Объекты капитального строительства кадастровый кодекс

Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ (ГрК РФ)

Градостроительный кодекс в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по градостроительному кодексу РФ, законодательство по градостроительной деятельности в Российской Федерации.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

[ действующая редакция от 14.07.2022 ]

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ГрК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) (ред. от 01.06.2022)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

Законы Российской Федерации по ГрК РФ

«О государственной регистрации недвижимости»

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

«О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ГрК РФ

«О присвоении федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» почетного наименования»

«Об Организационном комитете по подготовке и проведению Петербургского международного юридического форума»

«О праздновании 100-летия Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ГрК РФ

«Об утверждении перечня случаев, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование Федерального агентства по рыболовству (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания)»

«О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ГрК РФ

(утв. Минспортом России 28.12.2021, Общероссийской спортивной общественной организацией «Федерация фехтования России» 10.12.2021) (ред. от 01.08.2022)

(утв. Минспортом России 28.07.2022, Общероссийской общественной организацией «Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» 25.07.2022)

Объект капитального строительства — что это такое, какие здания входят в это понятие. Законодательные акты, регламентирующие данный вопрос. Виды и категории построек, связь с недвижимостью, особенности и нюансы. … Автор zazemly На чтение 10 мин Просмотров 345 Опубликовано 09.11.2021. В нашей стране строительству уделяется все больше внимания. Разрабатываются новые проекты. Инвесторы крайне заинтересованы в возведении новых объектов капитального строительства , это то направление, куда государство направляет значительную часть финансовых потоков. Большим спросом пользуются проекты жилых домов. Они также относятся к данному типу строительства .

Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4591; N 49, ст. 7015; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст. 5799; 2015, N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 27, ст. 4302, 4305, 4306; 2017, N 31, ст. 4740; 2018, N 1, ст. 27; N 32, ст. 5133, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 31, ст. 5013, 5023; 2021, N 1, ст. 7, 33; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5103, 5104; N 50, ст. 8415) следующие изменения:

а) часть 9 после слова «необходимых» дополнить словами «застройщику, техническому заказчику»;

б) дополнить частью 9 1 следующего содержания:

«9 1 . При выполнении предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).»;

2) в части 1 статьи 8 3 слова «, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором» исключить;

3) часть 12 2 статьи 48 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется.»;

4) в части 2 1 статьи 52 слово «трех» заменить словом «десяти».

Статья 2

В пункте 5 статьи 38 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2009, N 52, ст. 6455; 2018, N 32, ст. 5114; 2020, N 31, ст. 5013) после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».

Статья 3

В статье 36 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 31, ст. 5013) слова «в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменить словами «в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 4

Внести в статью 25 1 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 24, ст. 4207) следующие изменения:

1) в пункте 1 после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», дополнить предложением следующего содержания: «Применение указанных в настоящей статье особенностей к видам деятельности, не связанным с таким увеличением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, не допускается.»;

2) в пункте 3 после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2013, N 14, ст. 1651; 2020, N 31, ст. 5013) следующие изменения:

а) в пункте 2 слово «линейных» и слово «транспортной» исключить, слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», слова «в соответствии с земельным законодательством» заменить словами «в порядке, предусмотренном земельным законодательством,»;

б) в пункте 4 слово «частей» заменить словом «пунктов»;

в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Положения пункта 2 настоящей статьи не применяются в целях строительства объектов инфраструктуры, предусмотренных пунктами 5 2 и 5 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий.»;

Читайте также:  Что такое код объекта капитального строительства

2) в статье 19 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».

Статья 6

Статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 53, ст. 7596; 2015, N 27, ст. 3967; Российская газета, 2022, 19 апреля) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 1, ст. 17; N 52, ст. 5498; 2009, N 52, ст. 6419, 6427; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 52, ст. 6976; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9, 38; N 10, ст. 1418; N 29, ст. 4376; 2016, N 1, ст. 22; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4306; 2017, N 25, ст. 3593; 2018, N 1, ст. 39; 2019, N 31, ст. 4442; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 1, ст. 7; 2022, N 1, ст. 16) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 10 статьи 4 слова «2022 года» заменить словами «2023 года»;

2) в статье 10 15 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подключения (технологического присоединения) указанных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются указанным Федеральным законом» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 8

Статью 36 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2014, N 52, ст. 7558; 2016, N 1, ст. 72; N 27, ст. 4294; 2019, N 31, ст. 4426; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) дополнить частями 7 1 и 7 2 следующего содержания:

«7 1 . Договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении указанных в части 7 настоящей статьи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости должен предусматривать срок выполнения таких работ, не превышающий трех рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 7 2 настоящей статьи).

7 2 . В случае, если при выполнении кадастровых работ, указанных в части 7 1 настоящей статьи, в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона требуется проведение обязательного согласования местоположения границ земельного участка, срок, указанный в части 7 1 настоящей статьи, не включает в себя срок, который требуется для проведения такого согласования.».

Статья 9

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766, 4767, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст. 1437; N 15, ст. 2031; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст. 33, 57; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 22, ст. 3683; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5054, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 5, 15, 18, 45, 47, 62; N 10, ст. 1396; N 12, ст. 1785) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 8 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения.»;

2) пункт 7 3 части 2 статьи 14 после слов «реконструкции зданий, сооружений,» дополнить словами «изменением в результате капитального ремонта сооружений,»;

3) часть 1 статьи 16:

а) дополнить пунктом 8 4 следующего содержания:

«8 4 ) три рабочих дня с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;»;

б) дополнить пунктом 11 1 следующего содержания:

«11 1 ) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;»;

а) пункт 2 части 2 дополнить словами «в связи с установлением ограничений прав на такие объекты недвижимости или обременений на такие объекты недвижимости, а также в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта»;

б) часть 11 после слов «разрешений и проектной документации» дополнить словами «(в том числе в случае изменения характеристик сооружения в результате капитального ремонта)», дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «В отношении сооружения, характеристики которого изменены в связи с осуществлением его капитального ремонта, декларация составляется и заверяется правообладателем такого сооружения.»;

в) дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. В случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, сведения о линейном объекте, за исключением сведений о местоположении линейного объекта на земельном участке, указываются в техническом плане линейного объекта на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации, содержащей сведения о линейном объекте и подготовленной в связи с реконструкцией соответствующих участка (участков) или части (частей) линейного объекта. При этом допускается указание в техническом плане координат характерных точек контура линейного объекта только в отношении реконструированных участка (участков) или части (частей).»;

а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если для строительства линейного объекта, в том числе расположенного на нескольких земельных участках, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство, истечение срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком, на котором полностью или частично расположен такой линейный объект, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении такого линейного объекта при условии, что на момент окончания строительства (этапа строительства) такого линейного объекта на данном земельном участке срок действия соответствующего договора не истек.»;

б) часть 10 после слов «на котором расположены такие объекты недвижимости,» дополнить словами «в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута,»;

в) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. В случае осуществления реконструкции объекта капитального строительства, в том числе в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации (если реконструкция объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами осуществляется на основании разрешения на строительство) либо собственника объекта недвижимости (если для реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство) и на основании документов, указанных в части 10 настоящей статьи.»;

Читайте также:  Центр производства и капитального строительства

6) часть 2 2 статьи 48 после слова «документы» дополнить словами «, иные документы и сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (при наличии таких документов и сведений),», дополнить предложением следующего содержания: «При этом проверка на предмет достоверности указанных документов и сведений органом регистрации прав не осуществляется.»;

7) в части 3 статьи 66 после слов «помещений в них),» дополнить словами «их капитальном ремонте,», слово «дома» заменить словом «дома,», дополнить словами «, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения»;

8) в части 4 статьи 67 после слов «помещений в них),» дополнить словами «их капитальном ремонте,», слово «дома» заменить словом «дома,», дополнить словами «, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения»;

9) статью 70 дополнить частями 34 и 35 следующего содержания:

«34. В случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон линейного объекта, орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, на котором были расположены такие участок (участки) или часть (части) линейного объекта, а также осуществляет государственную регистрацию прекращения прав при условии, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению собственника указанного земельного участка (в случае, если для размещения реконструированных участка (участков) или части (частей) линейного объекта был образован самостоятельный земельный участок).

35. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в случае изменения характеристик сооружения в результате его капитального ремонта осуществляются по установленным настоящим Федеральным законом правилам осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае реконструкции зданий, сооружений, при которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство.».

Статья 10

Часть 10 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932; 2021, N 24, ст. 4209; 2022, N 1, ст. 16) после слов «капитального строительства» дополнить словами «, для которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к уровням шума,».

Статья 11

Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5013; 2022, N 1, ст. 16) следующие изменения:

1) в наименовании слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;

2) в статье 1 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Приоритетные проекты по модернизации и расширению инфраструктуры»;

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Для целей настоящего Федерального закона под приоритетными проектами по модернизации и расширению инфраструктуры понимаются проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации (далее — объекты инфраструктуры), а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры.»;

в) часть 2 дополнить пунктами 5 1 — 5 3 следующего содержания:

«5 1 ) магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

5 2 ) объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

5 3 ) объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов;»;

г) часть 3 после слов «необходимых для» дополнить словами «модернизации, расширения и»;

а) в наименовании слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;

б) дополнить частью 14 следующего содержания:

«14. Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством.»;

5) в наименовании статьи 4 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;

6) в наименовании статьи 5 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;

7) в наименовании статьи 6 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;

8) статью 13 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Положения настоящего Федерального закона не применяются в целях строительства объектов инфраструктуры, предусмотренных пунктами 5 2 и 5 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий.».

Статья 12

1. Установить, что в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие:

1) особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, при которых выдача таких заключений, разрешений не требуется;

2) случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. В 2022 году при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог согласование владельцем автомобильной дороги, предусмотренное частью 8 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется в срок до семи рабочих дней. В случае, если по истечении указанного срока владелец автомобильной дороги не представил лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, уведомление о согласии на строительство, реконструкцию или уведомление об отказе в согласовании строительства, реконструкции, такие строительство, реконструкция считаются согласованными владельцем автомобильной дороги.

3. В 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, которые предусматривают в том числе:

Читайте также:  Техническая инвентаризация объектов капитального строительства

1) определение видов работ, указанных в абзаце первом настоящей части, исходя из воздействия таких работ на земли или водные объекты, их части, которое может повредить находящиеся под землей или под водой объекты археологического наследия;

2) определение случаев отсутствия необходимости проведения до начала осуществления работ, указанных в абзаце первом настоящей части, историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на земельных участках, в том числе на лесных участках либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

Статья 13

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации». Первое официальное опубликование: «Российская газета», N 290, 30.12.2004 Шифр: ГрК РФ Действует с 30.12.2004 Редакция не вступила в силу, вступает с 01.09.2022 Скачать файл: ntd-159-20220327-193858.pdf (3.15МБ) запросить документ MS Word. Дата изменения: 27.03.2022.

Публикации

Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.

В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.

Образование путем реконструкции

Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании объектов капитального строительства кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом в силу п. 2 ст. 14, положений ст. 41 Закона № 218‑ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образованный объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта, прилагаемый к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, и иные предусмотренные законом документы (в частности, соглашение о разделе объекта недвижимости – при разделе объекта, находящегося в общей собственности нескольких лиц).

Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.

Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.

Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.

Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.

Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.

Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.

Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.

В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?

Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.

Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.

Законопроект о порядке образования объектов недвижимости

В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.

Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.

Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.

На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.

Объекты капитального строительства : A Объекты сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства: AA Объекты животноводства … Жилищный кодекс предлагает свою непохожую на остальные классификацию недвижимости, как объектов жилищных прав: жилые помещения: жилые дома и части жилых домов

Источники
  • https://rulaws.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/
  • https://rg.ru/documents/2022/05/06/kadastr-dok.html
  • https://www.vegaslex.ru/mobile/analytics/publications/features_of_cadastral_registration_in_the_formation_of_objects_of_capital_construction/

Рейтинг
Загрузка ...