Нпб в строительстве что это

Предлагаем прочесть документ: Культовые сооружения. Противопожарные требования. Если у Вас есть информация, что документ «НПБ 108-96» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

Дата введения: Добавлен в базу: 29.03.1995 06.05.1996 18.06.1996 18.06.2003 Статус документа на 2016:
01.07.1996
01.09.2013
Принят Минстрой России
Принят Министерство культуры
Утвержден ГУГПС МВД России
Утвержден МЧС России
Разработан ВНИИПО МВД России
Издан ГУП ЦПП
Разработан ГУГПС МВД России
Актуальный

Выберите формат отображения документа:

Страница 1

Ошибки СИП панельного строительства.

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Система нормативных документов
Государственной противопожарной службы МВД России

НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Что такое красная линия? Как она влияет на строительство?

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России и Санкт-Петербургским филиалом ВНИИПО МВД России.

СОГЛАСОВАНЫ письмом Минстроя России № 13/132 от 29.03.95 г. и письмом Минкультуры России № 495-41-14 от 06.05.96 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 18 июня 1996 г. № 32.

Дата введения в действие 1 июля 1996 г.

1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и эксплуатацию культовых сооружений.

При проектировании зданий культовых сооружений, в составе которых имеются помещения производственного, жилого и общественного назначения, должны учитываться требования соответствующих норм и правил, утвержденных в установленном порядке.

1.2. При реконструкции, реставрации и капитальном ремонте культовых сооружений, являющихся историческими и культурными памятниками, необходимо учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

Требования органов управления Государственной противопожарной службы в отношении культовых зданий — памятников истории и культуры и мероприятия, компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

1.3. В культовом сооружении должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре и разработаны инструкции в соответствии с ППБ 01-93 (примерная инструкция приведена в прил. 3).

1.4. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности на этапах проектирования, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и эксплуатации определяется Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности».

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ,
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ,
КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.
ОГНЕСТОЙКОСТЬ СООРУЖЕНИЙ, КОНСТРУКЦИЙ,
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПУТИ ЭВАКУАЦИИ

2.1. В городах и поселках городского типа следует проектировать культовые сооружения, как правило, I и II степеней огнестойкости.

Степень огнестойкости культовых сооружений в сельской местности следует принимать по СНиП 2.01.02-85*.

2.2. Расстояния от культовых сооружений до соседних зданий и сооружений в зависимости от их степени огнестойкости следует принимать не ниже указанных в табл. 1.

Степень огнестойкости культового сооружения

Расстояние между культовым сооружением и соседними зданиями, м, независимо от их высоты при степени огнестойкости соседнего здания

Расстояние от культовых сооружений до производственных зданий и сооружений, складов легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и горючих газов, газонефтепроводов и т. п. следует принимать по требованиям соответствующих норм и правил (относя их к зданиям общественного назначения).

2.3. К культовым сооружениям должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны — при ширине сооружения до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м.

К сооружениям шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

2.4. В этажи высотной части культовых сооружений со стилобатом должен быть обеспечен доступ пожарных с автомеханических лестниц и подъемников.

2.5. Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на территорию культовых сооружений должна быть не менее 4,25 м, а ширина — не менее 3,5 м.

2.6. Наибольшее число этажей культовых сооружений и наибольшую вместимость молельных залов следует принимать в зависимости от степени огнестойкости сооружения по табл. 2.

Степень огнестойкости

Наибольшее число этажей

Наибольшая вместимость зала, число мест

2.7. Отделку стен молельных залов (за исключением размещенных в сооружениях IV, V степеней огнестойкости) следует выполнять из трудногорючих или негорючих материалов.

Пожарная опасность материалов, применяемых в культовых сооружениях, определяется по ГОСТ 30244-94.

2.8. Стационарно уложенные ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в молельных залах должны быть надежно закреплены и изготовлены из материалов, отвечающих требованиям СНиП 2.08.02-89* (изменение 1). Применение горючих ковровых покрытий на путях эвакуации из сооружений не допускается.

2.9. Стропила, обрешетка кровли, несущие конструкции купола и колокольни, выполненные из горючих материалов, в культовых сооружениях должны быть обработаны огнезащитными составами. Возобновление огнезащитной обработки должно проводиться с учетом действий огнезащитных свойств составов, но не реже одного раза в два года.

2.10. Предел огнестойкости несущих конструкций (колонн, балок) балконов и хоров в молельных залах зданий I — III степеней огнестойкости должен быть не менее 0,75 ч.

2.11. Наружная пожарная стальная лестница 1-го типа для подъема на покрытие культового сооружения должна быть выполнена в соответствии со СНиП 2.01.02-85*.

2.12. Часть решеток в оконных проемах культовых сооружений должны быть распашными и открываться наружу.

2.13. Размещать кладовые, мастерские и различные производства, связанные с хранением и применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов, в зданиях с молельными залами не допускается.

2.14. Подвальные и цокольные этажи должны быть обеспечены обособленными эвакуационными выходами.

При обеспечении помещений в подвальных и цокольных этажах эвакуационными выходами в соответствии с требованиями действующих норм, может быть допущено их функциональное сообщение с молельным залом через тамбур в соответствии с СНиП 2.01.02-85*.

2.15. Выход из помещения алтаря, при расчете количества и ширины эвакуационных выходов, не учитывается.

2.16. Кресла, стулья, скамьи или звенья из них в молельных залах и на балконах вместимостью более 12 мест следует предусматривать с устройствами для крепления к полу и в рядах.

2.17. Наибольшее расстояние от любой точки молельных залов, независимо от объема, до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по табл. 3. При объединении эвакуационных проходов вне зала в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.

Источник: stroysvoimirukami.ru

Применение нормативных документов (СНиП, НПБ и т.д.) в системе технического регулирования

Письмо начальнику ФГБУ ВНИИПО МЧС России генерал-майору внутренней службы В.И. Климкину.

Уважаемый Виктор Иванович!

… Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изменились общие принципы и подходы в области технического регулирования, в том числе в области противопожарного нормирования. При этом частью 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федеральною закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Вместе с тем, согласно положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до для вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Письмо ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу В.И. Климкину «о порядке применения требований нормативных документов по пожарной безопасности» № 14586-2-2-11 от 06.09.2013г.

Уважаемый Виктор Иванович!

С вступлением в силу с 01.07.2003 г. Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изменились общие принципы и подходы в области технического регулирования, в том числе в области противопожарного нормирования. При этом частью 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Вместе с тем, согласно положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Таким образом, должностными лицами органов государственного пожарного надзора, при проведении проверок объектов защиты которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, следует учитывать и положения нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 01.05.2009 г., а в отдельных, вышеописанных случаях и ссылаться на эти нормативные документы в актах проверки, предписаниях, а также в материалах дел об административных правонарушениях в случае их возбуждения.

Однако, в соответствии с общими принципами права, на которых основаны и письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» и от 02.08.2013 г. № 19-3-1-3216 «О применении нормативных документов» , противопожарные требования нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до дня вступления в силу Технического регламента, по область применения которых проектирование, не подлежат выполнению и соответственно контролю при проведении проверок органами ГПН МЧС России, на объектах защиты, запроектированных и построенных до дня вступления в силу технического регламента. Так, к основным таким нормативным документам по пожарной безопасности относятся (далее — Перечень № 1):

1. НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;

2. НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны»;

Читайте также:  Инверсия в строительстве это

3. НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;

4. НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования»;

5. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;

6. СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»;

7. СНиП 31 -02-2001 «Дома жилые одноквартирные»;

8. СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;

9. СНиП 32-02-2003 «Метрополитены»;

10. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

11. СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»;

12. СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»;

13. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;

14. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

15. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;

16. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»;

17. СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»;

18. СНиП 2.05.07-91 * «Промышленный транспорт»;

19. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

20. СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий»;

21. СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания»;

22. СНиП 2.10.02-84 «Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»;

23. СНиП 2.10.03-84 «Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения»;

24. СНиП 2.10.04-85 «Теплицы и парники»;

25. СНиП 2.10.05-85 «Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна»;

26. СНиП 2.11.02-87 «Холодильники»;

27. СНиП II -25-76 «Кровли»;

28. СНиП II -35-76* «Котельные установки»;

29. СНиП II -58-75 «Электростанции тепловые»;

30. СНиП II -89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;

31. СНиП II -97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»;

32. СНиП II -108-78 «Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений»;

33. ВСН 01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».

Аналогичная область применения указана и в нормативных документах по пожарной безопасности, принятых в целях выполнения требований Технического регламента (далее – Перечень № 2), к числу которых относятся:

1. СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение

огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;

2. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение

распространения пожара на объектах защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

3. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки

пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

4. СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требовании пожарной безопасности»;

5. СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;

6. СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».

Наряду с этим, в отношении запроектированных и построенных зданий, например в 50-х годах прошлого века, с учётом упомянутых общих принципов права в части области применения документов и действия их во времени, не подлежат применению требования действовавших до дня вступления в силу Технического регламента нормативных документов по пожарной безопасности (такие как необходимость устройства систем автоматического пожаротушения и сигнализации, систем оповещения, дымоудаления, устройства незадымляемых лестничных клеток различных типов, обеспечение лестничных клеток па каждом этаже оконными проёмами нормируемой площади и т.п.), имеющих область действия эксплуатация, в связи с отсутствием аналогичных требований в нормативных и технических документах по которым они проектировались и строились.

Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее — Главное управление) так же проведен анализ основных нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до дня вступления в силу Технического регламента, область применения которых — эксплуатация (далее — Перечень № 3), к ним относятся:

1. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях»;

2. НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации»;

3. НПБ 111-98* «Автозаправочные станции, требования пожарной безопасности»;

4. НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования»;

5. НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования»;

6. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

7. СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей»;

8. СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы»;

9. СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»;

10. СНиП 31-04-2001 «Складские здания»;

11. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

12. СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы».

На основании вышеизложенного, а также учитывая, что в соответствии с положениями ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности именно требований пожарной безопасности, а не сведений, указанных в декларации пожарной безопасности, Главное управление, в порядке оказания практической помощи, просит разъяснить:

— подлежат ли контролю в ходе проведения проверок органами ГПН МЧС России противопожарные мероприятия, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности, указанными в Перечне №1 настоящего письма и если подлежат, то в каких случаях;

— подлежат ли контролю в ходе проведения проверок органами ГПН МЧС России противопожарные мероприятия, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности, указанными в Перечне № 2 настоящего письма и если подлежат, то в каких случаях;

— правильно ли Главным управлением понимается возможность, с учётом ч. 4 ст. 4 Технического регламента, контроля при проведении проверок органами ГПН МЧС России противопожарных требований, изложенных исключительно в Перечне № 3 настоящего письма, а также «Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

— подлежат ли контролю при проведении проверок органами ГПН МЧС России объектов защиты, запроектированных и построенных задолго до вступления в силу Технического регламента (например, в 50-х годах прошлого века), противопожарные требования, изложенные в нормативных и технических документах, действовавших на момент их проектирования и строительства и отмененных более поздними нормативными документами, и если да, то в каких случаях и на каком основании;

— на каком основании, при проведении проверки органом ГПН МЧС
России объекта защиты, запроектированного и построенного, например в 50-ом году прошлого века, учитывая общие принципы права («закон обратной силы не имеет») действия нормативного документа во времени, контролируется например наличие средств автоматической противопожарной защиты.

Одновременно с этим, Главное управление, с учётом положений п. 32
«Правил разработки и утверждения сводов правил», утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил», действующей редакции Приказа Ростехрегулирования от 30.04.2009 г. № 1573 (ред. от 30.07.2013 г.) «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и действия приказа МЧС России от 21.11.2012 г. № 693 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», отменяющего СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», просит разъяснить, каким
нормативным документом по пожарной безопасности следует
руководствоваться в повседневной деятельности, устанавливающим общие требования по огнестойкости объектов защиты, и на каком основании.

Главное управление принимает активное участие в совершенствовании

Технического регулирования в области пожарной безопасности, выражает озабоченность сложившейся ситуацией с практикой применения существующих противопожарных требований и надеется на помощь, понимание и взаимное сотрудничество.

Письмо МЧС России № 4711-4-2-19 от 12.04.2012 г.
Направляю письмо директора Департамента надзорной деятельности МЧС России генерал-лейтенанта внутренней службы Ю.И. Дешевых исх. от 05.04.2012 № 19-2-3-1236 «О применении норм», предлагаю: довести информацию, указанную в письме до всего личного состава государственных инспекторов по пожарному надзору, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.
Приложение: на 5 листах.

Письмо МЧС России «о применении норм» № 19-2-3-1236 от 05.04.2012г.

Результаты анализа правоприменительной деятельности показали, что в основном, судебные органы при оспаривании предписаний государственного пожарного надзора поддерживают в своих решениях ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности (СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ, ТНПБ и пр.) в отношении объектов, которые были запроектированы и построены по упомянутым нормам. При этом учитываются положения письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 № 19-3-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП».

Однако, как показывает судебная практика, отказы о принятии решений в пользу требований надзорных органов, как правило, связаны с ненадлежащим оформлением соответствующей документации и несоблюдением установленных процедур.

На основании изложенного, Департамент направляет дополнительные разъяснения по порядку оформления предписания ГПН в части указания ссылок на требования законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов по пожарной безопасности при их несоблюдении или нарушении.

Одновременно сообщается, что при оформлении результатов мероприятий по контролю (проверок) могут применяться различные варианты ссылок на указанные нормативные требования.

Прошу довести прилагаемую информацию до всех должностных лиц надзорных органов МЧС России, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приложение к письму ДНД МЧС России от «05» апреля 2012 № 19-2-3-1236

Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

При проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с которыми он был запроектирован и построен.

Требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации действуют для всех объектов независимо от времени их проектирования и строительства.

Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента, существуют четыре основных способа обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний.

Способ 1. Выполнение требований нормативных документов с учетом области их действия, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Вариант предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ и пр., действовавших на момент проектирования объекта, в предписании указываются ссылки на статью 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункт 3 ППБ 01-03 и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.

Читайте также:  Ошибки при строительстве индивидуальных домов

Способ 2. Обоснование требуемого уровня безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».

Вариант предписания 1.2. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на статью 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункт 4 ППБ 01-03 и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91.

Способ 3. Выполняются требования технических условий и специальных правил пожарной безопасности, разработанные в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта или при вынужденных отступлениях от таких требований.

Вариант предписания 1.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требованиях, в предписании указываются статья 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункт 3 ППБ 01-03 и пункты 1.5 и/или 1.6 СНиП 21-01-97, а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.

Способ 4. Объект запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов отсутствует.

Вариант предписания 1.4. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

Вариант предписания 1.5. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на п. 4 ППБ 01-03 в части, предписывающей обеспечения на объекте защиты требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей с помощью системы пожарной безопасности, который достигается выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или соответствующим обоснованием обеспечения на объекте нормативных расчетных параметров.

Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Положениями части 1 статьи 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Руководствуясь данными положениями, собственник может выбирать следующие четыре способа подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных после вступления в силу Технического регламента:

Способ 1. Соблюдены положения Технического регламента, а также на добровольной основе в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом.

Вариант предписания 2.1. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.

Например, если не выполнены требования, изложенные в Своде правил СП 1 «Эвакуационные пути и выходы», в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на статью 89 Технического регламента.

Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.

Способ 2. Соблюдаются положения Технического регламента и применены системы противопожарной защиты объекта, не описанные в сводах правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

Вариант предписания 2.2. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на части 1 и 7 статьи 6 Технического регламента и пункты 5 и 7 (подпункт «г») Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272.

Способ 3. Выполняются требования Технического регламента, и своды правил не применяются. Например, используются зарубежные нормы, стандарты организаций и прочее. Достаточность принимаемых решений при этом должно обосновываться расчетом риска по упомянутым методикам.

Порядок оформления предписаний аналогичен Варианту предписания 2.2.

Способ 4. Для уникальных зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования, кроме выполнения положений Технического регламента должны быть в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» и части 2 статьи 78 Технического регламента разработаны и согласованы в установленном порядке специальные технические условия без расчета пожарного риска. Вариант предписания 2.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке специальных технических условий или при невыполнении изложенных в них требованиях, в предписании должна быть ссылка на статью 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» и часть 2 статьи 78 Технического Регламента, а также конкретные пункты специальных технических условий, требования которых нарушены.

При всех вариантах оформления предписаний на объекты защиты, не зависимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности. То есть, не зависимо от года постройки объекта к нему предъявляются требования задекларированные собственником.

При несоответствии объекта декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

Письмо «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» от 02.06.2011 г. № 19-3-1-2086 .

В последнее время участились случаи обращения в МЧС России юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о необоснованности применения должностными лицами ГПН в качестве предписаний требований нормативных документов по электроэнергетике, строительных норм и правил и незаконности их вменения при производстве по делам об административных правонарушениях по статье 20.4 КоАП РФ.

ДНД МЧС России сообщает, что статьей 15 Федерального закона «О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.

Положение пункта 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации не создает собой состав административного правонарушения в области пожарной безопасности, т.к. не содержит предписания как такового, а лишь отсылает к иным нормативным документам по электроэнергетике. В данном случае квалификация административного правонарушения возможна только при нарушении требования, установленного конкретным нормативным документом по электроэнергетике.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, опосредованно связанные с пожарной безопасностью. Нарушение этих требований может влиять на состояние пожарной безопасности, однако ответственность за их нарушение установлена статьей 9.11 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 Кодекса к компетенции органов государственного энергетического надзора.

Пунктом 1.2.11 ПТЭЭП установлено, что государственный надзор за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.

В связи с изложенным, должностные лица ГПН при даче предписаний о выполнении обязательных требований пожарной безопасности не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, за исключением требований, изложенных в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

При рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.

Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанного времени.

Обращается внимание на то, что нормативные правовые документы, касающиеся прав и свобод граждан, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованные в установленном порядке, не могут рассматриваться в качестве обязательных и не должны предписываться для исполнения гражданами и организациями и не несут правовых последствий (также см. письмо Минюста РФ от 23.10.2009 N 01-5316/09 ).

В случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ.

Источник: morozofkk.ru

НПБ 101-95

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению
нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной
противопожарной службы МВД России. При подготовке норм использо-
ваны материалы ВИПТШ МВД России.

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного Государственного инспектора
Российской Федерации по пожарному надзору.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 30 декабря
1994 г . № 36

Дата введения в действие 1 января 1995 г

СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г
№ 13/355).

ВЗАМЕН ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проек-
тированию объектов пожарной охраны.

1.2. Пожарные депо в зависимости от назначения, количества
автомобилей, состава помещении и их площадей подразделяются:

тип I — центральные пожарные депо на 6,8,10,12 ав-
томобилей для охраны городов,

тип II — пожарные депо на 2,4,6 автомобилей для ох-
раны городов,

тип III — центральные пожарные депо на 6,8,10,12 ав-
томобилей для охраны предприятий,

тип IV — пожарные депо на 2,4,6 автомобилей для ох-
раны предприятий,

тип V — пожарные депо на 2,4 автомобиля для охраны
населенных пунктов (кроме городов).

1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хо-
зяйства определяется заказчиком.

1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для
городов и других населенных пунктов определяется в соответствии
с прил. 1 и 7.

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специаль-
ных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи,
находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране
городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения тех-
нической службы:

Читайте также:  Как правильно называется смета в строительстве

производственно-технические центры — свыше 400 единиц;

отряды технической службы — от 200 до 400 единиц;

части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отря-
дов, — от 50 до 200 единиц;

отдельные посты технической службы — до 50 единиц.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
И РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках,
имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегород-
ского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общес-
твенных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ

земельных участков школ, детских и лечебных учреждений — не
менее 30 м

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с от-
ступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомоби-
лей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов
указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа по-
жарного депо определяется по прил 2.

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на
территории пожарного депо, определяются по прил 3, при этом
допускается увеличение площади земельного участка

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производ-
ственную, учебно-спортивную и жилую зоны

2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожар-
ного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складс-
кие помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует разме-
щать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препят-
ствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой
для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в
прил 3.

2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожар-
ного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежи-
тие), площадки для отдыха и детских игр Вход в жилую часть
здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии
не менее 15 м от помещения пожарной техники С учетом мест-
ных условий жилой дом может располагаться вне территории
пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на террито-
рии пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной
охраны, рекомендованные в прил 8.

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна
составлять не менее 15 % площади участка

2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь
два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть
не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение
высотой не менее 2,0 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следу-
ет предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площа-
ди пожарного депо должны быть оборудованы светофором и све-
товым указателем с акустическим сигналом, позволяющим ос-
танавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда
пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и
выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта
связи части.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ
РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются
в соответствии с прил. 4, а центральных пожарных депо — прил. 5.

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени
огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосно-
вании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные зда-
ния III, IIIa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V
степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегоро-
док, потолков с внутренней стороны помещений должны быть
оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со
стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помеще-
нию пожарной техники не допускается устройство порогов, ступе-
ней, а также устройство выступающих частей конструкций и обо-
рудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава
дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При раз-
мещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внут-
ренних дверей должно предусматриваться по направлению движе-
ния к местам расположения спусковых столбов в помещение
пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определя-
ется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной
техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитар-
но-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа,
а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной
техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобиля-
ми, а также между автомобилями и конструкциями здания в поме-
щении пожарной техники принимается в соответствии с прил. 6.
Глубина помещений пожарной техники, технического обслужива-
ния и мойки в зданиях пожарных депо I— IV типов должна состав-
лять 15—18 м, V типа — 12—15 м, а при размещении крупногабарит-
ной автотехники — по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует
принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении
пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться руч-
ными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предот-
вращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть
ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей пло-
щади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необхо-
димо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми поло-
сами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних
колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется
табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот уста-
навливаются зеркала заднего обзора размером нс менее 1,0х0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выез-
дом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола
помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения
пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смеж-
ных помещений нс менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении
пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предус-
матриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовы-
ваются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусмат-
ривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от рабо-
тающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть
постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и само-
размыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо 1—IV типов следует проек-
тировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II,
IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной тех-
ники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и по-
жарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета:

1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два
спуска (один — по ступенчатой лестнице, другой — по скобам) и
сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев
диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется пред-
охранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены кана-
вы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывает-
ся деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инстру-
мента и светильников. Ниши для светильников должны быть
защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и рас-
полагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделя-
ющей их перегородке следует предусматривать окно размером
1,2х 1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется при-
способлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта
связи непосредственно в помещение пожарной техники не до-
пускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматри-
вать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее
осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения
пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппара-
тов облицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть рас-
положено не выше второго этажа. Между помещениями для отды-
ха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать
тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в меж-
дуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2х1,2 м с метал-
лическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение
пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены.
Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь
двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устрой-
ствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены
необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специа-
лизированных отрядов и специализированных частей, осуществля-
ющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определя-
ются заданием на проектирование.

4. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализа-
цией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отопле-
нием, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройства-
ми (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с
действующими нормами и правилами.

4.2. Система канализации помещения мойки автомашин долж-
на присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной тех-
ники должна составлять + 16 «С.

В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического
обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило,
водяную систему отопления.

Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать
воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать
размещение внутреннею пожарного крана.

4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и
поста технического обслуживания автомобилей следует принимать
по принципу «сверху-вверх».

Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из
условий одновременною выезда 50% автомобилей.

4.6. Электроснабжение пожарных депо I—IV типов следует
предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо 1—IV типов оборудуются охранно-
пожарной сигнализацией и административно-управленческой
связью.

4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной
смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным
освещением от аккумуляторных батарей и независимого стаци-
онарного источника питания.

4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи
и спецлиниями «01», а помещения пожарной техники и дежурной
смены — установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом
этаже пожарного депо.

Источник: www.rmnt.ru

Рейтинг
Загрузка ...