Отраслевые нормы в строительстве

Смена экономической формации в России и изменение концептуальных основ управления экономикой привели к противоречиям между требованиями нового рыночного порядка инвестиционно-строительной деятельности и старыми формами, правилами и методиками административного планирования и управления строительным производством.

Естественным образом отмирают важнейшие элементы старой административно-командной системы нормирования и ценообразования в строительстве, разрушаются связи плановых процедур определения предстоящих инвестиционных, строительных и эксплуатационных затрат.

Становится невозможным в рамках старых административных правил полноценно использовать основные принципы рыночного хозяйствования: – мониторинг рыночных цен; оптимальное планирование затрат; учет конъюнктуры рынка труда, машин и материалов; прогнозирование издержек жизненного цикла объекта инвестиций.

Наблюдается исключение из делового оборота действующих сметных и производственных норм на строительные процессы, которое приобретает массовый, цепной характер под влиянием научно-технического прогресса, внедрения зарубежной практики и широкого применения новейших технологий, материалов, оборудования, современных требований к качеству, срокам строительства и окупаемости капитальных вложений.

Нормы при строительстве жилого дома: отступы от границ участка, от других домов и т.д.

Не прошли бесследно десять лет работы в новых условиях перехода к рыночным отношениям, появились явные признаки изменения системы нормирования в строительстве, которые необходимо проанализировать, систематизировать и сформулировать в принципы и направления дальнейшего реформирования системы.

В настоящее время отсутствует внятная, транспорентная концепция и даже обоснованные предложения научно-методических основ формирования сметно-нормативных баз и отдельных сметных нормативов, отражающие рыночные условия в планировании и управлении инвестиционно-строительным процессом и воспроизводственными программами реконструкции и ремонта основных средств.

Пока нет общепринятых определений основных понятий сметного нормирования в новых условиях, отсутствуют современные дефиниции традиционных положений, которые могут быть использованы в новой системе, и формулировки рыночных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

В настоящее время требуется определение целей и разработка методики их достижения на основе рыночных постулатов, обоснование реальных и наиболее перспективных направлений реформирования системы и прогноз возможных последствий этих изменений для экономики строительства.

Подошло время подготовки, обсуждения и признание специалистами концептуальных решений, выявление текущих изменений системы и определение будущего рыночного порядка нормирования ресурсов в строительстве.

Административная система нормирования

Система нормирования ресурсов в строительстве, созданная для централизованной плановой экономики, с незначительными изменениями действует до настоящего времени.

В СССР была создана уникальная и самобытная система сметного нормирования в строительстве, учитывающая не только требования и задачи централизованного директивного планирования, но и традиции отечественной хозяйственной деятельности.

Обязательные к применению СНИПы в строительстве

Основой административной системы нормирования в строительстве являлась 4-х уровневая система норм и нормативов:

Производственные нормы предназначены для планирования, учета и контроля над использованием строительных ресурсов на объектах строительства, в подрядных организациях.

Область применения производственных норм – оплата труда рабочих и средств механизации строительства, контроль над списанием материалов и исходная база данных для формирования сметных норм других уровней управления.

Нормативы производственного уровня разрабатываются методами технического нормирования, которые обеспечены профессиональными методиками и имеют многолетний опыт практического применения («Положение о производственном нормировании расхода материалов в строительстве, СНиП 5.01.18-86», «Основы методики технического нормирования труда в строительстве», «Руководство по техническому нормированию труда рабочих в строительстве»).

Производственные нормативы разрабатываются опытно-статистическим методом, включающим натурные наблюдения рабочего процесса, определение фактического расхода ресурсов на рабочем месте (фотоучет) и статистическую обработку полученных данных с учетом интересов и ограничений системы.

Основными носителями нормативной информации производственного уровня являлись ЕНиР – единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (последнее издание Госстроя СССР 1987 г) и ОПНРМ – общие производственные нормы расхода материалов в строительстве (издание Минстроя СССР 1986 г).

Дополнительно к единым и общим производственным нормам в административной системе были разработаны ведомственные (ВНиР) и местные (МНиР) нормы и расценки. Общее количества производственных нормативов в советской системе нормирования ресурсов в строительстве составляло более ста тысяч нормативов.

Сметные нормы являются специально разработанными только для строительства экономическими показателями, упрощающими сложные и многоуровневые расчеты стоимости строительства, эффективности капитальных вложений и договорных цен.

Сметные нормы объединяют и усредняют расход ресурсов для рабочих операций в расчетные показатели потребности в ресурсах для строительных процессов, но при этом снижается точность, повышаются риски и ошибки экономических расчетов. Сметные нормы укрупняют производственные нормы базового состава до уровня строительно-монтажного процесса, имеющего вид законченной строительной продукции (конструкции или работы) и уникальную единицу измерения.

Степень укрупнения (агрегирования) сметных норм (элементные, укрупненные, сводные) определяется требованием к нормативной информации для решения задач на всех уровнях планирования и управления строительством, формирования договорных взаимоотношений для всех участников инвестиционно-строительного процесса.

В административной системе был разработан комплекс сметных нормативов: элементные сметные нормы ЭСН-84; единые районные единичные расценки ЕРЕР-84; сметные нормы и расценки СНиР-91; укрупненные сметные нормы УСН и расценки УР; прейскуранты на отдельные комплексы строительных работ; сметные показатели по видам строительных работ ПВР. Количество сметных нормативов, разработанных в системе директивного нормирования, составляли десятки тысяч нормативных показателей.

Область применения сметных нормативов: – расчеты обоснования инвестиций; определение стоимости строительства; подтверждение выделенных объемов капитальных вложений; расчеты потребности в ресурсах по специфицированной номенклатуре материалов; формирование лимитно-заборных карт; оформление заявок на фондируемые материалы в государственные органы материально-технического снабжения.

Разработка сметных норм носит в основном камеральный характер с использованием расчетно-аналитических методов калькулирования на основе производственных норм и других справочных материалов расхода ресурсов в строительстве.

В системе нормирования важное место занимали технологические карты рабочих процессов на типовые технологии строительного производства и устройство основных конструктивных элементов зданий и сооружений. По инструкции, в состав проектно-сметной документации на строительство должен быть включен комплект типовых технологических карт.

Сводные нормы административной системы нормирования стоимости строительства были представлены в виде укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и «миллионников» – норм расхода ресурсов на 1 млн. руб сметной стоимости для объектов отраслевого строительства, а для объектов реконструкции и капитального ремонта – на 1 млн. балансовой стоимости основных фондов.

Сводные сметные нормы разрабатываются на основе фактических данных расхода ресурсов по объектам-представителям или объектам-аналогам законченного строительства.

Сводные нормы – отраслевые и территориальные показатели стоимости строительства, в плановой экономике применялись для планирования капитальных вложений и централизованного материально-технического снабжения строек, для обоснования включения объектов в государственные планы строительства по областям, краям, республикам и по стране в целом.

Особенности нормирования ресурсов в рыночных условиях

Сегодня уже понятно, что многие важнейшие элементы административной системы нормирования в строительстве не работают в рыночных условиях.

Уже не востребована часть производственных норм ЕНиР ввиду отсутствия в них показателей расхода новых строительных материалов, расчеты с рабочими в строительстве выполняются не по нарядам разрядной сетки 1986 г., а по другим системам и критериям оплаты труда.

Ушли в историю нормы «миллионники» – планирование и распределение материальных ресурсов в строительстве государственными органами не контролируется и не регулируется, а решается самостоятельно самими предприятиями и собственниками инвестиционных ресурсов.

В тоже время качественное изменение принципов и приоритетов экономических расчетов требует уточнение определений, их смысла, содержания и введение новых дефиниций.

Отличительной особенностью новых условий нормативной работы в строительстве является отсутствие профессиональных организационных структур, которые ранее разрабатывали все виды строительных норм, нормативов и цен на основе единых директивных указаний административных органов власти и управления экономикой в СССР.

В период плановой экономики многочисленные отраслевые институты, проектно-сметные бюро, нормативные станции осуществляли сбор и обработку исходной информации для нормирования ресурсов и обеспечивали эту работу в короткие сроки и в единообразной форме.

В рыночной условиях хозяйствования сметные нормы являются справочной и рекомендуемой нормативной информацией и не могут применяться в одностороннем порядке любым субъектом инвестиционно-строительной деятельности. Действующие законы Российской Федерации запрещают вмешательство административных органов и должностных лиц в договорные отношения инвесторов, застройщиков и подрядчиков, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Потребность в экономических нормативах определяется спросом на эти услуги и заказом на их разработку. Массовая потребность в новых нормативах возникают при решении задач оптимального планирования и эффективного управления строительством, финансами и налогами на уровне предприятий заказчиков и подрядчиков, в подрядных строительных организациях.

Сегодня в законном порядке невозможно отменить ранее разработанные сметные нормы, или утвердить какие-либо новые нормативы межведомственного характера. Использование показателей нормативной базы в деловом обороте или отказ от их применения в расчете стоимости строительства самими участниками строительства делает сметные нормы действующими (востребованными) или недействующими.

До тех пор пока нормы и правила ценообразования в строительстве утверждаются, отменяются и публикуются в органах исполнительной власти и отраслевого управления, до тех пор сохраняется административный порядок планирования и управления стоимостью строительства.

Существующее состояние сметного нормирования

Практика сметного нормирования и ценообразования в настоящий переходный период вынуждено использует нормативы сметно-информационных баз, разработанных и утвержденных в СССР до 1991 г.

Некоторые изменения в действующей сметно-нормативной базе строительства имеют косметический характер, не затрагивают капитальных, концептуальных основ нормирования и не меняют их сущность механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью.

Количество новых сметных норм (для новых технологий и материалов), разработанных после 1991 г., в утвержденной Госстроем РФ нормативной базе ГЭСН-2000, в настоящее время крайне мало (несколько десятков) по сравнению с требуемой базой сметных норм на новые технологии – несколько тысяч нормативов и цен.

Новые нормы в ГЭСН-2000 не заменяют старые нормативы, а только дополняют и расширяют сметно-нормативную базу, разработанную в советский период. Новые нормы для новейших технологий и материалов вынужденно формируются по старым дореформенным правилам, методикам и формам, обеспечивая их однородность и возможность совместного применения старых и новых нормативов в сохранившейся затратной форме определения сметной стоимости строительства.

Широкое внедрение в практику ценообразования строительства государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2000) является примером избыточного государственного влияния и регулирования инвестиционно-строительного рынка.

Закрытость и конфиденциальность инвестиционно-строительной деятельности в настоящее время приносит максимальную административную ренту и поэтому не востребованы открытые, прозрачные модели экономических расчетов стоимости строительства и адекватные им новые сметные нормы, нормативы и цены.

Текущие цены на строительные ресурсы

Важнейшим элементом в новой системе нормирования строительства являются текущие цены на строительные ресурсы и услуги, которые учитывают рыночные условия инвестиционно-строительной деятельности в регионах.

Сметные цены в плановой экономике имели стабильное и долговременное действие. В рыночных условиях цена ресурса устанавливается постоянно во времени и по месту на основе конъюнктуры рынка, действия законов спроса и предложения и не зависит от субъективных желаний и требований участников строительной деятельности.

Текущие цены в новой системе нормирования становятся основной и решающей информацией в планировании, организации и управлении стоимостью инвестиционно-строительных программ. Без современного регионального и корпоративного мониторинга цен на строительные ресурсы новая рыночная система нормирования в строительстве не может полноценно функционировать.

Текущие цены в рыночной системе используются в виде фактических (отпускных) цен поставщиков и производителей ресурсов, средних (региональных) цен по специфицированному перечню ресурсов, групповых цен для номенклатурных групп строительных ресурсов и сводных цен по основным видам ресурсов в строительстве.

Текущие рыночные цены для полноценных сметных расчетов стоимости строительства могут быть получены только в системе регионального или корпоративного мониторинга стоимости ресурсов труда, орудий труда и предметов труда в строительстве.

Становится все яснее концептуальное положение, что если ресурс не включен в систему регионального мониторинга цен на ресурсы в строительстве, то разработка норм расхода этого ресурса в данной сметной базе не нужна.

Однако, ввиду отсутствия опыта рыночного мониторинга в практике ценообразования, наблюдение за текущими ценами на ресурсы в строительстве пока проводится на низком организационно-методическом уровне, а в некоторых регионах вообще не проводится.

Читайте также:  Квартиры на момент строительства

Качество мониторинга текущих цен на ресурсы в строительстве в значительной степени зависит от доступности, достоверности и объективности исходной информации:

Отсутствие опыта и фактических данных постоянного и стабильного наблюдения за ценами серьезно усложняют создание научно-обоснованных методик и разработку рекомендаций для формирования полноценных региональных и корпоративных систем мониторинга текущих цен в строительстве.

В настоящее время текущие цены рыночного характера, разработанные на основе наблюдения, анализа и обработки отпускных цен на ресурсы в регионе, подменяется ценами разработанных на основе базовых цен прошлых периодов с коэффициентами (индексами) пересчета цен в текущий уровень.

Основными проблемами современного этапа получения и применения текущих цен в строительстве являются:

Индекс изменения стоимости строительства определяется арифметическим отношением текущей (сегодняшней) цены к цене любого прошлого периода (базисной) какого-либо ресурса, группы ресурсов или комплекса строительных работ и при отсутствии постоянного наблюдения за ценами текущие индексы нормальным образом обосновать и рассчитать невозможно.

Плановые индексы для будущих периодов можно разработать только методами прогнозирования на основе текущих индексов для предыстории – длительного периода мониторинга цен в строительстве.

Индексы пересчета базисных цен на ресурсы в текущие цены являются вторичной нормативной информацией и широко применяются в период неопределенности экономических отношений, на этапе функционирования суррогатной экономики, при переходе от централизованной административной системы к рыночным отношениям. При установлении цивилизованного открытого порядка инвестирования и строительства индексы как субъективный инструмент определения стоимости отмирают и занимают соответствующее место и позиции в экономическом обосновании и нормативном обеспечении инвестиционной деятельности.

Текущие индексы изменения стоимости, как нормативные показатели ценообразования, способствуют решению задач приведение к сопоставимому виду сметных затрат, разнесенных по времени и территории:

расчеты обоснования инвестиций и эффективности капитальных вложений на жизненный цикл инвестиционного проекта.

Коэффициенты (индексы) не предназначены для определения абсолютных значений цен и стоимости на специфицированном уровне сметного расчета. Законодательство в России запрещает применение фиксированных коэффициентов (индексов) изменения цен, определение и регулирование стоимости строительства государственными и административными органами власти для всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности (постановление правительства РФ от 5.03.95 № 239 с изменениями от 16.06.01 «О государственном регулировании цен»).

Однако, вопреки действующему законодательству определение договорной стоимости строительства, и даже расчеты за выполненные работы, во многих регионах страны до сих пор выполняется с использованием индексов пересчета стоимости, рекомендуемой и утвержденной органами власти и административного управления.

В России, в силу огромной территории, уровень цен имеет значительные колебания в зависимости от мест производства ресурсов и транспортных затрат на доставку их на строительные площадки. В тоже время пока нет условий проведения полноценного мониторинга цен в каждом регионе страны, а государственные статистические данные не соответствуют рыночным стандартам.

В этих условиях необходима какая-либо информация, позволяющая получить уровень региональных индексов хотя бы в первом приближении. Однако здесь много нерешенных и не рассмотренных (даже пока не сформулированных) научных, методических, организационных и коммерческих проблем, без решения которых расчет таких индексов становится очередной фикцией суррогатной экономики.

Сметная норма включает комплекс дискрептивных характеристик, натуральных и стоимостных показателей расхода ресурсов, используемых при выполнении рабочего процесса – сметной работы.

Нормы расхода ресурсов в натуральных измерителях (ресурсные нормы) самые многочисленные показатели в нормировании строительства и самые востребованные в строительных фирмах, в организациях заказчиков-застройщиков и у других участников инвестиционно-строительной деятельности.

В основной массе сметных расчетов будущего строительства в настоящее время используются применительно старые сметные нормы для технологии строительства, установленной в директивной системе 80 годов прошлого века.

Сложность разработки новых сметных норм в одинаковой степени относится к формированию профессионального перечня современных сметных работ, к организации и методике расчета самих ресурсных норм, а также к регистрации и практике применения текущих цен на эти ресурсы, полученные по данным регионального рынка.

Нормы расхода в натуральных измерителях на новые работы, технологии и материалы принимаются по паспортным данным и техническим условиям изготовителей, а удельные показатели потребности в машинах и живом труде по старым нормам ЕНиР или по приближенным оценкам.

Сегодняшняя практика разработки сметных показателей расхода материалов ограничена нормированием строительных работ для новых технологий или материалов, отсутствующих в базе данных. В тоже время требуется пересмотр практически всех показателей старой сметой базы строительных нормативов.

Количество вновь разрабатываемых норм пока незначительно и в основном направлено на формирование разновидностей элементных норм для рабочих операций по типам, сортам и размерам нормируемых сметных рабочих процессов.

Ценность расценок в сметном ценообразовании заключается в их компактности, удобстве применения и возможности быстрого пересмотра и корректировки.

Точность расчета стоимости по сметным расценкам несколько ниже, чем в прямой калькуляции по сметным (ресурсным) нормам и текущим ценам, однако, это компенсируется простотой расчета и значительным снижением времени на разработку сметной документации.

Сегодня проблема сметных расценок заключается в том, что они утверждаются (рекомендуются) административными органами власти и управления (ФЕР-федеральными, ТЕР- территориальными) и, соответственно, нормы расхода, цены и правила формирования сметных расценок общего применения устанавливаются исходя из интересов и требований чиновников, а не независимых заказчиков и подрядчиков.

Применяемые в настоящее время административные сметные расценки ФЕР и ТЕР нарушают основной принцип рыночной экономики – договорной характер цены строительства. Сметные расценки, утвержденные Госстроем или администрацией в регионах, устанавливают лимит заработной платы рабочих в строительстве, используя в качестве расчетной тарифной ставки уровень прожиточного минимума оплаты труда рабочих на данной территории. Вследствие этого сметная заработная плата рабочих на конкретных объектах строительства, рассчитанная по расценкам ФЕР и ТЕР, в 2–3 раза ниже фактической заработной платы квалифицированных рабочих в строительстве.

Другая беда расценок действующей базы ГЭСН-2000 в их некомплектности – почти все расценки являются «открытыми», т.е. показатели расхода материалов по основным позициям сметной работе не оцениваются в текущих ценах. Использование таких расценок требует выполнения сметчиками трудоемких работ по поиску недостающих текущих цен, дополнительных расчетов и определения полной «закрытой» стоимости, что сводит на нет все преимущества применения сметных расценок в разработке сметной документации.

Очень важно на начальном этапе формирования новой рыночной системы нормирования в строительстве установить дефиниции и формулировки общих понятий.

Нормативы – экономические, технические, описательные и т.п. нормативные показатели, в соответствии с которыми производится работа или выполняются расчеты.

В рыночном ценообразовании и нормировании к нормативам относится весь комплекс нормативных документов, сметных норм, расценок, цен, методик и рекомендаций.

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо (расхода, потребности, технологий, правил расчета).

Нормы устанавливают отдельные конкретные правила нормирования и расчета количественных характеристик в нормативных документах. Норма в строительстве устанавливает признанные профессиональным сообществом условия и характеристики рабочего процесса, устройства конструкции или сооружение объекта.

Норма расхода ресурса – среднее, оптимальное количество ресурса (труда, механизации, материалов, финансов, времени), необходимое и достаточное на выполнение единицы работы (производства единицы продукции) установленного качества, в принятых условиях производства.

В плановой экономике нормы расхода ресурсов определялись как «максимально допустимое количество ресурса на выполнение работ:.» (Постановление Госплана СССР от 30.11.1979 г № 188 «Основные положения по нормированию расхода и запасов сырья и материалов в производстве»). Соответственно, все сметные нормативы административной системы были разработаны исходя из этого принципа. Такая формулировка позволяла директивно снижать нормативный уровень расхода ресурсов в сметных нормах для строительства.

Сметные нормативы – специально разработанные правила и показатели, предназначенные только для определения потребности в ресурсах и стоимости работ предстоящего (будущего) строительства или ремонта. Отражают средние условия строительного производства.

Сметная работа – законченный рабочий процесс, для которого разрабатывается комплекс характеристик и показателей, используемых при разработке сметной документации. Объединяются в базы данных (сметно-нормативные базы), в которых каждый норматив сметной работы имеет уникальное место и включает типовые показатели:

нормативные – удельный расход ресурсов, текущие цены, сметная стоимость работ, расчетные коэффициенты и индексы.

Сметная (ресурсная) норма – объединяет нормативные удельные показатели расхода ресурсов в натуральных измерителях, необходимые для выполнения единицы сметной работы.

Сметная расценка – включает нормативные стоимостные показатели сметной работы.

Новая система нормирования сохраняет иерархическое построение нормативов с последовательным агрегированием (укрупнением) нормативной информации при методическом и технологическом единстве и совместимости всех элементов и уровней системы.

  1. по уровням планирования и управления
    • элементные сметные нормы, единичные расценки (ЭСН, ЕР)
    • средние сметные нормы и расценки (СНиР)
    • укрупненные сметные нормы и расценки (УНиР)
    • объектные (удельные) показатели стоимости (ОПС, УПС)
    • по виду нормативных показателей
      • нормы расхода основных ресурсов
      • расценки прямых и общих сметных затрат
      • текущие (и базисные) цены и тарифы на ресурсы
      • относительные коэффициенты потребности для прочих и косвенных затрат строительства
      • текущие коэффициенты (индексы) изменения цен
      • прогнозируемые коэффициенты пересчета текущих цен
      • по методам определения норм
        • опытно-статистический
        • расчетно-аналитический
        • экспертный
        • модели формирования норма и нормативов
          • независимый рыночный мониторинг
          • профессиональное калькулирование
          • административное регулирование
          • коммерческое редактирование

          Существенным и важнейшим элементом создании рыночной системы нормирования является замена базовых показателей для новой системы сметного нормирования в строительстве. Вместо отмирающих производственных норм ЕНиР начальный уровень системы занимают нормы ЭСН, реформируемые как сметно-производственные нормативы.

          Несоответствие производственных нормативов планового управления (ЕНиР 1987г.) рыночным требованиям и методологическая невозможность их пересмотра или адаптации к рыночным условиям предопределяет замещение в системе нормирования старых производственных норм новыми показателями.

          Основой таких норм становятся ЭСН – элементные сметные нормы, которые раньше использовались исключительно для сметных расчетов, а сегодня реформируются в производственно-сметные нормы, заменяя и замещая производственные нормы ЕНиР и ОПНРМ.

          Новое качество норм ЭСН требует осмысления их новой роли и места в нормировании строительства и формулирования новых требований и ограничений к форме, составу, методам разработки и порядку их применения.

          Сегодня наблюдается естественный процесс дифференцирования старых ЭСН на подвиды работ по новым технологиям и материалам основных конструкций, разукрупнение сметных элементных норм на рабочие операции. Новые дифференцированные элементные нормы разрабатываются с указанием «типа» элемента, с использованием строительных материалов основных фирм-изготовителей или привязываются к фирменной технологии производства работ с особыми требованиями по качеству или срокам выполнения строительных работ.

          Это прогрессивное явление, которое позволить объединить на единой расчетно-методической основе нормативные показатели для решения задач производственного и сметного уровней управления ресурсами и стоимости строительства.

          Разукрупнение и дифференцирование старых элементных сметных норм позволяет использовать новые нормы ЭСН в качестве показателей планирования труда, организации заработной платы и контроля за списанием материалов на уровне подрядной строительной деятельности.

          Реформирование старых элементных норм в нормативные показатели сметно-производственного уровня (ЭСН) позволит восстановить утраченное в конце 20 века, место и значение технологических карт трудовых процессов. Соответствующий уровень технического нормирования в технологической карте отражает фирменный, высокопрофессиональный подход к строительному производству и значительно шире и глубже описывает фирменный строительный процесс, чем это возможно сделать в рамках сметных норм ЭСН общего пользования.

          Целесообразно к фирменным технологическим картам разрабатывать комплект норм расхода ресурсов в расширенном формате производственных и сметных показателей расхода ресурсов, как приложение к карте. Такие технологические карты строительных процессов с детал

          Источник: bricknews.ru

          Перечень типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и СССР

          Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, и нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости

          Постановление Минтруда России от 09.10.1995 № 57

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления

          Постановление Минтруда России от 25.11.1994 № 72

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек

          Читайте также:  Фонд жилищного строительства список многодетных семей

          Постановление Минтруда России от 02.12.1994 № 74

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормы выработки и времени на лесозаготовительные работы

          Постановление Минтруда России от 19.12.1994 № 82

          Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

          Укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на фрезерных, строгальных и долбежных станках в условиях ремонтных цехов и мастерских

          Постановление Минтруда России от 23.03.1994 № 26

          Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий

          Постановление Минтруда России от 10.09.1993 № 153

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации

          Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 86

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормы выработки, времени и нормативы численности на подготовительные и вспомогательные работы в лесозаготовительном производстве

          Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 90

          Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

          Укрупненные нормативы времени на горнопроходческие и нарезные горные работы шахт и рудников горнодобывающей промышленности и в геологоразведке

          Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 89

          Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления

          Постановление Минтруда России от 10.09.1993 № 152

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Укрупненные нормативы времени (нормы) на работы по ремонту термопластавтоматов (по видам ремонта)

          Постановление Минтруда России от 12.05.1992 № 12

          Работы по ремонту оборудования и машин

          Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий

          Постановление Минтруда России от 18.12.1992 № 57

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Укрупненные нормативы времени на изготовление протезно-ортопедических изделий (протезов нижних конечностей)

          Постановление Минтруда России от 02.09.1992 № 14

          Нормативы других производств и отраслей

          Нормы времени на обработку белья в прачечных с механизированной, полумеханизированной и ручной обработкой белья

          Постановление Минтруда России от 24.07.1992 № 6

          Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

          Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по бухгалтерскому учету для предприятий отраслей промышленности

          Постановление Госкомтруда СССР от 19.06.1991 № 111

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров

          Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации

          Постановлением Минтруда СССР 14.11.1991 № 69

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений

          Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 77

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих спортивных сооружений

          Постановление Госкомтруда СССР от 11.02.1991 № 33

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормы выработки (времени) на производство древесностружечных плит

          Постановление Госкомтруда СССР от 18.04.1991 № 89

          Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

          Межотраслевые нормативы численности рабочих, занятых на вспомогательных работах в автотранспортных предприятиях

          Постановление Госкомтруда СССР от 15.04.1991 № 87

          Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

          Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий

          Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 76

          Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

          Укрупненные нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы

          Постановление Госкомтруда СССР от 05.03.1991 № 63

          Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

          Нормы времени на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок наружного освещения

          Постановление Госкомтруда СССР от 13.02.1991 № 38

          Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

          Нормативы времени на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 08.01.1990 № 9/2-7

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые нормативы численности работников юридической службы на предприятиях отраслей промышленности

          Постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 10.07.1990 № 273/К-14-440/11-41

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по ремонту деревообрабатывающего оборудования (по видам ремонта)

          Постановление Госкомтруда СССР от 01.01.1990

          Работы по ремонту оборудования и машин

          Межотраслевые укрупненные нормативы (нормы) времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 10.10.1990 № 395/18-71

          Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на арматурные работы в производстве железобетонных изделий и конструкций

          Постановление Госкомтруда СССР и секретариатом ВЦСПС от 17.04.1990 № 158/5-94

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по ремонту резьбошлифовальных станков (по видам ремонта)

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.04.1990 № 162/5-105

          Межотраслевые укрупненные нормативы времени на открытые горные работы предприятий горнодобывающей промышленности, бурение

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.10.1990 № 404/18-94

          Межотраслевые нормы выработки и времени на работы, выполняемые на плодоовощных базах

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.04.1990 № 133/5-22

          Нормативы других производств и отраслей

          Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений

          Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469

          Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

          Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 № 233/13-15

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Единые нормы выработки и времени на производство щебня

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.10.1989 №341/21-78

          Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

          Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.04.1989 № 130/8-1

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.10.1989 № 343/21-80

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.04.1989 № 130/8-1

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24.10.1989 № 351/22-71

          Типовые нормы времени на изготовление столярных изделий

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1988 № 677/29-149

          Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

          Типовые укрупненные нормы времени на работы по ремонту станков с числовым программным управлением (по видам ремонта)

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13.01.1988 № 10/2-21

          Работы по ремонту оборудования и машин

          Типовые нормы времени на переплетные и картонажные работы

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 08.08.1988 № 447/21-108

          Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

          Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 327/17-42

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду на производстве

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 331/17-46

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Типовые нормы выработки и времени на лесопильные работы (работы, выполняемые на одноэтажных лесопильных рамах и круглопильных станках)

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 326/17-41

          Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

          Общемашиностроительные нормативы времени предназначены для нормирования многостаночных работ на металлорежущих станках

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.11.1987 № 695/30-49

          Нормативы численности рабочих, занятых обслуживание и подготовкой производства на открытых горных работах

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18.08.1987 № 504/24-3

          Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70

          Единые нормы времени на чертежные и копировальные работы

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13.02.1987 № 101/5-29

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Нормативы численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.1987 № 19/2-8

          Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

          Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.05.1987 № 342/18-14

          Слесарные, слесарно-сборочные, электромонтажные, жестяницкие и другие работы

          Типовые нормы времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.10.1987 № 602/28-54

          Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения)

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.03.1986 № 96/6-6

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Единые нормы времени на бурение скважин на нефть, газ и другие полезные ископаемые

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.03.1986 № 81/5-86

          Геологоразведочные и буровые работы

          Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24.09.1986 № 358/22-20

          Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 136/9-49

          Работы по уборке территорий и помещений

          Типовые укрупненные нормы времени на ремонт водопроводного и канализационного оборудования

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 137/9-50

          Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

          Типовые нормы времени на работы по комплектованию и учету кадров

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.04.1985 № 95/9-18

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Единые нормы времени на ремонт бурового оборудования и инструмента

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.09.1984 № 258/16-67

          Работы по ремонту оборудования и машин

          Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы

          Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.06.1984 № 189/11-64

          Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

          Типовые нормы времени на подготовку управляющих программ для станков с ЧПУ с помощью ЭВМ

          Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц

          Источник: mintrud.gov.ru

          СМЕТНЫЙ НОРМАТИВ

          Текст, ранее находившийся на этой странице, заподозрен в нарушении авторских прав на текст из следующего источника:

          Если вы хотите переписать статью, делайте это здесь: СМЕТНЫЙ НОРМАТИВ/Temp.

          Эта страница внесена в категорию «Википедия:Возможное нарушение авторских прав».

          Вниманию участника, разместившего эту статью

          Не редактируйте её сейчас, даже если вы собираетесь её переписать (следуйте указаниям ниже).

          Если владелец авторских прав на указанный выше материал разрешает использовать его на условиях GNU FDL, или если правообладателем являетесь вы, пожалуйста, сообщите об этом на странице обсуждения этой статьи.

          Если же разрешения на использование этого материала нет, то просим вас:

          • либо написать хотя бы хорошую болванку статьи на этой подстранице,
          • либо оставить всё как есть, и тогда статья будет удалена.

          Не следует копировать нарушающий авторские права текст на указанную подстраницу и редактировать его. Если факт нарушения авторских прав подтвердится, статья будет удалена вместе с подстраницей. Если вы взялись за написание новой статьи, не забудьте сообщить об этом на странице обсуждения.

          В случае если новый текст написан не будет, эта статья будет удалена через одну неделю после появления настоящего предупреждения.

          Исходный (возможно, нарушающий авторские права) текст этой статьи можно найти в истории изменений.

          Обратите внимание, что размещение в Википедии материалов, автор которых не дал явного разрешения на их использование в соответствии с лицензией GNU FDL, может являться нарушением законов об авторском праве. К участникам Википедии, систематически допускающим размещающие таких текстов, могут быть применены меры по техническому ограничению возможности редактировать страницы проекта.

          Несмотря ни на что, мы всегда рады вашим оригинальным статьям.

          Если вы автор этой статьи, прочтите руководство к дальнейшему действию

          Читайте также:  Нужно ли разрешение на строительство гаража и бани на своем участке

          СМЕТНЫЙ НОРМАТИВ

          Сметный норматив (сметная норма) – это документ, содержащий расценки на выполнение единичных или укрупненных строительных работ. Сметные нормативы регламентируют общественно необходимые, выраженные в натуральной форме размеры отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, — расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

          В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

          Единые нормы выработки и расценок (ЕНиР) и типовые производственные нормы расхода материальных ресурсов являются предпосылкой создания в строительстве единой нормативной базы. Цены на строительную продукцию устанавливаются путем нормирования элементов, из которых они складываются. Официально утверждаются нормы, ставки, цены, тарифы и т.д., на основе которых устанавливаются единичные расценки, которые представляют собой расценки на производство единицы конструктивных элементов и видов работ.

          Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

          Использование федеральных норм в регионах сопровождается их корректировкой с учетом цен на местные материалы. Территориальные же нормативы, выпущенные местными проектными институтами или региональными центрами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия и их использование в регионе гораздо удобнее и поэтому предпочтительнее.

          На разных стадиях проектирования могут использоваться приближенные или точные методы определения сметной стоимости. На стадии технико-экономического обоснования крупного проекта часто используется достаточно приближенный метод укрупненных показателей стоимости (УПС), в котором в качестве единичных расценок используются нормативные цены на единицу готового сооружения или его законченной части. Например, это может быть стоимость кубометра здания определенного типа с определенными технологическими и геометрическими параметрами или погонного метра проложенной коммуникационной сети. Применение этого метода позволяет с достаточной точностью оценить эффективность инвестиций или провести технико-экономическое сравнение вариантов сооружений или их частей. Все методы, рассмотренные ниже, могут быть отнесены к разряду точных.

          Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), региональные строительные нормативы разрабатывают региональные центры ценообразования в строительстве (РЦЦС).

          ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

          Существуют следующие виды сметных нормативов:

          ГФСН (Государственные Федеральные Сметные Нормы) – сметные нормы, вводимые в действие ФЦЦС;

          ПОСН (Производственно-отраслевые Сметные Нормы) – сметные нормы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственно-отраслевого строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли, для которой они разработаны;

          ТСН (Территориальные Сметные Нормы) – сметные нормативы, вводимые в действие РЦЦС для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона;

          ФСН (Фирменные Сметные Нормы) – индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия и специфику деятельности конкретной организации-исполнителя работ, находящегося в ведомственном подчинении.

          По единичным расценкам определяются прямые затраты по смете. Приплюсовывая к ним накладные расходы и плановые накопления, получаем сметную стоимость строительной продукции. Ее регулирование достигается путем сметного нормирования затрат на выполнение видов работ и конструктивных элементов.

          СТРУКТУРА СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

          Для определения сметной стоимости с 1.01.1991 г. в сборники включаются следующие показатели:

          • затраты труда рабочих-строителей, чел-ч;

          • заработная плата рабочих-строителей, руб.;

          • затраты труда машинистов, чел-ч.;

          • заработная плата машинистов, руб.;

          • нормы затрат основных строительных машин, машино-ч.;

          • нормы затрат по эксплуатации прочих машин, выполняющих вспомогательные операции;

          • нормы расходов основных конструкций, изделий и материалов (в физических единицах);

          • нормы расходов прочих вспомогательных материалов, руб.

          Все расценки на однотипные работы скомпонованы в сборниках по технологическому принципу: «Земляные работы», «Стены», «Кровли», и т.д. Один сборник может содержать от нескольких десятков до нескольких сотен расценок.

          Каждая единичная расценка сборника состоит из следующих элементов:

          • шифр – буквенно-цифровой код, включающий номер сборника и порядковый номер расценки в сборнике;

          • наименование работ или затрат – текст, определяющий существо производимой работы;

          • единица измерения – наименование единицы, в которой данная расценка измеряется;

          • числовые данные – денежное выражение стоимости единицы работы или затрат в рублях, а затрат труда – в человеко-часах.

          СПРАВОЧНИК ИНЖЕНЕРА-СМЕТЧИКА «СМЕТНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» 2009 Г.

          Часть III является продолжением справочников выпущенных Федеральным центром по ценообразованию в строительстве (ФЦЦС) в 2004 и 2006 годах. Справочник включает дополнительные элементные сметные нормы и единичные расценки в базисном уровне цен 2000 года на работы с применением новых технологий, оборудования, машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, в том числе импортного производства.

          Элементные сметные нормы и единичные расценки, включенные в данный справочник, могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и предназначены для определения сметной стоимости строительства ресурсным и базисно-индексным методами, а также для расчетов за выполненные строительные, ремонтно-строительные и монтажные работы.

          Нормы и расценки разработаны в составе сметно-нормативной базы 2001 года, являются дополнительными к сборникам Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и Федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) и применяются совместно с ними. На нормы и расценки распространяются Общие указания по применению сборников ГЭСН-2001 и ФЕР-2001, а также Технические части к соответствующим сборникам и их разделам.

          Нормы и расценки содержат вводные указания со ссылкой на ГОСТы, ТУ, результаты испытаний, сертификации, и включают в себя рекомендации по технологии производства работ. В необходимых случаях приведены таблицы, чертежи, рисунки. В техническую часть включены также необходимые поправочные коэффициенты: на условия производства работ, на изменения конструктивных решений.

          Элементные сметные нормы представлены в виде таблиц по форме ГЭСН-2001 и содержат подробный состав работ по норме и ресурсные показатели с выделением основных материалов. После нормы приводится единичная расценка в сметных ценах на 1 января 2000 года по базисному району. К расценке дается приложение, включающее в себя сметные цены на материалы и стоимость эксплуатации машин и механизмов.

          СОДЕРЖАНИЕ СПРАВОЧНИКА ИНЖЕНЕРА-СМЕТЧИКА «СМЕТНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» 2009 Г.

          1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ по применению сметных норм и единичных расценок на новые технологии в строительстве

          2. ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

          СБОРНИК № 01 Земляные работы

          ? Изменения и дополнения в Техническую часть

          СБОРНИК № 04 Скважины

          ? Бестраншейная прокладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметрами 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710 мм для под¬зем¬ных коммуникаций установками горизонтального направленного буре¬ния с тяговым усилием 80 тс (785 кH)

          ? Бестраншейная прокладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметрами 800, 900, 1000, 1200 и 1400 мм для подземных коммуникаций установкой горизонтального направленного бурения с тяговым усилием 200 тс (1962 кН)

          ? Бестраншейная прокладка стальных трубопроводов машиной горизонтального прессово-шнекового бурения типа 72-1200 G2 фирмы AMERICAN AUGERS

          СБОРНИК № 05 Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов Книга I

          ? Устройство из монолитного железобетона

          СБОРНИК № 06 Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

          ? Возведение конструкций в индустриальной опалубке типа

          ? Утепление ограждающих конструкций наружных стен монолит¬ным пенобетоном

          СБОРНИК № 08 Конструкции из кирпича и блоков

          ? Изоляция стен, фундаментов сухими смесями

          ? Кладка наружных стен из камней крупноформатных поризованных

          СБОРНИК № 10 Деревянные конструкции

          ? Установка блоков оконных из многослойного клееного бруса с двухкамерным стеклопакетом в каменных стенах жилых и общественных зданий

          ? Установка дверных приборов

          СБОРНИК № 11 Полы

          СБОРНИК № 12 Кровли

          ? Изменения и дополнения в Техническую часть

          ? Устройство кровель из рулонной кровельной стали

          ? Устройство кровель из металлочерепицы

          ? Устройство кровель из цементно-песчаной черепицы

          ? Устройство кровель из керамической черепицы

          ? Устройство кровель из битумной черепицы

          ? Устройство инверсионных кровель

          СБОРНИК № 15 Отделочные работы

          ? Устройство теплоизолирующей фасадной системы

          ? Оклейка стен стеклообоями с окраской

          СБОРНИК № 21 Временные сборно-разборные здания и сооружения

          ? Устройство и разборка временных заборов

          СБОРНИК № 22 Водопровод — наружные сети

          ? Изменения и дополнения в Техническую часть

          СБОРНИК № 23 Канализация — наружные сети

          ? Устройство круглых пластиковых канализационных колодцев

          СБОРНИК № 24 Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети. Книга I

          ? Бесканальная прокладка трубопроводов в изоляции из пено¬поли¬уретана

          ? Прокладка трубопроводов из гибких полиэтиленовых труб в изо¬ляции из пенополиуретана

          СБОРНИК № 24 Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети. Книга II

          ? Врезка в действующие стальные газопроводы низкого давления под газом со снижением давления

          СБОРНИК № 27 Автомобильные дороги

          ? Изменения и дополнения в Техническую часть

          ? Устройство бесшовного покрытия из горячих асфальтобетонных смесей комплектом высокопроизводительных машин

          ? Одновременное устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог по технологии асфальтоукладочным комплексом типа

          ? Демаркирование линий дорожной разметки демаркировочной машиной Stripe Hog 4000

          СБОРНИК № 29 Тоннели и метрополитены. Книга I

          ? Проходка шахтного ствола диаметром 8,4 м буровым стволопроходческим комплексом марки VSM 7700/5500 фирмы

          ? Прокладка инженерных коммуникаций методом микро¬тоннели¬рования проходческими комплексами типа AVN фирмы

          СБОРНИК № 47 Озеленение. Защитные лесонасаждения

          ? Комплексная санитарно-омолаживающая обрезка деревьев в стес¬нен¬ных условиях с применением альпинистской технологии

          3. ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ НА МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

          СБОРНИК № 08 Электротехнические установки

          ? Покрытие кабеля, проложенного в траншее

          4. ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ НА РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

          СБОРНИК № 51 ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

          ? Разработка грунта в отвал экскаваторами или с ковшом вместимостью 0,15 м3

          СБОРНИК № 57 ПОЛЫ

          ? Смена покрытий полов

          СБОРНИК № 63 СТЕКОЛЬНЫЕ, ОБОЙНЫЕ И ОБЛИЦОВОЧНЫЕ РАБОТЫ

          ? Смена и ремонт облицовки

          СБОРНИК № 66 НАРУЖНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ

          ? Восстановление внутренних поверхностей канализационных колодцев нанесением цементно-песчаной гидроизоляции

          ? Восстановление канализационных напорных трубопроводов методом

          СБОРНИК № 69 ПРОЧИЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

          ? Очистка помещений от строительного мусора

          ? Смена теплоизоляции перекрытий и внутренних стен подвала

          СБОРНИК № 71 КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. КНИГА I

          ЛИТЕРАТУРА

          • Фисун В.А. Экономика строительства. Учебное пособие — Москва: РГОТУПС, 2002.- 232 с. ISBN 5-7473-0103-9 ББК: 65 УДК: 69.003

          • Шундулиди А.И., Нагибина Н.В. Экономика отрасли (строительства). Учебное пособие — Кемерово: КузГТУ, 2006.- 119 с. ISBN 5-89070-473-7 УДК: 69.003

          • Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие — Москва: Юриспруденция, 2003.- 224 с. ISBN 5-9516-0023-5 ББК: 65.31 УДК: 338.4; 69

          СМ. ТАКЖЕ

          • ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве)

          • ФССЦ (федеральный сборник сметных цен)

          • Сметная стоимость строительства

          • Сметная цена строительного ресурса

          • Национальная ассоциация сметного ценообразования

          • Управление затратами на строительство

          Wikimedia Foundation . 2010 .

          Полезное

          Смотреть что такое «СМЕТНЫЙ НОРМАТИВ» в других словарях:

          документ сметный нормативный — сметный норматив Комплекс сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Примечание Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, сметные нормативы служат для определения сметной стоимости… … Справочник технического переводчика

          Государственные элементные сметные нормы на строительные работы — Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) это сборники государственных элементных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы. Сметный норматив отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема… … Википедия

          ФСНБ — (федеральная сметно нормативная база) это сборник федеральных сметных нормативов для расчета сметной стоимости строительства. Сметный норматив это документ, содержащий расценки на выполнение единичных или укрупненных работ. Сметные… … Википедия

          РМ 4-239-91: Системы автоматизации. Словарь-справочник по терминам. Пособие к СНиП 3.05.07-85 — Терминология РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам. Пособие к СНиП 3.05.07 85: 4.2. АВТОМАТИЗАЦИЯ 1. Внедрение автоматических средств для реализации процессов СТИСО 2382/1 Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

          Источник: dic.academic.ru

          Рейтинг
          Загрузка ...