Положение о технических комиссиях устанавливает функции, порядок формирования и организацию работы технических комиссий Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Единая система оценки соответствия
в области промышленной, экологической безопасности,
безопасности в энергетике и строительстве
ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО АККРЕДИТАЦИИ
В настоящий Сборник вошли документы, регламентирующие процедуру аккредитации органов по оценке соответствия, осуществляющих деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.
решение от 20.07.09 № 30-БНС
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 . Положение о технических комиссиях (далее — Положение) устанавливает функции, порядок формирования и организацию работы технических комиссий Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия).
100+ TechnoBuild – 2020: Техническое регулирование в строительстве
1.2 . Технические комиссии обеспечивают решение вопросов, касающихся деятельности, связанной с опасными производственными объектами, объектами экологии, энергетики и строительства и их технической специфики.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Настоящий документ разработан с учетом требований:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ ;
документов Единой системы оценки соответствия;
международных стандартов ISO серии 17000;
документов Европейского сотрудничества по аккредитации.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 , п. 3, и СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве».
4. ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
4.1 . Технические комиссии в области своей специализации:
вносят предложения в части совершенствования технической специфики деятельности Единой системы оценки соответствия;
принимают участие в разработке методических документов, касающихся деятельности участников Единой системы оценки соответствия с учетом отраслевой специфики;
Техническое регулирование в строительстве: перспективы развития
рассматривают обращения и предложения представителей участников Единой системы оценки соответствия по пересмотру и актуализации действующих и разработке новых документов в области оценки соответствия;
участвуют в разработке областей аккредитации органов по оценке соответствия;
участвуют в разработке требований к специалистам и экспертам органов по оценке соответствия.
4.2 . Члены технических комиссий в области своей специализации могут принимать участие в:
проведении оценки на месте, инспекционного контроля и повторной оценки аккредитованных организаций;
заседаниях Комиссии по аккредитации с правом совещательного голоса;
подготовке и проверке квалификации экспертов по аккредитации, технических специалистов и экспертов органов по оценке соответствия.
4.3 . Председатели технических комиссий могут принимать участие в заседаниях Наблюдательного совета с правом совещательного голоса.
5. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
5.1 . Технические комиссии создаются по решению Наблюдательного совета по представлению руководителя Органа по аккредитации (Координирующего органа, Центрального органа).
5.2 . Составы технических комиссий утверждаются Наблюдательным советом.
5.3 . Численность технических комиссий составляет не менее 9 человек.
5.4 . Руководство деятельностью технических комиссий осуществляют председатели (сопредседатели), а в их отсутствие — заместители руководителей технических комиссий.
5.5 . Для осуществления координации работ между участниками Единой системы оценки соответствия в состав каждой технической комиссии входит представитель Органа по аккредитации.
5.6 . После формирования технических комиссий все их члены подписывают обязательство о соблюдении требований документации, регламентирующей деятельность по оценке соответствия и аккредитации, конфиденциальность в отношении сведений об участниках Единой системы оценки соответствия, а также беспристрастность при выполнении работ в рамках Единой системы оценки соответствия (форма обязательства приведена в приложении к СДА-01-2009 ).
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
6.1 . Технические комиссии принимают решения на заседаниях, которые созываются председателем комиссии по мере необходимости.
6.2 . Повестка дня и документы, необходимые для принятия решения, должны быть получены членами технической комиссии не позднее трех дней до начала заседания.
6.3 . Заседание технической комиссии является правомочным, если на нем присутствует больше половины членов комиссии.
6.4 . Каждый участник заседания регистрируется в списке присутствующих.
6.5 . В промежутках между заседаниями комиссии председатель (сопредседатель) комиссии, а в его отсутствие заместитель руководителя, принимает решения относительно направления членов технической комиссии:
для проведения оценки на месте, инспекционного контроля и повторной оценки аккредитованных организаций;
для проведения аттестации экспертов и специалистов органов по оценке соответствия.
6.6 . Техническая комиссия принимает решения простым большинством голосов присутствующих. При равенстве голосов вопрос решается в зависимости от голосования председателя комиссии.
6.7 . На заседания технических комиссий могут приглашаться представители комиссий Единой системы оценки соответствия.
6.8 . Всю организационную работу, ведение делопроизводства и оформление принятых решений обеспечивает Орган по аккредитации.
6.9 . По итогам каждого заседания составляется протокол, который подписывается председателем комиссии.
6.10 . Документам технических комиссий присваиваются номера в установленном порядке. Номер документа имеет следующую структуру:
где nn — текущий номер.
Один экземпляр документа хранится в Органе по аккредитации.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
7.1 . Технические комиссии несут профессиональную ответственность за обеспечение отраслевой специфики деятельности Единой системы оценки соответствия.
7.2 . Техническая комиссия не несет ответственности за деятельность участников Единой системы оценки соответствия.
Источник: ohranatruda.ru
Технические комитеты по стандартизации: деятельность и задачи
Создание технических комитетов по стандартизации сегодня реализуется соответствующим органом исполнительной власти. Когда в силу вступил Закон «О техническом регулировании», реформы стали проходить во всей системе стандартизации РФ. В первую очередь, такой подход продиктован необходимостью перехода на концепции стандартизации, которые были приняты в международном масштабе. Таким образом, в настоящее время актуально изменение статуса ТК по стандартизации, статуса самих стандартов, условий финансирования работ, связанных со стандартизацией, а также соответствующих целей и задач.
Состав ТК
Целесообразно начать с того, что в состав ТКС входят представители исполнительных органов государственных корпораций (например, корпорации «Росатом»), исполнительной власти, исполнительной власти муниципальных структур и субъектов РФ, научных компаний — даже тех, которые осуществляют деятельность в области стандартизации, — исполнителей, изготовителей, а также общественных потребительских объединений. Деятельность технических комитетов по стандартизации связана с участием в подготовке предложений, относящихся к формированию государственной политики РФ в области стандартизации.
Принципы создания
В полной мере рассмотрев понятие и состав ТКС, стоит перейти к следующему аспекту. Создание технических комитетов по стандартизации, а также формирование соответствующих составов реализуется соответствующей структурой исполнительной власти. При этом учитывается ряд принципов:
- Стороны наделены возможностью равного представительства.
- Участие является добровольным.
- Представители ТК по стандартизации утвердили правило, что соблюдение задач и целей стандартизации, которые прописаны в третьей статье указанного выше Закона федерального уровня, – это принцип, носящий обязательный характер.
- Та информация, которая касается формируемого технического комитета, должна быть открыта и доступна.
Процесс создания
Заявку на формирование национального технического комитета по стандартизации в письменном или электронном виде оформляет заявитель. Делается это в федеральной структуре исполнительной власти в области стандартизации. Важно отметить, что заявителями могут выступать исключительно лица, названные во второй части настоящей статьи.
Федеральный орган рассматривает заявку на формирование технического комитета по стандартизации от 1 до 15 дней. После этого он решает, возможно ли создать этот комитет. Необходимо учесть то, что заявка может быть отклонена. Если предложение, связанное с созданием и дальнейшей деятельностью технического комитета по стандартизации не соответствует изложенным выше принципам, то федеральная организация исполнительной власти в области стандартизации официальным образом решает отклонить заявку на формирование данной структуры.
Прием и отклонение заявок
Нередко случается и так, что заявка может быть отклонена по тем или иным причинам, которые впоследствии должны быть четко разъяснены. В случае отклонения заявки, соответствующее решение передается заявителю с целью информированности. Стоит учесть, что тогда орган исполнительной власти федерального уровня в области стандартизации должен официально отказать в создании и дальнейшей работе технического комитета по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней после принятия данного решения.
Нужно знать, что уведомление касательно приема заявок на участие в ТКС федеральный орган исполнительной власти так или иначе размещает на своем официальном ресурсе (сайте) в сети Интернет. Оно должно быть опубликовано не позднее, чем в течение 7 дней после того, как было принято решение о возможности формирования комитета.
Лица, которые указаны во второй части настоящей статьи, в течение срока, отмеченного в уведомлении по приему заявок на участие в ТК по стандартизации, должны направить эти заявки непосредственно заявителю. Стоит дополнить, что срок приема заявок указывается в соответствующем уведомлении. Он не может превышать 90 дней, а также быть менее 60 со дня публикации уведомления. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации по ГОСТу должна содержать логичное обоснование участия того или иного лица, которое является заявителем, как член комитета.
Окончание приема заявок
После того, как прием заявок на участие в ТКС окончен, заявитель обязательно должен направить поступившие заявки в федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации. Помимо этого, в отправлении важен следующий перечень документов:
- Проект положения о формируемом техническом комитете по стандартизации на базе соответствующего положения стандартного формата. Данное положение должно быть утверждено соответствующим органом власти в области стандартизации.
- Проект в достаточной степени перспективной программы деятельности создаваемой структуры.
- Список межгосударственных (для межгосударственных технических комитетов по стандартизации) и национальных (для национальных комитетов) сводов правил, стандартов и иной документации по стандартизации. Так или иначе они должны действовать на территории Российской Федерации и относиться к компетенции формируемой структуры.
- Список региональных и международных стандартов, которые касаются компетенции создаваемой структуры. Речь идет о региональных и международных технических комитетах по стандартизации соответственно.
Деятельность комитетов
Сегодня технические комитеты участвуют в разработке стандартов международного, регионального или межгосударственного плана. При этом порядок участия устанавливается соответствующей структурой исполнительной власти. Федеральное агентство, занимающееся техническим регулированием и метрологией, отвечает за организацию участия технических комитетов в работе Международной организации по стандартизации (сокращенно – ИСО), Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (сокращенно – МГС), а также Международной электротехнической комиссии (сокращенно – МЭК).
В настоящее время весь перечень технических комитетов по стандартизации принимает участие в создании стандартов как регионального, так и международного уровня строго по соглашениям, заключенным Федеральным агентством с региональным структурами, занимающимися стандартизацией.
Разработка международных стандартов
Далее будет целесообразным подробнее рассмотреть вопрос участия в разработке стандартов международного уровня. Для координации работы ТКС Федеральное агентство занимается организацией деятельности секретариатов ИСО и МЭК строго по актуальному сегодня законодательству РФ касательно стандартизации. Важно знать, что в рамках участия в создании стандартов международного уровня технический комитет реализует следующие виды деятельности:
- Обеспечивает контакт с экспертом в процессе подготовки позиции РФ в соответствии с проектом международного стандарта.
- Направляет в секретариаты Российского комитета, который является членом МЭК и ИСО, предложения, связанные с кандидатурами экспертов для деятельности в технических структурах МЭК и ИСО.
- Направляет в секретариаты Российского комитета, который является членом МЭК и ИСО, предложения, связанные с разработкой проектов стандартов международного уровня на базе стандартов национального уровня и внутренних стандартов организаций.
- Занимается организацией экспертизы стандартов международного уровня.
Разработка межгосударственных стандартов
В полной мере рассмотрев разработку международных стандартов, следует перейти к стандартам межгосударственного типа. Так, в соответствии с предложениями технических комитетов, Федеральное агентство занимается формированием состава экспертов в непрерывно действующих органах МГС, научных комиссиях и рабочих группировках строго по действующему на территории страны законодательству касательно стандартизации. Важно знать, что в рамках участия в создании стандартов межгосударственного уровня технические комитеты занимаются следующими видами деятельности:
- Направляют предложения по стандартизации межгосударственного уровня в программу работ.
- Формируют как первую, так и заключительную редакцию проекта стандарта межгосударственного уровня.
- Проводят экспертизу как первой, так и заключительной редакции проекта.
- Занимаются подготовкой мотивированного предложения, связанного с утверждением проекта стандарта межгосударственного уровня или же с его отклонением.
- Полноценно обеспечивают участие представителя РФ в заседании технического комитета межгосударственного состава.
Технические комитеты по стандартизации в РФ: перечень
Сегодня на территории России действует большое количество технических комитетов. Среди них:
- Комитет по общероссийским классификаторам.
- Услуги производственного плана.
- Зерно и продукты его переработки.
- Макаронные и хлебобулочные изделия.
- Судостроение.
- Премиксы, комбикорма, а также белково-витаминно-минеральные концентраты.
- Часовое дело.
- Ферросплавы.
- Менеджмент риска.
- Огнеупоры.
- Медицинское оборудование, аппараты и приборы.
- Неметаллоруд.
- Методология стандартизации.
- Кинематография.
- Инструменты для медицинского дела.
- Бытовые электрические приборы.
- Электроэнергетика.
- Экологическая экономика и менеджмент.
- Информационные технологии.
- Информационные услуги, услуги связи и управление ей, строительство и дальнейшая эксплуатация объектов в области информационных технологий и связи.
- Газовая и нефтяная промышленность.
- Метрологическое обеспечение добычи и дальнейшего учета энергетических ресурсов, среди которых могут быть как жидкости, так и газы.
- Качественные характеристики органических удобрений, грунтов и почв.
- Криптографическая защита сведений.
- Водный транспорт.
- Водородные технологии.
- Оборудование и машины для перерабатывающей и пищевой промышленности, предприятий общественного питания и торговли.
- Смазочные материалы и нефтяные топлива.
- Электромагнитная совместимость технических инструментов.
Заключение. Предназначение и роль ТК
Как выяснилось, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» начала реформироваться национальная система стандартизации. Изменился статус соответствующих комитетов, стандартов, условия финансирования, а также основные цели и задачи стандартизации. Сегодня к деятельности комитетов привлекаются ведущие специалисты и, конечно же, ученые заинтересованных структур, потребителей (другими словами, заказчиков), изготовителей продукта, разработчиков, организаций и органов по стандартизации, сертификации, метрологии и инженерных обществ. Важно напомнить, что формирование технических комитетов реализуется на добровольной основе для организации и дальнейшего проведения работ, связанных со стандартизацией определенных разновидностей продукта, услуг или технологии.
Выше мы подробно рассмотрели, чем занимаются межгосударственные, международные и национальные комитеты. Однако целесообразно отметить общие функции, которые они выполняют:
- Организация разработки и пересмотр актуальных стандартов в конкретной сфере деятельности, подготовка предложений в программу.
- Обеспечение гармонизации российских стандартов (иными словами, организация соответствия национальных и межгосударственных стандартов международным), в том числе содействие принятию стандартов.
- Анализ проектов российских стандартов, в том числе организация разработки или проведение экспертизы, представление на утверждение в НОС или подготовка предложений касательно отклонения проектов. Другими словами, технические комитеты по стандартизации утверждают проекты.
- Сотрудничество с техническими комитетами в смежных сферах деятельности. Важно отметить, что данная функция предполагает обеспечение комплексности работ, связанных со стандартизацией.
- Полноценное обеспечение интересов РФ в случае взаимодействия с аналогичными техническими комитетами регионального, зарубежного или международного уровня. Участие в работе ТК ИСО или МЭК, а также в деятельности ТК межгосударственного типа.
- Участие в разработке международных стандартов (как правило, через рассмотрение их проектов) и содействие в принятии российских стандартов как международных.
- Взаимодействие с федеральными и другими органами исполнительной власти, а также с различными структурами и физическими лицами.
- Организация или проведение экспертизы актуальных проектов стандартов (соответственно, по предложению организаций).
Основной задачей любого ТК является содействие в прогрессе национальной системы стандартизации. Уставным фондом технического комитета вправе распоряжаться его рабочий орган (иными словами, общественная структура, которая имеет Положение и Устав). Данный орган осуществляет программу работ, которую принимает технический комитет, а также решает вопросы финансирования. Оборотный капитал технического комитета может складываться тремя путями: из прибыли от реализации интеллектуальный собственности; из грантов фирм и организаций международного уровня; от сторонних источников, проявляющих инициативу.
В заключение целесообразно рассмотреть критерии исполнения техническими комитетами своих функций. Сюда относится реализация требований, связанных с безопасностью технических регламентов в процессе разработки стандартов. Помимо этого, особую важность играет экспертное заключение от НОС на разработанные национальные стандарты, а также презумпция соответствия актуальным требованиям по безопасности стандартов. И, наконец, очень важны критерии, которые предъявляются отдельными общественными группами или обществом в целом. Они очевидны при исполнении принципа, соответствующего открытости формирования стандартов.
Источник: fb.ru
Технические комитеты по стандартизации. Задачи
Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также для проведения по указанным объектам работ по международной и региональной стандартизации.
К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители всех заинтересованных сторон: предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследователей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие ученые и специалисты.
ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России.
ТК по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России по предложениям заинтересованных сторон (предприятий, организаций и государственных органов управления) и регистрируются во ВНИИ стандартизации Госстандарта России. По своему статусу они являются общественными организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о конкретных ТК, разработанными на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации.
ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру:
председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК;
временные и постоянные рабочие группы (РГ) в составе отдельных ПК, а также рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.
Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:
разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;
содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;
сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;
сотрудничество с предприятиями (организациями) — пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;
разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;
участие в работе технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации, что способствует принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;
разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;
подготовка предложений по позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;
подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;
участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.
На территории России функционирует более 320 ТК по стандартизации, при этом многие из них одновременно обладали статусом межгосударственных технических комитетов (МТК) по стандартизации за счет включения в их состав уполномоченных ответственных представителей от соответствующих национальных органов по стандартизации стран — членов СНГ.
В данной части статьи регламентируется круг субъектов, которые могут входить в состав технических комитетов. К таким субъектам Закон «О техническом регулировании» относит:
представителей федеральных органов исполнительной власти;
общественные объединения предпринимателей и потребителей;
коммерческие и некоммерческие организации.
В прежней редакции условие о возможном участии коммерческих и некоммерческих организаций в осуществлении работ по стандартизации в составе технических комитетов не содержалось, и тем самым нарушался принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Теперь этот недостаток устранен, и юридические лица (речь может идти о таких крупнейших организациях, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и др.) на вполне законных основаниях, паритетных началах (т.е. равного представительства) и добровольной основе, наряду с другими перечисленными субъектами, могут являться членами технических комитетов.
Закон «О техническом регулировании» регламентирует, что порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. С 01.02.2007 введен в действие ГОСТ Р 1.1-2005 (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 537-ст), устанавливающий порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации, требования к секретариату, председателю, ответственному секретарю и членам технических комитетов, порядок регистрации и контроля деятельности технических комитетов национальным органом по стандартизации.
В соответствии с данным ГОСТом к основным задачам технических комитетов по стандартизации (ТК) отнесены:
организация разработки и экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов;
участие в формировании Программы разработки национальных стандартов (ПРНС) в закрепленной области деятельности;
анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;
участие в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов РФ в качестве международных (региональных), а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации РФ и международными (региональными) организациями по стандартизации;
подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции РФ для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации;
подготовка официальных переводов международных стандартов для передачи их в Федеральный информационный центр технических регламентов и стандартов.
Каждый отдельно взятый технический комитет по стандартизации может решать дополнительные задачи в своей области деятельности, например:
проведение экспертиз технических регламентов в составе экспертных комиссий, экспертиз стандартов организаций;
сотрудничество с предприятиями (организациями) — пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, с испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;
Технические комитеты по стандартизации объединяют предприятия и организации, являющиеся непосредственными участниками рынка продукции и услуг в области деятельности ТК или имеющие косвенный интерес в данной области, а также физических лиц, являющихся специалистами в сфере деятельности ТК.
Технические комитеты по стандартизации создают по видам продукции, услуг, технологий или видам деятельности. Национальные ТК, как правило, являются аналогами ТК международных и региональных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и др.). В случаях, когда это обусловлено потребностями выполнения каких-либо государственных задач или программ, интересами бизнес-структур, достижениями научных разработок, социальными явлениями и т.д., национальный орган по стандартизации рассматривает предложения по созданию ТК, не являющихся аналогами.
Методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности осуществляет национальный орган по стандартизации. Технический комитет по стандартизации возглавляет председатель, ответственный за все виды деятельности ТК. В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем, и рядовые члены. Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК. Структуру конкретного ТК, его задачи, порядок деятельности и вопросы финансирования определяют Положением о техническом комитете по стандартизации.
Положениями ГОСТ Р 1.1-2005 уточняется, что членами технических комитетов по стандартизации (п. 5.1) могут быть федеральные органы исполнительной власти или их уполномоченные организации, организации — потребители продукции или услуг, научные организации, предприятия — разработчики и изготовители продукции или поставщики услуг, общества потребителей, научно-технические общества, органы государственного надзора, испытательные центры, другие заинтересованные организации, частные лица.
Организация, желающая взять на себя ведение секретариата, разрабатывает проект Положения о ТК, составляет предварительный бизнес-план, в котором характеризует текущее состояние стандартизации в предполагаемой области деятельности, предполагаемые направления работ и обосновывает возможность привлечения ресурсов (финансовых и экспертных) для выполнения этих работ. К бизнес-плану прилагают перечень действующих национальных и межгосударственных стандартов, ответственность за актуализацию которых готов взять на себя создаваемый ТК.
После этого организация подает заявление о регистрации ТК по установленной форме в национальный орган по стандартизации вместе с оригиналами писем от организаций, выражающих поддержку создания ТК и согласие участвовать в его работе. Отказ в регистрации возможен по следующим основаниям:
технический комитет по стандартизации с областью деятельности, аналогичной заявленной, уже существует;
обоснования целесообразности работ по стандартизации в данной области и возможности привлечения к ним ресурсов, изложенных в бизнес-плане, недостаточны;
к заявлению не приложен необходимый комплект документов (бизнес-план, перечень национальных и межгосударственных стандартов в области деятельности ТК, письма организаций в поддержку создания ТК), заявление выполнено не по форме или в нем приведены не все сведения;
у национального органа по стандартизации имеются обоснованные сомнения в том, что организация, претендующая на ведение секретариата, способна обеспечить равный учет всех членов ТК.
Оформление создания ТК (регистрация), закрепление за ним объектов стандартизации (областей деятельности), утверждение председателя и ответственного секретаря, утверждение структуры и состава ТК, осуществляют приказом национального органа по стандартизации.
Обозначение технического комитета по стандартизации включает в себя буквы ТК, идентификационный номер и наименование. Краткое обозначение включает в себя буквы ТК и идентификационный номер. Сведения о ТК вносят в АИС «Технические комитеты» национального органа по стандартизации. Информацию о создании ТК публикуют в печатных органах национального органа по стандартизации и на его официальном сайте в сети Интернет.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует значительное множество самых разнообразных технических комитетов по стандартизации. За последнее время были созданы такие технические комитеты, как: ТК «Стеклянная тара и посуда» (приказ Ростехрегулирования от 20.08.2007 N 2205); ТК «Лесоматериалы» (приказ Ростехрегулирования от 07.05.2007 г. N 1381); ТК «Никель. Кобальт» (приказ Ростехрегулирования от 06.04.2007 N 966) и другие.
Что касается положений о технических комитетах по стандартизации, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность, то здесь можно привести следующий пример. Так, в Положении о техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство», утвержденном Ростехрегулированием 14.06.2005., регламентируются основные задачи, функции и порядок деятельности данного ТК. Кроме того, в Положении определяются перечни ТК (в т.ч. ТК, созданных национальным органом по стандартизации; ТК Международной организации по стандартизации (ИСО); ТК Европейского комитета по стандартизации (СЕН)), с которыми сотрудничает ТК «Строительство».
Источник: vuzlit.com