Нужно ли брать разрешение на строительство дома на своем земельном участке 2022

Содержание

Самостроем является незаконное возведение объекта, если на это отсутствовало разрешение или необходимые согласования, либо строительство нарушило режим пользования участком, требования безопасности. С 2018 года порядок узаконивания и сноса самостроя был существенно изменен, так как вступил в силу Федеральный закон № 339-ФЗ. Легализовать незаконную постройку стало проще, однако все равно придется проходить административную или судебную процедуру.

Что такое самострой, как легализовать самострой, как получить разрешение на реконструкцию или строительства и варианты решения вопроса через суд – подробнее в статье.

Что такое самострой в 2022 году

Законом № 339-ФЗ (скачать 339-ФЗ)были внесены важные изменения в ГК РФ и ГрК РФ. Прежде всего, законодатель ввел официальное правовое определение самовольной постройки, устранил возможные разночтения закона. Для отдельных видов правоотношений Закон № 339-ФЗ имеет обратную силу.

Юридически

Закон № 339-ФЗ внес изменения в статью 222 ГК РФ (скачать ГК Градостроительный кодекс) в части юридического определения самостроя. К самовольным постройкам относятся здания, сооружения или иные строение, если они:

Как законно обойти закон при строительстве дома.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • возведены на непредоставленном, т.е. чужом участке;
  • размещены на земле, у которой разрешенные виды использования не допускают строительства;
  • построены без обязательных разрешений и согласований, которые требовались законом;
  • возведены с нарушением строительных правил и норм.

Важно, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самостроя. Также закон указывает, что нельзя считать постройку самовольной, если на момент ее возведения собственник не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Приоритетным способом узаконивания самостроя теперь является обращение в суд, что сокращает риск волокиты и незаконных решений чиновников. Однако местные власти обязаны предпринимать меры и оказывать содействие в устранении нарушений, чтобы устранить основания для сноса. Для этого создаются межведомственные комиссии по предотвращению и узакониванию самовольного строительства.

Образец незаконной пристройки в плане БТИ

Образец незаконной пристройки в плане БТИ

Простыми словами

Самострой – это практически любой объект, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании можно строить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

  • заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, землю под застройку могут выдать по аренде с последующим оформлением в собственность);
  • если разрешенное использование земли, указанное в документах, позволяет возведение построек (например, на землях сельхозназначения запрещено практически любое строительство);
  • если владелец участка прошел необходимые согласования и получил разрешения (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);
  • если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;
  • если строительные работы не привели к нарушению законных интересов других лиц (например, не перекрыли доступ естественного освещения в соседний дом).

Самостроем является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Комментарий специалиста. Закон № 339-ФЗ дал собственникам дополнительные гарантии для защиты своих прав. Теперь снос самостроя допускается, если нарушитель не выполнит требования государственных инспекторов, либо устранение замечаний будет невозможно. Кроме того, снести незаконную постройку на частной земле практически невозможно, если она не угрожает жизни и здоровью граждан, имуществу или окружающей среде. Подробнее о нюансах легализации самостроя вам расскажут специалисты нашей компании.

Обязательные условия для легализации самостроя в 2022 году

Любой объект недвижимости неразрывно связан с землей. Поэтому узаконивание самостроя должно осуществляться сразу по двум направлениям:

  • подтверждением прав на участок и соблюдением вида разрешенного пользования;
  • подтверждением, что характеристики объекта соответствуют требованиям безопасности.

Что из этого следует? Даже подтвердив надлежащие права на землю и соблюдение вида законного использования, узаконить самострой не получится, если он угрожает жизни людей. В обратной ситуации, даже соблюдение всех строительных норм и правил не гарантирует, что собственник сможет оформить права на землю или изменить через муниципалитет вид пользования.

Инфографика ПЗЗЗемельный участок – собственность или разрешение от арендатора, разрешенное использование не должно нарушаться

Для легализации самовольно возведенного объекта нужно узаконить земельные правоотношения. Для этого может потребоваться:

    договора аренды с муниципалитетом или иным правообладателем;
  • оформлением права собственности на бесхозный участок;
  • изменением вида разрешенного использования;
  • снятием или устранением ограничений, установленных в отношении участка.

Для подтверждения прав аренды или собственности может потребоваться заключение договоров, выкуп участка, проведение межевых работ, кадастровый учет и регистрация в Росреестре.

Виды разрешенного пользования изменить сложнее, так как они закреплены в документах землепользования и застройки. Например, чтобы легализовать жилой дом нужно добиться установления режима ИЖС (индивидуального жилищного строительства). Сделать это можно только через муниципалитет, с проведением публичных слушаний.

Также в отношении участка могут существовать ограничения – сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны. Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

Комментарий специалиста. Если на момент начала возведения ограничений на участок не существовало, либо разрешенный вид использования позволял стройку, Закон № 339-ФЗ запрещает сносить самострой. Однако до окончательного узаконивания постройки ее использование также не допускается под угрозой штрафов. Если вам нужна помощь в согласованиях на землю, обращайтесь в нашу компанию. Мы окажем помощь даже в самой сложной ситуации!

Самострой должен быть безопасным и соответствовать строительным нормам и правилам

Для возведения любых объектов недвижимости нужно соблюдать строительные нормы и правила, требования ГрК РФ, санитарно-гигиенические и иные нормативы. В стандартных условиях эти требования учтет проектировщик, а уполномоченные органы проверят их при согласованиях и выдаче разрешений. При легализации самостроя это придется делать следующими способами:

  • подготовкой документов (проекта, экспертных заключений, ГПЗУ и т.д.), получения разрешения на строительство;
  • заказом технических планов;
  • получением заключений СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;
  • согласованием спорных вопросов с владельцами соседних объектов и участков.

Безопасность по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу. Также нужно учесть ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

Комментарий специалиста. Если вам нужна помощь в подготовке документации на самовольную постройку, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Вы сможете получить проект на любой вид объекта в строгом соответствии с законом. При содействии наших специалистов процесс согласований пройдет максимально быстро.

Самострой должен быть безопасен

Самострой должен быть безопасен

Какие бывают пути легализации самостроя?

Если на самовольную постройку уже зарегистрировано право собственности, правообладатель может столкнуться с требованиями об устранении нарушений – сносе дополнительных этажей, уменьшением площади объекта и т.д. В предписании будет указан срок на его исполнение. Если требование не будет выполнено, к собственнику могут предъявлять иск о сносе самостроя за его счет.

Если на незаконно возведенный объект не зарегистрированы права, признать их можно только через суд или в административном порядке. Для этого необходимо располагать проектной документацией, обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.

Официальное получения разрешения на реконструкцию или строительство

Для возведения и реконструкции ОКС нужно получать разрешение в муниципальных органах. Для этого применяются нормы ГрК РФ, местных Административных регламентов. Например, на территории столицы документы будут рассматривать специалисты Комитета государственного строительного надзора, а процедура пройдет по Постановлению № 145-ПП.

Для получения разрешения нужно заказать проектную документацию, пройти экспертизу проекта. В комплект документов также входит ГПЗУ, правоустанавливающие документы на участок. Если к параметрам и требованиям безопасности не возникнет претензий, можно зарегистрировать право собственности по разрешению на строительство и на ввод в эксплуатацию.

Как узаконить и согласовать самострой в 2022 году?

образец разрешения

Легализация через гос инспекцию или гос комиссию

В каждом регионе действуют уполномоченные комиссии, в чьи задачи входит:

  • выявление фактов незаконных построек на муниципальных и государственных землях;
  • выдача предписаний об устранении нарушений закона или о сносе самостроя;
  • проверка устранения нарушений, рассмотрение вопросов об узаконивании объектов;
  • подготовка документов для привлечения виновных лиц к ответственности.

На территории столицы такими полномочиями наделена межведомственная Городская комиссия по выявлению и пресечению незаконного строительства. Регламент работы этой Комиссии утвержден Постановлением № 234-ПП (скачать 234-pp-sed).

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Узаконивание через суд

В суд можно обратиться для признания права собственности на незаконную постройку, либо для оспаривания отказа муниципальных органов в административном порядке согласования самостроя. Согласно ст. 222 ГК РФ, признать право собственности через суд можно, если:

  • истец подтвердил права на землю;
  • на дату подачи иска постройка приведена в соответствие с законодательными нормами;
  • узаконенный самострой не будет нарушать интересы иных лиц.
Читайте также:  Право на дачное строительство

Если постройка была возведена не владельцем участка, суд может признать за ним право собственности с компенсацией расходов застройщику.

Подробнее: получение разрешения на реконструкцию/строительство

Процесс получения разрешений на строительство детализирован в ГрК РФ, Постановлением Правительства Москвы № 234-ПП (скачать 234-pp-sed).

ГПЗУ, технические условия

На начальном этапе согласований нужно получить ГПЗУ и техусловия на подключение к инженерным сетям. ГПЗУ в столице выдает Москомархитектура. Этот документ содержит подробное описание характеристик и ограничений участка, параметров разрешенного строительства. Техусловия выдаются ресурсоснабжающими организациями для подтверждения точек подключения, возможности присоединить объект к сетям.

Проведение обследования самостроя

Чтобы подготовить проектную документацию, проводится обследование незаконной постройки, определение ее фактических характеристик. Обычно это делает сама проектная организация, так как ей предстоит учесть все строительные нормы и правила в готовом проекте. При обследовании используются методы визуального осмотра, инструментальной диагностики конструкций, расчеты допустимых нагрузок. Также будет проверяться, не нарушает ли самострой общий правила застройки на данной территории, интересы владельцев соседних объектов.

Разработка проектов реконструкции/строительства

Разрешения на строительство или реконструкцию выдаются на основании проекта, подготовленного проектной организацией. В этом документе проектировщик должен подтвердить, что состояние объекта и выполненные работы отвечает всем показателям безопасности. Проект содержит все необходимые расчеты, схемы, обоснования безопасности.

Прохождение экспертизы проекта

Проектная документация должна пройти экспертизу безопасности. Проводить такую проверку могут государственные и негосударственные экспертные организации. Экспертное заключение вместе с проектом передается в органы госстройнадзора для получения разрешения на строительство.

Получение АГР (если строительство или при реконструкции затрагиваются фасады)

Фасады объектов должны соответствовать единым архитектурно-художественным требованиям, действующим в населенном пункте. Чтобы подтвердить соответствие незаконной постройки таким требованиям, необходимо разработать архитектурно-градостроительное решение (АГР), получить свидетельство об его утверждении. В Москве такой документ оформляется Москомархитектура.

Получение разрешения на строительство

В органах строительного надзора рассматривают проект, положительное экспертное заключение, ГПЗУ, иные документы. Если заявитель подтвердит, что незаконная постройка отвечает нормам безопасности, построена на легально предоставленном участке, выдается разрешение на строительство.

Получение разрешения на ввод

Так как объект уже фактически возведен, сразу после выдачи разрешения на строительство можно обращаться за официальным вводом его в эксплуатацию. Для этого также нужно обращаться в органы стройнадзора, передавать ранее полученную документацию. После фактического обследования будет выдано разрешение на ввод в эксплуатацию. С этим документом можно заказывать техплан, обращаться в Росреестр на кадастровый учет и регистрацию права собственности.

Легализация через гос инспекцию комиссии по самостроям

Вопросами выявления самовольных построек в Москве занимается Городская комиссия. Она вправе выдавать предписание об устранении нарушений, либо оформлять документы на снос самостроя. Если незаконно возведенный объект находится на муниципальной земле, Комиссия может обращаться в суд с иском.

Получение всех документов, говорящих о допустимости самостроя – ГПЗУ, документы на землю

Узаконить объект можно по собственной инициативе, либо при исполнении предписаний Комиссии по самовольным постройкам. В любом случае, нужно собрать стандартный комплект документов, подтверждающих права на участок и отсутствие у него ограничений на строительство. Для обращения в Комиссию потребуется ГПЗУ, выписка ЕГРН о праве собственности, договор на аренду или иное законного владения. указанные документы должны подтверждать, что вид использования земли позволяет возводить здания.

Проведение обследования о соответствии построенного объекта нормам

Заказать обследование самовольно построенного объекта нужно, чтобы подтвердить Комиссии соблюдение строительных норм и правил. Также Постановление № 234-ПП позволяет Комиссии устанавливать собственнику сроки для завершения строительства или приведения объекта в соответствие с нормами закона. По итогам обследования оформляются акты и заключения, которые будут рассматривать специалисты Комиссии.

Обследование зданий

Обследование зданий

Подача документов в гос комиссию

Согласно Постановлению № 234-ПП, Городская комиссия ведет реестр выявленных незаконных построек и решений, принятых по итогам рассмотрения дел. Окружные комиссии вправе осуществлять такие же полномочия для самостроя с площадью менее 1500 кв.м. Документы на рассмотрение можно передать через функцию “Единого окна”, через МФЦ, либо через сайт Мэра Москвы.

План заседаний комиссии публикуется на сайте Мэра Москвы (они проводятся не реже 1 раза в 2 месяца). Если представленные документы подтверждают права на участок и соответствие требованиям к безопасности объекта, принимается положительное решение. Когда постройка будет исключена из реестра Комиссии, можно приступать к вводу ее в эксплуатацию и оформлению прав собственности (если это не было делано ранее).

Комментарий эксперта. Пройти процедуру легализации самостроя без поддержки профессиональных специалистов в сфере недвижимости и кадастра практически невозможно. Это связано с множеством требований к оформлению документов, обследованию зданий и сооружений. Обращайтесь в компанию Смарт Вэй, если вам нужно помощь опытных проектировщиков и юристов!

Легализация через суд

В судебном порядке можно добиться признания прав на объект недвижимости, либо оспорить решения муниципальных ведомств и комиссии. При положительном решении суда его можно представить в Росреестр для регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет.

Сбор документов – ГПЗУ, документы на землю

Так как обязательным условием для легализации самостроя через суд является подтверждение прав на землю, необходимо получить договор аренда или выписку ЕГРН. Также истец должен получить ГПЗУ, что подтвердить отсутствие ограничений на строительство и его допустимые параметры. Срок действия ГПЗУ составляет не более трех лет с момента выдачи.

Проведение экспертизы построенного объекта на соответствие нормам

До обращения в суд нужно соблюсти стандартный порядок обследования, проектирования и экспертизы незаконной постройки. Эти сделает проектная организация по заявке собственника. Как указывалось выше, документы должны подтверждать, что при строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила. Помощь в обследовании и экспертизы самостроя вы можете получить в компании Смарт Вэй.

Подача документов в Стройнадзор и получение отказа

Чтобы обжаловать через суд решение органов строительного надзора, нужно обратиться с заявлением по административной процедуре для оформления разрешения на строительство. Если вынесет незаконный или формальный отказ, можно обращаться с иском в суд. В решении должностные лица стройнадзора обязаны обосновать свой отказ со ссылками на закон.

Подача документов в суд, сопровождение судебного разбирательства

Исковое заявление подается в суд по месту нахождения спорного объекта. В зависимости от обстоятельств, иск подается:

  • о признании права собственности;
  • об обжаловании незаконного решения госстройнадзора и признании права собственности.

Помимо документов, использованных при административном согласовании самостроя, можно привлечь к участию в суде специалистов и экспертов, заявить ходатайство о назначении строительной экспертизы. Обратившись в компанию Смарт Вэй, мы получите помощь опытных юристов и иных специалистов, которые пройдут все стадии судебного разбирательства.

Решение суда о признании права собственности нужно представить в Росреестр или МФЦ. После внесения записи в ЕГРН самовольно возведенная постройка будет узаконена с возможностью ее использования и продажи.

Незаконный самострой – ответственность и штрафы

Ответственность за незаконную постройку наступает в виде обязанности снести ее за счет собственника, а также по ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушителю грозит штраф, размер которого зависит от статуса собственника:

  • для частных лиц – от 2 до 2.5 тыс. руб.;
  • для ИП – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для предприятий – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Аналогичные штраф наступают при эксплуатации самостроя без получения разрешения на ввод. Также предпринимателям и организациям грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выводы

Под самостроем понимается незаконное возведение или реконструкция объекта без прав на участок, при отсутствии разрешений и согласований, при нарушении строительных норм и правил. Узаконить самострой можно в административном или судебном порядке, в том числе путем исполнения предписаний Комиссии по выявлению и предотвращения незаконного строительства.

В компании Смарт Вэй вы получите полный комплекс услуг по легализации незаконных построек, от получения документов до сопровождения судебного разбирательства. Звоните, по всем возникшим вопросам вы можете получить бесплатную консультацию!

Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания — Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.

Источник smway.ru

Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года

1. Новый закон – старт «эры» возведения фермерских домов на сельхозземле

Дата 1 марта 2022 года, указанная в названии статьи, – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 299-ФЗ от 02.07.2021).

В соответствии с этим законом и обозначенной датой его актуализации в России началась «эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН.

Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.

Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:

  • законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
  • сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
  • обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению

В этих целях, в частности, прежде действовавший Закон РСФСР (№348-1 от 22.11.1990), был признан утратившим силу (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003).

Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.

Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.

В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон № 299-ФЗ от 02.07.2021 сочетает одновременно:

  1. ликвидацию барьера по строительству жилья на фермерской земле
  2. выполнение новых установленных требований, предъявляемых:
    • к региональным властям и муниципалитетам
    • непосредственно к фермерам
    • обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки

    2. Суть нововведений

    Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения

    Главными условиями строительства жилого дома на с/х землях являются:

    • утверждённые ПЗЗ для территории расположения земельного участка:
    • в случае, когда ПЗЗ не разработаны, органы власти обязаны отказать в согласовании строительства – по причинам:
    • отсутствие утверждённой документации по планировке градостроительному зонированию территории поселения
    • как следствие:
    • отсутствие градостроительного зонирования для соответствующейтерритории поселения
    • невозможность установления требований к использованию и застройке, которые определяются градостроительным регламентом для земельных участков, расположенных на такой территории
    Читайте также:  Технология легкого каркасного строительства

    Возведение жилых домов на с/х землях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):

    • объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
    • единолично

    В случае предпринимательской деятельности фермерство ведётся без образования юридического лица.

    Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести индивидуальный жилой дом, если это необходимо, обеспечивает ведение крестьянского (фермерского) хозяйства на любом из них. стал всеобъемлющим. Он включает и старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:

    • для с/х производства
    • для ведения сельского хозяйства
    • для ведения крестьянского хозяйства
    • фермерское хозяйство
    • животноводство
    • свиноводство
    • скотоводство
    • растениеводство
    • пчеловодство
    • т.д.

    Вывод

    Фермерский дом разрешено строить:

    1. на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела:
    2. на с/х угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения:
      • за исключением ЗУ, относящихся к высокопродуктивным угодьям и особо ценным угодьям
      • без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
      • при условии реального ведения фермерства

      Запрет в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками

      Новым законом сформированы ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:

      • для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№ 74-ФЗ от 11.06.2003):
      • использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
      • фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства

      Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома

      Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:

      • на участке с/х назначения можно построить только 1 жилой дом
      • параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
      • общая площадь дома – не более 500 м 2
      • площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
      • количество этажей – не более 3

      В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:

      • «жилой дом»
      • «индивидуальный жилой дом»
      • «объект индивидуального жилищного строительства»

      Соответственно, параметры жилого дома, который можно возвести на фермерской земле, должны также отвечать требованиям, указанным в той же статье 11:

      • количество надземных этажей – не более чем 3
      • высота – не более 20 м
      • здание:
      • должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
      • не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости

      Возведённый фермерский дом должен соответствовать:

      • установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства
      • строительным нормам жилого дома:
      • изложены в Своде правил СП 55.13330.2016)
      • права иных лиц
      • требования установленных обременений/ограничений:
      • в случае наличия ЗОУИТ на земельном участке

      Нарушение действующих градостроительных, строительных норм и правил при постройке фермерского дома (объекта ИЖС) может повлечь признание такого объекта самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).

      В целях исключения возможности наступления правовых последствий, связанных с признанием фермерского дома самовольной постройкой, необходимо заблаговременно ознакомиться с ПЗЗ муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок.

      Регистрация фермерского дома

      Разрешение на возведение дома на землях сельхозназначения выдаёт местная администрация – в виде ответного уведомления на уведомление о планируемом строительстве, направленное фермером.

      Игнорирование требования о получении РНС и разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома – градостроительное правонарушение, влекущее признание по суду возведённого объекта ИЖС самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).

      Дом, построенный на фермерской земле, входит в состав имущества КФХ.

      Регистрация строений осуществляется по правилам «дачной амнистии» – до 1 марта 2026 года в Росррестр необходимо представить:

      • технический план
      • с его неотъемлемым приложением – декларацией об объекте недвижимости

      Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения

      Фермерский дом «привязан» к земле. В случае, если владелец будет использовать землю неправильно (не для осуществления деятельности КФХ), земельный участок может быть изъят государством или муниципалитетом – по причине его нецелевого использования:

      • нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
      • ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению:
      • установлена КоАП РФ (статья 8.8)
      • усилена требованиями нового ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021

      Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом

      В соответствии с ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.

      Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003):

        :
      • ЗУ является частью имущества хозяйства
      • имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
      • доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
      • надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
      • при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ

      Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом.

      Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель с/х назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).

      Дополнительные права региональных властей

      Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

      Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

      1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
      2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

      С учётом того, что фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на с/х землях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

      • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
      • будут застраиваться фермерскими домами

      Примеры региональных законов, запрещающих строительство фермерских домов на землях с/х назначения на территории конкретных муниципалитетов

      Суть каждого регионального закона – определение муниципальных образований области, на территории которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности:

      1. Закон Белгородской области – № 152 от 28.02.2022
      2. Закон Ленинградской области «О внесении изменения в областной закон «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» – № 5-оз от 08.02.2022:
        • запрет на строительство/реконструкцию/эксплуатацию фермерских домов на ЗУ с/х назначения на территориях всех муниципальных образований ЛО
        • Закон Московской области – № 64/2022-ОЗ от 25.04.2022
        • Закон Чувашской Республики – № 10 от 29.03.2022
        • Закон Республики Крым – №278-ЗРК/2022 от 26.04. 2022
        • Закон Костромской области –№ 183-7-ЗКО от 21.02.2022

        3. «Радиус влияния» нового закона

        Несмотря на то, что Закон №299-ФЗ от 02.07.2021 «нацелен» только на статью 77 ЗК РФ, определяющую понятие и состав земель с/х назначения, его главный посыл отразился в ряде федеральных законов. С 01.03.2022 в них появятся корреспондирующие уточнения и дополнения:

        1. в пункте 2 самой статьи 77 ЗК РФ:
          • дополнение, касающееся фермерских жилых домов, которые будут строиться, реконструироваться и эксплуатироваться также на землях с/х угодий
          • в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2020):
            • во 2 абзаце пункта 1 статьи 1 говорится о том, что действие этого закона теперь распространяется на земельные участки с/х назначения с расположенными на них жилыми домами, на которых крестьянские(фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность
            • в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74-ФЗ от 11.06.2003):
              • в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
                • земельный участок
                • жилой дом
                • хозяйственные и иные постройки
                • мелиоративные и другие сооружения
                • продуктивный и рабочий скот
                • птица
                • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование
                • транспортные средства
                • инвентарь
                • иное имущество
                • в статью 11 добавлены 2 пункта:
                  • пункт 4 – о том, что на ЗУ из состава земель с/х назначения, а также на ЗУ с расположенными на нём с/х угодьями, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома только с теми параметрами, что определены Законом № 299-ФЗ от 02.07.2021 (они описаны выше)
                  • пункт 5 – о том, субъекты РФ через свои законы могут определить те муниципалитеты, на территории которых для ЗУ из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для своей деятельности, будут запрещены любые операции строительного характера, связанные с жилыми домами:
                  1. строительство
                  2. реконструкция
                  3. эксплуатация
                  • в статье 70, конкретно в подпункте 12 пункта 1 этой статьи, появилось уточнение о том, что до 1 марта 2026 года допускается регистрация жилого дома, созданного на ЗУ, предназначенном для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством

                  4. Время действия нового закона

                  Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:

                  • ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021 вступит в силу 01.03.2022
                  • новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
                  • возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
                  • начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года

                  Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (2021 год) это только предположение.

                  Читайте также:  Подготовка поверхности земляного полотна и строительство дополнительных слоев оснований

                  Постскриптум о причинах «пробуксовки» строительства фермерских домов

                  Возможно, что нововведения, закреплённые ФЗ №299-ФЗ, направлены в некое будущее, правда, ограниченное сроком действия закона (до 1 марта 2026 года), а действия региональных властей в отношении запрета на строительство/реконструкцию/эксплуатацию фермерских домов на с/х назначения не такие уж и абсурдные, как может показаться на первый взгляд?

                  Отказы местных властей по уведомлениям фермеров о намерении приступить к строительству жилых домов, вполне обоснованные. По факту, немало ситуаций, когда для территорий, расположенных вне границ населённых пунктов, на которых расположены участки с/х назначения:

                  • или не утверждены ПЗЗ
                  • или градостроительные регламенты территориальных зон, в границы которых включены участки с/х назначения, не допускают возможность такого строительства

                  В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Классификатором ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства:

                  • индивидуальные жилые дома разрешается строить на участках, предназначенных для ИЖС и ЛПХ, расположенных в черте населённого пункта
                  • на участках с/х назначения, расположенных за пределами населённых пунктов, допускается возведение капитальных и некапитальных объектов, функциональное назначение которых должно соответствовать с/х деятельности – то есть ВРИ, или задачам осуществления на таких участках деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства:
                  • попытка возвести индивидуальный жилой дом будет расцениваться как нецелевое использование земельного участка – влечёт административную ответственность (пункт 1 статьи 8.8 КоАП РФ), а завершение строительства – признание такого дома самовольной постройкой

                  Таким образом, фермерские дома приравнены к объектам индивидуального жилищного строительства только по параметрам разрешённого строительства.

                  Вместе с тем, Градостроительным кодексом РФ:

                  не предусмотрено формирование зон/подзон с/х использования с соответствующим градостроительным регламентом, в которые можно было бы включить участки с/х назначения с возможностью строительства на них фермерских домов и, тем более, объектов индивидуального жилищного строительства.

                  В противоположном случае, когда Градостроительный кодекс определит возможность установления указанных зон/подзон и конкретизирует статус фермерского дома (не как объекта индивидуального жилищного строительства, который в настоящее время может возводиться только на участках ИЖС и ЛПХ в черте населённого пункта):

                  • такие территориальные зоны/подзоны с/х использования и градостроительные регламенты, установленные для них, должны быть утверждены и описаны в ПЗЗ поселений
                  • возведение жилых объектов, входящих в имущество фермерского хозяйства, в таких территориальных зонах/подзонах должно вестись на условиях, которые определены законом №299-ФЗ
                  • наличие в градостроительном регламенте таких зон/подзон с/х использования сведений о параметрах разрешённого строительства фермерских домов – единственное условие, определяющее возможность их возведения на участках с/х назначения, включённых в границы таких зон/подзон с/х использования

                  В действительности дела обстоят так. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, указывающими на несоответствие возможностей ВРИ земельных участков с/х назначения, расположенных за пределами населённых пунктов, задачам индивидуального жилищного строительства, которое должно осуществляться в черте населённых пунктов, региональные и местные власти не вправе:

                  1. вносить изменения в градостроительное зонирование территорий поселений в целях образования территориальных зон/подзон с/х использования
                  2. устанавливать для таких зон/подзон градостроительные регламенты, допускающие возведение фермерских домов в статусе ИЖС

                  Более чем странной сложившуюся ситуацию назвать сложно. Закон №299-ФЗ, определивший возможность строительства фермерских домов на участках с/х назначения есть, но возвести фермерские дома невозможно – по причинам, изложенным выше. Всё, как в народной пословице – «было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить». Или надежды фермеров, всё же, рано или поздно оправдаются? Дело за законодателем.

                  Источник www.zemvopros.ru

                  Как зарегистрировать частный дом по дачной амнистии в 2022 году

                  Недвижимость

                  По оценкам Росреестра дачная амнистия за прошлый год помогла почти 130 тыс. человек оформить дом в собственность в упрощенном порядке. Теперь они могут свободно распоряжаться ей: продавать, дарить и передавать по наследству.

                  С июля 2022 года стартует новый этап дачной амнистии. Рассмотрим, как оформить дачный или садовый дом по дачной амнистии в 2022 году, на какие объекты она распространяется и какие изменения следует учесть.

                  Что такое дачная амнистия

                  Что обозначает дачная амнистия. Дачная амнистия позволяет в упрощенном порядке оформить права собственности на:

                  • земельные участки в государственной и муниципальной собственности с жилыми домами;
                  • жилые и садовые дома.

                  Актуальная версия дачной амнистии распространяется на дома, построенные в границах населенных пунктов до 1998 года (до принятия Градостроительного кодекса).

                  Оформить в собственность в рамках дачной амнистии можно и дом, и земельный участок одновременно. Раньше до дачной амнистии нужно было получать разрешение на строительство, либо уведомлять органы власти о предстоящей застройке (с августа 2018 года). Дома, которые уже были построены без разрешений и уведомлений, можно узаконить по дачной амнистии в упрощенном порядке без суда.

                  При оформлении недвижимости по дачной амнистии не нужны уведомления о строительстве и реконструкции, а также окончании строительства, а также разрешения от местных властей.

                  Кто может воспользоваться. Обычно вопрос оформления недвижимости в рамках дачной амнистии возникает в двух случаях:

                  1. На дачном участке построен дом без получения необходимых разрешений.
                  2. Был куплен земельный участок с неузаконенным домом.

                  Преимущества дачной амнистии. Стимулами к использованию инструментами дачной амнистии является возможность стать собственниками построек в упрощенном порядке.

                  Наличие официально зарегистрированного права собственности в Росреестре обладает следующим преимуществами:

                  1. Дает право свободно распоряжаться участком и домом: продавать, дарить их и передавать по наследству, сдавать в аренду и делить при разводе. Если возникнет ситуация, что неузаконенный дом придется продать, не каждый покупатель готов будет ждать оформления прав собственности или идти на риски и покупать самострой.
                  2. Дом и участок могут выступать в качестве залога по банковскому кредиту.
                  3. Нет рисков сноса. Когда дачная амнистия закончится, возведенная без уведомлений недвижимость может быть признана самостроем и снесена по судебному решению.
                  4. Нет налоговых рисков: если инспекция обнаружит неузаконненную постройку, она может назначить штраф в 20% на неуплату налога на имущество и доначислить налог за весь период.
                  5. Можно получить адрес для зарегистрированного дома и оформить в нем прописку.
                  6. Собственник получить компенсацию, если лишится дома в результате пожара, наводнения, форм-мажора или изъятия участка в пользу государственных нужд.

                  Государству дачная амнистия помогает вовлечь в гражданский оборот новые дома, увеличить темпы индивидуального строительства и увеличить собираемость налогов.

                  Правовое регулирование. Дачная амнистия-2022 опирается на Федеральный закон № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон о продлении дачной амнистии был принят в декабре 2021 года.

                  Дополняет уже принятый закон Законопроект № 97317-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». Он изменил дату старта дачной амнистии в 2022 году с сентября на июль, а также уточнил, что основанием для отказа в приеме заявления от лица, не являющегося собственником, является отметка в ЕГРН о невозможности перерегистрации без личного участия правообладателя.

                  Сроки действия. Дачная амнистия реализуется в России с 2006 года и уже несколько раз продлевалась (в 2009,2015,2018,2020 годах). С 1 июля 2022 года начнется новый этап дачной амнистии, который будет действовать до 1 марта 2031 года.

                  На какие объекты распространяется. Прежний вариант дачной амнистии распространял свое действие на садовые дома и хозяйственные постройки на участках под садоводство и дачное хозяйство. На землях под ИЖС или ЛПХ нужно было получать разрешение на строительство.

                  В рамках дачной амнистии-2022 можно оформить жилые и садовые дома, которые расположены на участках ИЖС, ЛПХ и СНТ. Упрощенным порядком могут воспользоваться владельцы домов на земельных участках, которые не подавали уведомления о строительстве.

                  Для оформления в рамках дачной амнистии жилые дома должны соответствовать ряду требований Градостроительного кодекса:

                  • иметь высоту до 20 м;
                  • не более 3 надземных этажей;
                  • состоять из комнат и вспомогательных помещений.

                  Как оформить дом по дачной амнистии: пошаговая инструкция

                  Порядок действий. Чтобы оформить права собственности на дом и участок по дачной амнистии нужно пройти три этапа:

                  1. Обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана

                  Кадастровый инженер должен состоять в официальном реестре кадастровых инженеров от Росреестра. Информация в техплан вносится на основании декларации об объекте недвижимости, которую сделал собственник (образец декларации об объекте недвижимости).

                  1. Подать заявление в Росреестр на регистрацию права собственности.

                  На обработку поступивших документов и постановку недвижимости на учет у Росреестра будет 10 дней.

                  1. Получить выписку из ЕГРН, подтверждающую права собственности на дом и земельный участок.

                  Выписка из ЕГРН подтверждает права собственности на дом и участок. При необходимости можно обратиться в МФЦ с заявлением на присвоение дому адреса, чтобы в дальнейшем оформить прописку.

                  Если бы владельцу пришлось оформлять дом в стандартном порядке, то предстояло пройти еще два шага: сначала уведомить местные органы о начале строительства, а затем — об окончании.

                  Какие документы нужны для регистрации дома. Чтобы оформить дом по дачной амнистии в собственность необходимо собрать следующие документы:

                  1. Заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости (Форма заявления).
                  2. Паспорт.
                  3. Технический план, подготовленный кадастровым инженером.
                  4. Выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности на земельный участок или один из правоустанавливающих документов:
                  • договор дарения;
                  • купли-продажи;
                  • мены;
                  • свидетельство о праве на наследство;
                  • судебное решение;
                  • постановление/акт о предоставлении земельного участка в собственность.

                  Куда обращаться. Подавать документы необходимо в местное отделение Россреестра. Сделать это можно:

                  • через МФЦ;
                  • в электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.

                  Сколько стоит. За государственную регистрацию права собственности предусмотрен госпошлина в 350 р. Такая госпошлина платится только при первичной регистрации на объект недвижимости. При переоформлении прав по наследству или по договору купли-продажи она составит 2000 р.

                  Но это не все траты, которые предстоят собственнику. Дополнительно нужно оплатить кадастровые работы. Их стоимость не является фиксированной и зависит от сложности работы, местонахождения дома и прочих факторов, но регионы вправе устанавливать по своему усмотрению максимальный лимит цен.

                  Стоит заранее узнать, сколько будут стоить кадастровые работы, затем приступать к сбору документов.

                  Могут ли воспользоваться наследники. Наследники дома также могут воспользоваться упрощенным порядком оформления садового или жилого дома. Для этого в стандартный пакет документов нужно добавить свидетельство о праве на наследство.

                  Сохраняется ли уведомительный порядок. Закон позволяет собственнику оформить жилой или садовый дом в уведомительном порядке по желанию. Для этого необходимо передать в органы местного самоуправления уведомления о строительстве.

                  Как узаконить хозяйственные постройки. Дачная амнистия не распространяется на гаражи, хозпостройки, сараи и беседки. Для их постановки на кадастровый учет не нужны дополнительные разрешения и уведомления (на сновании ч.10 ст.40 218-ФЗ). Поэтому узаконить вспомогательные строения на участке можно как прежде: на основании заявления, документов собственника на земельный участок, а также техплана.

                  Источник ivprave.ru
                  Рейтинг
                  Загрузка ...