Основные задачи инженерной подготовки

max-im’sblog

2.8 Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника

Введение

Инженерные войска весьма примечательный род войск. Прежде всего, инженерные войска — это войска переднего края. Инженерные подразделения идут в бой одновременно с мотострелковыми и танковыми, а часто и раньше них.

Не случайно в петровской Табели о рангах офицеры инженерных войск стояли на один чин выше пехоты и кавалерии.

Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска. И уж совсем фантастикой покажется утверждение, что и авиация родилась в недрах инженерных войск. И между тем это так.

Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.

ЧК_МИФ_ФМЛ_30 ВВЕДЕНИЕ: ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАЧИ В ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Как-то незамеченным в истории Великой Отечественной войны проходит тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий. По одной саперной армии на каждый фронт. В 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но даже и для инженерных войск.

Первым в России военным училищем по подготовке офицеров была школа Пушкарского Приказа открытая в 1701 году. Эта школа готовила офицеров артиллерии и инженерных войск. В пехоте и кавалерии первыми военно-учебными заведениями станут кадетские корпуса, которые откроются только 30 лет спустя.

Инженерные войска родились, исходя из потребностей артиллерии, в недрах артиллерии и вплоть до начала 19 века являлись их составной частью.

1. Инженерные войска, назначение

«Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.

Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами».

Физика — консультация перед вступительным испытанием

2. Задачи инженерного обеспечения боя

2.1 Инженерная разведка противника и местности

Общеизвестно выражение «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Это не общий афоризм, а печальное напоминание многим полководцам времен прошлых и настоящих. Исторический факт — одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути блестящей их атаки на фланг англичан.

Велингтон прикрыл оврагом фланг армии. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец «глупо» оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в этот овраг, и большая часть их была искалечена и убита.

Атака была сорвана.

Можно приводить сотни примеров, когда пренебрежение инженерной разведкой срывало самые прекрасные замыслы полководцев, превращало наступающие войска в мишень для противника.

Инженерная разведка местности проводится различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно-географическим описаниям; наблюдение, инженерно-разведывательные дозоры и т.п.).

Результатом инженерной разведки местности является ответ на вопрос о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники (как своих, так и чужих). Для этого надо получить сведения о рельефе местности (например, крутизна холмов); наличии и пропускной способности дорог; о возможности движения вне дорог (не заболочена ли местность, глубок ли снег, есть ли овраги); о наличии водных преград (реки, ручьи, озера, зоны затопления); о густоте лесов и их пожарной опасности.

В общем, местность, на которой предстоят боевые действия, следует тщательно изучить и понять — как она может повлиять на решение боевых задач. Без этого любые самые хитрые боевые планы окажутся просто прожектами и войска окажутся разбитыми.

Естественно, что противник тоже изучает местность и старается затруднить действия наших войск. Для этого противник проводит ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск.

Он разрушает или готовит к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивает лесные завалы, отрывает противотанковые рвы, устраивает баррикады, устанавливает минные поля, сооружает ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывает траншеи. Инженерная разведка обязана обнаружить эти мероприятия противника, спрогнозировать действия противника.

Способы ведения инженерной разведки зависят от того вида боя или маневра, который предстоит провести (наступление, оборона, отход, марш). Для ведения инженерной разведки в частях и подразделениях могут организовываться инженерные наблюдательные посты (ИНП), инженерные разведывательные дозоры (ИРД), посты фотографирования (ПФ), инженерные разведывательные группы (ИРГ), группы глубинной разведки (ГГР), вертолетные дозоры (ВД), посты радиолокационного наблюдения (ПРН). Для ведения инженерной разведки применяются специально созданные для этой цели машины, например, инженерная разведывательная машина ИРМ.

Обычно эти посты и группы создают инженерные подразделения мотострелковой (танковой) дивизии, корпуса, армии, фронта. В мотострелковых (танковых) полках, батальонах задачи инженерной разведки обычно возлагаются на обычные разведпосты и группы. Для этого в состав постов и групп включаются солдаты или сержанты инженерно-саперной роты полка.

Очень простой пример — на пути наступления танкового полка лежит ровное зеленое поле. Командира полка интересует — пройдут ли там танки. Инженерная разведка обязана дать точный и однозначный ответ — да или нет. Ведь под зеленым ковром травы могут таиться противотанковые мины или непроходимое болото.

Что произойдет, если разведка ошибется, предугадать несложно. А вот как разведать, если это поле под прицелом многочисленных снайперов и пулеметчиков врага, минометным и артиллерийским огнем? Саперы проявляют изобретательность, рискуют своими жизнями, несут потери и, наконец, дают точный ответ.

Саперы же под огнем противника проделывают проходы среди вражеских мин, настилают гать через болото. Полк добивается успеха. Вся слава танкистам.

Ведь они выиграли бой. А что же саперы? Про них снова забыли, хотя своим успехом полк в значительной мере обязан им.

2.2 Фортификационное оборудование позиций, районов, пунктов управления

Фортификационное оборудование является одним из важнейших элементов инженерного обеспечения боя. Сюда входят отрывка окопов для стрелков, боевой техники, оборудование укрытий для техники, укрытий для личного состава, ходов сообщения (траншей), оборудование наблюдательных и командно-наблюдательных пунктов.

Значительную часть работ по фортификационному оборудованию выполняет личный состав мотострелковых (танковых) подразделений, подразделений других войск. Роль даже простейших фортсооружений в достижении победы в бою очень велика. Достаточно сказать, что потери от огня противника укрытой пехоты по сравнению с неукрытой в 4-6 раз ниже, а от ядерного оружия в 10-15 раз.

Работы по фортоборудованию начинаются сразу после занятия подразделением данного района и организации системы огня. Они продолжаются все время, пока подразделение занимает этот район. Эти работы очень трудоемки и занимают много времени. Достаточно сказать, что даже отрывка окопа автоматчика для стрельбы лежа занимает от 25 до 40 минут.

Для отрывки окопа для танка требуется переместить до 28 куб.м. земли. Если учесть, что танковый экипаж состоит из трех человек, то каждый из танкистов должен переместить 9 куб.м. грунта. Один человек за час, работая в среднем грунте, может переместить до 1 кубометра.

Значит, на отрывку окопа для танка вручную потребуется от 10 до 30 часов. Но это того стоит. Танк в окопе успешно расправляется с тремя- четырьмя наступающими танками противника.

В ряде случаев (поспешное занятие обороны, близость подходящего противника и т.п.) времени для этого не имеется. Для сокращения времени фортоборудования позиций привлекаются инженерные войска. Так, инженерно-саперная рота танкового полка для этих целей располагает девятью БТУ (бульдозерное оборудование, навешиваемое на танк), т.е. по одному БТУ на танковую роту.

Это оборудование позволяет отрыть один танковый окоп за 30 минут (плюс еще 5 человеко-часов работы лопатами). Кроме того, в инженерно-саперной роте для отрывки траншей, котлованов под блиндажи, убежища, укрытия для техники имеется машина ПЗМ (полковая землеройная машина).

Читайте также:  Инженерная подготовка территории учебник

Она отрывает траншею со скоростью до 300 метров за час, при отрывке котлованов ее производительность 150 куб.м. в час (для сравнения — экскаватор только 40). Возможности инженерно-саперного батальона дивизии намного выше. Кроме того, фронт обычно располагает одним-тремя специализированными батальонами фортоборудования.

Там в частности имеются машины типа БТМ (рис. 2), которые отрывают траншею со скоростью до 900 метров в час; МДК, которые окоп для танка отрывают за 8-10 минут.

1- подъёмная лебёдка; 2-ковши с зубьями; 3-отражатель грунт; 4-транспортёр;
5- зубчатая рейка; 6- опорный каток; 7-зачистной башмак(устройство, которое зачищает дно траншеи); 8- опорный каток ротора; 9- откосообразователь;
10- ротор; 11- редуктор.

Инженерные войска для обеспечения возможности быстрого устройства укрытий для личного состава располагают не только землеройной техникой, но и готовыми наборами элементов блиндажей и убежищ, а также лесопильными и лесообрабатывающими инструментами для работы на переднем крае или вблизи него. Также они располагают средствами и возможностями для устройства этих укрытий и окопов непосредственно под огнем противника. Например, окопный заряд (ОЗ) позволяет в помощью направленного взрыва за 2-3 минуты отрыть взрывным способом окоп для стрелка для стрельбы стоя (глубиной 1м.10см.).

Кроме окопов и укрытий в районе обороны мотострелковых и танковых подразделений, артиллерии сооружается большое количество других сооружений. Это, прежде всего наблюдательные и командно-наблюдательные пункты, которые отличаются от укрытий и окопов незначительно (так укрытый наблюдательный пункт представляет собой блиндаж с установленным внутри перископом; открытый КНП командира полка — это участок траншеи с ячейками для офицеров штаба, несколькими укрытиями для радиостанций, одним убежищем).

В настоящее время минная опасность усиливается тем, что развитие техники и электроники позволяет создавать едва ли не разумные мины. Это реальность, что мина не реагирует на солдата своей армии, мирного жителя, но моментально срабатывает при приближении солдата противника и взрывается в самый выгодный момент.

Кроме того, на сегодняшний день нет ни единого достаточно надежного способа обнаружения мин, и даже при обнаружении мины нет способов их надежного обезвреживания. Мины могут иметь датчики распознающие — цель это или минный трал, могут распознавать значимость цели, могут иметь прибор кратности (пропустить определенное количество целей и под следующей взорваться).

Мины могут по радиосигналу переводиться в боевое или безопасное положение, или самоликвидироваться. Для установки минных полей или отдельных мин совсем не обязательно присутствие сапера на месте установки. Мины можно ставить дистанционно (забрасывать даже не территорию противника с помощью артиллерии или авиации).

Минами можно в очень короткие сроки прикрыть очень большие участки фронта. Если в начале шестидесятых годов саперная рота за ночь могла установить один километр минного поля, то сейчас за час до 10-15 километров.

В недавнем прошлом саперам для установки мин перед своим передним краем приходилось по ночам выползать на нейтральную полосу и под обстрелом противника устанавливать мины. Сейчас частично можно этого избежать за счет систем дистанционного минирования. Однако эти системы устанавливают мины на грунт, что позволяет противнику часто обнаруживать и уничтожать мины.

Некоторые минные поля мотострелковые и танковые подразделения могут устанавливать сами, но этот вид боевых действий слишком специфичен, требует особых знаний и поэтому минными полями, как правило, занимаются только инженерные войска. Для выполнения этой задачи инженерно-саперная рота мотострелкового (танкового полка) имеет саперный взвод, на вооружении которого имеется три прицепных минных заградителя (ПМЗ) и три автомобиля Урал или КАМАЗ.

Взвод в состоянии за 15-20 минут установить противотанковое минное поле длиной в один километр. На вооружении инженерных войск имеются мины противотанковые, противопехотные, объектные (для минирования зданий и других сооружений), автомобильные (для минирования автодорог), железнодорожные, противодесантные (для минирования водных преград), противосамолетные (минирование взлетных полос аэродромов), мины-ловушки, мины-сюрпризы.

Особым видом инженерных мин являются ядерные фугасы. На вооружении инженерных войск имеются носимые ядерные фугасы весом около 60кг. и мощностью от 500т. до 2 тыс.т. тротилового эквивалента. С помощью ядерных фугасов решаются уже не тактические, а крупные оперативно-стратегические задачи.

С их помощью создаются сплошные полосы ядерно-минных заграждений, уничтожаются очень крупные мосты, плотины, гидроузлы, железнодорожные узлы.

Однако минами не ограничивается боевое применение инженерных войск. Инженерные войска сооружают и невзрывные заграждения (колючая или режущая проволока, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, баррикады, завалы на дорогах, районы заболачивания и затопления), производят различные разрушения для затруднения продвижения противника (разрушение дорог, мостов, завалы на дорогах); разрушают инфраструктуру (уничтожение зданий, железнодорожных и автодорожных сооружений, систем водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, емкости с горючим, нефтепромыслы). Для выполнения этих задач инженерные войска располагают различными взрывчатыми веществами, специальными инженерными боеприпасами (заряды различной мощности и способов приведения в действие).

Задачи разрушений и минирования инженерные войска решают не только на своей территории при подготовке местности к обороне, но и на территории противника с целью затруднить противнику боевые действия, нанести ему потери, затруднить или сделать невозможным его маневр (отход, переброска частей на угрожаемые участки, подвоз боеприпасов, подход резервов).

Очень часто основной задачей подразделений и частей воздушно-десантных войск или подразделений спецназа является именно создание условий для успешного выполнения инженерными войсками задач причинения противнику вреда. Например, спецназ захватывает и удерживает несколько часов важный мост для того, чтобы саперы могли взорвать его.

Все эти мероприятия являются прямо противоположными тем, о которых говорилось выше. Собственно в этом и состоит прямое столкновение инженерных войск противоборствующих армий. Одни минируют, другие разминируют; одни заграждают, другие разграждают.

Вообще, идея применения ядерных мин родилась в стенах NATO в конце шестидесятых — начале семидесятых годов. Блестящая операция Советской Армии по оккупации Чехословакии в августе 1968 года показала, что СССР в состоянии осуществить «блицкриг»; что войска NATO не успеют среагировать в случае удара Советской Армии, что она способна скрытно сосредоточить ударную группировку в очень сжатые сроки, и совершить стремительное продвижение в любую точку Европы.

Чтобы иметь возможность задержать продвижение Советской Армии, и дать время войскам NATO развернуться, было предложено создать по границам ФРГ так называемый ядерно-минный пояс. Имелось в виду, что при подрыве одновременно всех зарядов этого пояса будет создана зона радиоактивного заражения, что обеспечит возможность задержать продвижение советских войск на двое-трое суток. Этого времени вполне хватит для развертывания ударных группировок NATO.

Задача обезвреживания или уничтожения ядерных мин противника была возложена на инженерные войска. Кстати, именно в связи с этим и началось очень быстрое создание в Советской Армии частей спецназа. Они первоначально только для того и создавались, чтобы разведывать места установки ядерных мин, уничтожить личный состав пунктов управления, и обеспечить инженерным войсками возможность уничтожить или обезвредить ядерные мины.

В настоящее время задача, как установки, так и уничтожения ядерных мин утратила свою актуальность. Применение ядерных мин обеими сторонами под большим вопросом. Однако инженерно-саперный батальон танковой (мотострелковой) дивизии по-прежнему в своем составе имеет взвод разведки и уничтожения ядерных фугасов (ВРУЯФ).

Основной же задачей инженерных войск в этой области как и в годы Второй Мировой войны является проделывание проходов в минных полях и заграждениях противника, расчистка завалов и разрушений для обеспечения движения своих войск, разминирование местности, зданий, дорог, аэродромов, ж/д станций, улиц и т.п.

Это как раз та сторона боевой деятельности инженерных войск, когда говорят: «Для инженерных войск война не кончается никогда». После окончания войны остается огромное количество минных полей, заминированных объектов, неразорвавшихся артснарядов, бомб. Все это создает угрозу жизни мирного населения, делает невозможным использование объектов и местности.

В мирное время одной из основных задач инженерных войск является устранение этой опасности. Выполнение ее затягивается на многие десятилетия.

В боевых условиях атаку начинают именно инженерные войска. Они проделывают проходы в заграждениях противника перед его передним краем и в глубине обороны, обеспечивают мотострелками и танкистам продвижение вперед. В годы Великой Отечественной войны, пожалуй, единственным способом проделывания проходов в минных полях было ручное снятие мин саперами в ночь перед атакой.

Именно пленение немецкого сапера в ночь на 5 июля 1943 года позволило маршалу Жукову определить точно час начала наступления гитлеровцев на Курской дуге.

В настоящее время существует ряд способов проделывания проходов в минных полях противника. Так для проделывания проходов инженерно-саперная рота танкового полка имеет три трала КМТ-5М (катковых) и 27 тралов КМТ-6 (ножевых). Эти тралы навешиваются на танки, которые и могут преодолеть минные поля, а по следам их и остальные танки.

Читайте также:  Инженерная подготовка объектов к проектированию

Кроме того, инженерно-саперный батальон дивизии имеет установки разминирования УР-67, УР-77. Они представляют собой легко бронированные машины, несущие на себе ракеты с прикрепленными к ним шлангами, которые заполнены взрывчаткой. Перед началом атаки эти машины запускают ракеты, которые забрасывают на минные поля шланги со взрывчаткой.

При взрыве этих шлангов мины детонируют и образуются проходы. Далее установки разминирования продвигаются в боевых порядках танков и при обнаружении минных полей в глубине обороны противника проделывают проходы в них.

Для преодоления войсками противотанковых рвов, водных преград шириной до 20 метров инженерные войска располагают танковыми мостоукладчиками типа МТ-55. Это машина на базе танка, имеющая сверху вместо танковой башни металлический мост длиной 20 м. За 2-3 минуты экипаж машины устанавливает мост, не выходя из машины.

Для более широких преград инженерные войска имеют тяжелый механизированный мост ТММ (Рис. 3). Это 4 автомобиля КРАЗ-255, с размещенными на каждой из них 10 метров моста с жесткими опорами.

За 20 минут ТММ может установить мост длиной 40 метров.

Источник

Основные направления организации инженерного обеспечения в современных условиях

Инженерное обеспечение, являясь одним из видов оперативного (боевого) обеспечения, играет важнейшую роль в достижении успеха проводимых военных действий, независимо от их размаха и продолжительности.

Опыт организации и ведения боевых действий (операций) в вооруженных конфликтах, и, особенно, контртеррористических, убедительно показывает все возрастающую роль инженерных войск и инженерного обеспечения, а также свидетельствует, что грамотное использование инженерных средств создает условия для эффективного применения войсковых группировок, вооружения и военной техники, повышает живучесть войск и, в конечном счете, способствует достижению успеха. Сегодня в числе наиболее актуальных — проблемы обеспечения военной безопасности страны, определения оптимальной структуры инженерных войск, выбора эффективных средств инженерного вооружения, а также форм и методов боевой и мобилизационной подготовки, способов инженерного обеспечения различных видов боевых действий с позиций новых геополитических и экономических условий.

Современное военно-инженерное искусство должно решать широкий спектр задач:

— военно-инженерную подготовку территории государства к войне;

— организацию строительства и вооружения инженерных войск, их применения в бою и операции;

— совершенствование способов выполнения задач инженерного обеспечения (ведения инженерной разведки, устройства инженерных заграждений и производства разрушений, подготовки и содержания путей, оборудования и содержания переправ, фортификационного оборудования, инженерных мероприятий маскировки и др.).

Наличие такого множества составляющих задач требует глубокого исследования и обобщения опыта войск (сил), использования достижений современной науки в целях моделирования и определения перспектив, путей развития и совершенствования как военно-инженерного искусства в целом, так и отдельных его элементов.

Анализ и обобщение результатов текущих исследований по всему спектру обозначенных задач позволяют сегодня определить основные направления развития военно-инженерного искусства.

Первое из них — расширение проблемной области военно-инженерного искусства и формирование новых самостоятельных научных направлений. Это обусловлено прежде всего изменением вектора военных угроз для Республики Беларусь (РБ) в связи с резким сокращением ее геополитического пространства (по сравнению с СССР), изменением геостратегического положения и развитием собственно военного фактора, когда опасность для государства стали представлять не только крупномасштабная война, но и локальные войны и вооруженные конфликты.

Необходимо признать, что до недавнего времени военная наука ориентировалась главным образом на глобальную, крупномасштабную войну, подспудно руководствуясь принципом — если армия готова к большой войне, то к малой она готова тем более. Однако жизнь жестоко опровергла такой подход.

Многочисленные локальные войны, вооруженные конфликты, прокатившиеся по миру, коренным образом отличаются от большой войны. Малые войны развиваются по другим, пока еще мало изученным закономерностям. Действия войск в них далеки от общепринятых форм.

Смещение вектора военной опасности в сторону локальных войн, конечно же, не означает необходимость сворачивания исследований вопросов инженерного обеспечения боевых действий войск в крупномасштабной войне. Просто сейчас зримые опасности большой войны сменились другими — скрытыми, отдаленными, вызревающими.

В последнее время оживились дискуссии, касающиеся характера войн будущего, в которых никто из армейских экспертов не берет на себя смелость разработать возможный сценарий крупномасштабного военного конфликта. Многие аналитики считают, что в ближайшие десятилетия война останется такой же, как и сейчас.

Следовательно, и инженерное обеспечение боевых действий войск в настоящее время должно развиваться главным образом традиционно. Однако более тщательный анализ современных тенденций развития военного искусства позволяет спрогнозировать технологические достижения, которые неминуемо приведут к качественному скачку, революции в военном деле и, естественно, в военно-инженерном искусстве.

Второе направление — формирование нового облика инженерных войск. Коренные преобразования во всех сферах жизни государства и армии, стремительное развитие науки и технологий стали тем побудительным мотивом, который заставляет переосмыслить существующую ныне организацию инженерных войск, их место и значение в общей структуре ВС РБ. В настоящее время на фоне устойчивой тенденции увеличения объемов задач инженерного обеспечения боевых действий при объективном сокращении времени на их выполнение можно с сожалением констатировать, что роль и значение инженерных войск серьезно недооцениваются.

Ведь в крупномасштабной войне, если она разразится, главную роль будут играть не пехота и танки, а разведывательно-ударные и разведывательно-огневые комплексы, авиация, ракетные войска, системы ПВО. Эффективность последних во многом будет зависеть от того, как инженерные войска обеспечат их живучесть и мобильность.

Третье направление — пересмотр принципа разумной достаточности инженерного оборудования территории Республики Беларусь. Сама необходимость инженерного оборудования в интересах обеспечения обороноспособности ни у кого сомнений не вызывает. Однако вопрос в том, каким по масштабам, характеру и объему оно должно быть.

Именно здесь расходятся старые и новые взгляды на эту проблему.

Экономический аспект очевиден, его реализация — это экономия огромных материальных средств и ресурсов, столь необходимых сейчас стране, за счет четкого, разумного определения, где, на каких участках территории нужно осуществлять инженерное оборудование в первую очередь (и делать это незамедлительно), а где еще можно повременить. Вполне очевидно, что этот вопрос в большей степени в компетенции Генерального штаба ВС РБ. Усилия же военных инженеров должны быть сосредоточены на том, каким образом эту задачу решить.

Инженерное обеспечение войск и объектов прикрытия должно прежде всего соответствовать положениям военной доктрины и учитывать требования современной стратегии и оперативного искусства. В связи с этим в настоящее время нельзя вести речь о создании укреплений вдоль всей Государственной границы, к чему стремились раньше.

Неразумна также равномерность инженерного оборудования территории по глубине. Поэтому при решении проблемы инженерного обеспечения следует сосредоточиться на мероприятиях, которые можно проводить без ущерба для народного хозяйства. К ним относятся подготовка развитой сети путей, безусловно необходимой как военным, так и гражданским ведомствам, создание подвижных укрепрайонов как специальных частей оперативного прикрытия, а также осуществление инженерного оборудования с использованием принципа «двойного назначения», то есть в тесной увязке с мероприятиями, проводимыми гражданскими организациями в соответствии с народнохозяйственными планами и т.д.

Четвертое направление развития военно-инженерного искусства — обоснование и создание принципиально новых средств инженерного вооружения с использованием космических и информационных технологий. В этой связи особого внимания требует проработка нетрадиционных средств. В частности, противопехотных заграждений, основанных на применении пенообразующих рецептур, электрошокового и светового оборудования, других заградительных устройств избирательного действия, роботизированных инженерных машин и т.д.

В перспективе роль космоса в военно-инженерном искусстве резко повысится. Так, при решении задач инженерного обеспечения зачастую встречаются ситуации, связанные с необходимостью обнаружения, распознавания и определения координат удаленных объектов или уточнения местоположения участков местности в условиях плохой видимости и сложной помеховой обстановки. Кроме того, учитывая большой объем маскировочных мероприятий, проводимых инженерными войсками, затрудняется идентификация объектов тактического построения своих войск.

В этой связи энергичной проработки требуют вопросы использования космической системы определения координат в интересах инженерных войск. Важно также для этих же целей активно использовать географические информационные системы.

Перечисленные выше основные направления развития военно-инженерного искусства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы и только в единстве наиболее полно определяют перспективные направления развития инженерных войск.

Система средств инженерного вооружения, разработанная и реализованная в 1960 — 1980-х годах, была довольно удачной и в основном обеспечивала потребности ВС. Понтонно-мостовые парки, инженерные машины разграждения, котлованные машины и многие другие средства по своим тактико-техническим характеристикам были одними из лучших в мире.

Однако сейчас эти позиции в значительной мере утрачены. Начиная с 90-х годов прошлого столетия поступления новой инженерной техники в войска практически прекратились, что, в свою очередь, породило ряд проблем.

В этих условиях хотя бы частично разрешить противоречие между прогрессирующим старением инженерного вооружения и низкими возможностями по его замене на новые образцы, а также выполнить требования по поддержанию необходимого уровня боеготовности инженерных войск можно путем проведения следующих основных мероприятий:

Читайте также:  Инженерная подготовка территории населенных мест евтушенко м г

— первоочередного укомплектования инженерных частей постоянной готовности техникой с достаточным запасом моторесурсов;

— восстановления наиболее ценных образцов старой техники с использованием централизованных и местных материально-финансовых ресурсов;

— включения в государственный оборонный заказ (ГОЗ) прежде всего наиболее перспективных средств инженерного вооружения (СИВ);

создание необходимых резервов СИВ.

Наряду с этим очевидна и необходимость дальнейшей разработки СИВ нового поколения. Эта работа требует значительных организационных и материальных затрат. Поэтому в условиях сократившихся ассигнований сбалансированное развитие системы инженерного вооружения и поддержание достигнутого уровня по всем направлениям затруднительно.

В этих условиях первостепенное значение приобретает планирование развития СИВ в соответствии со строгой системой приоритетов. Целесообразно более широко использовать технику двойного назначения, что позволит наиболее рационально тратить выделяемые ассигнования, сохранить научно-производственную базу и подготовленные мобилизационные ресурсы. При этом в значительной мере сокращается потребность в запасах техники.

К первоочередным проблемам инженерных войск, связанным с обеспечением боевых действий всех видов и родов войск, следует отнести:

— повышение темпов продвижения войск в условиях массовых заграждений и разрушений;

— повышение эффективности минно-взрывных заграждений (МВЗ) для сковывания маневра войск противника и нанесения ему потерь;

— сокращение времени на оборудование оборонительных полос и рубежей, повышение защиты войск от средств поражения противника (в том числе от высокоточного оружия);

— достижение скрытности боевой деятельности войск и введение противника в заблуждение.

Качественного скачка в повышении эффективности инженерного вооружения можно добиться за счет максимального использования инновационных проектов в промышленности и научных заделов в поисковых и фундаментальных исследованиях.

Для создания новых СИВ, и прежде всего средств поиска и уничтожения мин, большой интерес представляют достижения в области робототехники.

При планировании и проведении инженерных мероприятий следует учитывать положительный опыт деятельности государственных органов управления СССР по максимальному использованию сферы народного хозяйства в интересах обороны страны. Причем организационно-технические вопросы по таким крупномасштабным задачам целесообразно решать заблаговременно.

Опыт войн и военных конфликтов, наиболее показательным из которых является война в Ираке 2003 г., свидетельствует, что состав инженерных войск коалиционной группировки при подготовке операции был доведен до 25 000 человек, что составило около 14 % от общей численности сухопутной группировки войск. При этом в ходе боевых действий один военнослужащий инженерных войск обеспечивал не более 7 человек, непосредственно ведущих огневой бой.

Кроме того, практически весь объем инженерных задач, предусмотренных планом подготовки операции сухопутной группировки, был выполнен заблаговременно до прибытия боевых частей и подразделений. В целом инженерное обеспечение подготавливаемой операции качественно отличалось от инженерного обеспечения подготовки операции «Буря в пустыне» (1991 г.), когда интенсивность выполнения инженерных задач существенно отставала от темпов переброски войск из-за нехватки строительных материалов, штатного и табельного инженерного имущества, возникшей в результате неполной оценки театра военных действий, физико-географических и климатических условий, возможностей местной промышленной и строительной базы. Для сравнения, в этой операции один военнослужащий инженерных войск обеспечивал действия 12 — 14 человек, непосредственно ведущих огневой бой.

Все это свидетельствует о глубоком понимании командованием американо-британской коалиции возрастающей роли инженерного обеспечения боевых действий будущего, важности совершенствования приемов и способов выполнения задач инженерного обеспечения, принятия на вооружение перспективных образцов средств инженерного вооружения, предназначенных для обеспечения решительных и активных наступательных операций механизированных и танковых соединений и частей.

В то же время одним из решающих факторов поражения Ирака стало недостаточное оборудование в инженерном отношении территории страны и оборонительных рубежей, отсутствие единой системы инженерного обеспечения обороны, крайне низкая обеспеченность вооруженных сил современными средствами инженерного вооружения, в первую очередь для устройства противотанковых заграждений, а также современными инженерными боеприпасами.

После операции многонациональных сил «Буря в пустыне» инженерное оборудование территории Ирака к войне в плановом порядке практически не осуществлялось. В значительной степени выполнялись задачи оперативной маскировки. При этом для введения противника в заблуждение иракским командованием широко готовилось и осуществлялось проведение имитационных мероприятий с использованием макетов высокой степени детализации промышленного изготовления.

Понимая количественное, качественное и технологическое превосходство американо-британской группировки войск, иракское командование основное внимание уделяло инженерному оборудованию оборонительных позиций на подступах к населенным пунктам и их подготовке к длительной обороне, где планировалось вести основные оборонительные бои из-за высокой вероятности больших потерь своих войск от действий ВВС коалиции на открытой местности. В населенных пунктах часть зданий оборудовалась как опорные пункты с круговой обороной, огневые позиции оборудовались в подвальных и чердачных помещениях, создавались необходимые запасы боеприпасов, продуктов питания и других материальных средств для длительного ведения боя в окружении.

Тем не менее созданная система оборонительных рубежей городов Умм-Каср, Басра, Эн-Насирия, Эн-Наджаф, Кербела и других, характер их инженерного, в первую очередь фортификационного оборудования и система инженерных заграждений позволили ВС Ирака относительно длительное время удерживать их под своим контролем, несмотря на многократное количественное, качественное, разведывательно-информационно-навигационное и огневое превосходство противника, полное его господство в воздухе. Творческое применение средств скрытия и имитации иракскими войсками не позволило до конца боевых действий обнаружить целый ряд объектов, информация о существовании которых была достоверной, что вынуждало коалиционное командование наносить множество ударов по ложным целям и объектам.

Генерал ВС США Стенли Маккристал на совещании в Пентагоне вынужден был признать: «Достаточно было противнику проявить минимальную стойкость и смекалку, как наше технологическое превосходство стало стремительно терять свое значение. Наши затраты не окупаются результатами. Противник средствами на порядок более дешевыми и доступными решает задачи, для решения которых мы тратим миллиарды на технические прихоти оружейных корпораций».

Кроме этого, опыт действий сухопутной группировки коалиционных войск показал, что, несмотря на применение самых современных технических средств разведки, достоверность и точность полученной информации может быть подтверждена только непосредственными действиями наземных, в том числе инженерных, разведывательных органов. Пренебрежение этим, неточность информации о характере грунтов, условиях проходимости местности, грузоподъемности мостов моментально сказались на действиях коалиционной группировки войск с ее выходом к берегам Евфрата.

Это подтверждает вывод о том, что значительная разница в оснащенности современными высокотехнологическими средствами вооруженной борьбы является не гарантом достижения стратегического превосходства, а лишь одним из условий его достижения. Конечные цели операции достигаются только решительными и умелыми действиями сухопутных группировок войск и их всесторонним, в том числе инженерным обеспечением.

Таким образом, при реализации планов развития и строительства инженерных войск, обосновании их состава, структуры и оснащенности средствами инженерного вооружения для успешного выполнения задач инженерного обеспечения операций будущего необходимо соблюдать требования, к которым следует отнести:

— единое планирование и осуществление строительства соединений, частей и подразделений инженерных войск видов и родов войск Вооруженных Сил;

— одновременное выполнение задач соединениями и частями инженерных войск в оборонительных боевых действиях по всей глубине оперативного построения в условиях их территориальной разобщенности, увеличения пространственных показателей в трехмерном измерении и ограниченного времени;

— расширение возможностей инженерных войск по выполнению задач инженерного обеспечения, которое должно обеспечиваться не за счет их физического массирования, а за счет качественных характеристик средств инженерного вооружения;

— способность соединений и воинских частей инженерных войск к обеспечению действий новых элементов оперативного построения войск с первоочередным выполнением задач, в том числе штатом мирного времени, по защите войск и объектов как от воздушно-космических средств поражения противника, так и действий диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) и сил специальных операций (ССО) противника;

— оперативное реагирование на вероятные изменения местности и условий выполнения задач инженерного обеспечения в результате огневых ударов сторон, проведения террористических актов ДРГ и ССО.

1. Дулынев П.А., Брюзгин Е.А. Возможный характер будущих войн.М.: «Вестник Академии военных наук». — 2005. -М2. -С.

126-130.

2. Гареев М.А. Уроки и выводы из войны в Ираке //Военная мысль.2003. — № 7. — С. 43 — 40.

3. Руководство по вопросам противоминной деятельности. — 2-е изд. — ЖМЦГР (GICHD), Женева, 2005.

4. Сердцев Н.И., Евтушенко U.K. Инженерные формирования сухопутных войск США //Зарубежное военное обозрение.

2000. -№6.- С. 14 — 20.

5. Дрожжин А.И., Алтухов В.Е. Воздушные войны в Ираке и Югославии.М.: Восточный горизонт, 2002 .

6. Сердцев Н.И. Востребованы всегда //Арм. сборник. — 2004. -Ml.

7. Аверченко А. Перспективы создания средств инженерного вооружения XXI века //Военный парад. — № 6. — С. 24 — 25.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...