Управление строительным комплексом в системе МВД России (Организационно-экономический аспект)
Планирование и перспективное развитие капитального строительства мвд
Дата введения 2018-07-18
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ГУП МНИИТЭП), Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-строительное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУП «РСУ МВД России»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Введение
При разработке настоящего свода правил учтен практический опыт следующих подразделений центрального аппарата МВД России: Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП), Следственного департамента (СД), ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр», Главного управления уголовного розыска (ГУУР), Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД), Управления медицинского обеспечения (УМО ДТ), Главного управления на транспорте (ГУТ), Оперативного управления (ОУ), Управления по организации дознания (УОД), Управления организации капитального строительства (УОКС ДТ), Департамента информационных технологий, связи и защиты информации (ДИТСиЗИ), Инспекции пожарной безопасности (ИПБ ДТ), Центра пожарной безопасности (ЦПБ ГЦАХ и ТО), ФКУ «Центр кинологического обеспечения МВД России», а также Главного управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к разработке проектов на строительство и реконструкцию зданий, помещений и сооружений органов МВД России:
— территориальных органов МВД России на районном уровне (ОВД), в том числе управлений (отделов, отделений) в городах, районах, районах городов, а также линейных управлений (отделов, отделений) на железнодорожном, воздушном, водном транспорте;
— изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на управления внутренних дел со штатом сотрудников 600 чел. и более в крупных и крупнейших городах, областных и республиканских органов внутренних дел, управления внутренних дел на транспорте со штатом сотрудников 400 чел и более, специализированные экспертно-криминалистические центры с видовыми лабораториями. Данные объекты следует проектировать в установленном МВД России порядке.
1.3 На здания, помещения и сооружения таких отдельных строевых подразделений, как отряд мобильный особого назначения, подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, подразделение дорожно-патрульной службы Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, зональные кинологические центры, настоящий свод правил распространяется только в части общих требований безопасности и защищенности, а также в части состава зданий, помещений и сооружений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.046-2014 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок
ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
ГОСТ 111-2014 Стекло листовое бесцветное. Технические условия
ГОСТ 464-79 Заземления для стационарных установок проводной связи, радиорелейных станций, радиотрансляционных узлов проводного вещания и антенн систем коллективного приема телевидения. Нормы сопротивления
ГОСТ 475-2016 Блоки дверные и комбинированные. Общие технические условия
ГОСТ 5089-2011 Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия
ГОСТ 5533-2013 Стекло узорчатое. Технические условия
ГОСТ 7481-2013 Стекло армированное. Технические условия
ГОСТ 9272-81 Блоки стеклянные пустотелые. Технические условия
ГОСТ 9561-2016 Плиты перекрытий железобетонные многопустотные для зданий и сооружений. Технические условия
ГОСТ 11024-2012 Панели стеновые наружные бетонные и железобетонные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия
ГОСТ 12504-2015 Панели стеновые внутренние бетонные и железобетонные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия
ГОСТ 12767-2016 Плиты перекрытий железобетонные сплошные для крупнопанельных зданий. Общие технические условия
ГОСТ 19010-82 Блоки стеновые бетонные и железобетонные для зданий. Общие технические условия
ГОСТ 21992-83 Стекло строительное профильное. Технические условия
ГОСТ 23279-2012 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия
ГОСТ 26342-84 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 27990-88 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Общие технические требования
ГОСТ 30804.3.3-2013 (IEC 61000-3-3:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Ограничение изменений напряжения, колебаний напряжения и фликера в низковольтных системах электроснабжения общего назначения. Технические средства с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе), подключаемые к электрической сети при несоблюдении определенных условий подключения. Нормы и методы испытаний
ГОСТ 30826-2014 Стекло многослойное. Технические условия
ГОСТ 31471-2011 Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов. Технические условия
ГОСТ 31817.1.1-2012 (IEC 60839-1-1:1988) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения
ГОСТ CISPR 24-2013 Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Устойчивость к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 60839-1-4-89) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию
ГОСТ Р 50840-95 Передача речи по трактам связи. Методы оценки, качества, разборчивости и узнаваемости
ГОСТ Р 50862-2012 Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость
ГОСТ Р 50941-96 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51053-2012 (ЕН 1300:2004) Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к несанкционированному открыванию
ГОСТ Р 51072-2005 Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость
ГОСТ Р 51112-97 Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и методы испытаний
ГОСТ Р 51113-97 Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к взлому и методы испытаний
ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия
ГОСТ Р 51222-98 Средства защитные банковские. Жалюзи. Общие технические условия
ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51242-98 Конструкции защитные механические и электромеханические для дверных и оконных проемов. Технические требования и методы испытаний на устойчивость к разрушающим воздействиям
ГОСТ Р 51317.3.2-99 (МЭК 61000-3-2-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Эмиссия гармонических составляющих тока техническими средствами с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе). Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.22-99 (СИСПР 22-97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационных технологий. Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р 51558-2014 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52210-2004 Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52582-2006 Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 53195.1-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения
ГОСТ Р 53195.2-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 2. Общие требования
ГОСТ Р 53195.3-2015 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 3. Требования к системам
ГОСТ Р 53195.4-2010 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 4. Требования к программному обеспечению
ГОСТ Р 54350-2015 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 54429-2011 Кабели связи симметричные для цифровых систем передачи. Общие технические условия
ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица
ГОСТ Р МЭК 60950-2002 Безопасность оборудования информационных технологий
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
Основные факторы, определяющие направления развития жилищного строительства и жилищной политики: — продолжающееся падение доходов населения при одновременном росте коммунальных платежей, формирующие спрос на минималистский уровень жилья (малогабаритные квартиры в многоэтажных домах мегаполисов); — постоянная потребность в улучшении жилищных условий и растущий спрос на малоэтажное жилье … Отличительной особенностью жилищного строительства является тот факт, что строительство жилья в последнее время осуществляется без учета требований осмысленной градостроительной политики.
Управление строительным комплексом в системе МВД России (Организационно-экономический аспект) Ващенков Сергей Афанасьевич
Ващенков Сергей Афанасьевич. Управление строительным комплексом в системе МВД России (Организационно-экономический аспект) : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2003 202 c. РГБ ОД, 61:04-8/382-7
Содержание к диссертации
Глава 1. Теоретические основы управления строительным комплексом в системе МВД России
Общая характеристика и технико-экономические особенности строительства как отрасли экономики 11
Организационно-экономическая характеристика капитального строительства в системе МВД России 38
Использование современных организационно-экономических принципов, методов, функций руководства строительной отрасли экономики в управлении строительным комплексом
в системе МВД России 58
Глава 2. Совершенствование управления строительным комплексом в системе МВД России
Особенности управления капитальным строительством в системе МВД России 91
Инвестиционные процессы и развитие строительного комплекса в системе МВД России 136
Основные пути решения актуальных экономико-социальных проблем МВД России через развитие капитального строительства 150
Заключение 166
Библиография 172
Приложения 189
Введение к работе
Актуальность исследования. В современный период в России происходят принципиальные изменения условий деятельности предприятий и отраслей экономики страны.
Переход экономики на рыночные отношения принципиально по иному ставит вопросы управления перед руководителями всех уровней и перед руководством МВД России в частности, и требует выработки новых механизмов, позволяющих эффективно функционировать подразделениям в современных экономических условиях. Активизация инвестиционно-строительной деятельности является важнейшим условием повышения экономической активности в стране, без которой невозможно выйти из небывалого в истории экономического кризиса. За годы перехода к рыночным формам хозяйствования в России более чем в три раза сократились валовые накопления. Положение в строительной отрасли экономики усугубилось после развития финансового кризиса в августе 1998 года, который не обошел стороной и строительные подразделения системы МВД России.
На сегодняшний день в МВД России имеется значительный дефицит служебно-технических площадей. Большинство изоляторов временного содержания не отвечают требованиям для содержания задержанных. Крайне медленно решается проблема обеспечения сотрудников и военнослужащих ВВ МВД России жильем. Количество очередников не уменьшается и сохраняется на уровне 170,0 тыс. из них из федерального бюджета 84,0 тыс. человек. В МВД России в стадии строительства находятся 379 объектов незавершенного строительством. При годовом лимите госинвестиций в размере 1,1-1,2 млрд. рублей осуществлялось строительство в среднем около 300 объектов в год. Но средства в прошлые годы распределялись, в основном, равномерно по МВД, ГУВД, УВД в небольшом количестве. В
4 результате этого, объекты вводились в эксплуатацию в ограниченном
количестве, объемы незавершенного строительства не сокращались, что
приводило к образованию долгостроя.
В целях снижения количества объектов незавершенного строительства, в 2002 году при лимите госинвестиций 1,71 млрд. рублей уменьшено до 166 количество строящихся объектов, определен ввод в эксплуатацию 97 объектов, что составляет 58,4% от общего числа строящихся объектов, тем самым сокращено количество незавершенных объектов до 279 или на 25,6%.
Вместе с тем, для завершения строительства оставшихся объектов в течение 5 лет без начала нового строительства, МВД России необходимы ежегодные инвестиции из федерального бюджета в объеме 25,5 млрд. рублей, в том числе на специальное строительство 12,3 млрд. рублей . Продолжает иметь место наличие дебиторской задолженности которая по государственным капитальным вложениям составляет 6,4 млн. рублей.
Экономический кризис привел к катастрофическим последствиям все сферы народного хозяйства страны и ее территорий. Он достиг того уровня (от 40 до 80% по отраслям), который является критическим и ставит под прямое сомнение возможность выхода предприятий из депрессивного состояния, используя свои ресурсные возможности. Многие здания и сооружения подведомственные МВД России (и не только МВД) обветшали и требуются большие объемы строительных работ по их восстановлению. Но еще в более значительных объемах требуется капитальное строительство, связанное с переоснащением производства, с его ростом и развитием на новых технологических основах, необходимых для преодоления отставания в уровне социально-экономического развития.
В настоящее время добавилась еще одна проблема — необходимость
Сборник выступлений на семинаре-совещании начальников тыла МВД России 10-12 июля 2002г. в г.Ростове-на-Дону / Под общ. ред. М.А.Игнатьева. М., 2002. С. 19,20.
5 восстановления регионов пострадавших в результате стихийных природных,
техногенных бедствий, а также от агрессии чеченских боевиков и
многочисленных террористических актов.
Однако следует обратить внимание на следующее. Говоря о настоящем времени, мы вынуждены акцентировать внимание на решение проблемы повышения инвестиционно-строительной активности в связи с нынешним состоянием экономики и необходимостью вывода ее из этого состояния. Инвестиционная активность сама по себе является основным условием экономической активности. А ее реализация на практике обеспечивается постоянным ростом и обновлением основных фондов, в доле которых около 60 % составляет строительство. Единственным путем повышения экономической и инвестиционной активности является продолжение экономических реформ, направленных на создание организационно-экономической системы, способствующей раскрепощению инициативы экономической деятельности. Это относится как к системе хозяйствования в целом, так и к каждому виду деятельности, в том числе и к капитальному строительству в системе МВД России.
Требования качественных изменений в организации управления и обеспечения строительных подразделений МВД России финансовыми и материальными ресурсами выдвигается самой жизнью.
За годы реформ сломана старая система организации и управления строительной отрасли экономики. В то же время новая находится, практически только в зачаточном состоянии. При этом особенно слаба система экономической самоорганизации субъектов хозяйствования. В этой связи, решение проблем совершенствования управления и развития строительного комплекса МВД России безусловно актуально и своевременно.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе общих принципов управления экономикой, экономической теории, теории
экономической безопасности и хозяйственной практики теоретически обосновать перспективные направления развития строительного комплекса в системе МВД России и выработать предложения и рекомендации организационно-экономического характера по повышению эффективности управления капитальным строительством в системе МВД России на основе совершенствования организационно-экономических отношений с учетом ведомственных особенностей строительного комплекса.
Для достижения намеченной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:
выявить особенности и тенденции институциональных преобразований в общественной системе и связанных с этим форм и методов управления в строительной отрасли экономике;
выявить причины, препятствующие развитию строительного комплекса в системе МВД России;
— определить цели и задачи развития капитального строительства в
соответствии с Концепцией развития Службы тыла МВД России на 2003-
2010 годы;
определить основные факторы, способствующие деятельности, приносящей доходы, в строительном комплексе МВД России;
выработать пути повышения инвестиционной привлекательности строительного комплекса в системе МВД России;
классифицировать сложившиеся отношения между участниками капиталообразующих инвестиционных процессов, специфичных для строительного комплекса в системе МВД России;
сформулировать предложения для решения актуальных организационно-экономических и социальных проблем с учетом особенностей строительного комплекса в системе МВД России.
Объектом исследования является система управления капитальным строительством Министерства внутренних дел Российской Федерации.
7
Предметом диссертационного исследования являются
экономические отношения, возникающие в процессе управления развитием
капитального строительства в системе МВД РФ.
В качестве гипотезы исследования предполагается, что в условиях ограниченного финансирования и с учетом специфики деятельности органов внутренних дел выполнение поставленных перед МВД РФ задач, и решение некоторых актуальных социально-экономических проблем данного ведомства возможно путем совершенствования управления развитием строительного комплекса министерства.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методологической основой диссертации являются традиционные для экономической науки методы научного анализа (движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от простого к сложному и т.п.). Кроме того, в ходе исследования активно использовались исторический и функциональный методы анализа предмета исследования.
Теоретическую основу диссертации составили научные разработки ученых-экономистов по проблемам реформирования экономического механизма инвестиционно-строительного комплекса, опыт становления рыночной экономики в различных странах, законодательные акты Российской Федерации по вопросам экономической политики и экономической безопасности, труды российских и зарубежных ученых по проблемам стратегического развития капитального строительства предприятий в условиях рыночной экономики, менеджмента и маркетинга.
Работа строилась на основе научных исследований, проведенных
целым рядом зарубежных (С. Брю, Г. Вайнберг, Ф. Котлер, К. Макконел,
Г. Менецберг, Ф. Тейлор, А. Файоль, И. Хоффман, Б. Шмитт) и российских
ученых (Л.И.Абалкин, Ю.И.Аболенцев., В.П.Акимов, В.М.Васильев,
В.А.Заренков, В.Ф.Гапоненко, Н.Л.Гранат, В.П.Грузинов, А.А.Крылов,
И.И.Кургачев, Р.Н.Марченко, А.В.Нестеров., Ю.П.Панибратов,
8 Н.Н.Потрубач, В.П.Ревин, С.Д.Резник, В.К.Сенчагов, И.С.Степанов,
В.А.Хитров, Е.Ф.Яськов и др.).
Положения, выносимые на защиту:
2. Понятие «Строительный комплекс МВД России», состоящее в
совокупности, объединенных единой конечной целью проектно-
изыскательских, научно-исследовательских, строительных, монтажных,
транспортных и иных подразделений МВД России, основной деятельностью
которых является организация, обеспечение, производство строительных
материалов, собственно капитальное строительство и ремонт, а также
координация, анализ и контроль финансово-экономической деятельности
этих подразделений.
3. Концептуальные предложения по совершенствованию управления
развитием строительного комплекса в системе МВД России, в основе
которой лежат: рыночные принципы управления строительной отраслью;
целевой подход к управлению; непосредственная зависимость всех основных
элементов системы управления от поставленной цели; координация и
действенное регулирование деятельности всех участников строительства и
т.п. Основной целью управления строительным комплексом в системе МВД
России, согласно разработанных предложений, является достижение
высоких текущих технико-экономических показателей при минимальных
затратах материальных и финансовых ресурсов и в конечном результате
обеспечение выполнения поставленных перед ОВД и ВВ задач.
4. Система принципов рыночного ведения хозяйства для строительного комплекса МВД России. Речь идет о сочетании таких, казалось бы, несопоставимых на первый взгляд принципов как: обязательное выполнение
государственного заказа и самоокупаемость; недостаточное финансирование
и обязательное выполнение ведомственных норм и требований; строгое вертикальное управление и возможность поиска выгодных заказчиков и подрядчиков.
5. Система организационно-экономических предложений
направленных на решение некоторых социально-экономических проблем сотрудников ОВД, а так же кадровых и других проблем подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, через развитие капитального строительства. Их сутью является схема предоставления сотрудникам жилья на безвозмездно-возмездной основе, с последующим погашением его стоимости согласно определенным периодам службы.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретико-прикладные аспекты строительной отрасли экономики рассмотрены применительно к развитию строительного комплекса в системе МВД России. Это позволило разработать и обосновать ряд новых научных положений и практических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на повышение эффективности работы строительных организаций системы МВД России.
В работе сформулированы предложения, направленные на совершенствование управления обеспечением строительных подразделений МВД России материалами и техническим имуществом, качеством строительства. Рассмотрены различные варианты повышения надежности и снижения риска в управлении строительным комплексом в системе МВД России. Предложено ряд организационных мер, способных продвинуть решение некоторых социальных проблем сотрудников органов внутренних дел.
В диссертации, по результатам многостороннего анализа деятельности строительных подразделений системы МВД России, уточнены некоторые основополагающие понятия и категории экономики строительства, такие как:
10 строительная продукция, рынок строительной продукции, строительство как
вид деятельности; дано определение строительного комплекса в системе
Практическая и теоретическая значимость проведенного диссертационного исследования заключается в возможности использования разработанных теоретических положений и комплекса научно обоснованных мер, способствующих экономической безопасности, стабилизации и дальнейшему развитию строительного комплекса МВД России.
Материалы диссертационного исследования могут быть применены:
В практической деятельности строительных подразделений Службы тыла МВД России;
в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением экономических и социальных проблем строительного комплекса;
в учебном процессе с целью повышения экономико-правовых знаний сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
при разработке курсов, подготовке учебных программ, учебно-методических пособий для учебных заведений системы МВД России;
Основные положения диссертации прошли апробацию на научно-практических конференциях в Академии управления МВД России, в Московской академии МВД России, Московском университете МВД России, в Институте повышения квалификации МВД России, в ОКС тыла УВД Смоленской области, ОКС и Р УИН Минюста России по Смоленской области, в институте Права, Экономики и Производства Московского Государственного университета сервиса.
Структура и объем работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
для объектов капитального строительства ; ⎯ экологическая экспертиза объектов инфраструктуры за 45 дней; ⎯ получение разрешительной документации на капитальное . строительство (не более 40 дней); ⎯ сокращение срока установления сервитута и разработка проекта. планировки территории без публичных слушаний. 21. … На момент утверждения плана перспективного развития ТОР «Лесной» указанный Порядок не утвержден. В целях обеспечения возможности передачи полномочий управляющей компании ТОР «Лесной» АО «Атом-ТОР» дочернему обществу необходимо инициировать обсуждение возможности разработки и принятия Минэкономразвития России вышеуказанного Порядка.
Специфика правового регулирования капитального строительства в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»
КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / CAPITAL CONSTRUCTION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / GOVERNMENT NEEDS / ДОГОВОР ПОДРЯДА / CONSTRUCTION CONTRACT / ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ / CONTRACT FOR SERVICES / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОДРЯД / CONSTRUCTION WORK / СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / GOVERNMENT CONTRACTS / THE СONTRACTING
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиванова А.А.
Автор предлагает проанализировать в данной статье специфику правового регулирования капитального строительства в системе МВД России, выявить некоторые правовые проблемы и предложить решения обозначенных проблем.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селиванова А.А.
Проблемы становления и развития гражданско-правового института государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд в сфере строительства
Становление и развитие договора строительного подряда и договоров на выполнение проектно-изыскательских работ
Права и обязанности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в государственных контрактах на выполнение строительных подрядных работ
Особенности правового регулирования выполнения строительных подрядных работ для нужд органов внутренних дел Российской Федерации
The specifics of legal regulation of capital construction in the Interior Ministry of Russia
The author suggests to analyze in this article specifics of legal regulation of capital construction in the Ministry of interior of Russia, to identify some of the legal issues and provide solutions to the identified problems.
Текст научной работы на тему «Специфика правового регулирования капитального строительства в системе МВД России»
адъюнкт1 кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
аdjunct2 of the Department of financial-economic and logistic support (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
Специфика правового регулирования капитального строительства в системе Мвд россии
The specifics of legal regulation of capital construction in the Interior Ministry of Russia
Автор предлагает проанализировать в данной статье специфику правового регулирования капитального строительства в системе МВД России, выявить некоторые правовые проблемы и предложить решения обозначенных проблем.
Капитальное строительство, государственный контракт, государственные нужды, договор подряда, подрядные работы, строительство, строительный подряд, строительные работы.
The author suggests to analyze in this article specifics of legal regulation of capital construction in the Ministry of interior of Russia, to identify some of the legal issues and provide solutions to the identified problems.
Capital construction, government contracts, government needs, contract for services, the ^ntracting, construction, construction contract, the construction work.
Капитальное строительство имеет большое значение для эффективного функционирования органов внутренних дел, реализации их основных функций в области охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Деятельность в сфере капитального строительства в системе МВД России осуществляется на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Следует отметить, что в гражданском законодательстве имеется четкое разграничение правового регулирования строительного подряда и подрядных работ для государственных нужд [1, гл. 37].
Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд в сфере капитального строительства является разновидностью договора строительного подряда, в связи с чем к указанному контракту, помимо статей и специальных актов, непосредственно регулирующих данный контракт, применяются
субсидиарно статьи, относящиеся к договору строительного подряда, и статьи, регулирующие поставку товаров для государственных нужд, не противоречащие природе подрядного договора [1, § 5 гл. 37, § 3 гл. 37, § 4 гл. 30]. Прямые отсылки к статьям, регулирующим поставку товаров для государственных нужд, содержатся в ст. 765 ГК РФ. Следует заметить, что в ГК РФ содержится всего 6 статей, посвященных государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Однако данная ситуация связана с тем, что многие статьи, регулирующие указанный государственный контракт, имеют отсылочное значение и их основные положения более детально изложены в других нормативных актах [1].
В настоящее время основными документами, регулирующими подрядные отношения с государственными заказчиками в области капитального строительства, являются Гражданский кодекс РФ и постановление Прави-
1 Ранее — следователь следственного отдела Отдела МВД России по району Хамовники г. Москвы.
2 Earlier — the investigator of the investigation Department of Department of the Interior Ministry of Russia in the district Khamovniki of Moscow.
тельства РФ от 14 августа 1993 г. № 812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» (в ред. от 17 апреля 2012 г.) [7].
Учитывая, что строительство имеет ряд своих специфических особенностей, Госстрой РФ разработал «Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд» [9]. Положением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 утверждены Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, устанавливающие порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, которая является документом, регламентирующим распределение предусмотренных в Федеральном законе о федеральном бюджете бюджетных ассигнований, в частности, на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и осуществление на территории РФ иных капитальных вложений, в том числе по объектам капитального строительства [8].
Кроме того, имеется ряд актов, которые одновременно регулируют государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд. К ним относится Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [4], а также постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» вместе с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд [6]. Отдельные виды государственных закупок, включая государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд, урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [2].
Государственные контракты в основном заключаются на основе размещаемого заказа с подрядной организацией, выигравшей конкурс (торги), на заявленных государственным заказчиком условиях [1, 3] . Показатели государ-
ственного контракта на выполнение подрядных работ, такие как цена, сроки и некоторые другие, определяются в соответствии с федеральными целевыми программами и лимитами выделенных финансовых ресурсов, заложенными в государственном бюджете. Окончательная цена работ по строительству объекта определяется по завершению проведения конкурсов (торгов). В случае необходимости изменения цены контракта при наличии объективных причин, появившихся в процессе строительства, производится ее изменение по договоренности сторон. При увеличении стоимости строительства государственный заказчик после согласования с финансирующим органом может выделить дополнительные финансовые средства. В случае нарушения финансовых обязательств или обязательств по поставке строительных материалов и оборудования со стороны государства государственный заказчик обязан возместить подрядчику понесенные им убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит. Процедура доказывания убытков очень сложна, требует от подрядчика значительных усилий и далеко не всегда приводит к тому результату, который подрядчик ожидал. В случае невыполнения по вине подрядчика объемов работ платежи задерживаются до устранения допущенного отставания. Контрактом может быть предусмотрено взыскание убытков в полном размере сверх неустойки и другие меры материальной ответственности.
Государственный контракт может содержать специальные условия, стимулирующие своевременность и качество выполнения работ. Обозначенные условия проявляются в виде налоговых льгот, особого правового режима заключения, производства и контроля за ходом исполнения и оплаты выполняемых строительных работ, целевых дотаций и субсидий, кредитов на льготных условиях. Государство может, но не обязано предоставлять подрядчику такие льготы. Нормативно эти положения закреплены в ст. 4 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [4] . Однако диспозитивность этой нормы обусловила почти полное отсутствие ее практического применения.
С юридической точки зрения основным и наиболее общим документом, регламентирующим подрядные работы для государственных нужд, является ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 763 ГК РФ, для выполнения строительных работ для нужд государства нужно заключить государственный контракт и руководствоваться положениями ст. 740 ГК РФ (договор строительного подряда) [1] . В п. 2 ст. 763 ГК РФ законодатель дал определение государственному контракту,
согласно которому на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату [1]. Следует отметить, что оплата по государственному контракту производится непосредственно не самим заказчиком, а через финансирование третьего лица — казначейство или иной уполномоченный финансовый орган. Ни один федеральный закон не устанавливает необходимость упоминания в тексте государственного контракта этого третьего лица.
Основными сторонами государственного контракта по ст. 764 ГК РФ являются государственный заказчик (в лице определенных государственных органов) и подрядчик. Подрядчиком может быть юридическое или физическое лицо [1]. Отметим, что в качестве юридического лица может быть привлечена другая государственная организация, которая на условиях субподряда может привлечь иных юридических лиц.
В п. 1 ст. 766 ГК РФ определены существенные условия государственного контракта, который должен содержать: «. условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон» [1] . Перечень этих условий является закрытым. Вопросы технической документации, надзора и прочие обычные и существенные условия для подрядных договоров не предусмотрены. Отсылочных статей по этому поводу не установлено. Следовательно, все, что выходит за рамки п. 1 ст. 766 ГК РФ, необязательно, неинтересно и несущественно для государственных заказчиков. Такой подход представляется нам не совсем правильным.
Для определения оснований и порядка заключения государственного контракта ст. 765 ГК РФ предлагает руководствоваться положениями ст.ст. 527 и 528 ГК РФ, которые имеют прямое отношение к поставкам для государственных нужд. Для правильного толкования этих статей сторонами необходимо заменить термин «поставка» термином «подряд». В соответствии с п. 1 ст. 527 «государственный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [1]. В настоящее
время порядок размещения заказов для государственных нужд определяется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3], пришедшим на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) [5].
Самое неопределенное положение на сегодняшний день установлено в ст. 768 ГК РФ: «К отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной настоящим кодексом, применяется закон о подрядах для государственных нужд» [1]. С даты принятия ГК РФ и по настоящее время законодатель так и не принял закона, на который уже сослался. Поэтому до его принятия следует руководствоваться положениями ГК РФ, указанными выше федеральными законами и иными нормативными актами.
Обобщение проведенного анализа нормативной базы договора строительного подряда для государственных нужд позволяет нам выделить специфические особенности, присущие только этому виду договорных отношений.
Так, государство в лице государственных органов (в том числе органов внутренних дел) как особый субъект договора строительного подряда имеет особые права и обязанности, что предопределяет специфику контрактов с участием государственных органов или организаций, наделенных государством соответствующими полномочиями.
Отношения, возникающие при осуществлении подрядных работ для государственных нужд, имеют три отличительных признака: особая цель, особые источники средств финансирования и специфика договорной формы (главным образом это состав сторон, порядок заключения и изменения договора).
Подрядные отношения с участием государства всегда отличаются целевой спецификой таких контрактов — удовлетворением потребностей государства. Целью строительных работ было, есть и остается создание производственных мощностей, оборонного потенциала, важных объектов народного хозяйства и социальной инфраструктуры для удовлетворения потребностей именно государства.
Специфика источника финансирования заключается в обязательном привлечении казенных, бюджетных денежных средств. Ранее на строительство объектов для казенных, государственных нужд выделялись исключительно средства из казны, бюджета. В настоящее время
это средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства внебюджетных фондов и иных источников. Перечень уже не является закрытым, поэтому государство (в том числе МВД России) иногда привлекает средства частных инвесторов. Другой специфической особенностью источника финансирования является обязательное его утверждение в главном финансовом документе государства — в федеральном бюджете. Только этот документ определяет, какие объекты государство определило строить и какие денежные средства выделены на реализацию этих строительных проектов.
Отношения по подрядным строительным работам, одной из сторон которых является государство, оформляются особым образом: особенным договором, именуемым государственным контрактом. Процедура порядка и сроков заключения государственных контрактов имеет подробную нормативную регламентацию административного характера, является обязательной и не может быть изменена по решению сторон.
Еще одной отличительной особенностью государственных контрактов является изобилие федеральных законов, которые их регламентируют. Часть отношений по государственному контракту регулируется по кодифицированным юридическим источникам (ГК РФ) только в общей части. Специальные нормы и правила
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // Рос. газ. 2012. № 303.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
4. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ // Рос. газ. 1994. № 247.
5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.
6. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»: постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 // Рос. газ. 1995. № 140.
применительно к государственным контрактам издаются и применяются только на основе дополнительных федеральных законов. Большое количество специальных нормативных актов обусловило трудность их восприятия и понимания. В связи с этим появилась необходимость проанализировать федеральные нормы права и объединить их в кодифицированном акте. Возможно, этим документом должен стать Строительный кодекс РФ.
Во исполнение положений федеральных законов Правительство РФ, уполномоченные министерства и ведомства издают нормативные акты (положения, распоряжения, инструкции и др.), которые утверждаются на разных уровнях, но имеют обязательный характер для государственных контрактов. В связи с этим встает вопрос о необходимости объединения документов по вертикали юридической силы.
Перечень приведенных особенностей не является исчерпывающим. В то же время степень проработки нормативной базы по производству строительных работ для государственных нужд в условиях рыночной экономики остается низкой. Многие юридические моменты в этой области требуют, с одной стороны, более детального нормативного регулирования, с другой — более глубокого и разностороннего. Например, необходимо учитывать все более активное участие частного капитала на объектах государственного заказа.
7. Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 34. Ст. 3189.
8. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы: постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 // СЗ РФ. 2010. № 38. Ст. 4834.
9. Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд: утверждены Госстроем РФ 6 мая 1997 г. № БЕ-18-9 // Закон. 2001. № 7.
52.1. План основных организационных мероприятий МВД России (с приложением графика проведения конференций, совещаний, семинаров, конкурсов и выставок) — на год, по форме согласно приложению к настоящей Инструкции. 52.2. Планы мероприятий: по выполнению требований федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства…
- https://docs.cntd.ru/document/603583322
- http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/upravlenie-stroitelnym-kompleksom-v-sisteme-mvd-rossii.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-pravovogo-regulirovaniya-kapitalnogo-stroitelstva-v-sisteme-mvd-rossii