Автостоянка не обладает полезными свойствами, не имеет самостоятельного функционального назначения, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, в силу чего автостоянка не относится к недвижимому имуществу, в связи с чем права на автостоянку не подлежали регистрации в ЕГРН. Асфальтовое замощение является обычным благоустройством земельного участка, в силу чего не
«Письмо» Росреестра от 20.01.2020 N 14-00361-ГЕ/20 «Об осуществлении регистрационных действий в отношении машино-мест» (вместе с «Письмом» Минэкономразвития России от 20.12.2019 N Д23и-44592 «О рассмотрении обращений», «Письмами» Минстроя России от 03.06.2019 N 19961-ОД/08, от 28.10.2019 N 40528-ОД/08)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 20.12.2019 N Д23и-44592, Минстроя России от 28.10.2019 N 40528-ОД/08, от 03.06.2019 N 19961-ОД/08.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2019 г. N 19961-ОД/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и сообщает, что по мнению Департамента совершение учетно-регистрационных действий в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, участие таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости, недопустимо.
«Семейное» машино-место должно участвовать в гражданском обороте в качестве единого объекта недвижимости, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости — «зависимые» машино-места.
В качестве самостоятельного объекта недвижимости должно участвовать машино-место, имеющее отдельный самостоятельный въезд — выезд, независимо от количества транспортных средств, которые могут разместиться в границах такого машино-места.
Департамент проведет анализ действующих сводов правил в области проектирования парковок всех видов в целях выявления необходимости внесения соответствующих изменений.
О результатах указанного анализа и предлагаемых мерах Департамент проинформирует Росреестр дополнительно.
И.о. Директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2019 г. N 40528-ОД/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) в дополнение к письму Минстроя России от 3 июня 2019 г. N 19961-ОД/08 по вопросу совершения учетно-регистрационных действий в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, участие таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости, сообщает.
По мнению Департамента, «семейное» машино-место должно участвовать в гражданском обороте в качестве единого объекта недвижимости, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости — «зависимые» машино-места.
В качестве самостоятельного объекта недвижимости должно участвовать машино-место, имеющее отдельный самостоятельный въезд — выезд, независимо от количества транспортных средств, которые могут разместиться в границах такого машино-места.
Вместе с тем отмечается, что законодательство о градостроительной деятельности не регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственную кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Законодательство о градостроительной деятельности, которое в силу статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений, основывается на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7 статьи 2 Кодекса).
В соответствии с областью применения СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (далее — СП 113.13330), который включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2019 г. N 831 (далее — Перечень N 831), СП 113.13330 распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств.
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
СП 113.13330 в том числе определяет хранение автомобилей боксового типа, как хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд, и хранение автомобилей манежного типа, как хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд.
Проанализировав требования, установленные СП 113.13330, Департамент не находит необходимости внесения изменений в СП 113.13330 в части дополнительного регулирования вопросов хранения автомототранспортных средств на стоянках автомобилей.
И.о. Директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2019 г. N Д23и-44592
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно машино-мест размещаемых на эксплуатируемой кровле.
Согласно СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», утвержденному приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 776/пр:
стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) — это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.);
стоянки автомобилей могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, в том числе с использованием кровли этих зданий.
В соответствии со Сводом правил «СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76», утвержденным приказом Минстроя России от 31 мая 2017 г. N 827/пр:
кровля — элемент крыши, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков; включает в себя водоизоляционный слой (ковер) из разных материалов, основание под водоизоляционный слой (ковер), аксессуары для обеспечения вентиляции, примыканий, безопасного перемещения и эксплуатации, снегозадержания и другого (пункт 3.1.15);
эксплуатируемая кровля — специально оборудованная защитным слоем кровля, предназначенная для использования, например, в качестве зоны для отдыха, размещения спортивных площадок, автостоянок, автомобильных дорог, транспорта над подземными паркингами и тому подобным и предусмотренная для пребывания людей, не связанных с периодическим обслуживанием инженерных систем здания (пункт 3.1.15.4.).
Действующее законодательство не запрещает использовать эксплуатируемую кровлю в целях размещения (хранения) на ней транспортных средств, но только в случае, если это кровля подземного паркинга.
При этом, как указано в пункте 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), машино-место — это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 218-ФЗ, относятся в том числе предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений — машино-места, если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Индивидуализация недвижимого имущества для целей государственной регистрации прав на него осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) описываются такие характеристики объекта, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (в том числе однородных) (в частности, описываются границы земельных участков, границы контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 214-ФЗ) установлено, что объект долевого строительства — жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Согласно позиции Минстроя России (письмо от 26 ноября 2019 г. N 41604-ОГ/08) государственной регистрации подлежит договор участия в долевом строительстве, объектом которого является машино-место, соответствующее условиям договора, требованиям проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы, технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Учитывая, что правоотношения между участником долевого строительства и застройщиком регулируются Законом N 214-ФЗ, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 и частью 4.1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ условиями договора участия в долевом строительстве являются («договор должен содержать»): определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости, назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения.
Здание представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 статьи 2 Федерального закона 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Свод правил «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденный приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 883/пр, определяет этаж здания как пространство между перекрытиями: «пространство с помещениями между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли)» (пункт 3.31).
Поскольку над кровлей, в том числе эксплуатируемой, отсутствует вышерасположенное перекрытие, кровля не является этажом здания, не входит в объем здания и, соответственно, являясь лишь элементом крыши как строительной конструкции, не является частью здания, в которой располагаются помещения или машино-места.
Частью 1 статьи 7 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Согласно указанным выше условиям договора участия в долевом строительстве, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ, и статьей 24 Закона N 218-ФЗ:
местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места;
границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами); границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности — в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места.
Таким образом, ГрК РФ и ГК РФ определяют предназначенную исключительно для размещения транспортного средства часть здания (сооружения) в качестве объекта недвижимости — машино-места — только при условии описания ее границ в установленном Законом N 218-ФЗ порядке, который, в свою очередь, предусматривает в том числе установление таких границ путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до характерных точек границ машино-места).
Исходя из Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90, площадь эксплуатируемой кровли учитывается при определении площади нежилого здания.
В связи с изложенным, по совокупности норм ГрК РФ, ГК РФ Закона N 218-ФЗ, Закона N 214-ФЗ, государственной регистрации в соответствии с Законом N 218-ФЗ подлежит договор участия в долевом строительстве, если предусмотренный таким договором объект недвижимости — машино-место, соответствует условиям договора, указанным в пункте 1 части 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ, в частности, расположено на этаже.
Таким образом, машино-место в силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 части 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ может быть предметом договора участия в долевом строительстве в том случае, если машино-место расположено на этаже, а не на эксплуатируемой кровле.
В силу Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953, местоположение машино-места может быть отображено в техническом плане на плане этажа или части этажа здания, сооружения (плане здания, сооружения), которые оформляются на основании поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации; кроме того, в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана машино-места также включается информация об этаже, на котором оно расположено.
В этой связи внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты в части установления порядка описания местоположения расположенного на эксплуатируемой кровле машино-места в целях постановки его на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него возможны только после внесения изменений в Закон N 214-ФЗ.
Относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении, так называемых «машино-мест с зависимым въездом и выездом» или «семейных машино-мест», доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, отмечаем.
Частью 6.2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что:
границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами);
границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности — в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее — специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места;
площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным приказом Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места».
Следует отметить, что исходя из анализа положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе подзаконных и технических документов, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривает создания, так называемых «машино-мест с зависимым въездом и выездом» или «семейных машино-мест», доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места.
При этом в силу положений части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет призван лишь подтвердить существование того или иного объекта недвижимости с определенными характеристиками и не может подменять собой иные процедуры, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, создание объекта капитального строительства, ввод (приемка) в эксплуатацию).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства, жилищной политики, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве является Минстрой России (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).
Согласно позиции Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России, изложенной в письме от 3 июня 2019 г. N 19961-РД/08, совершение учетно-регистрационных действий в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, участие таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости, недопустимо. «Семейное» машино-место должно участвовать в гражданском обороте в качестве единого объекта недвижимости, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости — «зависимые» машино-места.
Директор Департамента недвижимости
А.И.БУТОВЕЦКИЙ
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ). … 14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — изменение…
Парковка это объект капитального строительства или нет
Автостоянка не относится к недвижимому имуществу поскольку не имеет самостоятельного функционального назначения
Выводы суда: покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
Судом установлено, что автостоянка представляет собой совокупность объединенных одним назначением сооружений и иных вещей, расположенных на одном земельном участке, при этом, в ЕГРН зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь; соответственно, автостоянка со зданием контрольно-пропускного пункта представляет собой единый недвижимый комплекс.
Суды пришли к выводу, что спорное строение — автостоянка не обладает полезными свойствами, не имеет самостоятельного функционального назначения, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно расположено и является его неотъемлемой частью, данное асфальтовое замощение является обычным благоустройством земельного участка, в силу чего не относится к недвижимому имуществу, в связи с чем права на него не подлежали регистрации в ЕГРН. Оспаривание зарегистрированного права правомерно осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2019 г. N Ф06-43775/2019
Дело N А12-17548/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя закрытого акционерного общества «Нижневолжское управление технологического транспорта» — Шамова А.А., доверенность от 25.03.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Нижневолжское управление технологического транспорта»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2018 (судья Троицкая Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018
по делу N А12-17548/2018
по исковому заявлению департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362) к закрытому акционерному обществу «Нижневолжское управление технологического транспорта» (ИНН 3407011192, ОГРН 1073453001566) о признании отсутствующим права собственности, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее — истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Нижневолжское управление технологического транспорта» (далее — ответчик, общество «Нижневолжское управление технологического транспорта», общество) о признании отсутствующим права собственности на автостоянку со зданием контрольно-пропускного пункта с кадастровым номером 34:34:040028:833, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040028:5 по адресу: г. Волгоград, ул. Комсомольская, 18Д.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, общество «Нижневолжское управление технологического транспорта» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» — kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества «Нижневолжское управление технологического транспорта» поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Волгограда и обществом с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть» 07.03.2001 был заключен договор аренды земельного участка N 3574 площадью 761,0 кв. м для эксплуатации автостоянки по ул. Коммунистической (под путепроводом) в Центральном районе (межевое дело N 4-0-57) на основании постановления администрации Волгограда от 06.03.2001 N 241 «О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть» сроком на один год; после окончания срока действий договора арендатор обязан передать участок арендодателю в состоянии не хуже первоначального, оговоренного в пункте 1.1 договора (пункт 4.2.8. договора).
Постановлением администрации Центрального района Волгограда от 05.07.2002 N 839-П был утвержден акт приемки законченного строительство объекта — парковки служебного автотранспорта по ул. Комсомольской — ул. Коммунистической (под путепроводом) в Центральном районе Волгограда, построенной по заказу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть».
Между обществом с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть» (продавец) и обществом «Нижневолжское управление технологического транспорта» (покупатель) был заключен договор купли-продажи имущества от 14.07.2009 N 09V0301.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости за обществом «Нижневолжское управление технологического транспорта» зарегистрировано право собственности на автостоянку со зданием контрольно-пропускного пункта (далее — спорное строение), расположенную по адресу г. Волгоград, ул. Комсомольская, 18Д; запись регистрации от 20.08.2009 N 34-34-01/127/2009-495.
Полагая, что регистрация права собственности на спорное сооружение, являющееся движимым имуществом, как на объект недвижимого имущества нарушает права публичного образования на распоряжение земельным участком, поскольку влечет обязанность предоставить собственнику объекта земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта, департамент обратился в суд с настоящим иском.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (абзац 1).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав (абзац 2).
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим (абзац 4).
По смыслу данного положения иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
К таким случаям, в частности, относится государственная регистрация права собственности на объект, являющийся движимым имуществом.
При государственной регистрации права собственности на объект, являющийся движимым имуществом, нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на имущество, которое не обладает признаками недвижимости. В таких случаях нарушенное право истца восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
По смыслу указанных положений статей 130, 131 ГК РФ право собственности может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
При применении указанной статьи необходимо учитывать, что понятие объекта недвижимости представляет собой исключительно правовую категорию, которой присуща определенная совокупность признаков, позволяющих считать имущество объектом гражданских прав.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 N 3809/12, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества, в отрыве от его физических характеристик, в Едином государственном реестре прав не означает, что объект является недвижимой вещью и не является препятствием для предъявления иска о признании права на такой объект отсутствующим.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 указано, что термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества».
Следовательно, правовые категории «объект капитального строительства» и «объект недвижимого имущества» не совпадают по своему объему и содержанию.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. Таким образом, поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли объект признакам объекта недвижимости или нет.
Объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится; обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — постановление Пленума от 23.06.2015 N 25) разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
Из имеющегося в материалах дела экспертного заключения от 24.08.2018 N 21/2018-ЗЭ, проведенного обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная фирма «ТОСКОР» следует, что автостоянка состоит из следующих объектов: здание контрольно-пропускного пункта (фундамент отсутствует, стены и перегородки из металлосайдинга, крыша металлосайдинг, полы дощатые, проемы пластиковые, скрытая проводка), вагончик (фундамент отсутствует, стены и перегородки металлические, полы дощатые, проемы металлические, открытая проводка), а также замощения площадью 592 кв. м, шлагбаума и забора; анализируемый объект представляет собой совокупность объединенных одним назначением сооружений и иных вещей, расположенных на одном земельном участке, при этом, в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь; соответственно, автостоянка со зданием контрольно-пропускного пункта представляет собой единый недвижимый комплекс.
Суды первой и апелляционной инстанции, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что автостоянка принадлежит к объектам недвижимого имущества, правомерно пришли к выводу, что спорное строение — автостоянка не обладает полезными свойствами, не имеет самостоятельного функционального назначения, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно расположено и является его неотъемлемой частью, данное асфальтовое замощение является обычным благоустройством земельного участка, в силу чего не относится к недвижимому имуществу, в связи с чем права на него не подлежали регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 304-ЭС15-11476 было отмечено, что при решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам, при этом для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Поскольку в данном конкретном случае за обществом зарегистрировано право собственности на спорное строение, которое не является объектом недвижимости, оспаривание зарегистрированного права правомерно осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, в таких случаях нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на соответствующее имущество и при подобных обстоятельствах нарушенное право истца восстанавливается исключением из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на соответствующий объект.
Наличие в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности ответчика на спорное сооружение накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что право собственности зарегистрировано на автостоянку как на единый недвижимый комплекс, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, правомерно отклонен.
Суд указал, согласно пункту 39 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
В пункте 38 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 указано, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
Таким образом, наличие государственной регистрации права собственности на спорную автостоянку, здание контрольно-пропускного пункта (фундамент отсутствует, стены и перегородки из металлосайдинга, крыша металлосайдинг, полы дощатые, проемы пластиковые, скрытая проводка), вагончик (фундамент отсутствует, стены и перегородки металлические, полы дощатые, проемы металлические, открытая проводка), а также замощение площадью 592 кв. м, шлагбаум и забор, как на одну недвижимую вещь, не является безусловным основанием для ее отнесения к объектам недвижимости.
Аналогичная правовая позиция также изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 306-ЭС15-17797.
Кроме этого, отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, площадки и замощения относятся к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги). Асфальтовые площадки в виде стоянок для машин не указаны в классификаторе основных фондов в качестве отдельных сооружений.
В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие, которое представляет собой спорная асфальтовая площадка, не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Материалы, из которых изготовлено покрытие (асфальт, щебень) при их переносе не теряют качества, необходимые для их дальнейшего использования.
Кроме этого, для строительства и последующего получения правоустанавливающих документов на вновь созданный объект недвижимости установлен особый установленный законом порядок, регулирующий градостроительную деятельность, земельные правоотношения. Этот порядок включает в себя отвод земельного участка для строительства, получение разрешения компетентных органов на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие получение разрешения на строительство, возведение и введение в эксплуатацию спорного замощения (автостоянки) как объекта недвижимости, в соответствии с требованиями действующего на тот момент постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов».
Доказательства предоставления земельного участка для строительства имущественного комплекса «автостоянка» и документы, подтверждающие строительство автостоянки как имущественного комплекса, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка на акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.06.2002, которая упоминается в документах технического учета, таким доказательством не является.
Постановление администрации Волгограда от 06.03.2001 N 241 «О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть» свидетельствует о предоставлении земельного участка в аренду для эксплуатации автостоянки, в то время как согласно техпаспорту автостоянка построена в 2002 году.
Представленный в дело договор купли-продажи от 14.07.2009 N 09V0301, заключенный ответчиком с предыдущим собственником автостоянки — обществом с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижневолжскнефть», также не является безусловным доказательством приобретения ответчиком объекта недвижимого имущества, поскольку предметом договора является некое «имущество» согласно приложениям N 4, N 5, N 6 к договору, которые являются его неотъемлемой частью, а из текстов названных приложений N 4, N 5, N 6 к договору следует передача «имущества», без указания на его характеристики или иные какие-либо идентифицирующие признаки.
Наличие в заключении судебной экспертизы от 24.08.2018 N 21/2018-ЗЭ выводов, свидетельствующих об отнесении спорного строения к единому недвижимому комплексу не исключает правильность судебной оценки, основанной именно на правовой квалификации, имеющихся у строения признаков движимой вещи.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что спорный объект не относится к недвижимому имуществу, правомерно удовлетворили иск.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с соответствующими выводами судов не свидетельствует о судебной ошибке и не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 по делу N А12-17548/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С чем связана популярность подземного паркинга . Почему подземный паркинг обустраивать выгодней, чем наземный. Какова цена машино-места в подземном паркинге . Каков статус подземного паркинга в составе МКД. … Очень много споров между собственниками, управленцами и автолюбителями возникает вокруг подземного паркинга . Этот объект недвижимости является частью МКД, но не входит в состав общего имущества. Его выделили в отдельный тип недвижимости. В статье читайте о том, какой правовой статус у подземного паркинга в составе МКД, как оформить право собственности на машино-место, обзор судебной практики по наиболее частым разногласиям.
Парковка это объект капитального строительства или нет
Машино-место – новый самостоятельный объект недвижимости
В связи с вступлением в силу 01.01.2017 Федерального закона № 315-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» машино-места приобрели статус объектов недвижимости, на которые можно зарегистрировать право собственности, отдать в залог, сдать в аренду, продать, подарить или передать по наследству.
Определение новому объекту недвижимости дано в ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Согласно п.29 названной статьи машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией, границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Данное нововведение касается машино-мест только на специализированных паркингах, многоуровневых парковках, то есть где оно представляет собой индивидуально-определенную часть здания или сооружения, предназначенную исключительно для размещения транспортного средства. Нельзя путать такие понятия как машино-место и парковочное место. Парковочное место – это место на земельных участках вне зданий, сооружений, помещений. Такие объекты самостоятельными объектами недвижимости не являются, и закрепить право на парковочное место не удастся.
В Омске такие объекты недвижимости уже существуют. Это могут быть как отдельно стоящие многоуровневые парковки, так и встроенные паркинги в новых многоквартирных домах. До 01 января 2017 года оформить машино-место как отдельный объект недвижимости было невозможно. Права на указанные объекты недвижимости возможно было оформить исключительно как долю в праве общей долевой собственности на всю парковку.
С 01 января 2017 года порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на машино-места определен, вступившим в силу Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Стоить отметить, что новый Закон о регистрации регламентирует порядок кадастрового учета и государственной регистрации права собственности как при одновременном осуществлении этих действий относительно машино-мест во вновь созданных зданиях и сооружениях, так и на объекты в зданиях, сооружениях, право собственности на которые уже зарегистрировано.
Те автолюбители, которым уже принадлежит доля в праве общей долевой собственности на всю парковку (помещение, здание или сооружение, предназначенное для размещения транспортных средств), вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с Законом о регистрации, а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение, здание или сооружение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
Минимально и максимально допустимые размеры машино-места установлены Министерством экономического развития России и составляют 5,3×2,5 м. и 6,2x 3,6 м., соответственно.
Автостоянка не обладает полезными свойствами, не имеет самостоятельного функционального назначения, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, в силу чего автостоянка не относится к недвижимому имуществу, в связи с чем права на автостоянку не подлежали регистрации в ЕГРН. Асфальтовое замощение является обычным благоустройством земельного участка, в силу чего не. … Судом установлено, что автостоянка представляет собой совокупность объединенных одним назначением сооружений и иных вещей, расположенных на одном земельном участке, при этом , в ЕГРН зарегистрировано право…
- https://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosreestra-ot-20.01.2020-N-14-00361-GE_20/
- https://logos-pravo.ru/avtostoyanka-ne-otnositsya-k-nedvizhimomu-imushchestvu-poskolku-ne-imeet-samostoyatelnogo
- https://rosreestr.gov.ru/press/archive/publications/mashino-mesto-novyy-samostoyatelnyy-obekt-nedvizhimosti/