Подрядчик как участник строительства не выполняет

Застройщик в строительстве выступает, как правило, заказчиком строительства.

Подрядчик выполняет строительные работы по заданию заказчика.

Обоснование

— это лицо, которое обеспечивает строительство объектов на принадлежащем ему земельном участке (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ).

То есть главный признак застройщика — что строительство происходит на принадлежащем ему земельном участке (земельный участок может быть и арендованным). В большинстве случаев Застройщик и выступает Заказчиком в строительстве, привлекая подрядчиков по договору. Иногда такого Застройщика именуют Заказчик-Застройщик.

Застройщик может привлекать инвесторов для строительства объекта. В этом случае, застройщик получает целевые средства от инвесторов, контролирует ход строительства и обеспечивает передачу результата строительных работ инвесторам (в их части).

— это лицо, которое по договору строительного подряда взяло на себя обязательство по заданию заказчика выполнить строительно-монтажные работы.

Основание освобождения подрядчика от ответственности за просрочку выполнения работ

Так, ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определяет:

«По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.»

Источник: taxslov.ru

Адвокат Котельников А.В.

юридическая помощь подрядчику и исполнителю
☏ +7 (495) 514-78-01, ✆ WhatsApp на +7 (925) 514-78-01
119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 13, стр. 4, оф. 50

Последствия отсутствия у подрядчика (субподрядчика) допуска СРО или необходимой квалификации

Договор, заключенный с таким подрядчиком, недействительным не является. Расторгнуть договор с подрядчиком, либо отказать от оплаты его работ только по этим мотивам невозможно. Изъяны подрядчика (субподрядчика) имеют несколько иное юридическое значение.

1. Градостроительным кодексом РФ (ч.1 ст.55.8) установлено, что организация вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к
таким работам. Производство работ без такого допуска влечет административную ответственность.

Однако отсутствие у организации допуска СРО само по себе не влечет недействительность договоров на выполнение работ, заключенных этой организацией.

В силу п.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Допуск лицензией не является, но подпадает под понятие специального разрешения.

Петров О.В. Взаимодействие участников инвестиционно-строительного проекта с применением ТИМ

Согласно ст.173 Гражданского кодекса РФ, сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Из статьи следует, что круг лиц, управомоченных на предъявление иска о признании данных сделок недействительными, ограничен и в него не входит другая сторона сделки — договора подряда или субподряда.

Причем сделка относится к так называемым оспоримым, а не ничтожным, то есть она действительна до признания ее недействительной судом.

Читайте также:  Что выгодно производить для строительства

Все сказанное относится и к тому случаю, когда сумма членского взноса подрядчика (субподрядчика) в СРО меньше цены заключенного договора подряда (субподряда).

Судебная практика

Между подрядчиком (истец) и заводом металлоизделий (ответчик) был заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ. Работы были выполнены и заказчиком приняты. Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и неустойки по договору. Заказчик — завод металлоизделий против иска возражал.

Один из основных мотивов возражений сводился к тому, что подрядчик не имел допуска СРО на выполнение данного вида работ. Арбитражный суд задолженность взыскал.

Апелляционная инстанция решение оставила в силе, пояснив, что «непредставление ответчиком свидетельства о допуске к определенному виду работ во внимание не принимается, поскольку наличие либо отсутствие такого свидетельства не влияет на обязанность заказчика оплатить фактически принятые работы». (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2011 г. № 18АП-12456/2011)

Арбитражный суд рассматривал схожий с предыдущим спор, который возник из по договора на выполнение работ по возведению железобетонных конструкций фундаментов и каркаса здания. Суд пришел к выводу о том, что несоблюдение подрядчиком статей 52 и 55.8 Градостроительного кодекса РФ при заключении договоров не влечет признание их недействительными, поскольку названные нормы права не содержат требований к содержанию сделки и порядку ее заключения. Отсутствие у подрядчика свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией для выполнения работ, предусмотренных спорными договорами, не влечет признание договора ничтожным. Такой договор является оспоримой сделкой и может быть признан недействительным только лицами,
указанными в законе; истец не относится к этим лицам. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2012 г. по делу № А32-21264/2011)

2. Требования к квалификации или уровню знаний специалистов и работников подрядчика (субподрядчика) могут содержаться в нормативных актах. Специальные знания и опыт могут быть также необходимы с точки зрения обычаев делового оборота, договора или здравого смысла. Однако Гражданский кодекс РФ содержит перечень оснований для признания сделок недействительными (статьи 168-179), среди которых ни одно не подходит к договору, который заключен с подрядчиком, работники которого не имеют необходимой квалификации.

3. Ни общие, ни специальные основания расторжения договоров, также, как правило, не подходят к договорам на выполнение работ, заключенных с таким подрядчиком (субподрядчиком).

4. Отсутствие у подрядчика или субподрядчика допуска СРО, отсутствие у него квалифицированных рабочих и специалистов имеет юридическое значение в двух случаях: 1) невыполнение работ в срок, 2) некачественное выполнение работ. В случае заявления по этим основаниям иска о расторжении договора, либо о возврате уплаченного, заказчику имеет смысл ссылаться и на то, что работы не могут быть завершены и выполнены качественно, в том числе ввиду отсутствия у подрядчика (субподрядчика) допуска или необходимых работников.

Судебная практика

Между истцом (заказчиком) и ответчиком (исполнителем) был заключен договор подряда на разработку проектной документации, необходимой для строительства жилых и нежилых зданий. Была выполнена лишь часть работы, причем с недостатками и нарушением сроков. Заказчик ее не принял, выставив замечания по качеству.

Поскольку исполнитель на замечания не отреагировал, заказчик направил уведомление о расторжении договора и обратился в арбитражный суд с иском к подрядчику, требуя возврат аванса и уплату процентов. Арбитражный суд иск удовлетворил, указав, в том числе, следующее. Сумма членского взноса ответчика в СРО менее стоимости договора, что противоречит Градостроительному кодексу РФ. Расторжение истцом договора правомерно, поскольку ответчик фактически не имеет возможности представить истцу надлежащее исполнение для целей дальнейшего строительства. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2012 г. №09АП-12927/2012)

Другие советы и консультации

Заказчик не подписывает акт выполненных работ. Что делать. Порядок действий подрядчика (субподрядчика — при договоре субподряда)

Читайте также:  Выясните как происходило строительство новых железных дорог в 1860 1880 подготовьте сообщение об

Нужно знать при заключении договора подряда и любого другого договора на выполнение работ. 9 коротких советов адвоката

4 заблуждения о договоре подряда. «2.Субподряд — особый договор, имеющий сложное правовое регулирование. Однако договора субподряда, как вида или подвида договоров, не существует…».

Права заказчика при некачественном выполнении работ. «Расторгнуть договор в одностороннем порядке заказчик вправе только в двух особых случаях…».

Можно ли понудить заказчика к приемке выполненных работ или к подписанию акта выполненных работ? Консультация с использованием судебной практики о том, что предъявить иск об обязании можно.

Как описать предмет договора подряда так, чтобы впоследствии договор нельзя было признать незаключенным. Два малоизвестных требования к описанию предмета договора подряда из любой области хозяйственной деятельности.

Источник: xn—-8sbahhac3c3agdo8a1j2b.xn--p1ai

О видах и объёмах работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

Постановление от 15 мая 2017 года №570. Установлены виды и объёмы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам.</p><p> Стоимость таких работ должна составлять не менее 25% от цены контракта. Это позволит повысить прозрачность исполнения государственных и муниципальных контрактов, качество строительных и ремонтных работ.</p><p> Федеральным законом от 3 июля 2016 года №314-ФЗ в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены изменения, устанавливающие особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых является выполнение проектных и изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство и реконструкция объектов капитального строительства. В соответствии с этими изменениями Правительство России наделено полномочием устанавливать виды и объёмы работ, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным или муниципальным контрактам.</p><p> Подписанным постановлением установлены такие виды работ. Кроме того, установлено, что заказчик при закупках для государственных и муниципальных нужд должен включать в документацию о закупке условие, предусматривающее установление видов и объёмов работ, подлежащих самостоятельному выполнению. Стоимость таких работ должна составлять не менее 25% от цены контракта.</p><p> При этом предусматривается, что подрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объёмы работ из видов и объёмов, установленных в документации о закупке. Контракт на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства должен содержать обязательство подрядчика по выполнению выбранных им работ и меры ответственности за невыполнение условий контракта в виде штрафа в размере 5% цены таких работ. Принятые решения направлены на повышение прозрачности исполнения государственных и муниципальных контрактов, качества выполняемых в рамках контрактов работ за счёт привлечения к их исполнению квалифицированных подрядчиков. Источник: Правительство РФ Текст постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года №570

Постановление от 15 мая 2017 года №570. Установлены виды и объёмы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Стоимость таких работ должна составлять не менее 25% от цены контракта. Это позволит повысить прозрачность исполнения государственных и муниципальных контрактов, качество строительных и ремонтных работ.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №314-ФЗ в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены изменения, устанавливающие особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых является выполнение проектных и изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

В соответствии с этими изменениями Правительство России наделено полномочием устанавливать виды и объёмы работ, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным или муниципальным контрактам.

Подписанным постановлением установлены такие виды работ.

Кроме того, установлено, что заказчик при закупках для государственных и муниципальных нужд должен включать в документацию о закупке условие, предусматривающее установление видов и объёмов работ, подлежащих самостоятельному выполнению. Стоимость таких работ должна составлять не менее 25% от цены контракта.

При этом предусматривается, что подрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объёмы работ из видов и объёмов, установленных в документации о закупке.

Контракт на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства должен содержать обязательство подрядчика по выполнению выбранных им работ и меры ответственности за невыполнение условий контракта в виде штрафа в размере 5% цены таких работ.

Принятые решения направлены на повышение прозрачности исполнения государственных и муниципальных контрактов, качества выполняемых в рамках контрактов работ за счёт привлечения к их исполнению квалифицированных подрядчиков.

Текст постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года №570

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 15 мая 2017 г. № 570

Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному

и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае

ненадлежащегоисполнениязаказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем),

и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

Читайте также:  Капитальное строительство как инвестиционный процесс

В соответствии с частью 2 статьи 1102 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемые:

виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;

изменения, которые вносятся в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6266).

2. Установить, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта — со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта — с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3. Настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.

Источник: zakupki-portal.ru

Рейтинг
Загрузка ...