Инженерная подготовка территории в особых условиях
1. Трубопроводы: сети водоснабжения (хозяйственно-питьевые, противопожарные, промышленные, поливочные), канализации (фекальная, промышленная, дождевая), теплоснабжения, паропроводы, газопроводы, дренажи, нефтепроводы.
2. Кабельные сети: кабели сильного тока (электроснабжение, наружного освещения, сети электротранспорта), слабого тока (телефоны, радио, сигнализации).
3. Коллекторы: каналы, непроходные, полупроходные и проходные коллекторы.
Трубопроводы подразделяются: транзитные, магистральные, подводящие и распределительные.
Трубопроводы бывают напорные и самотечные.
По глубине заложения: мелкого (в зоне промерзания, кабели и теплосети) и глубоко заложения.
Водоснабжение – сеть кольцевая, минимальный свободный напор (при 1-2 этажной застройки) – 10 м, на каждый следующий этаж +4 м. Способы прокладки: раздельный, общесплавной, полураздельный, комбинированный (в центральной части общесплавная система, а раздельная на периферии).
Разбираемся в проектировании газовых сетей / PROектировщик — #2
Способы прокладки инженерных сетей: трассы трубопроводов должны быть прямолинейны, параллельны красным линиям улиц, трасса не перебрасывается с одной стороны улицы на другую, не допустима прокладка одной сети на другую в продольном направлении, пересечения сетей должны быть в разных уровнях, сети должны быть проложены вне проезжих частей улиц.
«-»: большой объем земляных работ, значительная ширина прокладки, затруднена механизация, применяется на старых территория.
«-»: значительное поперечное сечение, сложность обслуживания, трубы коррозируют, дополнительная защита трубопроводов.
Прокладка в каналах:
2 теплосети и 2 сети водоснабжения. «+»: меньше объем земляных работ, лучше условия эксплуатации. «-»: сложность при ремонте.
Прокладка в проходных и полупроходных коллекторах:
продольный уклон дна должен обеспечивать сток в случае прорыва и отвод грунтовых вод. При газопроводах необходима естественная и механическая вентиляция; электроосвещение и откачивающее устройство. Сложно размещать самотечные сети, небольшие поперечные сечения.
Значительно лучше условия эксплуатации.
Дорожные одежды
1 – земляное основание (полотно)
2 – подстилающий слой
3 – покрытие с основанием
4 – бортовой камень с бетонным основанием
Представляет собой выемку или «дорожное корыто». Глубина корыта: hk=∑t, для дорог около 0,5 м, для тротуаров – 0,15-0,2 м. Ширина корыта: если только для проезда В=Впр+0,5м. Основание должно быть прочным и устойчивым под действием нагрузок и природных факторов (замена на более прочные грунты и обязательное уплотнение).
Основание находится выше угв (дренажные системы или насыпь). Продольные и поперечные уклоны должны быть такие как у поверхности.
Функции: дренирующая, термоизолирующая, выравнивание нагрузки. Материал: песок, гравий и т.д., но коэффициент фильтрации не менее 3 м/сут. Толщина: для проезжей части от 20 до 50 см, для пешеходных частей в 2 раза меньше от принятого.
ПСИХОТЕХНИКИ спецназа Как справиться с тревожностью и навязчивыми мыслями
Подстилающий слой может укрепляться в верхней части вяжущим материалом (сокращается толщина и стоимость, увеличивается прочность).
Покрытие с несущим основанием.
Требование: прочность, устойчивость, долговечность, санитарно-гигиеническим требованиям, иногда декоративность, экономическая эффективность. Срок службы дорожных одежд 10 лет.
- Цементо-бетонные: сборные, монолитные. Достоинства: выдерживают очень большие нагрузки. Недостатки: швы устраиваются по оси дороги, продольные через 30-75 м, поперечные швы от 6 до 25 м, высокая пыльность, разрушение от поверхностной влаги. Выполняется напыление для защиты от пыльности и влажности. Толщина: бетон 20-24 см, ж/б 18-20 см, напряженно-армированное 14-18 см. Основание обычно песчаное.
- Асфальтобетонное покрытие. Достоинства: ровная поверхность, легкость очистки и ремонта, высокая водонепроницаемость, возможность полной механизации дорожных работ. Недостатки: низкая декоративность, испарение при высокой температуре. Толщина: нижний 4,5 см, верхний 3,5-4 см, для пожарных подъездов 2,5-5 см, для пешеходных частей 2,5-4 см. Основание: бетонное, каменное, толщина основания 18-20 см для проезжих частей.
- Штучные покрытия. Достоинства: высокая декоративность, легкость ремонта, долговечность. Недостатки: неровная поверхность, трудоемкость по устройству. Укладка: блочное (самое неудачное), дорожка (шахматное расположение), рыбная косточка (елочка, самая прочная).
- Брусчатка. Применяется более широко искусственная брусчатка. Основание для плитки – песчаное или бетонное основание.
- Плитняк – плоские естественный камень t=2-7 см. Основание для плитки – песчаное или бетонное основание.
- Пиленые плиты 30х30, 60х60 см.
- Клинкерный кирпич. 220х110х65. Укладывается на ребро. Стоимость покрытия увеличивается. Устраивается из-за ландшафтного дизайна.
Чаще выполняют из бортовых камней (l= 0,5; 1 м, h= 200; 300 мм, b= 80; 150 мм). Дорожный устраивается между проезжей частью и др. элементами БР.100.30.15. Между тротуаром и газоном устраивают бордюр газонный БГ.50.20.8.
ГОСТ 66.55.91.
Величина превышения 150 мм.
Укладка бортового камня:
Другие варианты: вместо бордюрного камня используют кирпич, антисептированные доски и булыжники.
ИсточникОсобые условия инженерной подготовки территорий. Оползни
Оползнями называются перемещения на склонах земляных масс, возникающие под действием силы тяжести в результате нарушения равновесия.
По объему пришедших в движение земляных масс и глубине их захвата оползни разделяются на оплывины, осовы и собственно оползни.
Оплывины – движение земляных масс, захватывающих небольшой верхний слой почвы крутых откосов, сложенных из глинистых пород; последствия оплывин легко устраняются.
Осовы – движение по склону отложившихся разрушенных пород в результате их сильного переувлажнения.
Собственно оползни вызывают перемещение больших объемов земляных масс, захватываемых на значительную глубину.
Оползни возникают на берегах рек, морей, оврагов и горных склонов. При осмотре оползневых склонов можно установить размеры происходящих оползней. При небольшой глубине смещения земли оползневые накопления имеют вид неровной бугристой поверхности.
При больших смещениях оползневого склона рельеф поверхности оползня носит более спокойный характер.
Естественными причинами возникновения оползней являются подземные воды, нарушающие сцепление земляных масс по плоскости скольжения, а также переувлажнение склона. Подмыв берегов рек, озер, морей и других водоемов нарушает устойчивость их склонов и способствует возникновению оползней. При неправильном производстве земляных работ у подошвы оползневого склона может появиться гидродинамическое давление воды со стороны склона, а также возникнуть явление суффозии, т.е. выноса мелких частиц грунта подземными водами, что может привести к возникновению оползня.
Кроме этих основных причин могут быть и другие причины, способствующие возникновению оползней.
Для защиты оползневых склонов не следует допускать перегрузку этих склонов и верхней бровки откоса складированием строительных и других материалов, а также размещать на них различные сооружения. При выполнении планировочных работ нельзя срезать большие массы грунта у подошвы оползневого склона, которые могут являться естественным защитным упором (контрфорсом), а также нельзя уничтожать дерновый покров и растительность на склоне. Изменение сложившихся условий на оползневом склоне может привести к возникновению оползней.
Вдоль верхней бровки откоса оползневого склона следует располагать видовые дорожки и смотровые площадки, которые будут предохранять оползневой склон от поступления на него поверхностного стока, формируемого с вышележащей водосборной площадки. Во избежание динамических ударов и сотрясений устройство автомобильных дорог для движения грузового транспорта на верхней бровке откоса не допускается.
Оползни нередко охватывают большие площади. Оползневые склоны непригодны для строительства.
Территория оползневых склонов может быть использована для посадки деревьев, кустарников и приспособлена для прогулок и отдыха населения. Возведение капитальных сооружений на оползневых склонах не допускается.
В целях предохранения от разрушения оползневых склонов, сохранения на них растительности и использования этой территории для других целей проводят ряд мероприятий, направленных на устранение причин возникновения оползней.
Основными мероприятиями, обеспечивающими устойчивость оползневых склонов, являются:
а) правильная организация стока дождевых и талых вод с поверхности склонов, а также с водосборной площади, расположенной выше бровки откоса оползневого склона;
б) устройство дренажа, позволяющего осуществить перехват подземных вод в глубине склона и не допускающего выхода подземных вод на поверхность откосов;
в) эксплуатация сети водопровода, фекальной канализации и других сооружений, связанных с запасами воды, гарантирующая невозможность утечки воды из сети в глубину склона;
г) проведение берегоукрепительных работ на склонах рек, морей и других водоемов;
д) создание механического сопротивления на пути движения земляных масс в виде устройства подпорных стенок, свайных рядов, земляных упоров и других препятствий;
е) специальный режим и контроль за состоянием оползневого склона: охрана зеленых насаждений, ограничение объема строительных работ на оползневых склонах, надзор за их выполнением и т.д.
ИсточникВ стране приступят к формированию инженерной элиты
От молодых инженеров будет зависеть экономический суверенитет страны. Фото агентства «Москва»
Правительство запускает федеральный проект по созданию передовых инженерных школ, которые будут готовить новое поколение специалистов в критически важных областях. Как следовало из обзоров Института Гайдара, в промышленности РФ фиксировался хронический дефицит кадров, прежде всего квалифицированных, но в марте «планы найма предприятий рухнули так, как не падали еще никогда».
Между тем в апреле уже 6% предприятий назвали позитивным последствием сокращения импорта «наем новых работников под рост «импортозамещающего» спроса». Где же искать специалистов до тех пор, пока не будет налажен приток молодых инженеров? Депутаты указывали на необходимость призыва обратно на работу инженеров пенсионеров.
Обеспечение экономики высококвалифицированными техническими специалистами стало жизненно необходимой задачей в условиях санкций, сообщил в понедельник на совещании с вице-премьерами глава правительства Михаил Мишустин. «У нас в стране всегда была самая сильная инженерная школа. И сейчас особенно нужно, чтобы современные специалисты владели прогрессивными технологиями», – сказал он.
Правительство запускает федеральный проект по созданию 30 передовых инженерных школ на вузовских площадках в различных регионах страны. На эти задачи в течение трех лет предусмотрено свыше 36 млрд руб.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко раскрыл детали. В мае этого года по результатам конкурсного отбора будут определены 30 вузов, на базе которых создадут пилотные инженерные школы. До конца года будут разработаны 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров.
На данном этапе ключевая задача –ускоренная подготовка профессорско-преподавательского состава и привлечение инженеров-практиков к преподаванию в школах нового формата.
Работа сфокусирована прежде всего на тех областях, где «нам именно сейчас нужно наращивать компетенцию»: микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия и другие критически важные направления. Фактически речь идет об укреплении экономического суверенитета страны.
«Для подготовки такой инженерной элиты… мы в вузах создаем передовые инженерные школы. Мы их формируем именно в партнерстве с нашими высокотехнологичными компаниями», – пояснил Чернышенко. Цель – чтобы выпускники остались работать в родном регионе.
Чернышенко обратил внимание на то, что такие школы будут оснащены по высшему классу: «Суперэкспериментальные лаборатории, цифровые фабрики, технопарки с опытными производствами, современным оборудованием, мощными вычислительными системами, с хорошим российским прикладным программным обеспечением».
Выделяя бюджетное финансирование, правительство рассчитывает и на привлечение внебюджетных инвестиций. «Эффект от этой программы мы уже увидим, я думаю, к 2024 году, когда выпускники передовых школ придут работать в российские компании, – сказал Чернышенко. – К 2030 году в планах обеспечить переподготовку и стажировку 10 тыс. преподавателей и выпустить более 40 тыс. высококлассных специалистов для отечественной экономики, чтобы можно было масштабировать этот наработанный потенциал для более чем 100 технических вузов нашей страны».
Судя по обзорам, которые ежемесячно публикует Институт Гайдара, основываясь на опросах промпредприятий, в российской индустрии фиксировался хронический дефицит кадров – прежде всего высококвалифицированных. Предприятия были готовы буквально «пылесосить» рынок труда.
Ситуация изменилась весной 2022-го. Как сообщалось в мартовском выпуске обзора, «в марте российская промышленность перешла к сокращению численности работников – баланс фактических изменений занятости впервые с сентября 2020 года стал отрицательным». Хотя, как уточняли в Институте Гайдара, снижение оказалось совсем небольшим для начала кризиса и сопоставимым «скорее с периодом промышленной стагнации 2012–2016 годов».
Одновременно с этим «планы найма предприятий рухнули в марте так, как не падали еще никогда». Исторический максимум кадрового оптимизма, который фиксировался в январе-феврале 2022 года, сменился пессимизмом. Однако, несмотря на антирекордную стремительность обвала, сам этот мартовский пессимизм все равно не достиг кризисных минимумов 1998 и 2009 годов.
И судя по данным, которые привел «НГ» завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло, в апреле часть предприятий в качестве возможного позитивного последствия тех ограничений, с которыми сталкивается сейчас экономика РФ, сокращения или даже прекращения импорта, называют «наем новых работников под рост «импортозамещающего» спроса».
Этот вариант ответа набрал 6% всех упоминаний. Возможно, пока не столь много, но он, к слову, попал в топ-5 перечисленных предприятиями возможных плюсов от прекращения ввоза импорта.
Говоря о потребности в инженерных кадрах, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева отметила, что на первый план выйдут производство предметов первой необходимости, средств связи и коммуникаций, глобальные инфраструктурные проекты, направленные на внутреннего потребителя.
И конечно, прежде всего понадобятся инженеры в отраслях, направленных на импортозамещение.
Как пояснили в пресс-службе Университета 2035, «подготовка инженерных кадров неразрывно связана с подготовкой специалистов в сфере современных технологий, IT, цифры, поскольку для обеспечения работы оборудования и сложных инженерных систем необходимы программисты, айтишники». Сегодня запрос на инженеров и IT-специалистов растет прежде всего в сферах, которые столкнулись с санкционными ограничениями: «В нефтегазовой отрасли, энергетике, металлургии, электронике, машиностроении». Член координационного совета «Деловой России» Михаил Сутягинский добавил к списку и химическую промышленность.
«В отдельных отраслях, где уже имеется задел (авиастроение, выпуск машин сельскохозяйственного назначения и др.), дополнительные инвестиции придадут новый импульс, и результаты будут ощущаться в ближайшие годы, – говорит Мирзабалаева. – Но в отраслях, производящих, например, компьютеры, технологии для добычи нефти и газа, медицинское оборудование и т.д., на разработку и внедрение соответствующей высокоточной технологии необходимо значительно больше времени. И необходимо четко это осознавать».
«До 2022 года спрос на инженеров и других специалистов в области науки и техники у российских работодателей был примерно равен спросу на экономистов и юристов, – сообщил «НГ» старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. – Текущие изменения в российской экономике действительно могут привести к росту потребности в инженерных специальностях на предприятиях».
При этом Сутягинский обратил внимание на то, что при развертывании сети инженерных школ нужно наладить четкую, прямую связь с предприятиями, сделав и сам процесс обучения гибким, чтобы его можно было перестроить исходя из задач. Потому что сами предприятия не всегда могут сразу cформулировать запрос на необходимые компетенции, потребности в дополнительных компетенциях могут формироваться уже в процессе реализации проектов. А как уточнили в Университете 2035, вузам важно не просто готовить специалистов по приоритетным направлениям, «но и заниматься развитием команд, в том числе студенческого технологического предпринимательства».
При оперативном отлаженном процессе период адаптации будет коротким. Но не сиюминутным. Между тем, если ориентироваться на обозначенные в правительстве сроки, что первый эффект в экономике от развертывания сети инженерных школ мы сможем увидеть уже к 2024 году, возникает вопрос: а что и как делать до этого срока?
Например, как считает Ляшок, переход на другие технологии и комплектующие начнется уже в ближайшее время, «и к 2024 году, когда новые инженерные школы начнут выпускать своих студентов, во многом уже закончится». И по его словам, «не стоит забывать, что и сейчас из года в год растет доля выпускников, имеющих технические специальности».
Как поясняет при этом Мирзабалаева, «проблему дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности на этапе до 2024 года необходимо решать практически индивидуально»: «Наиболее способных студентов необходимо прикреплять к наставникам, вовлекать в научные коллективы (пусть даже в роли лаборантов)».
Помогут и программы переподготовки из числа работающего персонала, господдержка для работодателей, готовых вкладываться в обучение персонала, перечислил Сутягинский.
Напомним, как ранее сообщала «НГ» (см. номер от 03.04.22) депутат Госдумы Оксана Дмитриева, в условиях импортозамещения и возрождения целых отраслей промышленности «мы стоим перед необходимостью призыва обратно на работу инженеров пенсионеров на заново возрождаемые рабочие места».
Правда, Мирзабалаева уточняет, что «возрастные инженеры не всегда работают в тех отраслях, которые определяют научно-технический прогресс», а ведь отрыв от реальной науки даже на полгода может стать барьером для возвращения к эффективной работе. Если же инженеры пенсионного возраста профессионально востребованы, то они, как правило, все еще работают, за них держатся, добавила Мирзабалаева. Но опять-таки все индивидуально.
Оксана Дмитриева, наоборот, подчеркивала, что «носителями трудовых навыков и инженерно-конструкторского потенциала являются люди старших поколений». «Возможно, ряд предприятий действительно обратится к уже ушедшим на пенсию инженерам – в текущих реалиях их опыт вновь может быть актуален», – полагает и Ляшок.
Отмена же для работающих пенсионеров полноценной индексации пенсий, как следовало из пояснений депутата, демотивирует таких инженеров пенсионеров возвращаться к трудовой деятельности. Более того, добавим, она может их подвигнуть как раз уволиться – особенно если не будет и роста зарплат.
«В нашей ситуации никто не мешает работодателям привлекать опытные кадры в случае необходимости с помощью денежного или нематериального вознаграждения. Использовать труд инженеров-пенсионеров можно и сейчас, все зависит от конкретных потребностей производства и мотивации, которую могут предложить работникам солидного возраста, – говорит Сутягинский. – Можно вспомнить советские традиции наставничества. Усилий одного предприятия недостаточно, должна работать специальная государственная программа, которая позволит организовать наставническую поддержку при подготовке кадров на системной основе».
Источник