Проект планового положения трассы переносят с карты, плана или аэрофотоснимков на местность относительно ближайших геодезических пунктов и четких предметов местности, используя расстояния, измеренные по плану. При этом на местности закрепляют вершины углов поворота и точки прямолинейных участков через 500-1000 м. Затем прямые участки трассы обозначают вехами через 100-150 м в поле, через 30-50 м в лесу. При расстояниях свыше *150 м вехи выставляют в створ с помощью теодолита. Расстояния между вершинами углов поворота могут измеряться светодальномерами, спутниковыми приборами или мерными лентами, с помощью последних с относительной погрешностью 1/1000-1/2000. Для получения длины трассы в горизонтальном проложении при углах наклона v > 2° измеренные отрезки уменьшают на величину поправки ADv на наклон.
Пикетажные работы.
Пикетажные работы включают измерения длины трассы, закрепление ее на местности пикетными колышками и съемку притрассовой полосы местности.
Пикет — это горизонтальный отрезок трассы длиной 100 м. Пикетом также называют колышек, закрепляющий на трассе пикетное расстояние. Пикеты длиной 100 м приняты при трассировании протяженных сооружений (дорог, газопроводов и др.). Более короткие пикеты длиной 50 или 20 м используются при съемках коммуникаций и улиц в пределах застроенных территорий. Разбивка пикетажа (измерение и закрепление трассы) выполняется с помощью мерной ленты или свето- дальномера.
Пикет
На трассе, например, загородной дороги пикетные колышки вбивают почти вровень с поверхностью земли и от них на расстоянии 5-10 см вбивают строжки, на которых подписывают номера пикетов ПК0, ПК1, ПК2, . т.е. расстояния в сотнях метров от начальной точки трассы ПК0. На наклонных участках местности ленту удерживают горизонтально, или же удлиняют пикеты на величину поправки на наклон ADv. Кроме того, обозначают места заметных перегибов рельефа с указанием их расстояния от ближайшего предыдущего пикетного колышка, например ПК 1+21, ПК 1+32, такие точки называют плюсовыми (рис. 8.3).
На углах поворота трассы, косогорах, а в некоторых случаях и на горизонтальной местности, перпендикулярно к трассе разбивают поперечники длиной до 25-50 м в обе стороны, например поперечник к осевой точке ПК2+50 (см. рис. 8.3). Точки поперечника, расположенные слева по ходу трассы на расстояниях 30 и 12 м обозначены Л30 и Л12, а точки, расположенные справа, — П15 и П30 соответственно их расстояниям 15 и 30 м.
Рис. 8.3. Схема начала трассы и нивелирования пикетных точек
Одновременно с разбивкой пикетажа ведут съемку притрассовой полосы местности преимущественно способом перпендикуляров, если расстояние до контуров составляет 20-30 м, и глазомерно при необходимости приближенной съемки ситуации в более широкой полосе. В пикетажном журнале (пикетажной книжке), страницы которого заполняются снизу вверх, отмечают пикетные и плюсовые точки, точки поперечников, а также точки пересечения с контурами ситуации, числовые данные съемки (рис. 8.4). При несложной ситуации масштаб зарисовок можно принять 1 : 2000, при усложнении ситуации масштаб следует укрупнить.
4. Определение отметок пикетов и характерных точек трассы на карте. Дз-42 заочники 22.11.14
Пикетажные работы на круговой кривой трассы. На каждом участке, где предусматривается круговая кривая, обозначают главные точки круговой кривой: начало НК, середину СК и конец КК и исправляют пикетаж. При достижении вершины угла поворота ВУ1 (рис. 8.5) отсчитывает ее пикетажное положение, в нашем примере ВУ1 ПК10 +26,00.
При заданном радиусе R = 200 м и измеренном угле поворота 0Л = 37° 25′ по формулам (8.2)-(8.5) находят численные значения Т, К, Д и Б и записывают их в пикетажный журнал (см. рис. 8.4), причем криволинейный участок трассы показывают прямым, вершину кривой и направление поворота обозначают стрелкой в точке ВУ.
Вычисляют пикетное положение точек НК (начала) и КК (конца) круговой кривой с контролем по схеме, приведенной на рис. 8.4. Пикетное положение середины кривой (см. рис. 8.5, а) вычисляется по формуле ПКСК = ПКНК + К/2. В нашем примере ПКСК = (ПК 9 + 58,27) + 130,61/2 = ПК 10 + 23,57, контроль ПКСК = ПКВУ — Д/2 = (ПК10 + 26,00) — 4,85/2 = ПК10 + + 23,58. Расхождение результатов допускается до 0,02 м.
Рис. 8.4. Пикетажный журнал
Рис. 8.5. Разбивка и пикетаж главных точек круговой кривой: а — главные точки кривой; б — исправление пикетажа при длине ленты 20 м
Точки НК и КК находят и закрепляют на трассе, отложив длину тангенса кривой Т от точки ВУ в обе стороны. Точку СК находят на биссектрисе, отложив отрезок Б. Рядом с каждой главной точкой устанавливают сторожок с надписью ее пикетного положения. Пикетные колышки переносят с линии тангенса на кривую способом прямоугольных координат, например ПК 10* (см. рис.
8.5, а) перемещают в точку ПК 10. Для этого вычисляют криволинейное расстояние /ю от начала кривой до ПК10, которое равно 1q = ПК10 — (ПК9 + 58,27) = = 41,73 м. Прямоугольные координаты хю и ую точки ПК10 вычисляются по формулам (8.6), (8.7) и (8.8). В нашем примере сначала находим угол ср = 180°/ю/л: R = 180° ? 41,73 / п 200 = — 11,9551°, затем хю — /?sincp — 41,43 м; jpjq = R (1 — cos(p) — = 4,34 м. Замечаем, что абсциссу х)0 не обязательно измерять от точки НК, достаточно от точки ПК 10* отложить отрезок /ю ~~ *10 — 41,73 — 41,43 = 0,30 м в сторону точки НК и получить основание ординаты ую = 4,34 м, затем измерить _ую и закрепить ПК 10 на круговой кривой.
На завершающем этапе исправляют пикетаж, для этого мерную ленту передвигают на величину домера Д (см. рис. 8.5, б): сначала ленту укладывают в положение 1-2 относительно точки ВУ на отсчет, который был получен при разбивке пикетажа (рис. 8.5, б — на отсчет 16,00 м для 20-метровой ленты), затем переднюю шпильку 2 переносят в положение 3 и продолжают разбивку пикетажа. Исправление пикетных расстояний домером Д необходимо потому, что пикетажные измерения здесь производятся по прямым линиям двух тангенсов 2Т через вершину угла поворота, а длина трассы должна быть определена по более короткому пути — через длину круговой кривой К.
Способы детальной разбивки круговой кривой. В период строительства сооружений линейного вида, например загородных дорог, возникает необходимость подробного обозначения круговой кривой оси трассы колышками к, к2, . кп, вбитыми через равные отрезки дуги / в несколько метров.
Способ прямоугольных координат. Теодолит ставят над колышком НК (см. рис. 8.2, а) и зрительной трубой задают створ НК-ВУ, рулеткой или светодальномером измеряют абсциссы *1, х, . хп, вычисленные по формулам (8.6), (8,7) и (8,8) или найденные по специальным таблицам. В точках х, Х2, . х„, строят перпендикуляры длиной у, у2, • ••, уп и закрепляют искомые точки k, к2, кп. Вторую половину круговой кривой разбивают относительно тангенса КК-ВУ.
Способ углов и хорд. Теодолит ставят над точкой НК (см. рис. 8.2, в) и относительно тангенса АВ задают угол (р. На направлении AL строят хорду b = Ак и вбивают колышек к. Задают угол 2ф и на направлении АЕ находят точку к2, отстоящую от точки к на длину хорды Ъ.
Аналогично выносят точку кз и продолжают разбивку до середины круговой кривой, а вторую ее половину разбивают относительно второго тангенса КК-ВУ.
Угол ср рассчитывается по равнобедренному треугольнику ОАк, в котором высота ОМLAL, —АОМ- ф = l_ BAL, поэтому
При разбивке кривой этим способом точность положения точек kj быстро снижается за счет погрешностей фиксирования предыдущих точек.
Способ продолженных хорд. Применяется в случаях, если кривая расположена в узкой полосе местности, доступной для разбивок. От точки НК (см. рис. 8.2, г) вдоль линии тангенса АВ выносят точку Е, отстоящую от точки А на заданном расстоянии Ь. Относительно точек Е и А линейной засечкой строят точку к в пересечении дуг радиусов d / 2 и Ъ.
В створе Ак выносят точку L на расстоянии Ъ от точки к. Относительно точек к и L в пересечении дуг радиусов d и b находят точку https://studref.com/557562/tehnika/vynos_proekta_trassy_mestnost» target=»_blank»]Источник studref.com[/mask_link]
Разбивка пикетажа трассы
При полевом трассировании разбивают пикетаж трассы. Начальная точка трассы служит нулевым пикетом. Ее фиксируют, как все пикеты и полюсовые точки, с помощью кола диаметром 30 мм, длиной 150 мм, который забивают почти вровень с землей. Рядом с колом на расстоянии 200 мм по направлению хода забивают сторожок — кол длиной 300. 500 мм.
На сторожке пишут номер пикета, так чтобы надпись была обращена назад по ходу к точке пикета. Пикет окапывают канавкой[4].
Для разбивки пикетажа каждую линию трассы провешивают с помощью теодолита.
Разбивку пикетажа ведут с применением стальной ленты или рулетки. Пикеты разбивают через 100 м. Для более детального отражения профиля местности дополнительно фиксируют плюсовые точки.
Для того чтобы избежать измерения углов наклона и введения поправок из-за наклона, на наклонных участках ведут разбивку пикетажа, укладывая ленту горизонтально и проектируя отвесом на землю приподнятый конец мерного прибора.
На углах поворота трасс вставляют круговые и переходные кривые. В качестве круговых кривых применяют дуги окружностей больших радиусов. В качестве переходных используют кривые переменного радиуса, который может изменяться от бесконечности до радиуса данной круговой кривой. С помощью переходных кривых более плавно сопрягают прямолинейные участки дорожной трассы с круговой кривой.
Основные элементы круговой кривой трассы (рисунок 11- Основные элементы круговой кривой): ? — угол поворота, измеряемый в натуре; R — радиус кривой, назначаемый в зависимости от условий местности и категории дороги;
— длина касательных, называемая тангенсом и вычисляемая по формуле
AFB = K — длина круговой кривой, определяемая по формуле
СF = Б — длина биссектрисы, которую вычисляют по формуле
Д = 2Т — К — домер;
В практике элементы круговых трасс находят по таблицам, составленным по аргументам R и ?. Точки начала НК, середины СК и конца КК круговой кривой называют главными.
На круговой кривой пикетаж разбивают по линиям тангенсов. Сначала по измеренному значению угла поворота ? и принятому радиусу R из таблиц круговых кривых выбирают элементы кривой: тангенс Т, длину кривой К, биссектрису Б и домер Д. Затем по уже определенному пикетажному значению вершины угла ВУ (ПК ВУ. 14 + 25.00) рассчитывают пикетажные наименования главных точек кривой (рисунок 12, а) и, найдя их на местности, закрепляют. При этом начало кривой НК находят промером от уже закрепленного ближайшего пикета, а середину кривой СК — отложением расстояния Б по биссектрисе угла поворота.
Разбивку пикетов от вершины угла по другому тангенсу начинают с отложения от вершины угла ВУ домера Д, считая, что его конец имеет то же пикетажное значение, что и вершины угла. От конца домера откладывают расстояние, недостающее до ближайшего целого пикета (на рис.12, а это расстояние равно 75,00 м до пикета ПК15). Далее обычным путем разбивают пикеты до следующего угла поворота. Зная пикетажное значение конца кривой KK, по ходу разбивки находят его на линии тангенса и закрепляют.
Разбитые таким образом пикеты расположены на касательных, а они должны находиться на оси трассы, т. е. на кривой. Пикеты переносятся с касательных на кривую методом прямоугольных координат. Данные получают из специальных таблиц (рисунок 12, б).
По принятому радиусу кривой R = 1000 м и длине K участка кривой от начала (или симметрично от конца) ее до выносимого пикета по таблице выбирают значения (K- х) — кривой без абсциссы и у — ординаты. Так, для пикета 10K = 64 м (K-х) = 0,05 м и у = 2,05 м; для пикета 11K = 164 м (K-x) = 0,74 м и y = 13,42 м. Кривую без абсциссы (K — х) откладывают рулеткой от соответствующего пикета, временно закрепленного на касательной, в сторону, противоположную вершине угла, т. е. к началу (или концу) кривой, а ординату уоткладывают из найденной точки по перпендикуляру к касательной. Перпендикуляр к касательной при у < 5 м намечают «на глаз», а при у >5 м направление перпендикуляра задают с помощью эккера или теодолита.
Рисунок 11- Основные элементы круговой кривой
Рисунок 12- Расчет пикетажа на кривой (а) и перенесение пикетов с тангенса на кривую (б)
Таблица 2. Расчет круговой кривой ПК4
УП ПК4+30,44-Т -11,552
НК ПК4(18,89)1/2K 10,4405
УП ПК4+30,44+Т 11,552
УП ПК4+30,44+Т 11,552
УП+Т ПК4+41,992-D -2,223
Таблица 3. Расчет круговой кривой ПК8
УП ПК8+7,38-Т -590,0
НК ПК2(17,38)1/2K 620,27
УП ПК8+7,38+Т 590,0
УП ПК8+7,38+Т 590,0
УП+Т ПК13+97,38-D -559,73
Таблица 3. Расчет круговой кривой ПК21
УП ПК21+77,77-Т -263,197
УП ПК21+77,77+Т 263,197
УП ПК21+77,77 +Т263,197
Для характеристики поперечного уклона местности разбивают поперечные профили (рисунок 13- разбивка поперечного профиля трассы) в обе стороны от трассы на 15. 30 м и более в зависимости от характера склона и типа дороги. Поперечные профили назначают на таком расстоянии один от другого, чтобы местность между ними имела однообразный уклон.
В процессе разбивки пикетажа ведут журнал, в котором показывают все основные элементы трассы, пункты геодезической основы, ситуацию, отдельные элементы рельефа в полосе шириной по 50. 100 м с каждой стороны от оси будущей дороги. Все данные в последующем помещают в соответствующих графах продольного профиля.
Пикетажный журнал состоит из сшитых листов клетчатой бумаги. Ось трассы показывают в виде прямой линии, расположенной по середине страницы. На прямую линию в масштабе (обычно одна клетка равна 20 м) наносят все пикетные и полюсовые точки, углы поворота, поперечные профили и т. д. Запись в журнале ведут снизу вверх, чтобы правая и левая стороны страницы соответствовали правой и левой сторонам трассы по ходу пикетажа. Углы поворота обозначают стрелками, направленными вправо и влево от средней осевой линии в зависимости от того, в какую сторону поворачивает трасса. Около углов поворота выписывают принятые основные элементы кривых: угол поворота с указанием правый или левый, радиус, тангенс, кривую, биссектрису, домер, здесь же подсчитывают пикетажные значения начала и конца кривой.
Эта же информация может быть записана в электронном журнале или блокнотном компьютере.
Разбивку пикетажа ведут по той же линии, по которой выполняют непосредственный промер между вершинами углов при проложении теодолитного хода, что позволяет контролировать линейные измерения. Расстояние Lконтр между смежными вершинами угла должно быть равно разности их пикетажных значений плюс домер на задней вершине: Lконтр = ПКn+1 — ПКn + Dn.
Разность ?L непосредственно измеренной линии и полученной по вышеприведенной формуле в относительной мере не должна превышать 1/1000 — в благоприятных условиях измерений, 1/500 — в неблагоприятных условиях.
Разбивка пикетажа через 100 м затрудняет использование дальномеров. Поэтому иногда применяют безпикетный способ полевого трассирования, при котором на местности разбивают не каждый стометровый пикет, а только точки, расположенные на характерных формах рельефа и важных для проектирования элементах ситуации. На планах и продольных профилях пикеты наносят камерально, их отметки определяют интерполированием между ближайшими плюсовыми точками. Если пикеты необходимы для строительства дороги, их разбивают на местности при восстановлении трассы.
Для составления продольного и поперечного профилей трассы и определения отметок реперов, устанавливаемых вдоль трассы, производят техническое нивелирование с использованием, как правило, двух нивелиров (Н — 10 или Н — 10К). Первым прибором нивелируют все связующие точки (пикеты, плюсовые точки, реперы), вторым — все промежуточные точки (некоторые плюсовые точки, поперечные профили, геологические выработки на трассе). Километровые пикеты и реперы как связующие точки обязательно нивелируют обоими нивелирами, что позволяет надежно контролировать превышения в ходе.
Рисунок 13- Разбивка поперечного профиля трассы
Нивелирование по ходу обычно ведут методом из середины, устанавливая равенство плеч «на глаз». Расстояние до связующих точек принимают равным 100. 150 м. Если нивелирование по трассе производят одним нивелиром, превышения между связующими и всеми пикетными точками определяют по черной и красной сторонам реек, а при работе с односторонними рейками — при двух горизонтах нивелира. Рейки применяют шашечные, трехметровые, двусторонние; в пересеченной местности удобны четырехметровые складные рейки.
При передаче высот через водные препятствия наблюдения выполняют или по специальной программе, или пользуются уровнем воды, полагая, что у взаимно противоположных берегов он имеет одинаковые отметки.
Полевой контроль нивелирования производят на станции и в ходе между реперами с известными отметками. Расхождения между превышениями, полученными на станции из наблюдений двумя нивелирами или по двум сторонам реек, не должны превышать 7. 10 мм. Невязка в ходе между реперами с известными отметками не должна превышать 50 vL мм, где L — длина хода, км, а расхождение между суммами превышений, полученными из нивелирования первым и вторым нивелирами, 70 vL мм.
На трассе дороги могут быть расположены различные сооружения: участковые станции, разъезды, мастерские, станции обслуживания, заправочные колонки, сооружения (мосты, трубы), поселки, водоотводящие устройства и др. Для проектирования этих объектов необходимо иметь крупномасштабные планы соответствующих участков местности. Съемка таких участков ведется в масштабах 1:2000. 1:500 тахеометрическим способом с опорой на точки трассы.
Для съемки больших площадок создают планово-высотное обоснование в виде теодолитных и нивелирных полигонов. Съемку узкой полосы вдоль трассы ведут по поперечным профилям, разбиваемым на пикетах и плюсовых точках трассы. При наличии крупномасштабных фотопланов подробных съемочных работ на трассе не ведут. На фотопланах обновляют и дополняют ситуацию, в необходимых местах рисуют рельеф.
По окончании полевых работ материалы трассирования обрабатывают: проверяют полевые журналы, уравнивают нивелирные и теодолитные ходы, вычисляют отметки и координаты точек трассы, составляют планы, продольный и поперечные профили участков дороги[6].
Источник studwood.netПикетаж. Описание явления сбивки
Пикетаж — это по сути характерная для трасс специализированная система координат. В связи с тем, что реально после его первоначальной разбивки с трассой всегда происходят изменения – врезки более коротких (реже – более длинных, например: 55+548) участков, а пикетаж требуется максимально не изменять, то пикетаж «сбивается». Поэтому в общем случае, говоря о пикетаже имеют в виду и практически всегда имеющее место явление сбивки, «резанности» (для автодорог «рубленности») пикетажа. — Нормативно процесс не расписан. Цель — однозначная идентификация точки!
Почему требуется максимально не изменять? Есть бумажные документы (паспорта сооружений), пикеты обозначены на чертежах, на пикеты завязаны данные и т.п.
Есть два практически равноправных способа описания пикетажа (каждый, однако, со своими соглашениями, ограничениями и возможностями):
• принятый в отечественной практике способ маркирования «особых интервалов» (далее способ «резаных пикетов») и
• принятый за рубежом способ маркирования «особых точек» (далее способ скачков).
Система работает с трассой (упорядоченная совокупность определенных геометрических элементов). У трассы есть:
• начальное значение пикета, обычно нуль (вообще-то, можно было бы ввести понятие точки привязки пикетажа, то есть указание произвольной точки на трассе и ее пикетажного значения, от которой пикетаж разбивается в двух направлениях. Это хорошо соответствует практике, однако создает массу проблем при редактировании трассы, если точка жестко не привязана к началу или концу.)
• направление пикетажа (по возрастанию – обычно, по убыванию – редко). Чтоб на одной трассе было и то, и другое – невозможно. Далее без потери общности можно считать, что пикетаж монотонно возрастает (бывает, убывает) . В зависимости от этого используется тот или иной знак (+ или -) в качестве разделителя ПП.
• шаг, интервал пикетажа. Если специально не указано, расстояние между пикетами с двумя последовательными целыми числами – 100 м (например, 22 и 23) или 1 км, или сколько угодно – интервал пикетажа. Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т.о. пикетаж тесно связан с интервалом пикетажа: при изменении последнего все пикеты становятся резаными.) На трассе выделяются точки (пикеты), имеющие номера. Эти номера уникальны и возрастают, их тип – целое число, возможно, и отрицательное. (Вообще, следует понимать, что уникальность ID – единственное объективное требование для пикетажа, упорядоченность же – искусственное требование, введенное в целях упрощения алгоритмов, времени конвертации и в силу достаточности для практического применения.)
Первый способ – способ «резаных пикетов» .
По причине изменения трассы – врезки более коротких или более длинных (очень редко) участков и желания не изменять уже имеющиеся пикеты возникает явление «сбивки» пикетажа – резанности. Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами. В обычном варианте от 0 до 1 – это интервал 1 пикета. Соответственно, и резаный пикет имеет номер его конца.
В случае врезки более коротких участков длина может быть меньше интервала пикетажа (обычно, ста метров). А при врезке более длинных участков длина может быть больше интервала. (Обычно происходит переразбивка пикетажа на врезаемом участке. Тогда б о льшая длина получается между двумя СОСЕДНИМИ в ряду номерами. Но могут быть и другие варианты.)
Пикет является резаным в трех случаях: если номера отличаются больше чем на 1 (даже если длина = шагу), если длина меньше шага, если длина двух между двумя соседними номерами больше шага.
Т.е. мы имеем дело с трассой, уложенной на ось Х, – направленной линией, расположенной в конкретном месте оси в МСК, сжатой в одних местах, вплоть до ликвидации промежуточных точек, и растянутой в других.
Это ПСК трассы. В МСК ее начало, как отмечалось, может быть не в 0, а направление – быть одним из двух (возрастать или убывать).
Имеется таблица резаных (в общем случае) пикетов трассы.
Таблица состоит из четырех столбцов:
— номер пикета в начале резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета,
— номер пикета в конце резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета.
Таблица подчиняется определенным ограничениям – при вводе.
Можно сказать, что это «интервальный» способ описания явления сбивки, «резанности» (для АД «рубленности»).
Примечание. Эту таблицу можно представить и в альтернативном варианте:
— номер пикета в начале или конце резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета,
— признак 1-0: следующая часть трассы входит в резаный пикет.
Данная информация необходима и достаточна для нахождения так называемого внешнего представления (или по другому – пикетажного положения – ПП ) любой точки на трассе. При этом неоднозначности = неопределенности исключены (в отличие от способа скачков – см. ниже). В связи с однозначностью функций можно говорить о дополнительной ПСК для трассы – пикетажной.
Так, например, если на трассе нет сбивки (резаных пикетов), то все номера возрастают, и для любой точки ПП может быть представлено с «плюсом», например, 22+55, что соответствует длине от начала 2250 м. Минуса быть не может: всегда идет прибавка в направлении возрастания пикетажа, это просто разделитель.
Уже первый резаный пикет вносит в алгоритм значительные изменения. Например, номер начальной точки резаного пикета 22. ПП точек внутри интервала: 22+55, 22+99, 22+140, 22+450.
Номер конечной точки резаного пикета, например, 35.
После него ПП 35+30, 35+99.9
• длина от начала до каждой точки, естественно, однозначна. Длина – абсолютная величина, начиная с 0 от начала трассы и по возрастанию.
• ПП (внешнее представление) = пикет. Есть каноническое ПП: берется ближайший предыдущий пикет и от него плюс.
Для отрицательных номеров пикетов принято считать в другую сторону. Тогда придется писать -0+15, -1+15. Достоинством этого способа является то, что при отсутствии резаных пикетов ПП совпадает с координатой = внутренним пикетом: -1+50 то же, что и -150. Достоинство: похоже на числовую ось.
Все хорошо и справа от 0, и слева от 0, и даже при переходе через 0 – но если он есть.
В случае, если 0 нет вообще (пропал внутри резаного):
как вариант по умолчанию вводится искусственный пикет с номером 0 на минимальном положительном пикете (вырожденный резаный пикет с длиной 0 – аналог скачка, излома трассы).
Итак, имеются две функции (и еще одна дополнительная).
Первая функция по длине (координата X в криволинейной ПСК) находит ПП.
Вторая функция по числу с плюсами находит длину или делает вывод, что данному ПП не соответствует ни одна точка на трассе с данной таблицей резаных пикетов.
Внутри алгоритма удобно оперировать координатой X в МСК – так называемый внутренний пикет.
Например, 22+101, если на трассе номера 22, 23 и 22-23, – не резаный пикет.
Т.е. существует проблема форматирования ввода для «длинных» резаных пикетов (длина которых превышает стандартную длину интервала), и то только для тех ПП, значения плюса в которых превышают стандартную длину интервала, то есть редко.
Для этих случаев можно предусмотреть специальный лидирующий символ, например, «P», можно сделать его и настраиваемым, ведь есть же специальный символ для ввода относительных координат. Система будет знать, что следующее за этим символом число должно быть целым, и трактовать его следует как номер пикета (километра), далее можно либо дополнительно запросить размер «плюса», либо плюс так же можно отделять разделителем.
Третья функция – калькулятор – автоматическое преобразование
пары: пикет из списка имеющихся +- длина —>
к нормальному виду – ПП.
Например, нормальное представление (направление пикетажа по возрастанию, резаные пикеты отсутствуют) 5+60, ему соответствуют, и в него при вводе должны быть преобразованы пары 4+160, 6-40, 1+460, пр. Естественно, при наличии резанных пикетов все их нужно учесть в пределах расчетного промежутка.
Этот калькулятор без резанных пикетов особого смысла не имеет, а при их наличии может быть довольно удобно.
Пример. Есть трасса с двумя резаными пикетами:
1,100-2,900 и 5,1200-6,1800.
(Для ясности пусть пикет начала=0, а трасса достаточно длинная. Резаные пикеты здесь заданы корректно.)
Нормализованным называется пикетажное положение с наименьшим возможным значением плюса или наименьшим по модулю значением минуса. Это и есть ПП.
К 1+700 должны быть преобразованы, например, введенные значения пар 1+700, 0+800, 4-300, 7-1100.
Пара 5+200 соответствует длине 1400.
6+100 соответствует длине 1900, и если оно будет введено, то должно быть преобразовано к нормализованному значению 7+00.
К 7+00 должны быть преобразованы также введенные значения 0+1900, 8-100, 4+800.
Если не считать длиной, может быть противоречие . при отрицательных номерах.
Можно рассмотреть еще задачи.
Например, подписать пикетаж через 100 м по всей трассе. Т.е. создать полную базу пикетажа.
Пользователю дается возможность вводить резаные пикеты.
Для большей наглядности строки пикетажа нужно выделять, например, бледно-зеленым цветом.
Второй способ описания сбивок (способ скачков , это точечный способ, в отличие от описанного выше интервального) – является ли эквивалентным вышеизложенному, есть ли у него достоинства и недостатки?
Если не врезать более длинных участков, дублирования номеров не будет.
Но если таковое сделать, возникнет дублирование.
Для первого пикета длина которого не совпадает, указывается
ПП точек при таком варианте всегда ДО 100 м (по определению).
В принципе такой вариант описания сбивок позволяет по длине однозначно определить ПП,
но по ПП при возникновении дубляжа (когда были врезки более длинного участка) пикеты выводятся для уточнения (выбора) с длиной. Т.е. автоматическая функция невозможна – неоднозначность.
Естественно, здесь также возможны ПП, которые не существуют.
Задача: чтобы пикетаж пересчитывался при редактировании плана трассы. .
Врезать в трассу кусок меньшей длины (или, очень редко, большей). При этом должен быть переразбит пикетаж в зависимости от способа описания сбивки (в варианте резаных пикетов – с учетом условия уникальности номеров, в варианте скачков с учетом стометровости интервала). Т.е. если при разбивке пикетажа возникают номера, которые уже есть дальше по трассе, то где-то ранее (обычно, на «твердых» точках делается резаный пикет.)
Т.е. любое редактирование, вызывающее изменение длины участка трассы автоматически приводит к неадекватности информации о резаных пикетах, как в пределах участка редактирования, так и оставшихся до конца трассы (они вообще могут улететь за пределы трассы). Хорошо то, что адекватность восстанавливается для всех последующих пикетов путем редактирования (только ручного) одного, ближайшего за участком редактирования резаного пикета и естественно всех в пределах участка редактирования. Land эту особенность игнорирует. А нужно хотя бы предупреждать пользователя выводом сообщения.
Корректность задания резанных пикетов необходимо контролировать на этапе ввода. При ручном вводе резаных пикетов перед начальным пикетом может возникать дополнительный (неявный) резаный пикет с длиной меньше интервала. Система должна вводить его автоматически, маркировать как неявный и информировать пользователя.
Т.е. трасса существует вместе с описанием ее пикетажной СК и вместе с программным комплексом поддержки.
Утверждение: возможна высшая степень свободы: одновременная поддержка (путем переключения) обоих способов описания. Они взаимно однозначны.
При разбивке пикетажа одной трассы по другой оформление трасс (подписи пикетов) сбивается. Это известная проблема, связанная с пикетажем одной трассы по другой. Четкого ее решения на данный момент нет, поскольку не понятно в принципе, как оформлять зависимые трассы. Более того, как объясняют наши постановщики, зависимые трассы обычно вообще не оформляются — оформляется только главная трасса, по которой разбивается пикетаж.
Если у Вас есть свои предложения по данному вопросу – с удовольствием их рассмотрим.
Источник geonika.net