Овос и экологическая экспертиза в строительстве

Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в стадии разработки, однако её основы в любом случае должны составлять: цели, задачи (основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру при её организации и проведении. Главным моментом является комплексность и разносторонность в рассмотрении данного явления, включающего в себя различные стадии, в том числе ОВОС, государственную и общественную экологическую экспертизу намерений и проектных решений, экоаудит действующих объектов, задачи которого во многом перекрываются с функциями экологического контроля (мониторинга). Понимание этих вопросов важно для формирования основы знаний эколога-эксперта широкого профиля.

Как было указано выше (см. введение), в традиционном (узком) смысле, в соответствии с российским законодательством и юридической литературой, экологическая экспертиза (ЭЭ) определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС, а также связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Её принято рассматривать как предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов, нормативов, и иных объектов, веществ, материалов, решений и т.д. требованиям экологической безопасности и охраны ОС.

Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза.

На самом деле ¾ это более широкое понятие, охватывающее область социально-экологической, информационно-управленческой практики, включающей в себя:

оценку (исследование и прогноз) комплексного воздействия на окружающую среду, а также последствий намерений, планируемой или уже реализованной деятельности,

контрольную проверку обоснованности материалов и документов, её характеризующих, на соответствие экологическим требованиям, с учетом результатов оценки экологической ситуации и мнения общественности.

Тем самым, экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности, фактически сегодня включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которые вместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора устойчивого развития. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях ¾ от возникновения идеи, через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС ¾ на стадии его подготовки (ещё во время пректирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности.

В дальнейшем под термином «экологическая экспертиза» в данном пособии будет пониматься только государственная и общественная экспертиза, а оценка воздействия (ОВОС) и другие, законодательно пока не закрепленные термины виды ЭСХД (ЭО, ЭА и др.) – будут рассматриваться как отдельные понятия.

Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в России на стадии разработки, однако её основы, безусловно, составляют: цели, задачи (основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру при организации и проведении ЭЭ. Главное ‑ это комплексность в подходах, применение на различных стадиях подготовки и принятия управленческого решения соответствующих узаконенных процедур, в том числе государственной и общественной экспертиз (для намерений и проектных решений), ОВОС (для всех стадий деятельности), а также экоаудита (для действующих объектов), задачи которого во многом перекрываются с функциями сегодняшнего экологического контроля.

Понимание этих вопросов особенно важно для формирования основы знаний эколога-эксперта, поэтому они довольно подробно разбираются в настоящем пособии.

Цели экологической экспертизы и ОВОС в общем виде, принципиально совпадают и по закону заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также, в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы еще несколько шире, например, в соответствии с Директивой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается «воплощением предупредительной экологической политики», подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов переговоров и консультаций.

При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного решения экологическим требованиям, нацелена, прежде всего, на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с т.н. экологических показателей. Цель ОЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но, по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную экологическую информацию.

Задачиэкологической экспертизыи ОВОС в действующем российском законодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:

а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);

б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);

в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

Принципыэкологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе «Об экологической экспертизе», добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и действует принцип «платности» экологической экспертизы.

Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что «ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения(ст. 36), а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ГЭЭ. » (ст. 70).

Закон «Об экологической экспертизе» добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения (ст. 18): «. положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной ЭЭ. », а также то, что «. правовым последствием отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ». Это касается и международно-правовой деятельности: «. несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием признания его недействительным» Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает, что ЭЭ и ОВОС представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

Принцип независимости ивневедомственности относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз — от ГЭЭ (пока та не признает её результатов), а второй раз — от групповых общественных интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее сформировавшейся целью — доказать невозможность принятия решения о реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица, её проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчика документации.

Читайте также:  СНИП организация строительства в России

Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление, или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким правонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ, проведение референдумов и т.д.

Виды и типы экологической экспертизы в России находятся в стадии развития.В законодательстве определены два вида ЭЭ — государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).

Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных «объектовых» групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы. Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кроме Госкомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Однако только «ведомственный» подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтому для координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством и административно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере экологической экспертизы.

Отнесение типа ЭЭ или ОВОС к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.к. таких этапов может быть не менее 4-х (планирование, проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийное осуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной структуры этой деятельности). Сложность типизации экспертиз увеличивается тем, что на каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих в себе экспертные функции: экомониторинг, экологическое обоснование, ОВОС, предварительный экоаудит и собственно ЭЭ (государственная и/или общественная). В итоге получается матрица «парных» типов ЭЭ, например, «ОВОС проекта», или «ГЭЭ программы ликвидации (перепрофилирования и т.д.) предприятия», или «экоаудит предплановой документации» и т.д.

Субъектамигосударственной экологической экспертизы закон определяет «государственные органы и экспертные комиссии. », а в законе «об экологической экспертизе» уточняются их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, и вводится понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы» (ст. 13). Таковыми являются: «федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды — Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ».

Помимо этого, в определении условий природопользования и, соответственно, их согласовании, предшествующем экологической экспертизе, участвуют следующие органы государственного контроля и надзора (на федеральном уровне):

1. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем).

2. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российской Федерации.

3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в части геологии и использованию недр, а также водных ресурсов).

4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).

5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).

6. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).

7. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство).

8. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Департамент охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России).

9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), с 30.05.98 г. подчиненная Госкомэкологии РФ.

Условия землепользования в обязательном порядке согласуются с основным землепользователем.

При изменении условий природопользования в процессе проектирования или при истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные согласования этих изменений до представления материалов в территориальные органы государственной экологической экспертизы.

Закон «Об экологической экспертизе», рассматривая субъекты ЭЭ, впервые определяет понятия «экспертная комиссиягосударственной экологической экспертизы» (ст. 15) и «экспертгосударственной ЭЭ» (ст. 16). Кроме того, этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента, Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст.

5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права и обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8).

В учебно-правовой и другой литературе указывается, что субъектами ЭЭ и ОВОС должны выступать, как правило, не одна, а как минимум три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную ЭЭ или проводить ОВОС. Подрядчиком (исполнителем)обычно является НИИ или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу (ОВОС), или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует считать предприятие (организацию, учреждение), объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа, а также население. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим, в самом широком смысле, в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать следующие:

— широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую в ГЭЭ или при проведении ОВОС в качестве наблюдателей;

— представителей научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе, т.е., фактически проводящих первичную стадию — экологическое обоснование и/или ОВОС ;

— работников государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений, (в т.ч. ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о нарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов экологической экспертизы или аудита (ЭА);

— персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА.

Объектыэкологической экспертизы и ОВОС, как правило, совпадают. В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов,подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

К предплановыми материалам (работам) относятся документы информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в т.ч. районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и территорий (в т.ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая и сметная документация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий (см. раздел 3.3.1). К объектам экологической экспертизы законом отнесены также экологические обоснования сертификатов.

Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объекты государственной ЭЭ определены в Законе «Об экологической экспертизе». Кроме вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет в качестве них следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, проекты материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти РФ и ее субъектов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на соответствующей территории и т.д. (около 20 типов материалов).

Существенно новым, с т.з. объектов ЭЭ, является то, что к ним относятся теперь и объекты государственной ЭЭ, ранее уже получившие положительное заключение, в случае: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ), изменения условий природопользования, реализации объекта экспертизы с отступлениями от документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения изменений в эти документы, истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, внесения в проектную документацию изменений после получения положительного заключения государственной ЭЭ.

Читайте также:  Требуется ли разрешение на строительство гаража на своем участке

Все вышеуказанные типы объектов ГЭЭ конкретизируются и дополняются принимаемыми подзаконными актами в данной области. Разработан конкретный Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации, на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Перечень закреплен в Положении «Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ». Он содержит 33 основных типа объектов и видов деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности, производительности, тепловой нагрузки (например, ТЭЦ), объемом отходов или хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов, позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.

Исследования, проведенные ВНИИ природы, уточняют перечень экологически опасных объектов и видов хозяйственной деятельности (в соответствии с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

1. Объекты ядерно-топливного цикла — установки, предназначенные для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов, ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты — атомные, гидравлические и тепловые электростанции и крупные установки для сжигания топлива мощностью 300 МВт пара и более.

3. Черная и цветная металлургия — установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия, за исключением производства без литейных и предприятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, за исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность — химические комбинаты, предприятия по извлечению, производству и переработке асбеста и асбестсодержащих продуктов (асбестцементной продукции — мощностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных материалов — мощностью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий — в объёмах свыше 200 т/год ), стекла, минеральных удобрений, пестицидов и других ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство древесной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объёмом 200 т и более.

9. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия — предприятия с гидромеханизированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте- и газопродуктопроводы диаметром труб более 300 мм и магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс.куб.м), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (емкостью 5 тыс.т и более), пестицидов (мощностью 850т и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения, аэропорты длиной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них, принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки вагонов.

18. Животноводческие комплексы — свиноводческие (50 тыс.голов и более), по откорму молодняка КРС (6 тыс.голов и более), КРС (1200 коров и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магистральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы поверхностных вод производительностью более 1 куб. м /сек и подземных вод при заборе воды 10 млн. куб. м и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.) отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения — мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного (областного) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гидротехнических и других промышленных объектов).

На все объекты, расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.

Источник: studopedia.ru

Что такое Оценка воздействия на окружающую среду?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — обязательное условие безопасной хозяйственной деятельности любого предприятия или организации в России. По результатам оценки вы сможете принять экологически ориентированное управленческое решение о реализации планируемой деятельности — строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятия

Проект оценки воздействия на окружающую среду поможет:

  • оценить уровень влияния производственного процесса предприятия на экологическую ситуацию
  • предотвратить возможные опасные последствия и обеспечить своевременное проведение мероприятий для минимизации вредного влияния на здоровье людей и окружающую природу

Больше информации о наиболее важных аспектах проведения оценки воздействия на окружающую среду в нашем лаконичном и структурированном справочнике: Подробнее об ОВОС

Что включает в себя ОВОС

  • Определение необходимого уровня экологической, социальной оценки воздействия от намечаемой хозяйственной деятельности
  • Исследование состояния окружающей среды, ее наиболее уязвимых компонентов (включая все виды инженерных изысканий)
  • Социально-экономическую оценку планируемой деятельности
  • Оценку воздействия на окружающую среду с учетом альтернатив реализации, целей, способов их достижения
  • Проведение общественных слушаний, изучение общественного мнения по проекту хозяйственной деятельности
  • Разработку мероприятий, которые уменьшают, смягчают или предотвращают негативные воздействия. Оценка их эффективности, возможности реализации
  • Сопровождение рассмотрения материалов ОВОС в рамках проведения градостроительной экспертизы проектной документации, Государственной экологической экспертизы

Цели проекта ОВОС

ОВОС по национальным стандартам:

  • Прохождение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации
  • Прохождение градостроительной экспертизы проектной документации (ЭПД)

Environmental and Social Impact Assessment (ESIA) (ОВОС и СС) по международным требованиям:

  • Положительное решение по финансированию объекта с привлечением средств Международной финансовой корпорации (МФК), входящей в Группу Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

Преимущества заказа ОВОС в EcoStandard group

  • Опыт разработки технически сложных проектов
  • Опыт взаимодействия с общественностью в сложных объектов
  • PR-поддержка строительства и реконструкции проектов
  • Опыт согласования проектов в экспертизах разного уровня
  • Расчета ущерба водным объектам и его согласование в Росрыболовстве
  • Опыт работы над проектами в разных регионах
  • Нацеленность на результат
  • Наличие собственной лаборатории для проведения изысканий
  • Если объект подлежит ГЭЭ, мы разработаем и согласуем ОВОС, а также поможем с общественными слушаниями

Почему выбирают нас?

20 представительств позволяют оперативно выезжать на объекты, расположенные по всей стране – от Калининграда до Владивостока, и сокращать сроки проведения работ без потери времени и качества документации.

Все наши работы застрахованы. Мы успешно реализовали уже более 35 000 проектов, имеем большой опыт согласования с надзорными органами, тесно взаимодействуем с органами исполнительной власти, поэтому первыми узнаем об изменениях законодательства, оперативно на них реагируем и выполняем работы без ошибок.

Заказчика ведет специалист, который помогает отвечать органам власти, присутствует на проверках и выстраивает систему менеджмента. Среди наших кейсов – более 20 000 проектов по экологическому сопровождению, поэтому мы точно знаем, как освободить клиента от лишних забот и сделать проект максимально комфортным для него.

Выполняем работы разной сложности для всех объектов бизнеса: от малого предпринимательства до крупных государственных корпораций. Работаем со всеми сферами: от строительных компаний до нефтехимических предприятий.

Большой штат профессионалов с опытом работы от 3 до 10 лет и более позволяет нам закреплять отдельного специалиста за каждым заказчиком и обеспечивать выполнение всех законодательных требований на вашем проекте.

Все пробы анализируются и проверяются в нашем аккредитованном исследовательском центре. Мы не обращаемся к посредникам, поэтому гарантируем качество, оперативность и доступность услуг в любой точке России.

Этапы работ

Позвоните нам по номеру +7 495 281 40 91 или заполните онлайн-заявку, и наши специалисты свяжутся с вами

Вы получаете все необходимые документы. Мы оказываем бесплатную консультационную поддержку даже после окончания проекта

Разрешительная документация

Закажите ОВОС

Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами

Проекты

Журнал

Сроки сдачи сведений, отчетные организации, требования и способы подачи данных — эксперты EcoStandard group рассказывают, чем отличается предоставление сведений в региональные кадастры отходов в разных уголках страны

«Новые Известия» собрали мнения экспертов о законопроекте по отмене ГЭЭ. Комментарий изданию дала Ольга Зацепина, руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group

В современном мире проблема сбора и утилизации мусора стоит очень остро. Неконтролируемое обращение с отходами, с бытовыми или с промышленными, представляет опасность для экологии. Один из инструментов контроля над обращением с ними — это ПНООЛР

Новости

В рамках проекта эксперты EcoStandard group провели инвентаризацию отходов и источников загрязнения воздуха

Справочник ОВОС

При проведении ОВОС объектов заказчиков EcoStandard Group руководствуется следующими принципами охраны окружающей среды и регулирования природопользования:

  • предотвращение потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности
  • проведения государственной экологической экспертизы
  • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду
  • рассмотрение альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности)
  • включение в материалы по ОВОС лишь научно обоснованных и достоверных данных
  • учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы

Наши эксперты окажут поддержку на протяжении всего процесса согласования проекта ОВОС до получения положительного заключения

Читайте также:  Основы экологического права в строительстве

1 этап — составление уведомления, предварительная оценка и составление технического задания, включая:

  • подготовку и передачу в органы власти документации, содержащей описание планируемой деятельности
  • информирование общественности и заинтересованных сторон о намечаемой деятельности через СМИ и другие источники информации
  • проведение предварительной ОВОС

2 этап — проведение исследований по ОВОС и подготовка заявления о воздействии на окружающую среду

3 этап — проведение общественных слушаний для ознакомления с материалами по ОВОС намечаемой деятельности

4 этап — подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС и предоставление на государственную экологическую экспертизу

Разработка материалов ОВОС обязательна для прохождения государственной экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе в Российской Федерации» осуществляются:

  • государственная экологическая экспертиза
  • общественная экологическая экспертиза (по инициативе граждан и общественных организаций или органов местного самоуправления)

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью оценки соответствия намечаемой экологической деятельности экологическим требованиям. Кроме того, в том числе на основании положительного заключения ГЭЭ выдается разрешение на ведение намечаемой деятельности и на получение отдельных видов лицензий

Соблюдение основных принципов при проведении экологической экспертизы позволяет получить полные, точные и обоснованные выводы. К этим принципам относятся:

  • презумпция (признание) потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности
  • обязательность проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы
  • комплексность оценки воздействия на природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы
  • независимость экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы
  • проекты строительства, реконструкции, ликвидации объектов I категории НВОС
  • новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества
  • проекты стандартов и нормативов

Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислен в ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ, регионального уровня — в ст. 12 ФЗ № 174-ФЗ

Источник: ecostandardgroup.ru

Соотношение процедур оценки воздействия на окружающую природную среду и экологической экспертизы

Это взаимосвязанные элементы единого правового института. Именно поэтому в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации используется понятие национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которое объединяет рассматриваемые процедуры.

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза преследуют практически одни и те же цели и задачи: проанализировать и оценить возможное вредное воздействие на окружающую среду, установить соответствие мер по предотвращению такого воздействия, предусмотренных в соответствующей документации, требованиям законодательства об охране окружающей среды.

Несмотря на такую общность, ОВОС и государственная экологическая экспертиза — разные процедуры. Так, имеются различия в предмете данных процедур.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям; ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Также ОВОС осуществляется на стадии разработки обосновывающей документации, нередко еще до начала процесса проектирования, а экологическая экспертиза — в отношении предпроектной документации или уже законченной проектной документации, которая представляется на экспертизу.

Кроме того, ОВОС проводится самим инициатором предполагаемой хозяйственной или иной деятельности — заказчиком или исполнителем (это его обязанность), а государственная экологическая экспертиза — экспертными комиссиями соответствующих государственных органов.

Государственная экологическая экспертиза по своему характеру является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют соответствующие органы, в то время как ОВОС не может рассматриваться как функция управления, поскольку она осуществляется инициатором предполагаемой хозяйственной или иной деятельности.

Что касается общественной экологической экспертизы, то она является неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц и так же, как и ОВОС, не является управленческой функцией.

Источник: studref.com

Экологическая экспертиза — проект ОВОС

Проект ОВОС

ОВОС — это оценка воздействия на окружающую среду. Процесс выявления вида экологической опасности. Ее интенсивности, воздействия на природную среду и среду обитания человека. Полный мониторинг ОВОС включает не только изучение влияния на внешнюю среду проектируемого объекта. Но и определение альтернативных видов хозяйствования.

Изучение экологического и ресурсного потенциала местности. Экологическую экспертизу. А также составление отчетов по оценке воздействия на окружающую среду.

Согласно законодательным требованиям по анализу негативного влияния. Проект ОВОС разрабатывается на каждый отдельный объект. Строящийся, производственный или перерабатывающий. Для юридических или физических лиц. Обязательно должен пройти согласование в экспертизе. Территориальной экспертной экологической комиссии.

Отделении Минприроды РФ и отделении Госкомэкологии РФ. Экологическая экспертиза необходима для комплекса природоохранных мероприятий. Разработка проекта ОВОС необходима для решения следующих задач. Выявления и предупреждения неблагоприятных экологических последствий хозяйственной деятельности. С целью разработки и проведения природоохранных мероприятий с участием инвестиций природопользователей.

В случае выявления нарушений, касаемых ОВОС, юридические лица несут ответственность согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ), которая предусматривает наложение штрафов в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от вида нарушений.

Оценка воздействия на окружающую среду

Осуществление ОВОС выполняется для:

  • изучения характера и определения уровня опасности возможного влияния будущей хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье людей;
  • снижения степени неблагоприятного воздействия или предотвращения опасных для человека и природы видов деятельности;
  • оценки экологических, социальных и экономических последствий опасных воздействий.

Проект ОВОС разрабатывается в три этапа.

Этапы разработки проекта ОВОС Действия по разработке ОВОС
1 этап Составление технического задания на проектирование, сбор и анализ исходных данных. Техзадание обязательно должно быть согласованным в органах экологической государственной экспертизы.
2 этап Разработка проекта с указанием источников экологического загрязнения территории строительства, оценкой выявленных и предполагаемых воздействий и разработкой рекомендаций по смягчению или предотвращению неблагоприятных воздействий на внешнюю среду.
3 этап Рассмотрение проектной документации и экологическая экспертиза проектов в органах государственного контроля.

Согласование экспертизы ОВОС

Разработка ОВОС

Экологическая экспертиза – один из видов экспертной деятельности органов государственного контроля для принятия решения по разрешению реализации проектов. Экологическая экспертиза ОВОС основывается на оценке будущей деятельности объекта, ее воздействия на окружающую среду и население, анализе экологических, социальных и экономических условиях работы данного объекта.

Компания «Веста» выполняет разработку проекта ОВОС, производит комплексную оценку всех экологических, экономических, социальных параметров природной среды на территории хозяйственного объекта и согласование в экспертизе проекта.

Наши специалисты производят мониторинг экологии местности, выполняют все необходимые инженерно-экологические и геологические изыскания для изучения влияния деятельности объекта на внешнюю среду, а также производят расчет стоимости природоохранных мероприятий.

Подробнее о разработке нашей компанией проекта ОВОС вы можете узнать в соответствующем разделе сайта:

ООО «Веста» является одним из крупнейших разработчиков экологической документации в России. Если у Вас есть вопросы, наши менеджеры с удовольствием на них ответят по телефону 8 (499) 341-91-52.

Экологическая экспертиза и ОВОС

Если вам нужна государственная экологическая экспертиза в Москве и РФ, компания «Веста» оказывает данные услуги. Мы уже более десяти лет занимается разработкой экологической документации для любых предприятий.

Три причины почему вам необходимо пройти эко-экспертизу и ОВОС

Первая и главная – штрафы. Если ваше предприятие не прошло процедуру оценки воздействия на окружающую среду или фискальные органы обнаружили в документации о проведении этой процедуры нарушения – вы уплатите штраф в размере до 500 необлагаемых налогом минимумов;

На любой пресс-конференции или встрече с прессой вы можете легко сослаться на отчет по ОВОС, как показатель безвредности вашего предприятия для окружающей среды;

Проведение экологической экспертизы требуется раз в 20 лет. Один раз сделали и спокойны.

Как формируется цена на экспертизу ОВОС?

Что же входит в общую смету услуги по изготовлению полного пакета документов по этой экспертизе?

Проектный отдел разрабатывает техническое задание на анализ и сбор данных, необходимых для прохождения экспертизы;

Специалисты выявляют все возможные источники загрязнения и разрабатывают рекомендации по их полному устранению или удовлетворительному смягчению воздействия на ОС;

Последующее прохождение экспертизы в контролирующем госоргане под надзором наших специалистов.

Итоговая стоимость экологической экспертизы и ОВОС в компании «Веста» начинается с 200 000 рублей. Чем сложнее все этапы подготовки – тем выше стоимость разработки.

Почему так важно выбрать опытную компанию?

Законодательство в сфере экологии часто меняется и компании, у которых большой опыт работы быстрее реагируют на такие изменения. Разработанный в «Веста» пакет документов будет актуален даже если в какие-то части определенных законов внесут поправки или и вовсе изменят законодательство в части экологии.

Наши специалисты хорошо разбираются в мельчайших нюансах взаимодействия с госорганами, и мы гарантируем не только успешное прохождение процедуры, но и отсутствие проблем с документацией в дальнейшем.

Экологическая экспертиза проектов от «Веста» – это ваша страховка для успешного ведения бизнеса в любой сфере, сопряженной с воздействием предприятия на окружающую среду.

Наши гарантии

Мы готовы предоставить клиентам портфолио разработанных нами проектов, вы сами можете связаться с нашими клиентами и узнать их мнение о нашей работе. Компания «Веста» оказывает услуги по изготовлению любой документации связанной с эко профилем. Будь-то экологическая экспертиза в строительстве, или подготовка ОВОС для производственного предприятия.

Источник: www.eco-vesta.ru

Рейтинг
Загрузка ...