Облагаются ндс целевые инвестиционные средства поступившие на капитальное строительство

Подборка наиболее важных документов по вопросу НДС по инвестиционному договору нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.

О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС

В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация.

Налогоплательщик (АО) ведет строительство и реконструкцию объектов, в том числе реставрационные работы, подрядным способом. Инвестирует работы департамент городского имущества. Бюджетные инвестиции являются взносом в уставный капитал АО при его увеличении (платой за акции дополнительного выпуска, переданные в собственность города).

Налогоплательщику (АО) потребовалось уточнение:

применяются ли требования п. 2.1 ст. 170 НК РФ, если бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а выполнение работ подрядчиками будет осуществлено в 2018 году;

можно ли включить НДС в первоначальную стоимость объекта ОС в целях исчисления налога на прибыль организаций?

Четкого ответа (как, к сожалению, это часто бывает) Минфин не дал. Так что будем разбираться вместе.

О вычете НДС

Начнем с вычетов НДС и для полноты картины число возможных ситуаций увеличим.

Итак, норма п. 2.1 ст. 170 НК РФ начала действовать 01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ применяют с 01.01.2019 (п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). В соответствии с ней (абз. 1) суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ по приобретениям (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам) за счет бюджетных средств (субсидий и/или бюджетных инвестиций), вычету не подлежат.Это правилоприменяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, с последующим увеличением уставного фонда ГУП (МУП) или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (абз. 2).

Но налогоплательщика интересовал иной случай: он обозначил, что бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а работы будут приняты в 2018 году.

К сведению: подход финансового ведомства к схожей ситуации изложен в Письме от 20.07.2017 № 03-07-11/46139. Здесь Минфин подчеркнул, что если заранее известно, что товары (работы, услуги), приобретаемые с 01.07.2017 (начало действия очередных правок в гл. 21 НК РФ, касающихся субсидий. С 01.07.2017 на основании пп. 6 п. 6 ст. 170 НК РФ обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, распространяется на случаи получения из бюджетов всех уровней (и субъектов РФ, и местных бюджетов) субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в РФ) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, будут оплачены за счет бюджетных средств, то НДС к вычету не принимается.

Заявить вычет НДС, предъявленного подрядчиками по работам, принятым в 2018 году, налогоплательщик не вправе, и основанием тому является п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Кстати, с начала текущего года специалисты финансового ведомства акцентировали внимание на действии этой нормы уже не раз (см. письма от 25.04.2018 № 03-07-11/28036, от 19.04.2018 № 03-07-10/26407, № 03-07-10/26413).

Обратите внимание: положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ в полной мере распространяются на дочерние общества юридического лица, являющегося прямым получателем бюджетных средств, если такие средства внесены им в уставный капитал «дочек». Например, в Письме от 19.04.2018 № 03-07-10/26420 подчеркнуто:поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет данных средств, к вычету у данного дочернего общества не принимаются.

В этом же письме акцент сделан и на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ неприменяют. А вот на их «дочек» (застройщиков, не имеющих указанного статуса) это положение не распространяется.

И наконец, третья ситуация (именно на ней Минфин счел нужным остановиться в комментируемом письме): если организация в 2018 году получает бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных до 2018 года работ по строительству и реконструкции объектов ОС, суммы НДС по таким работам, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 6 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Состав налоговых вычетов при капитальном строительстве определенп. … Одни специалисты считают, что инвестор не вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС , так как инвестиционная деятельность не облагается налогом . … Отношения субъектов инвестиционной деятельности строятся на основании инвестиционного договора, который, кстати сказать, не обозначен в российском праве в качестве самостоятельного договора, поэтому к нему применяются общие нормы о договоре, не противоречащие действующему законодательству. … При передаче законченного объекта целевые средства списываются с дебета счета 86…

НДС по инвестиционному договору

Подборка наиболее важных документов по запросу НДС по инвестиционному договору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Читайте также:  Вид расходов капитальное строительство

Формы документов: НДС по инвестиционному договору

Судебная практика: НДС по инвестиционному договору

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 172 «Порядок применения налоговых вычетов» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(ООО «Журнал «Налоги и финансовое право») По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно отказано в применении вычетов по НДС в рамках инвестиционного договора, поскольку операции носят формальный характер.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: НДС по инвестиционному договору

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС 3.1. Нужно ли платить НДС при уступке требований, вытекающих из инвестиционного договора, расчеты по которому произведены в натуральной форме (ст. 155 НК РФ)?

Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС , налог ) представляют собой процедуру уменьшения суммы налога , начисленного налогоплательщиком со всех объектов налогообложения, на установленные гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) суммы. … В частности, из гл. 21 НК РФ прямо не вытекает, в каком порядке применяются вычеты по НДС при инвестициях в строительство и возможны ли они, что в свою очередь вызывает немало вопросов при реализации инвестиционных проектов. О том, может ли воспользоваться налоговым вычетом инвестор строительства и что для этого необходимо, мы и поговорим далее.

Налоговые вычеты НДС при инвестициях в строительство

Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС, налог) представляют собой процедуру уменьшения суммы налога, начисленного налогоплательщиком со всех объектов налогообложения, на установленные гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) суммы. Право на применение налоговых вычетов закреплено в п. 1 ст. 171 НК РФ, и оно успешно реализуется налогоплательщиками. Однако порядок применения налоговых вычетов, закрепленный налоговым законодательством по НДС, определен далеко не для всего спектра возможных операций, осуществляемых сегодня налогоплательщиками при ведении бизнеса. В частности, из гл. 21 НК РФ прямо не вытекает, в каком порядке применяются вычеты по НДС при инвестициях в строительство и возможны ли они, что в свою очередь вызывает немало вопросов при реализации инвестиционных проектов. О том, может ли воспользоваться налоговым вычетом инвестор строительства и что для этого необходимо, мы и поговорим далее.

Итак, как уже было отмечено выше, право налогоплательщика на применение налоговых вычетов закреплено в п. 1 ст. 171 НК РФ. Этой же статьей определен и состав налоговых вычетов по НДС, которыми вправе воспользоваться фирма или индивидуальный предприниматель, причем перечень вычетов закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Состав налоговых вычетов при капитальном строительстве определен п. 6 ст. 171 НК РФ, в соответствии с которым вычетам подлежат:

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства;

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Именно этой нормой законодательства пользуются налогоплательщики НДС, строящие различные объекты капитального строительства.

Если сумма налога по работам подрядчика или ресурсам, приобретаемым в ходе строительства объекта, предъявляется самому налогоплательщику НДС, то проблем обычно не возникает. При выполнении всех необходимых требований налогоплательщик, строящий объект, вправе воспользоваться вычетом. Требования эти таковы:

— объект строительства предназначен для использования в налогооблагаемой деятельности;

— товары (работы, услуги), приобретенные для строительства, приняты налогоплательщиком на учет;

— имеется счет-фактура подрядчика (поставщика), оформленный надлежащим образом.

При инвестиционном договоре схема взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности несколько иная, ведь инвестор самостоятельно не вступает в отношения с подрядчиками или поставщиками товаров (работ, услуг), вследствие чего сумма налога предъявляется последними не ему, а заказчику, который осуществляет реализацию проекта.

В силу того что прямой порядок применения налогового вычета в условиях инвестиционных договоров не прописан в гл. 21 НК РФ, на сегодняшний день существуют две возможные точки зрения по этому вопросу. Одни специалисты считают, что инвестор не вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС, так как инвестиционная деятельность не облагается налогом. Поэтому сумма «входного» налога должна учитываться им в стоимости построенного объекта. Кстати, такой же вывод следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10 марта 2006 г. по делу N А29-502/2005.

Читайте также:  Особенности кадастрового учета объектов капитального строительства

Другие, в том числе и автор, считают, что налогом не облагается лишь сама передача имущества, носящая инвестиционный характер, а операции по строительству в рамках инвестиционного проекта, осуществленные за счет средств инвестора, облагаются налогом в общем порядке. Следовательно, при выполнении необходимых условий инвестор вправе воспользоваться вычетом по сумме «входного» налога, переданного ему заказчиком. Вместе с тем, чтобы понять порядок возмещения налога инвестором, необходимо рассмотреть схему исполнения инвестиционного договора.

Напомним, что сегодня основным нормативным документом в Российской Федерации, устанавливающим правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выступает Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон N 39-ФЗ).

Как определено ст. 4 Закона N 39-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики и подрядчики.

Под инвестором понимается лицо, финансирующее строительство объекта, причем субъектный состав инвесторов не ограничен законом. В качестве таковых могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения фирм, а также органы государственной власти различных уровней.

В качестве заказчика выступает уполномоченное инвестором физическое или юридическое лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта. Причем по общему правилу заказчики не вмешиваются в деятельность других субъектов инвестиционной деятельности.

Отметим, что заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором.

Нужно сказать, что в долевом строительстве жилья довольно часто используется понятие заказчика-застройщика и при этом нигде не сказано, что скрывается за данным термином.

Обратите внимание! Отношения сторон при инвестициях в строительство жилья строятся на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Отметим, что анализ положений Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в инвестиционной деятельности под заказчиком-застройщиком понимается субъект, осуществляющий реализацию инвестиционного проекта, обладающий правом на земельный участок, предназначенный для строительства объекта.

Возведением объекта строительства занимается подрядчик, в качестве которого могут выступать физические и юридические лица. Отметим, что Закон N 39-ФЗ не запрещает субъектам инвестиционной деятельности совмещать функции двух и более субъектов.

Отношения субъектов инвестиционной деятельности строятся на основании инвестиционного договора, который, кстати сказать, не обозначен в российском законодательстве в качестве самостоятельного договора, поэтому к нему применяются общие нормы о договоре, не противоречащие действующему законодательству.

Анализируя законодательство, можно отметить, что инвестиционный договор на строительство объекта по своей сути напоминает посреднический договор, в котором заказчик за счет средств инвестора организует строительство объекта, предназначенного для инвестора. Главным признаком такого договора является то, что право собственности на построенный объект принадлежит инвестору, поэтому заказчик-застройщик по окончании капитального строительства передает инвестору на баланс объект законченного капитального строительства.

Если инвестор является плательщиком НДС, то вправе ли он рассчитывать на получение вычета по «входному» НДС, уплаченному заказчиком подрядчикам и поставщикам материалов в ходе строительства объекта? Ведь сам инвестор не имеет взаимоотношений с подрядчиками и поставщиками товаров (работ, услуг), от имени инвестора и за его счет действует заказчик-застройщик. Все средства, поступающие к заказчику от инвестора, признаются для последнего средствами целевого финансирования и учитываются им на балансовом счете 86 «Целевое финансирование».

Как сказано в Письме УМНС России по г. Москве от 4 июня 2002 г. N 24-11/25818 при осуществлении строительства объекта денежные средства, получаемые заказчиком-застройщиком от инвестора, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются у заказчика-застройщика как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, они не являются объектом обложения НДС.

В то же время оплата выполненных подрядными организациями работ за счет указанных целевых средств производится заказчиком-застройщиком в большинстве своем с налогом на добавленную стоимость.

Передача законченного строительством объекта от заказчика-застройщика к инвестору также не является объектом налогообложения НДС у заказчика, поскольку, инвестируя деньги в строительство объекта, инвестор изначально закрепляет за собой право собственности на него. Передача объекта от заказчика-застройщика инвестору осуществляется по фактической стоимости объекта с учетом налога на добавленную стоимость. При передаче законченного объекта целевые средства списываются с дебета счета 86 в кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (в части стоимости объекта) и счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (в части сумм «входного» налога, предъявленного подрядчиками и поставщиками).

В бухгалтерском учете заказчика эти операции отражаются следующим образом:

Дебет 51 Кредит 76 — получены денежные средства от инвестора;

Дебет 76 Кредит 86 — денежные средства инвестора отражены в составе целевого финансирования на строительство объекта;

Дебет 08 Кредит 60 — отражены затраты на строительство объекта;

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС, предъявленный подрядчиками и поставщиками;

Читайте также:  Муниципальное казенное учреждение управление капитального строительства горноуральского городского округа

Дебет 86 Кредит 08 — на основании акта приема-передачи передан инвестору объект законченного строительства;

Дебет 86 Кредит 19 — на основании сводного счета-фактуры передан инвестору НДС «входной» НДС.

Однако реализовать свое право на вычет по построенному объекту инвестор может только на основании счета-фактуры, это вытекает из ст. 169 НК РФ. Так как «входящие» счета-фактуры выставляются подрядными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг) на имя заказчика-застройщика, который не вправе воспользоваться налоговым вычетом, то заказчик должен составить сводный счет-фактуру и передать его инвестору.

Мы уже отметили, что исполнение инвестиционного договора производится по схеме посреднического договора, в котором заказчик действует от своего имени, но за счет инвестора. В части исполнения посреднических соглашений налоговое законодательство по НДС позволяет посреднику воспользоваться налоговым вычетом по сумме «входного» налога, выписанного продавцами товаров (работ, услуг) на имя посредника, выступающего в сделках с третьими лицами от своего имени.

Сейчас это прямо предусмотрено Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 (далее — Правила). Обращаем ваше внимание на то, указанные Правила с 9 июня 2009 г. действуют в редакции, значительно обновленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 451 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914».

До принятия обновленных Правил порядок учета счетов-фактур, выставленных участниками посреднических сделок, фактически не был закреплен законодательно, поэтому при учете таких документов налогоплательщики НДС руководствовались рекомендациями налоговиков, изложенными в Письме МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость». О том, что порядок, рекомендуемый налоговиками в указанном Письме, до самого последнего момента оставался актуальным, сегодня свидетельствует обновленный текст Правил.

О том, в каком порядке сводный счет-фактура составляется заказчиком-застройщиком, Минфин России разъяснил в своем Письме от 24 мая 2006 г. N 03-04-10/07.

В указанном Письме специалисты финансового ведомства отметили, что на основании п. 3 ст. 168 НК РФ заказчик-застройщик не позднее пяти дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, выставляет инвестору сводный счет-фактуру по соответствующему объекту.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании «входящих» счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в сводном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) выделяются в самостоятельные позиции. Первый экземпляр сводного счета-фактуры заказчик передает инвестору, на основании его он и получает вычет по сумме налога. Этот документ инвестор регистрирует у себя в книге покупок и подшивает его в свой журнал учета полученных счетов-фактур.

Второй экземпляр сводного счета-фактуры хранится у заказчика в журнале учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж.

Счета-фактуры, полученные заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), хранятся у заказчика в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации в книге покупок. Копии этих счетов-фактур прилагаются заказчиком к сводному счету-фактуре, который представляется инвестору.

Обратите внимание! В Письме Минфина России от 23 июня 2008 г. N 03-07-09/17 специалисты финансового ведомства, основываясь на взаимоувязке п. п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ, особо обращают внимание на то, что к сводному счету-фактуре заказчик-застройщик должен представить инвестору копии соответствующих первичных документов.

Сводные счета-фактуры с приложениями, полученные инвестором от заказчика, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на применение вычета по НДС по соответствующему объекту капитального строительства.

Отметим, что свои услуги по организации строительства заказчику не следует включать в сводный счет-фактуру. На свои услуги он выставляет отдельный счет-фактуру, выписываемый на имя инвестора. Порядок регистрации в соответствующих налоговых регистрах по НДС этого счета-фактуры производится и инвестором, и заказчиком в обычном порядке.

Обращаем ваше внимание на то, что при долевом строительстве жилья инвестор может при реализации квартир использовать льготы, установленные пп. 22 и 23 п. 3 ст. 149 НК РФ. То есть дальнейшая реализация квартир в многоквартирных домах может производиться инвестором в льготном налоговом режиме. В этом случае сумма «входного» налога учитывается в стоимости жилья, на это указывает п. 2 ст. 170 НК РФ.

Налогоплательщик (АО) ведет строительство и реконструкцию объектов, в том числе реставрационные работы, подрядным способом. Инвестирует работы департамент городского имущества. Бюджетные инвестиции являются взносом в уставный капитал АО при его увеличении (платой за акции дополнительного выпуска, переданные в собственность города). … О реставрации объектов капитального строительства . При реставрации объектов капитального строительства следует учитывать норму пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. … Часть полученных средств в 2018 году направлена на оплату выполненных подрядчиком работ в сумме 2,95 млн руб. Подрядчик выставил счет-фактуру, в котором выделена сумма НДС – 450 000 руб.

Источники
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/956158.html
  • http://www.consultant.ru/law/podborki/nds_po_investicionnomu_dogovoru/
  • http://www.pnalog.ru/material/nalogovye-vychety-investicii-stroitelstvo

Рейтинг
Загрузка ...