Кто должен привлекать к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, если объект капитального строительства не подлежит государственному строительному надзору?
Особенно интересует кто должен привлекать к административной ответственности по ст. 9.5 ч. 1 КоАП РФ: строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, если объект капитального строительства не подлежит государственному строительному надзору?
Sergey Valerevich |
Кто рассматривает административные дела см. главы 22 и 23 КоАП РФ.
Кто возбуждает административное дело см. главу 28 КоАП РФ (ст.28.3).
Работа без разрешения: штрафы
привлекает к ответственности госстройнадзор (ст. 23.56 КоАП), либо судья (ч.2 ст. 23.1 КоАП),
а возбуждеает дело обычно в подобных случаях прокурор (ст. 28.4 КоАП) на основании чьей-либо жалобы
Только по жалобам и заявлениям? Никто не обязан следить за тем, чтобы строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществлялись на основании разрешения на строительство?
Sergey Valerevich |
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Если объект капитального строительства не подлежит государственному строительному надзору, то кто?
Только по жалобам и заявлениям? Никто не обязан следить за тем, чтобы строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществлялись на основании разрешения на строительство?
Теоретически — вся исполнительная власть, т.е. соответствующая администрация. А практически — никто.
У администрации есть много «рук», которые имеют отношение к строительству. Обычно это «архитектура», административно-техническая инспекция, «недвижимщики» и «земельщики». Но каждый из них действует на основании своего Регламента. И ни у кого в этих регламентах нет ни «следить», ни контролировать». Вот в Регламенте нашей архитектуры 159 пунктов, но об этом ни слова.
И это сделано по всей стране специально — для этого и строили демократическое общество. Поэтому если и главный архитектор, и прокурор ходят и своими глазами видят что что-то не так, они ничего не предпринимают. Потому что сказано «не надо кошмарить». И в обязанностях у них нет «ходить и смотреть». И штатов «ходоков» нет — их специально ликвидировали.
А реагировать они будут только в двух случаях:
1. Кто-то вышестоящий (например губернатор) спросит «А что за хрень тут строится, почему и зачем»?
2. Если поднимут кипеж рассерженные горожане и начнут писать жалобы. Причем именно граждане, а не организации. Вот тогда, по Закону, обязаны отреагировать. Реагирование обычно оказывается отпиской, но иногда бывают и результаты.
Получи разрешение! Ремонтные, строительные, земляные работы в охранных зонах подземных коммуникаций
И после многомесячных разборок может быть дело и до КОаП дойдет.
Если имеются ввиду юр.лица, то они тоже жалуются. Например, зачастую кто-то строит магазин, который мешает проезду на территорию какого-либо предприятия. Эти предприятия жалуются в прокуратуру.
Прокурор возбуждает дело и передает его в госстройнадзор, даже
передает дело не обязательно в городской ГАСН. Прокурор может передать дело и в Минстрой. Зависит от местоположения объекта
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Если имеются ввиду юр.лица, то они тоже жалуются. Например, зачастую кто-то строит магазин, который мешает проезду на территорию какого-либо предприятия. Эти предприятия жалуются в прокуратуру.
Жаловаться-то все имеют право. Только отношение к жалобам разное. Если «юрик» жалуется на «юрика», то это спор хозяйствующих субъектов. По понятиям прокуратуры это один жулик наезжает на другого. А если жалуются «просто люди», то это уже ущемление прав граждан.
Совсем другая «полочка» в прокурорской отчетности.
И любая власть больше обращает внимания на обращения граждан. Потому что они хоть раз в несколько лет становятся избирателями. И если они «завалят» на выборах мэра, то все связанные с этим мэром «юрлица», быстренько и проезды освободят, а то и вообще исчезнут. Разумеется их место займут другие приближенные.
У администрации есть много «рук», которые имеют отношение к строительству. Обычно это «архитектура», административно-техническая инспекция, «недвижимщики» и «земельщики». Но каждый из них действует на основании своего Регламента. И ни у кого в этих регламентах нет ни «следить», ни контролировать». Вот в Регламенте нашей архитектуры 159 пунктов, но об этом ни слова.
ShaggyDoc, все верно. Архитектура и прочие городские департаменты, архитектуры и управления градостроительства, инфраструктуры и прочего муниципальных районов, городских и сельских поселений в один голос твердят, что у них нет таких полномочий. Сами они протоколы об административных правонарушениях не составляют, но могут направить информацию в прокуратуру, если обнаружится факт нарушения.
На основани чего можно заставить архитектуры и прочие околостроительные «руки» прописать у себя в положениях и регламентах обязанности «следить» и «контролировать»?
fag85, с прокурором все понятно, он может направить протокол об административном правонарушении в суд.
Меня интересует не прокуратура, а кто кроме нее может и должен возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 9.5 КоАП РФ?
Госстройнадзор работает в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ, его не интересуют не поднадзорные ему объекты. Я спросил их, а кто занимается не поднадзорными вам объектами, мне ответили, что, наверное, органы местного самоуправления должны следить за ними. Не может же быть так, что не поднадзорные Госстройнадзору объекты оказывались вообще без надзора. Вот и появился вопрос, а кто должен надзирать за объектами не поднадзорными Госстройнадзору?
Госстройнадзор по поднадзорным ему объектам работает, проводит плановые и внеплановые проверки, а вот кто обязан следить за остальными объектами?
Sergey Valerevich |
Вы бы лучше пояснили что предполагается построить и где.
Участковый полицейский обязан ежегодно проводить профилактические обходы, может проявить интерес к новому объекту без адреса.
А госстройнадзор, кстати, входит в состав исполнительных органов местного самоуправления.
Меня интересует не прокуратура, а кто кроме нее может и должен возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 9.5 КоАП РФ?
а в чем принцип? прокурора мало? Я бы беспокоился не о том, кто должен возбуждать дела, а о том, кто подаст жалобу.
Например, участковый обязан вести паспорт на участок. И если появился неопознанный объект на участке, то он же не будет возбуждать дело, а максимум подаст жалобу.
Меня интересуют все объекты капитального стоительства, кторые не подлежат государственному строительному надзору.
Участковый полицейский обязан ежегодно проводить профилактические обходы, может проявить интерес к новому объекту без адреса.
В состав чего? Исполнительная власть и органы местного самоуправления — это не одно и то же.
Государственный строительный надзор объектов, указанных в п. 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Государственный строительный надзор объектов, кроме указанных в п. 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Вот мне и сказали, что если объект капитального строительства не попадает под государственный строительный надзор, осуществляемый федеральным или региональными органами исполнительной власти, то, возможно, надзирать за такими объектами должны органы местного самоуправления.
Sergey Valerevich |
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
ShaggyDoc, где может быть прописана эта теоретическая обязанность?
На основани чего можно заставить архитектуры и прочие околостроительные «руки» прописать у себя в положениях и регламентах обязанности «следить» и «контролировать»?
Есть Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ. В нем на местное самоуправление возложено огромное количество обязанностей, да ещё их постоянно пополняют всё новыми «полномочиями», передавая их с «центра» на «места», но не подкрепляя финансированием. Мол, как хотите, так и крутитесь.
В 131-ФЗ есть пункт
26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; |
Это полномочия, т.е. «желания». Но, чтобы реализовать их нужны «возможности». Для «осмотров» нужны люди, которые будут смотреть. А людям нужна зарплата. «Контроль» за ходом выполнения разрешения на строительство тоже нужен. Теоретически, по закону.
А практически большинство полномочий не выполняется в полной мере. При этом, чтобы прикрыть задницу конкуретных лиц на местном уровне принимаются всякие Регламенты, из которых выбрасывается всё, что невозможно (или неохота) выполнить.
И «заставить прописать» никого никак невозможно. Все эти «положения» проходили правовую экспертизу (федерального отделения Минюста) и одобрены. Даже если «хороший» губернатор области вдруг свихнется, и начнёт требовать «Исполняйте, Закон, сукины дети! Контролируйте!», то «сукины дети» сразу представят ему смету на реализацию закона и потребуют деньги из «губернаторского» бюджета — «требуешь — плати». По «рыку» губернатора они могут только какое-то разовое телодвижение сделать — проконтролировать какой-нибудь конкретный объект.
И даже «рык» Президента не поможет — ему точно так же объяснят — «Дэнги, дэнги давай, да». Вот в масшабе РФ ликвидировали лесную охрану (они контролировали), т.е. ликвидировали контроль. Потом стали жечь, гноить и вырубать леса, а вернуться назад уже нельзя. В строительстве контроль ликвидировали ещё раньше. Когда-то он был за всеми объектами, но это стало неудобно и его ликвидацию кому-то проплатили.
Источник: forum.dwg.ru
Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию. 1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 9.5
1. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном федеральным законом, указами Президента РФ, Постановлениями федерального Правительства, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под разрешением на строительство понимается документ, выдаваемый заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для реализации архитектурного проекта в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона заказчик (застройщик) — гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, — обязан иметь архитектурный проект, выполненный архитектором в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
3. По смыслу п. 1 ст. 24 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольную постройку) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, подлежат административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
Об административной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию данных объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, см. п. 4 комментария к ст. 8.1. О признаках жилого помещения, установленных законодательством, и общественного помещения см. п. 2 комментария к ст. 6.4, а также п. 3 комментария к ст. 7.21.
4. В соответствии со ст. 62 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Информация о наличии разрешения на строительство предоставляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями к визуальной информации данного вида, установленными органами архитектуры и градостроительства. Заказчик обязан предоставить информацию о сроках начала строительства в соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
— несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
— несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.
Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.
Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора РФ.
5. Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» разработка проектов организации и застройки территории указанных некоммерческих объединений осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. О порядке выдачи разрешения на строительство см. п. 2 настоящего комментария.
Порядок подготовки проекта организации и застройки территории рассматриваемых некоммерческих объединений, нормативы организации и застройки их территории, а также порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом некоммерческом объединении определены ст. 32 — 34 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
6. В соответствии с Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221, под разрешением на строительство понимается документ, разрешающий осуществлять для федеральных государственных нужд строительство объектов недвижимости федерального значения (включая создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение зданий, сооружений и их комплексов) с финансированием полностью или частично за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.
Специальным разрешением на строительство является документ, разрешающий осуществлять строительство объектов недвижимости федерального значения и любых иных объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения в соответствии со специальными правилами использования территорий и специальными градостроительными нормативами, а также документ, выдаваемый на основании лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.
Подготовка документов и выдача разрешений (специальных разрешений) на строительство определяются разд. II указанных Правил.
Приказ Госкомсвязи РФ от 15.12.1997 N 61 «Об утверждении Положения о порядке регистрации начала строительства, проведения экспертизы и выдачи разрешений на эксплуатацию законченных строительством объектов связи» утратил силу в связи с изданием Приказа Минсвязи РФ от 16.01.2003 N 3 «Об утверждении «Инструкции по работе органов государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации при вводе в эксплуатацию сооружений связи». 7. Применительно к строительной деятельности в сфере связи порядок ее санкционирования определяется Положением о порядке регистрации начала строительства, проведения экспертизы и выдачи разрешений на эксплуатацию законченных строительством объектов связи, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) от 15 декабря 1997 г. N 61 (в ред. Приказа от 25 июля 1999 г. N 39).
8. Применительно к инвестиционно-строительной деятельности, осуществляемой на территории г. Москвы (за исключением территорий федерального значения), условия выдачи разрешений на строительство определяются Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра г. Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ.
В соответствии с приложением 1 к указанному Положению под разрешением на осуществление градостроительной деятельности понимается правовой акт городской администрации о разрешенном использовании градостроительного объекта, являющийся составной частью разрешения на строительство и устанавливающий право застройщика на проведение комплекса работ по осуществлению инвестиционно-строительной деятельности по объекту недвижимости в соответствии с установленными к нему градостроительными требованиями и регламентами.
Разрешением на строительство является комплект документов, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт здания; ремонт, покраску фасадов; установку нестационарных объектов; перепланировку, переоборудование помещений; реконструктивные работы по объекту, строительные работы по использованию, благоустройству территории.
Под разрешением (ордером) на производство работ понимается документ, являющийся составной частью разрешения на строительство и выдаваемый специально уполномоченными Правительством Москвы органами контроля и надзора, дающий разрешение на производство отдельных видов строительных работ в соответствии с разрешением на осуществление градостроительной деятельности, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
В соответствии с данным Положением проведение строительных работ по объектам на территории г. Москвы производится исключительно на основании установленного (оформленного) права на их проведение и в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, кроме случаев, где в зависимости от вида работ оформления разрешения не требуется.
Заказчик вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии документов, исчерпывающий перечень которых определен п. 2 Положения.
9. Правовые последствия несанкционированного строительства определены п. 2 ст. 222 ГК. В частности, данным предписанием ГК предусмотрен снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Госстроя России, указанных в ч. 2 ст. 23.56 КоАП.
Источник: www.zonazakona.ru
Статья 9.5. КоАП РФ. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство
- влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Комментарии к ст. 9.5 КОАП РФ
1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.
2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.
3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).
4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.
5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.
6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.
7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988.
N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.
9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.
Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.
10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.
11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.
12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.
13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Источник: jurist-gp.ru
Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
Ст. 9.5 КоАП РФ в последней действующей редакции от 6 августа 2019 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Комментарии к ст. 9.5
Другие статьи раздела
Судебная практика по ст. 9.5 КоАП РФ
Дело № 310-АД16-3954 от 3 июня 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 308-АД16-1985 от 30 мая 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 307-АД16-5065 от 30 мая 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 306-АД16-6443 от 5 мая 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 303-АД16-5985 от 29 апреля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 308-АД16-5959 от 26 апреля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 309-АД15-19468 от 12 апреля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД15-20091 от 4 апреля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 304-АД15-14759 от 11 марта 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД15-15259 от 25 февраля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 308-АД15-16071 от 11 февраля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД16-1425 от 5 февраля 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 304-АД15-17648 от 28 января 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 306-АД15-15058 от 20 января 2016 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 310-АД15-16945 от 29 декабря 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 304-АД15-14739 от 29 декабря 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 309-АД15-11763 от 23 декабря 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 310-АД15-12578 от 7 декабря 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД15-12492 от 7 декабря 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД15-13036 от 18 ноября 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД15-13034 от 18 ноября 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 305-АД15-14284 от 13 ноября 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 301-АД15-11344 от 9 ноября 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 310-АД15-14292 от 5 ноября 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Дело № 310-АД15-10016 от 16 октября 2015 г. |
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Изменения ст. 9.5 КоАП РФ
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию с изменениями от 06.08.2019
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию с изменениями от 10.08.2017
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию с изменениями от 22.07.2011
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию с изменениями от 08.07.2007
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию с изменениями от 01.01.2007
- Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию с изменениями от 01.07.2002
Быстрый переход к статье
Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки
Ст. 9.5 КоАП РФ всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию кодекса. А также наш консультант ответит на ваши вопросы.
Если вы ищите поправки к статье 9.5 — ищите их в клубе!
Источник: dogovor-urist.ru