Подборка наиболее важных документов по вопросу Водозаборная скважина недвижимое имущество нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Роснедр от 28.09.2018 N ЕК-04-30/14572 «Об условиях застройки площадей залегания полезных ископаемых»
Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах»), предусматривающие при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, исключение необходимости получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки, а также исключение необходимости получения разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.
В целях обеспечения единства применения законодательства Российской Федерации о недрах в сфере застройки площадей залегания полезных ископаемых сообщаем следующее.
1. Указанными поправками изменено наименование разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, которое переименовано на разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений.
В связи с этим Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Минприроды России от 13.02.2013 N 53 (далее — Административный регламент), подлежит применению в части не противоречащей ст. 25 Закона «О недрах».
2. Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в соответствии с Законом «О недрах» Административным регламентом при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства не предусмотрено.
3. Нормы, предусмотренные ст. 25 Закона «О недрах», не отменяют иных обязательных требований к осуществлению строительства или хозяйственной деятельности в границах территорий с особым режимом — лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее — Закон «О природных лечебных ресурсах») лечебно-оздоровительная местность и курорт относятся к используемым в лечебно-профилактических целях особо охраняемым территориям. В частности, Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации — Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.
В ч. 3 ст. 16 Закона «О природных лечебных ресурсах» для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны с ограничением или запрещением осуществления различных видов хозяйственной деятельности исходя из установленных зон охраны.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
В связи с этим, независимо от нахождения территории с особым правовым режимом, в том числе лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах населенного пункта, осуществление на ней строительства и иной хозяйственной детальности должно осуществлять с учетом установленных Законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ограничений и запретов.
4. Необходимо учитывать особенности законодательства Российской Федерации в части застройки площадей залегания полезных ископаемых на земельных участках, предоставленных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Учитывая, что в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, приказами Минприроды России от 25.06.2010 N 218, от 08.07.2010 N 254 и от 27.10.2010 N 463 при подготовке и согласовании технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых рассматриваются, в том числе, вопросы размещения объектов обустройства месторождений.
Принимая во внимание вышеизложенное, при наличии у пользователя недр согласованного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения полезных ископаемых, самостоятельное обращение пользователя недр за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых, не требуется.
5. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) и п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее — Положение о Роснедрах), разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается Роснедрами или его территориальным органом в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса и п. 5.3.15 Положения о Роснедрах, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выдается Роснедрами, в случае, если разрешение на строительство, реконструкцию указанного объекта капитального строительства было выдано Роснедрами.
Таким образом, разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых и разрешение на строительство объекта капитального строительства и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются самостоятельными документами и, следовательно, в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на участке недр, предоставленном пользователю для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) необходимо получение разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства.
Порядок получения указанных разрешений установлен Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162, и Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 26.06.2012 N 167, соответственно.
Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Добыча артезианских вод – это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Артезианские скважины зачастую обустраивают СНТ для обеспечения водой земельных участков, входящих в состав товарищества. … При этом подземные воды из колодца или скважины , обустроенных на участке для индивидуального пользования, можно добывать «из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения».
Водозаборная скважина недвижимое имущество
Подборка наиболее важных документов по запросу Водозаборная скважина недвижимое имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Водозаборная скважина недвижимое имущество
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 39.30 «Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 39.30 ЗК РФ и установив, что спорный земельный участок расположен в границах городского округа, на нем расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, а именно скважина водозаборная и сеть водоснабжения; поскольку земельный участок предстоит образовать, при обращении с заявлением о передаче земельного участка заявителем представлена схема расположения земельного участка, апелляционный суд правомерно признал незаконным отказ в утверждении схемы расположения участка и его безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную, возложив обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении указанной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, учитывая, что на образуемом в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка иного объекта недвижимости, помимо объектов заявителя, не имеется.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 N 19АП-6049/2021 по делу N А14-16362/2017
Требование: О расторжении муниципального контракта на строительство водозабора, взыскании денежных средств в связи с невыполнением части работ и недопоставкой оборудования.
Решение: Требование удовлетворено. В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что в составе объекта «Водозабор на участке «Росстань» г. Борисоглебск» должно было быть построено 33 объекта недвижимого имущества. Объекты недвижимости по окончании строительства подлежат вводу в эксплуатацию, кадастровому учету, а также государственной регистрации права. Материалами дела подтверждается, что были введены в эксплуатацию только четыре водозаборные скважины со 100% готовностью, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке с выдачей свидетельств З6-АД N 585792, 36-АД N 585793, 36-АД N 585794, 36-АД N 585795. При этом указанные скважины в связи с невыполнением в полном объеме пуско-наладочных работ эксплуатируются в ручном режиме. Все остальные объекты (29) зарегистрированы как незавершенные строительством объекты с процентом готовности от 31 до 99.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Водозаборная скважина недвижимое имущество
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Любые скважины, не важно для каких целей, являются объектом гражданских прав и относятся к недвижимому имуществу, поскольку к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 3 ст. 129, п. 1 ст. 130 ГК РФ). Указанный вывод следует в том числе из материала с официального сайта Роснедр («Вопрос: Может ли предприятие (ООО), имеющее на балансе скважины и лицензии на пользование недрами, продать часть своих скважин предприятию (ООО), не имеющему лицензии на пользование недрами?» («Официальный сайт Роснедр», 2018)).
На основании изложенного, водозаборная скважина является объектом капитального строительства . В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность.
В Кадастровой палате напомнили, что необходимо знать дачнику о колодцах и скважинах
Проблема отсутствия центрального водопровода на даче в большинстве случаев решается с помощью обустройства колодца или скважины для личного пользования. Владельцы земельных участков, входящих в садовое или огородное некоммерческое товарищество, также могут подключиться к коллективному водопроводу при наличии в СНТ или ОНТ водозаборной скважины, предназначенной для общего пользования. Федеральная кадастровая палата рассказала, в каких случаях закон обязывает владельца лицензировать скважину и уплачивать так называемый водный налог, а кому можно использовать подземные воды просто так.
Эксплуатация подземных вод на территории России регулируется законом «О недрах». Преамбула закона гласит, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно закону, недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Кому нужна лицензия на право пользования недрами
Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения – лицензии. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным органом государственной власти и пользователем недр заключается договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению договора. Пользование водными ресурсами из лицензированного водозаборного сооружения возможно только на платной основе.
Лицензию на право пользования недрами могут получить исключительно субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также граждане в статусе ИП. Согласно законодательству, лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения. Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.
Физическим лицам
Физическим лицам лицензия на право пользования недрами не предоставляется. Правообладатели, а также арендаторы земельных участков могут, не оформляя лицензии, добывать воду из расположенных в пределах принадлежащего им участка простых водозаборных сооружений (колодцев и скважин малого диаметра), которые эксплуатируют первый от поверхности водоносный горизонт, при условии, что подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки.
Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Добыча артезианских вод – это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется. Артезианские скважины зачастую обустраивают СНТ для обеспечения водой земельных участков, входящих в состав товарищества. В этом случае участники товарищества могут подключиться к коллективному водопроводу для использования артезианской воды в хозяйственно-бытовых целях.
Действующее законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина», поэтому данные сооружения можно рассматривать всего лишь как способы обустройства водозабора на участке. А поскольку глубина залегания источников подземных вод определяется климатическими, геологическими, гидрологическими и другими особенностями каждой конкретной местности, закон регламентирует допустимые значения глубины водозаборных сооружений в том числе при помощи описания местоположения источника водоснабжения относительно водоносных слоев и его принадлежности к государственной собственности. К примеру, физическому лицу разрешается «строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». При этом подземные воды из колодца или скважины, обустроенных на участке для индивидуального пользования, можно добывать «из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения». Иначе говоря, закон устанавливает норму глубины колодца в 5 метров, но также предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора, при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности.
О налогах и штрафах
С 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, с 1 января 2020 года могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать 1 млн руб.
Как получить лицензию
Срок действия лицензии на право добычи подземных вод составляет 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе потребуется копия устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины. На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик: налог взимается за каждую тысячу кубометров воды. При этом размер налоговой ставки на территории России различается и зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна. Глубина залегания извлекаемых подземных вод в данном случае значения не имеет: величина налога на артезианскую воду и воду, получаемую из верхнего слоя почвы, будет одинаковой.
Скважина на воду – это объект недвижимости? Нужно ли регистрировать водозаборную скважину и ставить на кадастровый учет? Вопрос лицензирования скважин на воду неизбежно сопряжен с целым рядом иных процедур. В том числе клиенты часто задают вопрос о том является ли скважина для добычи воды объектом недвижимости и нужно ли ее регистрировать. В этой публикации попробуем дать обоснованный ответ на эти вопросы. … Скважины регистрируют как недвижимость? Какие платежи за скважину недвижимость? Как зарегистрировать скважину в качестве объекта недвижимости? Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины : Prev Next.
- https://legalacts.ru/doc/pismo-rosnedr-ot-28092018-n-ek-04-3014572-ob-uslovijakh-zastroiki/
- http://www.consultant.ru/law/podborki/vodozabornaya_skvazhina_nedvizhimoe_imuschestvo/
- https://kadastr.ru/magazine/news/v-kadastrovoy-palate-napomnili-chto-neobkhodimo-znat-dachniku-o-kolodtsakh-i-skvazhinakh/