Планируемое строительство зданий капитального типа решается

Содержание

Полный текст Письмо Минстроя России от 25.02.2020 N 5344-ОГ/08 О разработке проектной документации блок-модульных зданий в действующей редакции

Планируемое строительство зданий капитального типа решается

Об утверждении состава и содержания технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, Правил их выдачи и досрочного прекращения их действия, а также Правил определения размера затрат на их подготовку, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2021 г. № 2608

МОСКВА

Об утверждении состава и содержания технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, Правил их выдачи и досрочного прекращения их действия, а также Правил определения размера затрат на их подготовку, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта

В соответствии с частью 5 статьи 522 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, выдаваемых в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, и досрочного прекращения их действия;

Правила определения размера затрат на подготовку технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2021 г. № 2608

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства

1. Технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства (далее — технические требования и условия) , состоят из следующих разделов.

2. Раздел «Общие данные»:

а) наименование и реквизиты заявителя (застройщика или технического заказчика) ;

б) наименование и реквизиты правообладателя существующего линейного объекта, имеющего право принятия решений о проведении реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта (далее — правообладатель существующего линейного объекта) ;

в) реквизиты обращения о выдаче технических требований и условий;

г) наименование, местоположение, идентификационные признаки и основные показатели линейного объекта или линейных объектов, которые будут являться результатом работ по реконструкции, капитальному ремонту существующего линейного объекта или линейных объектов.

Идентификационные признаки объекта устанавливаются в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

д) наименование, местоположение и идентификационные признаки существующего линейного объекта или линейных объектов (в соответствии со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости, если такой объект зарегистрирован в указанном реестре) , в отношении которых необходимо осуществить реконструкцию, капитальный ремонт;

е) информация об утвержденной документации по планировке территории, которой предусмотрена реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов (при наличии) ;

ж) срок действия технических требований и условий, составляющий не менее 2 лет со дня их выдачи.

3. Раздел «Технические требования»:

а) основные требования к параметрам, конструктивным и инженерно-техническим характеристикам линейного объекта (его части) или линейных объектов, которые будут являться результатом работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейного объекта или линейных объектов, в том числе:

требования к проекту полосы отвода;

требования к технологическим и конструктивным решениям линейного объекта или линейных объектов;

требования к зданиям, строениям и сооружениям, входящим в инфраструктуру линейного объекта или линейных объектов;

требования к мероприятиям по охране окружающей среды (при необходимости) ;

требования к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности;

иные требования, с учетом специфики линейного объекта (его части) , предусмотренные техническими регламентами;

б) основные требования к характеристикам применяемых строительных материалов при осуществлении реконструкции, капитального ремонта существующих линейного объекта или линейных объектов;

в) основные требования к организации строительства, а также к организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта или линейных объектов (при необходимости) , включая требования к способам, методам и технологиям производства работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейного объекта или линейных объектов, в том числе при необходимости порядок участия правообладателя существующих линейного объекта или линейных объектов в реализации мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту существующего линейного объекта, приемке работ (в том числе скрытых) при такой реконструкции, капитальном ремонте, а также порядок проверки выполнения выданных технических требований и условий правообладателем существующего линейного объекта;

г) основные требования к оборудованию, подлежащему установке при осуществлении реконструкции, капитального ремонта существующих линейного объекта или линейных объектов (при необходимости) ;

д) требования к маршрутам прохождения части линейного объекта, которая будет являться результатом работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейного объекта или линейных объектов, по территории района строительства;

е) требования к линейному объекту с учетом специфики существующего линейного объекта, предусмотренные техническими регламентами.

4. Раздел «Условия»:

а) условия допуска к производству работ лица, осуществляющего работы по реконструкции или капитальному ремонту существующих линейного объекта или линейных объектов, в том числе требования к квалификации указанного лица;

б) условия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации существующего линейного объекта в период осуществления его реконструкции, капитального ремонта (в случае если линейный объект не выводится из эксплуатации на период проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту) ;

в) информация о необходимости увеличения мощности и (или) улучшения технических характеристик существующих линейного объекта или линейных объектов при их реконструкции за счет средств правообладателя существующих линейного объекта или линейных объектов;

г) информация о необходимости увеличения мощности и (или) улучшения технических характеристик существующих линейного объекта или линейных объектов при их реконструкции или капитальном ремонте за счет средств застройщика или технического заказчика в связи с необходимостью соблюдения требований технических регламентов;

д) условия проведения строительных работ с учетом специфики линейного объекта, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности;

е) информация о необходимости урегулирования застройщиком или техническим заказчиком (в случае, если при заключении предусмотренного частью 10 статьи 522 Градостроительного кодекса Российской Федерации договора будет выбрана натуральная форма возмещения затрат, возникающих в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, перед началом реконструкции или капитального ремонта существующих линейных объектов) отношений с владельцами объектов, подключенных (технологически присоединенных) в установленном порядке к существующим линейным объектам, и (или) с владельцами иных объектов, находящихся в границах существующего линейного объекта, в связи с:

Читайте также:  Стадион является объектом капитального строительства

необходимостью реконструкции, капитального ремонта объектов, подключенных (технологически присоединенных) в установленном порядке к существующим линейным объектам, и (или) иных объектов, находящихся в границах существующего линейного объекта;

невозможностью эксплуатации существующих линейных объектов во время их реконструкции, капитального ремонта;

ж) предварительная информация о предельных сроках выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейных объектов правообладателем существующего линейного объекта в случае, если при заключении предусмотренного частью 10 статьи 522 Градостроительного кодекса Российской Федерации договора будет выбрана денежная форма затрат, возникающих в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов.

____________

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2021 г. № 2608

ПРАВИЛА выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, выдаваемых в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, и досрочного прекращения их действия

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, выдаваемых в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов (далее — технические требования и условия) , и досрочного прекращения их действия.

I. Выдача технических требований и условий

2. В целях реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта в связи с планируемыми строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, предусмотренных частью 1 статьи 522 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — объекты капитального строительства) , застройщик или технический заказчик, обеспечивающие такие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, направляет правообладателю существующего линейного объекта, имеющему право принятия решений о проведении реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта (далее — правообладатель существующего линейного объекта) , в письменной форме обращение о выдаче технических требований и условий, содержащее следующую информацию:

а) идентификационные сведения о лице, направившем обращение о выдаче технических требований и условий (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество (при наличии) , страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) , для юридических лиц — полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) ;

б) идентификационные сведения о планируемом к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекте капитального строительства (планируемые наименование объекта, сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность) , кадастровый номер земельного участка (земельных участков) , в пределах которого планируется расположение объекта капитального строительства, планируемый срок ввода в эксплуатацию) .

3. При наличии у правообладателя существующего линейного объекта или его уполномоченного лица сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с возможностью обмена информацией с гражданами и юридическими лицами посредством электронной почты) обращение о выдаче технических требований и условий направляется правообладателю существующего линейного объекта посредством этого сайта.

4. К обращению о выдаче технических требований и условий прилагаются следующие документы:

а) документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего обращение о выдаче технических требований и условий;

б) документы о финансировании мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в случае их осуществления за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, или некоммерческими организациями, учредителями которых являются органы государственной власти, или в рамках реализации федеральных, региональных, муниципальных проектов и целевых программ, а именно:

правовой акт Правительства Российской Федерации либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства, правовой акт Правительства Российской Федерации об утверждении федеральной целевой программы;

в отношении объектов капитального строительства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включая государственные компании и корпорации, строительство, реконструкция которых финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — правовой акт Правительства Российской Федерации или высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальный правовой акт местной администрации муниципального образования, принятые в соответствии с абзацем вторым пункта 8 статьи 78, пунктом 2 статьи 783 или абзацем вторым пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и содержащий информацию об объекте капитального строительства;

в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, в том числе объектов, строительство, реконструкция которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета, — решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты соответственно государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, принятое в установленном порядке;

в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых финансируются с привлечением средств государственных компаний или корпораций (без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) , — решение руководителя государственной компании или корпорации об осуществлении капитальных вложений в объект капитального строительства;

при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ — решение по объекту капитального строительства, принятое в порядке, установленном методикой, приведенной в приложении к соответствующей федеральной целевой программе, определяющей порядок детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) , включающее в себя информацию об объекте капитального строительства, входящем в мероприятие (укрупненный инвестиционный проект) , в том числе о его сметной или предполагаемой сметной (предельной) стоимости и мощности;

в случае отсутствия решений (актов) — письмо руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, созданного Российской Федерацией, юридического лица, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (для объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, средств указанных юридических лиц) , либо высшего должностного лица (руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) , главы местной администрации (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) , руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, созданного субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) юридического лица, доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (для объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, в том числе объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в целях софинансирования которых из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, а также за счет средств указанных юридических лиц) , либо руководителя (либо иного должностного лица, уполномоченного доверенностью) государственной компании и корпорации (в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства за счет средств государственной компании или корпорации без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) , подтверждающее указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках;

Читайте также:  Несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации

иные документы о финансировании мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в случае их осуществления за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, или некоммерческими организациями, учредителями которых являются органы государственной власти, или в рамках реализации федеральных, региональных, муниципальных проектов и целевых программ;

в) информация о предельных параметрах разрешенного строительства или реконструкции объекта капитального строительства, в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом которого необходимо произвести реконструкцию, капитальный ремонт существующих инженерных сетей;

г) схема предполагаемого размещения на земельном участке планируемого к строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства на топографическо

10) объект капитального строительства — здание , строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ). … объекта капитального строительства , проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных…

Минстроя России от 25.02.2020 N 5344-ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разработки проектной документации блок-модульных зданий полной заводской готовности и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем по существу заданных вопросов Департамент полагает возможным сообщить следующее.

Здание или сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций, имеющую надземную и (или) подземную части и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, либо для выполнения производственных процессов и т.д. (статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ).

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Проектирование (в том числе зданий и сооружений) осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их составу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 384-ФЗ выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ. Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (часть 10 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ).

При использовании в проектных решениях зданий или сооружений заводского изготовления, или так называемых блок — контейнеров (блок-модулей), либо различных сооружений в виде оборудования следует представлять техническую документацию, необходимую для оценки возможности их использования для заданной технологии на выделенной территории с учетом климатических характеристик и природных воздействий в районе строительства объекта. Техническая документация может быть представлена в виде деклараций таможенного союза, технических свидетельств или сертификатов соответствия. В случае отсутствия технической документации необходимо выполнять проектные решения и их расчетные обоснования в соответствии с действующими нормативными документами.

Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством , реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства . Статья 53. Строительный контроль. … 3.3. По решению застройщика или технического заказчика этапы строительства , реконструкции линейного объекта , иных объектов капитального строительства , входящих в состав линейного объекта , могут быть выделены после получения разрешения на строительство объекта путем внесения изменений в проектную документацию соответствующего объекта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Планируемое строительство зданий капитального типа решается

При вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства у застройщиков могут возникать проблемы, связанные с несоответствием возведенного по утвержденному проекту объекта новым требованиям законодательства. Поскольку процесс проектирования и строительства часто занимает продолжительное время, то обязательные требования к строительной продукции в этот период могут меняться. Можно ли требовать приведения в соответствие с новыми требованиями объекта, строительство которого было начато до появления таких норм?

Фото: www.nedviginform.ru

В последнее время указанный вопрос особенно актуален, поскольку изменение обязательных требований происходит достаточно часто. Очередные поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые были внесены летом этого года (см. федеральные законы №340-ФЗ и №342-ФЗ от 03.08.2018), еще сильнее запутали этот вопрос.

В свое время СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (п. 3.5) предусматривал достаточно простой поход:

• строительство должно вестись по проектной документации, прошедшей экспертизу, согласованной и утвержденной в установленном порядке;

по истечении трех лет с момента выдачи разрешения на строительство при продлении срока его действия орган местного самоуправления может потребовать при необходимости корректировки проектной документации в соответствии с нормативными документами, изменившимися за это время в части требований безопасности.

С момента вступления в силу Градостроительный кодекс РФ (далее – Кодекс) в явном виде не регулировал данный вопрос, но прослеживалась следующая логика:

• государство в градостроительном плане устанавливает ограничения для строительства на конкретном земельном участке и выдает такой документ застройщику;

• разрешение на строительство выдается государством при условии соответствия утвержденной застройщиком проектной документации требованиям ранее выданного градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ);

• разрешение на ввод в эксплуатацию выдается государством при условии соответствия возведенного застройщиком объекта требованиям утвержденной проектной документации, выданных разрешения на строительство и ГПЗУ.

В 2017 году в Кодексе проявились нормы, которые установили, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в ГПЗУ в данных целях не допускается. Значит, застройщику потребуется получить градостроительный план заново, и, возможно, требования к возводимому объекту поменяются, что будет отражено в новом градостроительном плане.

Фото: www.sip-rost.ru

При этом установленные Кодексом с 1 января 2017 года основания для отказа в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предопределяли необходимость соответствия проектной документации (ч. 13 ст. 51) или возведенного объекта (ч. 6 ст. 55) установленным на дату выдачи градостроительного плана [1] земельного участка:

требованиям градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории (далее — градостроительные ограничения);

разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (далее — требования земельного и иного законодательства).

Таким образом, до августа 2018 года возведенный объект капитального строительства должен был соответствовать проекту, а также градостроительным ограничениям, требованиям земельного и иного законодательства, которые служили исходными данными для проектирования (действовали на момент выдачи ГПЗУ).

Кодекс не предусматривал возможности отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (построенного по утвержденному проекту в соответствии с полученным разрешением на строительство) по причине его несоответствия каким-то новым требованиям, действующим на момент ввода такого объекта в эксплуатацию.

Читайте также:  Новатэк управление капитального строительства

В августе 2018 года нормы Кодекса в этой части существенно изменились. Согласно ч. 13 ст. 51 Кодекса при выдаче разрешения на строительство проект должен соответствовать:

установленным на дату выдачи ГПЗУ градостроительным ограничениям;

установленным на дату выдачи разрешения на строительство требованиям земельного и иного законодательства.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объект должен соответствовать:

установленным на дату выдачи ГПЗУ градостроительным ограничениям;

установленным на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требованиям земельного и иного законодательства.

Можно сделать вывод, что в отличие от градостроительных ограничений, которые остаются неизменными для застройщика в процессе строительства, изменения требований земельного и иного законодательства могут послужить причиной отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Единственное и временное исключение предусмотрено п. 5 ч. 6 ст. 55 Кодекса для того случая, если новые требования к использованию земельных участков предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и строящийся (реконструируемый) объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Указанное исключение также подтверждает вывод о том, что перечень требований земельного и иного законодательства, которым должен соответствовать вводимый в эксплуатацию объект капитального строительства, может быть достаточно широким. Как минимум к числу таких требований относятся ограничения, связанные с нахождением возводимых объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территории (ст. 105 Земельного кодекса РФ предусматривает 28 видов таких зон).

В этой части застройщик должен принимать на себя риск невозможности ввода в эксплуатацию объекта, возведенного по утвержденному проекту в соответствии с полученным разрешением на строительство, из-за дополнительных ограничений использования земельных участков, которые возникли за время строительства объекта.

Следует также учитывать, что на практике соответствие проектных решений требованиям законодательства может обеспечивается застройщиком не на дату выдачи разрешения на строительство, а на момент проведения обязательной экспертизы проекта (последующие корректировки проектной документации повлекут необходимость проведения дополнительной процедуры повторной экспертизы).

При этом напомним, что предметом экспертизы проектной документации является не оценка соответствия проектной документации градостроительным ограничениям, требованиям земельного и иного законодательства, а оценка соответствия проекта требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Фото: www.samstroy.com

Согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, а также принятым на его основании подзаконным актам Правительства РФ (включая Постановление №1521 от 26.12.2014) проектная документация должна соответствовать обязательным требованиям национальных стандартов и сводов правил, действующим на момент подачи документации на экспертизу.

В августе 2018 года ст. 49 Кодекса была дополнена ч. 5.2, которая на уровне закона дополнительно урегулировала этот вопрос. Так, при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

В том случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Законодательством о градостроительной деятельности с момента принятия Кодекса и до настоящего времени в явном виде не устанавливается обязанность застройщика осуществлять корректировку проектной документации (в том числе при продлении срока действия разрешения на строительство) в соответствии с нормативными требованиями, изменившимися за время строительства.

В Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утвержденном Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007) содержится спорная норма, которая затрагивает вопрос оценки соответствия при изменении нормативных требований.

Так, по общему правилу при повторной экспертизе проектной документации экспертной оценке подлежит только часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) экспертизы в законодательство РФ внесены изменения, которые могут повлиять на результаты экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.

Указанная формулировка предполагает, что оценка соответствия проектной документации новым требованиям технических регламентов может быть проведена по решению экспертной организации при обращении застройщика по вопросу проведения повторной экспертизы.

При этом в акте Правительства РФ отсутствуют критерии, которыми следует руководствоваться при принятии решения о необходимости приведения проектной документации в соответствии новыми требованиями. А если у застройщика в процессе строительства не возникнет необходимости в проведении повторной экспертизы, то вопрос учета в проекте новых нормативных требований (в том числе, связанных с безопасной эксплуатацией объекта) может вообще не рассматриваться в процессе строительства.

Следует также учитывать, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не всегда гарантирует дальнейшей беспроблемной эксплуатации такого объекта. Из-за длительного периода строительства введенный в эксплуатацию объект может уже не соответствовать законодательным требованиям к безопасной эксплуатации, которые могут отличаться норм, учтенных на стадии проектирования.

Вопрос особенно актуален в случае, если в отношении отдельных видов объектов (например, опасные производственные объекты) или конкретных видов безопасности (например, требования пожарной безопасности) предусмотрен государственный надзор на стадии эксплуатации.

В этой связи принципиально важным является вопрос о соответствии норм градостроительного законодательства, устанавливающих требования к возводимым объектам, и положений отраслевого законодательства, которые определяют требования к безопасной эксплуатации таких объектов.

Разумным представляется подход, заложенный в ч. 1 ст. 42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, который предусматривает приведение объекта в соответствии с новыми требованиями безопасности в плановом режиме в ходе его очередной реконструкции или капитального ремонта.

Николай МАЛЫШЕВ, генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства»

Николай Малышев

[1] В отношении линейных объектов градостроительные ограничения определяются положениями утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории без привязки к дате выдаче градостроительного плана земельного участка.
[2] Согласно п. 4 ст. 107 Земельного кодекса РФ приведение разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в зоне с особыми условиями использования территории не допускается, осуществляется в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена такая зона.

Объект капитального строительства — это сооружение, строительство которого ещё не завершено. Перед его постройкой проводятся земляные, фундаментные работы. К ОКС относятся … Объекты капитального строительства ставят на учёт в кадастровом органе исключительно в качестве здания , сооружения или объекта незавершённого строительства . Кадастровая регистрация строений законодательством не предусмотрена. Объекты незавершённого строительства . Объект незавершённого строительства — это объект , получивший положительное решение на проведение строительных мероприятий. Различают следующие конструкции: продолжающееся строительство

Источники
  • http://government.ru/docs/all/138797/
  • https://ppt.ru/docs/pismo/minstroy/n-5344-og-08-244228
  • https://erzrf.ru/publikacii/kakim-trebovaniyam-dolzhen-sootvetstvovat-vozvodimyy-obyekt-kapitalnogo-stroitelstva

Рейтинг
Загрузка ...