Начальник отдела правового обеспечения административного производства КГИОП Юлия Богачева рассказывает об особенностях применения федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Узнайте больше на legalacademy.ru
Безопасность объектов культурного наследия как особого вида объектов капитального строительства: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бердюгина Юлия Маликовна
В статье на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации предпринята попытка исследовать здания объектов культурного наследия в качестве объектов капитального строительства и выявить требования, предъявляемые к безопасности объектов культурного наследия как объектов капитального строительства . Исследованы отдельные правовые коллизии, касающиеся вопросов сохранения объектов культурного наследия . Бердюгина Ю. М., 2015
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бердюгина Юлия Маликовна
SECURITY OF CULTURAL HERITAGE AS A SPECIAL TYPE OF CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS: LEGAL ASPECT
In an article based on an analysis of the existing legislation of the Russian Federation have attempted to explore the buildings of cultural heritage a as the object of capital construction and to identify the requirements for the security of object of the cultural heritage as the object of capital construction . The article also explored some legal conflicts relating to the conservation of cultural heritage.
Текст научной работы на тему «Безопасность объектов культурного наследия как особого вида объектов капитального строительства: правовой аспект»
УДК 72.008 БЕРДЮГИНА Ю. М.
Безопасность объектов культурного наследия как особого вида объектов капитального строительства: правовой аспект
В статье на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации предпринята попытка исследовать здания объектов культурного наследия в качестве объектов капитального строительства и выявить требования, предъявляемые к безопасности объектов культурного наследия как объектов капитального строительства. Исследованы отдельные правовые коллизии, касающиеся вопросов сохранения объектов культурного наследия.
Ключевые слова: объект культурного наследия, безопасность, объект капитального строительства.
SECURITY OF CULTURAL HERITAGE AS A SPECIAL TYPE OF CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS: LEGAL ASPECT
In an article based on an analysis of the existing legislation of the Russian Federation have attempted to explore the buildings of cultural heritage a as the object of capital construction and to identify the requirements for the security of object of the cultural heritage as the object of capital construction. The article also explored some legal conflicts relating to the conservation of cultural heritage.
Keywords: object of the cultural heritage, the security, object of capital construction.
кандидат юридических наук, зам. директора по науке и юридическим вопросам Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
В крупнейших городах объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) чаще всего представлены объектами недвижимости — зданиями, сооружениями. При этом в России исторически сложился подход к зданиям объектов культурного наследия как, в первую очередь, к музейным объектам. Он не учитывает нахождение объекта культурного наследия в активной городской среде и необходимость соблюдения требований к безопасности пребывания человека в объекте культурного наследия.
В связи с этим в данной статье предпринята попытка рассмотреть объект культурного наследия, прежде всего, как объект капитального строительства, выявить существующие требования к безопасности объектов культурного наследия и определить, есть ли необходимость в создании отдельных нормативных актов, регулирующих вопросы безопасности объектов культурного наследия.
Для того, чтобы понять, относится ли здание объекта культурного наследия с правовой точки зрения к объектам капитального строительства, обратимся к следующим положениям нормативно-правовых актов:
♦ п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, закрепляющему, что объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
♦ п. 6 ч. 2 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), определяющему, что здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
♦ ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4|2015
народов Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 73-Ф3), установившему, что памятники, являющиеся одним из видов объектов культурного наследия, — это, в том числе, отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Из содержания перечисленных нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что здания и сооружения объектов культурного наследия и формально-юридически, и фактически относятся к особому виду объектов капитального строительства, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющихся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из положений о том, что здания объектов культурного наследия относятся к объектам капитального строительства, и из положений ст. 3 и 42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, можно сделать вывод о том, что во время проведения работ по сохранению здания объекта капитального строительства должны соблюдаться требования данного закона в целях обеспечения безопасного пребывания людей в таких объектах.
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической и пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного
уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
При этом существующие юридические коллизии между Федеральным законом № 73-Ф3 и Градостроительным кодексом РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. частично исключили здания объектов культурного наследия из сферы регулирования Технического регламента
0 безопасности зданий и сооружений: согласно ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3 в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ проводятся те работы по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности. Соответственно, работы по сохранению объекта культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, не подпадают под действие Градостроительного кодекса РФ, хотя, например, здание объекта культурного наследия может быть деревянным и должно отвечать требованиям пожарной безопасности.
Если обратиться непосредственно к объекту культурного наследия, то структурно можно выделить два элемента, входящих в него:
1 Часть объекта культурного наследия, являющаяся предметом охраны (особенностями объекта, являющимися основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению). Сохранение данной части объекта культурного наследия предполагает невозможность изменений особенностей объекта, являющихся предметом охраны, и необходимость проведения именно реставрационных работ в целях сохранения данного предмета охраны, и соответственно, делает практически невозможным соблюдение требований технических регламентов о безопасности.
2 Часть объекта культурного наследия, не являющаяся предметом охраны и предполагающая возможность проведения обычных строительно-монтажных работ и даже возможность изменения площади объекта культурного наследия. Соответственно, в данном случае становится возможным соблюдение требований технических регламентов о безопасности.
То, что не всегда здание объекта культурного наследия в полном объеме становится предметом охраны (очень часто предметом охраны ста-
новятся отдельные элементы здания), также закладывает коллизию в регулирование вопросов безопасности объекта культурного наследия.
В настоящее время действует Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 г.
В настоящее время ведется работа над проектом технического регламента «О безопасности объектов культурного наследия», который должен стать аналогом Технического регламента о безопасности зданий и сооружений в области сохранения объектов культурного наследия [7].
Принятие отдельного закона, посвященного безопасности объектов культурного наследия, представляется нецелесообразным, поскольку часть положений будет дублировать положения существующего Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и в целом сохранится система противостоящих, не связанных между собой нормативных актов в сфере строительства и в области сохранения объектов культурного наследия.
Иллюстрация 1. Эскизный проект футбольного стадиона в Екатеринбурге. 2015 г. URL: http://sportin.su/press/multimedia/gallery.html?galAlbum=22
Кроме того, на сегодняшний день положениями Градостроительного кодекса РФ и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также подзаконными актами, принятыми в их развитие, определена система мероприятий, в результате выполнения которых будет достигаться соответствие объекта капитального строительства требованиям безопасности: унифицированный состав проектной документации, государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации; строительный контроль; государственный строительный надзор; ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
При этом нужно отметить, что орган власти для реализации своих полномочий по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, на ввод объекта в эксплуатацию должен иметь сотрудников, обладающих специальным образованием, позволяющим хотя бы формально оценить правильность выполнения работ. В целях обеспечения безопасности граждан в ходе проведения работ по сохранению объекта культурного наследия и при использовании объекта должен осуществляться квалифицированный контроль и надзор. Однако не каждый орган охраны объектов культурного наследия имеет подобных специалистов.
В связи с этим включение процесса ведения всех работ по сохранению объектов культурного наследия в существующую систему ведения работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства представляется более логичным.
Для включения зданий объектов культурного наследия как объектов капитального строительства в сложившуюся систему достижения соответствия объекта капитального строительства требованиям безопасности представляется достаточным
распространить требования Градостроительного кодекса РФ, Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и Постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» на здания объектов культурного наследия с внесением в данные нормативные акты изменений, касающихся особенностей таких объектов.
В контексте вопроса о соответствии объекта культурного наследия требованиям безопасности важным становится вопрос о том, наличие какого документа подтвердит качество строительно-монтажных работ, выполняемых организацией на объекте культурного наследия: лицензии на деятельность по сохранению объекта культурного наследия (лицензия, безусловно, важна при выполнении непосредственно реставрационных работ) — или свидетельства саморегулируемой организации на выполнение строительных работ, подтверждающего право организации выполнять строительно-монтажные работы (например, монтаж лифта для поднятия экспонатов в здании объекта культурного наследия, приспосабливаемого под музей). Необходимость иметь и лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, и свидетельство саморегулируемой организации для проведения строительно-монтажных работ, например, устройства систем кондиционирования в здании объекта культурного наследия, усложняет процесс проведения работ по сохранению объектов и увеличивает стоимость подобных работ. Выходом из данной ситуации могло бы быть проведение требуемых строительно-монтажных работ (под ними не имеются в виду реставрационные работы) на основании свидетельства саморегулируемой организации, но под научным руководством лица (организации), имеющих лицензию на деятельность
по сохранению объектов культурного наследия.
Существующие на сегодняшний день юридические коллизии не позволяют в полной мере обеспечить единообразный подход в вопросах сохранения объектов культурного наследия, в частности, обеспечения достижения соответствия объекта культурного наследия требованиям безопасности.
Ярким примером этого может быть ситуация, сложившаяся в отношении объекта культурного наследия «Стадион «Центральный». Комплекс», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, 5, в связи с подготовкой стадиона к проведению в 2018 г. Чемпионата мира по футболу.
Поскольку стадион является объектом культурного наследия, то согласно п. 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство.
Однако в связи с тем, что проводимые работы по сохранению и подготовке стадиона к проведению на нем матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. предполагают, по сути, новое строительство в рамках существующего объекта культурного наследия, то возникает вопрос о возможности выдачи органом охраны объектов культурного наследия разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (Иллюстрация 1).
В данной ситуации Правительство Свердловской области Постановлением №1043-ПП от 11.11.2015 г. «Об определении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности, и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 05.09.2012 г. № 963-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской
области» определило Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 г. в России Чемпионата мира по футболу, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, и таким образом обеспечило соблюдение требований к безопасности объекта культурного наследия.
Привлечение органа власти, не уполномоченного на выдачу разрешений для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, с одной стороны, противоречит федеральному законодательству, а с другой стороны, за счет компетенции такого органа власти позволяет обеспечить соблюдение требований по безопасности к стадиону, являющемуся объектом культурного наследия и приспосабливаемому к современному использованию.
Отметим, что ситуации, когда в ходе приспособления объекта культурного наследия появляется новый строительный объем, порой превышающий сам объект культурного наследия, нередки, и процесс ведения работ на подобных объектах также нормативно не урегулирован. На основании изложенного можно сделать вывод
0 том, что здания объектов культурного наследия — это особый вид объектов капитального строительства, и, следовательно, в целях обеспечения безопасности использующих их граждан необходимо распространить на них требования безопасности, предъявляемые в целом к объектам капитального строительства.
Существующая сложная и противоречивая система регулирования выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия не способствует увеличению реставрационных работ на зданиях объектов культурного наследия, соблюдению требований безопасности, предъявляемых к объектам капитального строительства, и нуждается в пересмотре.
Список использованной литературы
1 Долгов А. В. Методические рекомендации по оценке проектных решений реконструктивных дополнений на объектах культурного наследия (на правах рукописи). Екатеринбург : УралНИИпроект РААСН, 2008. С. 10-12.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
3 Федеральный закон от № 73-Ф3 от 2 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16.
5 Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 5.
6 Постановление Правительства Свердловской области № 1043-ПП от 11.11.2015 г. «Об определении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности, и внесении изменений
в Постановление Правительства Свердловской области № 963-ПП от 05.09.2012 г. «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области» // Областная газета. № 210. 14.11.2015 г.
Что такое объекты капитального строительства . Как определяется капитальность объектов . ОКС и Градостроительный кодекс. Виды объектов капитального строительства . … Капитальным называется строительство каких-либо объектов , требующих выполнения не только строительных , но и земельных работ. При капитальном строительстве создаются новые сооружения и реконструируются уже существующие объекты . … Здравствуйте, является ли памятник вов, объектом капитального строительства , если на нем обустроить вечный огонь? Фая. Здравствуйте!
Проблемы трактовки: капитальное строительство на территории ОКН
Начальник отдела правового обеспечения административного производства КГИОП Юлия Богачева рассказывает об особенностях применения федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В 2015 году вступил в силу федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вносил изменения в федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе был внесен запрет на строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно‑пространственных характеристик существующих объектов капитального строительства. Документ также запрещал проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко‑градостроительной или природной среды ОКН на территории памятника или ансамбля (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1). На первый взгляд достаточно жесткое императивное регулирование указанной нормы вызвало разногласия у участников правоотношений, связанных с государственной охраной объектов культурного наследия.
Так, с одной стороны судебные органы однозначно трактуют возведение нового объекта капитального строительства на территории ОКН, либо увеличение существующих объемно‑пространственных характеристик объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, как нарушение требований государственной охраны объектов культурного наследия. Нарушение влечет признание таких объектов строительства самовольными постройками, подлежащими сносу независимо от соблюдения иных норм и правил (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 19.01.2017 № 33-1114/2017, от 23.01.2017 № 33-234/2019).
Вместе с тем, приведенная норма права имеет свои логические разделы, в связи с чем суды признают, что на территории объекта культурного наследия допускается проведение строительных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды ОКН(апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.06.2016 № 33а-9717/2016, решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19.06.2019 № 2а-484/2019).В силу статьи 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся не только объекты капитального строительства (здания, строения, сооружения и объекты, строительство которых не завершено), но также и мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные (к примеру, суда, доты), некрополи и тому подобные.
Термин «объект капитального строительства» используется в Законе № 73-ФЗ исключительно в отношении объектов, которые не являются ОКН. Это направлено на разграничение режима использования объектов культурного наследия и капитального строительства (здания, сооружения), находящихся в границах территории ОКН, что следует, к примеру, из пункта 5 статьи 11, статей 34, 36 Закона № 73-ФЗ.
Исходя из целей сохранения памятников (ансамблей) Законом № 73‑ФЗ, среди прочего, выделяется специальный правовой режим использования непосредственно объектов культурного наследия и общий правовой режим использования территории объектов культурного наследия, включая расположенные в границах указанной территории объекты капитального строительства, не являющиеся ОКН. Так, статьей 5.1 Закона № 73-ФЗ установлены требования к деятельности в границах территории ОКН и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в пределах которого располагается объект археологического наследия. При этом в отношении памятников устанавливаются, в частности, требования к сохранению, включающие в себя требования по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению памятника для современного использования либо сочетание указанных мер (статьи 40, 47.2 Закона № 73-ФЗ); содержанию и использованию (статья 47.3 Закона № 73-ФЗ), среди которых отдельно выделяются требования к осуществлению деятельности в границах территорий памятников (подпункт 5 пункта 1 статьи 47.3 и статья 5.1 Закона № 73-ФЗ). Если предмет охраны объекта культурного наследия определен, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры памятника могут быть изменены, при условии, что указанные особенности не входят в предмет охраны памятника (пункт 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ).
Стоит отметить, что пункт 3 статьи 40 Закона № 73-ФЗ прямо допускает возможность изменения площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей путем проведения работ по сохранению ОКН. Указанная возможность также предусмотрена пунктом 10 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ. Таким образом, работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, могут включать в себя работы по изменению площади объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства. В случае с объектами культурного наследия все перечисленные работы являются частными случаями изменения площади объекта и фактически представляют собой реконструкцию объекта капитального строительства, проводимую в рамках приспособления объекта для современного использования при условии соблюдения специальных требований, предъявляемых Законом № 73-ФЗ. При этом согласно пункту 1 статьи 47 Закона № 73-ФЗ в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных предусмотрена возможность воссоздания объекта культурного наследия посредством его реставрации.
Если бы требования подпункта 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ распространялись на объекты культурного наследия, то утраченные объекты не подлежали бы воссозданию, а восстановление (реставрация) утраченных частей памятников (включая купола, шпили, башни, фронтоны, крыши, аттики, балюстрады, скульптурные композиции на зданиях‑памятниках) стало бы невозможным, поскольку в результате таких реставрационных действий происходит увеличение объемно‑пространственных характеристик объектов культурного наследия.
Таким образом, установленный Законом №73-ФЗ запрет на увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника (ансамбля) объектов капитального строительства не распространяется на объекты культурного наследия, поскольку в отношении памятника (ансамбля) Законом № 73-ФЗ предусмотрены иные специальные (конкретизированные) ограничения.
Этот памятник — объект культурного наследия федерального значения. В соответствии с законом об объектах культурного наследия (п. 1 ст. 50) такие объекты отчуждению не подлежат. Иными словами, никто кроме публичного образования не может претендовать на эту скульптуру. Но тогда не понятно, зачем же вообще понадобилось регистрировать право собственности на скульптуру? … При этом на кадастровый учет все это, — объект капитального строительства , поставлено 25 мая 2012 года. При этом все вышеизложенное — общеизвестные и общедоступные факты. Результат, — неудачная иллюстрация теории, которую предлагает теоретик, с оглядкой на то как у них.
Градостроительный кодекс города Москвы
Глава 11. Особенности градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах
Статья 58. Общие положения
1. Территориями объектов культурного наследия являются:
1) земельные участки, на которых расположены памятники истории и культуры (далее — памятники);
2) территории ансамблей, территории достопримечательных мест.
2. Зонами охраны объектов культурного наследия являются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.
3. Границы территорий объектов культурного наследия, границы зон охраны объектов культурного наследия, условия и ограничения градостроительной деятельности в границах указанных территорий и зон устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
4. Историческими зонами являются территории (кроме территорий объектов культурного наследия), в пределах которых полностью или частично сохранились исторически сложившиеся или типичные для определенного исторического периода элементы планировочной структуры, природного, природно-антропогенного, городского ландшафта, масштаб, структура и форма застройки, элементы и характер благоустройства территории, иные характеристики городской среды и особенности облика города, представляющие собой историческую, градостроительную, архитектурную и художественную ценность. Исторические зоны, образующие историческую среду объектов культурного наследия, включаются в границы зон охраны объектов культурного наследия. В состав одной исторической зоны могут входить зоны охраны двух и более объектов культурного наследия.
5. Порядок отнесения территорий (кроме территорий зон охраны объектов культурного наследия) к историческим зонам, порядок определения границ, условий и ограничений осуществления градостроительной деятельности в таких исторических зонах устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 59. Историко-культурный опорный план территории города Москвы
1. Историко-культурный опорный план территории города Москвы (далее — историко-культурный опорный план) является документом, в котором отображаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные, характеризующие этапы развития города Москвы, а также обозначаются границы территорий объектов культурного наследия, границы зон их охраны, земельные участки, на которых расположены объекты, представляющие собой историко-культурную ценность.
2. Формирование и ведение историко-культурного опорного плана обеспечивает орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.
3. Историко-культурный опорный план является основой для определения границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, установления на указанных территориях соответствующих требований, ограничений и условий градостроительной деятельности, подготовки в соответствии с настоящим Кодексом историко-культурных регулятивных планов.
4. Сведения историко-культурного опорного плана учитываются при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, проведении инженерных изысканий и разработке проектной документации.
5. Форма, состав, порядок составления и ведения историко-культурного опорного плана и внесения в него необходимых изменений устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Статья 60. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
1. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляется в составе Генерального плана города Москвы, территориальных схем и отраслевых схем, в границы разработки которых входят территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон.
2. В Генеральном плане города Москвы, в территориальных схемах и отраслевых схемах назначение и параметры планируемого развития территорий устанавливаются с учетом сведений историко-культурного опорного плана и в соответствии с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, установленными в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия и настоящим Кодексом.
3. Генеральный план города Москвы, территориальные и отраслевые схемы, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, должны содержать градостроительные мероприятия по приведению существующего использования территории в соответствие с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, по сохранению, регенерации исторической среды.
4. Отраслевые схемы могут разрабатываться специально в целях решения задач сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Задачами разработки указанных отраслевых схем могут быть:
1) предложения по образованию территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, по определению и (или) изменению границ указанных территорий и зон;
2) разработка в соответствии с настоящим Кодексом в границах зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон историко-культурных регулятивных планов;
3) разработка градостроительных мероприятий по сохранению, регенерации исторической среды на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон;
5. Разработка указанных в части 4 настоящей статьи отраслевых схем может осуществляться:
1) применительно ко всей территории города Москвы — в составе Генерального плана города Москвы или в виде отдельного документа;
2) применительно к частям территории города Москвы — в составе территориальных схем или в виде отдельных документов.
6. Проекты территориальных и отраслевых схем, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, проекты отраслевых схем, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 61. Особенности региональных нормативов на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
1. Региональные нормативы разрабатываются и применяются на территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме территорий охранных зон), исторических зон. Специальные положения региональных нормативов применительно к территориям зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон должны:
1) обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;
2) ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки (в том числе при строительстве новых, реконструкции существующих объектов капитального строительства), благоустройства территорий на регенерацию исторической среды — восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик исторической среды;
3) не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов.
2. Специальные положения региональных нормативов, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в форме заключения этого органа о соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) специальных региональных нормативов требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Отрицательное заключение является основанием для принятия решения о нецелесообразности утверждения указанных региональных нормативов.
Статья 62. Ограничения градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
1. На территориях памятников, ансамблей запрещаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. На указанных территориях разрешаются проведение исследований, реставрационных и иных работ по сохранению памятников, ансамблей и (или) их территорий, а также воссоздание в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия утраченных объектов культурного наследия.
2. На территориях достопримечательных мест строительство, реконструкция объектов капитального строительства могут быть разрешены в случаях, установленных законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
3. На территориях охранных зон объектов культурного наследия строительство, реконструкция объектов капитального строительства запрещаются, за исключением мероприятий по регенерации исторической среды, осуществляемых в соответствии с установленным режимом охранной зоны в целях сохранения, восстановления, воссоздания исторического облика территорий, в том числе планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства и озеленения.
4. На территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме охранных зон), на территориях исторических зон градостроительная деятельность, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основе историко-культурных регулятивных планов этих территорий, а до утверждения таких планов — на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия.
5. Историко-культурный регулятивный план содержит подготовленные на основе сведений историко-культурного опорного плана чертежи, составленные на основе топографических планов масштаба 1:2000 или 1:500, и историко-культурные регламенты.
6. На чертежах историко-культурного регулятивного плана должны быть отображены в соответствующих границах:
1) подлежащие сохранению, регенерации исторические элементы планировочной структуры территории, в том числе улично-дорожная сеть, кварталы, озелененные территории;
2) подлежащие сохранению, регенерации исторически сложившиеся типы городской среды, застройки и ландшафта, характеризующиеся плотностью, высотой, этажностью и конфигурацией застройки, границами исторических домовладений, соотношением застроенных и незастроенных участков территории, отступами застройки от красных линий, размерами и архитектурой зданий и строений, особенностями благоустройства территории, ландшафтной и садово-парковой архитектуры.
7. Историко-культурные регламенты должны содержать требования и ограничения, обеспечивающие при осуществлении градостроительной деятельности сохранение, регенерацию исторически сложившейся планировочной структуры территории, исторической среды, застройки, ландшафта.
8. Историко-культурный регулятивный план является основой для определения границ функционально-планировочных образований, территориальных зон и земельных участков, установления назначения территорий, градостроительных регламентов и публичных сервитутов.
9. Разработка историко-культурных регулятивных планов может осуществляться в составе территориальных схем и отраслевых схем, в составе проектов планировки территории, а также в виде отдельных документов.
10. Проект историко-культурного регулятивного плана подлежит согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
11. Утвержденный в установленном порядке историко-культурный регулятивный план является основанием для внесения в установленном порядке изменений в правила землепользования и застройки.
12. Состав и формы материалов, порядок разработки и утверждения историко-культурных регулятивных планов, порядок внесения изменений в указанные планы устанавливается Правительством Москвы.
Статья 63. Особенности планировки территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах
1. Проект планировки территории, в пределах которой установлены зоны охраны объектов культурного наследия, исторические зоны, должен содержать материалы по обоснованию этого проекта, включающие сведения историко-культурного опорного плана, положения действующего историко-культурного регулятивного плана. В случае если в границах разработки проекта планировки указанной выше территории отсутствует утвержденный историко-культурный регулятивный план, такой план подлежит обязательной разработке в составе проекта планировки территории.
2. В проектах межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах границы земельных участков устанавливаются с учетом границ исторических домовладений, отображенных в историко-культурном регулятивном плане или в историко-культурном опорном плане.
3. В градостроительных планах земельных участков, расположенных на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, должны быть указаны ограничения использования земельных участков, ограничения использования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, требования к благоустройству территории, установленные в соответствии с режимами охраны объектов культурного наследия, историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом.
4. Проекты планировки, проекты межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Разработка в виде отдельного документа градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории зоны охраны объектов культурного наследия, исторической зоны, допускается при условии, что применительно к указанной территории установлены режимы охраны объектов культурного наследия, определены в соответствии с историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом ограничения градостроительной деятельности.
Статья 64. Обеспечение сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы
В целях сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории в части устанавливаемых этими проектами параметров высоты застройки орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, определяют предельно допустимую высоту застройки, не нарушающую исторически сложившийся силуэт города Москвы.
Статья 65. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон
1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства на указанных в части 4 статьи 62 настоящего Кодекса территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия и настоящего Кодекса.
2. Разделы проектной документации объектов капитального строительства, содержащие схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, мероприятия по благоустройству территории, должны соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка, установленным на основании соответствующего историко-культурного регулятивного плана.
3. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объекта капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства сохранение исторического облика городской среды.
4. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон является обязательным. Заключение государственной экспертизы указанной проектной документации должно содержать выводы о ее соответствии или несоответствии требованиям законодательства в части осуществления градостроительной деятельности на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Заключение государственной экспертизы проектной документации не может быть положительным, если эта проектная документация не соответствует указанным требованиям.
5. При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территориях в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, обеспечивает проверку соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов в части обеспечения безопасности объектов культурного наследия, а также положениям проектной документации, указанным в части 3 настоящей статьи.
6. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляет орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с его полномочиями.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации. Письмо. от 10 февраля 2020 года N 4155-ОД/08. [По вопросу определения объекта капитального строительства ]. Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу определения объекта капитального строительства и сообщает.
- https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obektov-kulturnogo-naslediya-kak-osobogo-vida-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-pravovoy-aspekt
- https://legalacademy.ru/sphere/post/problemy-traktovki-kapitalnoe-stroitelstvo-na-territorii-okn
- http://mosopen.ru/documents/main/gradostroitelniy-kodeks-moskvi/g11