Для ответа на вопрос: «Что такое объект капитального строительства?» — предстоит узнать, какие виды КС существуют
Статья 1 ГрК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;
2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;
11) красные линии — линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;
15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор);
18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;
19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;
20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;
21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;
22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса;
23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
25) транспортно-пересадочный узел — комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой;
26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;
29) машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса;
31) сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
32) сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
33) сметные нормативы — сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;
33.1) укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;
34) комплексное развитие территорий — совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов;
35) элемент планировочной структуры — часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
38) элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
39) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
40) дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Однако чаще всего применяется термин « объект капитального строительства ». Градостроительный кодекс не дает конкретной трактовки, что понимать под таким определением . Вместо этого в нем есть описание, что такое капитальное строительство . Существуют признаки, характеризующие подобные сооружения: они возведены не на короткий срок; есть привязка к фундаменту; по итогам строительства на объект выдается документация с целью установления права собственности. Однако существуют определенные сложности в трактовке этого понятия . И они объясняются в первую очередь тем, что такой категорией оперируют в разных отраслях права.
Что относится к объектам капитального строительства?
Термин «капитальное строительство» (КС) предполагает не только возведение новых зданий/сооружений, но и проектные и изыскательские, монтажные, пусконаладочные работы, модернизацию существующих основных фондов, подготовку технической документации.
Что относится к объектам капитального строительства?
Для ответа на вопрос: «Что такое объект капитального строительства?» — предстоит узнать, какие виды КС существуют. Остановимся на этом более подробно.
- Новое строительство – создание объектов или их комплекса на новых площадях, которые после окончания работ при вводе в эксплуатацию будут состоять на самостоятельном балансе.
- Реконструкция действующих предприятий – устранение физического износа зданий или его элементов с возможной перестройкой существующих цехов для совершенствования производства, увеличения мощности и улучшения качества продукции.
- Техническое перевооружение действующих предприятий – это целый комплекс мер, направленных на модернизацию, автоматизацию производства с целью улучшения финансовой деятельности организации. При таком виде строительства не производится реконструкция и/или расширение существующих производственных площадей.
- Расширение действующих предприятий – создание и/или увеличение новых/существующих объектов, цехов на действующем учреждении. Объекты не ставят на самостоятельный баланс после документального оформления, связанного с вводом в эксплуатацию.
Иначе говоря, результатом любого из перечисленных видов капитального строительства является объект.
Объекты капитального строительства: определение
Строительство – развивающаяся отрасль, в процессе которой появляются готовые объекты по функционалу производственного/непроизводственного назначения и инфраструктуры. Что подпадает под категорию «объекты капитального строительства»?
Определение (формулировка прописана в Градостроительном кодексе РФ) трактует это понятие так: жилые и нежилые строения и незавершенные объекты строительства (исключение составляют постройки по типу навесов и киосков).
Виды объектов КС
Отдельно стоящее здание со всеми коммуникациями, эстакадами, оборудованием, мебелью называется объектом строительства.
Сооружение – инженерно-строительный объект, предназначенный для производственных процессов: хранения продукции, перемещения людей или грузов. Основное отличие от здания — это временное пребывание людей на объекте, например: мосты, дамбы, ЛЭП, стадионы.
Термин «строение» употребляется как обобщенное название предыдущих двух понятий. Является также результатом строительства, но не ставится на учет в реестр объектов КС.
Объекты незавершенного строительства – приостановленные на определенный срок возводимые строения.
Классификация объектов капитального строительства
В Кадастровом кодексе изложены определение и виды объектов капитального строительства. Это: здания, сооружения (трубопроводы, скважины, линии электропередач и связи, плотины), строения и незавершенные объекты строительства.
- для производственных процессов;
- непроизводственного назначения;
- линейные.
К объектам производственного характера относятся здания и сооружения промышленного назначения, а также объекты безопасности и обороны. Сооружения жилищного фонда, коммунально-бытового, культурного, социального назначения и капитального характера принято относить к непроизводственному виду.
Линейные объекты
Инженерные сети, коммуникации, трубопроводы, линии электропередач и связи, автомобильные дороги, мосты, туннели – это линейные объекты капитального строительства. Определение местоположения при проектировании этой категории конструкций осуществляется установлением специалистами в межевом деле координат характерных точек и регламентируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Получение документов, разрешающих строительство линейных объектов, осуществляется на основании Градостроительного и Земельного кодексов РФ и закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Объекты строительства, не требующие разрешительной документации
Разрешительная документация – пакет документов, отвечающий требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и допускающий застройщика к началу осуществления строительства и реконструкции.
Градостроительный план – документация, без которой проектная организация не вправе выдавать свое решение на строительство и реконструкцию объектов. Выдается застройщику после письменного его заявления архитектурным отделом с утверждением районной администрации.
- гаража на земельном участке, принадлежащем физическому лицу;
- киосков, навесов и прочих объектов некапитального характера;
- строений вспомогательного характера;
- а также в случае необходимости изменения капитальных строений, без затрагивания несущих конструкций, не нарушая характеристик надежности и безопасности.
Отличительные признаки капитального объекта
Для понимания отличия между временными и капитальными строениями необходимо рассмотреть юридическую и экономическую сторону предмета обсуждения.
Временная постройка – вспомогательный объект, возводимый для полноценного выполнения строительства и подлежащий демонтажу после окончания работ. На нее не выдаются правоустанавливающие документы.
С технической стороны временная постройка может иметь те же признаки (фундамент, капитальные стены, ж/б перекрытия), что и объекты капитального строительства. Определение тонкой грани отличия кроется в их различном правовом статусе. При строительстве капитальных объектов предусмотрен их длительный срок эксплуатации, в то время как временные постройки имеют ограниченный период использования, не превышающий пяти лет.
Основные признаки принадлежности к объекту капитального строительства — это неразрывная его связь с землей и, соответственно, необходимость в получении разрешительной документации. Но об этом чуть позже.
Объекты капитального строительства: проблемы их отнесения к недвижимому имуществу
До 2005 г. использовались такие правовые конструкции, как «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности». С внесением некоторых корректив терминология изменилась. Так, с 2005 года в российском законодательстве впервые был введен термин «объект капитального строительства». Понятие и определение этой категории фигурируют не только в градостроительстве, но и в иных отраслях права (оперируют термином также в земельном, лесном законодательстве, гражданско-правовой сфере).
Трактовка термина ОКС сводится к простому перечню объектов, без присвоения им каких-либо свойств и признаков. Но известно, что капитальное строение имеет связь с земельным участком и не может быть перемещено или разобрано без ущерба своему назначению.
- прочная связь с землей;
- обязательная государственная регистрация;
- невозможность осуществления перемещения недвижимости без причинения ущерба ее конструкции; это также касается сооружений, зданий и объектов незавершенного строительства.
В норме упоминаются объекты капитального строительства, определение которых есть в ГрК РФ. То есть объекты недвижимости (незавершенные объекты, здания и сооружения) являются ОКС, следовательно, для них характерны те же признаки, что и для недвижимого имущества.
Не стоит путать капитальное строение с объектом капитального строительства , так-как в соответствии с определением из Градостроительного Кодекса РФ, ст. 1, п. 10, объект к апитального строительства – это здание, строение, сооружения и другие объекты и постройки, для возведения которых, производятся фундаментные работы и строительство которых не завершено. Чем отличается временное строение от капитального ? … В ГОСТах РФ нет конкретной трактовки термина « капитальное строение», однако существуют следующие показатели, указывающие на то, к какому типу можно отнести то или иное здание, сооружение. В зависимости от срока эксплуатации здания делятся на следующие категории
Понятие объекта капитального строительства
В градостроительной сфере широко применим такой термин, как объект капитального строительства (ОКС). Что подразумевают под этой формулировкой? Как протекает процесс создания подобного проекта и как осуществляется его дальнейшая приемка? Какие есть сложности при регистрации и создании технического плана? В чем особенности финансирования из федерального/муниципального бюджета?
Термины и законодательные основы
В строительной сфере используются различные определения по отношению к сооружениям и конструкциям. Можно услышать, как отдельные постройки именуют временными. Исходя из такого названия легко сделать вывод об их особенностях и характере: такие конструкции возводят на ограниченный срок, а также они обычно являются нестационарными — их можно разбирать и транспортировать для монтажа в другое место.
Однако чаще всего применяется термин «объект капитального строительства». Градостроительный кодекс не дает конкретной трактовки, что понимать под таким определением. Вместо этого в нем есть описание, что такое капитальное строительство. Существуют признаки, характеризующие подобные сооружения:
- они возведены не на короткий срок;
- есть привязка к фундаменту;
- по итогам строительства на объект выдается документация с целью установления права собственности.
Однако существуют определенные сложности в трактовке этого понятия. И они объясняются в первую очередь тем, что такой категорией оперируют в разных отраслях права. Она используется не только в градостроительном, но и в земельном, лесном, водном, гражданско-правовом законодательстве. Более того, некоторые положения, имеющие отношения к ОКС, можно обнаружить и в Налоговом, и в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Изучая различные отрасли права, можно сделать вывод, что ОКС по определению относится к категории недвижимого имущества. Поскольку без ущерба его невозможно перенести с одного места на другое. Однако подход к регулированию данной сферы должен быть комплексным. Поскольку в понятие «объект капитального строительства» включают разного типа сооружения, не всегда можно опираться только на законодательные акты, которые непосредственно касаются недвижимости.
Чем ОКС конкретно отличаются от любых некапитальных построек? В первую очередь сроком эксплуатации. К тому же, для них используют иные технологии строительства, ведь по определению они являются стационарными, не предназначенными для переноса. Также можно сравнить эти две категории по стоимости. ОКС и в денежном выражении, и по степени социальной (экономической) значимости обычно оценивается дороже. Однако такой признак можно считать косвенным.
Классификация и отличительные черты
Если говорить простыми словами, то ОКС, в отличие от временных конструкций, в процессе возведения сопровождаются более широким комплексом работ. Для этого необходимо грамотно подойти к проекту организации строительства ОКС. Здесь не обойтись без земляных мероприятий по обустройству фундамента. Понадобится оснащение строения инженерными коммуникациями.
Классификация таких конструкций является широкой и разветвленной. Их принято делить на две значительные группы: здания и сооружения. К объектам капитального строительства первой группы относят постройки, которые имеют следующее назначение:
Такие виды объектов капитального строительства бывают жилыми и нежилыми. Но они в любом случае отличаются разветвленной системой инженерного и технического обеспечения. В жилых помещениях люди живут, как понятно из названия. Нежилые здания используются в качестве места для хранения ценностей. Также их занимают учреждения, которые предоставляют услуги населению, оказывают медицинскую помощь или способствуют культурному, социальному развитию.
С сооружениями и их классификацией все намного сложнее. В данное понятие включают самые различные конструкции. Среди них линейные объекты капитального строительства — дороги, трубопроводы и прочие. Отдельно выделены стадионы, плотины, которые нельзя считать линейными.
Также существует такое понятие, как уникальные объекты, которые находятся под особой защитой. Яркий пример — атомная электростанция. В данную категорию включают и сооружения особого назначения: оборонного, обеспечивающего безопасность.
Сложность трактовки ОКС заключается в том, что понятие выходит за пределы традиционного определения недвижимого имущества. Объекты капитального строительства — это объекты, которые могут представлять собой очень сложную разветвленную систему, располагающуюся и на земле, и под землей.
Дополнительно принято делить ОКС на несколько групп в зависимости от срока эксплуатации. В первую группу включаются здания, которые простоят не меньше сотни лет. Во второй группе причисляют строения, выдерживающие 50–100 лет эксплуатации. К третей относят постройки, которые рассчитаны на срок службы в пределах 25–50 лет. И наконец, четвертая группа — это ОКС, возведенные на период 5–20 лет. Если же эксплуатация длится до 5 лет, то конструкция причисляется к временной категории.
Управление ОКС и их регистрация
Поскольку этот тип построек рассчитан на длительную эксплуатацию, то вполне логично, что его строительству и дальнейшему управлению выдвигаются более строгие требования, нежели к временным сооружениям. Он обязательно должен числиться в государственном реестре, даже если не достроен до конца.
Для прохождения процедуры регистрации необходим достаточно обширный пакет документов. В него включают и технический план объекта капитального строительства. Такой документ — фактическое подтверждение расположения сооружения на конкретной территории. Поэтому техпланы еще называют планами земельных участков. ОКС может являться недостроенным, но все равно понадобится его регистрация для осуществления любых операций.
Для организации строительных работ по возведению ОКС необходим весь пакет документов, который заявлен в законодательной базе. Традиционно для этого потребуется получить разрешение у компетентных органов. Если же конструкция будет возводиться на частной территории, то понадобится согласие собственника. Чтобы не было проблем с регистрацией и оформлением прав на недвижимость, важно четкое соответствие готовой конструкции техническим характеристикам, заявленным в проекте. Для ОКС обязательно наличие фундамента и инженерных коммуникаций.
Однако и с техническим планом не все так просто, как хотелось бы. С одной стороны, законом о государственном кадастре к нему выдвигаются конкретные требования. Но специалисты изготавливают разного вида планы. Это объясняется широким спектром сооружений, которые обобщенно называются ОКС. Например, в отношении жилого дома в документ включают информацию о фундаменте и размеры помещений, параметры окон и дверей, данные об инженерных сетях.
Однако технические планы составляют и на дороги, трубы, подстанции, мосты. В таком случае в них включают сведения о длине и высоте, площади и глубине сооружения. Также есть свои особенности оформления техпланов на строения, которые не были возведены до конца. Составляет подобную документацию только аттестованный кадастровый инженер, который в итоге несет ответственность за грамотность и достоверность сведений, в ней изложенных.
Технические планы готовят, отталкиваясь от нормативной правовой базы. Но какие именно законы будут приниматься во внимание, зависит от вида ОКС. Соответствующие положения есть и в Конституции, и в Земельном кодексе. Техпланам посвящены отдельные статьи в законах о государственном кадастре, о регистрации прав на недвижимость.
Поэтому и перечень документов, необходимых для оформления плана, отличается. Чаще всего нужно оформить разрешение на ввод в эксплуатацию, а к нему приложить проект технического переоборудования или перепланировки, планы на каждый этаж или технические паспорта (в зависимости от ситуации).
Процедура сдачи-приемки
Возведение ОКС заканчивается процедурой сдачи заказчику. На этом этапе обязательно подписание акта приемки объекта капитального строительства. В настоящее время его составление и заполнение упрощено, поскольку используется утвержденная Федеральной службой государственной статистики (Госкомстатом) форма КС-11.
Для чего необходим акт приемки объекта капитального строительства? В первую очередь, он подтверждает факт, что сооружение передано официально от подрядчика заказчику. Подпись на таком документе — это свидетельство, что у заказчика нет претензий к строителю. Если строительство осуществлялось по заказу компании, то приемочный акт позволяет поставить ОКС на учет.
Такая документация необходима и для бухгалтерского, и для налогового учета. Если же акт отсутствует, с юридической точки зрения строительство считается непринятым и не может быть признано завершенным.
Следует добавить, что есть две разные формы, которые используются в процедуре сдачи-приемки. Кроме КС-11, существует еще и КС-14. Но второй вариант отличается многими существенными моментами. Его принято подписывать, когда принимающей стороной является комиссия, сформированная заказчиком или инвестором. Еще такая форма свидетельствует о том, что ОКС не просто принят, а и введен в эксплуатацию.
К оформлению КС-11 выдвигаются определенные требования. В процессе приемки заказчик осуществляет проверки качества работы и материалов. Он уполномочен делать контрольные замеры, чтобы убедиться — постройка отвечает заявленным нормам и стандартам. Такой акт состоит из нескольких страниц, поэтому он содержит большой объем информации. В нем указывают сведения о расположении здания (иной конструкции), данные о заказчике и подрядчиках.
Отдельные графы посвящены техническим характеристикам. Причем и здесь заполнение отличается и зависит от того, будет ли это жилой дом, мост или подстанция. Обязательный элемент акта — стоимость выполненных работ, материалов, оборудования и инвентаря. Плюс к этому документ сопровождается целым перечнем приложений. Они служат в качестве доказательной базы.
Финансирование строительства государством
Российское законодательство позволяет производить бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. Об этом прямо сказано в Бюджетном кодексе РФ. В таком случае постройки должны официально закрепляться за государственными либо муниципальными организациями (учреждениями, предприятиями). Их использование и регулирование деятельности будет осуществляться по принципу хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Чаще всего бюджетные инвестиции выделяются на основе конкретных целевых программ. Возможно принятие решений на уровне органов исполнительной власти, если те считают необходимым потратить бюджетные средства на возведение ОКС. Если же сметная стоимость превышает 600 миллионов рублей, то решение о целесообразности таких трат находится исключительно в компетенции правительства. Также аналогичным образом будет решаться, нужно ли делать инвестиции в ОКС, являющийся государственным унитарным предприятием.
В бюджетном законодательстве сказано, что правительство не может выделять деньги на строительство объектов капитального строительства по определению, если они не находятся в собственности государства либо муниципалитета. Что касается направлений, на которые могут быть потрачены средства, то их достаточно много. Например, за государственный счет могут инициировать возведение нового ОКС, реконструкцию либо расширение существующего. Из бюджета же финансируют техническое перевооружение, осуществление проектно-изыскательных мероприятий.
Бюджетные инвестиции производят для реализации общественно важных задач. Отличный пример — возведение моста, дороги или ЛЭП, которые необходимы для улучшения уровня обеспеченности населения в инфраструктуре. Другой вариант — капиталовложения в конструкции, которые находятся в аварийном состоянии. Инвестиции в целом должны быть нацелены на улучшение качества жизни населения.
Правительство и компетентные органы на местах определяют, какие сферы нуждаются в финансовом стимулировании. И на основе такого анализа выносится решение, куда инвестировать.
Отечественная практика демонстрирует, что чаще всего деньги идут на ремонт и обустройство новых дорог. В финансировании нуждается сфера здравоохранения. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития вплоть до 2020 года приоритетными остаются такие направления, как транспортная, энергетическая инфраструктура.
Инвестиции от государства осуществляются по определенному механизму: традиционно используется схема госзаказа. Это означает, что в роли инвестора выступает государственный заказчик, а второй стороной является исполнитель. Отношения между ними строятся на основе положений Гражданского кодекса РФ.
Однако популярным остается и такой механизм, как государственно-частное партнерство. Это означает, что определенный объем средств берется из бюджета, а нехватка восполняется за счет частного инвестора, который имеет собственный интерес в таком сотрудничестве.
Классификация объектов капитального строительства . Что такое строительный объект определение . Статья 1. Основные понятия , используемые в настоящем Кодексе. ГАРАНТ … объект капитального строительства — 3.30 объект капитального строительства : Здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено ( объекты незавершенного строительства ), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
- https://rulaws.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/Glava-1/Statya-1/
- https://chudoogorod.ru/prochee-dacha/chto-otnositsya-k-obektam-kapitalnogo-stroitelstva.html
- https://yurist-konsult.ru/zhilie/obekt-kapitalnogo-stroitelstva.html