Подготовка инженерных кадров на предприятии

CADmaster

Подготовка инженерных кадров для современной промышленности. Опыт сотрудничества вузов и организаций Воронежской области

Скачать статью в формате PDF — 1.38 Мбайт

Главная » CADmaster №5(72) 2013 » Образование и повышение квалификации Подготовка инженерных кадров для современной промышленности. Опыт сотрудничества вузов и организаций Воронежской области

В Воронежском государственном техническом университете, где на сегодняшний день обучается около 12 тысяч человек, со времен основания существовала кафедра начертательной геометрии и машиностроительного черчения (НГиМСЧ), которая обеспечивала обучение геометро-графическим дисциплинам студентов всех машиностроительных специальностей. Со временем здесь в качестве стандарта были выбраны продукты Autodesk, а кафедра переименована в кафедру «Графики, конструирования и информационных технологий в промышленном дизайне» (ГКПД).

Эта реорганизация в немалой степени была обусловлена открытием нового профиля подготовки — «Информационные технологии в дизайне», что сделало кафедру выпускающей, а основным направлением ее деятельности стало обучение студентов сквозной методике разработки изделий — от идеи (чему придается немалое значение) до визуализации. И все это с использованием самых современных технологий и САПР. Главной целью работы сотрудников кафедры стала подготовка изобретателей, способных с инженерной точки зрения продумать и воплотить в жизнь любую идею.

Подготовка кадров для предприятий

Герб ВГТУ

Герб ВГТУ

Результаты не заставили себя ждать: за первые два года обучения было выполнено множество оригинальных разработок, студенты стали занимать ведущие места в региональных соревнованиях. Так, по результатам Межвузовской олимпиады Воронежской области по графическим наукам 2013 года, в номинации «Компьютерная графика» кафедра заняла четыре из пяти призовых мест, включая первое.

Работы студентов успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах и получают высокие награды. Например, три проекта были удостоены призов в конкурсе Autodesk «Придай форму будущему! — 2012» . А сама кафедра в прошлом году получила статус «Образовательный центр Autodesk».

Практика на базе CSoft Воронеж. Работа в команде, документация и графический дизайн

В ходе экспериментальной учебной практики в 2012 году студенты начали перевод на русский язык учебных материалов по программному продукту Autodesk Alias Design. Этот во многих отношениях сложный инструмент, обеспечивающий работу промышленных дизайнеров со сложными кривыми и поверхностями, имеет уникальную терминологию и логику, вызывающую трудности не только у студентов, но и у инженеров, привыкших к обычным машиностроительным САПР.

В ходе практики 2013 года небольшой коллектив студентов самостоятельно принимал решения по распределению обязанностей. Был выбран лидер, отвечающий за проведение работ. Итогом же двухнедельного труда стал практически полный перевод на русский язык справочного руководства по продукту и составление описания инструментов программы с собственными примерами и объяснениями работы каждого переключателя и каждой кнопки.

Подготовка инженерных кадров

Набор пиктограмм, выполненных в ходе практики

Набор пиктограмм, выполненных в ходе практики

Весь материал был проиллюстрирован и полностью оформлен в соответствии с заданным стандартом. Руководитель практики лишь контролировал некоторые промежуточные результаты и консультировал переводчиков, почти не вмешиваясь в процесс. Таким образом, поставленная задача была полностью выполнена в указанные сроки, а конечный результат уже используется сотрудниками кафедры в качестве исходного материала для составления учебных задач по различным дисциплинам.

Елена Кошелева - автор проекта Компьютерное кресло для музыкантов

Елена Кошелева — автор проекта Компьютерное кресло для музыкантов

Практика на базе ЗАО «Орбита». Проектирование и производство

Задача, поставленная перед студентами, на первый взгляд казалась несложной: на основе бумажных чертежей создать 3D-мoдели деталей, а затем на их основе сгенерировать конструкторскую документацию. В качестве руководителей отдельных проектов было привлечено несколько специалистов предприятия, а для лучшего понимания студентами производственных процессов и специфики работы ЗАО «Орбита» на заводе была организована вводная экскурсия.

Примеры чертежей, выполненных в ходе практики на ЗАО Орбита

Примеры чертежей, выполненных в ходе практики на ЗАО Орбита

«Мы были удивлены уровнем знаний, который продемонстрировали студенты, — отмечает генеральный директор ЗАО „Орбита“ Олег Романов, — сначала предполагалось, что с помощью практики мы сможем после длительного перерыва заново познакомиться с вузом и его возможностями, выявить основные точки соприкосновения и определить последующую совместную работу по формированию кадрового резерва для нашего предприятия. Но увидев, насколько быстро и качественно студенты справились с поставленными задачами, даже не нашли повода вносить пожелания к учебному процессу.

Читайте также:  Инженерная подготовка тема 2 огневой способ взрывания

Качество подготовки нас устроило полностью. Помимо задач по разработке 3D-мoделей в Autodesk Inventor на основе бумажных чертежей, студенты оказали помощь нашим инженерам в программировании станков с ЧПУ в CAM-системе, где также продемонстрировали высокие знания. И весь этот комплекс работ был выполнен за какие-то две недели.

Конечно же, мы с удовольствием продолжим сотрудничество с ВГТУ и кафедрой ГКПД и уже сейчас задумываемся о том, чтобы принимать на работу студентов старших курсов».

Практика на базе ООО «НПО Нефтегаздеталь». Обновление кадров

«Мы изначально поставили перед собой цель: оценить уровень подготовки ребят, их знания и навыки, — отметил Александр Скрипка, главный конструктор предприятия, — и смысл их работы заключался вовсе не в том, чтобы сделать для завода что-то полезное с практической точки зрения. Мы прекрасно понимаем, что студенты 1 и 2 курсов имеют небольшое представление о реальном производстве.

Вместе с оценкой уровня владения Autodesk Inventor нам хотелось, чтобы они сами для себя определили готовность работы на машиностроительных предприятиях и оценили свои силы. В части владения CAD-системой ребята нас очень порадовали, и по окончании практики мы задали им прямой вопрос: готовы ли они работать у нас на заводе параллельно с обучением.

На наш призыв откликнулись два человека, которых мы приняли на работу в должности конструкторов. Кроме того, общаясь с коллективом кафедры ГКПД и сложив представление о компетенции студентов в области визуализации и анимации на основе конструкторских данных, мы планируем решить задачи по формированию маркетинговых материалов, на что раньше нам не хватало ни времени, ни навыков. Что же касается кадровой политики предприятия, то мы уверены, что взаимовыгодное сотрудничество с кафедрой позволит нам обеспечить предприятие квалифицированными сотрудниками на долгие годы».

Итоги и перспективы

Подводя итоги прошедших практик, можно отметить следующее:

  • студенты в ходе выполнения реальных задач отработали теоретические и практические навыки, полученные в ходе обучения;
  • сделан первый шаг по налаживанию связей кафедры и организаций региона в области целевой подготовки кадров;
  • уровень преподавания геометрографических дисциплин подтвержден высокими оценками руководителей практики со стороны предприятий и организаций;
  • полученные знания по работе в САПР, в частности, Autodesk Inventor, сделали возможным трудоустройство наиболее отличившихся студентов;
  • предприятия, не имевшие либо утратившие ранее связь с профильным вузом, получили возможность формирования кадрового резерва;
  • компания CSoft Воронеж получила опыт интеграции в сфере образования в целях удовлетворения интересов своих заказчиков.

Безусловно, это только начало. Количество предприятий, вовлеченных в данный процесс, будет увеличиваться: уже сейчас заказчики, оценившие проделанную CSoft Воронеж работу, обращаются в компанию с просьбой провести практику для студентов с профильными знаниями и обеспечить их последующее трудоустройство.

Компания продолжает реализовывать проекты комплексной автоматизации, и готовые кадры, обучаемые кафедрой ГКПД по программным продуктам Autodesk, конечно же, в разы сокращают усилия по привлечению и обучению специалистов в рамках таких программ. Ну, а промышленность региона в целом получает квалифицированный кадровый резерв, способный решать инновационные задачи на современном уровне.

В недалеком прошлом девизом для вновь созданной специальности была выбрана фраза «Инновационные кадры решают все!». Как показал совместный опыт работы кафедры графики, конструирования и информационных технологий в промышленном дизайне с компаниями CSoft Воронеж , ЗАО «Орбита» и ООО «НПО Нефтегаздеталь» в рамках летней практики 2013, этот лозунг, как и выбор САПР от Autodesk, полностью себя оправдал.

Дмитрий Левин,
руководитель отдела САПР CSoft Воронеж,
ассистент кафедры ГКПД ВГТУ

Алексей Кузовкин,
д.т.н., профессор,
зав. кафедрой ГКПД ВГТУ

Олег Романов,
генеральный директор ЗАО «Орбита»

Александр Скрипка,
главный конструктор
ООО «НПО Нефтегаздеталь»

Источник

Подготовка инженерных кадров на предприятии

ИНЖЕНЕР ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Должностные обязанности. Организует профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации руководящих работников и специалистов (подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров на производстве, в средних профессиональных учебных заведениях, экономическую учебу, практическое обучение учащихся и молодых специалистов в период прохождении ими стажировки, а также производственной практики студентов и учащихся).

Исходя из потребности предприятия в квалифицированных кадрах и с учетом требований рыночной экономики разрабатывает проекты перспективных и текущих планов подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства работающих с необходимыми обоснованиями и расчетами. Устанавливает контакты с учебными заведениями, оформляет договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников предприятия.

Читайте также:  Инженерные изыскания для подготовки проектной документации что это

Составляет графики направления руководящих работников и специалистов в учебные заведения для повышения квалификации в соответствии с заключенными договорами, контролирует их выполнение. Принимает участие в работе по профессиональной ориентации молодежи, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ профессионального развития, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп и т.д.).

Осуществляет руководство учебно-методической работой по всем видам и формам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве. Подбирает кадры преподавателей и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих с последующим утверждением их в установленном порядке, комплектует учебные группы.

Контролирует систематичность и качество проводимых занятий, успеваемость учащихся, соблюдение сроков обучения, выполнение учебных планов и программ, правильность ведения установленной документации. Выполняет работу по обеспечению учебного процесса необходимой методической и справочной литературой, оснащению учебных и методических кабинетов оборудованием, техническими средствами обучения, инвентарем, наглядными пособиями, а также внедрению в учебный процесс автоматизированных средств и современных активных методов обучения.

Участвует в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб, конкурсов профессионального мастерства рабочих. Организует лекции и доклады, проведение семинаров и консультаций в целях повышения уровня профессиональной подготовки наставников, преподавателей и инструкторов.

Подготавливает трудовые договоры (контракты) с преподавателями и инструкторами, составляет сметы затрат на подготовку и повышение квалификации кадров, оплату труда за обучение кадров и руководство производственной практикой, контролирует правильность использования средств на эти цели. Участвует в осуществлении контроля за посещаемостью занятий и успеваемостью работников, обучающихся на курсах и в учебных заведениях без отрыва от производства, подготовкой и повышением квалификации специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования, а также институтов и курсов повышения квалификации.

Принимает участие в организации работы квалификационных комиссий и учебно-методического совета предприятия по профессиональному обучению рабочих на производстве, реализации их решений, разработке мер, способствующих росту производительности труда за счет повышения квалификации и мастерства работников. Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров на производстве, обобщает и распространяет передовой опыт в этой области. Анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава рабочих и служащих, рост производительности труда, заработной платы и т.д.), ведет установленную отчетность.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве; структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития; кадровую политику и стратегию предприятия; основные технологические процессы производства продукции предприятия; формы, виды и методы профессионального обучения; порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации; порядок оформления договоров с учебными заведениями; порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами; прогрессивные формы, методы и средства обучения; порядок финансирования затрат на обучение; организацию работы по профориентации и профотбору; систему оплаты труда преподавателей и инструкторов; порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров; основы педагогики, социологии и психологии; основы экономики, организации производства, труда и управления; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее 3 лет.

Инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Источник

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Технологическая модернизация России неосуществима без развития и совершенствования инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы. В 90-е годы XX столетия, как констатируют многие исследователи, российская инженерная школа во многом утратила свои прежние позиции. Разрыв связи науки, образования и промышленности привел к уходу наиболее талантливых инженеров в другие сферы деятельности, многие коллективы исследователей и разработчиков распались.

Читайте также:  Подготовка кадров инженерных специальностей

Проблемой является также недостаточное и неэффективное использование достижений науки, технологий и техники в реальном секторе экономики. Вследствие этого российские производители интенсивно вытесняются с мировых рынков наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Дальнейшая практика наращивания прибыли за счет использования низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда может привести к последующей деградации основных отраслей промышленности.

Для обеспечения позитивных изменений в российской экономике значительной части отечественных товаропроизводителей необходимо обеспечить ускоренное внедрение в производство инноваций, современных и наукоемких технологий. Указанные обновления возможны только при наличии современной системы подготовки инженеров, выпускающей специалистов, способных работать в условиях рынка и мировой конкуренции.

Перед инженерно-техническими вузами страны стоит задача ориентации на подготовку специалистов по разработке и внедрению высоких технологий, способных к инновационной деятельности.

В настоящее время подготовка инженерно-технических кадров и их трудоустройство не в полной мере соответствуют современным требованиям по следующим причинам:

значительная часть учреждений высшего профессионального образования осуществляет обучение на физически и морально устаревшем оборудовании;

подготовка кадров осуществляется по образовательным программам, зачастую разработанным без участия работодателей, без должного учета потребностей рынка труда;

не решены в должной мере правовые и финансовые вопросы функционирования отраслевых факультетов, базовых кафедр и филиалов кафедр, являющихся структурными подразделениями вузов;

недопустимо снизился объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах, что не способствует участию преподавателей и студентов в научных исследованиях;

уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава инженерно-технических вузов не способствует пополнению профессорско-преподавательского состава молодыми специалистами;

не обеспечено эффективное проведение практик студентов на базовых предприятиях;

не решены вопросы закрепления выпускников на промышленных предприятиях, их социальная поддержка.

Для решения проблемы подготовки инженерных кадров, в первую очередь, меры должно предпринимать государство, а затем крупные промышленные предприятия, заинтересованные в квалифицированных кадрах.

За последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал, сегодня только 4 % медалистов идут на инженерные специальности. Поэтому в первую очередь необходимо решить задачу повышения престижа инженерного труда и привлекательности обучения по инженерным специальностям. Успех решения данной задачи зависит от эффективности взаимодействия работодателей, высших учебных заведений и государства.

С этой целью возможно применение определенных мер:

1. повышение стипендии на приоритетных инженерных специальностях;

2. изменение условий обучения;

3. проведение раннего профессионального ориентирования, начиная со старших классов школы;

4. повышение зарплаты инженеров. Решению этой задачи помогут, в том числе, реализация приоритетных программ и увеличение спроса на продукцию предприятий. В ближайшее время этому будут способствовать федеральные целевые программы, ориентация госзакупок на инновационную и высокотехнологичную продукцию.

5. обеспечение инженеров жильем. Пока это возможно только в рамках программы по поддержке молодой семьи (она предполагает значительное софинансирование по первоначальному взносу по ипотечному кредиту, и это позволяет снизить требования к зарплате).

Более подробно данные меры приведены в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы.

Целью Программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Программа повышения квалификации формируется образовательным учреждением при участии заинтересованных предприятий и организаций реального сектора экономики.

Реализация Программы позволит:

повысить квалификацию не менее 15000 специалистов на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

отработать механизмы реализации долгосрочного партнерства в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений;

сформировать банк программ повышения квалификации, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий;

содействовать развитию инженерного образования путем актуализации программ повышения квалификации.

Целесообразно признать необходимым осуществлять ознакомление студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей с новейшими научными и техническими достижениями, привлекать их к выполнению исследований и разработок на базе научно-исследовательских институтов, передовых конструкторских организаций, предприятий (объединений) соответствующих министерств и ведомств страны.

Следует обратить внимание на укомплектованность технических университетов профессорско-преподавательскими кадрами высшей квалификации. При этом следует обеспечивать обязательное участие всех преподавателей профилирующих дисциплин в выполнении актуальных научных исследований и разработок, а ведущих работников научных и конструкторских подразделений — в обучении будущих специалистов.

Список использованных источников:

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 – 2014 гг. (утв. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 594).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...