Исследования дорожного движения позволяют сделать общие выводы о том, что, во-первых, качественная его организация является важнейшим условием эффективного транспортного процесса на УДС в городах и на автомобильных дорогах и, во-вторых, требует комплексного подхода и соответствующего детально разработанного проекта с учетом результатов натурных исследований объекта. Особенно это важно для крупных городов, где возникают сложные задачи увязки работы пассажирского и грузового транспорта, массового движения пешеходов, обеспечения автомобильных стоянок и т.д.
Сложившаяся за многие годы отечественная практика не предусматривала разработку самостоятельных комплексных проектов, а ограничивалась тем, что вопросы организации движения в определенной степени включались в проектирование генерального плана города и комплексной транспортной схемы. В генеральном плане физически рассматриваются лишь самые общие (генеральные) схемы транспортных и пешеходных потоков.
В комплексной транспортной схеме детально прорабатываются вопросы обеспечения условий работы городского наземного пассажирского транспорта. Однако в современных условиях непрерывно растущей автомобилизации и слабого развития дорожно-мостового строительства этих разработок совершенно недостаточно для обеспечения нормального городского движения. Практика организации движения вынуждена была поэтому прибегать к локальным оперативным мерам, зачастую недостаточно продуманным и взаимоувязанным. Недостатки этой практики стали особенно четко проявляться в процессе внедрения в городах АСУД в 80-х годах прошлого столетия.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ?
В 1988 г. при рассмотрении этой проблемы на правительственном уровне была отмечена социально-экономическая значимость организации дорожного движения и констатировалась недопустимость положения, когда практически ни один город в стране не располагает проектом организации движения с соответствующим научно-техническим и экономическим обоснованием. Было признано целесообразным предусматривать в планах социального и экономического развития городов (и прежде всего с численностью населения более 250 тыс. жителей) разработку и внедрение проектов организации движения, развивающих и детализирующих комплексные схемы развития всех видов городского пассажирского транспорта, выделение необходимых денежных средств и материально-технических ресурсов для реализации проектов.
Указывалось на необходимость создания региональных проектных подразделений для разработки указанных проектов. В качестве заказчиков предполагались органы городской администрации.
Для методического обеспечения такого проектирования, в котором важное участие должны принимать инженеры по организации дорожного движения, разработано соответствующее Положение о разработке проектной документации по организации дорожного движения в городах (утверждено Госкомитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР 30 ноября 1990 г. и МВД СССР 11 декабря 1990 г.).
Предусмотрены следующие виды проектной документации: схема организации движения (СОД) в городе; проект организации движения (ПОД) в районе (округе), на маршруте движения по УДС, на магистрали, в транспортном узле. Такое деление проектной документации позволяет более гибко подойти к процессу проектирования с учетом имеющихся материально-финансовых ресурсов и остроты положения в отдельных частях города.
60 строительных ошибок, заставляющих смеяться и плакать (3 серия)
Проектирование выполняется на основании договора между заказчиком и проектной организацией и задания на проектирование, составленного заказчиком с участием генерального проектировщика. К ПОД должны предъявляться три главных требования: 1) повышение уровня БД; 2) снижение экономических потерь транспортного процесса; 3) улучшение экологических показателей на УДС.
Предусмотрено, что СОД должна разрабатываться на расчетный срок 5 лет. Этим подчеркивается важнейшее влияние на требования к ОДД динамики процессов автомобилизации, развития городского транспорта и, конечно, жилищного строительства. Повторная разработка СОД может быть необходима менее чем через 5 лет, если на территории произошли кардинальные изменения, влияющие на транспортный процесс.
При создании ПОД, как правило, решаются следующие основные задачи:
– обеспечение условий эффективной работы МПТ (размещение и оборудование остановочных пунктов, конечных станций, выделение приоритетных условий и т.д.);
– введение и привязка необходимых светофорных объектов и их координация;
– организация условий для безопасного и удобного движения пешеходов;
– канализирование транспортных потоков;
– необходимые планировочно-реконструктивные мероприятия на УДС;
– организация пропуска транзитного транспорта с решением сопутствующих вопросов.
Все разработки должны основываться на детальном изучении характеристик транспортных и пешеходных потоков, статистики ДТП, транспортных корреспонденции. Для этого необходимы предпроектные обследования по соответствующей программе. Предусмотрены необходимость предварительного экономического обоснования и оценка эффективности запланированных проектом мероприятий после их внедрения.
Предложены десять этапов и их последовательность при разработке ПОД и его внедрении:
1. Заключение договора с заказчиком на выполнение проектно-изыскательских работ;
2. Подготовка, согласование и утверждение задания на выполнение ПОД;
3. Организация и проведение обследований для получения исходных данных;
4. Разработка эскизных вариантов организации движения. Выбор и обоснование оптимального варианта;
5. Предварительное согласование с заказчиком предлагаемого варианта организации движения;
6. Детальная проработка согласованного варианта;
7. Оформление проектной документации;
8. Авторский надзор при внедрении проектных решений;
9. Выполнение обследований после внедрения проектных решений;
10. Определение фактического эффекта от внедрения ПОД.
Графическая часть СОД и ПОД должна выполняться и оформляться с учетом требований соответствующих государственных стандартов, системы проектной документации для строительства. Для изображения одних и тех же элементов, повторяющихся на разных чертежах, должны применяться одинаковые цвета и условные обозначения. Масштабы графических материалов СОД устанавливаются в зависимости от размеров объекта проектирования. Основные планировочные схемы целесообразно представлять в масштабах1:5000, 1:10000 и 1:25000. Основной масштаб для планов транспортных узлов 1:500.
Как при составлении задания на проектирование, так и в процессе проектирования ОДД, разработчики, естественно, пользуются соответствующими официально утвержденными методическими рекомендациями, инструкциями и нормативными документами (государственными стандартами, строительными нормами и правилами). Однако неравномерность экономического развития регионов нашей страны, развития в них транспортно-дорожного комплекса, специфика погодно-климатических условий требуют внимательного учета при пользовании «усредненными» рекомендациями. На рис. 4.12 показаны наиболее существенные факторы, требующие изучения и обобщения для принятия решений, которые смогут обеспечить эффективность предлагаемых при проектировании ОДД (разработке ПОД).
Источник: studopedia.ru
Одд что это в строительстве
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от ____________ N ______
Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения
Утвердить прилагаемые Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от ____________ N ______
Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения устанавливают требования к проектам и схемам организации дорожного движения (далее — Правила, ОДД, документация по ОДД соответственно).
1.2. Действие настоящих Правил распространяется на автомобильные дороги( )всех категорий, видов и принадлежности на территории Российской Федерации.
1.3. Основные цели и задачи разработки документации по ОДД:
оптимизация условий движения транспортных средств и пешеходов на автомобильных дорогах, направленная на повышение эффективности использования пропускной способности сети автомобильных дорог;
повышение безопасности дорожного движения, снижение предпосылок возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП);
снижение экономических потерь при осуществлении движения транспортных средств и пешеходов за счет снижения задержек движения;
снижение негативного воздействия от автомобильного транспорта на окружающую среду за счет оптимизации параметров движения транспортных средств.
1.4. Документация по ОДД разрабатывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по ОДД и должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, экологической безопасности, технического регулирования.
1.5. Документация по ОДД разрабатывается на основе документов территориального планирования, документации по планировке территорий, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, долгосрочных целевых планов и программ, материалов инженерных изысканий, результатах исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, иной необходимой информации.
1.6. Объем необходимой информации для разработки документации по ОДД определяется исходя из:
наглядного и полного описания существующего состояния дорожно-транспортных условий;
выявления основных тенденций и возможности прогнозирования развития сети автомобильных дорог на расчетный срок;
детализации предложений по совершенствованию ОДД.
Исходная информация формируется по результатам анализа имеющейся документации, указанной в пункте 1.5 настоящих Правил, обработки имеющихся статистических данных и натурных обследований.
Исходные данные могут предоставляться заказчиком или собираться исполнителем.
Примерный перечень исходной информации для разработки документации по ОДД приведен в Приложениях 1 и 2 к настоящим Правилам.
2. Требования к схемам организации дорожного движения
2.1. Разработка схем ОДД осуществляется в целях формирования комплексных решений по ОДД, реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере ОДД на территории муниципальных образований (далее — КСОДД).
2.2. Разработка КСОДД должна базироваться на следующих принципах:
учет сложившихся традиций и тенденций в развитии рассматриваемой территории, финансовых и технических возможностей;
использование мероприятий ОДД, обеспечивающих наибольшую эффективность в решении поставленных задач при минимизации затрат и минимальных сроках реализации;
использование технологий и методов ОДД, соответствующих современному уровню технического прогресса в России и за рубежом;
обеспечение комплексности и системности при решении проблем ОДД.
2.3. Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для сетей автомобильных дорог и их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей с общей численностью населения свыше 10 тыс. жителей, имеющих общую границу.
Разработка комплексных схем организации дорожного движения может осуществляться применительно к сети автомобильных дорог различных категорий и различного значения.
2.4. КСОДД разрабатываются и утверждаются на срок не менее пятнадцати лет.
2.5. Разработанные в КСОДД мероприятия должны представлять собой целостную систему технически и экономически обоснованных мер организационного и управленческого характера, взаимоувязанные с градостроительной документацией.
2.6. Принципиальные решения КСОДД, утвержденной в установленном порядке, служат основой при разработке проектов по ОДД.
2.7. КСОДД содержат информацию в текстовом и графическом формате, включающую:
1) характеристику сложившейся ситуации по ОДД на рассматриваемой территории;
2) принципиальные предложения и решения по основным мероприятиям ОДД (варианты проектирования);
3) проведение укрупненной оценки предлагаемых вариантов проектирования с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта;
4) мероприятия по ОДД для предлагаемого к реализации варианта, включая предложения по распределению потоков транспортных средств и пешеходов на сети автомобильных дорог;
5) очередность реализации мероприятий;
6) оценку требуемых объемов финансирования и эффективности мероприятий по ОДД;
7) предложения по совершенствованию нормативного правового, методического и информационного обеспечения деятельности в сфере ОДД на рассматриваемой территории.
В составе КСОДД могут быть даны предложения по совершенствованию территориального планирования и планировки территорий, предложения по развитию сети автомобильных дорог.
Мероприятия по организации дорожного движения, разрабатываемые в составе КСОДД, должны учитывать создание приоритетных условий для движения маршрутных транспортных средств, включая создание выделенных полос для их движения и введение приоритетного проезда на перекрестках.
2.8. Характеристика сложившейся ситуации по ОДД на рассматриваемой территории включает:
методы и средства получения исходной информации;
анализ организационной и управленческой деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по ОДД;
анализ нормативно-правового, нормативно-методического и информационного обеспечения деятельности в сфере ОДД на рассматриваемой территории (определяется выполнение и действенность нормативных правовых актов, их адекватность сложившейся ситуации, анализируется выполнение и эффективность распорядительных действий администрации территории, достаточность нормативно-методических документов в сравнении с передовым отечественным и зарубежным опытом);
анализ имеющихся документов территориального планирования и документов по планировке территорий, комплексных транспортных схем, планов и программ комплексного социально-экономического развития территорий;
характеристика автомобильных дорог, их пересечений и примыканий, включая геометрические параметры элементов автомобильных дорог, их технико-эксплуатационное состояние;
схему существующей организации движения транспортных средств и пешеходов на рассматриваемой территории, включая схему организации движения маршрутного транспорта, размещения гаражей, стоянок и парковок (парковочных мест);
анализ параметров дорожного движения (скорость, плотность и интенсивность движения транспортных и пешеходных потоков, уровень загрузки автомобильных дорог движением и иные характеристики), в том числе параметров движения маршрутного транспорта и емкостной характеристики гаражей, стоянок, парковок (парковочных мест);
анализ условий дорожного движения;
характеристику работы пересечений и примыканий автомобильных дорог со светофорным регулированием
оценку технических средств и методов ОДД;
выявление мест концентрации и анализ причин возникновения ДТП;
результаты целевых опросов водителей маршрутного, грузового, индивидуального транспорта, а также целевых опросов населения.
2.9. Принципиальными предложениями и решения по основным мероприятиям ОДД определяются варианты проектирования в увязке с документами территориального планирования и документами по планировке территорий, планами и программами комплексного социально-экономического развития территорий.
2.10. Проведение укрупненной оценки предлагаемых вариантов проектирования осуществляется на основе вариантной разработки принципиальных предложений по основным мероприятиям ОДД с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта.
Оценка, сравнение и выбор предлагаемого к реализации варианта осуществляются на основании результатов расчетов, в том числе с использованием программных средств математического моделирования и результатов прогнозирования параметров дорожного движения.
Выбор предлагаемого к реализации варианта осуществляется на основе сравнения показателей эффективности каждого варианта с базовым, за который может быть принято существующая ситуация по ОДД или состояние ОДД на расчетный срок без реализации предлагаемых в рамках КСОДД мероприятий.
2.11. Мероприятия по ОДД для предлагаемого к реализации варианта включают:
предложения по обеспечению транспортной и пешеходной связанности территорий;
предложения по категорированию автомобильных дорог с учетом их прогнозируемой загрузки, ожидаемого развития прилегающих территорий, планируемых мероприятий по развитию дорожно-мостового строительства;
предложения по распределению транспортных потоков по сети автомобильных дорог (основная схема);
предложения по разработке, внедрению и использованию интеллектуальных транспортных систем (далее — ИТС) для целей ОДД, применению автоматизированной системы управления дорожным движением (далее — АСУДД), ее функциям и этапам внедрения;
предложения по организации движения маршрутного транспорта, включая обеспечение приоритетных условий движения маршрутного транспорта;
предложения по организации пропуска транзитных транспортных потоков;
предложения по организации пропуска грузового автотранспорта, включая предложения по организации движения транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также по допустимым весогабаритным параметрам таких средств;
предложения по ограничению доступа транспортных средств в определенные территориальные зоны;
предложения по организации движения пешеходов;
предложения по организации велосипедного движения;
предложения по скоростному режиму движения транспорта на отдельных участках автомобильных дорог или в различных зонах;
предложения по формированию единого парковочного пространства (размещение гаражей, стоянок, парковок (парковочных мест) и иных подобных сооружений);
предложения по организации одностороннего движения транспорта на участках автомобильных дорог;
предложения по применению реверсивного движения;
предложения по организации системы мониторинга дорожного движения, местам установки детекторов транспорта, предложения по организации сбора и хранения документации по ОДД, принципам формирования и ведения баз данных, условиям доступа к информации, периодичности ее актуализации;
предложения по совершенствованию системы информационного обеспечения участников дорожного движения;
предложения по перечню пересечений, примыканий и участков УДС, требующих введения светофорного регулирования;
предложения по режимам работы светофорной сигнализации;
предложения по снижению количества ДТП (с выделением мероприятий по снижению ДТП с участием пешеходов);
предложения по устранению помех движению и факторов опасности (конфликтных ситуаций), создаваемых существующими дорожными условиями;
Источник: docs.cntd.ru