полевая выучка войск, которая представляет собой комплекс умений и навыков личного состава, слаженность подразделений, частей и соединений, их органов управления и их способность вести боевые действия в различной обстановке.
• программой боевой подготовки (БП) подразделений (для каждого рода Сухопутных войск ВС РФ);
• программой командирской подготовки офицерского состава.
На основе этих программ командным составом войсковой части составляется План боевой подготовки части на год, в соответствии с которым командир подразделения составляет еженедельное расписание занятий с указанием количества часов по дисциплинам и темы занятий.
Командиры взводов организуют и проводят занятия с подчинёнными.
3.2. Организация и проведение занятий с личным составом взвода
Проведению занятий предшествует:
1) разработка замысла проведения занятия;
2) подбор учебного материала;
3) оформление плана-конспекта;
4) подготовка демонстрационного материала;
5) подготовка преподавателя и написание плана-конспекта проведения занятия;
6) подготовка технических средств обучения.
1. Разработка замысла проведения занятия
Тема занятия определяется Программой боевой подготовки и указывается в расписании на неделю, поэтому руководитель занятия должен обратиться к Программе боевой подготовки по соответствующей специальности, уяснить требования к специалистам и сформировать цели занятия.
В войсковой части по военно-технической подготовке (ВТП) проводятся следующие виды учебных занятий:
Групповые занятия имеют цель изучения вооружения и военной техники (ВВТ), организации их применения, эксплуатации, ремонта и хранения. Проводятся в специальных классах и на учебных объектах.
Практические занятия имеют цель практического освоения ВВТ, овладения методами их применения, ремонта и хранения.
Главная составляющая практических занятий — практическая работа каждого военнослужащего и расчёта на рабочих местах (75–80 % времени, отведённого на занятия). Они могут проводиться методом тренировок, которые имеют цель закрепления и поддержания навыков военнослужащих в выполнении приёмов, операций, нормативов и т. д.
Самостоятельная работа призвана способствовать формированию навыков и умений работать самостоятельно для более полного усвоения материала занятий, прошедших накануне, и является в конечном счёте определяющим фактором в достижении высоких результатов обучения.
На всех видах занятий могут ставиться воспитательные цели, такие как любовь к своему Отечеству, ответственность за высокую профессиональную выучку, бережное отношение к военному и народному имуществу и др.
Пути достижения поставленных целей определяются особенностями военной специальности обучаемых, методом обучения и взглядами преподавателя на методику изложения материала занятия.
Метод обучения — совокупность приёмов и способов передачи и усвоения знаний, формирования навыков, обеспечения боевого слаживания подразделения, выработки высоких морально-психологических и боевых качеств.
2. Подбор учебного материала
Учебный материал включает в себя:
• материал для контроля усвоения изучаемого материала.
Материал первого типа представляет собой тот объём знаний, который предстоит усвоить обучаемым на занятии. Этот материал вместе со схемами и рисунками содержит суть изучаемых вопросов и заносится в план-конспект.
Материал второго типа готовится в виде выборочных вопросов, по ответам обучаемых преподаватель уясняет степень усвоения изучаемого материала и при необходимости вносит коррективы в процесс обучения.
3. Оформление плана-конспекта
План-конспект — документ, рекомендующий руководителю организацию и методику проведения занятия. Он готовится заблаговременно и за 2–3 дня до даты проведения занятия утверждается командиром подразделения. Объём плана-конспекта должен обеспечить полное изложение учебного материала.
4. Подготовка демонстрационного материала
В совершенствовании учебного процесса важную роль играют технические средства обучения (ТСО). Их использование в первую очередь повышает качество знаний обучаемых. Материал становится более понятным и доступным.
К примеру, на занятиях по техническим дисциплинам эффективным средством, раскрывающим внутреннюю сущность работы элементов и узлов, могут быть слайды и видеофильмы.
5. Подготовка преподавателя и написание плана-конспекта включает:
• изучение содержательного материала;
• освоение методических рекомендаций;
• тренировку в самостоятельном изложении учебного материала;
• написание плана-конспекта проведения занятия.
На первом этапе, помимо материала текущего занятия, необходимо рассмотреть материал занятий, проведённых накануне, чтобы можно было опереться на знания, которыми обучаемые уже владеют.
Второй этап предусматривает изучение методических рекомендаций, полученных на инструкторско-методических занятиях.
Методы выполнения третьего этапа могут быть разнообразными, но тренировка должна быть проведена обязательно в целях поддержания хорошего методического уровня проведения занятия.
Кроме того, целесообразно указать:
• порядок использования ТСО и наглядных пособий;
• приемы, активизирующие познавательную деятельность обучаемых;
• вопросы, которые обучаемые должны изучить самостоятельно.
Вариант плана-конспекта проведения занятия приведён в прил. 14.
6. Подготовка ТСО
Преподаватель обязан лично проверить и убедиться в готовности ТСО к занятию, оценить их вклад в процесс обучения.
Порядок проведения занятия
Как правило, занятие по ВТП состоит из вступительной, основной и заключительной частей.
Во вступительной части руководитель принимает доклад заместителя командира взвода (дежурного), проверяет наличие личного состава, его экипировку, внешний вид, готовность к занятию.
Затем необходимо провести краткий обзор уже изученного материала и логично обосновать необходимость изучения материала настоящего занятия.
Возможно проведение контроля усвоения ранее изученного материала в форме устного или письменного опроса. Вопросы для него подбираются те, что будут необходимы при проведении текущего занятия для более полного усвоения материала.
Далее объявляются вид, тема, цели и вопросы для изучения.
Для повышения мотивации к изучению материала текущего занятия отмечается его важность, место в изучаемой теме и дисциплине. Затем объявляется порядок проведения занятия и его замысел. После чего указывается литература, в которой можно найти изучаемый материал, и дополнительные источники для углубленного изучения материала.
При проведении основной части необходимо помнить, что важно не только то, что говорит преподаватель, но и как он это делает. Руководитель должен следить за собой и иметь хорошую выправку.
На занятии важно создать спокойную, деловую обстановку, поддерживать воинскую дисциплину.
При ответах на вопросы, возникающие в ходе изучения нового материала, требуется, прежде всего, доказательность и аргументированность во избежание недоверия обучаемых к преподавателю. Не следует уходить от ответа. В некоторых случаях ответ на вопрос можно превратить в захватывающую дискуссию с широким охватом слушателей.
В ходе занятия следует всеми возможными способами повышать активность личного состава, стремиться к созданию проблемных ситуаций, разрешение которых возлагать на плечи обучаемых.
Применение компьютерных демонстраций и учебных макетов позволяет довести до обучаемых то, что другими способами невозможно объяснить в доступной форме.
В конце основной части рекомендуется проверить усвоение материала личным составом путём выборочного опроса по ключевым вопросам.
На заключительную часть обычно оставляют до 5 мин, в течение которых руководитель отвечает на возникшие вопросы, подводит итоги занятия, говорит о степени достижения поставленных целей, отмечает наиболее активных и отличившихся обучаемых. Затем необходимо дать задание на самоподготовку. Оно должно быть конкретным и способствовать расширению знаний обучаемых по изучаемым вопросам.
В конце занятия следует привести МТО в исходное состояние, навести порядок на рабочих местах, принять доклад заместителя командира взвода (дежурного) о сданной литературе, элементах экипировки, после чего дать команду на окончание занятия.
При проведении практического занятия, в начале основной части, до личного состава доводятся меры безопасности. В ходе занятия руководитель обязан строго следить за их неукоснительным исполнением.
Добросовестный и творческий подход руководителя к организации и проведению занятия с личным составом гарантированно поможет сделать занятие интересным, полным смысла, и, естественно, достичь намеченные цели.
ПОДГОТОВКА ВДВ
ПОДГОТОВКА ВДВ «В случае военного конфликта мужчины в голубых беретах отправятся в пасть врагу с одной целью – разодрать эту пасть». В.Ф. Маргелов Воин-десантник – это не только парашютист. Он прежде всего хороший одиночный боец, умело и бесшумно действующий на
Подготовка
Подготовка Не секрет, что при всех своих достоинствах истребитель И-16 никто и никогда не называл самолетом для начинающих. Основной проблемой на взлете и посадке являлся практически «нулевой» обзор вперед – летчик не видел ничего кроме капота двигателя. Высокая
Дипломатическая подготовка
Дипломатическая подготовка Решение о нападении на СССР немедленно оказало соответствующее воздействие и на германскую внешнюю политику, дало ей новый импульс и направление. Вскоре после заключения перемирия с Францией в Компьене перед дипломатическим ведомством
Подготовка
Подготовка Я хочу в нескольких словах напомнить, что весной 1941 года наша дивизия была передислоцирована из Бельгии в район Магдебурга. Вскоре после этого мой полк получил приказ выступать. Это была одна из самых великолепных транспортных операций, которую я когда-либо
Специальная подготовка
Специальная подготовка 1) Теория специальной подготовки.В этот раздел специальной подготовки входит получение знаний, отвечающих специфике работы спецподразделения (например, для боевых пловцов – материальная часть подводного снаряжения).2) Специальная физиология и
Огневая подготовка
Огневая подготовка 1) Материальная часть стрелкового оружия.2) Основы стрельбы. Способы стрельбы.3) Практические стрельбы из стрелкового оружия.4) Материальная часть специального оружия и его назначение.5) Основы стрельбы из специального оружия. Способы стрельбы из
Радиотехническая подготовка
Радиотехническая подготовка 1) Материальная часть радиосредств.2) Правила и способы ведения связи.3) Кодирование и расшифровка передач по специальным
Разведывательная подготовка
Разведывательная подготовка 1) Сведения о противнике, его вооружении, тактике и способах действий, местах базирования.2) Ориентирование на местности, топография и
Профессиональная подготовка
Профессиональная подготовка Диверсионно-подрывная подготовка, обучение работе с взрывчатыми веществами, понимание видов и особенностей ВВ, методы установки и обезвреживания взрывных устройств, оценка оптимального места установки.Работа с рацией, сигналы.
Водолазная подготовка
Водолазная подготовка Для боевых пловцов (водолазов) водолазная подготовка – основа
Инженерная подготовка
Инженерная подготовка Минно-подрывная подготовка 1) Теория минно-подрывного дела.2) Сведения о ВВ и СВ.3) Практика минно-подрывной работы.В ходе проведения рейда разведывательная группа может применять минно-взрывные средства для поражения живой силы и техники
Физическая подготовка
Физическая подготовка Физическая подготовка курсантов в Кэмп-Пери проводится 4 раза в неделю в гимнастическом зале: баскетбол, игра в мяч, волейбол, штанга. Здесь же курсанты тренируются в приемах самообороны, обезоруживания противника, разучивают технику нанесения
Источник