Объем спроса в строительстве

2021: Рост производства дорожно-строительной техники в РФ на 28%, до 56,1 млрд рублей

В 2021 году в России была произведена дорожно-строительная техника (ДСТ) на сумму 56,1 млрд рублей, что на 28% больше, чем годом ранее. Ее поставки на российский рынок достигли 55,3 млрд рублей, увеличившись на 29% относительно показателя годичной давности и поставив новый рекорд. Такие данные в январе 2022 года обнародовали в «Росспецмаше» (объединяет данные 80% отечественных производителей ДСТ).

Если смотреть в штуках, то больше всего в России по итогам 2021 года выросли продажи кранов-трубоукладчиков (в 3,8 раза), мини-погрузчиков (на 57%), автогрейдеров (на 22%), гусеничных бульдозеров (на 16,6%), автокранов (на 13%), фронтальных погрузчиков (на 10%).

Также отмечается рост продаж телескопических погрузчиков, однако здесь имеет место небольшая база, поскольку их производство было запущено лишь 2021 году. А продали их в количестве 96 штук.

2.1 Спрос и величина спроса

По данным аналитиков, к концу 2021 года износ существующего парка машин составляет в среднем по России около 30%. Это техника со сроком эксплуатации от десяти лет и выше.

Общий спрос в 2021 году вырос примерно на 50%, сообщил «Коммерсанту» глава группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia Антон Волков. Динамика продаж техники, задействованной в горнодобывающей отрасли, была выше, чем в строительном секторе. Это связано в первую очередь с беспрецедентно резким ростом цен на уголь, отметил он.

Кроме того, государство продолжает инвестировать в строительство дорог и реализацию инфраструктурных проектов, среди которых — БКД (федеральный проект «Безопасный и качественные дороги»), М12, реконструкция портов, добавляет директор по продажам строительной техники John Deere Михаил Маклаков. Это влияет и на рост индустрии строительного оборудования, подчеркнул он в интервью газете. [1]

2020: Рост импорта импорта дорожно-строительной техники в III кв. до 224%

1) Сегмент асфальтоукладчиков показал значительный рост в сравнении с III кварталом 2019 года: количество ввезённой техники — 136 шт. (+223,81%), суммарная таможенная стоимость данных машин — $25 803 459 (+539,56%). Более 80% техники (а именно 82,35%) были импортированы из Германии, также в топ-3 стран вошли Япония (8,09%) и Китай (5,88%).

2) Объём поставок асфальтовых катков — 193 единицы (+19,14%) на сумму $8 555 212 (+47,01%). Практически половина техники поступила из Германии (доля — 47,67%, также осуществлялись поставки из Японии (18,13%), Китая (16,06%).

3) Грунтовые катки были ввезены в количестве 177 единиц, что на 29,2% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Таможенная стоимость техники составила $10 202 685 (+27,36%). При этом машины преимущественно импортировались из Китая (доля данной страны — 63,84%), Чехии (16,95%) и Германии (13,56%).

Анализ рынка перед запуском бизнеса. На что обратить внимание?

По итогам 2019 года рост рынка спецтехники составит порядка 10–11%, но докризисного уровня 2013 года достигнет, возможно, не раньше чем в 2020–2021 годах. Динамика в 2019 году снижается, и в 2020 году мы ожидаем увидеть рост сегмента не более 3–5% [2] .

После периода затяжного падения спроса на спецтехнику (2014–2016 гг.) в 2017 году рынок начал расти. Износ старой техники у многих компаний достиг критического уровня, и начался процесс обновления автопарка, который продолжился в 2018 и в 2019 году. В основном при покупке используются лизинговые и кредитные схемы. Объем лизинговых сделок по приобретению спецтехники вырос в течении 2019 года практически в 4 раза.

На стабилизацию рынка спецтехники повлияли господдержка, льготное кредитование, дотации научно-исследовательских и конструкторских работ российским производителям. Широко использовалось субсидирование компаний, выплачивающих утилизационный сбор, и лизинговых договоров.

Продажи экскаваторов-погрузчиков и гусеничных экскаваторов за период январь–ноябрь 2019 года показали рост более чем на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, поворотные погрузчики и гусеничные экскаваторы росли менее впечатляющими темпами: порядка 10%. Краны-манипуляторы и автокраны также показывают двузначный рост. Наибольшим спросом пользуется техника, использующаяся в дорожном строительстве. Говоря о производителях, впечатляющую динамику продаж в Москве и области продемонстрировала JCB — компания опережает средние показатели по рынку.

Власти оказывают поддержку российским производителям. Так, для импортной спецтехники установлен повышенный утилизационный сбор, который уже вызвал снижение продаж импортных колесных погрузчиков, тракторов, грейдеров и самосвалов. Сохраняется вероятность дальнейшего повышения сбора.

Кроме того, в марте 2019 года президент ограничил возможность приобретения зарубежной техники в лизинг для муниципалитетов и регионов при наличии российских аналогов. Законодательная инициатива была направлена на защиту внутреннего рынка и обеспечение загрузки производственных мощностей отечественных предприятий. А осенью 2019 года «Росспецмаш» начал продвигать инициативу ограничения допуска импортной спецтехники и оборудования, аналоги которых производятся в России, к участию не только в госзакупках, но и в тендерах компаний с госучастием.

Читайте также:  Сметная документация в строительстве подстанций

Тем не менее надежность и производительность многих видов зарубежной техники остается непревзойденной. Использование качественной импортной спецтехники в строительстве позволяет соблюсти сроки выполнения работ, минимизирует вероятность отказа техники и ее простоя в связи с ремонтом. Хочу подчеркнуть, что ограничивается только финансовый лизинг, поэтому к муниципальным контрактам зарубежную технику можно привлекать в аренду.

Объем продаж на российском рынке строительной техники за 2016 год упал на 7%. Такие данные опубликовал комитет производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса. Спад продолжается уже четвертый год подряд, говорится в материале комитета.

Одной из причин сохранения негативной тенденции эксперты считают налоговую политику.

«На падение продаж во многом повлияло введение утилизационного сбора в феврале 2016 года. И без того подорожавшие машины (в том числе из-за девальвации рубля) были обременены дополнительным сбором от 450 тыс. до 6 млн руб. Это привело к тому, что поставки некоторых типов техники остановились совсем», — заявил председатель комитета Андрей Комов.

Наиболее существенно «просел» спрос на экскаваторы. Продажи гусеничных машин снизились на 14% до 1920 штук, колесных — на 25% до 237 штук. Что интересно, при этом существенно выросло число реализованных самосвалов. Продажи сочлененной техники такого типа увеличились на 18% до 109 штук, самосвалов с жесткой рамой — сразу на 60% до 120 штук.

По итогам первого полугодия объем продаж новой строительной и специальной техники в России упал на 10%. Это подсчитали эксперты комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), пишет РИА Новости. «Это самое затяжное падение за последние 10 лет», — заявил глава комитета и гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.

По данным АЕБ, сильнее всего упали продажи экскаваторов. В том числе гусеничных — на 22%, колесных — на 26%. Вырос объем реализации только самоходных грейдеров, сочлененных самосвалов и самосвалов с жесткой рамой (на 8%, 9% и 100% соответственно). Всего в базу ассоциации входят данные о продажах компаний, занимающих 80% рынка строительной и специальной техники.

От каких-либо прогнозов о динамике рынка в отрасли в самой АЕБ отказались, сославшись на прямую зависимость тех или иных трендов от общеэкономической ситуации в стране. Ряд экспертов дают осторожные прогнозы о дальнейших перспективах. Сегодня серьезное влияние на рынок в данной сфере оказывают цены на нефть, ранее отметил в комментарии «Российской газете» руководитель бизнес-дивизиона «Россия и СНГ» Hitachi Construction Machinery Исии Соносукэ. В случае их закрепления на уровне 45-50 долларов и стабилизации рубля можно оптимистично смотреть на дальнейшее развитие ситуации и ожидать постепенного восстановления отрасли, отметил эксперт.

Источник: www.tadviser.ru

Конструкции роста

В мире и в России расширяется применение стали в инфраструктурном, жилищном, коммунальном и социальном строительстве. Это связано с высокой экологичностью металлоконструкций в рамках их жизненного цикла, а также ростом инвестиций в инфраструктуру со стороны ряда крупнейших экономик мира. Для обеспечения растущего спроса необходимы поставка высококачественной конструкционной стали и освоение металлургами сортамента, отвечающего запросам заказчика.

Стальные конструкции могут использоваться даже в суровом арктическом климате — так, балка EVRAZ массово применялась при строительстве «Ямал СПГ»

Фото: РИА Новости

Инвестиции и экология

По итогам 2018 года, как свидетельствует мартовский отчет Grand View Research, мировой рынок конструкционной стали оценивался в $96,1 млрд и продолжал расти. Лидером спроса оставались страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, на которые в 2018-м приходилось 66,4% мирового потребления этого продукта.

Первый фактор роста — увеличение объема инфраструктурного строительства за счет роста инвестиций в этот сектор. Полной мировой статистики за 2018 год пока нет, однако в 2017-м приток прямых иностранных инвестиций в экономики Китая и Индии, по отчетам UNCTAD, составил $136 млрд и $40 млрд соответственно. Это стимулирует рост инвестиций в инфраструктуру: прежде всего речь идет о возведении мостов, офисном, жилищном и социальном строительстве. В результате, например, в Индии количество сданных в 2017–2018 годах домов, по данным правительства страны, превысило 14 млн.

Второй фактор, обеспечивающий рост спроса на конструкционную сталь,— ужесточение нормативов выбросов CO2, которое ведет к расширению применения стальных конструкций, считающихся более экологичными в силу стойкости к природным катаклизмам (что уменьшает смежное загрязнение) и высокого коэффициента вторичной переработки (90%).

В среднесрочной перспективе мировой рынок конструкционной стали, прогнозирует Grand View Research, будет расти со среднегодовым темпом 5,6% и достигнет в 2025 году $140 млрд.

На развитии инфраструктуры

Номинально российский рынок металлоконструкций демонстрирует темпы роста, сильно опережающие прогнозные общемировые показатели. Так, по данным Росстата, объем производства конструкций из черных металлов (до 2017 года — код ОКПД 28.11.10, с 2017-го — код ОКПД2 25.11.23) по итогам 2018 года увеличился на 26%, до 5,3 млн тонн. Однако, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, при формировании показателя «Конструкции строительные сборные из стали» Росстат включает в него не только стальные конструкции для строительства зданий и объектов инфраструктуры, но и ряд других классов конструкций и изделий, в том числе арматурные конструкции для ЖБИ, чугунные изделия, конструкции для использования в судостроительной и машиностроительной отраслях и т. д.

Читайте также:  С чего нужно начинать строительство частного дома

По оценкам INFOLine, столь интенсивный рост производства в 2018 году объясняется в первую очередь переходом на новый каталог показателей ОКПД2 и включением в соответствующий показатель других видов конструкций. INFOLine, объясняет господин Бурмистров, очищает данный показатель от прочих видов металлопродукции, приводя данные только по производству конструкций для строительства зданий и объектов инфраструктуры. Агентство ведет собственную статистику производства базовых видов строительной металлопродукции, в том числе стальных строительных металлоконструкций (каркасы зданий и сооружений, конструкции мостов и эстакад, дорожные металлоконструкции, опоры ЛЭП, мачты связи), листовой металлопродукции (сэндвич-панели, профлист, металлочерепица), а также прочей металлопродукции строительного и смежного назначения (конструкции и изделия для трубопроводов, конструкции для судостроительной отрасли, шпунтовые конструкции, решетчатый настил).

По данным INFOLine, по итогам 2018 года производство металлопродукции строительного назначения (без учета арматуры) выросло на 10% и превысило 3,6 млн тонн, а производство непосредственно стальных конструкций строительного назначения (каркасы зданий и сооружений, конструкции мостов и эстакад, дорожные металлоконструкции, опоры ЛЭП, мачты связи) — на 9%, до 2,1 млн тонн. В 2017–2018 годах, отмечает господин Бурмистров, наиболее значительный рост потребления металлоконструкций наблюдался в сегменте строительства объектов инженерной инфраструктуры, а также объектов сельскохозяйственного назначения.

Закалка и прочность

Растущие объемы заказов со стороны строительного сектора и заводов металлоконструкций требуют высококачественной конструкционной стали. Одним из крупнейших ее отечественных производителей и поставщиков является EVRAZ. Сталь компании легла в основу ключевых промышленных и знаковых для страны гражданских объектов. Только за последние годы металлопродукция компании, и прежде всего балка ЕВРАЗ НТМК, в больших объемах использовалась при строительстве Амурского ГПЗ «Газпрома», «Запсибнефтехима» СИБУРа, «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, суперверфи «Звезда» в Приморье, космодрома Плесецк, завода Mercedes-Benz в Подмосковье. В построенных к чемпионату мира-2018 футбольных стадионах Ростова-на-Дону, Саранска, Волгограда, Сочи и Нижнего Новгорода, реконструированных «Лужниках» в Москве — везде арматура производства ЕВРАЗ ЗСМК.

Как можно заметить, значительная часть этих индустриальных проектов реализуется в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Зачастую это требует от металлургической компании применения нестандартных решений и разработки новых видов продукции. Так, непосредственно для завода «Ямал СПГ» (отгрузки шли также на транспортную и социальную инфраструктуру) EVRAZ поставлял хладостойкую арматуру, рассчитанную на отрицательную температуру гораздо ниже атмосферной даже в этих широтах — конструкции должны выдерживать влияние низких температур сжиженного газа при возникновении каких-либо неполадок.

Балка EVRAZ повышенной прочности и раньше выдерживала температуры до –70?C. А в 2017 году ЕВРАЗ НТМК освоил уникальное производство высокопрочных двутавровых балок из стали, легированной ванадием, никелем и хромом (марки С390 и С440), которые не только выдерживают экстремально низкую температуру, но и позволяют снизить количество стали в металлоконструкциях сооружений на 10–25%.

Накопленный опыт и передовые разработки EVRAZ, очевидно, будут востребованы при поставках металла для таких масштабных проектов, как строительство Северного широтного хода (проект, в котором в разных ролях задействованы ОАО РЖД, «Газпром» и «Спецтрансстрой» Юрия Рейльяна) и Амурского газохимического комплекса СИБУРа.

Трансформация под заказчика

Уникальная компетенция EVRAZ заключается в тесной работе с проектными институтами и заказчиками на этапе проектирования объектов, подчеркивают в компании. Никто из российских металлургов ранее не использовал такой подход. EVRAZ стремится предложить оптимальное решение по использованию металла в строительных конструкциях — естественно, делая упор на свою основную продукцию (в том числе как альтернативу другим видам металлопроката), но не исключая прокат и сортамент, который компания не производит.

Этот подход позволяет изначально показать заказчику преимущества стального каркасного строительства против альтернативных решений в бетонном или ином исполнении и добиваться увеличения объема потребления стальной продукции в строительстве в целом, поскольку при переходе любого проекта с этапа проектирования в фазу реализации существенные изменения в него внести уже крайне сложно.

Если говорить о крупных промышленных объектах, реализующихся в России, то ситуация с поставками и, соответственно, с предварительной проработкой стальных решений под них довольно любопытна. С одной стороны, технологии для проектов, как правило, приносят зарубежные EPC-подрядчики и изначально в проектах предусмотрена комплектация их продукцией по зарубежным стандартам. С другой — государственная установка на импортозамещение в сочетании с тем, что многие подобные проекты реализуются компаниями с госучастием либо при поддержке госбанков, приводит к тому, что все проекты проходят адаптацию на предмет использования российской продукции.

В EVRAZ уточняют, что проактивно подходят к подобным вопросам: если и по адаптированному варианту невозможен переход на имеющийся у компании сортамент, то прорабатываются варианты освоения новых профилей (в текущем году будет освоено еще как минимум пять групп двутавровых профилей), а в ряде случаев оказывается консультационная помощь инженерам и конструкторам в подборе замен.

Можно привести пример совместного проекта EVRAZ с крупным индустриальным девелопером PNK Group по поставкам металла для создания логистических центров. Типовой проект PNK Group сконструирован на европейском сортаменте балки, и значительный объем металла постоянно присутствует на складах компании. Чтобы перейти на сортамент EVRAZ, девелоперу потребовалось бы израсходовать все запасы балки, а параллельно вести работу по перепроектированию своего типового решения. EVRAZ пошел навстречу своим партнерам и осваивает нужные профили под договоренности о будущих поставках. Уже освоено три профилеразмера двутавра, на очереди еще один.

Читайте также:  Почему реки восточной сибири благоприятны для строительства гэс кратко

Высокопрочный металлопрокат EVRAZ нужен не только для новых заводов «на краю» страны. Такие упрочненные балки в мировой практике используются, в частности, для высотного строительства, делая колонны зданий более компактными при сохранении требуемой несущей способности. Именно из них — правда, из европейской стали, поскольку у EVRAZ на тот момент не был освоен нужный сортамент,— строился «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге. Двутавры EVRAZ должны использоваться при строительстве высотного комплекса «Ахмат Тауэр» в Грозном (102 этажа, 435 м), у будущего подножия которого уже идет строительство ТРЦ «Грозный Молл», куда компания также отгружает свою балку.

Есть и другие перспективные области применения двутавров в гражданском строительстве, по которым EVRAZ ведет интенсивную работу с проектировщиками и заказчиками, а также с заводами металлоконструкций, стараясь найти самые эффективные решения с точки зрения экономики, скорости, простоты изготовления. Это детские сады, школы, многоуровневые парковки, склады, ангары — объекты не очень металлоемкие, но типовые, масштабируемые и строящиеся повсеместно. Для парковок, например, новые решения нужны как воздух: в центре Москвы нельзя бить сваи, делать серьезные несущие фундаменты, в городе в принципе не хватает свободного места.

Переход на стальное строительство позволит эффективнее использовать пространство и получать больше парковочных мест на той же площади, вести стройку всесезонно и при этом минимизировать количество грязи и мокрых работ. Стройка модернизируется в сборку. Отдельно прорабатываются перспективы расширения применения горячекатаной балки в мостостроении.

Важно отметить и уникальный подход EVRAZ к ценообразованию по балке. Хотя продукция производится на Урале, ее стоимость в различных регионах практически не различается, чтобы не провоцировать перетоки товара. Ценообразование строится не как цена ex-works на ЕВРАЗ НТМК плюс логистика, а формируется от субститута — стального листа, производимого региональными металлургами.

Впрочем, при реализации крупных проектов региональные цены на балку не показательны: поскольку исторически ее выпускает комбинат, находящийся на Урале, то и большинство крупнейших заводов металлоконструкций, которые способны перерабатывать большие объемы металлопродукции и производить высококачественные конструкции, расположены там же (за исключением «Белгородэнергомаша» в центральной части РФ). При этом менее крупные заводы металлоконструкций, которых на сегодняшний день насчитывается до полутысячи, расположены практически во всех регионах нашей страны с разной степенью концентрации.

Потенциал для развития

Спрос на металлоконструкции, сильно зависящий от состояния смежных отраслей и объема спроса с их стороны, по мнению аналитиков, пока продолжит расти. Михаил Бурмистров говорит, что в 2019–2020 годах этот рост будет связан с сегментом торгово-развлекательных центров, где запланирован ввод ряда крупных объектов, строительство которых было заморожено или приостановлено в 2015–2017 годах, а также со строительством объектов транспортной инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, портов и терминалов (развитие БАМа и Транссиба, реализация проектов, предусмотренных комплексным планом модернизации инфраструктуры).

В долгосрочной перспективе наиболее стабильной нишей потребления металлоконструкций останутся логистические объекты: развитие онлайн-торговли, оптимизация ритейлерами и производителями логистических издержек, а также развитие экспорта, импорта и транзита через территорию РФ обеспечат долгосрочный спрос на качественные складские площади (в том числе с контролируемым климатом), говорит господин Бурмистров.

Существенный потенциал роста потребления металлических конструкций связан с жилищным и социальным строительством (школы, детские сады, медучреждения), где в настоящее время количество проектов с использованием металлического каркаса или ограждающих конструкций чрезвычайно мало и превалируют конструкционные схемы с применением бетона (панельные, ЖБИ, монолитные конструкции).

Основными препятствиями для расширения использования металлического каркаса и ограждающих конструкций, по мнению господина Бурмистрова, являются отсутствие типовых проектных решений и консервативная позиция частных девелоперов и государственных заказчиков.

Международный опыт, говорит директор по маркетингу Ассоциации развития стального строительства Валерия Древцова, показывает, что доля стального строительства в развитых странах достигает 60% и более (Великобритания — 68%, США и Швеция — 65%), а в России на данный момент — только 13%: «Поэтому в нашей стране потенциал для развития стального строительства колоссальный, тем более что технология имеет ряд преимуществ, которые позволяют возводить здания с высокой скоростью, в любых климатических зонах, любой архитектурной сложности и, что не менее важно, без вреда для окружающей среды».

Важность и актуальность участия в федеральных и региональных программах строительства понятны всем участникам рынка металлоконструкций, отмечает госпожа Древцова. Государство сейчас является важным заказчиком наряду с крупными девелоперами. Выделяются большие суммы на строительство объектов гражданского назначения (детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения, транспортная инфраструктура и пр.), а главное — данные программы рассчитаны на долгосрочную перспективу.

«Успешной реализации таких программ строительства будет способствовать использование типовых решений и проектов,— говорит Валерия Древцова.— Ассоциация ведет активную работу в данном направлении, ведь каждый заказчик заинтересован в сокращении сроков возведения объектов и снижении себестоимости строительства».

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...