Ответственность за эксплуатацию незавершенного строительства

Содержание

Возможен ли ввод в эксплуатацию части строительного объекта?

Согласно позиции Комитета по земельным отношениям и строительству Госдумы РФ ввод в эксплуатацию «достроенного» дома может быть осуществлен только после раздела земельного участка в соответствии с проектом межевания территории с образованием земельных участков, являющихся общим имуществом каждого отдельного многоквартирного дома.

Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 18.01.2016 N 3.31-21/20
http://www.consultant.ru/docum…

в настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации не запрещается осуществление строительства нескольких многоквартирных домов на одном земельном участке, за исключением случаев, если такой земельный участок предоставлен для комплексного освоения территории.
Как предусмотрено частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости.

Обзор изменений в законодательстве кадастровой деятельности


В этой связи в случае, если строительство нескольких многоквартирных домов осуществлялось на одном земельном участке, ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов может осуществляться только после раздела данного земельного участка в соответствии с проектом межевания территории с образованием земельных участков, являющихся общим имуществом каждого отдельного многоквартирного дома (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Комитет считает необходимым обратить внимание, что при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе после ввода его в эксплуатацию, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Сдано до ввода в эксплуатацию – Картина дня – Коммерсантъ

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Анастасия Бахтина и Алексей Александров объясняют, можно ли передать объект капитального строительства в пользование другому лицу до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Часть 1. Что скрывает объект незавершенного строительства.

Здание организацией построено, но не введено в эксплуатацию. Разрешение на строительство этого здания было получено. Здание планируется передать в безвозмездное пользование до оформления права собственности на него. Можно ли передать в безвозмездное пользование здание до регистрации права собственности на него?

Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ). Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, в свою очередь, подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст.

131, ст. 219 ГК РФ).

С другой стороны, передача вещи в безвозмездное пользование не устанавливает вещных прав на объект ссуды. Поэтому принципиальная возможность передачи объекта ссуды в пользование другому лицу не зависит от наличия вещных прав на него. Следовательно, обязательство передать вещь в пользование до возникновения права собственности на нее не является неисполнимым.

Если же признать, что наличие права собственности на момент передачи вещи в ссуду является необходимым элементом ссудных отношений, что вытекает из п. 1 ст. 690 ГК РФ, обязательство по передаче материального объекта, не являющегося объектом вещных прав, следует считать возникающим не из договора ссуды, а из иного, непоименованного договора, заключение которого не противоречит закону в силу принципа свободы договора (п.

2 ст. 1, п.п. 2, 4 ст. 421 ГК РФ).

Обратившись к судебной практике, можно заметить, что ранее, основываясь на приведенных положениях закона, суды зачастую признавали ничтожными договоры, направленные на передачу объекта капитального строительства во временное пользование другому лицу до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2011 N Ф07-3278/11, ФАС Московского округа от 15.02.2010 N КГ-А41/303-10, ФАС Волго-Вятского округа от 24.02.2010 по делу N А29-6054/2008).

Позднее в п. 11 постановления от 17.11.2011 N 73 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13) свою позицию по данному вопросу изложил Пленум ВАС РФ, разъяснив следующее. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (кроме случаев, если для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство).

Однако эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию является нарушением норм публичного права, не затрагивающим частноправовые отношения между участниками гражданского оборота. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды, поскольку закон не предусматривает такого основания недействительности сделок (как следует из п. 2 ст.

13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, соответствующее толкование норм права является обязательным для арбитражных судов). Исключение предусмотрено законом только в отношении самовольных построек (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

Аналогичный подход иллюстрирует постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 9798/12.

Основываясь на применении такого подхода к ссудным отношениям, следует признать, что отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не препятствует заключению договора ссуды в отношении возведенного объекта капитального строительства (за исключением случаев, когда такой объект представляет собой самовольную постройку) и не влияет на судьбу отношений, возникающих их этого договора (если объект ссуды соответствует условиям д

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2006 по делу N А17-405/1-2006

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2006 г. по делу N А17-405/1-2006
(извлечение)
Второй арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего судьи
судей,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии:
от истца: представителя по доверенности от 26.04.2006 М.
от ответчика: представителя по доверенности от 07.08.2006 Ш., представителя по доверенности от 07.08.2006 Ч., представителя по доверенности от 01.08.2006 Р., представителя по доверенности от 01.08.2006 О.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Закрытого акционерного общества «И.»

на решение Арбитражного суда Ивановской области
от 03 апреля 2006 года по делу N А17-405/1-2006,
принятое судьей,
по иску городской Администрации
к Закрытому акционерному обществу «И.»
о признании деятельности общества по эксплуатации объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. И., пр. Л., д. 9, и функционирующего в нем торгового центра «П.» незаконной и запрете эксплуатации этого объекта до получения в городской Администрации разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
установил:
городская Администрация обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Закрытому акционерному обществу «И.» (далее ЗАО «И.») о признании деятельности общества по эксплуатации объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. И., пр. Л., д. 9, и функционирующего в нем торгового центра «П.», незаконной и запрете эксплуатации этого объекта до получения в городской Администрации разрешения на ввод в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 03 апреля 2006 года со ссылкой на статьи 12, 129 п. 2, 1065 п. 1 Гражданского кодекса РФ деятельность ЗАО «И.» по эксплуатации объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: г. И., пр. Л., д. 9, признана незаконной, ЗАО «И.» запрещено использовать указанный объект до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При принятии решения суд исходил из того, что эксплуатация строения при отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является нарушением разрешительных полномочий органа местного самоуправления и градостроительного законодательства; со стороны ответчика имеются установленные грубейшие нарушения противопожарных требований строительных норм, что создает опасность причинения вреда как личности и имуществу граждан, посещающих торговый центр, так и юридических лиц, осуществляющих в объекте предпринимательскую деятельность.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО «И.» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.04.2006 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе городской Администрации в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает обжалуемое решение незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что использование объекта без подписанного акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта не является безусловным основанием для запрещения эксплуатации объекта и не запрещено действующим законодательством.
ЗАО «И.» ссылается на устранение нарушений противопожарных требований на момент обращения истца с иском в арбитражный суд и указывает, что в настоящее время отсутствует угроза причинения вреда и здоровью людей, а также имуществу юридических лиц, следовательно, оснований для запрета деятельности торгового центра «П.» не имеется.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что исковое заявление по настоящему делу подано ненадлежащим лицом, поскольку Администрация не указала в чем заключается нарушение ее прав или публичных интересов и не сослалась на федеральный закон, который предоставил ей право обратиться с данным заявлением в арбитражный суд.
Городская Администрация представила возражения на апелляционную жалобу, считает обжалуемое решение законным, обоснованным, соответствующим нормам процессуального и материального права и просит оставить решение Арбитражного суда Ивановской области без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 03 апреля 2006 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон, принимавшие участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, поддержали доводы и требования, изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО «И.» является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. И., пр. Л., д. 9, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.04.2001 г.
Постановлением главы города N 901-7 от 21.09.2001 г. ЗАО «И.» разрешено завершить реконструкцию кинотеатра «Ц.», расположенного по адресу: город И., пр. Л., 9.
По заявке ответчика для приемки объекта в эксплуатацию была назначена государственная комиссия. По результатам работы Государственной комиссии акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта не подписан представителем Отдела Государственного пожарного надзора города.
Действия и решения государственной приемочной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию ответчиком не обжаловались.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно постановлению Администрации области N 53-па от 04.06.2002 г. «О принятии территориальных строительных норм ТСН 12-314-2002 ИО «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории области» использование общественных зданий до утверждения акта приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию запрещается.
Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
Органы, выдающие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию проверяют и устанавливают его соответствие проектной документации, требованиям разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, приемка завершенного строительством объекта в эксплуатацию обусловлена фактом соответствия построенного объекта надлежащим образом согласованной проектной документации и предъявляемым санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик без приемки в эксплуатацию и без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приступил к эксплуатации реконструируемого здания кинотеатра «Ц.» как Торговый центр «П.».
Объект, не сданный в эксплуатацию, является объектом, незавершенным строительством, поскольку не создан и не построен. Следовательно, данный объект не может быть использован ни для проживания, ни для размещения административных офисов, промышленного производства или торговли, использование его возможно только для достройки.
Поскольку ЗАО «И.» приступило к эксплуатации объекта, не завершенного строительством, вывод суда о незаконности и противоправности действий ответчика следует признать обоснованным.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Материалы дела свидетельствуют, что Управлением государственной противопожарной службы по области установлены нарушения законодательства в области строительства, допущенные ЗАО «И.», в связи с чем направлено уведомление, указывающее, что эксплуатация недостроенного здания с массовым пребыванием людей и имеющего грубейшие отступления от противопожарных требований СНиП в любой момент может обернуться серьезной трагедией. К ответчику неоднократно применялись меры административного воздействия за нарушение правил приемки и ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, учитывая, что нарушение противопожарных требований, способных привести к аварии с негативными последствиями, подтверждается документально, решение суда о запрете ответчику использовать спорный объект до получения соответствующего разрешения, является правомерным.
Доводы заявителя жалобы о том, что на момент обращения истца с настоящим иском в суд нарушения были устранены, и угроза жизни и здоровью населения при эксплуатации спорного объекта отсутствовала, опровергаются материалами дела.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы представлены письма Управления государственного пожарного надзора от 03.04.2006 г. и Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по области от 02.08.2006 г., свидетельствующие о выявленных нарушениях действующих норм и правил, которые при чрезвычайных ситуациях могут создать угрозу жизни и безопасности посетителей и обслуживающего персонала торгового центра «П.», а также привести к авариям.
Доводы ответчика об отсутствии у Администрации права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском отклоняются по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Полномочия органов местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 73 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией объектов бытового обслуживания.
Таким образом, городская Администрация, обладая полномочиями на выдачу соответствующих разрешений на эксплуатацию строительства, вправе была обратиться в суд с иском о запрете незаконной деятельности ответчика.
При данных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, сделанные в нем выводы — установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в силу требований части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 03 апреля 2006 года по делу N А17-405/1-2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «И.» — без удовлетворения.
Постановление арбитражного апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.

Читайте также:  Кто предоставляет исполнительную документацию в строительстве

Оформление и ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства

Строительство любого здания всегда может оказаться под угрозой в случае, если денежных средств, необходимых для завершения строительства, не хватает. Бывает и так, что строительство невозможно закончить по каким-либо иным обстоятельствам. В таком случае владельцу здания нужно как можно внимательнее изучить законодательство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Оформление объектов незавершенного строительства

Кроме чисто технических сложностей, связанных с незаконченным строительством, собственнику придётся приложить и дополнительные усилия. Дело в том, что в таком случае придётся оформить в качестве незавершённого строительства то, что уже было построено. Это необходимо для того, чтобы собственник имел право продать эту недвижимость, а также взять кредит в банковском учреждении.

Недостроенные здания — это тоже недвижимость

Более 10 лет назад эти сооружения были добавлены в ГК РФ по такому признаку, как прочная связь с землёй. В случае, если владелец постройки уже является обладателем документа на право использования земельного участка, то зарегистрировать дом будет куда проще. Следует понимать, что без подобных документов здание (недостроенное) и вовсе не может существовать законно. Без документов любая постройка может быть отнесена к категории «самовольная постройка».

Момент возникновения объекта незавершённого строительства

Многие частные лица и компании ведут строительные работы по договору подряда. Как раз по этой причине прекращение строительных работ (оформленное юридически) является моментом, когда появляется объект незавершённого строительства. Если же дом или какое-либо иное сооружение возводили собственными силами, то его тоже возможно признать незавершённой недвижимость. Как это сделать?

Незавершенное строительство — оформление

  1. Необходимо написать заявление.
  2. Следующий этап — оплатить госпошлину (получить квитанции).
  3. Теперь остаётся сдать все документы на строение, а также заявление и квитанцию в Регистрационную палату.

Ввод в эксплуатацию объекта незавершенного строительства

Ввод в эксплуатацию незавершенного объекта выдаёт городская администрация. Выдача этого разрешения очень похожа на выдачу разрешения на строительство, поэтому этот этап знаком тем, кто уже начал строительные работы.

Источник: stayoneday.ru

Эксплуатация объекта незавершенного строительства — гражданское законодательство и судебные прецеденты

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2018 по делу № А60-13259/2018, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Вестапромсервис» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Кормильцеву Александру Михайловичу о признании незаконной эксплуатации помещений первого этажа объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 66:41:0703008:308 и о запрете эксплуатации данного помещения до ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства . К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Завод Промавтоматика». Арбитражный суд Свердловской области решением от 15.06.2018, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 и Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2018, в иске отказал. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить

на оплату услуг привлекаемых для обеспечения ее деятельности лиц – обществ «Рикавери Лаб», фирма «Аудит-Потенциал», ЧОП «Цитадель»; 1.4. необоснованное сохранение штатных единиц должника: начальник юридического отдела, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, начальник бюро документационного обеспечения, начальник отдела информационных систем, начальник бюро отдела информационных систем, что привело к уменьшению конкурсной массы должника; 1.5. не обеспечение сохранности имущества должника, выразившееся в непринятии необходимых и достаточных мер по восстановлению системы теплоснабжения имущественного комплекса путем ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства котельной, в результате чего сохранен риск возникновения техногенной катастрофы, гибели людей и полной утраты стоимости зданий и сооружений должника (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, общество «РТ-Капитал» просило отстранить Жаркову Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником. Общество с ограниченной ответственностью «Волжские коммунальные системы» (далее – общество «Волжские коммунальные системы») также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании неправомерными действий Жарковой Ю.В., выразившихся

незавершенного строительством объекта и после его уничтожения в период рассмотрения спора в отношении земельного участка, на котором находился объект. При таких обстоятельствах, учитывая также, что изначально объект незавершенного строительства был внесен в уставный капитал правопредшественника истца на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 12.007.1994 № 1896-р; за истцом зарегистрировано право собственности на указанный объект 30.05.2003; по договору аренды от 25.04.2005 № М-05-506808 земельный участок предоставлялся обществу «Орбис+» для эксплуатации объекта незавершенного строительства ; в целях реализации предоставленного права истец 10.04.2007 обратился в уполномоченный орган о предоставлении в собственность спорного земельного участка с кадастровым номером 77:05:01010:029 площадью 3 808 кв. м для использования в целях восстановления/строительства, использования и эксплуатации незавершенного строительством объекта, однако ответ на указанное обращение истцом получен не был; участок подставлен на кадастровый учет 18.04.2007, суд первой инстанции пришел к выводу о признании за обществом «Орбис+» права на льготный выкуп земельного участка, предусмотренный пунктом

нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения норм материального права. Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Москвичевой Т.А. и Полякова А.Н., суды исходили из того, что обжалуемое решение административного ответчика соответствует требованиям законодательства, указав, что до момента ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства , именно такой объект признается самостоятельным объектом недвижимости без возможности образования в нем иных объектов недвижимости, следовательно, запись о праве долевой собственности административных истцов на объект незавершенного строительства зарегистрировано в соответствии с правилами, установленными пунктом 49 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943. Поскольку квартира не существует в натуре как отдельное изолированное помещение с индивидуальными характеристиками и определенным месторасположением, внесение в ЕГРН сведений

лишь как объект не завершенный строительством); вступившим в законную силу судебным актом по делу № А23-3248/2015 отказано в признании права собственности на объект. При этом наличие объекта незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования в здание или сооружение, это может повлечь изменение его характеристик, состава помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода объекта в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания, сооружения. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию помещения, расположенного в объекте незавершенного строительства , признание права собственности на помещение в объекте незавершенного строительства действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, суды сделали вывод о том, что оспариваемый истцом ненормативный правовой акт соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований. При этом суды указали на то, что право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает при условии соблюдения установленного порядка его создания,

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Предоставленное собственникам зданий, строений, сооружений статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Как правильно указал суд первой инстанции, до завершения строительства эксплуатация объекта незавершенного строительства невозможна. Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии у ГКХ Нейзак Н.Е. исключительного права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка, по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта незавершенного строительства исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, может воспользоваться только после завершения строительства. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 01.03.2011 №14880/10 по делу №А65-36364/2009СА1-42 земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть

требованиях к их содержанию». 5. устранить нарушения, выразившиеся в эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствии полученного в установленном законом порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с требованиями статьи 55 ГрК РФ. На основании распоряжения административного органа от 27.10.2014 № 986 в отношении предпринимателя была проведена выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 15.09.2014 № 03/08/14, в ходе которой выявлен и зафиксирован в акте факт его не исполнения, так же зафиксирована эксплуатация объекта незавершенного строительства в отсутствии разрешения на ввод, что является нарушением статьи 55 ГрК РФ. По факту неисполнения предписания 21.11.2014 консультантом инспекции в отношении ИП Постовалова Б.В. составлен протокол об административном правонарушении и его действия квалифицированы по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ заявление и материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения. Суд первой инстанции, рассмотрев материалы административного дела, признал заявленное требование подлежащим удовлетворению

планировочной организации земельного участка») отвечающую требованиям статьи 48, статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; 5. Не допускать эксплуатацию объекта, не допускать нахождение посторонних лиц на объекте. Актом проверки от 21.11.2014 № 04-951 выявлено и зафиксировано, что предписание от 15.09.2014 № 03/08/14 не исполнено в полном объеме, также зафиксирована эксплуатация объекта незавершенного строительства в отсутствии разрешения на ввод, что является нарушением 55 ГрК РФ.

Предпринимателю выдано новое предписание от 21.11.2014 № 04/362/14, с требованием о необходимости устранения выявленных нарушений, а именно: 1. Пожарные резервуары защитить от замерзания воды. Основание: п. 9.17 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного Противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; 2. Обеспечить предусмотренный проектом объем воды в пожарных резервуарах для целей наружного пожаротушения (20 л/сек, с учетом продолжительности тушения пожара 3 часа). Основание:

объект незавершенного строительства готовностью 7% и площадью застройки 300 кв.м возведен на земельном участке площадью 0,24 га, предоставленном в бессрочное пользование для строительства административно-технического центра. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:020004:0141, площадью 4 053 кв.м. сформирован не как ранее учтенный в границах государственного акта и предоставлен в собственность не в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования. Целью предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:0141 постановлением главы администрации г.Владивостока от 16.10.2006 №2453 обозначена дальнейшая эксплуатация объекта незавершенного строительства (административно-технического центра), готовностью 7,3%, в то время как земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для эксплуатации уже существующих зданий, сооружений. Указанный правовой подход соответствует правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 № 8536/13 по делу № А40-45759/12-135-444. При таких условиях в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N№12668/12, договор купли-продажи земельного участка

в объеме, соответствующем перечню объектов, указанных в предоставленном генеральном плане (раздел II альбом I «Схема планировочной организации земельного участка») отвечающую требованиям ст. 48, ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

5. Не допускать эксплуатацию объекта, не допускать нахождение посторонних, лиц на объекте. Актом проверки от 21.11.2014 № 04-951 выявлено и зафиксировано, что предписание № 03/08/14 от 15.09.2014 не исполнено в полном объеме, так же зафиксирована эксплуатация объекта незавершенного строительства в отсутствии разрешения на ввод, что является нарушением ст. 55 ГрК РФ.

По итогам указанной проверки предпринимателю было выдано новое предписание №. 04/362/14 от 21.11.2014 сроком исполнения до 21.02.2015, которым было предписано: 1. Пожарные резервуары защитить от замерзания воды. Основание: п. 9.17 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного Противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; 2. Обеспечить предусмотренный проектом объем воды в пожарных резервуарах для целей наружного пожаротушения (20 л/сек, с учетом продолжительности тушения

земельном участке с кадастровым номером №. Срок действия разрешения на строительство до ДД.ММ.ГГГГ. За продлением срока действия разрешения на строительство, получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ГСК «Фортуна» не обращалось.

На земельном участке с кадастровым номером № находится объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью 1800 кв.м, адрес: Архангельская область, город Новодвинск, в районе жилого дома 19 по улице Южная. Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано за ГСК «Фортуна» ДД.ММ.ГГГГ. Эксплуатация объекта незавершенного строительства осуществляется. По заключению эксперта по строительной экспертизе ООО «Респект» от ДД.ММ.ГГГГ №-СЭ в отношении гаражного бокса №, расположенного в ГСК «Фортуна», выявлены отступления от требований строительных норм: не выполняется требование таблицы 9.8 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87»: неровности на вертикальной поверхности кладки значительно превышают допустимую величину (должны быть не более 10 мм); нарушено требование пункта 9.7.4 и таблицы 9.8 СП 70.13330.2012: толщина неармированных швов достигает 25 мм и

Источник: lawnotes.ru

Если Разрешение На Строительство Закончилось А Объект Не Сдан

Если Разрешение На Строительство Закончилось А Объект Не Сдан

У нас закончился срок действия разрешения на строительство индивидуального жилого дома,а дом еще не достроен. Разрешение вовремя не продлили,т.к. намеревались дом сдавать,но по семейным обстоятельствам не успели Разрешение ранее уже продлевали.Что нам делать для продления разрешения?

15 Мая 2020, 01:41, вопрос №1635918 Светлана Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь: Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линию для Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (2)

Если разрешение на строительство закончилось

*Договор долевого участия заключается только в письменном виде и подлежит обязательной государственной регистрации. Если В данном материале в сжатом виде указывается, как продлить разрешение на, поскольку для всей данной темы этот вопрос наиболее актуален.

Здравствуйте. Ст. 55 Градостроительного кодекса предусматривает следующее: 3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ

Читайте также:  Совместное строительство что это

Закончилась аренда земельного участка под строительство жилого не продлить аренду? Разрешение на строительство нет

соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

Однако, положения и ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3, п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих право на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в любом случае основываются на том, что право пользования гражданина на земельный участок возникло на основании ранее заключенного договора аренды.

Разрешение на строительство закончилось а дом еще не построен

Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. При этом в ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения таких объектов (с учетом нормативных технических документов в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.). Фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства (п. 3 Информации Минрегиона России по состоянию на 01.09.2014).

51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капи­тального строительства. По заявлению застройщика органы местного самоуправле­ния могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Строительство затянулось, аренда закончилась: что делать

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.12.2008 N 8985/08 разъяснил, что собственник объекта незавершенного строительства имеет преимущественное право на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства. Следовательно, орган власти не вправе отказать в заключении нового договора аренды земельного участка или в продлении договора аренды для целей строительства в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.

Предположим, изъятие участка застройщику не грозит, однако, по разным причинам окончание строительства откладывается на неопределенный срок. Разумеется, подвешенное состояние никого не устраивает, и хочется оформить свои права на объект незавершенного строительства.

Как поступить, если закончилось разрешение на строительство, что делать

Несмотря на прозрачность законодательства, многие застройщики не знают, что делать, если просрочено разрешение на строительство. Для начала стоит прийти в уполномоченный орган архитектуры и подать заявку. Сделать это можно лично, через Интернет или МФЦ (при наличии такой услуги). Если исходить из ГрК РФ заявителям доступно продление срока действия в автоматическом режиме на 1,5 года и более. Допускается продолжение работ по строительству и восстановлению в течение 10 суток с момента появления обстоятельств, не дающих закончить работы.

При возникновении препятствий, не позволяющих застройщику приступить к работам, вероятность отказа минимальна. Но это актуально при условии, если причины возникших проблем не зависели от строительной компании. Многие считают, что недостаток финансирования — достаточная причина для замораживания стройки. Это не так. При наличии такого объяснения автоматическое продление разрешения на строительство, если оно просрочено, исключено.

Сдача в аренду объекта капитального строительства, в отношении которого отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию

На основании выданного администрацией городского округа г. Салават Республики Башкортостан разрешения на строительство от 24.11.2010 N RU 03305000 обществом «Дом Быта» названное здание дома бытовых услуг реконструировано, осуществлено строительство пристроев.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды…»

Забыли продлить разрешение на строительство

Суд же обратил внимание на то, что согласно ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В данном случае застройщик представил технический паспорт объекта незавершенного строительства и кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства, из содержания которых следует, что готовность объекта незавершенного строительства (гаража) составляет 8%. Таким образом, застройщик подтвердил, что строительство по первоначальному разрешению было начато.

Если Разрешение На Строительство Закончилось А Объект Не Сдан

право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании право устанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного, и на , если в соответствии с законодательством Российской Федерации для создаваемого объекта требуется получение У Вас срок разрешения на истек, соответственно данное прекратило свое действие.

В некоторых случаях получать разрешающую документацию на строительство дома не нужно: Такие особенности предоставления разрешения на строительство следует знать каждому, кто хочет соорудить дом на собственном участке. Если участок не зарегистрирован, нужно позаботиться о сборе следующей документации: Когда все документы будут сданы, придется ждать около 10 суток, пока их будут рассматривать.

Если разрешение на строительство закончилось

До момента государственной регистрации застройщику принадлежит право собственности не на объект недвижимости, а на использованные при его строительстве материалы и конструкции. Самовольная постройка не подлежит государственной регистрации, так как она создается: — на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; — без получения на это необходимых разрешений; — с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Начиная с пункта 19 вышеупомянутой главы 6 Градостроительного кодекса РФ, весь дальнейший материал полностью освещает взаимоотношения застройщиков и государственных органов архитектурно-строительного надзора при местных администрациях, рассматриваются случаи и действия сторон, когда разрешение на строительство закончилось, когда этот документ просрочен (по какой причине, чьей вине). Устанавливаются наиболее общие случаи для возможности продления разрешения на строительство, регламентируется порядок продления разрешения на строительство и дается перечень основных документов, которые при этом требуются.

Административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Во избежание совершения правонарушения, до заключения договора аренды арендатор должен убедиться не только в том, что объект капитального строительства принадлежит арендодателю на праве собственности или ином законном основании, но и в том, что это помещение может быть использовано по назначению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, то есть потребовать от арендодателя предъявить разрешение на ввод в эксплуатацию.

Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Порядок регистрации объекта незавершенного строительства

  • Полезные свойства, не связанные с участком (так, не признается недвижимостью мощение) и независимые от других строений на участке. Постановлением АС ВВО от 12.01.2020 № Ф01-5406/2020 не признаны недвижимостью газопровод и электроподстанция, не имеющие самостоятельного значения, являющиеся частью неделимого комплекса недвижимости.
  • Неспособность к перемещению без ущерба. В постановлении АС ЦО от 19.07.2020 № Ф10-2556/2020 суд счел возможным признать недвижимостью фундамент, который не подходил для немедленного размещения на нем здания, нуждался в ремонте.

Что подразумевает законодатель под понятием «объект незавершенного строительства», он не раскрыл. Об особенностях регистрации прав на незавершенный строительством объект говорится в ст. 40 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2020 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ), где говорится о возможности стать легальным собственником такого объекта и разъясняется порядок регистрации объекта незавершенного строительства.

Источник: law-property.ru

Градостроительный кодекс РФ/Глава 8

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории

1. Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования Российской Федерации, документации по планировке территории, утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом федеральными органами исполнительной власти, осуществляется Российской Федерацией в полном объёме.

2. Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории, утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется субъектами Российской Федерации в полном объёме.

3. Возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления, осуществляется муниципальными образованиями в полном объёме.

Статья 60. Возмещение вреда, причинённого вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения

1. В случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения собственник такого здания, сооружения (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновлённым), супругу в случае смерти потерпевшего — в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью — в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью — в сумме один миллион рублей.

2. В случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнёрстве, соглашения о муниципально-частном партнёрстве, предметом которых являются строительство или реконструкция и эксплуатация (использование) такого здания, сооружения, возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляются концессионером, частным партнёром, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнёрстве, соглашением о муниципально-частном партнёрстве или если они не докажут, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

3. В случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения объекта незавершённого строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, требований безопасности при сносе такого объекта возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляются застройщиком, если застройщик не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

4. В случае, если гражданская ответственность лиц, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, за причинение вреда в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства либо части здания или сооружения, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения застрахована в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанные лица возмещают вред в части, не покрытой страховыми возмещениями, и в случае, если это предусмотрено федеральным законом, компенсационными выплатами профессионального объединения страховщиков.

5. Собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнёр, указанный в части 3 настоящей статьи застройщик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причинённый вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершённого строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии с частями 1 — 3 настоящей статьи, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к:

1) лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинён вред;

1.1) техническому заказчику, осуществлявшему от имени застройщика соответствующие функции по заключённым техническим заказчиком с иными лицами договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, вследствие недостатков выполнения которых причинён вред;

2) саморегулируемой организации в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если лица, указанные в пунктах 1, 1.1 и 4.4 настоящей части, выполнившие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, или лицо, осуществившее функции технического заказчика в отношении такого объекта, являлись членами такой саморегулируемой организации;

2.1) соответствующему Национальному объединению саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 2 настоящей части саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счёт такого Национального объединения, либо к саморегулируемой организации, в члены которой приняты технический заказчик и (или) лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинён вред, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счёт указанной саморегулируемой организации;

3) организации, которая провела государственную экспертизу результатов инженерных изысканий или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если вред причинён в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий или положительное заключение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

4) организации, которая провела государственную экспертизу проектной документации или негосударственную экспертизу проектной документации, если вред причинён в результате несоответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации или положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2 настоящей части;

4.1) утратил силу;

4.2) организации, которая провела экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, если вред причинён в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта и имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования;

4.3) организации, которая провела экспертизу проектной документации, в дальнейшем признанной экономически эффективной проектной документацией, если вред причинён в результате несоответствия указанных в части 5.1 статьи 49 настоящего Кодекса разделов проектной документации, подготовленной с использованием такой проектной документации, требованиям технических регламентов;

4.4) лицу, осуществившему в соответствии с частью 15.2 статьи 48 настоящего Кодекса подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, если вред причинён в результате несоответствия этих изменений предусмотренным частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям;

Читайте также:  Пошаговое строительство гаража из кирпича

4.5) организации, проводившей экспертизу проектной документации и осуществлявшей экспертное сопровождение внесения изменений в такую проектную документацию, если вред причинён в результате несоответствия этих изменений требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) результатам инженерных изысканий;

5) Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, если вред причинён в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям утверждённой в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

6. Лица, указанные в пунктах 1 — 5 части 5 настоящей статьи, несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, частным партнёром, указанным в части 3 настоящей статьи, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причинённый вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершённого строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований безопасности при сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию в соответствии с частями 1 — 3 настоящей статьи.

7. При недостаточности имущества государственного казённого учреждения, которое провело государственную экспертизу проектной документации и (или) государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, субсидиарную ответственность за вред, причинённый вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершённого строительства, несёт Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

8. Собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнёр, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причинённый вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему в период эксплуатации здания, сооружения на основании договора, заключённого с указанными собственником, концессионером, частным партнёром, соответствующие работы по содержанию и (или) обслуживанию здания, сооружения, вследствие недостатков которых причинён вред, в размере возмещения вреда и выплаты компенсации.

9. Если число собственников здания, сооружения составляет два и более, они несут солидарную ответственность за причинение вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения. При этом, если вред причинён в результате нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения одним из собственников, другие собственники, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причинённый вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения, а также выплатили компенсацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, имеют право обратного требования (регресса) к указанному собственнику.

10. Положения частей 1 — 9 настоящей статьи не распространяются на случаи причинения вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, части такого дома, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации такого дома.

11. Возмещение вреда, причинённого вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, его части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. В случае, если указанный вред причинён вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, внесению изменений в такую проектную документацию в соответствии с настоящим Кодексом, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, солидарно с техническим заказчиком, лицом, выполнившим работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, внесению изменений в такую проектную документацию в соответствии с настоящим Кодексом, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинён вред, ответственность несут:

1) саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, внесению изменений в такую проектную документацию в соответствии с настоящим Кодексом, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, или лицо, осуществившее функции технического заказчика в отношении такого объекта, являлось членом такой саморегулируемой организации;

1.1) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 1 настоящей части саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счёт такого Национального объединения, либо саморегулируемая организация, членом которой стали технический заказчик и (или) лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинён вред, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счёт указанной саморегулируемой организации;

2) организация, которая провела государственную экспертизу результатов инженерных изысканий или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если вред причинён в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий или положительное заключение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

3) организация, которая провела государственную экспертизу проектной документации или негосударственную экспертизу проектной документации, если вред причинён в результате несоответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации или положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

3.1) организации, проводившей экспертизу проектной документации и осуществлявшей экспертное сопровождение внесения изменений в такую проектную документацию, если вред причинён в результате несоответствия этих изменений требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) результатам инженерных изысканий;

4) Российская Федерация или субъект Российской Федерации, если вред причинён в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям утверждённой в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Статья 60.1. Возмещение ущерба, причинённого вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договора

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несут:

1) саморегулируемая организация в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества её членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого члена в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, возникшим на основании такого договора, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо на момент заключения указанного в настоящей части договора являлись членами такой саморегулируемой организации;

2) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 1 настоящей части саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счёт такого Национального объединения саморегулируемых организаций, либо саморегулируемая организация, членом которой стало лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее соответствующие обязательства по таким договорам, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на счёт указанной саморегулируемой организации.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации функций технического заказчика субсидиарную ответственность несут:

1) саморегулируемая организация в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества её членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого такого члена в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, возникшим на основании договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, исполнявшие от имени застройщика функции технического заказчика, на момент заключения такого договора являлись членами такой саморегулируемой организации;

2) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 1 настоящей части саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счёт такого Национального объединения саморегулируемых организаций, либо саморегулируемая организация, членом которой стал технический заказчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший функции технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счёт указанной саморегулируемой организации.

3. Размер компенсационной выплаты из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по указанным договорам по одному требованию о возмещении реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, либо вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства по таким договорам, заключённым от имени застройщика, а также неустойки (штрафа) по таким договорам не может превышать одну четвёртую доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества её членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого такого члена в зависимости от уровня его ответственности по соответствующим обязательствам.

4. В случае, если ответственность члена саморегулируемой организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства по таким договорам, заключённым от имени застройщика, застрахована в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, возмещают реальный ущерб, а также неустойку (штраф) по таким договорам в части, не покрытой страховыми возмещениями.

5. Возмещение реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, либо вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства по таким договорам, заключённым от имени застройщика, а также неустойки (штрафа) по таким договорам осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае ликвидации юридического лица — члена саморегулируемой организации исполнение гарантийных обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключённым таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется саморегулируемой организацией в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества её членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого из таких членов в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам. Заказчик по таким договорам имеет право требовать от саморегулируемой организации возмещения понесённого им реального ущерба, а также неустойки (штрафа) по указанным договорам в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае исключения сведений об указанной в части 6 настоящей статьи саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций исполнение гарантийных обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счёт такого Национального объединения.

Статья 61. Компенсация вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу физических лиц

1. При осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принять решения о компенсации определённым категориям физических лиц причинённого им вреда.

2. Компенсация органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу физических лиц, не освобождает лицо, виновное в причинении такого вреда, от ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

1. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение.

2. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причиняется, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном решением главы местной администрации.

5. Максимальный срок установления причин указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи нарушений законодательства не должен превышать соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.

6. По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы:

1) о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинён вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и его размерах;

2) об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;

3) о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

7. Заключение, указанное в части 6 настоящей статьи, подлежит опубликованию.

8. В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинён вред, могут принимать участие заинтересованные лица (застройщик, технический заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, лицо, осуществляющее снос, либо их представители, представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства) и представители граждан и их объединений.

9. Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, в случае несогласия с заключением могут оспорить его в судебном порядке.

Источник: ru.wikisource.org

Рейтинг
Загрузка ...