Пикеты в дорожном строительстве как читать

мне поставили задачу выполнить пикеты по трассе ЛЭП. Я так понимаю что пикеты это закоординированные точки по трассе через 100м с обозначением ПК и номером соответствующим ее(его) нахождением типа 0+25 (на 25 метров от начальной точки). Но! Вот в примере который я нашел нет ни значений Х,У у пикетов. Есть какие то Точки(. ) и много непонятных моему разуму данных:-) Может кто не пожалеет времени и объяснит то что нанесено в приложенной схеме и даст какие то пояснения как наносятся пикеты на трассу?

точка 12 в ведомости — это вершина угла, на чертеже она подписана; 67,37 — это плюсовое значение от пикета, т.е. ПК39+67,37.

67.37-это вообще. зачем?:-) В таблице этой цифры нет вообще. Там есть цифра 84,98. т.е ПК39+84.98? И например из таблицы я понял что вершина угла №12(на схеме она обозначена как ВУ №12?) находится на ПК39+84.98 на расстоянии 357.41 от вершины №14. а что такое Длина прямой? Что такое переходные кривые?

12 — угол поворота, опускайте из вершины угла перпендикуляр к касательной — будет вам пк39+84,89.

4. Определение отметок пикетов и характерных точек трассы на карте. Дз-42 заочники 22.11.14


Координаты x-y пикетам не присваивают. Да и пример по ад для лэп не катит, имхо, возьмите пример из нвк (нв) или эс.

Приложенная схема не имеет никакого отношения к ЛЭП.

—— добавлено через ~29 мин. ——

Может кто не пожалеет времени и объяснит то что нанесено в приложенной схеме и даст какие то пояснения как наносятся пикеты на трассу?

это Дорожный план и дорожная ведомость углов поворотов,а вам требуется просто разбить трассу ЛЭП на пикеты

—— добавлено через ~3 мин. ——

Вложения

DR-PK-ROAD_2_0.zip (9.7 Кб, 261 просмотров)

Строительство ПС и ВЛ 35-500кВ

2shcan, Вам какую задачу поставили и какая стадия? Проект или изыскания?
Пикетажка: пример прикладываю.
Если проект — смотрим пример расстановки опор — указываем только угловые.
Но институт, накладывает всё равно на изыскания и пикеты все

Если отчёт по изысканиям.
то пикет, прописывается каждый.

На местности:
1. Угловые — в обязательном порядке.
2. Створные — в обязательном порядке.

Координаты.
В отчёте по изысканиям, указываются только теодолитные ходы и ход тригонометрического нивелирования.
Координаты Х и Y — писать НЕЛЬЗЯ — это Гос.тайна. такие вещи хранятся в Спец.части.

Для нас строителей, достаточно Угловых и Створных — на местности

Строительство ПС и ВЛ 35-500кВ

engngr, куда уж подробнее.
координаты, являются Гос.тайной.
Хранятся в спец.части.
Если у предприятия её нет, то нанимают спец.организацию для выноса центров опор — как пример.

Где-то был норматив, искать долго.
я на работе сегодня

11. Топографические планы, фотопланы, фотосхемы территорий режимных объектов независимо от их масштабов, системы координат и покрываемой площади — секретно.

12. Топографические карты и планы, топографические карты шельфа или внутреннего водоема, планы городов и других поселений, фотопланы, фотокарты, издательские оригиналы указанных карт и планов (в том числе расчлененные по элементам содержания) масштабов 1:50000 и крупнее в системах координат 1942 г. и 1963 г. в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также любые специализированные и тематические карты и планы, создаваемые на их основе без отбора и обобщения информации — секретно.

Вебинар по проектированию в ПО Magnet Construction

13. Топографические планы и основы, специальные карты и планы, фотопланы масштабов 1:50000 и крупнее в местных системах координат на участки местности площадью, превышающей 75 кв.км на незастроенные и малозастроенные территории и свыше 25 кв.км на города и поселки городского типа, а также указанные материалы на узкие полосы трасс, независимо от их протяженности, расположенные за пределами режимных объектов, городов и поселков городского типа:

шириной более 1 км масштаба 1:10000 и крупнее,

шириной более 3 км масштаба 1:25000,

шириной более 4 км масштаба 1:50000 — секретно.

14. Сведения о рельефе местности, отображенные на любом носителе с точностью и подробностью нанесения его на топографическую карту масштабов 1:50000 и крупнее, на площади, превышающей 250 кв.км — секретно.

15. Сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов и географических объектов, определенные с точностью 30 метров и точнее в государственной системе координат 1942 года и в геоцентрических системах координат, а также геодезические, картографические и другие материалы, позволяющие вычислить или уточнить эти координаты, кроме астрономических, астрофизических, геофизических обсерваторий и станций, других научных и измерительных пунктов, средств и объектов, включенных в международные сети и системы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации по спискам, согласованным с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации — секретно.

16. Сведения, содержащие координаты режимного объекта, независимо от их точности и системы координат — секретно.

17. Сведения о местонахождении (координаты) пунктов геодезических сетей на территории режимных объектов, независимо от системы координат и площади этой территории — секретно.

18. Каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат и системе координат 1963 года, составленные на участки местности, превышающие территорию одного административного района субъекта Российской Федерации или площадью свыше 5000 кв.км. — секретно.

19. Исходные данные (ключи) местных систем координат, системы координат 1963 года и материалы, раскрывающие переход от этих систем координат к государственной системе координат 1942 года — секретно.

20. Отдельные аэроснимки (аэронегативы), наземные, перспективные и панорамные фотоснимки (негативы), а также комплекты снимков (негативов) режимных объектов, независимо от покрываемой ими площади — секретно.

21. Первичные и производные материалы аэрофотосъемок, кроме фотопланов и фотокарт, с разрешением на местности лучше 2 метров масштабов 1:50000 и крупнее, первичные и производные материалы специальных видов аэросъемок (телевизионной, инфракрасной, микроволновой, радиолокационной и др.) с разрешением на местности лучше 2 метров любых масштабов, покрывающие площадь в одном массиве на незастроенные и малозастроенные территории более 5000 кв. км., на города и поселки городского типа более 75 кв.км. — секретно.

22. Первичные данные съемок и производные материалы с них по полосы трасс аэросъемок шириной более 5 км или полосы обзора (для сканирующей телевизионной и радиолокационной аппаратуры) шириной более 20 км с разрешением на местности лучше 2 метров независимо от масштабов съемок и длин полос, расположенные за пределами режимных объектов, городов и поселков городского типа — секретно.

23. Первичные и производные материалы космических съемок с разрешением на местности лучше 2 метров или указанные материалы (фрагменты материалов) с разрешением на местности от 2 до 4 метров, содержащие режимные объекты — секретно.

24. Гравиметрические карты масштабов крупнее 1:1000000, кроме карт с изоаномалами в условном уровне, карты уклонений отвесных линий масштабов 1:20000 и крупнее, а также каталоги (списки) гравиметрических пунктов — секретно.

25. Исходная, промежуточная и выходная топографо-геодезическая информация на магнитных лентах, дисках, распечатках счета и других носителях информации с секретными топографо-геодезическими данными, результаты обработки на электронно-вычислительных машинах секретных данных — секретно.

26. Сведения, раскрывающие факт выполнения специальных топографо-геодезических работ в интересах только Министерства обороны Российской Федерации — секретно.

Источник: forum.dwg.ru

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. «Наставление пикетажисту» разработано в ра з витие соответствующих п унктов «Ин струкц ии по произ водству топ ог рафо-г еодези чески х работ при и зыскани ях автомобильных дорог» (Авт отран сиз дат , 1956 г.), состав ленн ой Сою здо рпроектом .

С выходом настоящего наставления отменяется « На ставление пикетажисту при производстве подробных технических изысканий автомобильн ых дорог» (Дори зд ат , 1939 г.), составленное Гуш ос дором НКВД СССР.

§ 2 . Пикетаж является составным элементом измер и тельных геодезических работ по разбивке трассы на местности, подготовляющим линию для нивелирования.

§ 3. В задачу пикетажа входят: измерение горизонтального пр и ложени я линии по заранее определенному и провешенному направлению; закрепление и змеренной линии на местности; съемка (зарисовка) ситуаци и п ри трассовой полосы.

§ 4. Пикетаж линии осуществляется звеном под руководством старшего техника-пикетажиста, н азн ачаемого из состава изыскательской партии. В сложных условиях пикетажистом назначается инженер.

§ 5. Обязанности пикетажиста. Пикетажист про и зводит пи кетаж трассы (по основному ходу и вариантам), а также измеряет бази сы для определения неприступных расстояний и планового обоснования при съемках площ адей, привязочны е хода к пунктам государственной геодезической опорной сети и выносным знакам закреплен ия трассы, живые сечения тальвегов, морф остворы и гидростворы при и зысканиях мостовых переходов.

Кроме того, в обязанности пикетажиста входят:

а) приемка инструмента и наблюде н ие за его хранением (см. § 7);

б) организация заготовки пикетных кольев, закрепительных столбов и реперов (через завхоза партии);

в) ведение пикетажного журнала и ежедневная сверка его с журналами других видов работ;

г) сбор да н ных по землепользованию, сносу строений;

д) ведение табеля;

е ) камеральная обработка материалов.

Пикетажист также выполняет отдельные поручения начальника партии.

§ 6. Закрепление трассы столбами, реперами, каменным и пирамид ами, земляными конусами и пр. рекомендуется производить специально выделенным звеном, руководимым техн иком, десятником или опытн ым квали фициров ан ным и грамотн ым рабочим, причем этот вид работ , в зависимости от конкретных условий, может опережать пикетаж или отставать от него, ни при каких услови ях не задерживая промер линии.

Общую ответственность за закрепление трассы несет пи кетажист.

II . ИНСТРУМЕНТЫ

§ 7. По прибытии в район изысканий пикетажист получает от начальника партии (отряда) под расписку следующ и е инструменты и имущество, необходимые для работы.

А. Геодезические инструменты

Ленты стальные 20-метровые .

для промера линии

Шпильки на двух кольцах (2 к омплекта) в чехлах .

Рулетки стальные или тесьм яны е, 10- или 20-метровы е (д ля съемки ситуац ии) .

Экл и метр (д ля измерени я уг лов н аклон а) .

В е шка с круглым уровнем к ней и отве с на шнуре (для п ромера линий , н аклонн ых к горизонту) или реп ки ватерп асов очны е .

Уровень п лотн ичн ый (д ля измерения горизонтального п ролож ени я уступами при ватерпасовке) .

Эккер (для восстановления перпенд и куляров к трассе) .

Б. Ш анц ев ый инструмент и и мущество

То п оры в че хл ах (для заготовки и забивки пикетных кольев) .

Ло м легки й (для п робив ки лун ок в тве рдом грунте в месте заби вки пи кетн ых кольев ) или клин с кув алдой .

П и ла поперечн ая (для заготовки пи кетных кольев) .

Лопаты железные (для окучива н ия пикетных кольев) .

Напильник и слесарн ые и трехгранн ые .

По п отребности

Костыли железные, гвозди, штыри (для закрепления трассы) .

Мешк и джутовые или брезен товые (для переноски пикетных кольев) .

Нож и перочинные .

Кист и и краски (для закрепления трассы) .

По потреб н ости

Машинное масло и керосин в п осуде (для смазывания ленты) .

В. Техническая литература и чертеж но -канц елярски е при надлежности

Таблицы для разб и вки круговых и переходных кривых, а в горной местности также таблицы разбивки серпантин .

По п отребн ости

Каран д аши пикетажные (для н адписей на кольях) и простые; резин ки мягкие; шнур для подвешивания резинки и карандаша .

Блокноты или бланки служебных записок; (для связи с трассировщиком и нив елировщиками); бланки полевых табелей (для у чета работ) .

Чертеж н о-канц елярски е принадлежн ости для камеральных работ (бумага ватманская и писчая, линейки, угольники, карандаши и резинки чертежные, транспортир и пр.) .

Бланки необходимых ведомостей .

§ 8. Приемка инструментов. До выезда на полевы е ра боты пикетажист обязан приня ть участие в отборе и проверке годности и нструмен тов и рабочего ин вентаря.

Основным инструментом пикетажиста является стальная измерительная двадцатиметровая лента с комплектом шпилек.

При получении со склада новых лент по документам склада (геокамеры) проверяется наличие клейма Государстве н ного метрологического учреждения о проведенной п роверке (к омп ари ровании ) лент.

Старые клепа н ые ленты разрешается применять при ус лови и и х проверки и только в том случае, если лента состои т н е более чем из трех частей.

При отсутстви и клейма о компари рован ии на новой лент е (а для старых лент — в о всех случаях) производится сверка ленты с нормальной (комп ари рованн ой ) лентой, которая служи т эталоном. Для этого и спытываемую ленту укладывают на горизонтальную п оверхность и, прид ав ей одинаковое натяжение с эталоном, определяют разн ость длин ы Δ l как полную, так и частну ю , на всех проме жуточных делен иях. В случае, если получаемая лента окаже тся неверн ой и ее не возможно замени ть, то в измерения расстоян ий вводи тся си стематическая поправка и длин а линии будет определяться по формуле: L = (20 ± Δl ), где: L — длин а лин ии , n — число ц елых лент, уложенных при измерении ленты; Δ l — разница в длине между лентой и эталоном. При этом, если лента окажется длиннее эталона, то при измере н ии лини и этой лентой н адо поправ ку Δ l пр и бавлят ь (и н аоборот: лента короче — поправку отн имают). По абсолютной величине Δ l не должна пре в ышать ±3 мм .

Р и с. 1. Измери тельн ая лента: а — оформление конца ленты; б — н умерац ия ли цевой и обо ротной сторон ленты

1 — р учки; 2 — ла тун ь; 3 — вы рез д ля постан ов ки шпи ль ки; 4 — сталь; 5 — н улевой шт рих; 6 — ли цев ая сторон а ленты; 7 — об оротная сто рона ле нты; 8 — бляхи с ци фрами (кратн ые метра м); на полуметров ых делени ях круглые накладки без ци фр

Кроме длины, проверяется правильность нумерации метровых делений ленты (рис. 1 , а), наличие пластинок полуметровых делений и дециметровых отверстий. На ри с. 1, б показано оформление конца ленты. Лента должна быть прямолин ейной, ее поверхность — чи стой, не погн утой , без трещин , ржавчины, заусен цев и други х изъян ов .

Читайте также:  Ширина сип панелей для строительства дома

Проверяется также исправн о сть металлического кольца, на которое наматывается лента, и правильность ввертыван ия и закрепления стопорных винтов.

Ш пи льки должн ы быть прямые, с заостренн ыми концами, дли ной 30-4 0 см и диаметром 5-6 мм (в зави симости от ши ри ны вырезов в латунных кон цах ленты).

У рулеток проверяется общая длина и прав и льность всех сантиметровых делений. Данные проверки лент и рулеток выписываются на первой страни це пикетажного журнала.

§ 9. Правила обращения и хранения инструментов. Стальные мерные ленты и рулетки ломаются от небрежного обращения с н и ми , поэтому при разматывании ленты с кольца нельзя допускать образования петель. Разматывание производится двумя рабочими, находящимися друг против друга.

Один из рабочих бер ется за конец ленты, а другой удерживает на весу кольцо с намотан ной лентой, и оба рабоч их постепенно расходятся. Схема разматывани я и зображена на рис. 2. При измерен иях по сущ ествующим дорогам н еобходимо уби рать ленту в сторон у во в ремя прохождения транспорта. При п ереходах рабочие должны все время держать кон цы ленты в руках, н е отпуская их.

Рис. 2. Разматыван и е ленты

Инструмент необходимо содержать в чистоте. Перед навертыванием на кольцо ленту необходимо очищать от грязи. Сталь подвержена ржавчине, поэтому при работе в сырую погоду необходимо по возвраще н ии на стоянку немедленно развернуть мерную ленту (рулетку), тщательно вытереть ее и промазать. Промазку керосином (машинным маслом, вазели ном) необходимо время от врем ени повторять также и при длительном сроке хранения.

Во избежание поломки полотн о металлической рулетки надо вытягивать из футляра (кобуры) и сматывать в футляр по касательной. Если при вытягивании полотно застрянет, то нужно снова втянуть его в кобуру и слегка встряхн уть, чтобы витки уложились в ряд. Св ерты вая рулетку, надо вращать ручку по часовой стрелке, следя при этом, чтобы вн утрь кобуры не попали грязь, пыль и влага.

Т есьмяны е рулетки легко портятся от влаги, поэтому мокрую тесьму надо перед свертыванием в кобуру тщательно вытереть, а затем при первой возможности вытян уть из кобуры и развесить в теплом помещении или на воздухе в солн ечн ую погоду для просушки.

III . ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

§ 10. Рабочее звено (бригада) для производства пикетажа организуется в следующем составе:

1. Старший тех ни к-пикетажист (в сложных условиях, например, в горной местности — инженер)

2. Рабочи й IV разряда (сзади на ленте) — 1

3. Рабоч и е III » — 3,

и з них один совмес тно с рабочим IV разряда промеряет линию лентой, другой забивает пикетные колья и третий подносит колья на трассу, окапывает их или окучивае т камнями.

Пр и работе в сильн о пересеченной или горной местности , а также при проходе через крупные населен ные пун кты состав бри гады пополн яется техником для помощи пикетажисту при обмере строен ий, съемке ситуации, зари совке рельефа и пр.

В случаях производства ватерпасовки (см. § 22) добавляется один рабочий III разряда.

Пр и работе в лесу (по готовой просеке, проложенн ой при трассировании) бригада пополняется одним рабочим III разряда для заготовки пикетных кольев на месте.

Кроме того, по условиям техники безопасности добавляются рабочие в количестве, зависящем от обстановки :

а) при изысканиях по су щ ествующим автомобильн ым дорогам — для регулирования автомобильного и прочего движения;

б) в местах, опасных для изыскателей (оползни, обрывы, крутые косогоры, зоны осыпей, обвалов и т.п.) — для сигнализации, подвешивания на веревках, проб и вки тропы и пр.

Звено по закреплению трассы (см. § 6) состоит и з двух-трех рабочих, имеющих топор, пи лу, 2 лопаты, лом, 3 вешки, ш нур и специ альные колья с н асаженными на них обрезками железных труб (см. § 29).

§ 11. До начала работы в поле пикетажист об я зан озн акомить рабочих с общим порядком работ, правилами техни ки безопасности и сигнализации, обучи ть способу производства работ — протягиванию ленты, закр еплени ю точек кольями, обращен ию с инструмен том и бе режному отношению к нему, а также дать задан ие завхозу партии на своевременную заготовку и доставку на трассу достаточного количества пикетных к ольев, столбов, ре перов , железн ых труб и маячных вех для закреп лени я трассы.

§ 12. Загото в ка пикетных кольев. Колья, как прав и ло, заготовляют цен трализованн ым способом на осн овн ой базе экспед иции или партии и доставляют на трассу автомоби лями, подводами или другими ви дами тран сп орта, в зависимости от н аличия д орог и местных условий .

Р и с. 3. Пикетные колья: а — точка; б — с торожок

Пикетные колья разделяются на «точки» и «сторожки». Точки предназначены для постановки на н их реек при нивелировании трассы, для чего они должн ы и меть ровн ую горизон тальн ую поверхность. На сторожках дел ае тся зате с для н адписи.

Разм е ры пикетных кольев указан ы на рис. 3, а и б .

Точки и сторожки большей длины применяются в мягких гру н тах, меньшей длины — в твердых. На болотах сторожки могут быть длиной до 1 м . На пахотн ых угодьях длин а точек увеличивается до 30-4 0 см (в зависимости от глубин ы вспашки ).

§ 13. Заготовка столбов и временных реперов. Столбы и реперы, как и пи кетные колья, заготовляют либо цент рали зованн о на основной баз е экспедиции или парти и, либо на лесном участке трассы, с доставкой на трассу автомобилями, подводами и ли други ми видами транспорт а.

Р и с. 4. Закрепи тельные знаки: а — закрепительный столб; б — временный репер

Закрепительные столбы и временные деревянные реперы и зготовляют из ошкуренного круглого леса. Сверху и х затесывают на конус, а с лицевой стороны делают срез для н адпи си; на реперах, кроме того, устраивают, выступ для постановки рейки, куда забивается заершенный гвоздь или штырь. Нижняя часть столба (репера), закап ываемая в землю, не ошкуривается. Крестовина, обесп ечи вающ ая уст ойчивость зн ака, устраивается из двух брусьев, вставляемых взаимно перпенди кулярно в пазы.

Размеры закрепительных знаков показаны на р и с. 4, а и б.

§ 14. Связь пикетажиста с трассировщиком, у гломерщ иком и нивелировщиками осуществляется путем оставления запи сок на заменк ах.

§ 15. Пик е тажи ст ежедн евно ведет п олев ой табель своих работ, куда зан осит сведен ия о характере и объеме проделан ной работы, а также о рабочи х и использ ов анном транспорте.

IV . ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

§ 16. Измерение расстоя н ий прои зводи тся 20-метровой стальной лентой по з аранее провешенн ому направлени ю, закрепленн ому временн ыми вешками (« заменк ами») во время трасси рования линии . При проме ре количество вешек в створе (спереди или сзади ленты) должно быть не менее двух.

§ 17. Промер должен быть двойной, пр и чем относительная разность между первым и вторым промерами не должна превышать 1 /1000.

Второй промер может производиться л ю бым прибором, дающим достаточн ую точн ость; в частности, рекомендуется примен ять оптический дальн омер. При кон трольном определен ии расстояни й нитян ым дальн омером допускается расхождени е 1 / 200 .

С равн ени е ре зультатов обоих промеров в едется от одн ой вершины угла до другой, но отн юдь н е по пикетам, которые при контрольном промере плюсуются как промежуточн ые точки.

За окончатель н ое протяжени е прини мается сре дне е арифметическое двух измерений , оформляемое составлением ведомости линейн ого промера (форма дается в приложении 1).

§ 18. Лента пр и промере укладывается по пове рхности земли и н атягивается ме жду шпи льками , вкалываемыми в землю через спец иальн ые вырезы, и меющиеся на обоих конц ах ленты (см. § 8). Во избе жа ни е си стематического н акоп лен ия ошибок при и змерении, натягивание ленты производи тся равномерн о и с оди наковой силой. При укла дке по створу вех лента встря хи вается; при этом, во избежани е поломки ле нты, н ельзя допускать перегибов ленты и закручивания ее в петли и спирали.

§ 19. Промер л и нии ведется двумя рабочими в следующей последовательности:

а) н ачин ая промер, передн ий рабочий получает пять шпилек, а задн ий — одну шпильку, которую он ставит в н ачальной точке;

б) п е ре дний рабочий протягивает ленту впере д по створу на в сю ее длину, а задний рабочий зацепляет концевым вырезом ленты за поставленн ую в начальной точке шпи льку и, придерживая ее одной рукой, движен иями другой руки подает переднему рабочему сигналы, уточняющи е положение ленты в створе линии; передний рабочий сначала втыкает шпильку без ленты, а затем, по тряхивая и натягивая ленту, устанавливает шпильку в вырезе ленты окончательно. При этом он держит остальные шпильки в пучке горизонтально, остриями н аружу (от себя), помогая этой же рукой натягивать ленту;

в) по мере продвижения по и змеряемой линии передний рабочий ставит шпильки, а задний собирает их на кольцо;

г) поставив последн ю ю шпильку, передни й рабочий сообщает: «пикет!». При этом пикетажист подходит к переднему концу ленты и наблюдает за последующей передачей шпилек;

д) задний рабочий вынимает поставленную шпильку из в ыреза своего конца лен ты, идет к переднему рабочему и передает ему свои пять собранных шпилек, после чего возвращается к. заднему концу ленты. Передний рабочий берет свой конец ленты и протягивает ее дальше;

е) последняя шп и лька, поставленная первым рабочим, сни маетс я и замен яется пикетной «точкой» после того, как будет окон чате льно поставлена следующая шпилька;

ж) есл и рабочи м приходится отойти от ленты (при поперечных промерах), то они оставляют воткнутые шпи льки в своих концах ленты, а собранные кладут рядом на землю.

§ 20. Пик е тажист разрешает протягивать ленту не раньше, чем будут записаны в се необходимые данные и сделан ы все требующиеся привязки и поперечные промеры.

§ 21. Промеренные расстояния по наклонным ли н иям прив одятся к горизонту.

Поправка за угол наклона вводится при уклонах местности более 3°, по формуле , где:

Д — измеренная длина по наклон н ой плоскости на местности;

α — угол наклона линии к горизонту;

ΔД — поправка, на которую уменьшается длина Д.

Табл и ца поправок дана в приложении 2.

Определение величины угла н аклона прои зводится любым угломерным ин струментом с точн остью до 30′. Если и змерение производится теодоли том при трассирован ии линии, то пикетажисту оставляется на заменк е записка с необходимыми данными: величинами углов наклона и схемой переломов ската.

При пользовании эклиметром измерение углов наклона производит сам пикетажист по схеме, показанной на рис. 5.

Р и с. 5. Схема измерени я углов наклона эклиметром:

1 — эклиметр; 2 — в ешка по отвесу

Пр и определении длины лин ии по дальномеру поправка за наклон ли нии подсчитывается по формуле:

Δ Д = Д sin 2 α .

§ 22. На крутых склонах рекомендуется проектировать лин и ю на горизон тальную п лоскость непосредствен но на местность, для чего при уклонах крутизной от 80 ‰ до 200 ‰ промер линии производи тся горизонтальными уступами, частями ленты дли ной 5-1 0 м , удерживаемыми по возможности горизонтально.

При этом лента одним из своих метровых деле ни й прикладывается к поверхности склона, а от нулевого штр и ха при подн ятого конца, как показано на ри с. 6, а, трижды роняют шпи льку; за окончательн ое положение шпи льки при нимается геометрический центр об разовавшегося треугольника.

При таком промере необходимо быть внимательным , чтобы н е сбиться с общ его счета шпилек, так как нормальный ход промера нарушается.

При укло н ах более 200 ‰ вместо измерения лентой разрешается при менять ват ерп ас овку с соблюдением верти кальности одн ой из реек по отвесу и горизонтальности другой — по уровню. Однако не следует применять ватерпасовку значительных отрезков, ввиду малой точности этого способа.

Р и с. 6. Схема измерения лини й горизонтальными уступами:

а — участкам и ленты; б — с п рименением треугольника, подв ешив аемого точн о на середине шнура

1 — шп и лька; 2 — вешка; 3 — треугольн ик; 4 — шнур

Взамен реек и уровня могут быть пр и менены лента, рулетка, гибкая н ераст яжим ая проволока и ли н едеф ор м ирующий ся (вываренный в масле) шнур, с по двешен ным на середине равнобедренным треугольником на съемных раздвижных кольцах (рис. 6, б ).

Пр и измерении лин ий этим способом отвес совмещае мся с высотой треугольника. Вешки устанавли вают ся вертикально по круглому уровню или отвесу.

§ 23. При промере линия разбивается на отрезки длиной по 100 м , называемые пикетами. В промежутках фиксируются плюсовые точки, характер и зующ ие рельеф и ситуацию. «Плюсы» отмечаются также в местах, на которые необходи мо обратить внимани е съемщику поперечников к трассе. Съемка поперечников обычн о прои зводится звеном второго нивелировщика, но характерные точки н азначает пикетажист.

Читайте также:  Дети инвалиды получение участка под строительство

§ 24. При пересече н ии железн ых и автомобильн ых дорог плюсуются все элеме нты поперечного сечен ия (бровки, кюве ты и канавы, балласт, головки ре льсов , края и ось прое зже й части ).

При п е ресечени и водотоков и в одоемов «плюсы» обрисовывают контур живого сечен ия с выделен ием русла и урезов воды. Промер глубины воды через каждые 5-1 0 м для обрисовки дна при малых глубинах прои зводится одн овременно с промером лин ии; п ри зн ачи те льн ых глубин ах выделяется специ альн ое звен о для проме ра глубин с лодки; такой промер обычн о осущ ествляется после прохода реки пикетажистом.

Рис. 7. Разб и вка живого сечения

При косом пересече н ии тальвегов пикетажи ст разбивает н евдалеке от трассы нормальн ое живое се чени е с закреплением его кольями по схеме, изображенн ом на рис. 7. Кон цы живого сечения привязываются промером по перпендикуляру к трассе.

При пересечении болот плюсуются и х края. Зондировка прои зводится геологом.

Плюсуются также пересекаемые трубопрово д ы, кабели, линии воздушных передач и т.п.

«Плюсы» округляются д о целых метров, за исключением точек вершин углов, головок пересекаемых железнодорожных рельсов, начала и конца кривых при разбивке закруглений, которые плюсуются с точностью до 0, 01 м , а также начала и конца существующих искусственных сооружений и проезжей части пересекаемых автомобильных дорог, п люсуемых с точностью до 0,1 м .

§ 25. Определение неприступных расстояний. Длины линий, которые не могут быть измерены лентой непосредственно на местности, определяются трассировщиком по дальномеру или аналитически, с разбивкой и измерением на местност и двух базисных сторон треугольников, общая сторона которых является определяемым неприступн ым расстоянием.

Замер углов треугольников производится при трасс и ровании теодолитом; базисы измеряются угломерщик ом лентой и ли дальномером повышенной точности. Записка с необходимыми данными (величины замеренных углов, б азисов и аналитический подсчет неприступного расстояния) оставляется угломерщиком у начала препятстви я.

Начало и конец неприступ н ого расстояния обозначаются угломерщиком забитыми колышками с соот ветствующи ми н адпи сями. Пикетажист, дойдя с промером до неприступного расстояния и прочитав записку, произв одит второй промер базисов и проверяет вычисления по определению н еприступного расс тояния.

Расхождения между двумя промерами базисов не должны превышать 1:2000, а между двумя опр е делен иями н еприступных расстояний — 1: 1000; при большем расхождении пикетажист производит повторный промер. Если точки у концов неприступного расстояния расположены н а берегах реки (пруда, озера), то пикетажист с обеих сторон доводит промер и плюсовку до урезов воды.

Связывание двух или более лент (рулеток), а тем боле е н ад вязывани е веревок для промера — не допускается.

В отдельных случаях вместо ленты могут применяться мерные приборы проволочного типа длиной более 20 м (50 или 100 м ), удобные при измерениях базисов , переходах через неширокие реки и пересечени ях оврагов (см. приложение 6).

§ 26. Обход препятствий. Препятствия, встречаемые по трассе и не дающие возможности прямого веше ни я и промера линии, обходятся выносками . Выноски прои зводятся трассировщиком одним из следующих приемов (рис. 8):

а) параллельный снос лини и с построением двух перпендикуляров к трассе;

б ) построение равностороннего или равнобедренного треугольника.

Рис. 8. Обход препятствий

Пр и этом измерение углов производится трассировщиком с помощью теодолита, а повторн ый промер всех вспомогательных расстояний — пикетажистом.

Для получени я достаточной точности при замере углов а ли менты выноски не следует назначать короче 20 м .

П и кетажист использует обноски для точной съемки ситуации, а также для привязки и обмера строени й.

§ 27. Измерение линии при совмещении трассы с осью существующей дороги, имеющей твердое покрытие , производится (в соответствии с правилами техни ки безопасности) по бровке земляного полотна и лишь в случае значительного разрушения бровки — по оси проезжей части.

На закруглениях (при поворотах дороги) промер выносится на ось проезжей части; пр и этом пере ход осуществляется по перпендикулярам, разбиваемым эккером или рулеткой (способом «египетского треугольни ка» со сторонами 3, 4 и 5 м ).

Во всех случаях при работе на существующей дороге, особенно при промерах в пределах проезжей части, в з в ено пикетажиста добавляются рабочие для регулирования движения по дороге.

При сохранившихся километровых знаках промер ве дется участками от одного километрового столба до другого; при этом почти всегда расстояние отли чается от 1000 м , и пикетаж «рубится» н а каждом киломе тровом столб е. Это делается для удобства дальн ейших строительных работ при реконструкции или капитальном ремонте существующей дороги, а также для удобства использования материалов д орожн о-эксплуатаци онн ой службы по мостам и трубам, снегозащите, пучини сты м участкам, промерам дорожной одежды и т.п. Нумерация пикетов при этом должн а совпадать с н омерами километров, увеличе нными вдесятеро (н апример, если км 91, то п к 910).

§ 28. Од н овременн о с разбивкой производи тся закреп лени е пикетажа на местн ости кольями — точками и сторожками (о з аготовке их см. § 12).Т очка забив ается п о створу ли нии в замен вынутой шпи льки на пи кете, а также на промежуточн ых плюсах в характерных пунктах рельефа.

Пом и мо закрепления пикетажа, «точка» предназн ачена для устан овки на н ее нивели ровочной рейки и поэтому должн а иметь горизонтально срезанн ую ровную поверхн ость. Точки забиваются вертикальн о, вровен ь с поверхностью земли ; он и должны прочно сидеть в земле, чтобы под рей кой н е давали о садки. Головки точек не должны быть разби тыми или размочаленн ыми; такие точки заменяются целыми.

Рядом с точкой, на расстоян и и при мерн о 20 см от нее, вперед по ходу пикетажа забивается «сторожок», обращен ный надписью к точке.

Н азначение сторожка — «сторожи ть точку», т.е. служить указателем. На сторожке надписываются номера пикетов (по порядку, начин ая с п к 0) и плюсов специальн ым пикетажным (или плотничным) карандашом; такая надпись не боится влаги. Надписи размещаются, как прави ло, по гори зонтали; при н евозможности — допускается размещение н адписи в вертикальн ом н ап равлении . Сторожки заби ваются п римерн о на полови ну своей длин ы.

В безлес н ых районах пикетные сторожки окапываются по полукругу канавкой, земля из которой присыпается к задней стороне сторожка. При твердых каменистых грунтах окапывание заменяется окучиванием сторожка кам нями , причем перед забивкой пикетных кольев плотная корка пробивается железным кли ном или ломом.

Закрепление пикетажа изображено на рис. 9.

При рекогносцировочных изысканиях точки на плюсах не забиваются; ограничиваются постановко й сторожка.

Рис. 9. Закрепл ени е пикетажа:

1 — трасса; 2 — точка; 3 — сторожок; 4 — курган чик ; 5 — канав ка

§ 29. Закрепление трассы в плановом и высотном отношении столбами, реперами и другими временным и закрепительными знаками прои зводится (см. § 6 ) специальным звеном, действующ и м независимо от звена, прои зв одящего промер линии, но подчиненным пикетажи сту.

А. Вершина у г ла закрепляется потайной точкой, обсыпаемой затем земляным конусом. Точка забивается угломер щи ком при трасси ровании линии и в случае н ек ачественности (мягкое дерево, недостаточная толщи на и дли на) — заменяется при закреплении трассы. Для потайных точек рекомендуется применять твердые породы дерева (например, дуб), стойкие в отн ошени и гниения.

Б. На углах поворота ставятся столбы-указатели , выносимые на продолжение обоих направлений («старого» и «нового») за пределы возможн ых землян ых раб от. Места установки столбов, как правило, назн ачает уг ломерщик при трассировании линии; в виде исключен ия допускается закрепление с последующей проверкой правильн ости поставленных столбов по теодоли ту.

Столбы следует выносить в пределах 1 0-2 0 м от вершины угла по схеме, изображенной н а ри с. 10.

Угломер щ ик забивает колья несколько дальше места установки столба с тем, чтобы столб стави лся не на продолжении створа (что недостаточно точно), а в пределах точно пров ешенной линии.

При установке столба поступают следующим образом: две ближайшие замен ки сни маются и замен яются вешками; взамен кола, оставленн ого угломерщ ико м, также ставится вешка и только после этого по створу копается яма, в которую ставится столб.

При постановке столб развертывается «лицом» к вершине угла , и в верх столба забивается гвоздь, на который наводи тся вертикальная линия креста нитей теодолита при проверке правильн ости постановки столба в створе линии.

Р и с. 10. Схема закреплени я углов пов орота:

1 — старое направление трассы; 2 — ве хи; 3 — н ов ое нап равлени е т ра ссы ; 4 — столб; 5 — кол, заменяемый вешкой ; 6 — земляной конус; 7 — потай ная точка

Малые углы (до 5°) закрепляются столбами, выносимым и по линии биссектрисы.

Столб закапывае т ся н а глубину 1, 0-1 ,4 м , причем желательн о дно ямы уплотн ить подручными камнем, щебнем, грави ем или кирпичным щебнем; грунт в яме вокруг столба засыпать равн омерно и послой но с тщательным трамбовани ем ломом, рукояткой лопаты или специальной деревянн ой трамбовкой. Излишек грунта обсыпается вокруг столба в виде конуса и обкладывается дерном (при наличии последнего на месте). Конус окапывается канавкой по кругу.

Пр и использовании существующей дороги с твердым покрыти ем вершина угла закрепляется железнодорожным костылем или штырем, а столбы-указатели выносятся по лин ии би ссектрисы на обрезы дороги .

В. Дл и нн ые п рямые закрепля ются осев ыми столбами в пределах видимости одного знака от другого, т.е. примерно через 50 0-1 000 м . Способ постановки осе вых столбов аналогичен закреплению выносными столбами на углах поворота.

Для точной постановк и зн ака выби рается установленная по теодолиту в ешка, место ее стоянки фикси руется пересечен ием ни тей, н атяги ваемых на в ремен но забивае мы е крестообразно колья, и проверяется отвесом (рис. 11). После постан ов ки столба ни ти вновь н атяги ваются и их пересечени е отмечается гвоздем и ли краской на пов ерхност и столба. Колья по окончани и работы снимаются. Чтобы они могли служи ть долгое время, можно на верхние и х конц ы насади ть отрезки железн ых труб с насечками для натяги вани я нити.

Рис. 11. Схема уста н овки осевого столба:

1 — перп е ндикуляр к трассе; 2 — н аправ ление тра ссы, 3 — кол; 4 — место устан ов ки столба (цен тр зн ака)

На переходах рек , пересечениях железн ых и магистральн ых автомоби льных дорог и с обеих сторон тоннельных пересечений ставятся дополни тельн ые осевые столбы (по два с каждой стороны пересечени я). В случае пересечения трассой населенного пункта, закрывающего видимость, на его границах также устанав ливаются осевые столбы. Столбы обращаются лицевой сторон ой назад по трассе и и меют надпи сь при вязки (пи кет и плюс).

Н адписи на столбах делаются масляной краской по тщательно оструган ной гладкой поверхности затеса. При этом указывает ся расстояние от лицевой поверхности столба до выносимой точки .

Г. Н а высоки х точках трассы , господствующих над местн остью, рекоменд уется установка маячных ве х примерно через 5- 10 км . Для большей устойчивости вехи прибив аются к осевому столбу и обсыпаются земляным конусом.

На рис. 12, а, б и в показаны схемы знаков, закрепляющи х ось трассы.

Рис. 12. Схемы зн а ков , закрепляющи х трассу:

а — о сев ой столб; б — столб с желе зными скобами для постан овки маячной вехи ; в — маячная веха

1 — кана вк а по кругу; 2 — желоб для постанов ки жерди ; 3 — скоб ы

Д. В безлесной или обжитой мест н ости , где затруд н ительн о достать лесоматериал для столбов, закрепление трассы разрешается производить земляными кон усами с потайными точками, каменными пирамидами типа выкладки и ли наброски, металлическими трубами, сте ржн ями или обрезками железнодорожн ых рельсов (ри с. 13, а , б, в и г ). В горной местности допускается закрепление краской н а скалах и отдельно расположенн ых крупных камнях (н адписи при этом делаются аналогичные при вед ен ны м выше).

Рис. 13. Закрепление трассы в безлесной или обж и той местности:

а — камен н ая наб роска; б — землян ой конус с потайной точкой ; в — на существующей мощеной дороге (деревянным колом); г — на грунтовой дороге (деревянным колом или ж.-д. костылем)

§ 30. Пр и восст ановлени и трассы перед началом стро и тельств а прои зв оди тся выноска всех углов пов орота дополни тельн ыми столбами, а также вын оска в сех пи кетов при мерн о н а границ у полосы отвода, за пре делы предполагаемых землян ых работ.

Вы н оска пи кетов (рис. 14) производи тся угломерным ин струме нтом (гони оме тром) или экке ром под п ря мым углом к оси трассы и оформляется столби ками , закапываемыми в зе млю, или свайками , заби ваемыми в землю ручн ой бабой.

Рис. 14. Выноска пикетов при восстановлении трассы:

1 — в ын осные пи кеты; 2 — г раница полосы отвода; 3 — трасса; 4 — место для рей ки

Столб и к (свайка) и меет горизонтальную полочку для постановки рейки , так как при восстановлении трассы одн овременн о п рои зводи тся нивелировани е для переноса высотн ых отметок с точек трассы за пределы землян ых и п рочи х строительных работ.

Читайте также:  Обзор мода на быстрое строительство

В населе н ных пунктах разрешается вместо установки столбов делать надпи си краской на стенах или цоколях зданий, оградах, парапетах; на скальных участках надпи си делаются на крупн ых камнях и скальн ых обнажениях. При это м все гда указывается расстоян ие от вын оски до пи кетной точки .

§ 31. Времен н ые реперы устанавливаются не реже чем через 2 км . Време н ными реперами служат пн и деревьев, обтесанн ые в ви де стан дартн ого столба, цоколи или обрезы фун дамен тов здани й, а чаще всего — стандартные деревянн ые столбы, которые закапываются в стороне от оси трассы, при мерно на границе полосы отвода.

Време н ные ре перы устан авливаются по тем же прав илам, что и угловые или осевые закрепительн ые столбы, но на большую глубин у (см. § 13) и с той разни цей , что они вын осятся в сторон у от прои звольного пун кта трас сы , к которому затем пи кетажист привязывает их промеро м лентой и ли рулеткой . Репер стави тся лицев ой сторон ой к трассе, по возможности так, чт обы его можно было зани вели ровать с трассы, н е делая спе ци ально го ход а к н ему. На нем де лается надпи сь с указан ием номера репера и расстояния по перпендикуляру к трассе. Для того, чтобы нивелировщик случайн о не пропустил репера, в пункте трассы, напроти в которого у становлен репер, забивается высокий кол с надписью, указывающей направление н а репер и расстояние до него от трассы.

Вре м енные ре перы одновременно служат выносным закреплением трассы в плане, поэтому под основание столба укладывается простой центр (бетонный монолит или камень с насечкой креста).

§ 32. Постоянные реперы устанавлива ю тся примерно через каждые 25 км , (при отсутствии реперов или марок государственной нивелирной сети), как правило, вблизи больших мостов, мест сосредоточенных земляных работ, тоннелей и пр., обязательно вне п ределов строительных работ и выше горизонта подтопления высокими или паводковыми водами.

В каче ст ве постоянных реперов могут применяться грунтовые и стенные реперы и марки, а также реперы, закладываемые в скалах и отдельно расположенных больших камнях. Они устанавливаются заранее и во всяком случае не позднее чем за сутки до производства ни велиров ки.

А. Стенной нивелирный репер имеет вес около 2 кг и отливается на заводе из чугуна. Репер состоит из двух о тли тых вместе частей: шляпки и хвоста (рис. 15, а). Шляпка репера представляет собой диск с выступающим при ливом (полочкой), острая грань которого служит для установки рейк и при ни велировании.

Хвост репера имеет четырехгран н ую уступчатую форму и окан чи вае тся четырехгранн ым острием; такая форма хвоста позв оляет надежно укреплять репер в стене на цементном растворе.

Стенно й ре пер или марка (рис. 15, б ) закладыв ается в каменной части здан ия или сооружения на высоте примерно 0,5 м от поверхности земли. Для закладки репера при помощи шлямбура выбирается в стене углубление необходимых размеров. Гнездо для диска выдалбливается зубилом так , чтобы плоскость ди ска можно было установить заподлицо со стено й . Когда углубление в стене сделано, его тщательно промывают водой и приготовляют раствор цемента (1 часть цемента и 1 часть чистого речного песка).

Р и с. 15. Стенной нив елирный репер:
а — реп е р; б — марка

Таким раствором заполняют отверст и е, после чего вдавливают репер в углубление, следя за тем, чтоб ы диск принял отвесное положение и по мести лся в плоскости стены, а ребро выступа было горизонтально. С наружной стороны стена аккуратно штукатурится остатками цемента. Выбор здания и места для постановки репера делается с таким расчетом, чтобы при нивели ровке ройку можно было поставить на репер строго вертикальн о и отсчет по рейке сделать без затруднени й. В частности, воспрещается располагать репер под окном.

При закладке репера соста в ля ется эски зный чертеж с привязочны ми промерами. После закладки репера, во избежание порчи или даже уничтожен ия его, на некоторое время необходимо оставить рабочего-сторожа, пока цемент достаточно не затвердеет.

Реперы этого типа применяются также в горной местности для закладки в отвесно стоящие скалы. В последнем случае для опознания репера высекают на скале окружность диаметром 0,8 м и глубиной 0, 02 м , в центре которой помещают репер.

Б. Марка, закладываемая в скалу. В случае, есл и репер необходимо заложить в скале, выступающей наружу при горизонтальном залегании, применяют тип, изображенный на рис. 16, а.

В месте, выбранном для закладки репера, в скале вырубается круглое гнездо для марки, заполняемое затем густым цементным раствором (1 : 4), в который закладывается нивелирная марка так, чтобы ее верхняя плоскость была наравне с поверхностью скалы. После схватыван ия цемента, в целях сохранности и опознавания, над маркой складыв ается из подручных камней «кон ец» — возвышение круглой формы, а примерно в 5 м к северу — «тур» — призматическое возвышение из крупн ых камне й; в обоих случаях кладка производится насухо, без раствора, за исключением случаев расположен ия тура в населенном пункте, когда кладка устраивается на растворе.

При залега н ии поверхности скалы под слоем почвы па глубине до 1 м применяется тип репера, изображенный на рис. 16, б .

Р и с. 1 6. Марка, закладываемая в скалу горизонтального залегания:

а — скала, в ыступающая н аружу; б — скала, залегающая под слоем почвы до 1 м

В в ыб ранн ом для закладки репера месте обнажается поверхн ость скалы, для ч его отрывается н еобходимых размеров котлов ан. В обн аженной поверхн ости ск алы вы рубается гне здо, заполняемое цементным раствором 1:4, в который затем закладывается ни вели рная марка так, чтобы ее верхняя плоскость была н аравн е с поверхностью цеме нтной пробки. После схватывания цемента марка зак рывается нескольки ми рядами камн ей сухой кладки , све рху которой насыпается землян ом кон ус, окружаемый кан авой.

В. Пр и отсутствии подходящих прочн ых здан ий и сооружен ий устан авливаются грунтовые реперы.

Ос н овным требовани ем для установки репера является вы бор надежн ого места, не подверженн ого затоплени ю, размыву, действи ю оползней и другим смещени ям почвы .

Репер закладывается таким образом, чтобы основание его располагалось н и же слоя грунта, подверженного значительному сезонному промерзанию.

Трубчатый грунтовый репер (рис. 17, а) состоит из металлической трубы, заделываемой в бетонный монолит; на верх трубы наваривается чугунная марка. Для предохранения от ржавления труба обмазывается смолой, а внутри заливается раствором цеме н та или заполняется п еском.

Рис. 17. Грунтовые реперы:
а — трубчатый гру н товый репер; б — дерев янная форма для и згот овлени я бет онного монолита; в — рельсовый грунтовый репер

Мо н олит репера заклад ывается ниже глубин ы промерзания и во всяком случае не менее чем на 1, 8 м . При близком залега нии скалы (от 1 до 2 м ) бетон ны й монолит в резается в скалу на глубину 0,2-0 ,3 м .

Для и згот овлени я бет онн ого монолита составн ые компоненты (цемент , песок, гравий или щебень) берутся и пропорции 1:2:1 и ли 1:2:2 . Сначала цемент тщательно перемеш ивается с сухим песком до при обретения однородного цвета смеси, после чего в нее засыпается щебень или гравий, и смесь снова тщательно перемешива ется. Затем, продолжая перемешивание, в смесь понемногу п одливают воду из ле йки с сеткой и ли через веник до тех пор, пока на поверхности при п охлопывании не выступит влага.

Пример н о через полчаса после приготовления бетон начн ет схватываться, поэтому не следует делать больших замесов, так как оставшийся не заложенным в формы бе тон не может быть использован.

Пр и готовленн ый бетон набивается слоями в деревянную форму, изображенную на рис. 17, б , и каждый слой трамбуется до появления влаги. Перед набивкой формы н а дно ее устанавливается в вертикальном положении труба с п родетым в отверстие стержнем; закончив н абивку формы, выравнивают верхнюю поверхность бетона и заделыв ают в него кованый гвоздь с загнутым конц ом. После того как бетон хорошо схватится, форму разбирают и поливают монолит раствором чистого цемента. Вынутые из формы мон олиты не менее пяти дней выдержи ваются в тен и, при чем в течение первых двух дней они должн ы быть накрыты мокрыми рогожами и два-три раза поли ваться водой.

Рел ь совый грун товый репер (рис. 17 , в ) устраивается аналоги чно п редыдущему с той разни цей, что вместо трубы в бетонный монолит заделывается обрезок старого рельса широкой или узкой колеи.

Источник: znaytovar.ru

Разбивка трассы.

Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 15.1, а). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом.

На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе — схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.

Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5 ¢ . Угол поворота трассы (рис. 15.2) вычисляют по формулам:

αпр = 180 ° — b2 (при повороте трассы вправо: b < 180 ° ) или

αлев = b3 — 180 ° (при повороте трассы влево: b > 180 ° ).

Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.

[image]

Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

[image]

Рис. 15.2 Углы поворота трассы

Разбивка пикетажа и измерение длин линий. Расстояния между вершинами углов поворота трассы измеряют светодальномером или мерной лентой. Измерение выполняют дважды с предельной относительной погрешностью измерений не более 1:1000-1:2000. В ходе одного из измерений трассу разбивают на отрезки длиной 100 метров по горизонтальному проложению.

Конец каждого отрезка — пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол. Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол — сторожок (рис. 15.1, б). На сторожке надписывают порядковый номер пикета, например, ПК13, что означает: номер пикета — 13, расстояние от начала трассы — 1300 м.

Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.

Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто «плюсы»), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.

Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.

Поперечники. Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Поперечники разбивают в обе стороны длиной 15-30 м с таким расчётом, чтобы обеспечить съёмкой всю ширину полосы местности под будущие сооружения дороги (земляное полотно, водоотводные устройства, здания и пр.). Конечные точки поперечника закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, — только сторожком. На сторожках пишут расстояние от оси трассы с буквой «П» (справа от оси трассы) или «Л» (слева от оси трассы).

Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.

На длинной трассе привязку к государственной геодезической сети выполняют не реже чем через 25 км, а при удалении пунктов от трассы более чем на 3 км — не реже чем через 50 км.

Съёмка полосы местности. В ходе разбивки пикетажа выполняют съёмку ситуации в полосе местности шириной по 100 м в обе стороны от оси трассы. При этом полосу шириной 25 м вправо и влево снимают инструментально — главным образом, методом перпендикуляров, а дальше — глазомерно. Результаты съёмки в виде абриса масштаба 1:2000 заносят в пикетажный журнал, изготовляемый из листов миллиметровой бумаги размером 10´15 см.

По середине листа проводят вертикальную прямую, изображающую ось трассы. На ней штрихами отмечают положение пикетов и плюсов и рядом подписывают их значения. Каждая новая страница начинается с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы стрелкой показывают направление поворота и надписывают румб следующей прямой.

На свободном месте пишут основные элементы кривой. Показывают расстояния от местных предметов до оси трассы и габариты строений. Делают записи о типе дорог, характеристике леса, карьерах — обо всём, что может иметь значение для предстоящего строительства.

Источник: injzashita.com

Рейтинг
Загрузка ...