Подготовка к строительству инновационного

Содержание

СТРОИТЕЛИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ МОДУЛЬ / CIVIL ENGINEERS / PRIVATE ENTERPRISE ACTIVITY / COMPETENCE / PROFESSIONAL TEACHING / COMPOUND MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Сучков В. Н.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Сучков В. Н.

Место графической компетенции в структуре профессиональных компетенций бакалавров, специалистов и магистров направлений «Строительство» и «Архитектура»

Научно-образовательный кластер как центр государственно-общественного управления формированием строительных прикладных квалификаций

Внутрифирменное обучение в условиях взаимодействия вуза с производством как фактор развития профессиональных компетенций студентов (на примере строительной отрасли экономики)

On teaching future civil engineers private enterprise skills and innovative activities

The article focuses on competence of civil engineering students on enterprise activities taking into consideration the features of civil engineering work activities. The term «enterprise competence » is given. The presence of this competence allows future civil engineer to handle with forthcoming business tasks. The possibility of creation of the enterprise competence in the course of study is motivated. The set of disciplines, their way of teaching is recommended to implement according to student’s opinion.

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, О КОТОРЫХ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

The disciplines, required to create enterprise competence , are defined. The expediency of introduction of both engineering and economical disciplines as a joint module is justified. The principle of connection between disciplines is defined as a main one to create the structure of compound module . By means of this connection engineering and economical disciplines are bound with each other with the aid of object of the study e.g. in water supply/drainage systems of a settlement or an industrial plant. In order to implement this connection it is recommended to be realized by means of the method of specification.

The main goals, principles, structure, methods and forms of designing of the compound module are revealed. The recommended methods of study of the compound module are proposed, such as questions, tasks, situations concerning compound character of the study. The training methods of the course of study are proposed to be implemented: lectures, seminars, exams concerning compound character of the study. The essence of these methods is revealed. In order to carry out these conditions we must define the synthesis of the curriculum of several disciplines engage more experienced specialists in participation of lectures and seminars e.g. experienced engineers and economists.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих строителей к предпринимательской инновационной деятельности»

Сафин P.C. — доктор педагогических наук, профессор

Разрешение строительных споров при возведении инновационного центра в России | Проект «Совэлмаш»

Корчагин Е.А. — доктор педагогических наук, профессор

Сучков В.Н. — кандидат технических наук, профессор

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Подготовка будущих строителей к предпринимательской инновационной деятельности

Приводятся результаты анкетирования студентов по вопросу, хотят ли они обучаться предпринимательству в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: строители, предпринимательская деятельность, компетенции, профессиональное обучение, интегративный модуль.

В последние годы много говорят и пишут об инновационной экономике. Это понятие чаще всего употребляют либо в контексте перехода российской экономики к инновационному развитию как основному приоритету государственной экономической политики на современном этапе, либо в контексте подготовки кадров для формирования экономики инновационного предпринимательского типа [1].

Предпринимательство в первом контексте — это вид экономической деятельности. Например, в строительстве она включает возведение зданий и сооружений, их эксплуатацию и реконструкцию, выпуск строительных материалов, конструкций, изделий и их реализацию. Сюда же можно отнести услуги, оказываемые предпринимателями в жилищно-коммунальной сфере.

Товаром в строительной отрасли являются материальные и нематериальные блага, обладающие потребительскими свойствами (здания для организации производства, жилые помещения, отопление, вентиляция, водоснабжение и т.д.). Они обладают потребительскими свойствами, имеют определенную стоимость, удовлетворяют разнообразные потребности населения. Как известно, потребности людей постоянно растут, меняются в процессе жизнедеятельности. Поэтому предприниматель постоянно должен обновлять строительную продукцию и услуги, строительные технологии, совершенствовать качество оказываемых услуг.

Предпринимательство во втором контексте — это основа профессиональной подготовки рабочих и специалистов, востребованных современной инновационной экономикой вообще и инвестиционно-строительным комплексом России в частности.

По мнению авторов работы [1], кадровое обеспечение развития экономики инновационного предпринимательского типа в России предполагает подготовку специалистов, способных осуществлять предпринимательскую инновационную деятельность.

Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно указывал, что приоритетными задачами российской образовательной системы являются совершенствование подготовки квалифицированных кадров с учетом требований инновационной экономики и повышение вклада профессионального образования в глобальную конкурентоспособность России.

Предпринимательская инновационная деятельность предполагает, в свою очередь, формирование предпринимательских компетенций. Под предпринимательской

компетенцией специалиста мы понимаем личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться высоких результатов. Отсутствие той или иной предпринимательской компетенции у специалиста снижает его компетентность в бизнес-деятельности. Чем большее количество предпринимательских компетенций есть в арсенале работника, тем с большей вероятностью он справится со стоящими перед ним бизнес-задачами.

В качестве примеров предпринимательских компетенций можно привести: устойчивость к нагрузкам, высокую личную ответственность, умение продавать, склонность договариваться, умение налаживать связи, готовность рисковать, способность действовать в условиях неопределенности.

Количество примеров можно увеличить в зависимости от количества и сложности задач, которые предстоит решить работнику.

Очевидно, предпринимательские компетенции необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. В качестве примера рассмотрим строительную отрасль.

Рассматривая кадровое обеспечение предпринимательской деятельности в строительной отрасли, необходимо определить наиболее характерные особенности этой отрасли.

Строительство, как известно, относится к отрасли материального производства и имеет свои специфические черты.

Во-первых, строительству присуща техническая и организационная сложность сооружаемых объектов. Строительный цикл отличается длительностью. В отрасли наблюдается большая разнородность видов работ и технологических процессов. Например, капитальное строительство — это сложный многофакторный процесс, требующий взаимодействия множества организаций и значительных трудовых затрат, ресурсов, финансов в течение длительного времени [2, с. 170]. Кроме того, в капитальном строительстве наблюдается достаточно сложная система взаимоотношений подрядчика (подрядная строительная организация) с заказчиком (инвестором) и другими участниками инвестиционно-строительной деятельности, такими как: научные, изыскательные и проектные организации, предприятия стройиндустрии, транспортные, комплектующие, складские, посреднические и иные структуры, обслуживающие строительное производство, органы производственного регулирования и управления.

Во-вторых, в строительной отрасли, как и в других отраслях, наблюдается бурный рост малых предприятий, занимающихся как основным строительством, выпуском строительных материалов и изделий, так и эксплуатацией возведённых объектов, поставкой, монтажом и обслуживанием оборудования, оказанием услуг по ремонту жилых, общественных и промышленных зданий, реконструкцией, обследованием различных объектов. Эти предприятия в большинстве случаев возглавляют индивидуальные предприниматели — выпускники строительных специальностей, как правило, не имеющие специальной предпринимательской подготовки.

В-третьих, специфика строительной деятельности предполагает значительное количество участников строительного процесса, отсутствие непрерывного и ритмичного производства, неподвижный характер строительной продукции, влияние природных, географических и других случайных факторов на строительный процесс.

В-четвертых, наличие множества субъектов строительной отрасли, часто имеющих различные экономические интересы, обуславливает сложность выбора деловых партнеров и регулирование их взаимоотношений. Так, к основным бизнес-субъектам инвестиционно-строительного комплекса относят: инвестора, проектировщика, подрядчика, заказчика, застройщика, пользователя объекта. При этом участники строительного процесса могут совмещать функции нескольких субъектов: инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, выполнять функции застройщика и т.д. [3].

В-пятых, инвестирование строительства сталкивается с множеством проблем. Первая проблема: производительность труда в данной сфере приложения капитала является одной из самых низких. Вторая проблема: имидж самой строительной отрасли относительно невысок, ее относят к категории низкооплачиваемых. Третья проблема: существуют проблемы с рабочей силой для строительства — отрасль почти постоянно

испытывает нехватку опытных специалистов и квалифицированных рабочих [4]. И, наконец, четвертая проблема: по мере развития рынка жилья наблюдается стабильное удорожание вновь построенных объектов (при отсутствии адекватного роста качественных показателей), что свидетельствует о наличии монополизма, административных и иных барьеров инвестированию в эту сферу и о недостаточно развитом механизме конкуренции [5].

Не случайно в своем выступлении на совещании со строителями в г. Истре 16 апреля 2012 года премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин отметил, что по условиям ведения бизнеса в строительстве Россия занимает 178 место в мире.

В-шестых, модель подготовки рабочих кадров для строительной отрасли не в полной мере отвечает реалиям рыночной экономики, требующей гибкости и многообразия подходов к формированию и реализации образовательных программ в сфере подготовки рабочих кадров [4, с. 3].

Читайте также:  Все участники строительства которые могут осуществлять строительный контроль

Вышеназванные технологические, организационные, экономические, кадровые особенности непосредственно связаны с усилением конкурентных позиций строительной отрасли, с резко возросшими требованиями к профессиональным компетенциям персонала, с необходимостью подготовки выпускников, способных немедленно включиться в производственный процесс, способных решать актуальные технико-экономические задачи и добиваться для строительной отрасли конкурентных преимуществ.

Заметим, система профессионального обучения призвана решать не только задачи кадрового обеспечения строительной отрасли, но и способствовать формированию, сохранению стратегических инициатив развития инвестиционно-строительного комплекса в целом.

Из вышеназванных особенностей современного состояния строительной отрасли можно выявить, какими строительно-предпринимательскими компетенциями должен обладать строитель.

Для успешного решения проблем в строительной отрасли строитель должен обладать следующими строительно-предпринимательскими компетенциями: способностью определять цели и задачи своей деятельности; реально оценивать возможности своей деятельности и ее перспективы; находить решения проблемы фирмы в условиях неопределенности; предлагать и инициировать новые идеи; управлять коллективом, создавать в нем благоприятный психологический климат; уметь оценивать экологические, социальные последствия своей деятельности; работать, соблюдая этику строителя; уметь налаживать хорошие контакты с деловыми партнерами, потребителями; строго выполнять взятые на себя обязательства и договоренности; своевременно заполнять и передавать в соответствующие инстанции отчетную документацию. Как мы видим, строительно-предпринимательские компетенции строителя совпадают с его профессиональными компетенциями. Таким образом, представляется очевидным, что обучение предпринимательству следует проводить одновременно и в процессе профессиональной подготовки студентов строительного вуза [6].

Естественно, было интересно узнать мнение самих студентов, хотят ли они обучаться предпринимательству в процессе профессиональной подготовки. Опрос студентов, обучающихся на специальности «Водоснабжение и водоотведение» факультета инженерных систем и экологии КГАСУ (всего было опрошено 45 студентов), показал следующее.

Необходимость и актуальность обучения инновационному предпринимательству отметили 89,2 % опрошенных. 64,2 % студентов планируют в будущем заняться предпринимательской деятельностью. 53,5 % из них планируют открыть в будущем своё дело, 46,4 % из них уверены, что осуществят свои планы по занятию предпринимательством. 89,2 % респондентов считают, что для организации предпринимательской деятельности важны экономические и профессиональные компетенции.

Студенты выделили наиболее важные, на их взгляд, ценности в предпринимательской деятельности в строительстве: это качество строительных работ -96,4 % опрошенных, культура обслуживания потребителей — 57,1 %, экологическая

безопасность объектов — 78,6 %, получение максимальной прибыли — 42,8 %, свободная деятельность — 17,8 % опрошенных студентов.

Для организации предпринимательской деятельности, по мнению студентов, необходимо владеть:

• знаниями современных строительных технологий — 85,7 % опрошенных;

• знаниями нормативных документов в строительстве — 82,1 %;

• умениями организации предпринимательской деятельности — 78,6 %;

• знаниями строительной техники — 50 %;

• расчётно-конструкторскими умениями — 35,8 %.

На то, что предпринимателю необходимы знания этических норм, указали всего 11 % студентов.

По мнению студентов, для успешной предпринимательской деятельности необходимы следующие личностные качества: направленность деятельности на инновации (78,6 % студентов); умение рисковать (67,8 %); честность (42,8 %); порядочность (35,8 %). В ряде анкет студенты указали такие качества, как трудолюбие, интеллектуальное развитие, упорство, наглость.

По мнению респондентов, предпринимательство способствует увеличению числа рабочих мест (67,8 % ответов), разработке новых строительных технологий (53,6 %); повышению качества жизни потребителей (также 53,6 % опрошенных), созданию новых строительных материалов (28,6 %). В ряде анкет отмечается, что предпринимательство способствует развитию экономики страны в целом.

Средний уровень подготовленности к предпринимательской деятельности, по их мнению, имеют 57,3 % студентов, низкий уровень — у одной трети студентов (32,2 %). Как отметили сами студенты в процессе опроса, среди них практически нет имеющих высокий уровень подготовки к предпринимательской деятельности.

Таким образом, проведенный опрос показал актуальность обучения студентов инновационному предпринимательству в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Кроме того, в ходе опроса было предложено сформулировать, за счет чего проводить такое обучение. Ответы показали, что, во-первых, за счёт введения дополнительных дисциплин в процесс теоретического обучения, во-вторых, за счет изучения опыта предпринимательской деятельности строительных фирм и организаций, что можно сделать при прохождении производственной практики студентами.

В соответствии с предложениями на факультете инженерных систем и экологии на специальности «Водоснабжение и водоотведение» были определены дисциплины, наиболее способствующие формированию предпринимательских компетенций студентов. Это такие дисциплины, как: «Реконструкция водоснабжения н водоотведення», «Экономика недвижимости предприятий водоснабжения и водоотведения», «Основы бизнеса», «Организация предпринимательского деятельности на предприятиях водоснабжения и водоотведения».

Из их числа в учебный план специальности в перечни дисциплин региональной компоненты и элективных дисциплин включены дисциплины: «Экспертиза проектов», «Экономика недвижимости предприятий водоснабжения и водоотведения», «Организация предпринимательского деятельности на предприятиях водоснабжения и водоотведения».

Причем дисциплины «Экономика недвгсжгшостгс предприятгш водоснабжения и водоотведения», «Организагщя предпринимательского деятельности на предприятиях водоснабжения и водоотведения» введены в единый интегративный модуль со специальными дисциплинами «Эксплуатагщя систем водоснабжения и водоотведения» и «Реконструкция водоснабжения и водоотведения». Интегративный модуль проектировался таким образом, чтобы на основе межпредметных связей осуществлялось взаимодействие содержания и обеспечивалось формирование интегративных строительно-предпринимательских компетенций студентов.

Интегративный модуль направлен на формирование интегративных качеств личности будущего строителя. В дополнение к вышеназванным строительно-предпринимательским компетенциям, к таким качествам относятся [7]: способность эффективно использовать свой опыт в профессиональной деятельности; способность предвидеть последствия результатов

своей деятельности и отношений с партнерами; способность видеть причинно-следственные связи и тенденции развития событий; способность применять свои силы, способности, знания, умения, навыки, компетенции для самореализации; способность к самоанализу и быстрому реагированию в условиях быстро меняющейся ситуации, к корректировке, а в необходимых случаях к кардинальной перестройке своих представлений о происходящих явлениях, процессах, событиях; способность к синхронному использованию в одни промежутки времени разнообразных знаний, умений, действий, операций и т.д.; способность к поиску и нахождению нестандартных наиболее оптимальных средств и путей выхода из ситуации, имеющей, казалось бы, одну единственную линию разрешения; способность к противостоянию общепринятым стандартным представлениям; способность к предвидению и прогнозированию.

Общим знаменателем названных качеств будущего строителя является способность проявлять себя и достигать необходимых результатов в сфере профессиональной деятельности, в том числе в таких ее видах, как строительная и предпринимательская.

Один из главных принципов формирования содержания интегративного модуля -принцип межпредметных связей. Строительные и экономические дисциплины связываются через объект изучения — системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов и промышленных предприятий. Реализация принципа межпредметных связей может быть осуществлена с помощью приема конкретизации.

Посредством конкретизации технические знания будущих строителей включаются в действительные экономические связи и отношения. Конкретизация требует всестороннего учета экономических факторов при проектировании и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения. На основе этих факторов у будущих строителей формируются более полные знания о реальных системах водоснабжения и водоотведения. Как хорошо известно преподавателям, учебный материал легче и прочнее усваивается в том случае, если он конкретизирован примерами, связанными с будущей специальностью студентов. Поэтому использование соответствующих примеров способствует развитию необходимого профессионального интереса и углублению знаний будущих строителей-предпринимателей.

При изучении учебного материала интегративного модуля могут использоваться такие способы и приемы, как интегративные вопросы, интегративные задания, интегративные ситуации. Интегративные вопросы — это вопросы, требующие в ходе ответа на них от студентов: а) активного привлечения знаний различной природы, в том числе технических (строительных) и экономических (предпринимательских); б) увязывания вновь приобретенных знаний с имеющимися представлениями, ранее полученными на лекциях, из жизни, при прохождении практик и т.д.; в) сравнений, сопоставлений, противопоставлений фактов, явлений, методов, теорий, позиций, точек зрения, мнений и т.д.

Интегративные задания (задачи, упражнения) имеют те же показатели, что и интегративные вопросы и отличаются лишь более развернутой формой изложения и возможностью использования при их решении не только знаний, но и умений и навыков.

Сердцевиной интегративной ситуации выступает проблемная ситуация -психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у студента тогда, когда он в объективной ситуации (в ситуации задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действия (М.И. Махмутов). Поэтому основу интегративных ситуаций главным образом составляют те же типы условий, что и у проблемных ситуаций вообще: а) столкновение студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях; б) наличие противоречий, связанных с неосуществимостью избранного способа решения задачи; в) существование противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у студентов его теоретического обоснования; г) осознание студентами недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта, явления.

Среди педагогических форм организации учебного процесса при изучении содержания интегративного модуля могут применяться интегративные лекции, интегративные семинары, интегративные экзамены.

Интегративные лекции и семинары возможны при условии: а) синтеза материалов занятий по двум или нескольким дисциплинам, например «Экономика недвижимости предприятий водоснабжения и водоотведения» и «Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения»; б) участия в лекциях и работе семинаров специалистов различных отраслей знания, например, строителей и экономистов.

Опыт обучения в течение пяти лет подтвердил эффективность такого подхода к формированию готовности студентов к предпринимательской деятельности.

2. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтеева Г.Е. Предпринимательские сети в строительстве / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2005. — 256 с.

3. Асаул М.А. Обеспечение устойчивости предпринимательских структур инвестицинно-строительной сферы. Автореф. дис. . д.э.н. — СПб., 2008. — 44 с.

4. Файзуллин И.Э. О формировании центров прикладных квалификаций в строительной отрасли Республики Татарстан / Стратегия развития инвестиционно-строительного комплекса в условиях саморегулирования: Материалы международной научно-практической конференции. — Казань: КГАСУ, 2012.-318 с.

5. Гусева М.Н. Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве. Автореф. дис. . д.э.н. — М., 2011. — 49 с.

Читайте также:  Подготовка территории строительства что входит

6. Гатиятуллин М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности. Автореф. дис. . д. пед. н. — Казань, 2009. — 37 с.

7. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции. Дис. . д. пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 462 с.

Kazan State University of Architechture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

On teaching future civil engineers private enterprise skills and innovative activities Resume

The article focuses on competence of civil engineering students on enterprise activities taking into consideration the features of civil engineering work activities. The term «enterprise competence» is given. The presence of this competence allows future civil engineer to handle with forthcoming business tasks.

The possibility of creation of the enterprise competence in the course of study is motivated. The set of disciplines, their way of teaching is recommended to implement according to student’s opinion. The disciplines, required to create enterprise competence, are defined. The expediency of introduction of both engineering and economical disciplines as a joint module is justified. The principle of connection between disciplines is defined as a main one to create the structure of compound module.

By means of this connection engineering and economical disciplines are bound with each other with the aid of object of the study e.g. in water supply/drainage systems of a settlement or an industrial plant. In order to implement this connection it is recommended to be realized by means of the method of specification. The main goals, principles, structure, methods and forms of designing of the compound module are revealed.

The recommended methods of study of the compound module are proposed, such as questions, tasks, situations concerning compound character of the study. The training methods of the course of study are proposed to be implemented: lectures, seminars, exams concerning compound character of the study. The essence of these methods is revealed. In order to carry out these conditions we must define the synthesis of the curriculum of several disciplines engage more experienced specialists in participation of lectures and seminars e.g. experienced engineers and economists.

Keywords: civil engineers, private enterprise activity, competence, professional teaching, compound module.

2. Asaul A.N., Skumatov E.G., Lokteeva G.E. On private enterprise networks in civil engineering. — SPb., 2005. — 256 p.

3. Asaul M.A. The provision of steadyness of private enterprise institutions of invested civil engineering sphere, thesis abstract. — SPb., 2008. — 44 p.

4. Faizullin I.E. On the establishing of the centers of applied specialties in civil engineering in the Republic of Tatarstan. The theses of international scientific conference. — Kazan, 2012.-318 p.

5. Guseva M.N. The management that provides competitiveness of the private enterprise institutions in the civil engineering sphere: Monograph. — M., 2011. — 400 p.

6. Gatiiatullin M.Kh The training system of the education of the engineering students to attain private enterprise activities skills. Thesis abstract. — Kazan, 2009. — 37 p.

7. Chapaev N.K. The theoretical and methodological bases of the curriculum integration process. Thesis. — Ekaterinburg, 1998. — 462 p.

Источник: cyberleninka.ru

Путь проекта от идеи до рынка: какие этапы реализации проходит инновационным проект

Путь проекта от идеи до рынка: какие этапы реализации проходит инновационным проект

Инновация часто ассоциируется со свежими изобретениями и новыми продуктами. Но инновацией считается и старый продукт с новыми свойствами или в иной модификации. Инновацией можно также назвать новые технологии и методы.

Инновационный проект. Особенности реализации

Понятие инновационного проекта

Под инновационным проектом подразумевается комплекс мероприятий по созданию и выводу на рынок новых товаров или услуг.

инновационный проект

Создание инновации представляет собой процесс с момента зарождения идеи до полного закрытия проекта. Этот процесс представляет собой жизненный цикл инновационных проектов, особенности которого определяются сферой реализации, уровнем новизны, типом инновации и т. д. Инновации создаются в различных сферах (производство нового вида йогурта или усовершенствованных двигателей для сельхозтехники) и представляют очень различные по форме результаты (новая деталь, технология или метод управления).

Особенности реализации инновационных проектов

Инновационный проект с экономической точки зрения является инвестиционным, поскольку требует затрат, однако имеет существенные отличия от последнего. Инновационная деятельность сопряжена с высокими рисками. Рискует как автор идеи, так и инвестор. Существует такая закономерность: из десяти разработок только одна дает высокие результаты.

внедрение проекта

Однако прибыль от одного проекта способна покрыть убытки по остальным неудавшимся. Понимание этого закона заставляет предпринимателей, занятых в этой сфере, инициировать одновременно несколько вариантов создания нового продукта. С учетом этого принципа функционируют и венчурные фонды. Средства, аккумулируемые в них, направляются на реализацию проектов, имеющих разную вероятность успеха. Такой подход позволяет дать шанс даже неприметным на первый взгляд инициативам.

Так как риск сохраняется до завершения проекта, неотъемлемым элементом проекта должна быть его оценка на каждой стадии. До выполнения мероприятий осуществляют предварительную оценку, на последующих стадиях – уточняющую. Оценка важна для принятия решений по продолжению мероприятий и финансированию, особенно если речь идет о заемных средствах.

ВАЖНО! Оценка не бывает на 100 % достоверной из-за того, что до конца процесса сохраняется неопределенность будущих результатов. Это еще одна особенность инновационных проектов.

Этапы реализации

Как и любой другой процесс, создание инновации проходит ряд последовательных стадий. Профессиональное управление этим процессом предполагает четкое представление о том, какие бывают этапы реализации инновационного проекта и какие цели, задачи и мероприятия важны на каждом из них.

начало реализации проекта

Анализ практической деятельности по созданию инноваций позволяет выделить следующие базовые этапы:

  • Предварительный;
  • Подготовительный (создание бизнес-плана);
  • Конструкторско-технологический;
  • Производственный;
  • Коммерческий.

Предварительный этап (предпроектный)

Инновационный проект запускают с уже возникшей идеи либо с поиска путей решения какого-либо актуального вопроса. Примером первого варианта служит внедрение идеи сотрудника компании об использовании уникальных тестовых заданий при подборе персонала.

разбор проекта всей командой

В качестве примера второго варианта можно назвать поиск предприятием-производителем товаров для детей альтернативного сырья для изготовления подгузников.

На предпроектном этапе:

  • Формулируются цели и задачи;
  • Создается команда;
  • Выполняется предварительный анализ проекта.

Целеполагание, составление дерева целей, разработка системы критериев для оценки проекта на следующих этапах – все это задачи первого этапа.

Перечисленные вопросы должны найти отражение в технико-экономическом обосновании, основная цель которого – аргументировать, в том числе с экономической стороны, значимость предлагаемого проекта.

Эта начальная стадия определяет направления реализации следующих этапов.

Разработка бизнес-плана инновационного проекта (проектирование)

На этой стадии результаты предыдущих мероприятий доводятся до конкретной программы действий для создания и вывода на рынок нового продукта. К началу этапа должен быть очевиден ожидаемый на выходе результат.

разработка бизнес плана

Если это требуется, проводятся научные исследования. До начала финансовых вложений в создание инновации проводятся маркетинговые и патентные исследования; решается вопрос об охране интеллектуальной собственности, выполняется предварительный технический анализ и поиск инженерных решений.

Наступает момент для того, чтобы обдумать и ряд финансовых вопросов: уточнить необходимые затраты, определить источники финансирования, при необходимости начать поиск инвестора. Определяется организационная форма деятельности по созданию инновации: реализация мероприятий существующей компании, создание нового подразделения, учреждение отдельного предприятия.

Инвестор, будь то венчурный фонд или крупный бизнесмен, прежде всего заглянет в бизнес-план. На данной стадии все проделанная работа должна быть сведена к подготовке основного документа инновационного проекта, его бизнес-плана. В случае если запрашиваются сторонние инвестиции, обязательна экспертиза бизнес-плана, которая проводится специализированными учреждениями. При финансировании за счет собственных средств можно ограничиться внутренним тестированием при наличии соответствующих экспертов либо привлечь их со стороны.

Конструкторско-технологический этап

После оформления исходной документации пора приступить к разработке товара или технологии.
Для этого выполняют опытно-конструкторские и технологические работы (ОКТР), проводят необходимые технические и иные испытания, сертификацию. В ходе ОКТР проектируются эскизы, разрабатывается конструкторская и техническая документация. В зависимости от возможностей (наличие оборудования, персонала) эти работы могут проводиться как собственными силами, так и сторонними.

моделирование проекта

ОКТР позволяют оценить техническую возможность получения ожидаемого продукта.
Некоторые работы перетекают из одного этапа в другой. Так, например, в ходе этого этапа могут также возникнуть вопросы об охране интеллектуальной собственности, о поисках инвестора.

Результатом мероприятий должен стать опытный образец. С учетом этого целесообразно провести «сверку часов» – сопоставить промежуточный результат с запланированным. Возможно, понадобится провести дополнительные исследования, в том числе маркетинговые, относительно уже имеющегося прототипа будущего продукта.

ОКТР является решающей стадией, от результатов которой зависит дальнейшее выполнение проекта. Опытный образец означает трансформацию стадии поиска и исследования в стадию производства.

Производственный этап

На данном этапе инновационный проект уже становится инвестиционным и связан с организацией и освоением производства определенного продукта или технологии. Эта стадия, хоть и менее рисковая, требует существенных финансовых вливаний.

инновационное производство

В зависимости от масштаба работ и уровня новизны освоение производства может означать как некоторые изменения в действующем производстве (дополнительное оборудование, расширение функций, обучение персонала), так и организацию производства с нуля. В последнем случае требуются и отдельные помещения, кадры, поставка оборудования, инжиниринговые услуги, обучение специалистов.

После экспериментальных испытаний продукт выходит на уровень промышленного производства. Этот этап тесно взаимосвязан со следующим.

Коммерческий этап

ВНИМАНИЕ! Новшество считается инновацией после того, как созданный продукт стал востребованным товаром на рынке.

Процесс доведения разработки до потребителя называется коммерциализацией. Именно коммерциализация оправдывает риски и затраты на выполнение предыдущих этапов. Важно уделить достаточно внимания и ресурсов на компетентный маркетинг, чтобы добиться запланированной экономической эффективности.

Читайте также:  Как назвать проект строительства

Успешный инновационный проект

Продать товар на рынке еще не означает завершить работу. Важно получить обратную связь от потребителя. Для инновации характерна короткая продолжительность «жизни», некоторые разработки теряют актуальность и новизну еще до выхода на рынок. Преобладание экономики знаний в странах-лидерах по производству высокотехнологичной продукции «подстегивают» производителей к постоянному поиску новых идей и воплощению их в продукции. Условия растущей конкуренции заставляют компании оперативно адаптироваться к происходящим переменам и приспосабливать продукт к потребностям рынка, пусть даже ценой новых проектов.

Представленный алгоритм процесса по созданию инноваций является достаточно обобщенным. Проекты отличаются друг от друга масштабом, уровнем реализации (частной компанией или на уровне государства), видом инновации (продукт или технология, метод, решение). В одних проектах некоторые этапы отсутствуют, в других – выполняются параллельно, в третьих появляются дополнительные.

Во многом успех разработки зависит от команды исполнителей и наличия профессионального инновационного менеджера, который еще на стадии планирования способен как избавить компанию от необоснованных трат и бесперспективных разработок, так и среди массы неприметных проектов выделить те, которые при грамотном управлении смогут вывести компанию на новый уровень.

Источник: viafuture.ru

Инновационный центр «СовЭлМаш»

Для коммерциализации технологии «Славянка» на мировом рынке запланировано строительство проектно-конструкторского технологического бюро (ПКТБ) «СовЭлМаш».

Здесь команда инженера Дмитрия Александровича Дуюнова будет разрабатывать электродвигатели с технологией «Славянка» любой сложности, для различных сфер применения, в соответствии с потребностями заказчика.

Двигатели Дуюнова

Место строительства

В 2019 году правительство Москвы поддержало инновационный проект, признав его значимость и актуальность. Итогом такой поддержки стало получение компанией «СовЭлМаш» статуса резидента государственной особой экономической зоны «Технополис «Москва». На площадке «Алабушево» в аренду с правом последующего выкупа был предоставлен земельный участок под строительство ПКТБ.

«СовЭлМаш» получит и другую поддержку от государства: налоговые льготы, инфраструктуру в виде коммуникаций, автомобильных дорог и железнодорожных путей, а также доступ к свободной таможенной зоне. Всё это поможет предприятию развивать инновационный бизнес в оптимальных условиях.

Как будет зарабатывать «СовЭлМаш»?

Разработка эффективных электродвигателей с использованием технологии совмещённых обмоток «Славянка» — одно из основных направлений, на котором будет зарабатывать проектно-конструкторское технологическое бюро «СовЭлМаш».

Клиентами инновационного центра станут производители электротранспорта, станков и оборудования, бытовой техники, заводы, военные, авиационные и промышленные предприятия. Команда «СовЭлМаш» сможет разработать электродвигатели для любой из отраслей.

Стоимость услуги по разработке двигателя в среднем составляет от $ 30 миллионов и зависит от назначения, габаритов и сложности изделия. «СовЭлМаш» по силам выполнять до 3 таких заказов в год. Уже сегодня компания и её потенциальные клиенты заключают соглашения о намерениях сотрудничать.

Двигатели Дуюнова

  • Обращение клиента в «СовЭлМаш»
  • Проектирование электродвигателя
  • Передача клиенту документации на двигатель

Узнайте подробности об этапах работы на официальном сайте «СовЭлМаш»

Станьте совладельцем
ПКТБ «СовЭлМаш»

Сегодня каждый человек из любой страны может стать инвестором проекта «Двигатели Дуюнова» и получить долю в инновационном бизнесе: 49.5 % предприятия будет распределено между всеми инвесторами, принявшими участие в проекте.

  • SOLARGROUP Инвестор проекта — 49.5%

Интересы инвесторов в проекте представляет компания SOLARGROUP.

Это международная финансовая компания, ведущая свою деятельность в области краудинвестинга. С помощью механизма коллективных инвестиций и обширной партнёрской сети она организует финансирование проекта «Двигатели Дуюнова».

SOLARGROUP является соучредителем ООО «СовЭлМаш» с долей 49.5 %. В дальнейшем, после реорганизации предприятия в публичное акционерное общество, доли будут обменяны на акции «СовЭлМаш».

  • «АСИПП» Разработчики — 25.5%

Держателем технологии совмещённых обмоток «Славянка» является ООО «АСиПП».

Это научно-производственное предприятие технико-внедренческого типа, учреждённое в 2001 году. Занимается энергосберегающими технологиями, разработками в области плазменных технологий, технологий сварки, источников питания и осветительной техники. Именно компания «АСиПП» вела работу над двигателями со «Славянкой» до старта проекта.

Инициатор проекта, соучредитель ООО «СовЭлМаш».

  • Менеджмент Инвестор проекта — 25%

Часть компании будет распределена между менеджментом, ответственным за коммерциализацию технологии совмещённых обмоток «Славянка» и продвижение услуг компании «СовЭлМаш».

  • «СовЭлМаш» Проект коммерциализации

Компания «Совэлмаш» создана с целью получения прибыли за счёт коммерциализации инновационной технологии совмещённых обмоток “Славянка”

Задачи, решаемые компанией «Совэлмаш»: разработка, постановка в производство и введение в оборот для всех сфер жизнедеятельности энергоэффективных машин электрических вращающихся с выведением из эксплуатации машин, выработавших свой ресурс.

Этапы развития проекта

1 этап. Активный старт

Начало: 1 июня 2017

Достижения: Сумма привлеченных инвестиций превысила 50 млн рублей. Запущены официальный сайт и личный кабинет инвестора. К проекту присоединились почти 10 тыс. участников. В Москве открыт шоу-рум с мотор-колесом Дуюнова для массового знакомства с технологией.

Команда проекта подготовила фундамент для дальнейшего роста: начата регистрация группы компаний, подана заявка на размещение будущего предприятия в особой экономической зоне «Технополис «Москва», внесена предоплата за первое оборудование для производства, созданы первые договоренности о разработке электродвигателей под заказ.

2 этап. Начало сотрудничества с ОЭЗ «Технополис «Москва»

Начало: 23 сентября 2017

Достижения: Проект получил участок на площадке «Алабушево» ОЭЗ «Технополис «Москва». В связи с расширением задач и штата арендованы дополнительные офисные площади “СовЭлМаш” в Зеленограде. Закуплено стендовое оборудование для тестирования электромоторов.

Команда инженеров разработала подкареточный мотор и двигатели для электроинструмента. Дмитрий Дуюнов выпустил справочник «Совмещенные обмотки электрических машин».

3 этап. Рост числа участников и инвестиций, запуск стендового оборудования

Начало: 17 декабря 2017

Достижения: Проект привлек 200 млн рублей инвестиций, в личном кабинете зарегистрированы 46 тыс. участников. По всему миру работают 915 партнеров проекта. Пользователи ежедневно совершают 300 регистраций в личном кабинете.

Март 2018 года стал рекордным по сумме привлеченных инвестиций. В «СовЭлМаш» реализована испытательная лаборатория, смонтировано и запущено стендовое оборудование.

4 этап. Технология Дуюнова приобретает все большую известность

Начало: 31 марта 2018

Достижения: Проект привлек 300 млн рублей инвестиций. В личном кабинете зарегистрированы 65 тыс. участников, а партнерская сеть насчитывает почти 2000 партнеров.

Технология Дуюнова представлена на выставке в «Сколково» на Sturtup Village. Крупный партнер предоставил гарантийное письмо о дофинансировании проекта, поручившись за его полную реализацию. Для регулирования взаимоотношений инвестора и компании запустили инвестиционный договор. На стендовом оборудовании идут испытания электродвигателей.

5 этап. Рекордный объем инвестиций и новое оборудование “СовЭлМаш”

Начало: 7 июля 2018

Достижения: Проект объединил 80 тыс. участников из 116 стран мира; август 2018 побил очередной рекорд по объему привлеченных инвестиций. В личном кабинете инвестора появился новый функционал.

В Китае в рамках серийного производства стартовали продажи двигателя DA-90S, модернизированного по технологии Дуюнова, что значительно повлияло на популяризацию проекта. Серийное производство двигателей организовано компанией ASPP Weihai Technology под руководством Виктора Арестова — лицензиата “АСиПП” и партнера проекта.

Регулярные живые встречи с инвесторами и другими людьми, заинтересованными технологией и инвестициями, проходят в разных городах. Открыт операционный офис команды SOLARGROUP в г. Химки Московской области.

В лаборатории установлено лазерное оборудование. Теперь мощности компании “СовЭлМаш” позволяют проводить полный цикл работ: от выполнения технического задания до выпуска, тестирования и сертификации двигателей на «Славянке».

7 этап. Резидентство в ОЭЗ «Технополис «Москва» и международная конференция

Начало: 11 октября 2018

Достижения: 15 февраля 2019 года компания “СовЭлМаш” официально получила статус резидента особой экономической зоны и получила землю для строительства инновационного центра на участке «Алабушево». Договор между “СовЭлМаш” и ОЭЗ «Технополис «Москва» подписан на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Идет активная подготовка документов для начала стройки.

Первая партия двигателей DA-90S прибыла в Москву из Китая. Компания Motorized systems стала дилером AShttps://duynov.com/ru/about.php» target=»_blank»]duynov.com[/mask_link]

В Кувшиново идёт подготовка к строительству инновационного тепличного комплекса

В Кувшиново идёт подготовка к строительству инновационного тепличного комплекса

В Кувшиново Тверской области идёт подготовка к строительству инновационного тепличного комплекса. Реализовать инвестиционный проект планируется в рамках сотрудничества регионального Правительства с Фондом развития моногородов.

«Правительством Тверской области подписано соглашение с Фондом развития моногородов по реализации инвестпроектов. Первой территорией, где будут реализовывать мероприятия в рамках соглашения, станет Кувшиново. В дальнейшем рассмотрим перспективы этой работы и для остальных 6 моногородов», — отметил Игорь Руденя.

Предполагается, что на первом этапе проекта площадь тепличного комплекса для круглогодичного выращивания экологически чистых овощей составит 3 га, в дальнейшем запланировано расширение до 15 га. Ожидаемый объём инвестиций до 2021 года – 4,5 млрд рублей, налоговые поступления в бюджет Тверской области — более 173 млн рублей. На новом предприятии планируется создать порядка 250 рабочих мест.

По линии Министерства экономического развития Тверской области инвесторам оказывают всестороннюю поддержку. Проводятся консультации по вопросам взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями, получению финансовой поддержки из Фонда поддержки моногородов.

Со стороны Фонда предусмотрено льготное финансирование самого проекта, а также софинансирование региона в расходах на строительство объектов инфраструктуры на площадке — электрических и газовых сетей, систем водоснабжения и водоотведения, дорог (95% — средства Фонда, 5% — регионального бюджета).

Кроме того, подана заявка для создания в границах моногорода Кувшиново территории опережающего социально-экономического развития, что позволит предоставить инвестору дополнительные преференции.

В настоящее время в Тверской области 7 монотерриторий:

— Кувшиново;
— Западная Двина;
— Удомля;
— посёлок Великооктябрьский;
— посёлок Жарковский;
— посёлок Калашниково;
— посёлок Спирово.

В 2017 году команды моногородов региона защитили свои проекты по управлению в рамках обучения в московской школе управления «Сколково» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Источник: vedtver.ru

Рейтинг
Загрузка ...