Подготовка технических и инженерных кадров

Путин поручил правительству заняться повышением престижа инженерно-технических профессий

МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать меры по повышению престижа инженерно-технических профессий, финансированию подготовки кадров в области инженерного дела и информационной безопасности, а также разработать программу по производству отечественного учебного и лабораторного оборудования для школ, колледжей и вузов. Соответствующие поручения по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам опубликованы в понедельник на сайте Кремля.

«Правительству Российской Федерации обеспечить разработку предложений по реализации комплекса мер, направленных на повышение привлекательности инженерно-технических профессий», — говорится в сообщении. Доклад о проделанной работе следует предоставить до 1 ноября 2022 года, далее — раз в полгода.

Также кабмину поручено принять меры, направленные на поэтапное увеличение нормативных финансовых затрат на формирование объема финансового обеспечения государственного задания на подготовку кадров в области инженерного дела, технологий и технических наук, информационно-коммуникационных технологий, информационной безопасности и компьютерных наук с учетом объема и структуры контрольных цифр приема по соответствующим направлениям подготовки.

Подготовка технического персонала организации, ко внедрению автоматизированных систем.

Меры направлены на повышение квалификации педагогических работников и организацию их стажировок, а также на организацию проведения производственных практик студентов, на привлечение учебными заведениями к реализации образовательных программ высококвалифицированных специалистов-практиков.

Кроме того, правительству поручено обеспечить разработку и реализацию программы по производству отечественного учебного и лабораторного оборудования для оснащения им учебных кабинетов, лабораторий и мастерских в школах, колледжах и вузах. Для этого следует предусмотреть необходимое финансирование.

Повышение качества подготовки

Путин также поручил обеспечить выполнение в рамках нацпроектов «Образование» и «Наука и университеты» мероприятий по оснащению современным учебным и лабораторным оборудованием преимущественно отечественного производства кабинетов физики, химии, биологии и информатики в школах, в первую очередь в новых зданиях и тех, в которых был проведен капитальный ремонт, в организациях дополнительного образования детей, а также в вузах, осуществляющих подготовку педагогических работников.

Также лабораторным оборудованием должны быть обеспечены учебные кабинеты, лаборатории и мастерские в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования для обучения студентов и повышения квалификации педагогических работников.

Отмечается, что мероприятия направлены на повышение качества подготовки кадров в области инженерного дела, технологий и технических наук, информационно-коммуникационных технологий, информационной безопасности и компьютерных наук.

Подготовка профессиональных инженерных кадров в Новоуральске

Доклад о выполненных работах следует представить до 30 сентября 2022 года, далее — один раз в полгода. Ответственным за поручения назначен премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Источник

Курсы Инженерно-технического персонала

Данное направление предусматривает перечень необходимых дисциплин для качественного исполнения профессиональных обязанностей действующими сотрудниками технических служб. Обучение по направлению предусматривает построение курса в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными “Федеральным агентством воздушного транспорта” с обязательной практической отработкой полученных навыков на современной технической базе ПАО “Аэрофлот”. По индивидуальному запросу возможен выезд преподавателей на территорию заказчика.

Источник

Модели подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров

Исследование моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития и повышения результативности сектора исследований и разработок

Необходимо отметить, что существующая система инженерного образования не в полной мере отвечает требованиям высокотехнологичных предприятий и задачам экономического развития России.

Настоящий проект направлен на повышение качества подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров за счет улучшение бизнес-процессов на уровне вузов и государства, а также распространения существующих лучших российских и зарубежных практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.

Разработка предложений по совершенствованию моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров, что будет способствовать повышению результативности сектора исследований и разработок за счет внедрения усовершенствованных моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

Разработка прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации эффективной государственной политики в сфере исследований и разработок.

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 16 ноября 2015 года № 14.603.21.0016 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 1 в период с 16.11 по 31.12. 2015 выполнялись следующие работы:

1 Подготовка аналитического обзора научных и информационных источников в аспекте российского и зарубежного опыта подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности, включая:

1.1 формирование библиографического списка научных и информационных источников;

1.2 подготовка аналитической справки на основе анализа сведений о российском и зарубежном опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

2 Проведение сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

2.1 Разработка методики сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

Читайте также:  Инженерная подготовка норматив номер 9

3 Подготовка аналитического доклада по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

3.1 Доработка аналитического доклада с учетом результатов экспертного обсуждения подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно- педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

При этом были получены следующие результаты:

1. Подготовлен Аналитический обзор научных и информационных источников в аспекте российского и зарубежного опыта подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Проанализированы статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах и монографии — 48 источников, 47 из которых за период 2009-2015 гг.

Сформирован библиографический список научных и информационных источников (48 источников).

Подготовлена аналитическая справка на основе анализа сведений о российском и зарубежном опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Представлена структуризация проанализированной информации по следующим аспектам институциональной и надинституциональной среды подготовки инженерных кадров:

— факторы, сдерживающие решение обозначенных проблем;

— пути и механизмы решения сформулированных проблем;

— примеры лучших практик.

Сформированный массив сведений содержит сведения о российском опыте (об опыте организаций – участников федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», сведения о деятельности крупных промышленных предприятий по участию в реализации инженерного образования, государственные программы и проекты, направленные на развитие системы высшего образования России, в частности, инженерного образования и др.) сведения об опыте подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров за рубежом (в 4 зарубежных странах: Финляндия, Германия, Франция, Польша).

Проанализирован опыт организаций – участников федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Положительный опыт: самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты, взаимодействие со стратегическими партнёрами, разработка и реализация междисциплинарных образовательных программ, разработка и реализация массовых открытых образовательные онлайн-курсов, реализация различных программ и проектов развития персонала и др.

2. Выполнен сравнительный анализ подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом, и на его основе разработка «Методики сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом».

Сравнительный анализ подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом. Проанализированы подходы, используемые для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров, в России и 4 зарубежных стран (Финляндия, Франция, Германия, Польша).

Разработана «Методика сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом». Данная методика прошла экспертное обсуждение в рамках организованного Исполнителем 25 декабря 2015 г. экспертного семинара (отчет о семинаре представлен в Разделе 3 отчета). Разработанная методика согласована с Минобрнауки России (скан-копия прилагается).

3. Представлен Аналитический доклад по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

Аналитический доклад основывается на системном подходе, в рамках которого подготовка инженерно-технических кадров рассматривается как комплексная, междисциплинарная, межведомственная проблема.

Аналитический доклад по итогам сравнительного анализа подходов, используемых для подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России и за рубежом.

Аналитический доклад представлен для экспертного обсуждения в виде презентации на семинар с участием 25 экспертов.

Доработанный доклад объемом 1.3 п.л., в котором учтены замечания экспертов (относительно системы подготовки, дополнение информации о создаваемых опорных вузах, о Всемирной инициативе стандартизации инженерного образования CDIO и др.).

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к описанию и сравнению системы подготовки инженерных кадров в России и за рубежом. В российских и зарубежных работах подготовка инженерных кадров рассматривается либо исключительно на институциональном уровне, либо через призму государственных программ и проектов. Проведенное в рамках проекта исследование сочетает эти два подхода.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 16 ноября 2015 года № 14.603.21.0016 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 2 в период с 01.01 по 30.06. 2016 выполнялись следующие работы:

1 Проведение анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.

1.1 Формирование перечня ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов для проведения анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.

1.2 Проведение анализа ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов с целью выявления современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации и составление перечня современных тенденций в этой сфере.

Читайте также:  Определение инженерной подготовки территорий

2 Сравнительный анализ моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

2.1 Разработка методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

2.2 Разработка входных и выходных форм для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

2.3 Сбор данных для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях и формирования массива исходной статистической информации.

2.4 Подготовка аналитической справки по итогам сравнительного анализа моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях

3 Выявление ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

3.1 Анализ кейсов подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

3.2 Сбор данных экспертного обсуждения ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

3.3 Формирование перечня ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

4 Подготовка аналитической справки о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

При этом были получены следующие результаты:

1. Проанализированы современные тенденции в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.

Сформулирован перечень современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации, состоящий из 7 пунктов.

Сформирован перечень ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов для проведения анализа современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации, состоящий из 9 наименований, входящих во временные рамки 2012-2016 гг., утвержденных на уровне Президента, Правительства, министерств Российской Федерации.

Проведен анализ ключевых нормативных актов и стратегических и программных документов с целью выявления современных тенденций в сфере подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в Российской Федерации и составление перечня современных тенденций в этой сфере.

2. Проведен сравнительный анализ моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

В основу положен принцип уровневой подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров. Выявлено 3 модели.

Приведен список вузов (247 вузов), которые рассматриваются при выполнении аналитических работ.

Разработана Методика анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, состоящая из методики количественной и качественной оценки, включающая показатели оценки и этапы проведения анализа.

Выполнено описание входных и выходных форм (форматов) для проведения анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях в соответствии с разработанной методикой (количественная и качественная оценка). Всего разработано 18 форм.

Представлены собранные данные – массив исходной статистической информации и полученные данные в соответствии с разработанными формами.

Выявлены характерные элементы и типичные образовательные инновации, присущие моделям подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.

Подготовлена Аналитическая справка по итогам сравнительного анализа моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях — объем 1.5 п.л.

В основу положен анализ типичных инновационных компонентов моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров, реализованных в образовательных практиках этих организаций.

3.Сформирован Перечень ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

Анализ кейсов подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях отражает опыт, накопленный вузами, кейсы которых вошли в данный анализ (проанализировано 14 кейсов). Анализ убедительно доказывает наличие точек роста. Представляется целесообразным наладить системную работу по трансферу данного опыта на всю систему инженерного образования в стране.

Подготовлена Аналитическая справка о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая выявление ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

По итогам экспертного обсуждения ключевых проблем в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров с участием 26 экспертов сформулированы общие требующие оперативного решения проблемы (7 основных проблем) деятельности инженерных вузов в современных российских реалиях, а также рекомендации по повышению эффективности и качества подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.

4. Подготовлена Аналитическая справка о ключевых проблемах в процессе подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях объемом 1 п.л.

С целью повышения качества подготовки инженерных кадров и обеспечения эффективности участия в инновационном развитии промышленного производства сформулированы общие рекомендации, реализация которых позволит обеспечить инновационность и современный уровень инженерного образования.

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к описанию и сравнению моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, включая:

— выделение самих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров,

Читайте также:  Цель инженерных изысканий для подготовки проектной документации

— разработку методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях.

Основным практическим результатом работ второго этапа Исполнитель считает разработку Методики анализа существующих моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в ведущих вузах и научных организациях, которая позволяет, прежде всего, выделить лучшие практики ведущих российских вузов и научных организаций.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 16 ноября 2015 года № 14.603.21.0016 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 3 в период с 01.07. по 31.12. 2016 выполнялись следующие работы:

1 Разработка предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.

1.1 Анализ и обобщение результатов предыдущих этапов работ.

1.2 Экспертное обсуждение направлений совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях на основе результатов работы.

1.3 Подготовка предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях с учетом итогов экспертного обсуждения.

2 Разработка методики составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.

2.1 Сбор и обработка данных для составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.

3 Подготовка аналитического доклада, содержащего описание прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.

4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности Программы с целью совершенствованию моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.

5 Подготовка сборника лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.

6 Разработка «Рекомендаций по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок».

При этом были получены следующие результаты:

1. Разработаны Предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях.

Предложения разработаны на основе анализа и обобщения результатов предыдущих этапов работ, результатов экспертного обсуждения направлений совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях, которое было организовано и проведено в виде семинара с участием 28 исследователей высшей квалификации — экспертов в данной сфере, разработанного комплекса мер, направленного на повышение результативности сектора исследований и разработок за счет совершенствования условий подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров.

2. Представлена Методика составления прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.

3. Подготовлен Аналитический доклад, содержащий описание прогнозных сценариев развития системы подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере исследований и разработок. Доклад подготовлен на основе собранных данных и обсужден на экспертном семинаре.

4. Разработаны Рекомендации по повышению эффективности Программы с целью совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях. При подготовке рекомендаций использованы отчетные материалы 519 организаций – участников Программы.

5. Подготовлен Сборник лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях, включающий описание кейсов 14 организаций.

6.Разработаны Рекомендации по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок

Рекомендации и предложения по использованию результатов выполненного проекта:

— результаты проекта могут быть использованы Минобрнауки России в области государственной политики в части вопросов совершенствования инженерного образования в целом и деятельности российских вузов и научных организаций по подготовке инженерно-технических и научно-педагогических кадров,

— целесообразно предусмотреть в рамках общесистемных мероприятий Минобрнауки России проведение серии семинаров по обмену опытом среди участников Программы в части лучших практик подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях с размещением анонса на официальном сайте Программы;

— целесообразно рассмотреть вопрос о возможности презентации и обсуждения разработанных предложений и рекомендаций (прежде всего Предложений по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок в части совершенствования моделей подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров в российских вузах и научных организациях).

Эффекты от внедрения результатов проекта повышение качества подготовки инженерно-технических и научно-педагогических кадров за счет улучшение бизнес-процессов на уровне вузов и государства, а также распространения существующих лучших российских и зарубежных практик.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...