Формирование системы развития инженерных кадров электроэнергетических предприятий
В условиях перехода к инновационной экономике труд инженерных кадров становится важнейшим фактором конкурентоспособности организации, отрасли и экономики в целом, существенно влияет на результаты хозяйственной деятельности. В разработке и реализации нововведений всегда принимают участие инженеры. Деятельность инженера – это креативное приложение научных принципов к планированию, созданию, управлению, эксплуатации, руководству или работе систем, которые должны улучшать нашу повседневную жизнь.
Для поддержания конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов инженеры должны обладать высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и другими качествами современной рабочей силы. В связи с этим необходимо менять принципы, методы и подходы, касающиеся построения системы формирования и развития рабочей силы инженерных кадров, учитывая также быстрое моральное устаревание многих компетенций, формируемых в ходе подготовки инженерных кадров и их практической деятельности.
«Современная подготовка инженеров». Содержание и дидактическая организация подготовки инженеров
Это касается, в частности, и инженерных кадров организаций электроэнергетики, являющейся основой эффективного функционирования экономики и жизнеобеспечения страны. Инженерным кадрам организаций электроэнергетики принадлежит определяющая роль в успешном развитии энергетического бизнеса, решении проблем энергосбережения, повышения качества жизни населения Российской Федерации.
Электроэнергетика в Российской Федерации в настоящий момент испытывает ряд нерешенных системных проблем, которые приводят к энергодефицитности множества регионов страны (например, Республик Ингушетия, Чеченской, Калмыкия; Брянской, Калужской, Московской областей; Еврейской автономной области), к высокой степени износа и устаревания основных фондов (на начало 2019 г. степень износа в производстве и распределении электроэнергии составляла 57,3%), к существенному объему потерь в электросетях (10% от потребляемой электроэнергии в целом по России), множеству небольших и крупных аварий на электростанциях. Последняя из перечисленных проблем становится следствием не только халатности, но и низкой степени профессионализма работников, резкого сокращения кадрового потенциала электроэнергетической отрасли, устаревания знаний специалистов, подготовленных в советское время.
Процесс устаревания знаний за рубежом называют периодом полураспада компетентности – та продолжительность времени с окончания вуза, в течение которого компетентность работников снижается наполовину. Постоянно сокращающийся жизненный цикл знаний, профессиональных навыков, научно-технический прогресс – все это приводит к нехватке кадров, необходимости повышения квалификации, формирования системы непрерывного образования специалистов для электроэнергетики.
Сложившийся дефицит высококлассных специалистов, умеющих работать на современном оборудовании, приводит к тому, что заявок на выпускающих кафедрах в регионах и в Москве в несколько раз больше, чем выпускников (по всей России существует всего 15 крупнейших центров подготовки специалистов для электроэнергетики, что, безусловно, недостаточно). Сложившаяся система профессиональной подготовки кадров не соответствует нынешнему положению в мировой электроэнергетике, ориентированной на использование информационных технологий, компьютерных систем, электроники.
Подготовка современных рабочих кадров
Самым ярким итогом сложившейся ситуации с количеством и качеством подготовки работающих специалистов на предприятиях электроэнергетической отрасли стала произошедшая в августе 2009 г. авария на Саяно-Шушенской ГЭС (Республика Хакассия), которая подтвердила не только высокую степень износа оборудования и неправильную эксплуатацию техники, но и низкую квалификацию персонала. Как отмечалось в выводах парламентской комиссии, одной из главных причин аварии стала низкая степень ответственности и профессионализма руководства и работников станции.
Говоря о необходимости перемен в сфере развития рабочей силы инженерных кадров электроэнергетики, мы имеем в виду прежде всего реализацию системного подхода, который должен предусматривать планирование заданных уровней профессиональных требований к надежности профессиональной деятельности и функциональных возможностей (работоспособности) инженеров, показателей их жизнедеятельности, требований к обеспечению профессиональной эффективности; контроль плановых показателей; возможность осуществления профилактических и корректирующих действий; внутренний аудит системы развития инженерных кадров и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать эффективную интеграцию в общую систему управления в виде отдельной подсистемы.
Целью реализации системного подхода к развитию инженерных кадров организаций электроэнергетики является создание перспективной способности организаций обеспечить устойчивое конкурентное преимущество посредством удовлетворения их потребностей в высококвалифицированных инженерах, заинтересованных в улучшении результатов деятельности.
Концепция системного подхода к развитию инженерных кадров основывается на том, что действия в области достижения желаемого уровня личностно квалификационных качеств должны быть увязаны с общей системой планов развития организаций электроэнергетики. Чтобы добиться такого соответствия, необходима согласованность инициатив в области управления потенциалом инженерных кадров с решениями, принимаемыми в других функциональных областях в рамках единой системы управления по ключевым вопросам бизнеса.
Достижение эффективности организациями электроэнергетики в сфере совершенствования производственно-технологических процессов определяется результатами решения задач, связанных с вопросами формирования и развития инженерных кадров.
Для успешного решения этих задач предлагается использование модели развития инженерных кадров организаций, выстроенной на основе системного подхода.
Система развития рабочей силы инженеров должна учитывать особенности развития рабочей силы современных организаций:
‒ финансовые особенности, когда развитие рабочей силы организаций осуществляется за счет привлечения сторонних высококвалифицированных профессиональных работников, способных на высоком уровне эффективно решать задачи любых видов деятельности, которые стоят перед организациями;
‒ информационно-коммуникационные особенности, когда развитие рабочей силы осуществляется посредством применения новых информационных и коммуникационных технологий, которые значительно сокращают процессы принятия эффективных решений в организациях;
‒ организационные особенности, когда развитие рабочей силы организаций осуществляется посредством применения прогрессивных технологий по обучению и поддержке способностей и профессионального уровня, компетенций персонала организаций;
‒ материально-технические особенности, когда развитие рабочей силы производственных организаций неотделимо от осуществления целей по росту уровня фондовооруженности труда персонала.
Важными перспективными составляющими в области формирования современной системы развития рабочей силы организаций электроэнергетики являются:
‒ разработка стратегии развития рабочей силы организации через создание систем корпоративного обучения для формирования условий долгосрочного повышения уровня личностно квалификационных качеств работников;
‒ построение механизма развития рабочей силы организации через формирование центров оценки конкурентоспособности работников.
Необходимость обучения работников обусловлена частым возникновением разнообразных проблемных ситуаций в электроэнергетической организации, которые порождают некие непривычные элементы, в максимальной степени противоречащие сложившимся убеждениям персонала. Это приводит к возникновению гипотезы неправильной организации деятельности и к возможным ошибкам, так как здесь происходит поиск требуемых альтернативных решений с их последующей интерпретацией. Найденные решения при этом остаются временными, условными, и, как правило, ошибочными.
Отсюда можно определить, в каких случаях у организации возникает наиболее острая потребность в построении системы корпоративного обучения для повышения качества используемой рабочей силы. Это прежде всего рост бизнеса организации; рост числа торговых партнеров и поставщиков при осуществлении вертикальной интеграции; формирование сети филиалов, приобретение прочих хозяйствующих структур; важность осуществления оптимизации мероприятий по непрерывному профессиональному развитию работников, развития способностей по сохранению, использованию и передаче накапливаемых в ходе работы организационных знаний и навыков.
Важно в первую очередь выяснить корпоративные потребности в обучении для последующего повышения качества используемой рабочей силы. Поэтому на первом этапе необходимо провести предварительную оценку, которая позволит уточнить задачи организации в области развития рабочей силы и результаты, которые должны быть при этом достигнуты.
При реализации стратегии развития рабочей силы выявление потребностей в обучении происходит в ходе анализа результатов оценки навыков и умений работников, поскольку определение потребностей – это краеугольный камень процессов корпоративного обучения в отрасли. От того, как корректно установлены параметры, зависят эффективность обучения, его итоговые результаты.
Выявление всех потребностей следует начинать с проведения анализа оптимальности системы развития рабочей силы организации. Следующим важным этапом является выбор архитектуры системы корпоративного обучения.
В настоящее время на рынке активно действует множество структур, предлагающих свои услуги электроэнергетическим организациям по проведению корпоративного обучения, которое предполагает обучение работников в закрытых группах по специально разработанной программе. Одним из аргументов в пользу такого принципа построения корпоративного обучения является то, что эти специализированные структуры обладают штатом высококвалифицированных преподавателей, имеют готовые программы обучения работников, которые адаптируются под конкретные задачи развития организации.
Подобная форма обучения является гибкой, поскольку электроэнергетическая организация фиксирует основные цели, форму, время и место обучения. В качестве дополнительной услуги предлагается проведение корректирующих тренингов через несколько месяцев по факту окончания мероприятий базового обучения работников.
Такие тренинги повторяют все методики, которые ранее были реализованы в рамках базового обучения работников. Также следует рассмотреть конкретные производственные и управленческие ситуации из практики обучающихся работников, т. е. установить весь перечень проблем, которые возникли по факту прохождения обучения при использовании указанных методик.
При условии выявления в организации постоянной потребности в обучении и повышении качества используемой рабочей силы, особенно когда обучение строится на критической оценке практических ситуаций организации, использование внешних преподавателей в указанных процессах не является оптимальным вариантом. Здесь следует подготовить собственных преподавателей и сконструировать собственную систему корпоративного обучения и повышения качества рабочей силы.
Однако и в этом случае большинство проблем остаются нерешенными, особенно в случае, когда организация имеет разветвленный состав филиалов, в которых необходимо проводить обучение различных категорий работников. Преподавателям нужны специальные инструменты, которые позволяют организовать обучение в соответствии с едиными программами и на базе единых методов оценки результативности обучения потоков слушателей применительно к определенным срокам.
Реалии современной электроэнергетики, которые обусловлены ужесточением конкуренции при ведении борьбы за потребителей, настоятельно требуют применения инновационных подходов к обучению. Для удержания своих позиций на локальных рынках электроэнергии следует осуществлять постоянное повышение качества используемой рабочей силы в рамках специфического обучения.
Институциональный подход к процессу разработки и реализации стратегии развития рабочей силы требует применения инновационных технологий, форм и методов корпоративного обучения. Все это связано с обучением работников в рамках решения сложных организационных и экономических проблем, возникающих при ведении бизнеса, при проведении комплекса организационных изменений в корпорации.
Необходимо также сочетание технологий e-Learning с инновационными методами по групповому обучению (в малых коллективах) посредством применения интерактивных методов, а также креативного использования положительно зарекомендовавших себя в практической деятельности традиционных форм подготовки работников для электроэнергетической корпорации. Это предполагает реализацию концепции по комбинированному обучению (blended education), сущность которой состоит в применении разных средств, технологий и методов дистанционного и традиционного очного обучения работников.
Система комбинированного обучения, необходимая для повышения качества используемой рабочей силы, позволит реализовать большинство преимуществ e-Learning-технологий. Она включает в себя специальные инструменты, которые позволяют решать актуальные организационные и экономические проблемы и ориентирована на создание проактивных механизмов взаимодействия и выработку эффективных навыков в различных областях развития организации. Указанный тип обучения помогает сформировать требуемые гибкие навыки, поскольку их получение выступает целью разработки и реализации стратегии развития рабочей силы.
ИсточникОрганизация подготовки инженерных кадров
О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы
В целях модернизации и технологического развития экономики России постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы.
2. Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Программы, предусмотренной пунктом 1 настоящего Указа.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
7 мая 2012 года
УТВЕРЖДЕНАУ казом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 7 мая 2012 г. № 594
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы
ПАСПОРТП резидентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Для решения задач инновационного развития России Президентом Российской Федерации определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.
Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров. При этом должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы промышленного сектора, требующие подготовки специалистов одновременно в области электронной компонентной базы, новых материалов, робототехники, информационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделия.
С внедрением комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерных кадров, в том числе путем повышения квалификации и стажировки.
Актуальность решения задачи по организации повышения квалификации инженерных кадров диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики (далее — специалисты) .
При этом критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям потенциальных заказчиков и особенностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, обеспечивать развитие профессионально-деловых качеств и компетентности. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации может быть ориентировано на проектно-конструкторскую, технологическую или научно-исследовательскую подготовку, включая соответствующие виды практик.
Комплексный подход к реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы (далее — Программа) позволит:
обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;
реализовать эффективные модели повышения квалификации специалистов, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;
создать необходимые условия для профессионального развития участников Программы;
обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинг эффективности ее реализации.
II. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики;
формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (далее — программы повышения квалификации) и стажировок инженерных кадров, реализуемых на базе российских образовательных учреждений с участием ведущих исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.
Особенностями Программы являются:
ориентация на текущие и перспективные потребности предприятий и организаций в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций специалистами в сфере приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;
стимулирование взаимодействия российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки путем обеспечения государственно-частного партнерства;
поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, разработанных российскими образовательными учреждениями по заказам профильных предприятии и организации реального сектора экономики и в сотрудничестве с ними.
III. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые реализуются по двум следующим направлениям:
формирование банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными учреждениями в соответствии с заявленными требованиями, с определением списка конкретных проектов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России и выполняющих их организаций, для инженерных кадров которых будут реализованы названные программы;
формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора специалистов, в том числе формирование соответствующих групп слушателей в целях реализации каждого конкретного проекта.
Программа повышения квалификации формируется образовательным учреждением при участии заинтересованных предприятий и организаций реального сектора экономики.
К программам дополнительного профессионального образования, претендующим на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:
продолжительность обучения, составляющая не менее 72 аудиторных часов;
возможность реализации обучения с использованием дистанционных технологий;
осуществление не менее 50 процентов времени обучения в формате практической работы на базе образовательного учреждения, исследовательского центра или на базовом предприятии;
наличие современной материально-технической базы для реализации предлагаемой практической работы, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;
ориентация на получение актуальных профессиональных компетенций инженерных кадров с учетом основных приоритетов модернизации экономики России и согласованного перечня направлений повышения квалификации, использование модульного формата, учет требований профессиональных стандартов и (или) требований профильных заказчиков;
завершение освоения программы повышения квалификации аттестационными процедурами в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая выдачу документа о повышении квалификации установленного образца, обязательное участие представителей профильных заказчиков, объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти в аттестационных процедурах;
обеспечение возможности прохождения стажировок слушателями, прошедшими аттестацию, на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;
обучение по программе повышения квалификации на базе образовательного учреждения исходя из его стоимости, составляющей не более 30000 рублей на 1 слушателя;
осуществление стажировки в исследовательских и инжиниринговых центрах на территории России исходя из ее стоимости, составляющей не более 100000 рублей на 1 слушателя;
обучение по программе повышения квалификации со стажировкой в исследовательских и инжиниринговых центрах за рубежом исходя из его стоимости, составляющей не более 300000 рублей на 1 слушателя.
Программы повышения квалификации представляются российскими образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности) инженерных кадров.
Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательным учреждением и предприятием или организацией реального сектора экономики о повышении квалификации специалистов по предлагаемому направлению повышения квалификации.
Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, крупных объединений работодателей, технологических платформ, федеральных органов исполнительной власти проводит оценку соответствия представленных программ повышения квалификации установленным Программой требованиям и формирует банк программ повышения квалификации.
Информация об отобранных программах повышения квалификации по установленному формату размещается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет.
Заявки на участие в обучении по программам повышения квалификации направляются предприятиями и организациями реального сектора экономики непосредственно в образовательные учреждения — разработчики программ.
Формирование групп специалистов для участия в программах повышения квалификации, финансируемых в рамках Программы, проводится на основании указанных заявок.
Образовательное учреждение, чья образовательная программа включена в банк программ повышения квалификации, производит набор групп специалистов, отвечающих следующим требованиям:
наличие диплома о высшем образовании (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать в программах повышения квалификации по согласованию с предприятиями и обучаться на общих основаниях при условии софинансирования не менее 50 процентов расходов федерального бюджета направляющими предприятиями и организациями реального сектора экономики) ;
наличие у специалиста соответствующих компетенций для освоения конкретной программы повышения квалификации;
направление специалиста предприятием или организацией с обеспечением соответствующего софинансирования.
Рекомендуемое число участников программы повышения квалификации в рамках одной группы составляет не менее 15 человек и не более 25 человек.
После освоения программы повышения квалификации специалисты направляются на стажировку. Для участия в стажировке специалисты должны отвечать следующим требованиям:
успешное прохождение аттестации в рамках программы повышения квалификации;
достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки) ;
направление на стажировку предприятием или организацией с обеспечением софинансирования не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировку.
В рамках реализации этого направления в 2012-2014 годах будет проводиться обучение:
в 2012 году — не менее 5000 слушателей по программам повышения квалификации. Не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России, не менее 10 процентов участников программы повышения квалификации, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом;
в 2013 году — не менее 5000 слушателей по программам повышения квалификации. Не менее 50 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России (включая участников программ повышения квалификации предыдущего года) , не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом;
в 2014 году — не менее 5000 слушателей по программам повышении квалификации. Не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России, не менее 10 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы в 2012 — 2014 годах осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию мероприятий Программы, и составляет 750 млн. рублей, в том числе в 2012 году 200 млн. рублей, в 2013 году — 350 млн. рублей, в 2014 году — 200 млн. рублей, а также за счет средств организаций и предприятий реального сектора экономики, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки направляемых ими на обучение специалистов.
Основными направлениями расходования средств в рамках программ повышения квалификации и стажировок являются:
доработка представленных программ повышения квалификации с учетом сформированных групп специалистов и требований конкретных заказчиков;
осуществление непосредственных расходов на проведение и обеспечение учебного процесса;
осуществление организационных расходов на проведение практики и стажировок;
оплата консалтинговых услуг российских и зарубежных экспертов;
обеспечение доступа к информационным и методическим ресурсам;
обеспечение доступа к работе на современном исследовательском оборудовании.
Средства федерального бюджета, полученные образовательным учреждением в рамках реализации Программы, не могут быть использованы на оплату проезда к месту обучения и обратно, на расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, а также на иные расходы, произведенные специалистом с разрешения или ведома работодателя.
Финансирование основных направлений расходования средств в рамках программ повышения квалификации и стажировок осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств организаций и предприятий реального сектора экономики, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки направляемых ими на обучение специалистов.
V. Реализация Программы и контроль за ходом выполнения ее мероприятий
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик — координатор Программы.
Для обеспечения контроля за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинга эффективности ее реализации Министерство образования и науки Российской Федерации на конкурсной основе отбирает организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение Программы. На выполнение указанных функций предусматривается не более 10 процентов средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
повысить квалификацию не менее 15000 специалистов на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;
отработать механизмы реализации долгосрочного партнерства в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений;
сформировать банк программ повышения квалификации, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий;
содействовать развитию инженерного образования путем актуализации программ повышения квалификации.
ИсточникОрганизация подготовки инженерных кадров
В экономике Тамбовской области наблюдается тенденция интенсивного развития предприятий промышленного и аграрно-промышленного комплексов. Например, помимо существующих, создается первый российский оборонный кластер, который формирует «Объединенная приборостроительная корпорация». Развивается агропромышленный и машиностроительный кластеры, инновационный биоэкономический кластер, реализуются проекты по устойчивому развитию сельских территорий, созданию предприятий перерабатывающей промышленности.
В ТГТУ реализуется многоуровневая система подготовки по 23 укрупненным группам направлений. Группа «Инженерное дело, технологии и технические науки» — самая многочисленная.
Ежегодный прием в рамках данной укрупненной группы осуществляется по 17 направлениям подготовки академического и прикладного бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, в том числе по образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям развития науки техники и технологий РФ. Подготовку кадров инженерно-технического профиля осуществляют профильные институты: Технологический, Институт энергетики, приборостроения и радиоэлектроники, Институт архитектуры, строительства и транспорта, Институт автоматики и информационных технологий.
Структура инженерной подготовки практически отражает все сферы народного хозяйства региональной экономики:
- машиностроение и химическая технология,
- пищевые и биотехнологии,
- техносферная безопасность и промышленная экология,
- наноиндустрия,
- информационные технологии и автоматизация,
- радиоэлектроника и связь,
- энергетика, приборостроение,
- строительство, транспорт и ЖКХ.
Эти сферы определяют и тематику научных исследований и проектов. В программе подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности можно выделить два значимых момента.
Первое – это обучение будущего инженера для промышленности, уровень образования которого впоследствии напрямую влияет на качество производимой техники, реализуемых технологий, внедрения инноваций, а значит, и на уровень обороноспособности страны.
Второй момент – это гарантированное трудоустройство и закрепление на производстве выпускников вуза – будущих специалистов еще в процессе обучения за счет причастности к реализации совместных научных проектов, к решению реальных производственных задач. Все это возможно только при сотрудничестве вуза с предприятиями, их вовлеченности в реализацию образовательных программ.
Примером результативного взаимодействия со стейкхолдерами может служить сотрудничество ТГТУ с предприятиями промышленного комплекса региона — АО «ТЗ «Октябрь», ОАО «ТЗ «Ревтруд», АО «Завод «Тамбоваппарат», АО ТНИИР «ЭФИР», ОАО «Корпорация «РОСХИМЗАЩИТА», АО «ЗАВКОМ», Группа компаний «РУСАРГО», Группа компаний АСБ, АО «Орбита», ОАО «ТАКФ», ОАО «Тамбовмаш», ОАО «Моршанскхиммаш», ОАО «Первомайскхиммаш», АО «Пигмент» и др.
Для качественного образовательного процесса, приближенного к потребностям работодателей, создаются базовые кафедры, специалисты предприятий привлекаются к преподаванию, руководству практикой, разработке методических материалов, реализации дуального обучения.
В ТГТУ функционируют более 10 отделений профилирующих кафедр и 3 базовые кафедры в НИИ и на высокотехнологичных предприятиях региона, в том числе:
- «Функциональные материалы и системы жизнеобеспечения» в ОАО «Корпорация «Росхимзащита»;
- «Агроинженерия» в ГНУ ВНИИТиН;
- «Инжиниринг нанотехнологий» в АО «ЗАВКОМ».
В контексте подготовки кадров для ОПК можно отметить, что в 2016 году в развитие долговременного сотрудничества и практики совместной реализации образовательных и научных программ с Межвидовым центром подготовки и боевого применения войск радиоэлектронной борьбы Минобороны РФ создана военно-научная кафедра «Программно-аппаратные средства информационного противодействия».
Оборонно-промышленный комплекс – пример высокотехнологичного производства. Опыт взаимодействия в образовательной и научной сферах у вуза достаточно большой. С 2014 года в России действует самостоятельная программа по целевой подготовке специалистов-инженеров в вузах по прямому заказу российских предприятий и концернов оборонной промышленности.
Сейчас она переведена в статус ведомственной целевой программы. ТГТУ дважды становился победителем этого конкурса. Были успешно реализованы 4 проекта по высшему образованию, продолжается проект целевого обучения по программе СПО (конкурс 2014 года) и начата реализация 14 новых двухгодичных проектов по целевому обучению (12 проектов по программам высшего образования и 2 — по программам подготовки специалистов среднего звена).
В качестве предприятий-партнеров-соисполнителей были привлечены АО «ТЗ «Октябрь»; АО «ТЗ «Ревтруд»; ПАО «ТНИИР «ЭФИР»; АО «Тамбоваппарат». Готовится следующая заявка по данной программе на реализацию еще 10 двухгодичных проектов.
С точки зрения усиления материально-технической базы и научной составляющей подготовки кадров развивается деятельность ЦКП «Получение и применение полифункциональных наноматериалов», завершается оснащение ЦКП «Радиоэлектроника и связь», ЦКП «Прототипирование и промышленный дизайн».
Продолжается практика целевой подготовки кадров для предприятий области (сейчас только для предприятий ОПК действующих договоров более 300).
Говоря о внедрении стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Тамбовской области, можно отметить и важность подготовки кадров для социально-значимых сфер и областей народного хозяйства. Это и агропромышленный, в первую очередь – перерабатывающий комплекс, и сфера жилищно-коммунального хозяйства, строительство, транспорт, ИТ и связь и т.д.
В качестве примера: в ТГТУ продолжена работа по взаимодействию с ТЭК и ЖКХ. Помимо целевой подготовки кадров, участия в тематических мероприятиях, просветительских акциях, молодежных проектах, осуществляется взаимодействие с органами административного управления по формированию потребностей в кадрах, организации целевого обучения и повышения квалификации, завершается проект по разработке учебно-методического комплекса по подготовке кадров для ЖКХ по программе СПО. Не исключая значимости тех программ, которые уже направлены на подготовку специалистов по строительству и эксплуатации объектов ЖКХ, ресурсоснабжающих структур, энергетики и теплотехники, с целью опережающего кадрового обеспечения этой сферы принято решение об открытии новых профильных программ по ФГОС подготовки кадров для сферы ЖКХ:
- «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» (СПО),
- «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» (бакалавриат, магистратура).
Сейчас идет процедура их лицензирования. На состоявшейся в августе встрече руководства ТГТУ с заместителем министра строительства и ЖКЖ Андреем Владимировичем Чибисом был представлен опыт научно-образовательной деятельности ТГТУ в этой сфере, получена с его стороны высокая оценка и обещание поддержки вуза как пилотной межрегиональной площадки подготовки и переподготовки кадров, разработки новых технологий.
Два колледжа в структуре вуза, Технический и Многопрофильный, позволяют организовать профессиональную подготовку кадров для выпускников 9- х классов, предлагая среднее профессиональное образование, интегрированное с программами дальнейшей инженерной подготовки на уровне бакалавриата и специалитета. Кроме того, это хорошая основа для программ прикладного бакалавриата, практика реализации которых распространяется и на формат сетевого взаимодействия практически со всеми колледжами и техникумами региона. В рамках существующих договоров обеспечивается возможность студентам бакалавриата параллельно осваивать рабочие профессии по профилю, соответствующему их основной подготовке в вузе, а выпускникам системы среднего профессионального образования получать высшее образование, интегрированное с их базовым профобразованием.
Заключены договоры с 11 учреждениями СПО области. В этом году на их базе проходили обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих 129 студентов ТГТУ (в прошлом году – 122). С 1 сентября 2016 года будет продолжено обучение на бюджетной основе еще 157 студентов ТГТУ 3 курса.
Ориентируясь на перспективные потребности регионального рынка труда в кадрах, нельзя не говорить о работе с сегодняшними специалистами. Здесь как самая оперативная и гибкая модель удовлетворения текущих потребностей в кадрах определенной квалификации выступает система дополнительного профессионального образования. У ТГТУ есть многолетний опыт реализации таких программ под нужды конкретных предприятий.
Как пример, можно упомянуть участие в ведомственной целевой программе «Повышение квалификации инженерно-технических кадров в Российской Федерации в 2015-2016 г.». Так, в 2015 году ТГТУ стал победителем конкурсного отбора программ повышения квалификации инженерно-технических кадров.
Проведено обучение слушателей по дополнительным профессиональным программам: «Наноинженерия хемосорбентов»; «Энергоэффективность систем транспортировки и распределения электрической энергии». Программы реализованы для сотрудников ОАО «Корпорация «Росхимзащита», ОАО «ТАМБОВСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ», АО «ТКС «Электрические сети».
В продолжение обучения слушатели прошли стажировку в ООО «ИХТЦ — ТГУ» (г. Томск), МУП «Казанский энергосервисный центр» (г. Казань), Институте природопользования Национальной академии наук Беларуси (г.
Минск), исследовательском центре НК «TICASS» (Италия, г. Генуя).
По результатам аналогичного конкурса Минобрнауки России в 2016 году ТГТУ реализуются программы повышения квалификации инженерных кадров: «Энергосбережение и энергоэффективность электроэнергетического и технологического оборудования промышленного предприятия» для ОАО «Биохим»; «Наноструктурированные материалы для адсорбционной и хемосорбционной очистки воздуха в системах жизнеобеспечения» для ОАО «Корпорация «Росхимзащита»; «Энергоэффективность технологического оборудования нефтехимических производств на этапе проектно-конструкторских работ» для ООО «Завод «Моршанскхиммаш».
Только в прошлом году разработаны и реализованы корпоративные дополнительные профессиональные программы для:
- ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор» (5 программ в области лазерных систем и технологий оптических материалов, экономики и организации производства и др.);
- ОАО «Арти-Завод» (8 программ в области метрологии, стандартизации и менеджмента качества);
- ПАО «Пигмент» (программа в области энергоэффективности производства органических продуктов);
- компании «РУСАГРО» (2 ДПП в области управления качеством и энергоэффективности);
- ОАО «Тамбонефтепродукт» ДПП в области управления качеством работ в лаборатории.
Заключены договоры с ОАО «АРТИ-Завод» и ОАО «ТАМБОВМАШ» на обучение по 7 программам, которые будут реализованы в рамках Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тамбовской области в 2016 году.
Сейчас особое внимание направлено на дальнейшее развитие в техническом университете образовательных программ и научных проектов по приоритетным для Тамбовского региона направлениям, на выполнение университетом ключевых задач обеспечения кадрами высокотехнологичных производств, в первую очередь — предприятий ОПК и АПК, и оказания содействия в повышении эффективности инновационного комплекса.
В университете разрабатывается и в ближайшее время будет принята Стратегия опережающей подготовки кадров, которая отражает образовательный, научный и инфраструктурный потенциал университета, дальнейшее развитие ТГТУ как вуза, обеспечивающего решение кадровых задач для промышленности региона, высокотехнологичных отраслей и приоритетных направлений региональной экономики.
В перспективе – масштабное развитие проектов целевой подготовки, а также дальнейшая совместная научно-исследовательская и опытно- конструкторская работа, развитие взаимодействия с предприятиями-партнерами.
С точки зрения вовлечения ТГТУ в процесс разработки и реализации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Тамбовской области:
- проведен анализ сложившейся системы подготовки инженерных кадров для высокотехнологичных производств;
- мы дали свои предложения в дорожную карту внедрения регстандарта в Тамбовской области;
- соотнесена структура выделенных перспективных кластеров экономики Тамбовской области (оборонный радиоэлектронный, машиностроительный, химический, биоэкономический, АПК) с программами подготовки, реализуемыми в вузе, определены основные стейкхолдеры, перечень ключевых профессий и специальностей, выбраны направления подготовки для апробации регстандарта.
Отрадно, что после многолетнего спада престижа инженерного образования сегодня наблюдается тенденция к его возрождению.
Временем доказано – процесс развития страны немыслим без квалифицированных специалистов, эти кадры готовим все мы. А в качестве их подготовки заинтересован и регион, и страна в целом.
Источник: выступление ректора ТГТУ М.Н. Краснянского на августовской конференции работников системы образования в рамках открытого заседания Наблюдательного совета по модернизации профессионального образования региона «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста – инструмент кластерной политики Тамбовской области».
24 августа 2016 г.