Общие положения ценообразования и сметного нормирования в строительстве

1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства.

Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются:

формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;

обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

Основы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли

соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и проектно-сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея в виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства.

1.3. Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.

Ценообразование и сметное нормирование

1.4. Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации.

При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

1.5. Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, — это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы — это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы. Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга,и, в первую очередь, на продукцию предприятий и организаций-монополистов, занимающих доминирующее положение на региональном рынке.

2. Система определения стоимости строительства

Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять:

при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов — ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК);

при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации — РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА.

2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др.

Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.

Ресурсный метод — это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данные о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индекса цен на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-индексный метод — это использование системы текущих и прогнозных цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода.

Базисно-компенсационный метод — это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов — это использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный момент.

2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный период не претерпевает существенных изменений и соответствует действующим структуре капитальных вложений и системе статистической и бухгалтерской отчетности. В структуре возможно объединение стоимости строительных и монтажных работ в единую графу «Стоимость работ», а «Стоимость оборудования» и «Прочие затраты» целесообразно пока оставить без изменения. Стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих (лимитированных) затрат.

В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение указанной структуры: из раздела «строительные и монтажные работы» в раздел «оборудование» перенести стоимости технологических трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок и передаточных устройств, пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования. Но это неразрывно связано с переработкой всей СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ.

2.4. В переходный период для определения стоимости строительства в составе сметных документов рекомендуется использовать сметно-нормативную (нормативно-информационную базу), введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением новых подходов к нормированию накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат.

В новых условиях при определении сумм по накладных расходам имеется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм, рассчитанных в целом для конкретной строительной организации‑ либо с помощью системы показателей по видам строительных и монтажных работ или укрупненных нормативов по видам строительства, либо по ранее установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам. При этом допускается использование различных базисов для исчисления: или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из индивидуального размера для конкретной организации или рекомендуемого общеотраслевого норматива (его размер периодически уточняется и может исчисляться как от фонды оплаты труда, так и от сметной себестоимости работ). При этом затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за счет средств, предусмотренных в главе «Прочие работы и затраты» сводных сметных расчетов соответствующих строек.

Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных видов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.

Система сметных нормативов является составной частью общей системы нормативных документов в строительстве, в которую входят строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие документы (РДС). Как и вся общая система, сметные нормативы действуют на федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Кроме того, допускается применение собственной нормативной базы пользователя.

В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая нормативная база для отрасли «Строительство», в полной мере отвечающая рыночной экономике и позволяющая комплексно определять сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов, как элементных, так и укрупненных, преимущественно с ресурсной структурой.

2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен;

в ТЕКУЩЕМ или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ, определяемых на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

2.6. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и СИСТЕМЫ ИНДЕКСОВ (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Индексы могут получаться в результате анализа данных о стоимости имеющихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков статистических наблюдений или устанавливаться органами, осуществляющими государственное регулирование цен в соответствующих регионах Российской Федерации. Эти индексы рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).

При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.

Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчикам и подрядчиком.

В случае формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов по усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная стоимость строительства, установленная заказчиком, участникам торгов не сообщается.

Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется, исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке, устанавливаемом Роскомцен для продукции производственно-технического назначения. При этом в составе стоимости оборудования, включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его приобретению, транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется, исходя из его фактурной стоимости, указанной в счет поставщика ( с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому курсу Центрального банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт.

2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию, составляются в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документе инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.

3. Порядок формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию

3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть ОТКРЫТЫМИ, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или ТВЕРДЫМИ (ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.

Читайте также:  Виды стальных колонн в строительстве

3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило, это подрядчик.

При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложения, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, — на основании согласования ее между заказчиком и генподрядчиком.

В результате совместного решения оформляется ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ (ВЕДОМОСТЬ) СВОБОДНОЙ (ДОГОВОРНОЙ) ЦЕНЫ на строительство, который (ая) является неотъемлемой частью договора подряда.

3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.

3.4. После установления свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определяющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость строительства, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика.

4. Организация региональных центров по ценообразованию в строительстве

4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы определения стоимости строительства обеспечивается созданием ВСЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА и только при соответствующей организации региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, Москве и Санкт-Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЦЦС), основными задачами которых являются:

систематическая регистрация реального уровня текущих цен на производственные ресурсы;

расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;

сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов;

разработка региональных сметных нормативов и укрупненных стоимостных показателей;

обработка указанной информации с изданием соответствующих бюллетеней и других материалов, предназначенных для использования участниками инвестиционного процесса.

4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой разворачиваться на местах под руководством органов исполнительной власти и при методической поддержке Госстроя России, который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет совместно с другими федеральными органами управления народным хозяйством работу по реализации единой технической и ценовой политики в капитальном строительстве.

Источник: www.tehlit.ru

Основы сметного нормирования и применяемая система сметных норм

Действующая система ценообразования в капитальном строи­тельстве основана на концепции рыночного ценообразования, предусматривающей установление рыночных цен на строитель­ную продукцию. Рыночная цена строительной продукции пред­ставляет среднюю стоимость строительства (реконструкции, ре­монта) зданий и сооружений в конкретный период на опреде­ленном рынке. По условиям формирования рыночные цены под­разделяются:

• на свободные рыночные— в условиях свободной конкурен­ции;

• монопольные рыночные — в условиях монопольного положе­ния субъекта инвестиционной деятельности;

• демпинговые — в условиях сознательного занижения в срав­нении с рыночным уровнем цен;

• фиксированные — твердо установленные цены, остающиеся неизменными до окончания строительства объекта (вид договор­ной цены, не устанавливаемый государством);

• предельные — ограниченные верхним или нижним пределами каких-либо показателей.

В условиях рыночных отношений государство напрямую не вме­шивается в производственно-хозяйственную и финансовую дея­тельность субъектов строительного рынка и в процесс формиро­вания цен на строительную продукцию, однако косвенно, с по­мощью системы регулирования регламентирует правила форми­рования цен.

В зависимости от государственного регулирования цены под­разделяются на регулируемые и договорные. В настоящее время в строительстве действуют свободные (договорные) цены.

В состав государственной системы ценообразования в строи­тельстве входят:

• принципы взаимоотношений субъектов строительного рынка в рамках ценообразования;

• принципы ценообразования в строительстве;

• государственная система регулирования цен на строительную продукцию.

Ценообразование в строительстве строится на принципах, опре­деляемых условиями рыночных отношений.

Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в процессе строительного производства в полном объеме и прибыль в объеме нормы, а инвестору (заказчику) опре­деляет объемы капитальных вложений на строительство объекта.

Цены на строительную продукцию формируются с учетом со­стояния экономической конъюнктуры региона в периоды предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т. е. в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.

Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяется инвестором и подряд­чиком и фиксируется в контракте (договоре).

В строительстве, осуществляемом с привлечением средств го­сударственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, цены формируются на основании правил, рекомендо­ванных системой ценообразования и сметного нормирования, яв­ляющейся единой для участников строительного рынка независи­мо от формы собственности.

Все субъекты строительного рынка строят свои взаимоотноше­ния на основании ряда конкретных принципов, основными из которых являются следующие:

государство не вмешивается в оперативную деятельность субъек­тов строительного рынка, в том числе в финансовые отношения;

субъекты строительного рынка в процесс взаимоотношений вступают с надлежащими возможностями и максимально возмож­ным уровнем информационной открытости;

в составе сметных цен на строительную продукцию инвестора учитываются затраты инвестора за весь инвестиционный цикл (предпроектный, проектный периоды и период строительства) и затраты подрядчика за период строительства.

Цена на строительную продукцию для инвестора определя­ется:

• требованиями проекта (функциональным назначением, объем­но-планировочным и конструктивным решением);

• государственными системами ценообразования и сметного нормирования и регулирования;

• условиями договора на подряд;

• экономической конъюнктурой в регионе и стране;

До выбора конкретного подрядчика инвестор (заказчик) дол­жен определить стратегию по его выбору и формированию инвесторской сметной стоимости строительства объекта. Обязательным элементом стратегии инвестора является знание до начала строи­тельства:

• оценки сметной стоимости строительства объекта и ее час­тей;

• инвесторских договорных цен на производство СМР, инвесторскую договорную цену на монтаж оборудования и ее частей;

• прогнозных договорных цен на производство СМР, прогноз­ных договорных цен на монтаж оборудования.

В условиях рыночных отношений инвестор (заказчик) и под­рядчик в равной степени заинтересованы в объективности опре­деления величины цен на строительную продукцию, потому что от этого зависит уровень рентабельности производственной дея­тельности подрядчика (период строительства объекта) и инвесто­ра (заказчика) (период эксплуатации объекта).

Заинтересованность инвестора в определении объективной цены на строительную продукцию объясняется тем, что цена, сформи­рованная в период строительства объекта, — инвесторская смет­ная стоимость строительства объекта в период эксплуатации объекта у инвестора выступает в качестве базы счета суммы амортизаци­онных отчислений.

Совершенно очевидно, что, являясь одной из основных со­ставляющих себестоимости производства продукции, амортиза­ция в конечном итоге определяет коммерческую эффективность проекта. Подрядчик также заинтересован в объективности форми­рования своей цены на строительную продукцию — договорной цены, являющейся частью инвесторской сметной стоимости строи­тельства объекта: она определяет нормативный уровень его затрат в процессе строительного производства и эффективность управ­ления строительным производством.

Косвенно в правильности счета сметной стоимости строитель­ства объекта заинтересованы другие субъекты строительного рынка. Инвестор должен знать, что инвесторскую стоимость строитель­ства объекта он будет формировать в процессе строительства по условиям договора (контракта) с подрядчиком с использованием рекомендаций системы ценообразования и сметного нормирова­ния, рекомендованных преемником Госстроя России — Мини­стерством регионального развития Российской Федерации, и дан­ных, характеризующих состояние текущей экономической конъ­юнктуры региона.

Таким образом, системой государственного регулирования цен на строительную продукцию регламентируются не величина сум­мы, оговоренной договором строительного подряда, а условия и ограничения по уровням сметных затрат, учитываемых при фор­мировании цен на строительную продукцию.

Системой государственного регулирования цен на строитель­ную продукцию обеспечиваются три уровня регулирования. Пер­вый уровень — Министерство регионального развития Россий­ской Федерации с его структурным подразделением — Федераль­ным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, второй — региональные центры по ценообразованию в строительстве, третий — подрядные торги.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-комму­нальному хозяйству регламентирует систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая определяет: понятийный аппарат, виды и состав цен на строительную про­дукцию, принципы, методологию и методы формирования смет­ных затрат и цен, сметные нормы расхода ресурсов на потреби­тельские единицы измерения по видам СМР и сметные нормати­вы — накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат, заготовительно-складских расходов и других затрат.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-комму­нальному хозяйству регулирует цены на строительную продукцию через нормы объемов расходов ресурсов в составе конкретных сметных норм и базы счета соответствующих сумм группы смет­ных затрат.

Региональные центры ценообразования в строительстве в со­ответствии со своими функциями на основании разработанных Госстроем России и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сметных норм расхода ресур­сов на потребительскую единицу по видам СМР разрабатывают региональные базисные расценки, формируют региональные оп товые цены на строительные материалы и строительные конст­рукции, работу машин и механизмов в текущем уровне цен, ин­дексы изменения оптовых цен на строительные материалы и дру­гие ресурсы, цен на строительную продукцию по видам строи­тельства и пр. Надо отметить, что рассчитанные региональные оптовые цены на строительные материалы, энергоресурсы и ин­дексы изменения сметной стоимости СМР по видам работ, видам строительства и отраслям носят усредненный характер и выступа­ют в качестве ограничения для пользователей — инвесторов и подрядчиков региона.

Третий уровень регулирования — подрядные торги. Подрядные торги представляют основной экономический метод оптимиза­ции договорной цены на строительную продукцию путем сорев­новательного представления оферт подрядчиков с учетом их со­ответствия критериям, определяемым сметной документацией инвестора.

Оферта каждого участника конкретных торгов выражает наме­рения, в том числе по форме взаимозачетов, методу и сметно-нормативной базе формирования инвесторской стоимости СМР, перечню и нормам лимитированных затрат в составе сметной стои­мости СМР подрядчика и нормам затрат на инфраструктуру в со­ставе договорной цены.

Основы сметного нормирования и применяемая система сметных норм

Действующая система ценообразования и сметного нормиро­вания включает в себя строительные нормы и правила и сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с опре­деленными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перево­оружения предприятий любой формы собственности.

Отдельная сметная норма — совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нор­мативного количества материальных и трудовых ресурсов, необ­ходимых для выполнения единицы соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным пока­зателям.

Сметные нормы широко используются также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов произ­водства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нор­мальных условиях. Особенности реальных условий производства работ строительных, по монтажу оборудования, реконструкции и капитальному ремонту в целом по объектам, их конструктивным частям и видам оборудования с комплексной увязкой отдельных видов работ позволяют учитывать применение дифференцирован­ных поправочных коэффициентов ко времени эксплуатации строи­тельных машин и механизмов и поправочных коэффициентов к затратам труда, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы.

Сметные нормативы подразделяются на государственные (фе­деральные), производственно-отраслевые (ведомственные), тер­риториальные и фирменные, и индивидуальные.

Вместе со «Сводом правил по определению стоимости строи­тельства в составе предпроектной и проектно-сметной документа­ции» (СП 81-01-94), содержащим основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной

стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систе­му ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укруп­ненные.

К элементным сметным нормативам относятся:

• сметные нормы расхода ресурсов на соответствующие едини­цы измерения работ в Сборниках государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и др.;

• единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в Сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) и др.;

• сметные цены в Сборниках средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ) и др.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

а) сметные нормативы, выраженные в процентах:

• нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам строительных и монтажных работ (МДС 81-33.2004);

• нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам ра­бот) (МДС 81-25.2001 с изменениями от 18.11.2004 № АП-5536/6);

Читайте также:  Форма 7 в строительстве что это такое

• сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001);

• сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001 и ГСНр 81-05-02-2001);

• нормы заготовительно-складских расходов (МДС 81-2.99);

б) укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости на здания и виды работ (сборники и удельные показатели):

• укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС) строи­тельства зданий и сооружений;

• показатели стоимости на виды работ (ПВР);

• укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);

• укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС);

• прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);

• сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конст­рукции и виды работ;

• ресурсные нормативы (УРН) и показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

• удельные показатели стоимости строительства в текущих це­нах, публикуемые в официальных изданиях (УдПС) и др.

Основным методическим документом является «Методика опре­деления стоимости строительной продукции на территории Рос­сийской Федерации» (МДС 81-35.2004).

В ней даны общие сведения о системе ценообразования и смет­ного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной доку ментации на строительство. Большой объем составляют приложе­ния, в которых представлены:

• формы сметных расчетов (сводного сметного расчета на строи­тельство зданий и сооружений, который должен составляться на основе данных о текущем уровне цен, локальных и объектных смет и сметных расчетов);

• рекомендуемые коэффициенты к нормам затрат труда, опла­те труда рабочих для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами;

• порядок определения стоимости часа эксплуатации строитель­ных машин;

• примерный состав затрат при определении сметной стоимости объектов жилищного строительства, осуществляемого в мик­рорайонах, кварталах городов, поселках городского типа и сель­ских населенных пунктах, а также на отдельных участках;

• перечень работ и затрат, относящихся к титульным зданиям и сооружениям, которые учтены сметными нормами;

• перечень видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства и положения по опреде­лению их размера.

На основании нормативных документов и методических реко­мендаций, выпущенных в 1991 —2004 гг., Госстроем России было принято постановление от 11 февраля 1998 г. № 18/15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строитель­стве». Главным отличием новой системы сметных норм и цен по отношению к справочной документации выпуска 1984 и 1991 гг. можно считать предоставление администрациям субъектов Рос­сийской Федерации и руководству органов отраслевого управ­ления (энергетика, транспорт, водное хозяйство, связь и т.д.) большей самостоятельности при выпуске, соответственно, ре­гиональных и отраслевых сборников единичных расценок, смет­ных цен на материалы, изделия и конструкции, определении затрат на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин.

Новая система определения накладных расходов приведена в «Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004). Принципиально но­вым является разработка (наряду с укрупненными нормативами по основным видам строительства) нормативов накладных расхо­дов по видам строительных и монтажных работ в процентах от единой базы — фонда оплаты труда рабочих-строителей и меха­низаторов. В документе даны общие положения, методика разра­ботки нормативов накладных расходов и рекомендуемые области их применения при составлении сметной документации. В прило­жениях к Методическим указаниям подробно изложены состав и структура накладных расходов по элементам затрат.

Постановлением Госстроя России от 28 февраля 2001 г. № 15 приняты и введены в действие с 1 марта 2001 г. «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строи­тельстве» — МДС 81-25-2001. Здесь также немало новых положе­ний, среди которых прежде всего следует отметить введение нор­мативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от новой базы — фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

«Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (МДС 83-1.1999) были разработаны в соответствии с решением Госстроя России от 24 февраля 1999 г. № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-ком­мунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строи­тельных организаций в соответствии с договорными ценами, сме­тами на строительство и договорами подряда. В документе приво­дятся: общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и орга­низацию заработной платы в строительно-монтажных и ремонт­но-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки применения единой тарифной сет­ки для оплаты труда работников любой строительной организа­ции с конкретными примерами. Практически ценным являются приложения к МДС 83-1.1999 (перечень работ с тяжелыми и вред­ными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, рай­онные коэффициенты к заработной плате работников по регио­нам России).

В целях расчета затрат на эксплуатацию машин и механизмов применяются «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспорт­ных средств»,— МДС 81-3.1999. Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с ЦНИИ экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1 января 2000 г. постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. № 81. В них подробно с конкретными примерами освещены все вопросы определения сметных норм и расценок на эксплуатацию строи­тельных машин и механизмов и технологических автотранспорт­ных средств с целью соблюдения единообразия разработки сбор­ников сметных цен и расценок на эксплуатацию машин на феде­ральном, территориальном и отраслевом уровнях.

Большое значение для обеспечения единого порядка имеют раз­работки сборников сметных цен на материальные ресурсы на всех уровнях. Госстроем России постановлением от 17 декабря 1999 г. № 80 утверждены и введены в действие с 1 января 2000 г. «Методи­ческие указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозки грузов для строительства и капитального ремонта зда­ния и сооружений» (МДС 81-2.1999). Рекомендации содержат под­робный порядок разработки сметных норм и соответствующих сборников и примеров выполнения этапов расчета.

Сметные цены на отдельные виды ресурсов (трудовых машин­ных и материальных) предназначены для определения сметной стоимости СМР (или ремонтно-строительных работ) и применя­ются при составлении сметной документации и при разработке укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

Одной из основных задач новой системы ценообразования смет­ного нормирования в строительстве является определение стоимо­сти строительства на разных этапах инвестиционного процесса. Сметная стоимость строительства является основой для определе­ния размера капитальных вложений, финансирования строитель­ства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобрете­нию оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат. На основе сметной документации осуществляется учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности участ­ников инвестиционного процесса.

Вся сумма затрат, определяемая сметой на строительство объек­та, называется полной сметной стоимостью или капитальными вложениями. Другими словами, под капитальными вложениями (KB) понимаются вложения в реальные активы, т.е. в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение суще­ствующих предприятий, производств, технологических линий, объектов производственного и социально-бытового обслуживания с целью качественного и количественного роста основных фон­дов производственного и непроизводственного назначения как непременного условия прироста, доходности и рентабельности предприятий и национальной экономики в целом.

Для определения объема капитальных вложений разрабатыва­ют сметную документацию с необходимым учетом формы вос­производства основных фондов. Сметная документация может быть составлена по всем формам воспроизводства основ­ных фондов с учетом их особенностей.

Сметная стоимость строительства в соответствии с технологи­ческой структурой капитальных вложений и порядком осуществ­ления деятельности строительно-монтажных организаций подраз­деляется по: стоимости строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), затраты на приобретение (из­готовление) оборудования, мебели и инвентаря, прочие затраты. Технологическая структура капитальных вложений приведена на рис. 9.2.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 484 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Письмо БЕ-19-21/12 Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений

Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода — от 5 до 15 лет) оптовых цен, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними — по подведомственным строительно-монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики.

Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные направления и задачи перестройки действующей системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемой при координации и под методическим руководством Госстроя России. Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы, направленных на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого на территории Российской Федерации, и при формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отношений в строительно-инвестиционном комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности.

Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более дательно раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

1. Общие положения

1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства.

Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются:

формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;

обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и проектно-сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея в виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства.

1.3. Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.

Читайте также:  Как нанять бригаду для строительства

1.4. Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации.

При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

1.5. Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, — это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы — это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы. Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга,и, в первую очередь, на продукцию предприятий и организаций-монополистов, занимающих доминирующее положение на региональном рынке.

2. Система определения стоимости строительства

Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять:

при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов — ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК);

при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации — РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА.

2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др.

Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.

Ресурсный метод — это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данные о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индекса цен на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-индексный метод — это использование системы текущих и прогнозных цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода.

Базисно-компенсационный метод — это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов — это использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный момент.

2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный период не претерпевает существенных изменений и соответствует действующим структуре капитальных вложений и системе статистической и бухгалтерской отчетности. В структуре возможно объединение стоимости строительных и монтажных работ в единую графу «Стоимость работ», а «Стоимость оборудования» и «Прочие затраты» целесообразно пока оставить без изменения. Стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих (лимитированных) затрат.

В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение указанной структуры: из раздела «строительные и монтажные работы» в раздел «оборудование» перенести стоимости технологических трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок и передаточных устройств, пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования. Но это неразрывно связано с переработкой всей СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ.

2.4. В переходный период для определения стоимости строительства в составе сметных документов рекомендуется использовать сметно-нормативную (нормативно-информационную базу), введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением новых подходов к нормированию накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат.

В новых условиях при определении сумм по накладных расходам имеется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм, рассчитанных в целом для конкретной строительной организации‑ либо с помощью системы показателей по видам строительных и монтажных работ или укрупненных нормативов по видам строительства, либо по ранее установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам. При этом допускается использование различных базисов для исчисления: или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из индивидуального размера для конкретной организации или рекомендуемого общеотраслевого норматива (его размер периодически уточняется и может исчисляться как от фонды оплаты труда, так и от сметной себестоимости работ). При этом затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за счет средств, предусмотренных в главе «Прочие работы и затраты» сводных сметных расчетов соответствующих строек.

Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных видов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.

Система сметных нормативов является составной частью общей системы нормативных документов в строительстве, в которую входят строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие документы (РДС). Как и вся общая система, сметные нормативы действуют на федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Кроме того, допускается применение собственной нормативной базы пользователя.

В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая нормативная база для отрасли «Строительство», в полной мере отвечающая рыночной экономике и позволяющая комплексно определять сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов, как элементных, так и укрупненных, преимущественно с ресурсной структурой.

2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен;

в ТЕКУЩЕМ или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ, определяемых на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

2.6. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и СИСТЕМЫ ИНДЕКСОВ (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Индексы могут получаться в результате анализа данных о стоимости имеющихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков статистических наблюдений или устанавливаться органами, осуществляющими государственное регулирование цен в соответствующих регионах Российской Федерации. Эти индексы рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).

При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.

Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчикам и подрядчиком.

В случае формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов по усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная стоимость строительства, установленная заказчиком, участникам торгов не сообщается.

Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется, исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке, устанавливаемом Роскомцен для продукции производственно-технического назначения. При этом в составе стоимости оборудования, включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его приобретению, транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется, исходя из его фактурной стоимости, указанной в счет поставщика ( с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому курсу Центрального банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт.

2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию, составляются в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документе инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.

3. Порядок формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию

3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть ОТКРЫТЫМИ, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или ТВЕРДЫМИ (ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.

3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило, это подрядчик.

При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложения, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, — на основании согласования ее между заказчиком и генподрядчиком.

В результате совместного решения оформляется ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ (ВЕДОМОСТЬ) СВОБОДНОЙ (ДОГОВОРНОЙ) ЦЕНЫ на строительство, который (ая) является неотъемлемой частью договора подряда.

3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.

3.4. После установления свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определяющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость строительства, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика.

4. Организация региональных центров по ценообразованию в строительстве

4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы определения стоимости строительства обеспечивается созданием ВСЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА и только при соответствующей организации региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, Москве и Санкт-Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЦЦС), основными задачами которых являются:

систематическая регистрация реального уровня текущих цен на производственные ресурсы;

расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;

сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов;

разработка региональных сметных нормативов и укрупненных стоимостных показателей;

обработка указанной информации с изданием соответствующих бюллетеней и других материалов, предназначенных для использования участниками инвестиционного процесса.

4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой разворачиваться на местах под руководством органов исполнительной власти и при методической поддержке Госстроя России, который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет совместно с другими федеральными органами управления народным хозяйством работу по реализации единой технической и ценовой политики в капитальном строительстве.

Источник: znaytovar.ru

Рейтинг
Загрузка ...