Подготовка инженерных кадров россии

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Магистр кафедры Социологии и социальных технологий управления, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.

Ассистент кафедры Социологии и социальных технологий управления, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В публикации рассматривается состояние и проблемы подготовки инженерных кадров в современном российском обществе. Зафиксированы основные тенденции в развитии российского высшего технического образования.

Ключевые слова: инженеры, инженерные кадры, подготовка инженерных кадров, современное российское общество.

Kemmet E.V.

О подготовке инженерных кадров в РФ

Master student of the sociology and social technologies department Institute of administrative services and entrepreneurship Ural federal university named after first president of Russia Yeltsin.

Assistant of the sociology and social technologies department Institute of administrative services and entrepreneurship Ural federal university named after first president of Russia Yeltsin.

THE STATE AND PROBLEMS OF ENGINEERING TRAINING IN MODERN RUSSIA

Abstract

In this article we examined the state and problems of engineering training in modern Russia. The attempt was made to fix up the mainstream in high engineering education in Russia.

Keywords: engineer, engineer training, modern Russian society.

В современном обществе инженерная деятельность играет особую роль, которая определяется ее социальной функцией [1], состоящей в использовании результатов науки и практики для блага человечества. Функцией инженера следует считать интеллектуальное обеспечение процесса создания, внедрения и эксплуатации техники. Российский союз инженеров [2] в качестве основной функции инженеров выделяет: «интеллектуальное обеспечение политики модернизации путем строительства заводов, организации новых производств, разработки конкурентных технологий, поиска новых возможностей».

Проблема подготовки инженерных кадров в современной России состоит в том, что образовательная среда далека от мирового развития инженерного образования и мировых тенденций развития производства.

Отсутствие на протяжении более двадцати лет значимых инвестиций в технологический рост по целому ряду направлений развития производства предопределили логику «догоняющего» развития [3].

Ни для кого не секрет, что в современном российском обществе идет снижение престижа инженерного труда. Дефицит на рынке инженеров сводиться к тому, что не хватает инженеров по Европейским стандартам, а не просто с дипломом, поэтому мы и получается около 30% безработных среди выпускников российских вузов.

Подготовка инженерных кадров с раннего возраста #ИКАР #инженерныекадрыРоссии

Сегодня, как правило, подготовка инженера носит слишком общий характер, мало сориентирована на выполнение в перспективе конкретных функций. Если же учесть, что эти функции различаются и по уровню творчества, и по необходимым знаниям, навыкам, то в результате возникает и обостряется одно из важнейших противоречий нашего технического образования: диплом инженера позволяет занимать разные инженерные должности, но для реальной конкретной работы вузовская подготовка оказывается или ненужной, или явно недостаточной.

В последнее время стало появляться больше работ, демонстрирующих возобновление научного интереса к инженерной деятельности и культуре специалиста – среди них выделяются работы, Н. Г. Багдасарьян, Е. Е. Елькиной, В. П. Котенко, Н. И. Дятчина, М. Ю. Кононовой и др .

Рассматривая существующие точки зрения на проблемы подготовки инженерных кадров, можно выделить следующие тренды:

Отмеченные проблемы очень актуальны. Существующее сегодня объективное противоречие между реальной потребностью общества в подготовке высококлассных технических специалистах и относительно стихийно проходящая профориентация старших школьников вызывает необходимость совершенствования всей системы общественных воздействий на мотивы выбора профессий молодежью.

Ведущее место в данной системе принадлежит образу профессии, который необходимо формировать на всех ступенях образования. Поставленные вопросы требуют квалифицированного и обоснованного анализа данной проблемы, который может быть осуществлен только с учетом социологического изучения мнений, ориентаций и установок абитуриентов и студентов, экспертов в той или иной области подготовки молодых специалистов.

Возникает настоятельная необходимость в осмыслении современного этапа развития инженерной деятельности, осмысления особенностей современной модели инженера как субъекта инженерной деятельности, выявления трендов развития данного вида деятельности в российском контексте социальных трансформаций.

Источник

Возможности изменений в современном высшем инженерном образовании

В настоящее время системные изменения в высшем образовании имеют критичное значение для инновационного развития строительной отрасли: в короткое время необходимо появление новых квалифицированных специалистов, готовых к запросам передовых компаний на рынке, в количестве сотен тысяч. Автор даёт оценку сегодняшнему положению дел, делает обзор возможностей развития и изменений для вузов и преподавателей, а также для тех специалистов, для которых вуз уже давно позади.

Автор публикации:
П.А. МАНИН, к.т.н., эксперт ТК 505 «Информационное моделирование» Минстроя РФ, эксперт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», группа «Строительство»

Вступление

В настоящее время, в связи с внедрением новых технологий в строительстве, в России как никогда высок запрос рынка и отдельных компаний на квалифицированные кадры — инженеров нового времени. Можно отметить, что на протяжении последних 20 лет такой запрос был всегда, однако на сегодняшний день остро ощущается влияние нескольких дополнительных факторов.

Во-первых, большинство представителей крупного бизнеса и корпораций, а также отдельные компании сектора SMB (малый и средний бизнес) стали ментально готовы не к «кусочной» цифровизации своих процессов, охватывающих лишь отдельные задачи, а к осмысленному внедрению сквозной передачи цифровых данных между всеми стадиями жизненного цикла объектов капитального строительства. Главная цель — повышение эффективности проекта и функционирования объекта в целом. Это требует наличие инженеров, готовых не просто работать в новой парадигме, а с самого начала быть её проводниками и всемерно поддерживать инновационное развитие.

Во-вторых, несмотря на наличие корпоративного университета во многих проектных институтах, а также в структурах заказчика, стало понятно, что он не сможет и не должен восполнять пробелы в базовом образовании вчерашних выпускников вузов. А это значит, что такие ключевые для нового времени навыки, как работа с информационной моделью (умение разбираться в российской и международной нормативной документации, создавать BIM-проект, анализировать и передавать информацию из него, делать автоматизированные расчёты и проверки), — всё это должно закладываться именно в университете.

Стоит также отметить стремление внушительного числа передовых специалистов к релокации (чувствительный процесс, но всё же много меньший, чем в ИТ), сюда же можно отнести переход многих инженеров к работе на временных проектах, фрилансу и к удалённой работе в целом (особенно после пандемии), когда уже не так важно расположение работодателя. Эти процессы «вымывают» подготовленных специалистов из многих ключевых проектов, что поднимает спрос на новые кадры для их замены.

Читайте также:  Инженерная подготовка территорий при застройке городских и сельских поселений

Суммируя эти и другие факторы, можно сделать вывод, что вызов нашего времени заключается не в создании точек инновационного образования (отдельных кафедр или даже факультетов в нескольких передовых вузах), а в системных изменениях, когда в короткое время появление новых специалистов, готовых к запросам передовых компаний на рынке, примет промышленные масштабы, то есть будет исчисляться сотнями тысяч. Это возможно в том числе при коренных изменениях в профессиональных образовательных программах и дальнейшем их масштабировании на отраслевые университеты по всей стране.

В этой статье автор даёт оценку сегодняшнему положению дел в части изменений в высшем образовании для реализации цифрового строительства; делает обзор возможностей для вузов и преподавателей, которые хотят развиваться и меняться; а также описывает перечень вариантов обретения передовых навыков тем специалистам, для которых вуз уже давно позади. Статья написана простым языком с минимальным использованием специализированной терминологии с целью её доступности для широкого круга заинтересованных лиц.

Текущая ситуация

Система фундаментального высшего образования, которая существует в нашей стране, имеет ряд плюсов и минусов. Прежде всего стоит отметить, что, несмотря на отдельные изменения и нововведения, за последние годы и даже целые десятилетия в ней мало что поменялось. Процесс образования остаётся классическим.

Это значит, что в рамках бакалавриата и магистратуры в учебном плане присутствует 9 0 % дисциплин, которые были там и десять, и 20 лет назад.

Чем это хорошо? Классические дисциплины дают будущему инженеру широкий кругозор, предоставляют понимание многих аспектов отрасли в целом; он сможет самостоятельно понимать физику процессов и проводить необходимые расчёты. У выпускника появляется возможность довольно большого выбора, какую конкретно специализацию избрать (имеет минимальные знания для целого ряда позиций), а также, в случае каких-либо ошибок в работе САПР или автоматизированных расчётных модулей, заметить эти ошибки и предупредить более тяжёлые последствия от них.

Чем это плохо? Классических дисциплин большое количество, всё-таки научная мысль ушла далеко, и человечество накопило много знаний. Некоторые из них явно лишние для сегодняшнего цифрового мира.

Отказаться от каких-либо или сократить их часы вузу не под силу по внутренним причинам: для этого надо признать их менее нужными и значимыми, а преподаватели, знающих только их, станут менее востребованными. К внешним причинам можно отнести организационные: даже если вуз хочет от чего-то отказаться (но часто никак публично не говорит об этом), процесс согласования в Министерстве образования довольно долгий и требующий необычайных усилий. Вузу легче ничего не менять и ждать «спуска» обязательных изменений сверху.

Далее действует простая логика: если старые дисциплины «в строю», для новых дисциплин просто нет достаточного места в графике учебного плана.

Другие минусы. Явный перекос в сторону теоретической подготовки. Рассматривается мало примеров применения знаний, не говоря уже о полноценных реальных проектах.

Отсутствие возможности получения достаточных глубинных знаний по отдельной конкретной узкой специализации (на выбор студента): на мой взгляд, количество часов, отведённых на их получение даже на старших курсах бакалавриата, могло бы достигать 60–7 0 % общего времени (сейчас не более 3 0 %), что предопределило бы выпуск суперспециалистов для каждой конкретной сферы.

Наконец мы дошли до технологического развития, цифровых «сквозных» технологий для отрасли, где в числе «стека» других технологий находится и BIM. В строительстве, как и в ИТ, считается, что изучение конкретных инструментов — «домашняя работа» студентов (им, конечно, тоже нет времени в насыщенном плане).

Главная цель курсового проекта — не быстрое и точное исполнение, наглядное представление объекта и вариативность использования данных о нём (такого слова там даже нет), а получение 2D-чертежей, которые, как известно, можно получить и в примитивном 2D-САПРе. Вот и получается, что 3 0 % дальновидных студентов самостоятельно изучают условные Renga и Revit, а остальные впервые читают эти названия в требованиях уже в описании вакансий при устройстве на работу.

Как вузы локально пытались решить эти проблемы? Понимая необходимость хотя бы минимального количества времени на обзор практических продуктов (а иногда и их базовое освоение), эти часы «прятали» в классические дисциплины.

Причём это могли быть совершенно разные предметы в разных вузах. Условно «Основы компьютерных технологий расчёта конструкций» могли быть в курсе «Основы архитектурных и конструктивных решений зданий и сооружений». При этом такая инициатива «снизу» держалась чаще всего на прогрессивных молодых преподавателях, которые являются бывшими выпускниками, неравнодушными к родному вузу, а сами работают в ведущих коммерческих компаниях, где используют передовые технологии, понимая необходимость быть готовым к продвинутой работе с ними.

Заканчивая описание текущей ситуации, хочется отметить, что, получив хорошее фундаментальное строительное образование, большинство выпускников не в полной мере готовы к текущим требованиям отрасли и рынка, в особенности коммерческих проектов. Компании берут на себя расходы по их дополнительному обучению.

Ещё более печальный факт — многие такие специалисты «зашорены» и даже не подозревают о технологичных способах реализации своих задач. Им очень сложно принять принципы необходимости постоянного обучения, развития новых навыков и компетенций, изменений сути и ожиданий от своей работы в рамках технологического развития. Как итог — намного меньшие исходные возможности на карьерном пути.

Новые возможности для вузов

В настоящее время в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (на базе Университета Иннополис) реализуется работа девяти рабочих групп, в том числе по направлению «Строительство» (см. unionepro.ru), рис. 1.

Рис. 1. Рабочие отраслевые группы проекта «Кадры для цифровой экономики»

Целью проекта как раз является появление большого количества высококвалифицированных кадров, готовых работать в рамках передового технологического развития отрасли. Одна из главных задач — интеграция образования, науки и индустрии. Это предполагает, что инженеры должны быть готовы к запросу передовых компаний на рынке, выпускаясь из университета.

Для движения к выполнению этих целей были выбраны те вызовы, стоящие перед вузами, которых уже были частично упомянуты выше:

  • изменение и актуализация образовательных программ — появление «сквозных» технологий в преподавании максимального количества дисциплин;
  • актуализация профессиональных стандартов — высокоуровневая задача с вовлечением структур Минтруда, результатом выполнения которой может стать в том числе непосредственное появление новых профилей (специализаций);
  • обучение и переобучение преподавательского состава — наверное, базовая и самая сложная задача, без которой невозможны никакие реформы в образовании.

Далее немного цифр. Проект действует с 2021 года. И будет действовать ещё два года, до 2024-го.

По направлению «Строительство» уже завершили обучение около 1000 человек, в 2022 году записались на обучение (восемь потоков) — более 850 человек. Сейчас идёт процесс актуализации трёх образовательных программ с целью их дальнейшего масштабирования.

Читайте также:  Цели и задачи инженерной подготовки территорий

Являясь экспертом рабочей группы «Строительство» уже более года и принимая непосредственное участие в проекте, расскажу некоторые особенности его реализации и своё отношение к ним.

Процесс обучения преподавателей состоит из трёх модулей: «Введение в цифровую экономику», «Цифровые технологии в отрасли» и «Цифровые технологии в образовании» (рис. 2).

Рис. 2. Структура обучения профессорско-преподавательского состава (ППС)

Контент (в том числе в интерактивной форме) готовился с привлечением отраслевых лидеров. Общее количество — 144 академических часа. Процесс сопровождается контролем и оценкой изменений: начальная оценка уровня цифровых компетенций, выбор приоритетных технологий, промежуточная и итоговая аттестации.

Главный результат — формирование у преподавателя новых необходимых цифровых компетенций.

На мой взгляд, главное здесь — отличная возможность для преподавателей осознать, что меняться необходимо и что им это тоже доступно. Многие из них уже не верят, что способны освоить что-то новое, психологически трудно сделать первый шаг. Программа позволяет не бояться признать это и начать развитие вместе.

Во время защит в форме презентаций открылась ещё одна большая возможность для улучшения — эффективно представлять свои результаты и достижения: быть наглядными, краткими, чётко подобрать иллюстрации, сделать акцент на собственные успехи и практические кейсы внедрения. Наверное, эти же проблемы часто можно найти у вузов при взаимодействии с представителями бизнеса, когда необходимо «показать товар (разработки) лицом».

Изменение образовательных программ — процесс, куда вовлечены отдельно отобранные вузы на уровне их руководства. Для строительства — это МГСУ. Развитию подлежат профили: «Гидротехническое и природоохранное строительство», «Девелопмент в инвестиционно-строительной деятельности» и «Строительство высотных и большепролётных зданий и сооружений».

Вуз разрабатывает и представляет экспертам обновлённые «Общую характеристику» и «Учебный план» по каждому профилю. Далее проходит этап предзащиты, внесения изменений и защиты новых программ.

Основной задачей здесь является отбор и использование так называемых «сквозных» технологий: основы искусственного интеллекта, «большие данные» (big data), аддитивное производство и другие, а также примкнувший к ним BIM для различных задач и стадий строительства. Всем этим дисциплинам должно найтись место в учебном плане (в отличие от текущей ситуации).

Можно констатировать, что, несмотря на имеющиеся успехи, процесс разработки осложняется многими факторами, и прежде всего закрытостью вуза от процессов и методов работы, доказавших свою эффективность в реальных проектах. Например, технология информационного моделирования используется в основном только для проектирования; упущены многие BIM-сценарии; моделирование в отдельных местах воспринимается как дополнительное действие к проектированию.

Многие «сквозные» технологии пришли из машиностроения, поэтому их применение в строительстве местами выглядит искусственным. Есть также перекосы с академическими часами различных новых дисциплин. Вместе с тем эти проблемы возможно решить в режиме диалога и итеративных изменений согласно замечаниям экспертов и вовлечённых лидеров отрасли.

Подготовка инженерных кадров. Другие варианты

Уверен, данную статью прочитают не только руководство компаний, представители вузов и студенты, но и инженеры, закончившие университет по старой образовательной программе без каких-либо актуальных на сегодня новых дисциплин. Что делать для развития и карьерного роста им? Где обрести востребованные навыки?

Есть несколько вариантов. Помимо упомянутого ранее корпоративного университета, в рамках которого может не найтись нужных курсов, существуют:

1. Образовательные центры в рамках консалтинговых компаний и вендоров ПО. Обычно специализируются на технической реализации проектов и обучению работе в САПР/BIM продуктах.

Примеры: «Академия BIM», «BIM2B», «Инфарс», «Конструктор» и другие.

2. Образовательные порталы. Часто совмещают функцию онлайн-курсов и площадки для взаимодействия потенциальных работников и работодателей с автоматизированной возможностью проверки навыков.

Пример: портал «Высоцкий консалтинг» (bim.vc).

3. Профессиональные учебные центры. Стремятся учить не конкретным продуктам, а сути отраслевых процессов.

Часто цель обучения — знание стандартов, методологии, обзору возможностей различных систем. Примеры: «Цифровая академия ДОМ. РФ», «Университет Минстроя» и другие.

4. Центры комплексной дополнительной подготовки инженерных кадров. Имеют глубинную интеграцию с проектным менеджментом, нацелены на весь жизненный цикл, используют международный опыт (buildingSMART, ISO 19650). Пример: Национальная Ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС) (рис.

3).

Рис. 3. Один из модулей программы профессиональной сертификации НАИКС, уровень «Основы»

Заключение

Подготовка большого количества квалифицированных кадров, инженеров нового времени — один из главных вызовов для строительной индустрии сегодня. Решение этой задачи невозможно без коренных изменений в системе высшего образования. Для вузов сегодня существуют возможности для вовлечения в процесс изменений и формирования компетенций, востребованных в современном цифровом мире.

Одна из них — участие в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики», направление «Строительство». В нём уже участвуют десятки отраслевых вузов со всей России и более тысячи преподавателей, однако программа действует до 2024 года и к ней можно присоединиться.

Для преподавателей — это отличная возможность обрести новые навыки и знания для применения передовых технологий в своей специализации. Для вузов — это возможность актуализировать образовательные программы и привести их в соответствие запросам рынка.

Для эффективного взаимодействия в рамках проекта вузам необходимо самим захотеть меняться, предлагать студентам действительно востребованные знания и реальные практические навыки. Этот процесс требует открытого взаимодействия со всеми участниками рынка; умения учиться, не замыкаясь на собственном представлении о мире; а также доверия мнению экспертов, цель которых — сделать Россию лучше и прогрессивнее.

Источник

Проблема инженерных кадров в России и пути ее решения

Проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров в России обсуждали на брифинге в РИА «Новости» помощник президента РФ Аркадий Дворкович, заместитель Министра образования и науки Алексей Пономарев и заместитель Министра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Какие же меры готовит государство для решения этой проблемы?

Проблемы подготовки инженерных кадров

В этой сфере необходимо рассмотреть три группы проблем: кого мы учим, как мы учим и чему мы учим, отметил замминистра образования Алексей Пономарев.

Существует два блока подготовки инженерных кадров, пояснил Андрей Дементьев. Для предприятий необходимы два типа инженеров:

проектировщики — те, кто придумывает новый продукт и технологии его изготовления; и
технологи — те, кто следит за соблюдением технологий и обеспечивает серийный выпуск продукции.

Инженеры-проектировщики — это «штучные» специалисты. Их подготовка и сегодня ведется на основе точечного взаимодействия компании и вуза. Компания буквально с первого курса ведет студента, привлекает его к работе в своих проектах, специалисты компании участвуют в педагогическом процессе.

Необходимо институализировать эту работу, чтобы все эти процедуры были «не на уровне самодеятельности», а являлись нормальным учебным процессом, позволяющим компании тратить на это деньги, в т.ч. и не из прибыли, а за счет себестоимости.

Читайте также:  Подготовка сведений об инженерном оборудовании

Инженеры-технологи — это массовые специалисты, которых точечной работой не подготовишь. Это должна быть большая, системная работа. В части отраслей эту проблему пытаются решить на местах.

Например, в металлургии у каждого металлургического комбината уже сегодня есть базовый подшефный вуз, который ориентирован на эти внутренние корпоративные стандарты и готовит специалистов отраслевых специалистов с учетом потребностей конкретного предприятия.

В каждой из отраслей промышленности ситуация с инженерными кадрами имеет свои особенности и решения. Особенно остро проблема нехватки инженерных кадров и их старения стоит в станкостроении и тяжелом машиностроении.

Инструментов решения кадровых вопросов пока не очень много. Даже такой инструмент как ФЦП (федеральные целевые программы) задействован мало. Пока только в одной из программ есть финансируемый блок по подготовке кадров — это программа развития фармации: там предусмотрены деньги и на обновление материально-технической базы в вузах, и на разработку отраслевых программ подготовки специалистов.

Чему учить будущих инженеров?

Ключевой проблемой является стыковка образовательных программ с потребностями работодателей. Минобрнауки проводит целый комплекс мероприятий по сближению вузов и предприятий. Реализуется ряд совместных программ по субсидированию предприятий, которые приходят в вузы, развивают исследовательскую компоненту.

Большая работа ведется с госкомпаниями по совместным программам инновационного развития компаний и вовлечению в эти программы вузов.

Продолжится разработка профессиональных стандартов. Предприятия будут участвовать в общественно-профессиональной аккредитации учебных программ. В дальнейшем будет проводиться сертификация инженеров — тех, кто прошел эти аккредитованные учебные программы.

Профессиональные стандарты разработаны уже в авиационной отрасли, в этом году они будут подготовлены по основным 12 специальностям автопромышленности.

Будут повышены требования к качеству программ вузов.

Как учить будущих инженеров?

Во многих вузах устарела материальная база, не лучшим образом обстоят дела с преподавательскими кадрами. Источник обновления стоит искать, прежде всего, в передовых высокотехнологичных компаниях.

Для развития вузов необходима интеграция не только с компаниями, в т.ч. и зарубежными, но и с зарубежными вузами, привлечение зарубежных преподавателей и участие в программах международных стажировок, причем не только в вузах, но и на зарубежных предприятиях. Необходимо вернуть систему обязательной производственной практики.

Сколько стоят инженеры?

Необходимо сконцентрировать ресурсы на инженерных специальностях. Подготовка инженеров стоит значительно дороже, чем гуманитариев, в 2009 году на подготовку одного инженера тратилось 60-70 тыс. руб. в год. В 2010 г. эта цифра увеличилась до 78 тыс. руб., к 2012 г. этот показатель планируется повысить до 112 тыс. руб. в год, сообщил Алексей Пономарев.

_268

Тем не менее, эти средства явно недостаточны, считает Аркадий Дворкович. По его мнению, стоимость подготовки инженеров надо увеличить в 1,5-2 раза, тогда можно будет привлечь серьезных преподавателей и улучшить качество преподавания. Увеличить финансирование подготовки инженеров планируется за счет сокращения средств, выделяемых на образование экономистов и юристов — поскольку специалистов этих специальностей готовиться будет меньше, особенно в технических вузах.

Сколько нужно инженеров?

Инженеров сейчас нет, есть специалисты по разным направлениям, и выпускается их очень много — гораздо больше, чем существующий спрос на этих специалистов. Однако есть спрос на реальных инженеров, которые способны выполнять конкретные задачи. Этих инженеров как раз и не хватает, пояснил Аркадий Дворкович.

Вся существующая система подготовки — вузы и система повышения квалификации — таких инженеров не выпускает По мнению Помощника Президента, общая потребность в инженерных кадрах исчисляется десятками тысяч человек.

Сколько инженеров выпускается сегодня?

Сегодня на инженерные специальности в вузы поступают, в общей сложности, чуть больше 200 тыс. чел. Выпускаются, в общей сложности, порядка 180-190 тыс. человек. По оценкам Минобрнауки, примерно треть выпускников по инженерным специальностям могут найти достойную работу — соответствующую их квалификации и с достойной оплатой.

Как повысить престиж инженеров?

Не секрет, что за последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал, сегодня только 4% медалистов идут на инженерные специальности, поэтому первую проблему, которую необходимо решить, — это повышение престижа инженерного труда и обучения по инженерным специальностям. Часть этой проблемы необходимо решать работодателям, часть — высшим учебным заведениям.

Для этого предлагается несколько мер:

повысить стипендии на приоритетных инженерных специальностях. Размеры стипендий будут определены на заседании Комиссии Президентом, однако, как подчеркнул Аркадий Дворкович, стипендии будут повышены не всем, а только самым талантливым студентам — правда, число их будет очень значительным. Имеет смысл разработать специальные стипендиальные программы для студентов, обучающихся на инженерных специальностях, — считает Андрей Дементьев, — аналогично действующей уже с 2004 г. специальной стипендиальной программе для молодых специалистов в оборонно-промышленном комплексе.

изменить условия обучения;

— уделять большее внимание раннему профессиональному ориентированию, начиная со старших классов школы;

заинтересовать инженеров масштабными проектами;

повысить зарплаты инженеров. Решению этой задачи помогут, в т.ч., реализация приоритетных программ и увеличение спроса на продукцию предприятий. В ближайшее время этому будут способствовать федеральные целевые программы, ориентация госзакупок на инновационную и высокотехнологичную продукцию, увеличение гособоронзаказа.

Спрос со стороны государства составляет очень большую долю в этих сферах. Кроме того росту зарплат инженеров будут способствовать также господдержка высокотехнологичных предприятий за счет госгарантий, длинных кредитов для тех частных проектов, которые входят в орбиту приоритетных.

В любом проекте, который финансируется Банком Развития, огромный спрос на специалистов, и как раз за счет этих денег специалисты привлекаются. После того как будет запущен новый Фонд прямых инвестиций, о котором недавно говорил Президент, число проектов, где будут востребованы квалифицированные кадры, в течение ближайших 3-4 лет возрастет в разы, пояснил Аркадий Дворкович.

обеспечить инженеров жильем. Пока это возможно только в рамках программы по поддержке молодой семьи (она предполагает значительное софинансирование по первоначальному взносу по ипотечному кредиту, и это позволяет снизить требования к зарплате), отметил Аркадий Дворкович. Объемы финансирования данной программы по этому направлению предполагается серьезно увеличить.

Другие решения по обеспечению инженеров жильем (покупка квартир или предоставление служебного жилья) могут принимать сами предприятия, если им позволяет это бюджет. Важным шагом в этом направлении стало бы удешевление для предприятий финансирования по строительству корпоративного жилья, считает Андрей Дементьев.

Механизмы такого удешевления могут быть разными: госгарантии, субсидирование процентной ставки по кредитам и т.д. Корпоративное жилье позволило бы обеспечить мобильность кадров — что становится особенно важным с ростом диверсификации бизнеса по территориям.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...