Подготовка инженерных кадров актуальность

«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г. — презентация

Презентация на тему: » «Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.» — Транскрипт:

1 «Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.

2 1 Развитие мировой экономики в последние 20 лет и резко усилившиеся процессы глобализации требуют коренной модернизации российской промышленности, в том числе перевода энергетической отрасли на новый технологический уровень, внедрения нового энергоэффективного и высокотехнологического оборудования. К сожалению, процессы модернизации российской промышленности, внедрение новой техники и технологии не нашли должного отражения в российском техническом образовании и системе подготовки инженерных кадров.

3 2 1. Состояние современной системы технического образования в Российской Федерации 1.Высшие технические учебные заведения, выпускники которых определяют развитие отраслей промышленности (в том числе энергетики), потеряли статус центров инновационной технической активности; 2.Снижение мотивации у молодежи к получению высшего технического образования; 3.Существенная дифференциация в доходах выпускников ВУЗов финансово-экономических и инженерно-технических специальностей. Падение престижности инженерно-технического образования; 4.Устаревшая материально-техническая база инженерно-технических вузов; 5.Старение и вымывание научных и преподавательских кадров в инженерно-технических вузах, отсутствие государственной системы подготовки и повышения квалификации преподавательского состава инженерно-технических вузов; 6.Учебные стандарты отстают от темпов проведения реформ в энергетическом комплексе страны.

Технология подготовки кроссфункциональных инженерных команд (программа «ПРОРЫВ» Академии Ростеха)

Выпускники ВУЗов не готовы к реализации программы по реформированию отрасли. 7.Разрыв взаимоотношений между производством и образовательными учреждениями в процессе подготовки инженерных кадров (отсутствует прикладной характер высшего образования). Система образования фактически самостоятельно определяет требования к уровню профессиональных знаний и навыков выпускников технических ВУЗов. Современное состояние системы технического образования в Российской Федерации характеризуется следующими основными тенденциями:

4 3 2. Проблемы подготовки инженерных кадров Современное состояние системы технического образования породило ряд проблем, оказывающих существенное влияние на состояние промышленного производства и перспективы модернизации экономики Российской Федерации: 1.дефицит выпускников технических ВУЗов по целому ряду профессий, в том числе для энергетической отрасли (инженер по релейной защите и автоматики, инженер по автоматизированным системам управления производством и т.д.); 2.значительная часть выпускников инженерно-технических ВУЗов из-за непрестижности инженерных профессий и низкого уровня её оплаты не хотят работать по специальности после окончания ВУЗов; 3.сравнительно низкий уровень квалификационной подготовки выпускников технических вузов, необходимость проведения переобучения выпускников после окончания ВУЗов на производстве; 4.практически прекратила свое существование система ВТУЗов, имевшая прикладной характер образовательных стандартов; 5.не эффективная система переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров (не эффективное «послеопытное» образование).

Оценка подготовки инженерных кадров

5 4 3. Предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров Основным направлением реформы государственной системы профессиональной подготовки является переориентация высших учебных заведений на целевую подготовку специалистов для потребностей производства. При этом, основным показателем высокого качества деятельности учебного заведения и основанием для бюджетного финансирования ВУЗов должно стать количество их выпускников трудоустроенных по полученным профессиям. Для повышения качества подготовки инженерных кадров и полноценного обеспечения российских предприятий высококвалифицированными специалистами необходимо принятие следующих первоочередных мер: переход на долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития человеческих ресурсов, и на этой основе формирование государственного заказа на перспективную подготовку специалистов для российской экономики. При этом, прогнозы должны разрабатываться в отраслевом, профессионально- квалификационном и региональном разрезах с учетом отраслевых и региональных стратегий развития экономики; возрождение прикладного и инновационного характера образовательных стандартов; разработка государственной программы о повышении социального статуса Инженера; 1

6 5 3. Предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров формирование национальной карты квалификаций, а также профессиональных стандартов, на основе которых должны быть пересмотрены образовательные стандарты в ВУЗах; развитие государственной (национальной) системы профессиональной ориентации молодежи, направленной на потребности реальной экономики; восстановление ранней профессиональной ориентации молодежи начиная с класса средней школы; разработка предложений по реформированию системы профессиональной подготовки на целевой заказ специалистов (в первую очередь инженерных кадров) для потребностей производства; создание в регионах координационных советов с участием руководителей профильных региональных министерств и ведомств, региональных Союзов промышленников и предпринимателей, совета ректоров университетов, совета колледжей и совета профессиональных лицеев. При этом, функции координационных советов должны включать в себя анализ состояния прогнозирования, разработку мер по повышению качества образования и переподготовке кадров, профессиональных и общеобразовательных стандартов и рекомендаций по перепрофилированию ВУЗов, готовящих специалистов, невостребованных по полученной специальности; 2

Читайте также:  Методика организации и проведения занятий по инженерной подготовке

7 6 3. Предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров проведение анализа оснащения технических образовательных учреждений и подготовка предложений по их оперативному оснащению современным оборудованием, учебными программами, современными IT-технологиями, повышение уровня изучения иностранных языков в связи с глобализацией экономики и международными требованиями по ведению бизнеса; проведение повторной сертификации технических учебных заведений, не имеющих необходимой учебной базы и качественного преподавательского состава, и подготовка предложения о целесообразности их дальнейшего сохранения в системе государственного образования; разработка программы переподготовки и получения высшего образования для инженеров-практиков, имеющих среднее специальное образование; возрождение практики распределения инженерных кадров после окончания ВУЗов на основании заявок предприятий; формирование системы «послеопытного» образования специалистов на базе ведущих ВУЗов; проведение анализа имеющегося корпоративного опыта предприятий по послевузовской переподготовке молодых специалистов, подготовка предложений, направленных на повышение качества образования технических специалистов. 3

Источник

Подготовка инженерных кадров актуальность

Деловая слава России

  • ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РИА
  • КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ СБЕРБАНКА?

Новости

Экспертное мнение

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Самая сложная задача на проекте «Энергия – Буран» – создание плитки для теплозащиты. Наш материал на 90% состоял из воздуха

Инженеры ОНПП «Технология» провели работы по прототипированию и отработке технологии производства высоконагруженных углепластиковых авиакомпонентов для новой российской авиационной техники

Совместно с ФГУП «ВИАМ» специалистами ОАО «КУМЗ» была освоена технология ряда сплавов нового поколения

Авиационное синтетическое гидравлическое масло (АСГИМ), созданое в ЦИАМ, значительно превосходит зарубежные аналоги FH-2 и FH-42 по вязкостно-температурной характеристике

Источник

Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России

Гуманизация общественной и государственной жизни России в современных условиях. Гуманизация российского общества в современных условиях невозможна без преемственности и развития гуманистических традиций нашего человечества.
Задачи: выявить общее и особенное в подготовке инженерно-технических кадров России на основе анализа трудов ученых, которые могут быть использованы для реформирования современной высшей школы;
проанализировать многообразие гуманитарной подготовки студентов инженерных вузов, ее эволюцию;
исследовать направления поиска совершенствования подготовки инженерных кадров в России и прежде всего ее гуманитарных компонентов.

Содержание работы

Введение: 3
Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузах России 5
Гуманизация высшего образования 10
Заключение 21
Литература 22

Содержимое работы — 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Философские проблемы науки и техники»

На тему: Гуманитарная подготовка студентов

инженерно-технических вузов России

Выполнил: ст. гр. КТМм-11 Кузнецов Д. А.

Проверил: д.ф.н., профессор Пурынычева Г.М.

Введение:

Актуальность темы исследования. Выбор темы обусловлен, прежде всего тем, что гуманизация общественной и государственной жизни России сегодня — это необходимое условие для стабилизации и развития страны в ближайшей и среднесрочной перспективе. Важно отметить, что ту гуманизация российского общества в современных условиях невозможна без преемственности и развития гуманистических традиций нашего человечества.

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Интеллект способен к саморазвитию, но он и весьма отзывчив на индуцирующие его формы воздействия: обучение и воспитание. Обучение и воспитание в техническом вузе имеют свою специфику, поскольку они направлены на процесс образования специалиста-инженера.

Инженер – человек, имеющий высшее техническое образование, должен сочетать в себе специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с целью специфики инженерных функций: рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники, поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономики и организации производства. Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в НТП.

Читайте также:  Виды инженерных изысканий порядок их выполнения для подготовки проектной документации строительства

Спецификой высшего образования в техническом вузе является не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование технического типа мышления, присущего инженерной области деятельности и инженерного мышления.

Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо «умение проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на основе какого-то исходного понятия, элементы творческого воображения и интуитивного знания – все это становится необходимым компонентом формируемого в вузе технического мышления будущего инженера»

Указанные обстоятельства, по нашему мнению, определяют актуальность и научную значимость избранной нами темы исследования:

Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузах России

В настоящее время имеется значительное число работ, связанных с обновлением системы высшего образования, в том числе и технического.

Однако проблема гуманитаризации инженерного образования в России не стала предметом специального рассмотрения. Опубликован ряд работ, в которых анализируется состояние и развитие системы высшего образования, в том числе и инженерно-технического. Гуманитарная компонента подготовки специалистов рассматривается, как правило в статьях, тезисах и других публикациях ограниченного объема, которые не позволяют всесторонне и целостно изучить интересующую нас проблему.

Оправданное обращение к гуманитарному образованию российских инженеров отмечается в работах, посвященных проблеме преодоления технократических тенденций в развитии современного производства.

В настоящее время в отечественной Исторической, социальной философской литературе рассматриваются лишь отдельные стороны гуманитарной подготовки специалистов, в том числе и инженеров.

Многие проблемы образования традиционно разрабатывались отечественными исследователями, которые преимущественно уделяли внимание педагогическим и социально-педагогическим вопросам.

Гуманитарные проблемы образования, в том числе и инженерно-технического, рассмотрены подробнее ростовскими исследователями

К числу наиболее разработанных отечественными исследователями проблем образования следует отнести, по нашему мнению, педагогические и социально-педагогические вопросы.

В целом проведенный анализ научной литературы показал, что недостаточно разработана прежде всего проблема гуманитарной подготовки студентов инженерно-технических вузов России в исследуемый период, что в свою очередь и определило цель нашей работы.

Объект работы — процесс гуманитарной подготовки инженерных кадров в вузах России.

Предмет работы — гуманитарная составляющая в подготовке инженерных кадров России.

Гипотеза данной работы — гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России была бы более эффективной, если:

  • в качестве ее главного ориентира выступала бы личность студента, ее самобытность;
  • процессы обучения и учения были бы взаимосвязаны с учетом гуманитарного компонента;
  • для обеспечения гуманитарной подготовки студентов был бы реализован один из важнейших принципов эффективной дифференциации в подготовке специалистов, соотнесенных с профессиональными навыками и уровнем общеобразовательной подготовки.

Исходя из цели и гипотезы данной работы, поставлены следующие задачи:

  • выявить общее и особенное в подготовке инженерно-технических кадров России на основе анализа трудов ученых, которые могут быть использованы для реформирования современной высшей школы;
  • проанализировать многообразие гуманитарной подготовки студентов инженерных вузов, ее эволюцию;
  • исследовать направления поиска совершенствования подготовки инженерных кадров в России и прежде всего ее гуманитарных компонентов.

Инженер – человек, имеющий высшее техническое образование, должен сочетать в себе специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с целью специфики инженерных функций: рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники, поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономики и организации производства. Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в НТП.

Спецификой высшего образования в техническом вузе является не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование технического типа мышления, присущего инженерной области деятельности и инженерного мышления.

Читайте также:  Инженерная подготовка норматив 19

Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо «умение проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на основе какого-то исходного понятия, элементы творческого воображения и интуитивного знания – все это становится необходимым компонентом формируемого в вузе технического мышления будущего инженера» . 1

Обучение в высшей технической школе связано и с известным своеобразием традиционных форм организации учебного процесса: способ построения лекции, семинарских и практических занятий, учебно-исследовательской работы студентов (УИРС, НИИРС), производственной и преддипломной практики. Это также формирует инженерное мышление.

Для обучения в техническом вузе характерно и развитие гуманитарного мышления. В новых условиях развития образования вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую актуальность, так как «никакие другие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного образования. Нельзя за счет гуманитарных наук осуществлять компьютеризацию образования, ибо последняя без прочих гуманитарных знаний не дает добрых всходов».. 2

Схожий взгляд высказывают и авторы учебно- методического пособия « Эстетическое воспитание в техническом вузе». Они полагают, что «гуманитаризация высшей технической школы (т.е. ориентация технического образования не только на технические, но и на гуманитарные науки) важна для развития и совершенствования мышления специалиста технического профиля не только в связи с обогащением ассоциаций при решении технических и технологических задач, она важна еще и для осознания того, что любая техническая разработка делается, в конечном счете, для человека; она должна способствовать увеличению «человеческого» в жизни пользователя, реализованного на ее основе».

Наряду с инженерной и гуманитарной подготовкой высшее образование в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование, стремление личности к самореализации. «Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям» . 3

От выпускников высшей школы требуется «чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальной и научной областях, но и умели ставить и защищать прежде всего свои идеи и предложения. Для этого требуется, чтобы они были достаточно подготовлены к самостоятельному анализу и обобщению научных фактов и явлений».

Признавая, что главная цель высшей технической школы – подготовка специалиста-профессионала нельзя забывать, что высшее образование « выступает как основной механизм трансляции культуры в теле общества и окультуривания новизны постоянно воссоздавать существующую и создавать новую культуру: к примеру, в виде особых типов образовательных людей, текстов, образа жизни»

Аналогичную точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин: «…несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза ХХI века должен быть прежде всего субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности»

Автор разделяет точки зрения Ю.Г. Фокина, О.В. Долженко, В.Л.

Шатуновского, что специалист-инженер обязательно должен быть носителем культуры, способным с позиции профессиональной культуры оценить общечеловеческие последствия тех или иных изменений в сфере техники.

В соответствии выше изложенного можно сказать, что специфика обучения и воспитания в техническом вузе заключается в решении следующих задач:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...