Комплексный экзамен по дисциплинам «Инженерная графика» и «Техническая механика». Тема: «Построение и расчёт рабочего чертежа детали «Вал»»
В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятии, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что студенты теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков (лекций и практических работ).
Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес к учёбе. Только творческий подход к построению занятий, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность учебного процесса.
Каждый педагог сталкивается с проблемой: студенты, приходя на урок по одной дисциплине, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Одним из вариантов достижения познавательной активности студентов, которое мы применяем, является использование комплексного экзамена по дисциплинам: «Инженерная графика» и «Техническая механика», а применение компьютерной техники позволяет сделать его более интересным.
Вступительные испытания по предмету «Инженерная графика»
Комплексный экзамен — это специально организованный контроль знаний, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных дисциплин, направленный на рассмотрение и решение определённой задачи, позволяющей добиться целостного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Методическая цель: показать методы достижения активизации мыслительной деятельности студентов на основе использования межпредметных связей.
Основные цели экзамена:
- качественное усвоение материала по дисциплинам «Инженерная графика» и «Техническая механика»
- навыки выполнения и чтения рабочих чертежей деталей с натуры;
- усвоение правил выполнения рабочих чертежей деталей
- алгоритм построения сечений;
- умение составлять расчётные схемы для реального конструктивного узла;
- навыки построения эпюр внутренних силовых факторов в разных плоскостях нагружения детали;
- умение определять опасное сечение по построенным эпюрам;
- понимание сути расчёта на прочность по опасному сечению детали;
- развитие пространственного представления и конструктивного мышления при решении практических задач.
Задачи:
- учебная – формирование знаний, умений и навыков комплексного подхода к решению практических задач по дисциплинам «Инженерная графика» и «Техническая механика»
- развивающая – развитие умения творчески применять полученные знания при самостоятельной работе, развитие внимания, технического мышления, пространственного представления; умения применять теоретические знания к построению реальных изображений;
- воспитательная – формирование понимания взаимосвязи изучаемых дисциплин и сознательного отношения к изучаемому материалу; творческого подхода к разработке реального изображения, умения выбирать наиболее рациональные решения с конструктивной и экономической точки зрения.
- познавательная – научить искать связи между фактами, делать выводы. Для подготовки к экзамену мы проводим консультацию
Содержание работы
Сдача зачета по начертательной геометрии МГСУ-МИСИ
1. Выполнить на формате А3 рабочий чертеж детали «Вал», материал Ст4кп ГОСТ 380-94. Масштаб 1:1. Построить вынесенные сечения через конструктивные элементы.
Указать шероховатость поверхностей. Нанести размеры. Оформить технические требования.
2. На вал при помощи шпонки будет установлено зубчатое колесо диаметром D= (мм). Вращающий момент создаётся окружной силой на колесе Ft = (H).
Радиальная сила на колесе Fr = Ft tg α/cosβ.
Осевая сила на колесе Fa = Ft tg β.
Угол зацепления α = ˚.
Угол наклона зубьев β = ˚.
2.1. Определить вращающий момент на валу.
2.2. Составить расчётную схему вала, предполагая, что вал вращается в подшипниках, симметрично установленных относительно зубчатого колеса. (При необходимости возможно изменение конструкции вала).
2.3. Рассчитать и построить эпюру крутящих моментов.
2.4. Определить реакции в подшипниках, подтвердив полученные значения проверочными уравнениями.
2.5. Рассчитать и построить эпюры изгибающих моментов в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
2.6. Используя одну из гипотез прочности, рассчитать эквивалентный момент в опасном сечении вала.
2.7. Проверить прочность вала в опасном сечении, если допускаемое напряжение [σ] = МПа.
Пример экзаменационного билета приведён в
Для проверки комплексного экзамена разработаны критерии оценки
Результативность
Проводя мониторинг успеваемости студентов на экзамене в течение нескольких лет, хотим отметить, что абсолютная успеваемость составляет 100%, а качественная успеваемость достигает 70%. Это говорит о том, что комплексный экзамен повышает интерес к учебе и стимулирует у студентов сознательное отношение к изучаемым дисциплинам.
Заключение
Введение комплексной системы оценки знаний может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
С другой стороны, этот метод очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания студентов, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: педагогов, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних подростков, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!
Надеемся, что наши рекомендации и разработки помогут в творческой работе педагогам СПО и НПО.
Вопросы к зачёту по инженерной графике для групп СПО
1. Как обозначают основные форматы чертежа? Приведите пример размеров сторон одного из основных форматов.
2. Как обозначают формат с размерами сторон 297х420 мм?
3. Как обозначают формат с размерами сторон 420х594 мм?
4. Как образуются дополнительные форматы и как производится их обозначение? (Например, приведите размеры сторон формата А4х7).
5. Что называется масштабом?
6. Какие масштабы изображении устанавливает стандарт?
7. Перечислите ряд масштабов увеличения и уменьшения.
8. Каково назначение и начертание сплошной тонкой линии с изломами?
9. Каково назначение и начертание :
-сплошной основной толстой линии,
-сплошной тонкой линии,
-сплошной волнистой линии,
10. Какими линиями оформляют внешнюю и внутреннюю рамки формата?
11 .В зависимости от чего выбирают длину штрихов в штриховых и штрих-пунктирных линиях?
12. Какие размеры шрифтов устанавливает стандарт и каким параметром определяется размер шрифта?
13. Какое изображение предмета на чертеже принимают в качестве главного?
14. Какое изображение называют видом?
15. Как называют виды, получаемые на основных плоскостях проекций?
16. Какое изображение называют разрезом?
17. Как разделяют разрезы в зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций?
18. В каком случае вертикальный разрез называют фронтальным, а в каком случае — профильным?
19. На месте каких видов принято располагать горизонтальные, фронтальные и профильные разрезы
20. Как разделяют разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?
21. Какой разрез называется местным? Как он отделяется от вида?
22. В каком случае для горизонтальных, фронтальныx и профильных разрезов не отмечают положение секущей плоскости и разрез надписью не сопровождается?
23. Какие линии являются разделяющими при соединении части вида и части соответствующего разреза?
24. Какое изображение называют сечением?
25. Как разделяют сечения, не входящие в состав разреза?
26. Какими линиями изображают контур наложенного сечения?
27. Как обозначают вынесенное сечение?
28. Каким образом обозначают несколько одинаковых сечений, относящихся к одному предмету, и сколько изображений вычерчивают при этом на чертеже?
30. В каких случаях сечение следует заменять разрезом?
31. Как показывают на разрезе тонкие стенки типа ребер жесткости, если секущая плоскость направлена вдоль их длинной стороны?
32. Какие детали при продольном разрезе показывают не рассеченными?
33. Как изображают в разрезе отверстия, расположенные на круглом фланце, когда они попадают в секущую плоскость?
34. Под каким углом проводят наклонные параллельные линии штриховки к оси изображения или к линиям рамки чертежа?
35. Как выбирают направление линии штриховки и расстояние между ними для разных изображений (разрезов, сечений) предмета?
36. Как следует наносить размерные и выносные линии при указании размеров: прямолинейного отрезка, угла, дуги окружности?
37. На сколько миллиметров должны выходить выносные линии за концы стрелок размерной линии?
38. Чему равно минимальное расстояние между размерной линией и линией контура?
39. Какие знаки наносят перед размерным числами радиуса. диаметра, сферы?
40. Как рекомендует стандарт располагать размерные числа при нескольких параллельно расположенных размерных линиях?
41. В каких случаях штрих-пунктирные линии, применяемые
качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями?
42. Можно ли использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных?
43. В каком случае размерную линию можно проводить с обрывом?
44. Как наносят размеры нескольких одинаковых элементов изделия? (Например, 4 отверстия диаметром 10 мм)?
ИсточникВопросы для подготовки к зачёту по инженерной графике
1. Как обозначают основные форматы чертежа? Приведите пример размеров сторон одного из основных форматов.
2. Как обозначают формат с размерами сторон 297х420 мм?
3. Как обозначают формат с размерами сторон 420х594 мм?
4. Как образуются дополнительные форматы и как производится их обозначение? (Например, приведите размеры сторон формата А4х7).
5. Что называется масштабом?
6. Какие масштабы изображении устанавливает стандарт?
7. Перечислите ряд масштабов увеличения и уменьшения.
8. Каково назначение и начертание сплошной тонкой линии с изломами?
9. Каково назначение и начертание :
-сплошной основной толстой линии,
-сплошной тонкой линии,
-сплошной волнистой линии,
10. Какими линиями оформляют внешнюю и внутреннюю рамки
11 .В зависимости от чего выбирают длину штрихов в
штриховых и штрих-пунктирных линиях?
12. Какие размеры шрифтов устанавливает стандарт и каким параметром определяется размер шрифта?
13. Какое изображение предмета на чертеже принимают в качестве главного?
14. Какое изображение называют видом?
15. Как называют виды, получаемые на основных плоскостях проекций?
16. Какое изображение называют разрезом?
17. Как разделяют разрезы в зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций?
18. В каком случае вертикальный разрез называют фронтальным, а в каком случае — профильным?
19. На месте каких видов принято располагать горизонтальные, фронтальные и профильные разрезы
20. Как разделяют разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?
21. Какой разрез называется местным? Как он отделяется от вида?
22. В каком случае для горизонтальных, фронтальныx и профильных разрезов не отмечают положение секущей плоскости и разрез надписью не сопровождается?
23. Какие линии являются разделяющими при соединении части вида и части соответствующего разреза?
24. Какое изображение называют сечением?
25. Как разделяют сечения, не входящие в состав разреза?
26. Какими линиями изображают контур наложенного сечения?
27. Как обозначают вынесенное сечение?
28. Каким образом обозначают несколько одинаковых сечений, относящихся к одному предмету, и сколько изображений вычерчивают при этом на чертеже?
30. В каких случаях сечение следует заменять разрезом?
31. Как показывают на разрезе тонкие стенки типа ребер
жесткости, если секущая плоскость направлена вдоль их длинной стороны?
32. Какие детали при продольном разрезе показывают не рассеченными?
33. Как изображают в разрезе отверстия, расположенные на
круглом фланце, когда они попадают в секущую плоскость?
34. Под каким углом проводят наклонные параллельные линии штриховки к оси изображения или к линиям рамки чертежа?
35. Как выбирают направление линии штриховки и расстояние между ними для разных изображений (разрезов, сечений) предмета?
36. Как следует наносить размерные и выносные линии при указании размеров: прямолинейного отрезка, угла, дуги окружности?
37. На сколько миллиметров должны выходить выносные линии за концы стрелок размерной линии?
38. Чему равно минимальное расстояние между размерной линией и линией контура?
39. Какие знаки наносят перед размерным числами радиуса. диаметра, сферы?
40. Как рекомендует стандарт располагать размерные числа при нескольких параллельно расположенных размерных линиях?
41. В каких случаях штрих-пунктирные линии, применяемые
качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями?
42. Можно ли использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных?
Источник