На нынешнем этапе становления архитектурной, градостроительной и строительной отрасли в Казахстане особого внимания требует процесс создания законодательной и нормативной базы.
Нормативные правовые акты должны стимулировать интенсификацию архитектуры, градостроительства, строительного производства, развитие строительных технологий, сокращение сроков и стоимости проектирования и строительства и т.д., но анализ законодательной и нормативной базы архитектурно-градостроительной деятельности с полной ясностью указывает на наличие правовых пробелов в законодательстве и противоречий правовых норм.
Сегодня нормативная база, регулирующая градостроительные отношения очень обширна: Гражданский кодекс РК, Водный кодекс Республики Казахстан, Земельный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О рекламе», Закон Республики Казахстан «О лицензировании», Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», строительные нормы и правила, действующие на территории Республики Казахстан и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, связанные с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью РК.
Строительство под ключ в Казахстане
Также нормативная база по регулированию вопросов градостроительства включает в себя ГОСТы, подзаконные нормативные акты, ведомственные и отраслевые приказы, инструкции и положения, СНиПы.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, то применяются правила международного договора.
Существует много двусторонних и многосторонних международных правовых актов, касающихся вопросов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, принятых в рамках Содружества Независимых Государств. В их числе: Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности от 9 сентября 1994 г., Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.), Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств — участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.), Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства и т. д.
Реализация Градостроительной Хартии СНГ, принятой Казахстаном в 1999 г., предусматривает принятие национальным органом государственного управления строительством, градостроительной и архитектурной политикой ряда таких мер, как: создание национального и межгосударственного информационных банков данных о нормативно-правовых актах и других основополагающих документах о градостроительстве и территориальном развитии государств Содружества; создание системы информационно совместимых градостроительных и территориальных кадастров государств-участников Содружества; разработку национальных и межгосударственных словарей терминов и понятий по градостроительной деятельности на основе существующих дефиниций и т.п.
Инженер по ТБ и Охране труда.Строительство. Exclusive Qurylys г. Алматы
За прошедшее почти десятилетие ни одна из указанных задач на государственном уровне не была реализована в полной мере. Хотя положения Градостроительной Хартии, как и другие международные правовые акты, признанные Казахстаном, подлежат исполнению государством в качестве принятых на себя обязательств.
Отраслевым законом, который регулирует отношения в сфере архитектуры, градостроительства и строительства и является основой для построения целостной системы и отрасли строительства, является Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», действующий с 2001 года состоящий из 79 статей. Если сравнить данное Положение с законодательным регулированием строительной деятельности некоторых стран СНГ, то, например, в Российской Федерации аналогичные отношения регулируются Градостроительным Кодексом, включающим 68 статей, в Таджикистане действует Закон об архитектуре и градостроительстве, состоящий из 43 статей. Как видно из приведенных цифр, сравнение в пользу казахстанского Закона.
Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242-II регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, и направлен на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населенных пунктов и межселенных территорий.
Альтернативой правовому регулированию строительной деятельности посредством Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» может быть принятие самостоятельного кодекса. С учетом того, что строительство представляет собой системно определенную сферу общественных отношений и должно регулироваться в полном объеме и непосредственно единым и упорядоченным с высоким уровнем логической определенности законом, а таким критериям отвечает именно кодекс, целесообразна разработка и принятие Градостроительного кодекса.
Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-I регулирует отношения с участием граждан, юридических лиц, государственных органов, связанные с:
- — основаниями возникновения и прекращения права собственности на жилища и права пользования ими;
- — осуществлением права пользования жилищами;
- — требованиями к жилищам;
- — обеспечением сохранности и ремонта жилищных фондов;
- — контролем государственных органов за соблюдением прав граждан в жилищной сфере и использованием жилищного фонда.
Статьей 33 Закона Республики Казахстан «О лицензировании» в области строительства предусмотрено лицензирование деятельности по осуществлению проектно-изыскательских работ; строительно-монтажных работ; производству (выпуску) строительных материалов, изделий и конструкций (за исключением сертифицируемой продукции); экспертных работ и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; деятельности по организации строительства жилых зданий за счет привлечения денег дольщиков.
Авторский надзор разработчиков проектной (проектно-сметной) документации, предусмотренный в статье 34 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», осуществляется:
- 1) при строительстве объектов, подлежащих приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями в соответствии со статьей 68 настоящего Закона;
- 2) в соответствии с распорядительным документом (приказом) организации, ведущей проектирование, инвестирование и строительство объекта;
- 3) в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах».
Обязательность авторского надзора может быть установлена и в иных случаях, предусмотренных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Исключен на основании).
Согласно статье 31 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» заказчик осуществляет архитектурно-строительный контроль путем организации технического надзора за строительством и приемки объекта в эксплуатацию.
Закон Республики Казахстан «О рекламе» от 19 декабря 2003 года № 508-II регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории Республики Казахстан. Целями данного Закона являются обеспечение необходимых условий для производства, распространения, размещения и использования рекламы, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
В действующем Законе РК «О рекламе» нет четкого определения объектов наружной (визуальной) рекламы, функций уполномоченного органа по выполнению требований законодательства о налогах, для мониторинга и приведения в соответствие с законодательством ситуации по объектам наружной (визуальной) рекламы. Необходимо совершенствование нормативно-правовых актов в области рекламы и подзаконных актов налогового законодательства, касающихся сведений об объектах наружной рекламы. Работа по выдаче разрешений на размещение объектов наружной (визуальной) рекламы в СКО ведется специалистами «Управления архитектуры и градостроительства СКО» и в дополнение к основным функциональным обязанностям, необходимо создание отдела по рекламе.
Понятно, что правовых пробелов в законодательстве и противоречий правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, регулирующих сферу градостроительства, достаточно и они, в свою очередь, ослабляют потенциал строительства как отрасли экономики. Поэтому основное внимание на данном этапе становления градостроительной отрасли в Казахстане должно быть направлено на совершенствование законодательства и разработку нормативных документов. Предложенные пути разрешения правовых проблем, являются только частью того направления, в котором должно идти развитие нормативно-правовой базы в сфере градостроительства.
Источник: studwood.net
Крупные строительные компании в Казахстане
Казахстан входить в ТОП 10 крупнейших государств планеты. По площади занимаемой территории государство является вторым после России на всем постсоветском пространстве и девятым в мире. В стране работает достаточно много строительных компаний, большинство из которых строит жилые и другие объекты.
Перечислить все фирмы, действующие в этом сегменте в рамках небольшой статьи, невозможно. Только в 2020 году было сдано более 15 миллионов квадратных метров жилой недвижимости. Если учитывать все объекты, в том числе, и коммерческие, данные будут отличаться на порядок. Ниже будет представлено несколько самых крупных и известных компаний.
BI Group
Крупнейший строительный холдинг Казахстана. Сегодня в его составе 7 компаний. Находится на 198 месте в мире среди строительных корпораций.
- год основания – 1995 г.;
- главный офис – г. Нур-Султан;
- вид деятельности – девелоперские проекты, инвестирование в различные сферы экономики в стране и за рубежом;
- строительные объекты – ЖК, общественные и промышленные сооружения, административные здания, стадионы, мосты, и прочие инфраструктурные проекты;
- годовой оборот – около 1,4 млрд. долларов (данные на 2015 г.);
- количество сотрудников – информация отсутствует (по всей видимости, более 10 000 человек);
- зарубежная деятельность – создает и реализует совместные проекты с разными компаниями в России, Турции, Саудовской Аравии, Грузии и др.;
- сайт – https://company.bi.group/.
Холдинг активно занимается благотворительной деятельностью, разрабатывает инновационные проекты не только в сфере строительства, но и IT.
BAZIS-А
Более, чем за 30-летний срок работы компания ввела в эксплуатацию более 15 миллионов квадратных метров недвижимости, построила километры дорог. Бывший Президент страны Н. Назарбаев в своей книге называл компанию крупнейшей в стране.
- дата основания – 1991 г.;
- главный офис – г. Нур-Султан;
- строительные объекты – ЖК, гостиницы, промышленные сооружения (заводы, технопарки и пр.), общественные и административные здания;
- количество сотрудников – более 8 000 человек;
- зарубежная деятельность – работает в РФ, Канаде и Узбекистане;
- сайт – https://bazis.kz/.
В 2015 году основателю компании Александру Беловичу в журнале Forbs была посвящена большая статья. В ней была представлена интересная информация и о фирме тоже.
RAMS Казахстан
Является одной из крупнейших компаний государства. Почти за 25 лет деятельности корпорация ввела в эксплуатацию более 2 000 000 млн. квадратных метров недвижимости.
- дата основания – 1997 г.;
- главный офис – г. Алматы;
- строительные объекты – ЖК, ТРЦ, бизнес-центры, общественные здания, гостиницы и пр.;
- результаты деятельности – на сегодня реализовано более 30 крупных объектов;
- количество сотрудников – информация отсутствует (скорее всего, несколько тысяч человек);
- зарубежная деятельность – сотрудничает со строительными компаниями России, Украины, Турции, Азербайджана, Узбекистана и др.;
- сайт – https://ramsqz.com.
Покупателям недвижимости оказывает сопутствующие услуги: помогает в получении ипотеки, осуществляет взаимозачет (Trade in) и т.д. У компании достаточно много клиентов.
Другие строительные компании Казахстана
Кроме упомянутых крупных компаний, работающих на строительном рынке Казахстана, здесь осуществляют деятельность и другие большие фирмы:
- ТОО G-Park – https://gpark.kz/
- K7-Group – https://k7group.kz/
- Eurazia Building – https://eurasiacopper.kz/
- Группа компаний MWC – https://mwc.kz/
- Exclusive Qurylys – https://exin.kz/
Сегодня в Казахстане ведется строительство большого количества объектов жилой недвижимости.
Источник: zarplata-es.com
Особенности региональной строительной деятельности в Республике Казахстан
Значение строительной отрасли для пропорционального социально-экономического развития экономики в Республике Казахстан. Готовые здания и сооружения в виде строительной продукции на рынке недвижимости. Развитие и становление рынка строительных материалов.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.01.2018 |
Размер файла | 38,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Особенности региональной строительной деятельности в Республике Казахстан
Строительная отрасль способствует пропорциональному социально-экономическому развитию экономики, что реализуется через ввод в действие основных фондов промышленного производства, объектов жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых объектов, создание производственной и социальной инфраструктуры. Тем самым эффективно используется экономический потенциал, а также обеспечивается занятость населения. Все это в конечном итоге способствует повышению уровня экономического развития благосостояния.
В состав зданий (кроме жилищ) входят архитектурно-строительные объекты, назначение которых состоит в создании условий для труда, социально-культурного обслуживания, хранения материальных ценностей и т.д. Передвижные объекты производственного (мастерские, котельные, кухни, автоматизированные телефонные станции и пр.) и непроизводственного (жилые, бытовые, административные объекты и пр.) назначения относятся к зданиям. Автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, железнодорожные специализированные и переоборудованные вагоны, основным назначением которых является выполнение производственных функций (вагоны-лаборатории, клубы, конторы и пр.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения и учитываются как здания [1].
К жилищам относятся здания капитального типа, предназначенные для постоянного проживания, а также передвижные щитовые домики, плавучие дома, прочие здания (помещения), используемые для жилья, и исторические памятники, идентифицированные, в основном, как жилые дома.
Промышленные объекты, объекты энергетики, дорожно-транспортного строительства и т.д., как правило, сооружаемые по индивидуальным проектам, учитывают особенности технологических процессов отраслевой специфики создаваемого производства. В основном, они являются объектами инвестирования государственного сектора экономики, крупного и среднего бизнеса и входят в состав зданий и сооружений.
К инженерным сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания и выполнения узко специализированных технических функций (шахты, нефтяные скважины, дороги, плотины, эстакады и т.д.) или для обслуживания населения (сооружения городского благоустройства и т.д.). Номенклатура инженерных сооружений включает более 100 наименований, а доля их стоимости в общем объеме строительно-монтажных работ составляет более 25 %.
Готовые здания и сооружения в виде строительной продукции на рынке недвижимости ввиду отсутствия объектов инвестирования в реальный сектор экономики, а также высокой степени риска инвестирования в производственные объекты из-за отсутствия действенной системы поддержки отечественных товаропроизводителей, во всех регионах имели до проявления кризиса высокую инвестиционную привлекательность.
В городах объектами инвестирования были и остаются многоэтажные жилые здания с набором однотипных квартир, предназначенные, в основном, для реализации среди населения со средним уровнем доходов, в сельской местности — недорогие типовые коттеджи с ограниченным земельным участком, которые также могут представлять интерес для небогатых людей. Более состоятельная часть населения предпочитает индивидуальные проекты, учитывающие архитектурные и объемно-планировочные запросы и вкусы отдельных потребителей соразмерно их региональным особенностям.
Инжиниринговые услуги подрядчика и проектировщика необходимые для создания строительной продукции включают разработку проектно-сметной документации возводимого объекта или комплекса, выполнение технико-экономического обоснования и проектно-изыскательские работы, предшествующие рабочему проектированию, разработку проектов организации строительства и производства работ, а также выполнение консалтинговых услуг. В настоящее время эти услуги определяются как самостоятельный вид строительной деятельности.
Ремонтно-строительные услуги — это отрасль экономики услуг, включающая работы по восстановлению объектов вследствие различных видов функционального, внешнего и физического износа. Вследствие износа производится модернизация и техническое перевооружение объекта. Различают капитальный и текущий ремонт объектов недвижимости. Последний выполняется, в основном, неспециализированными организациями хозяйственным способом. Этот вид строительной продукции — один из наиболее успешных сегментов регионального строительства.
В процессе трансформации экономических отношений возникли такие активные рыночные элементы строительной продукции, как услуги риэлтерской и девелоперской деятельности. Риэлтерская деятельность направлена на оценку строительной продукции, как объектов недвижимости. В теории и практике оценочной деятельности в Республике Казахстан и за рубежом к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся: здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно [2].
В Республике Казахстан риэлтерская деятельность, в основном, сосредоточена в Центрах недвижимости, расположенных по региональному принципу, которые в настоящее время подвергаются реорганизации. Кроме того существует множество крупных, средних и мелких риэлтерских компаний, включая и индивидуальных риэлтеров, а также маклеров — посредников в осуществлении рыночных операций по купле-продаже и аренде недвижимости. Организационно риэлтерские компании объединены в Ассоциацию риэлторов Республики Казахстан [3].
В предкризисный период риэлтерская деятельность была инструментом финансовых спекуляций на рынке недвижимости, что привело к неконтролируемому росту цен, отрыву цен от реальной стоимости, особенно на вторичном рынке и, в определенной степени, способствовала обвалу цен.
Девелоперская деятельность предполагает выполнение функций застройщика в строительстве в регионах страны и за ее пределами и является важным и активно развивающимся рыночным звеном в строительном комплексе.
Перейдем к рассмотрению одного из основных элементов строительной продукции — строительным материалам, конструкциям и изделиям, полуфабрикатам. Столь пристальное внимание к этому виду строительной продукции обусловлено тем, что удельный вес затрат на строительные материалы и конструкции, изделия, их изготовление, транспортировку, хранение, обработку и доводку в современной структуре себестоимости строительно-монтажных работ превышает 50 %, в то время как прежде в плановой себестоимости эта величина не достигала 30-40 % [4].
В Классификаторе отраслей экономической деятельности отрасль «производство строительных материалов и изделий» не выделена в самостоятельном разделе и представлена разрозненно в отдельных отраслях экономической деятельности, что свидетельствует об отсутствии системы стандартизации и унификации данного вида строительной продукции [5, 6]. Это отражает общий подход к решению проблемы возрождения строительной индустрии республики, которая была наиболее развитой в экономике всего СССР.
Строительные материалы и изделия, строительные конструкции — это товары, полностью потребляемые в процессе строительства. При изучении трансформационных процессов в оценке региональной строительной продукции следует учитывать, что эта продукция относятся к специфической продукции непотребительского сегмента. Так, наличие бренда, товарного знака, реклама и другие маркетинговые инструменты для рынка строительных материалов, конструкций и изделий обычно играют менее существенную роль, чем для товаров широкого потребления, так как для потребителя этой продукции более существенное значение имеют функциональные характеристики изделий и их потребительские свойства.
Рассмотрим рынок природного сырья и полуфабрикатов, которые как правило, относятся к местным ресурсам. Колебания средней цены на них незначительны, транспортная схема доставки их от производителя к потребителю охватывает региональные границы. Некоторые различия в качестве местных нерудных материалов, добываемых из различных карьеров, ограничивают размах деятельности по стимулированию их сбыта. В этих условиях основными факторами, влияющими на выбор поставщика или потребителя, являются удобство транспортной схемы, близость производителя к потребителю, соответствие используемого сырья технологическим требованиям строительного производства, надежность поставщика в части сроков и объемов поставок, а также цена товара.
Вследствие недостатка внимания к развитию отечественного производства, подавляющая часть отделочных строительных материалов, строительной техники, инструментов, инвентаря завозится на региональные строительные рынки, как мегаполисов, так и на региональные рынки как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья, не говоря о Китае, который не только в силу географической близости, а, в основном, из-за ценовых параметров, является основным поставщиком практически всей номенклатуры строительных материалов, зачастую не лучшего качества и иногда с отрицательными эргономическими и экологическими параметрами. На строительных рынках регионов явно лоббируются поставки строительной продукции отдельных иностранных производителей.
Развитие и становление рынка отечественных строительных материалов, изделий и конструкций непосредственно зависят от региональных процессов формирования промышленного потенциала, структурной политики государства, а отсутствие маркетинговой стратегии, препятствует реализации даже незначительного объема продукции предприятий отечественной строительной индустрии.
Неготовность данного сектора экономики к вступлению в ВТО и любые другие сообщества типа таможенных союзов окончательно уничтожит отечественный рынок продукции строительной индустрии. Подъем строительной индустрии и развитие промышленности строительных материалов должны стать приоритетной задачей в экономике всей страны, так как без решения этой задачи дальнейшее развитие строительного комплекса как страны в целом, так и ее регионов неосуществимо.
Региональная строительная деятельность имеет отличительные особенности от других сфер экономической деятельности, обусловленные отраслевой спецификой организационно-технологических процессов и социально-экономическими факторами. Специфические особенности регионального строительного производства также основаны на многоотраслевом характере технологии производственных процессов, многообразии межхозяйственных связей, уникальности и неоднородности строительной продукции, на превалировании факторов пространственного размещения объектов, большой зависимости от природно-климатических условий регионов, их социально-экономического уровня развития и других аспектов [7].
Основополагающая отличительная от промышленности характеристика регионального строительного производства, также как и строительства в целом, связана с продолжительностью жизненного цикла. Строительная продукция, поступающая в сферу производства и потребления, как и любой товар, проходя этапы зарождения, роста, расцвета, упадка и ухода с рынка, включает процессы технико-экономического обоснования проекта, возведения объекта, начала его использования и доведения до проектной мощности, а если это касается промышленного объекта, то и полной эксплуатации и завершения нормативного срока выпуска продукции. Завершение срока эксплуатации продукции в промышленном производстве предполагает его утилизацию, а для строительного объекта этот процесс означает снос строения или его перепрофилирование. В настоящее время основные фонды, как производственного так и не непроизводственного назначения, введенные в регионах в доперестроечное время, практически исчерпали нормативные сроки эксплуатации.
Рыночные трансформационные процессы привели к тому, что изменились сроки возведения и эксплуатации строительных объектов. Так, нормы продолжительности строительства объекта, действовавшие в условиях плановой экономики, морально устарели. К примеру, если продолжительность возведения типового 5-ти этажного жилого 60-ти квартирного крупнопанельного дома по Строительным Нормам (СН-604-82) была более двух лет, то в настоящее время, она не достигает одного года [9].
При рассмотрении норм эксплуатации строительных объектов, следует учесть, что они ориентированы на объекты массового спроса, а объекты, имеющие уникальное архитектурно-планировочное, конструктивное решение и представляющие историческую и художественную ценность, не имеют конечных сроков эксплуатации.
Сокращение сроков производственно-коммерческого цикла создания строительной продукции повлияло и на изменение условий финансирования регионального строительного производства. В нынешних условиях финансирование осуществляется самыми различными способами от долгосрочного кредитования, использования лизинговых схем до краткосрочного кредитования и перехода к системе жилищно-строительных сбережений, а развитие института собственности привело к внедрению системы ипотечного кредитования под залог недвижимости, широко развитой в докризисный период в экономически благополучных регионах республики.
К традиционной особенности строительной деятельности, в целом, относится стационарность предметов и мобильность средств труда. Стационарность строительной продукции, как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации влияет на процессы организации производства строительно-монтажных работ, а также отражается в последующем на эксплуатационных затратах. Мобильность ресурсов, участвующих в строительном производстве предполагает создание социальной инфраструктуры на период возведения объекта, что особенно важно в условиях вахтового строительства в неосвоенных районах.
Также особенность строительной деятельности заключается в том, что строительная продукция является продуктом отложенного потребления или объектом инвестирования, что широко использовалось в докризисное время в экономически благополучных регионах и отдельными индивидуальными инвесторами даже в депрессивных регионах. Влияние рыночных отношений влияет на потребительские взаимоотношения, когда строительный объект используется не по прямому назначению, то есть не для жилья или его функциональной эксплуатации, а служит объектом инвестиционных вложений или источником основного или дополнительного дохода собственников объекта. В настоящее время возможна новая трансформация экономических и правовых отношений на жилищном рынке. Так, предполагается возврат к арендной форме предоставления жилья в мегаполисах и областных центрах, но на коммерческой основе. Полная приватизация и передача жилья населению регионов была вынужденной мерой в годы развала экономики республики и неспособности жилищно-коммунальных служб городов и населенных пунктов обеспечивать поддержание и обслуживание жилого фонда [10].
Следующая специфическая черта строительной деятельности заключается в том, строительная продукция ориентирована на длительный спрос. Вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще владельцы жилья занимаются улучшением продукта, осуществляя ремонт, модернизацию, реконструкцию. Однако, рыночные трансформационные процессы повлияли и на структуру потребительских предпочтений, вследствие чего произошла дифференциация потребительских групп в регионах и субрегионах. Поэтому усилился потребительский сегмент, для которого приобретение объекта недвижимости является не разовой акцией, а предметом непрерывного инвестирования, что особенно характерно для мегаполисов и других регионов-доноров.
Специфическая особенность регионального строительного производства также состоит в необходимости учета природно-ресурсного и социально-экономического потенциала региона. Территориальная закрепленность строительной продукции привязывает рынок подрядных работ к определенному региону и его развитие может осуществляться только в совокупности эффективного использования его природно-ресурсного потенциала и достижения определенного уровня социально-экономического развития, который способствует обеспечению строительного комплекса строительными кадрами и благоприятными рекреационными условиями труда и быта и т.п.
Шестая особенность выражается в сочетании тиражируемости строительной продукции и ее индивидуальности. Эта особенность строительной продукции заключается в использовании типовых проектов на основе унификации конструкций, технологии производства работ и т.д.
В то же время каждый типовой проект, реализуемый в различных региональных системах, требует индивидуального подхода, привязки проекта к природно-климатическим условиям, ландшафтным, горно-геологическим, производственно-технологическим факторам, ресурсному потенциалу строительной организации, местным трудовым ресурсам и к социально-экономическим уровню развития региона. Сейчас все шире практикуется применение индивидуальных проектов, с многообразными архитектурно-планировочными решениями, практикуемыми в современном градостроительстве.
Архитектурно-планировочные и конструктивные параметры, технико-экономические показатели, организационно-технологические характеристики строительной продукции привязаются к конкретным природно-климатическим условиям, гидрогеологическим, геологическим, экологическим и сейсмическим условиям. Однако данные проекты зачастую не связаны общим архитектурным ансамблем, или (и) генеральными планами застройки городов. Многообразие и уникальность проектов вызваны особенностями регионального развития, традиционным отраслевым характером экономики данного региона. Строительная продукция, в том числе объекты, возведенные по одному и тому же проекту, но в разных регионах, отличаются как по конструктивным так и экономическим параметрам, вызванным региональными особенностями, что отражается на себестоимости производства строительно-монтажных работ и конечной цене объекта. Также за счет использования местных строительных материалов, возникают изменения в транспортных затратах и т.п., и все это влечет за собой удорожание или снижение общей величины затрат строительного производства.
Следующая особенность строительства непосредственно связана с предыдущей и заключается в повышенных требованиях к новизне и качеству строительной продукции. При отходе от массового типового проектирования этот фактор индивидуальности приобрел приоритетное значение, что особенно важно для достижения или поддержания конкурентоспособности строительной продукции и самой строительной компании и также имеет определенную дифференциацию в регионах республики.
Восьмая отличительная особенность строительной деятельности от других производств состоит в его многоотраслевом характере и высоком уровне специализации, кооперирования и комбинирования производства. Создание каждой единицы строительной продукции в ходе развертывания производства требует вовлечения все большого числа участников, а строительная организация вступает в деловые отношения с целой группой новых партнеров, что является дополнительным источником риска. В региональном строительстве имеет место высокая степень межхозяйственного кооперирования предприятий различных отраслей экономической деятельности, начиная от горного производства до химического, машиностроения, легкой промышленности и т.д., в том числе включая финансовые институты, что требует высокого уровня организации строительного производства и управления региональными процессами.
Еще одна особенность связана с определением прав собственности на все виды ресурсов. Трансформационные процессы проявились в смене форм собственности на природные ресурсы, переходу к системе платного использования ресурсов.
Изменение форм собственности, произошедшее во всех экономических сферах, коснулось собственности на материально-технические и природные ресурсы, потребляемые в строительном производстве, которые подразделяются на ресурсы, находящиеся в собственности строительных организаций, арендуемые ресурсы и внешние привлекаемые ресурсы. Собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению распоряжаться объектом собственности на рынке недвижимости. Особенно остро проблемы учета прав собственности в строительной деятельности отразились на земельных ресурсах в мегаполисах страны. Так, при оценке земельного фонда в условиях рыночных отношений и вступлением в силу Закона о Земле и Земельного кодекса возникла серьезная проблема, связанная с земельными правоотношениями [11].
Одна из специфических особенностей регионального строительства связана с территориальными факторами размещения как самих предприятий строительных комплексов, так и производимой ими продукции. Проблемы территориального развития, во многом, обусловлены неразвитостью транспортной и социальной инфраструктуры, а сложные природно-климатические условия многих регионов (опустынивание, безводность, гористость и т.д.) ограничивают возможности полного использования ресурсов и не позволяют осваивать новые регионы, в то же время рост стоимости земельных участков связан с ограниченностью территорий, пригодных как для жизни, так и для осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому для Республики Казахстан, входящей в первую десятку стран по площади занимаемой территории, вопросы, связанные с развитием строительного комплекса региональных систем и с функционированием территориальных строительных рынков, стоят особенно остро.
Рассмотренные особенности рыночных преобразований в строительных комплексах регионов оказывают большое влияние на экономическое развитие отрасли, воздействуя на деятельность всех хозяйствующих субъектов и существенным образом изменяя условия функционирования регионального строительного рынка.
строительный рынок недвижимость материал
Литература
1. Аманбаев У.А. Экономика строительства: учебное пособие. — Алматы: ДАНА, 2004. — 223 с.13 Джек Фридман, Николас Ордуэй. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. — М.: Дело, 1977. — 461 с.
2. Джек Фридман, Николас Ордуэй. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. — М.: Дело, 1977. — 461 с.
3. 3. Коваленко Г.П. Рынок недвижимого имущества. — Алматы: Экономика, 2003. — 233 с.
Источник: otherreferats.allbest.ru
Концепция внедрения BIM в Казахстане: основные факты
Однако этот путь все равно остается новаторским, поскольку никто в мире его до конца еще не прошел, да и каждая страна имеет свои особенности. Поэтому всегда есть два варианта возможных действий:
- Пустить все на самотек: ждать, пока мировой опыт не даст ответы на все вопросы, между делом переводить различные зарубежные стандарты по мере из появления, чтобы затем разом все узаконить и одним росчерком пера внедрить BIM. Такой способ имеет явный плюс – он практически беззатратный, но у него есть и явный минус – он обрекает страну на положение вечно аутсайдера на мировом строительном рынке.
- Попытаться инициативно включиться в мировой интеллектуальный процесс внедрения BIM, занявшись этим на «своей территории». Такой путь требует как вдумчивого изучения мирового опыта, так и собственных инициатив, что влечет затрату определенных материальных и интеллектуальных ресурсов, а также риск появления трудностей и ошибок. Но в случае положительного исхода страна получает немалую экономическую выгоду и выходит в лидеры мировой строительной индустрии.
Путь Казахстана
Республика Казахстан в 2016 году принципиально избрала второй, инновационный путь внедрения BIM. Хотя про всю республику говорить, видимо, неправильно, поскольку любое новое дело двигают лидеры. Основными из них стали: государственный Комитет по делам строительства и ЖКХ Министерства по инвестициям и развитию (КДС), РГП «Госэкспертиза» и Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры (АО «КазНИИСА»). КДС направлял и координировал всю деятельность, «Госэкспертиза» готовила к переходу на информационное моделирование сферу экспертизы проектов, а КазНИИСА занялся общими вопросами внедрения BIM, причем эта деятельность началась инициативно, без приказа сверху, и лишь спустя какое-то время на цели внедрения BIM стало выделяться бюджетное финансирование.
Важно также отметить, что внедрение BIM в Казахстане началось с создания «Концепции внедрения технологии информационного моделирования в промышленное и гражданское строительство Республики Казахстан», задание на разработку которой получил КазНИИСА. Коллектив этого института, возглавляемый Нурланом Уранхаевым, к тому времени в инициативном порядке и за счет собственных средств осуществил большую работу (при участии проектной академии KAZGOR) по изучению и обобщению мирового опыта использования BIM (отчет о проведении НИР зарегистрирован в АО «НЦ НТИ» МОН РК, рег.№0117РКИО561), а также наработал на пилотных проектах некоторую собственную практику в области применения информационного моделирования к объектам промышленного и гражданского строительства.
Информационное моделирование в Казахстане в официальных документах получило аббревиатуру ТИМСО (технология информационного моделирования строительных объектов), хотя термин BIM также используется как синоним этого понятия.
В этой статье мы остановимся лишь на основных моментах «Концепции», отсылая читателей, желающих изучить полный текст документа, на сайт Ассоциации информационного моделирования (https://goo.gl/gc4eKf ).
В процессе работы над этим документом его основные положения постоянно обсуждались среди специалистов и, конечно же, корректировались. Ранняя версия «Концепции» даже стала в начале 2017 года победителем Первого всероссийского конкурса «BIM-технологии 2016» в номинации «Самая яркая BIM-идея года».
Рис 1. Слева: диплом победителя конкурса, подписанный главой Минстроя России Михаилом Менем; справа: первые минуты после получения приза; Александр Шахнович, директор Центра информационного моделирования КазНИИСА, пытается сообщить домой радостную весть, но от волнения не попадает по кнопкам, а его заместитель Данияр Токтыбаев для надежности достает запасной аппарат.
Окончательная версия «Концепции» была утверждена 20 декабря 2017 года, строго в рамках отведенного на ее разработку срока. Однако не стоит думать, что внедрение BIM (точнее, ТИМСО) началось в Казахстане именно с этой даты. На самом деле основные положения «Концепции» не вызывали сомнений уже в ее ранней редакции, поэтому 11 апреля 2017 года приказом Министра по инвестициям и развитию РК №197 был введен в действие «План мероприятий по внедрению технологии информационного моделирования при проектировании объектов строительства (BIM-технологий)», сформированный на основе имеющихся наработок. А окончательный текст «Концепции», что очень важно, еще полгода шлифовался и совершенствовался ее авторами, например, для согласования с общегосударственной программой по цифровой экономике.
Рис 2. Часть сотрудников КазНИИСА, участвовавших в разработке «Концепции», фотографируется у победной статуэтки сразу после ее доставки в Алматы.
Концепция внедрения технологии информационного моделирования в промышленное и гражданское строительство Республики Казахстан
Теперь поговорим об основных положениях «Концепции».
Цели и задачи
Прежде всего, целью «Концепции» является формулировка видения и создание условий для развития отечественной строительной отрасли за счет трансферта современных технологий информационного моделирования строительных объектов, что впоследствии должно положительно сказаться на росте конкурентоспособности на внешних рынках предприятий строительного сектора Республики Казахстан.
Переход на информационное моделирование не является задачей каждого отдельного предприятия, это вопрос уровня всей строительной отрасли, связанный прежде всего с новой организацией взаимодействия участников. Поэтому процесс внедрения и дальнейшего использования технологии информационного моделирования должен проходить по общим правилам, установленным для всей строительной индустрии Республики Казахстан на основе единого подхода, сформулированного в основополагающем документе такого внедрения – настоящей «Концепции».
Важно также отметить, что ТИМСО должна стать одним из инструментов для достоверного прогнозирования различных ситуаций и оптимизации затрат не только строительства, но и эксплуатации, то есть охватывать весь жизненный цикл зданий и сооружений.
Более конкретно, основными задачами «Концепции» являются:
- определение стратегии и основных мероприятий внедрения технологии информационного моделирования в строительной отрасли Республики Казахстан;
- формирование подходов к улучшению сотрудничества между участниками инвестиционно-строительных процессов;
- выработка подходов по повышению прозрачности процессов принятия проектных решений и ценообразования в строительстве;
- определение этапов развития и проникновения информационно-коммуникационных технологий в строительную отрасль Республики Казахстан;
- выработка подходов формирования и актуализации цифровой документации для этапов создания и эксплуатации строительного объекта;
- создание условий для накопления и использования опыта эксплуатации (в виде хранения и обработки больших данных) в целях выработки оптимальных проектных решений в будущем и формирования (либо актуализации) нормативных требований.
«Концепция» внедрения ТИМСО в Казахстане разработана прежде всего в интересах государства как основного заказчика в строительстве.
Государственную заинтересованность в информационном моделировании строительных объектов можно условно разделить на две составляющие:
- повышение эффективности государственных инвестиций в сфере строительства (как непосредственно при строительстве и эксплуатации, так и при выработке подходов к прогнозированию эксплуатационных затрат);
- создание условий для развития информационного моделирования в частном секторе строительного рынка, что приведет к дальнейшему развитию всей строительной отрасли республики, повышению конкурентоспособности отечественных компаний на внешних рынках и их успешной интеграции в условиях расширяющихся экономических границ.
Мировая практика свидетельствует, что применение BIM в строительстве позволяет снизить нагрузку на бюджет по содержанию объектов государственной собственности, сократить непредвиденные затраты на объекте, исключить ошибки при подсчете объемов работ, за счет прозрачности всех процессов убрать коррупционные риски. Но при этом важно с большой осторожностью относится к заявленным по сокращению стоимости строительства, так как объекты, строящиеся за счет бюджета в Республике Казахстан, осмечиваются согласно нормативным расценкам, полученным по результатам мониторинга текущих цен. В итоге формируется фиксированная стоимость объекта, которая далее может быть снижена путем торгов на конкурсе. По этой причине не стоит акцентировать применение ТИМСО именно на снижении стоимости реализации строительного проекта.
Основные проблемы
В результате проведенного специалистами КазНИИСА анализа текущей ситуации в строительной отрасли Республики Казахстан был выявлен ряд ключевых проблем, решение которых напрямую зависит от внедрения и дальнейшего развития технологии информационного моделирования:
Помимо общих проблем отрасли были отмечены и локальные вопросы технологии информационного моделирования. Опыт применения BIM в других странах, в частности в России и Беларуси показал, что всю полноту информационного моделирования нельзя свести к конкретному программному продукту. Кроме того, поскольку программы создаются для автоматизации существующих, определенных бизнес-процессов, подстраивать деятельность предприятия или государственного заказчика под какое-либо программное решение является непродуктивным. Таким образом, вместо подгонки текущей деятельности под инструментальные возможности конкретных разработчиков программного обеспечения (главным образом зарубежных) и создания зависимости отрасли от деятельности этих разработчиков, имеет смысл сосредоточиться на оптимизации самих процессов проектирования, строительства и эксплуатации, на взаимоотношениях участников этих процессов, а также на нормативной базе отрасли.
Также в процессе проведенного исследования выявлены организационно-управленческие проблемы, с которыми сталкивались предприятия строительной сферы Казахстана при внедрении технологии информационного моделирования:
- непонимание многими участниками инвестиционно-строительного процесса, особенно заказчиками и эксплуатирующими компаниями, преимуществ BIM;
- сложность разработки проектировщиками составных элементов информационной модели «с нуля» из-за отсутствия сформированных требований к ним со стороны заказчика или координатора процесса проектирования;
- сложность для отдельных компаний самостоятельного внедрения BIM на практике;
- проблема оптимального определения программного обеспечения для рещения конкретных проектных, строительных, эксплуатационных и управленческо-финансовых задач;
- нехватка управленческих компетенций для перестройки рабочих процессов при использовании технологии BIM;
- отсутствие наработанных практик в области управления проектами;
- существующая нормативная база не рассчитана на применение информационных технологий, в том числе BIM.
Важно отметить, что информационное моделирование является только инструментом, используемым в целях анализа, прогноза будущих ситуаций, расходов. Оно оказывает информационную поддержку для управления этими процессами в комплексе с управленческими подходами к организации хранения, актуализации и передачи информации, создаваемой при проектировании и строительстве. ТИМСО должна встать в один ряд с другими управленческими инструментами, к примеру, такими как планирование, риск-менеджмент, контроль соответствия проектных решений физическому воплощению, контроль качества и так далее, внедрением которых также важно комплексно и системно заниматься на уровне всей отрасли.
По этой причине, для успешного применения информационного моделирования требуется пересмотр сложившихся практик создания, хранения и передачи информации (изыскательской, проектно-сметной, актов скрытых работ и так далее) и интеграции этих практик в сопутствующие управленческие подходы.
Принципы реализации «Концепции»
Внедрение и развитие технологии информационного моделирования строительных объектов осуществляется при непосредственном государственном участии (государство рассматривается как наиболее заинтересованная сторона с точки зрения управления активами недвижимости, создаваемыми за счет бюджетных средств) и регулировании отношений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части применения ТИМСО при реализации бюджетных инвестиционных проектов, в основу которых заложены следующие принципы:
- применимость на практике технологии информационного моделирования строительных объектов;
- поэтапное внедрение технологии;
- создание условий для обучения и переподготовки кадров;
- повышения уровня конкурентоспособности компаний;
- свобода выбора программных продуктов для моделирования и среды информационного моделирования;
- стимулирование развития технологии.
- Для реализации этих принципов необходима проработка комплекса вопросов, в том числе:
- документальное определение стадий жизненного цикла объекта строительства и разработка на его основе стадийности сквозного информационного моделирования с формулировкой основных требований к входящей и выходящей информации;
- апробация требований по информационному моделированию на пилотных проектах;
- закрепление результатов выполнения пилотных проектов разработкой соответствующих нормативно-технических документов;
- государственное стимулирование организаций и частных лиц, участвующих в процессе внедрения технологии информационного моделирования в Республике Казахстан, и выработка механизмов соблюдения требований применения ТИМСО;
- выработка решений по государственной или частной поддержке системы обучения информационному моделированию в высшей школе и системе профессионального технического образования;
- принятие во внимание ратифицированных межправительственных соглашений и системы нормативно-технических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Общие периоды и параметры внедрения ТИМСО на 2018-2022 годы
Поскольку «Концепция» рассматривает ТИМСО как инструмент для снижения рисков реализации государственных инвестиционно-строительных проектов, повышения прозрачности и улучшения процессов взаимодействия заинтересованных сторон при возведении объектов недвижимости за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, то требования по обязательному использованию ТИМСО распространяются только на бюджетно-инвестиционные проекты.
Внедрение в практику ТИМСО в строительной отрасли предполагается реализовать в виде трех основных периодов:
Первый период — период апробации, действует с момента утверждения настоящей Концепции до 31 декабря 2019 года.
Целью этого периода является создание необходимых условий для практического применения ТИМСО на уровне, сопоставимом с BIM Level 2.
Основными задачами первого периода станут:
- разработка пакета нормативных документов, формирующего минимальные требования к генерации, актуализации и управлению информацией о создаваемых и эксплуатируемых строительных объектах;
- выработка практик по передаче, обработке и использованию информации, создаваемой на этапах жизненного цикла строительного объекта;
- практическая апробация сформированных в Концепции требований на пилотных проектах на всех этапах жизненного цикла строительного объекта;
- проведение ряда мероприятий в крупных городах Республики Казахстан, разъясняющих базовые понятия и тенденции развития ТИМСО, а также о формирующихся требованиях по применению данной технологии в инвестиционно-строительных проектах с участием средств республиканского и местного бюджетов;
- аккумуляция проблемных вопросов и нормативных коллизий в ходе работы над пилотными проектами.
По окончанию указанного периода должны быть пересмотрены нормативно-технические требования (стандарты, рекомендации, правила и так далее) в целях их корректировки по результатам апробации и приведения в текущее соответствие, учитывающее развитие на этот момент информационно-коммуникационных технологий в строительстве.
Второй период — период практического применения и обязательного использования ТИМСО на стадии проектирования для объектов с участием бюджетных инвестиций — вступает в действие с 1 января 2020 года в виде требования обязательного применения ТИМСО для создания технологически сложных объектов (за исключением объектов инженерной инфраструктуры) с участием бюджетных инвестиций.
Целью второго периода является стандартизация, упорядочивание информации и обеспечение совместной работы в ходе разработки инвестиционно-строительных технологически сложных проектов с участием средств из республиканского и местного бюджета.
Основными задачами указанного периода станут:
- создание и развитие ГБИМ (Государственного банка информационных моделей) как источника информации для принятия управленческих решений государственным заказчиком;
- классификация технических, функциональных и стоимостных характеристик строительных материалов, изделий, объектов;
- формирование практик работы с информацией при принятии управленческих решений касательно объектов строительства.
Конкретизация второго периода перехода на ТИМСО для Республики Казахстан должна быть закреплена предусмотренными к разработке в рамках «Концепции» нормативными документами.
Третий период — период применения ТИМСО для целей управления жизненным циклом строительных объектов с использованием средств из республиканского и местного бюджетов. Начало действия данного периода предполагается с 2022 года.
Целью этого периода является полноценное практическое использование ТИМСО как инструмента для принятия управленческих решений государственным заказчиком на всех этапах жизненного цикла строительных объектов.
Основными задачами третьего периода станут:
- формирование практик передачи информации из этапа создания строительного объекта в этап эксплуатации;
- развитие ГБИМ для обеспечения функционирования ТИМСО на уровне BIM Level 3;
- выработка стратегии по дальнейшему эффективному использованию накапливаемой информации (Big Data, автоматизированные проверки по нормативам и так далее)
Рис 3. Работу над «Концепцией» хорошо характеризуют «Лист Мёбиуса» (все должно быть перед глазами) и игра в шахматы (думать приходится на много шагов вперед). Слева: группа сотрудников КазНИИСА у памятника «Листу Мёбиуса»; справа: обычная для КазНИИСА «производственная гимнастика».
Основные мероприятия по реализации «Концепции»
К основным мероприятиям перехода на ТИМСО относятся следующие:
- адаптация международных стандартов ISO в области информационного моделирования строительных объектов;
- разработка и ввод в действие законодательных, нормативно-технических документов обязательного и рекомендательного характера, по которым формируется единая терминология, разъясняются процессы передачи информации по этапам жизненного цикла здания, выставляются требования к составу и детализации информации в моделях объектов строительства, регулируются процессы информационного моделирования в зависимости от стадии работы с объектом;
- внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые и нормативно-технические документы для возможности применения и стимулирования развития технологии информационного моделирования строительных объектов;
- создание ГБИМ (базы данных с удаленным разграниченным доступом) для хранения проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета либо с их участием. Такая система востребована практикой, которая подтверждает, что хранение и управление информационными моделями целесообразнее всего осуществлять на базе заказчика, так как он больше остальных участников заинтересован в правильном цифровом описании актива (недвижимости). В рамках единого хранилища информационных моделей целесообразно создание (с постоянной актуализацией) единого государственного портала действующих нормативов и стандартов в строительстве. Это позволит наполнить информационную среду строительной отрасли. Постепенно такой портал может совершенствоваться в поисковых (семантических) технологиях и со временем станет источником параметров для автоматизированных проверок в модели;
- обеспечение применения для всех элементов, задействованных в моделировании, системы классификации материалов (гармонизированную с ресурсным методом), изделий и работ, имеющей специализированную структуру (иерархию) в соответствии с ISO 12006-2:2015;
- обеспечение ведущей роли заказчика (либо инжиниринговой компании) в управлении процессом информационного моделирования для контроля соответствия параметров реализуемого проекта требованиям заказчика для каждого этапа жизненного цикла;
- разработка основных учебных программ и их реализация в процессе обучения новых и переподготовке имеющихся специалистов проектных, строительных и эксплуатирующих организаций, инжиниринговых компаний, а также ответственных за строительство и эксплуатацию активов недвижимости госструктур для работы по ТИМСО;
- учитывая развитие и частичное изменение подходов к информационному моделированию, необходим регулярный пересмотр (один раз в два года) стратегических и нормативно-технических документов в целях их актуализации и корректировки требований и рекомендаций.
Помимо основных мероприятий предлагается ряд дополнительных, реализация которых может способствовать более эффективному и быстрому переходу отрасли на ТИМСО:
- разработка документов, регламентирующих прохождение экспертизы для проектов, выполненных по технологии информационного моделирования;
- создание специализированных центров по изучению и освоению передового опыта в области информационного моделирования (не только программного обеспечения, но и управленческих практик);
- проведение семинаров, круглых столов, иных мероприятий, направленных на широкое освещение и популяризацию технологии информационного моделирования строительных объектов;
- сбор, анализ и обработка информации по применению технологии информационного моделирования строительных объектов, в том числе и мировых практик), принятие решений по дальнейшему развитию технологии;
- финансирование и проведение ежегодного государственного конкурса на лучшие работы в области информационного моделирования объектов строительства;
- проведение ежегодного пересмотра (актуализации) терминологии ТИМСО техническими комитетами по стандартизации и соответствующими ассоциациями.
Ожидаемые результаты и индикаторы реализации «Концепции»
Процессы информационного моделирования являются составной частью общих управленческих процессов в строительстве. В связи с этим, некоторые аспекты управленческой деятельности, такие как общее повышение качества, экономическая эффективность, соблюдение сроков, не поддаются количественному измерению, так как для этого необходимо проводить эксперименты по реализации таких же управленческих проектов, но без использования ТИМСО. Представить в реальности такие эксперименты невозможно, однако, для оценки достижения целей «Концепции» предлагаются следующие измеряемые показатели, сведенные в общую таблицу.
Ожидаемые результаты | Индикаторы достижения результатов |
Повышение конкурентоспособности предприятий строительной индустрии на внешнем рынке проектных и строительных услуг | Подтверждение, по результатам опросов проектных и строительных компаний, возникновения в большинстве случаев положительного эффекта от внедрения ТИМСО при проектировании и строительстве |
Формирование на этапе завершения разработки проектной документации прогноза затрат на эксплуатацию зданий с дальнейшим нормированием целевых показателей стоимости эксплуатации | В 100% случаях проектирования технологически сложных объектов |
Наличие доступа у государственного заказчика к информационным моделям активов (строительных объектов) технологически сложных объектов | Начиная с 2022 года, передача государственному заказчику 100% исполнительных информационных моделей в эксплуатацию для технологически сложных объектов, строящихся с использованием государственных инвестиций |
Использование ТИМСО для управления и контроля администраторами бюджетных программ ежегодно выделяемых государственных средств на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов нового строительства | С 1 января 2021 года фиксация 100% замечаний и писем от администраторов бюджетных программ и контролирующих органов в ГБИМ с привязкой (ссылкой) к информационной модели строительного объекта |
Реализация задач настоящей «Концепции» | Подтверждение уполномоченным государственным органом в области архитектуры и строительства исполнения 100% задач, поставленных для трех периодов реализации, указанных в параграфе 8 настоящей «Концепции» |
Разработка нормативно-технических документов, указанных в главе IV настоящей «Концепции» | Наличие всех планируемых нормативных документов, указанных в главе IV настоящей «Концепции» |
Перечень основных нормативных документов, необходимых для реализации «Концепции»
Реализация «Концепции» предполагается путем:
- внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые и нормативно-технические акты в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК, в том числе Законы РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О техническом регулировании», РДС, СНиП, СП, ГОСТы;
- адаптация, разработка с последующей (при необходимости) корректировкой нормативно-технических документов, касающихся процессов создания и управления информацией о строительных объектах;
- адаптация международных стандартов ISO в области информационного моделирования строительных объектов (2017 год);
- разработка основных стандартов и рекомендаций (2017-2019 годы):
- 4-1) РДС «Информационное моделирование в строительстве. Основные положения» (2017 год);
- 4-2) — 4-6) СП РК «Жизненный цикл строительных объектов», части 1 – 5. (2018-2019 годы);
- 4-7) СП РК «Правила организации совместного создания информации о строительстве. Среда общих данных» (2018 год);
- 4-8) СП РК «Требования к оформлению проектной документации, получаемой с использованием информационного моделирования» (2018 год);
- 4-9) СП РК «Применение информационного моделирования в проектной организации» (2017 год);
- 4-10) СП РК «Применение информационного моделирования в строительной организации» (2019 год);
- 4-11) СП РК «Применение информационного моделирования в эксплуатирующей организации» (2019 год);
- СП РК «Порядок проведения экспертизы информационных моделей» (2019 год);
- корректировка существующих и разработанных стандартов и рекомендаций на основе практического опыта (2021 год);
- разработка BIM-ориентированного классификатора и его гармонизация с существующим классификатором ресурсного метода (2018-2021 годы);
- разработка технического задания (методические рекомендации, включающие методологию и алгоритмы обработки моделей, уровни доступа, требования к интерфейсу и так далее) для создания ГБИМ (2018 год).
Важное замечание
Исходя из того, что ТИМСО в Казахстане внедряется впервые, а также не имеется достаточного опыта по реализации пилотных проектов, отдельные выводы, приведенные в «Концепции», следует рассматривать в качестве предположений с возможной последующей их корректировкой на основе как национального, так и международного опыта реализации.
Рис 4. КазНИИСА прекрасен в любую погоду, причем не только своим инновационным зданием и почти девяностолетней историей, но в первую очередь коллективом, представляющим сплав энергии молодежи и опыта аксакалов.
Источник: ardexpert.ru