Подготовка инженерных кадров в школе

В России запустят 30 инженерных школ, чтобы победить кадровый голод

Правительство России подписало постановление о создании новых инженерных школ, где будут растить кадры для высокотехнологичных компаний. На 30 передовых ИТ-инкубаторов при университетах федеральный центр готов выделить 36,6 млрд руб.

Три десятка инженерных школ

В России на базе университетов появятся 30 передовых инженерных школ. постановление Правительства России «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ» №619 было опубликовано на сайте регулятора. От юных выпускников ИТ-инкубаторов ожидают прорывных исследований и инновационных разработок.

На создание школ в 2022–2024 гг. в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие» из федерального бюджета выделят около 36,6 млрд руб.

В постановлении утверждаются правила предоставления грантов вузам, которые пройдут конкурсный отбор. Выбирать, при каком университете появится инженерная школа, будут эксперты Минобрнауки. Вуз-победитель будет претендовать на господдержку, максимальный размер которой составит 1 млрд руб.

«Организация инженерных соревнований в школе»

На эти деньги университет должен не только создать школу, но и организовать стажировки и практики с наставниками из государственных корпораций и крупных высокотехнологичных компаний. Средства также пойдут на переподготовку преподавателей – в Правительство подчеркнули, что она должна быть ускоренной.

prav600.jpg

Основные критерии отбора для университетов определены так: амбициозность целей и результатов будущей школы, академический потенциал вуза и объем внебюджетных средств в ее финансирование, которые вузам предлагается привлекать со стороны крупных компаний-работодателей в регионе.

Состав Совета грантов из 11 человек будет сформирован к 8 мая 2022 г., в этом же месяце пройдет конкурс для университетов. По результатам отбора будут определены 30 вузов, на базе которых создадут пилотные школы. В дальнейшем количество образовательных организаций обещают увеличить до сотни.

Чему будут учить

Профильные направления новых школ конкретизировал заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко во время своего доклада на совещании 11 апреля 2022 г. По его словам, компетенцию необходимо наращивать в сферах микроэлектроники, фармацевтики, генетики, агроинженерии, электротранспорта и возобновляемой энергетики. Специализироваться юные инженеры будут по направлениям цифрового проектирования и моделирования: это робототехника, искусственный интеллект, большие данные, цифровые двойники и другие направления. До конца года планируется разработать 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров.

Школы появятся в разных регионах России – где именно, пока не уточняется. Однако в Правительстве надеются, что, получив образование в региональных вузах, специалисты не покинут свой город и страну, а останутся работать в родном регионе.

Главный сибирский фестиваль по робототехнике «РобоСиб»-2017

Сами инженерные школы Дмитрий Чернышенко пообещал оснастить «по высшему классу», в них появятся лаборатории, «умные» виртуальные фабрики, технопарки с современным оборудованием и мощными вычислительными системами.

Деньги со стороны

Одними федеральными деньгами, по всей видимости, не обойтись, поэтому Правительство России рассчитывает на финансовую поддержку крупных компаний. Так, создание школ планируется в партнерстве с отечественными предприятиями, которые страдают от кадрового голода: «Яндекс», «Ростех», РЖД, КамАЗ, «Синара» и другие. На данный момент они заявили около 1,5 млрд руб. на внебюджетное финансирование, но в Правительстве надеются, что сумма вырастет. В тексте постановления указывается, что государство рассчитывает на внебюджетные средства для спонсирования школ на уровне 35% в 2022 г., 25% – в 2023 г. и 20% – в 2024 г.

Также сотрудников высокотехнологичных компаний будут привлекать к преподаванию в школах и проведению стажировок для магистрантов технических специальностей. Частично обучение будет проходить на производственных площадках предприятий в регионах.

«Молодые специалисты должны перенимать знания и умения по обслуживанию сложных систем у профессионалов высочайшего класса. Идея такого наставничества принадлежит начальнику одного из сборочных цехов завода «Пермские моторы»», – подчеркнул на том же совещании глава Правительства России Михаил Мишустин.

В тексте постановления приводятся конкретные показатели: каждая школа к концу 2024 г. должна выпустить не меньше 90 человек, а к 2030 г. не менее 333. Также спустя восемь лет в российских компаниях должны трудиться не менее 1 335 специалистов-выпускников.

Источник

Подготовка инженерных кадров в школе

Участниками проекта «Инженерный класс в московской школе» являются 222 школы.

В проекте «Инженерный класс в московской школе» реализуются направления:

Читайте также:  Порядок выполнения норматива 1 по инженерной подготовке

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы, профильных вузов, колледжей, научных организаций и высокотехнологичных предприятий Москвы.

Цель Проекта

Формирование у обучающихся прикладных знаний и предпрофессиональных умений в области инженерии, необходимых для учёбы и жизни в высокотехнологичном обществе.

Задачи Проекта

  • Знакомство обучающихся с передовыми профессиями в области инженерии и их мотивация к освоению профессий, востребованных на рынке труда мегаполиса.
  • Реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с высшими учебными заведениями (далее – вуз) и работодателями.
  • Создание гибкой, практико-ориентированной модели предпрофессионального образования для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии.
  • Привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности в области современной инженерии.

В рамках реализации Проекта создаются условия для профессионального роста педагогических работников, работающих в предпрофессиональных инженерных классах, транслируются актуальные педагогические практики, эффективные педагогические инструменты и технологии, обеспечивающие высокое качество реализации Проекта;

Повышается мотивация школьников к проектной и исследовательской деятельности;

Проводятся профориентационные, практико-ориентированные и другие образовательные мероприятия, в том числе научно-практические конференции для обучающихся Школ Проекта.

Участники реализации проекта:

  • Департамент образования и науки города Москвы;
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
  • Городской методический центр ДОНМ;
  • Общеобразовательные организации Москвы;
  • Высшие учебные заведения
  • Научные организации
  • Центры технологической поддержки образования
  • Центр педагогического мастерства
  • Московский центр качества образования
  • Центр технологической модернизации образования

В итоге реализации проекта «Инженерный класс в московской школе» организации высшего образования и научные организации получат надежный ресурс – выпускников, мотивированных на получение профессий, ориентированных на инженерные и высокотехнологические отрасли, необходимых для устойчивого опережающего развития России в XXI веке.

Источник

Инженерные классы: потенциал, перспективы, тренды

Почему наши соотечественники предпочитают ездить на иномарках? Почему в своем окружении вы не найдете пользователей отечественных смартфонов? Почему российские наручные часы, еще лет 40 назад успешно экспортировавшиеся за границу, сегодня далеко отстали от продукции швейцарского часпрома.

Ответ на все подобные “почему” прост: за последние десятилетия страна существенно подрастеряла свои инженерно-конструкторские кадры, не создав принципиальных условий для их восполнения. Результат – отставание от стран-конкурентов по множеству отраслей, где требуются высокопрофессиональные конструкторы и инженеры. А требуются они во всех сферах, где речь идет о разработке и промышленном изготовлении чего бы то ни было – от предметов мебели до военной и космической техники.

В наши дни осознание ситуации пришло, и стали приниматься системные меры по ее исправлению. Понятно, что в данном случае все должно начинаться с образования, ибо нельзя получить первоклассного инженера “из воздуха”. Цепочку воспитания соответствующих кадров нужно протянуть от школы через инженерные вузы к высокотехнологичным инновационным предприятиям.

Так в сентябре 2015 г. под эгидой Департамента образования г. Москвы стартовал проект “Инженерный класс в московской школе”, имеющий главной целью подготовку компетентных специалистов, необходимых экономике города и востребованных на современном рынке труда (аналогичным проектам был дан ход и в регионах). Одним из участников проекта стала Гимназия №1519.

Спустя год после старта

2015/2016 учебный год стал весьма динамичным в части продвижения проекта “Инженерный класс в московской школе”. Около ста школ столицы влились в проект, открыли в общей сложности более двухсот инженерных классов, охвативших около 4.5 тысяч учащихся. К концу года более 130 новых школ заявили о своем желании участвовать в проекте.

В реализации проекта участвуют 16 федеральных технических вузов, являющихся опорными площадками для профориентационной работы с учащимися инженерных классов. Формируется пул предприятий-партнеров проекта из различных отраслей промышленности. Знакомство с работой реальных высокотехнологичных предприятий должно послужить эффективному “погружению” учащихся в инженерную сферу.

В июне 2016 года в Москве на площадке МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялся Международный конгресс “SEE-2016.

Наука и инженерное образование”. В работе Конгресса приняли участие представители российских и зарубежных университетов и научно-промышленных предприятий, потенциальных работодателей, отечественных школ. Конгресс был сконцентрирован на повышении эффективности инженерного образования в современных условиях, а обмен опытом с зарубежными коллегами позволил выявить пока еще не реализованные возможности и слабые места в деле возрождения отечественного инженерного потенциала.

Побывав на Конгрессе SEE-2016 и будучи куратором инженерных классов в Гимназии №1519, мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями за текущей ситуацией, поразмышлять о возникших и ожидаемых трендах, предложить свой взгляд на использование имеющегося потенциала для дальнейшего продвижения проекта в нашей гимназии.

Читайте также:  Инженерная подготовка строительства земляного полотна

“Хотим готовенького”

Как показало общение на Конгрессе, часть российских предприятий и вузов все еще исходят из представления, что для воспитания профессионального инженера достаточно адаптации вузовских программ под потребности предприятий, нуждающихся в инженерных кадрах. Результатом такого подхода является “недоученность” выпускников вузов до требуемого уровня.

Отечественные эксперты считают, что горизонт воспитания инженера составляет примерно семь лет, из чего следует, что начало этому воспитанию должно быть положено уже в школе. Открытие инженерных классов и активная позиция вузов – участников проекта в построении эффективного взаимодействия с профильными школами и внедрении отдельных форм инженерной подготовки уже начиная со старших классов, отвечают этой потребности.

В Гимназии № 1519 открыто два инженерных класса (10-й и 11-й) и так называемый “предынженерный” 9-й, учащиеся которого также вовлекаются в соответствующие профориентационные мероприятия и получают расширенную подготовку по профильным предметам (физика, математика, информатика). К моменту окончания учащиеся этого класса в подавляющем своем большинстве выбирают профильное техническое направление в старшей школе. Зачисление в 10-й и 11-й инженерные классы происходит на основе анализа интегрированных образовательных результатов учащихся по профильным предметам, результатов проектно-исследовательской работы и научно-технического творчества.

Гимназия №1519 заключила договоры о сотрудничестве с МИЭМ НИУ ВШЭ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Партнерство с данными вузами обеспечивает учащимся широкий круг разнообразных инженерно-образовательных возможностей, включая профориентационные лекции, спецкурсы, лабораторные работы, мастер-классы, летнюю инженерную практику на базе университетских кафедр, научно-образовательных центров и лабораторий.

А надо бы еще раньше

Можно констатировать, что понимание необходимости начала воспитания будущих инженеров уже со школы охватывает все больше сторонников и становится практически необратимым. При этом сравнение с зарубежным опытом показывает, что за границей вовлечение школьников в инженерную деятельность происходит гораздо раньше, чем у нас – уже с младших классов.

Российские школы уже начали перенимать этот опыт. Таким образом, мы становимся свидетелями тренда на понижение возрастного барьера вхождения в область инженерии.

И для этого в настоящий момент складываются хорошие предпосылки: учащиеся и их родители, видя высокую и неформальную активность по возрождению престижности инженерной профессии, становятся сильно мотивированными и демонстрируют отчетливый отклик на этот сигнал. Вероятно, через год охват учащихся профильными инженерными классами кратно увеличится, а начало предпрофильной подготовки сместится в сторону 5 – 8-х классов.

Осознавая указанный тренд, Гимназия №1519 тоже планирует в 2016/17 учебном году ввести элементы предпрофильной инженерной подготовки в 5 – 8-х классах. Одним из таких элементов станет курс трёхмерной компьютерной графики, нацеленный на формирование пространственного мышления школьников. Другой элемент – кружок интеллектуальной робототехники, способствующий развитию базовых навыков использования компьютеров и управляемых роботизированных устройств, навыков программирования и решения алгоритмических задач.

Что ты умеешь на самом деле?

Важный тезис, разделяемый инженерным и образовательным сообществом: пока человек не начнет делать что-либо своими руками, его инженерные познания иллюзорны. Вот почему практически все участники движения по возрождению инженерного потенциала страны подчеркивают исключительное значение проектно-исследовательской деятельности школьников и студентов.

Понимая важность данного фактора и опираясь на положения ФГОС второго поколения, необходимо придать проектно-исследовательской деятельности статус обязательного компонента подготовки школьников. Вероятно, такой подход также превратится в тренд в ближайшие годы.

Представляется, однако, что не все способы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся равноценны и эффективны. На мой взгляд, можно выделить три уровня организации такой деятельности:

Речь идет о проектах, придуманных в домашних или школьных условиях. Руководителями таких проектов являются родители ребенка или учитель. С одной стороны, это позволяет выделить активных детей, повысить их мотивацию, набраться минимального исследовательского опыта.

С другой стороны, недостатки этого способа весьма существенны: за такими работами, как правило, не стоит столь важных организационных ресурсов, как производственная база и научный потенциал руководителя. Соответственно, подобные проекты, в большинстве своем, почти не имеют прикладного значения и перспектив серьезной дальнейшей разработки.

“Базовый” (на текущий момент)

Этот уровень предполагает выполнение проектов на вузовских площадках под руководством вузовских специалистов и научных работников. В этих условиях к услугам школьника, выполняющего проект – и разнообразное оборудование, и научный опыт руководителя, позволяющий поставить действительно актуальную и перспективную задачу, и возможность дальнейшего продвижения выполненной разработки, если она этого заслуживает.

Данный уровень отвечает современным представлениям о проектно-исследовательской деятельности учащихся инженерных классов и предусматривается большинством договоров о сотрудничестве между вузами, участвующими в проекте, и профильными школами. В основном, именно на такую форму проектно-исследовательской деятельности в настоящее время существует запрос со стороны участников (школ, вузов, предприятий), занятых в деле возрождения инженерной профессии.

Прорывным шагом вперед в развитии проектно-исследовательской деятельности стало бы формирование групп, состоящих из студентов и школьников, участвующих в выполнении конкретных проектов на конкретных предприятиях, представляющих наукоемкие и инновационные отрасли. Такой подход дал бы максимальную степень погружения будущих инженеров в профессию, обеспечил бы несомненное прикладное значение их работе, а также перспективу внедрения выполненных разработок в практику.

Мотивация учащихся в такой модели достигала бы наивысшего уровня.

В разрезе проектно-исследовательской деятельности задачей №1 нашей гимназии является максимальный охват учащихся этой деятельностью на уровне не ниже “базового” и придание ей статуса обязательного компонента подготовки школьников. Помимо этого, мы намерены предпринять усилия, чтобы внедрить в гимназии модель “высшего” уровня.

Можешь ли ты “продавать”?

Читайте также:  Скачать инженерная подготовка территории

На Конгрессе SEE-2016 интересная дискуссия развернулась на тему: должен ли инженер одновременно быть предпринимателем, чтобы уметь коммерциализировать свои идеи и разработки, находить для них инвесторов, “пробивать” им дорогу в жизнь? Участники сошлись во мнении, что такая двойная роль – “инженер-предприниматель” – это, скорее, идеальная модель, и ее нельзя возводить в ранг стандарта. Хотя, если инженер, не в ущерб своему профессионализму, тем или иным способом овладеет навыками предпринимателя, то это можно только приветствовать.

Разумным решением являются созданные в различных вузах факультеты и кафедры, готовящие специалистов по продвижению инженерных разработок. И хотя акцент в проекте “Инженерные классы” делается не на комерциализации инженерных разработок, а на овладении собственно инженерной профессией, определенная профориентационная работа, связанная с инженерным бизнесом, не была бы лишней. Во всяком случае, школьнику, нацеленному на профессию инженера, полезно заранее представлять себе, что созданный инженером прототип чего-либо, пусть даже очень перспективного и востребованного, – это не финал процесса, а лишь старт целого комплекса специальных бизнес-мероприятий, выводящих разработку в жизнь.

В этой связи, возникает следующая идея: занимаясь продвижением инженерных классов в широком смысле, можно найти полезное место в этом процессе и для части учащихся классов социально-экономического профиля. Во всяком случае, опыт нашей гимназии показывает, что учащиеся этих классов проявляют интерес к направлению “Инженерный бизнес и менеджмент”. Представляется, что вовлечение классов социально-экономического профиля во взаимодействие с соответствующими факультетами и кафедрами вузов не только не “нагружает” избыточно проект “Инженерные классы”, но и разумно дополняет его в силу сказанного выше о разделении ролей собственно инженера и предпринимателя, продвигающего инженерные разработки в жизнь.

IT – без них никуда!

По меткому замечанию одного из докладчиков SEE-2016, современные самолет, ракета и многие другие образцы техники – это, во многом, IT-изделия. В том смысле, что существенной их частью являются управляющие ими программно-аппаратные комплексы. Что уж говорить о “чистых” IT-сервисах, полностью состоящих из собственно программ и представляющих собой огромное поле деятельности.

И тут всплывает еще одна проблема – нехватка не только инженеров в классическом понимании этого слова, но и острая нехватка высококлассных программистов. Очередное подтверждение этому было дано на проходящем в июне – августе Всероссийском молодежном образовательном форуме “Территория смыслов”, а именно – на открывшейся 13 июля 2016 г. третьей смене “Молодые ученые и преподаватели в области IT”.

На совещании 30 июня 2016 г. о планах развития проекта “Инженерный класс в московской школе” на 2016/17 год Департамент образования г. Москвы проинформировал о том, что уже формируется пул предприятий-партнеров из IT-отрасли, которые включатся в профориентационную работу со школьниками. Вероятно, мы увидим еще один тренд – увеличение доли учащихся инженерных классов, сориентированных на работу в IT-сфере и выбирающих для поступления соответствующие вузы и кафедры.

Заключение

Понимание, учет и реагирование на имеющиеся и возникающие тренды в любом сегменте образования, в частности, в рамках реализации проекта “Инженерный класс в Московской школе”, есть необходимое условие эффективной подготовки учащихся.

Проект “Инженерный класс в московской школе” создаёт условия для расширения сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, организациями высшего профессионального образования и научно-производственными предприятиями. Объединение ресурсов участников проекта открывает перед школьниками новые реальные пути в профессию инженера.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...