Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 19 ноября 1985 г.
Опубликован:
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЙ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МИНЭНЕРГО СССР
РАЗРАБОТАНЫ Специализированной организацией по нормированию, организации труда и управления в энергетике (Энергонот)
ИСПОЛНИТЕЛИ С.Л.Сляднев, Е.М.Самойленко, Н.И.Савченко
УТВЕРЖДЕНЫ Управлением по нормированию труда и заработной платы 19.11.85 г.
Начальник Управления М.И.Огняков
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Положение о структурном подразделении предприятия (организации)* является основным документом, регламентирующим организационно-правовой статус подразделения и определяющим его задачи, функции, права, взаимоотношения и ответственность.
1.2. Разработка положений осуществляется руководителями соответствующих структурных подразделений. Ответственность за наличие положений о структурных подразделениях предприятия возлагается на его руководителя.
экзамен по охране труда
Методическое руководство разработкой и контроль за своевременным пересмотром положений осуществляет ПТО предприятия (или другое подразделение, определенное руководителем предприятия).
1.3. Разработку положений о соответствующих структурных подразделениях следует выполнять на основе типовых отраслевых положений с учетом конкретных особенностей организации производства, труда и управления на предприятии. В положениях должны быть учтены также требования руководящих и нормативно-технических документов Минэнерго СССР, существующих типовых проектов организации труда в подразделениях и т.д.
1.4. В положениях о структурных подразделениях должны быть реализованы прогрессивные тенденции в организационной структуре предприятия, в распределении функций между подразделениями, предусмотрено более рациональное их выполнение, применение современных технических средств механизации и организации управленческого труда.
Положения должны быть взаимоувязаны и обеспечивать распределение всех задач и функций, установленных данному предприятию.
1.5. Положение о структурном подразделении утверждается руководителем предприятия. До утверждения проект положения должен быть подписан руководителем данного подразделения и согласован с руководителями других структурных подразделений, имеющих с ним производственные связи (на последнем листе положения с указанием должности и даты). После этого проект положения согласовывается с начальником ПТО и заместителем руководителя предприятия, в непосредственном подчинении которого находится данное структурное подразделение (на титульном листе положения — см. приложение 1).
До утверждения проект положения должен быть также завизирован юрисконсультом предприятия или в случае его отсутствия другим лицом, осуществляющим правовой контроль документов.
1.6. Положения составляются в трех экземплярах, один из которых хранится в структурном подразделении, другой в ПТО и третий — у соответствующего заместителя руководителя предприятия.
1.7. Пересмотр и переутверждение положений о структурных подразделениях осуществляются в случае реорганизации структуры управления предприятием, при изменении задач и функций подразделения, перераспределении обязанностей между работниками.
Если положение требует уточнений, не имеющих принципиального характера, они могут вноситься в специальный лист изменений к положению (приложение 2) за подписью лица, внесшего изменения или дополнения, и соответствующего заместителя руководителя предприятия. Руководитель предприятия должен при этом переутвердить положение (на титульном листе с указанием даты внесения изменений или дополнений).
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ
ПОЛОЖЕНИЙ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
Положение о структурном подразделении должно состоять из следующих разделов:
2.1. Общие положения
В этом разделе должно быть указано: полное наименование структурного подразделения; место подразделения в системе управления предприятием, его подчиненность; цель деятельности подразделения; типовой или индивидуальный проект организации труда, которым руководствуется подразделение в своей деятельности (при его наличии); зона обслуживания, перечень закрепленного оборудования и устройств (для оперативных и ремонтных подразделений); перечень руководящих, нормативно-технических, плановых и других документов, которыми руководствуется подразделение.
2.2. Основные задачи
Основные задачи подразделения устанавливаются исходя из цели и направлений его деятельности.
2.3. Функции
В этом разделе должны быть четко сформулированы функции подразделения, необходимые для реализации возложенных на него задач. При этом следует тщательно разграничить функции между различными подразделениями, чтобы исключить дублирование в работе, а также не допустить невключения каких-либо функций в положения о подразделениях предприятия.
При перечислении функций должно быть указано, какие вопрооы подразделение решает самостоятельно, а в решении каких вопросов лишь принимает участие.
2.4. Права
В этом разделе определяется круг полномочий и прав подразделения, необходимых для реализации возложенных на него задач (не повторяя при этом функции подразделения).
Права подразделения используются его руководителем, а также другими должностными лицами в соответствии с установленным распределением обязанностей. Это, в частности, такие права, как право принимать решения и давать указания по вопросам, входящим в компетенцию подразделения, подписывать или визировать документы, представительствовать от имени предприятия, право получать необходимую информацию, осуществлять проверку и контроль и др.
2.5. Организация управления
В разделе указываются, кем возглавляется данное подразделение, порядок назначения на должность и освобождения от должности его руководителя, квалификационные требования к нему согласно Квалификационному справочнику должностей служащих. Здесь также должны быть указаны внутренняя структура подразделения, количество и специализация заместителей руководителя, подчиненные им структурные части, их взаимодействие. При этом следует учитывать, чтобы специализация структурных частей корреспондировалась с основными задачами и функциями подразделения.
2.6. Взаимоотношения
Этот раздел должен регламентировать взаимоотношения и информационные связи подразделения в процессе осуществления им своих функций. Здесь должен быть определен порядок и сроки получения и выдачи документов и информации, указаны структурные подразделения (должностные лица), от которых поступает или кому передается информация. При составлении данного раздела необходимо учитывать имеющиеся положения о взаимосвязанных подразделениях в целях обеспечения идентичности в них порядка и сроков обмена документами и информацией.
В этом же разделе определяется порядок разрешения разногласий, возникающих в процессе взаимоотношений подразделения с другими подразделениями и должностными лицами.
2.7. Ответственность
В этом разделе устанавливается ответственность руководителя и персонала за своевременное и качественное выполнение всех закрепленных за подразделением функций, рациональную организацию труда и перечисляются конкретные нарушения и отступления от выполнения обязанностей и использования прав, за которые руководитель несет ответственность в дисциплинарном или ином порядке.
Источник: library.fsetan.ru
Разработка положения о структурном подразделении организации (стр. 1 из 4)
В зависимости от масштабов и специфики деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и особенностей управления, требований законодательства и иных факторов в организации могут создаваться структурные подразделения. Такие подразделения могут создаваться как внутри организации (например, отделы, службы, управления и т.д.), так и быть обособленными подразделениями. К последним относятся в том числе филиалы и представительства.
А нужно ли разрабатывать положения о структурных подразделениях и как их составлять, расскажем в нашей консультации.
Обязательно ли Положение о структурных подразделениях организации?
Обязательность утверждения Положения о структурном подразделении зависит от вида такого подразделения.
Например, организация решила создать представительство или филиал. Напомним, что представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).
А филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Несмотря на то, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, закон указывает, что действуют они на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
А если организация создает новый отдел или организует департамент, нужно ли разрабатывать и утверждать положение о таком структурном подразделении? В этом случае разработка положений отдается на усмотрение самой организации. Однако учитывая, что одними из целей создания структурных подразделений являются совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности организации в целом, разработка таких положений считается целесообразной. Ведь именно в положении можно раскрыть задачи и функции структурного подразделения, его подчиненность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и работниками организации, а значит, — создать основу для эффективного функционирования такого подразделения.
Изменения, отмена и пересмотр документа
Корректировки в Положение вносятся начальниками отделов в следующих случаях:
- При плановом пересмотре документа.
- При переименовании, реорганизации отдела, изменении его подчиненности, корректировках штатного расписания.
- По инициативе сотрудников и начальника подразделения для повышения эффективности деятельности.
- При изменении нормативной базы.
Порядок, в соответствии с которым согласуются изменения, аналогичен тому, что установлен для принятия самого Положения. Срок для внесения корректировок — 1 мес. В случае если необходимо внести большое количество изменений, составляется новая редакция Положения. Плановый пересмотр документа осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.
Отмена Положения производится при принятии новой редакции либо в случае ликвидации отдела. В случае необходимости изменения вносятся в уставные или учредительные документы предприятия.
Положение о структурном подразделении – образец
Положение о структурном подразделении организации составляется в произвольной форме. Структура Положения о структурном подразделении обычно выглядит так:
- общие положения;
- основные задачи и функции структурного подразделения;
- права и ответственность структурного подразделения;
- взаимодействие с другими структурными подразделениями организации.
Что касается Положения о филиале, то оно может состоять, в частности, из таких разделов:
- общие положения;
- правовой статус филиала;
- имущество филиала;
- финансово-хозяйственная деятельность филиала;
- управление филиалом;
- контроль финансово-хозяйственной деятельности филиала;
- бухгалтерский учет и отчетность;
- трудовые отношения в филиале;
- прекращение деятельности филиала.
Порядок разработки Положения о структурном подразделении устанавливается самой организацией и зависит от вида такого подразделения. Если в организации создаются филиал или представительство, для этого потребуется решение общего собрания участников, принятое в общем случае большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ).
Если же речь идет о создании внутреннего структурного подразделения (например, отдела), для этого достаточно решения руководителя организации, если иное не предусмотрено Уставом.
Приведем для Положения о структурном подразделении организации образец его заполнения в случае с отделом бухгалтерии.
Наиболее разнообразная и наименее регламентированная группа документов организационно-правового характера представляет положения об отделах, образцы которых можно найти в любой организации, регламенты, инструкции, правила. Их разработкой занимаются соответствующие службы предприятий по всем направлениям работы компании.
Положение об Отделе контроля качества
1. Отдел контроля качества является структурнымподразделением Дирекции по качеству.
2. Отдел создается и ликвидируется приказомГенерального директора предприятия.
3. Отдел подчиняется директору по качествупредприятия.
4. Отдел контроля качества возглавляетначальник отдела, назначаемый на должность приказом Генерального директорапредприятия по представлению директора по качеству.
5. Работники отдела назначаются на должности иосвобождаются от должностей приказом Генерального директора предприятия по представлениюдиректора по качеству.
6. В своей деятельности отдел руководствуется:
6.1. Уставом предприятия.
6.2. Настоящим Положением.
6.3. Документами системы менеджмента качества.
II. Структура
1. Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению директора по качеству и начальника отдела и по согласованию с исполнительным директором.
2. Отдел имеет в своем составе структурные подразделения согласно нижеприведенной схеме.
3. Распределение сотрудников отдела по участкам производитсяначальником отдела контроля качества оперативно (накануне, либо в началекаждого рабочего дня).
III. Задачи
1. Обеспечение выпуска предприятиемкачественной и конкурентоспособной продукции.
2. Предотвращение выпуска предприятиемпродукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий,проектно-конструкторской документации или утвержденным образцам (эталонам).
3. Соблюдение условий поставки, комплектностипродукции по договорам.
4. Укрепление производственной дисциплины,повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемойпродукции.
IV. Функции
1. Проверка поступающих на предприятиематериальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующихизделий) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам итехническим условиям.
2. Составление актов приемочного контроля покачеству материальных ресурсов.
3. Проведение выборочного инспекционногоконтроля качества отдельных технологических операций (в том числе транспортировки),технологического оборудования, производственной среды и инструментов.
- качества, комплектности, упаковки продукции;
- соответствия выпускаемой продукции стандартам, техническим условиям, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской документации;
- правильности хранения в подразделениях предприятия и на складах материальных ресурсов и готовой продукции.
5. Оценка сортности продукции, выпускаемойпредприятием.
6. Клеймение принятой и забракованнойпродукции.
7. Оформление в установленном порядкедокументации на принятую и забракованную продукцию.
8. Участие в выявление причин несоответствияпродукции требованиям нормативно-технической документации, определениевозможности исправления брака и устранения дефектов, проведение мероприятий поустранению причин выявленных несоответствий.
9. Проведение повторных проверок, понижениесортности продукции.
10. Обеспечение изъятия из оборота продукциипри невозможности (нецелесообразности) устранения дефектов и брака.
11. Анализ и технический учет брака продукции.
12. Оформление результатов контрольныхопераций, ведение учета показателей качества продукции, брака и его причин,составление периодической отчетности о качестве продукции.
13. Оформление документов, удостоверяющих качествопродукции.
14. Систематический контроль за состояниемконтрольно-измерительных средств предприятия.
15. Своевременное проведение мероприятий,связанных с введением новых нормативов и стандартов.
16. Разработка предложений по повышениюкачества выпускаемой продукции, а также по повышению требований к качеству потребляемыхпредприятием материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов,комплектующих изделий). Выборочная проверка готовой продукции со склада.
17. Контроля соблюдения технологической дисциплины.
Отдел контроля качестваимеет право:
1.1. Прекращать приемку и отгрузку продукции вслучае:
- несоответствия ее качества стандартам, технической документации, утвержденным эталонам, образцам;
- несоответствия ее комплектности, установленной нормативно-технической документацией;
- отсутствия обязательной установленной технической документации.
О прекращении приемки (отгрузки) начальникотдела контроля качества ставит в известность технического директора.
Распоряжение начальника отдела контролякачества об отказе в пропуске продукции может быть отменено только на основанииписьменного приказа Генерального директора или письменным распоряжениемдиректора по качеству.
1.2. При выявлении несоответствия продукциистандартам на отдельных этапах производства приостанавливать процессизготовления в соответствующих структурных подразделениях предприятия, а самупродукцию изолировать (браковать).
Оприостановке производства начальник отдела контроля качества без промедленияставит в известность технического директора либо его заместителя.
Распоряжение начальника отдела контролякачества о приостановке производства продукции может быть отменено только наосновании письменного приказа Генерального директора или по письменному распоряжениюдиректора по качеству.
1.3. Требовать от руководителей всехструктурных подразделений:
- проведения мероприятий, направленных на повышение качества производимой продукции;
- предоставления необходимой для осуществления работы отдела информации;
1.4. В случае возникновения разногласий покачеству продукции принимать окончательное решение о приемке или отбраковкепоследней.
VI. Взаимоотношения(служебные связи)
Для выполнения функций и реализации прав отделконтроля качества взаимодействует:
С отделомглавного технолога:
- стандартов;
- инструкций;
- технических условий;
- иной технической документации по определению качества продукции;
- заключений о соответствии материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, др.) ТУ и ГОСТ;
- заключений о возможности применения материальных ресурсов в производстве;
- по проведению испытаний образцов продукции;
- технологических карт с нормами допусков в соответствии с ГОСТ и ТУ;
- описаний технологических процессов с указаниями требований к качеству.
- предложений и замечаний по предоставленной документации;
- информации о нарушении стандартов и технических условий;
- материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, др.) на анализ их соответствия ГОСТ, ТУ;
- сведений об обнаруженных технологических недостатках и предложений по их устранению;
- предложений по повышению качества продукции;
- обобщенных сведений о качестве выпускаемой продукции и количестве брака;
- протоколов испытаний и исследований образцов продукции.
С группойоборудования и оснастки по вопросам:
- планов проведения проверки и ремонта оборудования;
- средств контроля качества оборудования;
- графиков профилактических работ на электрооборудовании;
- комплектующих к электрооборудованию;
- помощи в ремонте электрооборудования.
- предложений по улучшению качества продукции;
- заявок на ремонт электрооборудования;
- заявок на комплектующие к электрооборудованию;
- заявок на изготовление специализированной оснастки.
С дирекциейпо закупкам по вопросам:
- сопроводительных документов поставщиков на поступающие на предприятие материальные ресурсы (сертификатов, деклараций о соответствии, паспортов и т.д.);
- копий договоров поставок, изменений к ним;
- иных документов для составления рекламаций.
- актов приемки продукции по качеству и комплектности;
- актов отбраковки продукции;
- актов с результатами испытаний;
- актов исследований образцов;
- методологических рекомендаций по улучшению качества поставок;
- заявок на приобретение необходимых для работы инструментов и материалов.
С технической дирекцией по вопросам:
- образцов упаковочных ярлыков;
- образцов (эталонов) контрактной продукции;
- сведений о технологических изменениях продукции;
- рекламаций к качеству продукции, полученных предприятием от потребителей;
- данных о возврате продукции потребителями;
- информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;
- данных о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации.
- документов, подтверждающих качество продукции (деклараций, паспортов и т.д.);
- документов, сопровождающих продукцию и подлежащих передаче потребителям;
- разрешений на пломбирование изделий и упаковок (ящиков, контейнеров).
С цехами сборки и монтажа и поверхностного монтажа по вопросам:
- образцов продукции сомнительного качества для оценки;
- первых собранных изделий для проведения проверки;
- партий готовой продукции для проведения выходного контроля;
- подписей в формах регистрации выявленных нарушений;
- планов корректирующих действий по выявленным несоответствиям.
- заключений о выявленных нарушениях;
- зарегистрированных бланков планов корректирующих действий;
- разрешений на пломбирование упаковок готовой продукции.
VII. Ответственность
1. Ответственность за качество исвоевременность выполнения функций отдела несет начальник отдела контролякачества.
2. На начальника отдела возлагаетсяперсональная ответственность за:
2.1. Соответствие законодательству издаваемыхотделом инструкций и указаний по вопросам качества продукции.
2.2. Составление, утверждение и представлениедостоверной информации о качестве продукции.
2.3. Обеспечение руководства предприятияинформацией о качестве выпускаемой продукции.
2.4. Своевременное, а также качественноеисполнение распоряжений руководства предприятия по вопросам качества продукции.
2.5. Недопущение использования неисправныхприборов контроля.
2.6. Недопущение применения устаревшихнормативов и стандартов.
3. Ответственность работников отдела контролякачества устанавливается соответствующими должностными инструкциями.
Положение разработано в соответствии c:
- Трудовым Кодеком РФ, с учетом изменений и дополнений.
- Уставом предприятия.
Prom-Nadzor.ru
В своей деятельности отдел руководствуется: — уставом предприятия; — настоящим положением; — законодательством Российской Федерации; 1.7. [Вписать нужное]. 2.1.
Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия, по представлению технического директора и начальника отдела, а также по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].
2.2. Отдел контроля качества может иметь в своем составе структурные подразделения (бюро, группы, лаборатории, пр.).
Например: техническое бюро ОКК (сектор, группа); бюро (сектор, группа) контроля качества в цехах (БКК); лаборатория контроля внешней приемки; центральная измерительная лаборатория; лаборатория химического анализа. 2.3.
Положения о подразделениях отдела (бюро, секторах, группах, лабораториях, пр.
) утверждаются [наименование должности руководителя предприятия], а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется начальником отдела. 2.4.
Положение об отделе контроля качества предприятия
В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам: — законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению качеством продукции; — система государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля за качеством продукции; система, методы и средства технического контроля; — технология производства продукции предприятия; — действующие в отрасли и на предприятии стандарты и технические условия; — порядок проведения сертификации продукции (работ, услуг); — порядок аттестации качества промышленной продукции; — порядок предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции; — правила проведения испытаний и приемки продукции; — организация учета, порядок и сроки составления отчетности о качестве продукции; — опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий по
Положение о структурном подразделении организации: пример
А для отдела или департамента, цеха или службы этот документ необязателен, но желателен.
Несмотря на то, что такие структурные единицы не являются самостоятельными юрлицами и не обособлены от головной фирмы, Положение оптимизирует управление. А значит, работа будет более эффективной. Нежелательно допустить самостоятельное создание нескольких Положений внутри организации – скорее всего, они будут разработаны непрофессионально, противоречить друг другу.
Скорректируйте ваши ПВТР для работы в 2020 году.
В общей сложности поправок пять. Две придется внести из-за изменений в законе.
Остальные вынуждает сделать судебная практика.
Сущность документа
Положения об отделах, образцы которых зачастую находятся у кадровых работников организации, — это правовые акты, которые устанавливают базовые правила работы компаний, их подразделений структурного типа, подведомственных нижестоящих учреждений, предприятий и организаций.
Другая трактовка положения – это сборник правил, которые регулируют определенные направления деятельности (политическое, культурное, хозяйственное и тому подобное).
Отдельная группа документов разрабатывается для урегулирования совокупности трудовых, организационных, иных отношений по разным конкретным вопросам. Например, образец типового положения об отделе кадров, положение о документообороте и прочее.
Помимо типовых актов разрабатываются документы индивидуального характера. Цель разработки этих положений вышестоящими организациями — регулирование деятельности конкретных подведомственных структур, подразделений, органов и т. д.
Положения об отделах, образцы которых разрабатываются на каждом предприятии, относятся к нормативным локальным актам. Их цель — регламентация всех направлений работы конкретных подразделений компании.
Положения об отделах по образцу оформляются на бланках общего типа и включают следующие реквизиты:
- Название предприятия.
- Наименование типа разработанного акта.
- Дата составления документа.
- Регистрационный порядковый номер акта.
- Место составления документа.
- Гриф «Утверждено».
- Текст документа.
- Подпись руководителя организации.
Приказ об утверждении положения об отделе (образец ниже) составляется сотрудниками отдела кадров и подписывается руководителем предприятия.
Положения о структурных подразделениях состоят в большинстве случаев из шести разделов:
- Общие сведения.
- Задачи и цели подразделения.
- Функции отдела.
- Права и обязанности структурного подразделения.
- Ответственность отдела.
- Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами.
Регламент работы отк
Начальник отдела технического контроля несет ответственность за: — неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей; — несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности; — неправильное использование и неполноту использования предоставленных прав; — некачественное исполнение обязанностей подчиненных ему работников; — низкую исполнительскую и трудовую дисциплину подчиненных ему работников; — причинение материального ущерба организации — в соответствии с действующим законодательством. 6.2. Ответственность других работников отдела технического контроля устанавливается их должностными инструкциями. Начальник отдела технического контроля (подпись) (расшифровка подписи) (дата) Визы Примечание. Инфо Анализ и технический учет брака и дефектов продукции предприятия, отмеченных в рекламациях и протоколах испытаний,
Об утверждении Типового положения об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения) (с изменениями на 1 декабря 1987 года)
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 11 декабря 1979 года N 1094Об утверждении Типового положения об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения)(с изменениями на 1 декабря 1987 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (введен в действие с 1 января 1988 года).____________________________________________________________________Совет Министров СССР постановляет:1.
Пост контроля отк регламент
Обеспечивает проведение операционного контроля качества железобетонных изделий, выпускаемых в закрепленном за ним формовочном цехе ЖБК, в соответствии с процедурой ПСМК 8.2.4 – 5
«Контроль и испытания продукции в процессе производства и приёмочном контроле (на ЖБК ОАО «NNN»
Контролирует ежесменное ведение учета продукции, выпускаемой в закрепленном за ним формовочном цехе ЖБК (железобетонных изделий), принятой по результатам приемо-сдаточных испытаний и соответствующей требованиям НТД, а также учет забракованной продукции с использованием специализированной программы SAP ERP.Если начало рабочего дня однотипно, то остаток дня проходит по-разному. Время может уйти на тесты качества покраски или грунтовки, на проверку цветов ЛКМ и обсуждение будущих заказов с поставщиками (например, согласование колеров), на составление отчетов (иной раз на это уходят
advant24.ru
Укрепление производственной дисциплины, повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
4.2. Составление актов приемочного контроля по качеству материальных ресурсов.
4.3. Операционный контроль на всех стадиях производственного процесса. 4.4. Определение номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений. 4.5.
Проведение выборочного инспекционного контроля за качеством отдельных технологических операций (в том числе транспортировки), технологическим оборудованием и инструментом.
advocatus54.ru
Участие в работе по изучению причин, вызывающих брак продукции, в разработке и осуществлении мероприятий по повышению качества продукции, предупреждению брака и по устранению причин выпуска некачественной продукции.
2.5. Укрепление производственной (технологической) дисциплины и повышение ответственности всех работников за качество выпускаемой продукции. 2.6. Участие в разработке, внедрении стандартов Системы качества ИСО9001 и контроль за их соблюдением. 2.7.
Участие в работе по аттестации и сертификации продукции и технологических процессов.
2.8. Учет и анализ дефектов, выявленных при производстве и испытаниях продукции, рекламаций и претензий потребителей на произведенную продукцию.
3. Функции В соответствии с основными задачами на отдел технического контроля возлагаются следующие функции: 3.1.
Общие сведения
В общих сведениях положения об отделе (образец раздела ниже) указываются следующие сведения:
- Полное название структурного отдела (и сокращенное, если в уставных документах оно зафиксировано).
- Указание на место, которое занимает подразделение в структуре предприятия (организации).
- Определение степени экономической и хозяйственной самостоятельности.
- Информация о том, кому непосредственно подчиняется указанное подразделение.
- Сведения о должности лица, которое занимается руководством структурного отдела, порядке его назначения (освобождения) от должности.
Образец положения об отделе кадров предприятия разрабатывается одним из первых, так как указанные субъекты занимаются приемом новых сотрудников.
Отдельный пункт первого раздела акта – список базовых правовых, нормативных, инструктивных, директивных документов, которые взяты за основу для деятельности подразделения.
Если в отделе содержится делением на подотделы, секторы, в общие положения может включаться подпункт о внутренней структуре. В этом подразделе содержатся сведения о внутреннем делении отдела, указывается название (полное, сокращенное), должности руководителей каждого их подразделений с указанием непосредственно подчиняющихся лиц и органов.
Заключительный пункт содержит информацию о том, имеется ли в подразделении отдельная печать. Если она присутствует, указывается описание предмета, назначение, условия его хранения.
Читать дальше: Ведущий экономист по труду должностная инструкция
Взаимодействие
В этом разделе определяются:
- Взаимоотношения подразделения с прочими отделами и должностными лицами на уровне информационных и материальных потоков. К последним относят связи, касающиеся деятельности, движения ценностей. Информационное взаимодействие осуществляется посредством передачи документации.
- Сроки и периодичность выполнения работ, предоставления сведений, материальных ценностей и пр.
- Порядок, в соответствии с которым осуществляется разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между отделами.
Функции отдела
Образец положения об отделе кадров и других структурных подразделениях должен содержать полный список функций конкретного отдела с распределением, какие полномочия возлагаются только на указанный субъект, а какие – на подразделение совместно с другими отделами.
Если какие-либо функции имеют общий характер, в разделе указывается, в какой форме в процессе реализации полномочий участвует тот или иной отдел. При наличии внутренней структуры расписываются названия каждого подотдела и его функциональные обязанности.
Права и обязанности структурного подразделения
В четвертом разделе документа (образец положения о юридическом отделе организации ниже) содержатся сведения о правах и обязанностях структурного подразделения.
Указанный пункт содержит перечень правомочий данного подразделения и обязанностей, которые оно несет в процессе осуществления своей деятельности. Также в разделе фиксируется характеристика прав специфического характера, которые не имеют аналогичные отделы структуры.
Если подразделение наделено какими-либо правомочиями по отношению к другим структурным единицам, в отдельной графе указывается, в каком объеме может реализовываться субъектом узаконенная возможность предлагать (требовать, запрещать, использовать) что-либо от подчиненного отдела.
Объем прав устанавливается в зависимости от того, в какой степени их реализации поможет эффективно исполнять возложенные обязанности и осуществлять функции.
Ответственность отдела
Раздел об ответственности считается одним из важнейших в акте (например, в положении о юридическом отделе организации, образец которого был представлен выше). В нем фиксируются виды административной, дисциплинарной и в исключительных случаях уголовной ответственности.
Большая обязанность лежит на сотрудниках отдела закупок (образец положения ниже), что напрямую зафиксировано в соответствующих федеральных законах.
Зачастую санкционные меры применяются только к руководителю соответствующего подразделения, если он ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности. Также раздел должен содержать точные формулировки ответственности экономического типа по отношению к ведению хозяйственного внутреннего расчета.
Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами и организациями
Важный аспект работы подразделений – взаимодействие отделов внутри организации и с внешними субъектами. Большую роль здесь играет положение о юридическом отделе (образец представлен в статье), в котором должны отражаться способы реализации полномочий вне предприятия, так как специалисты правовой сферы по специфике работы часто взаимодействуют со сторонними лицами и организациями.
В шестой части должен фиксироваться процесс документооборота внутри подразделения и при взаимодействии с другими отделами. Здесь же указывается перечень базовых документов, которые должны разрабатывать соответствующие структурные подразделения лично и совместно с иными отделами.
Важный аспект шестого раздела – определение периодичности и сроков предоставления разработанных актов.
В конце деловой бумаги, который завершает составленный акт, ставится подпись начальника структурного подразделения и отметка об утверждении документа руководителем всего предприятия.
Положение о коллегиальных и совещательных органах
Отдельным пунктом стоит положение о коллегиальных и совещательных органах. Оно является документом организационного типа, который имеет нормативно-правовой характер.
Рассматриваемое положение включает следующие подпункты:
- состав;
- особенности порядка формирования;
- компетенция;
- порядок деятельности;
- права и обязанности.
Органы совещательного или коллегиального типа могут быть руководящими (например, правление, совет директоров) и специализированными (ученый, научно-технический или педагогический совет).
В положении о совещательном или коллегиальном органе фиксируются следующие сведения:
- Статус субъекта.
- Порядок составления планов работы.
- Особенности подготовки рассматриваемых на заседании материалов.
- Внесение одобренных материалов и других бумаг на рассмотрение.
- Порядок исследования документов и принятия итогового решения, вынесенного в рамках заседания.
- Ведение письменного протокола.
- Оформление итогового решения.
- Порядок оглашения решения перед всеми исполнителями.
- Обеспечение проводимых заседаний материально-техническим оснащением.
Особенности составления некоторых положений
Положение о персонале может составляться в отношении всех сотрудников или работников отдельного подразделения. Например, положение о коммерческом отделе (образец ниже) может разрабатываться отдельно, а о членах структурного отдела – отдельно.
В документе, касающемся персонала, должны отражаться следующие аспекты:
- вопросы социального и профессионального развития членов рабочего коллектива;
- установление основных принципов взаимоотношений трудового характера между персоналом и работодателем;
- определение способов организации работы;
- раскрытие кадровой концепции предприятия – принципов и системы найма, составления планов, стимулирования работоспособности, политика в социальной сфере компании и т. д.;
- формулировка взаимной ответственности персонала и работодателя.
Положение об отделе персонала, образец которого взят из практики делопроизводства зарубежных стран, — это документ, призванный регулировать социально-трудовые отношения в процессе формирования в стране организаций и предприятий коммерческого типа в период становления института частнособственнических отношений.
В связи с тем, что появление нового типа актов связано с возникновение финансово-коммерческих отношений, возросла роль соответствующих документов. Положение о коммерческом отделе, по образцу которого зачастую составляется акт, регулирующий особенности работы персонала, вместе с рассматриваемым документом разрабатывается профильными специалистами: работниками отдела оплаты и организации труда, кадровыми подразделениями, юридической службой и т. д.
Группу сотрудников в большинстве случаев возглавляет директор по персоналу, заместитель начальника отдела развития предприятия или сам руководитель компании. Трудовой кодекс не содержит требований к составлению положений подобного типа. В связи с этим его пункты не имеют отношения к гражданам, которые оказывают организации услуги по гражданско-правовым договорам.
Положение о персонале содержит принципы построения взаимоотношений между администрацией и сотрудниками, в перечень которых включаются следующие аспекты:
- соблюдение норм законодательства;
- равноправие субъектов;
- добровольность взятия обязательств;
- полномочность законных представителей субъектов;
- недопущение обязательного или принудительного труда, дискриминации в рабочем процессе;
- реальность исполнения взятых обязательств.
В процессе разработки положения работодатель должен учитывать указанные принципы взаимодействия сторон, а также иные правила построения взаимоотношений между работодателем и сотрудниками. Несоблюдение зафиксированных требований может повлечь за собой привлечение к социальной и юридической ответственности.
Зачастую собственники предприятий требуют включения пунктов о запрете на высказывание критики в отношении политики компании при разговорах с конкурентами, клиентами. Кроме того, не допускается разглашение сведений о трудностях, которые имеются у предприятия, посторонним лицам. Также категорически запрещено совершать действия, подрывающие репутацию организации.
Читать дальше: Исключительные авторские права действуют в течении
Единых макетов и форм рассматриваемого положения нет. Поэтому каждое предприятие должно разрабатывать акт самостоятельно.
Следующий особый тип положения – акт о моральном и материальном поощрении. Он считается документом локального типа, поэтому страховые и пенсионные органы при возникновении спорных моментов в отношении выплат часто не принимают разработанные на предприятии акты.
Цель разработки положения – мотивирование работников в повышении качества производительности выполнения поставленных перед сотрудниками задач, добросовестном и своевременном исполнении обязанностей, увеличении степени ответственности.
Документ должен содержать следующие разделы:
- принципы применения поощрительных мер;
- базовые показатели оценки эффективности работы;
- виды, меры, формы поощрения;
- порядок выбора работников;
- компетенция руководителя в отношении применения мер;
- основания для поощрения сотрудников (распоряжение, приказ);
- процедура проведения соответствующих мероприятий.
Зачастую акты о применении мер поощрения составляются в рамках действия положения о финансовом отделе предприятия, образец которого разрабатывается вместе с другими подобными документами.
Подписанием соответствующих бумаг занимаются заместители руководителя предприятия, регулирующие работу указанных сфер (зачастую большую часть положений составляют кадровые сотрудники и специалисты юридического отдела).
В организации чаще всего предусматривается необходимость визирования всех составляемых документов начальником юридической службы или иным должностным лицом, которое отвечает за правовой аспект деятельности предприятия.
Некоторые компании требуют, чтобы проверку составляемых документов проводил также главный бухгалтер, особенно, если положение предусматривает большие финансовые затраты. Окончательное визирование осуществляет руководитель предприятия.
Визирование
Руководитель предприятия определяет перечень сотрудников, которые должны поставить грифы согласования в Положении, в соответствии с приказом о распределении обязанностей. Во избежание неточностей, также дублирования тех или иных служебных взаимодействий, функций и, соответственно, для предотвращения вероятных разногласий между начальниками отделов впоследствии, практикуется визирование документов для конкретных служб администрацией тех участков предприятия, с которыми они находятся в постоянной служебной связи.
Если грифов больше трех, то они оформляются на отдельной странице или создается «Лист согласования». На некоторых предприятиях предусматривается визирование Положений начальником юридической службы или юрисконсультом. Подписание документа производится, как выше было сказано, генеральным директором. Этим правом, однако, могут также наделяться и другие руководящие сотрудники. Ими могут быть заместители директора, обеспечивающие функционирование групп отделов.
Источник: bos-time.ru
Положения о структурных подразделениях
Положение о структурном подразделении — это локальный нормативный акт, в котором определяются:
- 1. порядок создания (образования) подразделения;
- 2. правовое положение подразделения в структуре организации;
- 3. структура подразделения;
- 4. задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделения;
- 5. порядок взаимодействия подразделения с иными структурными единицами организации.
Положение о структурном подразделении входит в состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации, имеет код по ОКУД — 0211111, изготавливается на формате А4 в одном подлинном экземпляре, который хранится в Дирекции или канцелярии, по одной копии направляются в соответствующее структурное подразделение, в отдел кадров, в подразделение, разработавшем Положение. Положения о всех структурных подразделениях хранятся на предприятии постоянно.
Обязательными реквизитами данного документа являются регистрационный номер и гриф утверждения.
Разработчиком Положения о структурном подразделении является инженер по организации управления производством (если на предприятии есть отдел организации и оплаты труда), служба персонала или кадровая служба. К совместной работе рекомендуется привлекать юридический или правовой отдел. Обычно Положения о структурных подразделениях утверждаются руководителем организации (непосредственно либо специальным распорядительным актом). Учредительными документами или локальными нормативными актами организации право утверждать положения о структурных подразделениях может быть предоставлено иным должностным лицам (например, заместителю руководителя организации по персоналу). В отдельных организациях принято, что положения о структурных подразделениях утверждаются органом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица.
Проект Положения о структурном подразделении подлежит обязательному согласованию:
- * с вышестоящим руководителем (если подразделение входит в состав более крупного подразделения);
- * с заместителем руководителя организации, курирующим деятельность подразделения в соответствии с распределением обязанностей между руководящими работниками;
- * с руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом;
- * с начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации.
Также Проект положения может быть согласован с руководителями тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение для того, чтобы не было неточностей в формулировках взаимоотношений подразделения с другими структурными подразделениями, дубляжа функций в положениях о разных структурных подразделениях. Перечень структурных подразделений, с которыми он согласовывается, определяется организацией самостоятельно.
Датой документа считается дата утверждения Положения о структурном подразделении.
В отдельных случаях каждое структурное подразделение самостоятельно разрабатывает для себя положение, что крайне нежелательно, т. к. положения по всем структурным подразделениям должны вырабатываться с учетом единых для предприятия правил и требований.
Общее руководство работой по составлению данных документов осуществляется заместителем руководителя предприятия (по персоналу, по административным и иным вопросам).
Законодательством не определены требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки, поэтому каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Структура самого документа, может быть простой, включающей в себя следующие пункты:
- * общие положения;
- * структура и штатная численность подразделения;
- * цели и задачи;
- * функции;
- * права и полномочия;
- * руководство;
- * взаимодействие (служебные связи);
- * ответственность;
- * организация работы.
Кроме того, могут выделяться разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Существуют определенные правила разработки разделов Положения о структурном подразделении. Этот документ начинается с раздела «Общие положения», в котором находят отражение следующие вопросы.
Место подразделения в структуре организации определяется на основании документа «Структура организации». Если такого документа на предприятии по каким-то причинам нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу (находящуюся в непосредственном подчинении руководству организации) или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.). Таким образом, сразу определяется место подразделения и его значимость.
Порядок создания и ликвидации подразделения.
Обычно структурное подразделение создается по приказу руководителя организации, подготовленного на основании его единоличного решения или во исполнение решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органа. Реквизиты документа, на основании которого создано подразделение, указываются при констатации факта создания структурного подразделения.
В этом же пункте отражается порядок ликвидации подразделения: кем принимается такое решение и, каким документом оно оформляется. Если работодатель устанавливает в своей организации особые правила ликвидации подразделения, то здесь же целесообразно описать процедуру ликвидации (привести перечень ликвидационных мероприятий, сроки их проведения, порядок выплаты работникам компенсаций). Если для подразделения применяются общие правила сокращения штата работников организации, то в данном пункте Положения достаточно ограничиться отсылкой к соответствующим статьям ТК РФ.
Также в Положении необходимо предусмотреть порядок изменения статуса структурного подразделения (его слияния с другим подразделением, преобразования в иной вид подразделения, выделения из его состава новых структурных подразделений, присоединения подразделения к другому подразделению). Не рекомендуется использовать понятие «упразднение структурного подразделения», т. к. это подразумевает прекращение деятельности структурного подразделения не только в результате ликвидации подразделения, но и в результате его преобразования в иное.
Подчиненность структурного подразделения. Здесь указывается, кому подчиняется структурное подразделение, т. е. какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения. Технические подразделения обычно подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные — заместителю директора по производственным вопросам; планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения — заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком распределении ответственности между руководящими работниками непосредственно руководителю организации может подчиняться канцелярия, юридический отдел, отдел по связям с общественностью и другие административные подразделения.
§ Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то в Положении указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение.
Обязательным в разделе «Общие положения» является пункт, констатирующий, какими основополагающими документами руководствуется подразделение в своей деятельности.
§ Кроме решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации, в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии — Инструкция по делопроизводству в организации, для отдела кадров — Положение о защите персональных данных работников), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (для бухгалтерии — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», для отдела по защите информации — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).
Данный подраздел может начинаться фразой: «Подразделение осуществляет свою деятельность на основе следующих документов», или «В своей деятельности подразделение руководствуется следующими документами».
В данном разделе Положения о структурном подразделении также могут быть указаны и другие сведения, например:
- * местонахождение подразделения;
- * перечень основных терминов и их определений (в подразделениях со специфическими функциями и обязанностями специалистов, не связанных с основными задачами подразделения);
- * иные, требующие отражения в Положении о подразделении, сведения.
Раздел «Структура и штатная численность подразделения» определяет следующие положения.
Структура подразделения. Если структурное подразделение разделено на структурные единицы, то в Положении необходимо отобразить его внутреннюю структуру и указать порядок ее формирования.
Предложение о выделении внутри структурного подразделения структурных единиц обычно исходит от его руководителя. Затем оно согласовывается с отделом организации и оплаты труда, кадровой службой, иными подразделениями и представляется на утверждение либо руководителю организации, либо его заместителю, осуществляющему функциональное руководство этим подразделением. Инициатива структурирования подразделения также может идти «сверху» — напрямую от руководителя организации или его заместителей.
Подразделение может изначально иметь сложную структуру, если оно было образовано путем слияния или объединения отдельных подразделений, без их расформирования, но с подчинением руководителю образованного подразделения.
Структуру подразделения можно изобразить различными способами.
Текстовой способ: «В состав подразделения входят следующие структурные единицы: …»).
В виде схемы: «Подразделение имеет в своем составе структурные единицы согласно приведенной схеме:»
Схема также может отражать связи между структурными единицами и быть более сложной.
Структурные единицы в составе подразделения могут быть созданы как на постоянной основе, так и на временной.
Если отдел структурирован на постоянной основе, то необходимо выяснить, какой документ будет определять их статус и регламентировать их деятельность. Например, это может быть Положение о данном подразделении (в этом случае желательно распределить функции между структурными единицами подразделения непосредственно в тексте этого Положения). Если же для этих структурных единиц будут разрабатываться отдельные положения, то в основном Положении необходимо определить порядок разработки и утверждения отдельных локальных нормативных актов.
Если такая сложная структура подразделения отражена в штатном расписании, то работа в конкретном секторе может быть отнесена к существенным условиям труда. Трудовое законодательство предусматривает весьма сложную процедуру проведения таких организационно-штатных мероприятий, как создание, ликвидация или преобразование структурных подразделений, поэтому вопрос распределения отдельных функций структурного подразделения целесообразно решать посредством образования временных структурных единиц — секторов, участков, групп.
Право руководителя структурного подразделения формировать временные структурные образования (например, для решения конкретных задач, для реализации отдельных проектов, пр.) должно быть закреплено в Положении о структурном подразделении. Если руководитель структурного подразделения не наделяется правом самостоятельного принятия решения об образовании временных структурных единиц, то в Положении необходимо определить, кто уполномочен принимать такое решение и описать процедуру его принятия (согласования, утверждения, пр.).
Порядок изменения структуры подразделения. В данном пункте отражается механизм изменения структуры подразделения — создания в составе подразделения структурных единиц (если подразделение изначально не структурировано), ликвидации отдельных из них, а также их слияния, преобразования, присоединения и выделения новых структурных единиц. В Положении определяется, от кого может исходить инициатива по изменению структуры подразделения, как она оформляется, кто принимает окончательное решение, какие последствия влечет такое изменение.
Порядок разработки и утверждения должностных инструкций. Здесь определяется: кто разрабатывает должностные инструкции работников подразделения, кто их утверждает, как они вводятся в действие, например: «Права и обязанности каждого работника отдела определяются соответствующей должностной инструкцией, согласовываемой с начальником подразделения и утверждаемой приказом руководителя предприятия».
Штатная численность работников подразделения. Этот вопрос может непосредственно регулироваться в Положении о структурном подразделении (в том числе и в качестве приложения к Положению) или решаться посредством отсылки к штатному расписанию организации.
В следующем разделе Положения о структурном подразделении «Цели и задачи» находят отражение основные цели и задачи данного подразделения.
Основные цели. Целью создания структурного подразделения понимается идеальное представление результата, которого должно достичь подразделение в процессе своей деятельности. Правильно и точно сформулированная цель позволяет направить и сориентировать деятельность подразделения, а также еще раз определить его назначение и обозначить место в структуре организации.
Требования, которые предъявляются к целям, формулируемым в положениях, могут быть такими:
- * достижимость;
- * структурированность;
- * согласованность с целями деятельности всего предприятия;
- * точность и конкретность.
Например, цель создания отдела кадров может быть сформулирована таким образом: «…кадровое обеспечение деятельности организации». Структурное подразделение может иметь как одну, так и несколько целей, которые должны быть перечислены в положении.
Задачи — это определенное направление деятельности структурного подразделения, обеспечивающее достижение поставленной перед подразделением цели. В качестве основы для определения задач можно использовать квалификационные характеристики руководителей структурных подразделений из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих. Почти в каждой характеристике основная задача сформулирована в первом предложении. Например, в квалификационной характеристике начальника юридического отдела указано: «Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов». Отсюда основные задачи юридического отдела могут быть сформулированы следующим образом:
- * обеспечение законности деятельности предприятия;
- * защита правовых интересов предприятия.
В идеальном случае на предприятии составляется так называемая матрица распределения функций управления, на основе которой производится структурирование организации и расписываются задачи каждого структурного подразделения.
Задачи подразделения могут выходить за пределы должностных обязанностей его руководителя (например, в объединенных подразделениях — рекламно-информационном отделе, отделе маркетинга и сбыта).
Если в состав подразделения входят структурные единицы, отвечающие за отдельные направления деятельности, то задачи определяются подробно и условно структурируются таким образом, чтобы их можно было легко закрепить за этими единицами.
Перечисление задач структурного подразделения начинается с главных и заканчивается второстепенными. Требования, предъявляемые к задачам:
- * предельная точность и определенность;
- * решаемость;
- * адекватность основным целям подразделения.
Например, задачи, поставленные перед отделом кадров, можно сформулировать следующим образом:
- * подбор и расстановка работников;
- * формирование стабильно работающего коллектива;
- * создание кадрового резерва;
- * учет кадров;
- * контроль дисциплины труда;
- * обеспечение трудовых прав работников.
Функции структурного подразделения должны быть сформулированы таким образом, чтобы они отвечали на главный вопрос: «Что и как нужно делать для того, чтобы выполнить задачу?». Они должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности.
При разработке данного раздела также обычно используется матрица распределения функций управления организацией. Если на предприятии матрица не составлялась, то за основу берется раздел «Должностные обязанности» квалификационной характеристики руководителя соответствующего структурного подразделения. Поможет определить функции структурного подразделения ГОСТ 24.525.5-81 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление ресурсами. Основные положения» и иные государственные и отраслевые стандарты.
Разрабатывая этот раздел Положения о структурном подразделении, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- * функции должны быть сформулированы так, чтобы обозначить конкретные действия, выполнением которых решаются задачи, поставленные перед подразделением;
- * функции должны быть изложены максимально полно (чтобы не вносить изменения по мере выявления «неучтенных»);
- * перечисление функций желательно начинать с основных, постепенно переходя ко второстепенным и текущим;
- * функции одного структурного подразделения не должны дублировать функции другого структурного подразделения;
- * функции структурного подразделения должны быть увязаны с функциями тех подразделений, с которыми у подразделения существуют функциональные связи;
- * функции должны поддаваться структурированию (т. е. разделению на должностные обязанности работников подразделения);
- * функции должны быть сформулированы таким образом, чтобы была возможность оценить результаты деятельности подразделения;
- * функции не должны выходить за пределы задач подразделения и должны корреспондировать с правомочиями и правами подразделения.
Данный раздел Положения может разрабатываться не только как «генеральный план» работы структурного подразделения, но и как инструкция (когда наряду с конкретными действиями указываются способы их совершения).
Когда перед структурным подразделением поставлено несколько задач, то функции желательно группировать в соответствии с задачами.
Если подразделение не структурировано на более мелкие единицы, но вместе с тем его функции четко распределены между работниками, то в Положении можно отразить данное распределение. Это поможет впоследствии составить должностные инструкции на работников подразделения.
Функции структурного подразделения могут быть представлены в виде текста или таблицы (что более удобно).
Этот способ изложения более нагляден и позволяет быстро подвести итоги работы структурного подразделения.
Для выполнения функций подразделениям предоставляются определенные права. Но необходимо понимать различие понятий «права» и «полномочия», т. к. в данном разделе находят отражение и те, и другие.
Под правом понимается свобода субъекта совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения по своей воле и по своему усмотрению, при наличии конкретных условий или вне зависимости от каких-либо условий. Например, подразделение может принять к исполнению документы, а может не принять, если в них найдены какие-либо изъяны (несоответствие законодательству, отсутствие соответствующего распоряжения руководителя организации и подразделения и др.).
Предписать же работникам выполнение определенных действий можно путем определения их полномочий, т. е. закрепления и возможности, и обязательности совершать конкретные действия при вполне конкретных условиях.
При формулировании прав и полномочий необходимо соблюдать определенные правила:
- * право и полномочие должны соотноситься с определенной функцией или группой функций, т. к. они предоставляются подразделению для надлежащего выполнения стоящих перед ним задач;
- * право должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно отражало возможность совершения определенных действий, а полномочие — и возможность, и обязанность предпринимать определенные действия;
- * если для реализации прав и полномочий рядовыми работниками структурного подразделения необходимо разрешение руководителя подразделения, то порядок его получения должен быть описан в Положении;
- * при составлении данного раздела сначала нужно перечислить полномочия, затем — права, а внутри этих блоков — вначале основные полномочия (права), а потом второстепенные;
- * если отделить право от полномочия сложно, то лучше закрепить это действие как право.
Права подразделяются на:
- * распорядительные (право использовать имеющиеся у подразделения ресурсы — информационные и материальные, запрашивать в других структурных подразделениях необходимые документы и информацию и др.);
- * организационные (право проводить совещания по вопросам работы подразделения, знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися подразделения и др.).
Полномочия обычно носят распорядительный характер, например:
- * представлять интересы предприятия и структурного подразделения во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, сторонними организациями;
- * по согласованию с руководством предприятия привлекать внешних специалистов и консультантов для реализации согласованных с руководством проектов и др.
Необходимо, чтобы данный раздел Положения о структурном подразделении ориентировался как на подразделение в целом (общий для всего подразделения перечень прав), так и на конкретных работников. В отдельный блок можно выделить права и полномочия руководителя подразделения, которые он может делегировать своим подчиненным. Соответственно, должен быть определен порядок передачи прав и наделения полномочиями рядовых сотрудников подразделения.
Если на предприятии существуют должностные инструкции, то в данном разделе формулируются, в первую очередь, функциональные права, а не трудовые, предусмотренные ст. 21 ТК РФ.
В процессе решения задач, поставленных перед структурным подразделением, выполнения возложенных на него функций и реализации, предоставленных ему прав, оно взаимодействует с другими структурными подразделениями организации.
Как правило, связи между структурными подразделениями выражаются в совершении определенных действий, имеющих различные характеристики.
Совместные действия. Например, проект общего локального нормативного акта может разрабатываться совместно несколькими подразделениями (рабочей группой, созданной из работников этих подразделений).
Согласованные действия. В данном случае под согласованностью понимается и одновременное выполнение определенных действий несколькими подразделениями для достижения конечного результата, и поочередное (поэтапное) выполнение действий несколькими подразделениями (сначала одно структурное подразделение совершает действие, затем второе и т. д.).
Встречные действия. Например, хозяйственный отдел предоставляет отделу кадров канцелярские принадлежности, а отдел кадров выполняет встречное действие — представляет в хозяйственный отдел отчет об их использовании.
Все эти действия отображают существующие связи в организации, как вертикальные, так и горизонтальные.
Более детально совместные и согласованные действия могут регламентироваться в специальных локальных нормативных актах. Например, в приказе руководителя организации о каком-то новом проекте может подробно описываться участие каждого из структурных подразделений в этом проекте. Если совместные действия описываются в этом разделе Положения (а не в «Функциях»), то желательно указать, какой результат должен быть достигнут в результате этой совместной работы, например, появление какого-то конкретного документа (Положение о стимулировании оплаты труда работников производственного подразделения и др.).
В самом Положении о структурном подразделении подробно рассматривается регламентация встречных действий, в первую очередь организация передачи и получения различной информации (управленческих решений и отчетов об их выполнении, статистических и аналитических данных, проектов документов и заключений по ним и т. д.), односторонних действий в адрес функционального структурного подразделения.
Встречные действия обычно описываются по схеме «предоставление — получение» или «передача — получение» информации (устной и документированной) и материальных ценностей. Если такие связи постоянны, то в этом же разделе по каждой связи можно определить периодичность и сроки предоставления и получения сведений, документов или ценностей.
Если разрабатывается Положение о структурной единице, входящей в состав более крупного подразделения, то порядок определения взаимодействия будет еще более сложным за счет того, что необходимо определить несколько уровней горизонтальных и вертикальных связей.
В этом разделе также может быть описан порядок урегулирования разногласий, возникающих между структурными подразделениями.
При разработке раздела «Взаимодействие» необходимо руководствоваться следующими правилами:
- * в положении должны быть зафиксированы только постоянные и устойчивые связи между структурными единицами;
- * встречные действия структурных единиц должны найти одинаковое отражение в положениях о каждой из этих структурных единиц (аналогично — для структурных подразделений);
- * в документе отражаются связи между структурными подразделениями (единицами), а не между отдельными сотрудниками, соответственно, необходимо ориентироваться на контакты руководителей взаимодействующих подразделений. Взаимоотношения конкретных исполнителей обычно находят свое отражение в должностных инструкциях. Хотя, если есть необходимость, можно в данном разделе зафиксировать, например, что работник должен санкционировать свои действия у непосредственного руководителя, согласовывать свои действия с руководителем другого структурного подразделения (непосредственно или через своего руководителя).
Данный раздел может быть оформлен в виде текста или таблицы (матрицы), второй способ более наглядный.
В разделе «Руководство» необходимо рассмотреть следующие положения:
Может быть определен один руководитель (руководитель подразделения), либо общий руководитель (заместитель руководителя предприятия) и непосредственный (руководитель подразделения). Аналогично оформляется пункт руководства структурной единицей (руководитель службы, руководитель структурной единицы);
* порядок назначения на должность руководителя структурного подразделения и освобождения от этой должности.
Назначение на должность руководителя структурного подразделения и освобождение от этой должности может осуществляться просто приказом руководителя предприятия, либо с предшествующими процедурами представления на должность, избрания по конкурсу, утверждения в должности. Все это находит отражение в Положении о структурном подразделении;
* порядок замещения руководителя структурного подразделения во время его отсутствия.
Если у руководителя один штатный заместитель, то в Положении о структурном подразделении описывается порядок передачи руководства подразделением на случай отсутствия руководителя подразделения в связи с временной нетрудоспособностью, пребыванием в командировке или отпуске, пр. Если заместителей несколько, то описывается схема заместительства с участием всех заместителей;
* права и обязанности руководителя структурного подразделения.
В данном пункте рассматриваются только те обязанности и права руководителя структурного подразделения, которые непосредственно связаны с руководством подразделением. Все иные обязанности и права руководителя подразделения, в том числе и как обычного исполнителя, должны быть вынесены в должностную инструкцию. Если обязанности и права руководителя структурного подразделения подробно описаны в должностной инструкции, то в Положении о структурном подразделении ограничиваются общим описанием функционального статуса и отсылкой к должностной инструкции.
В разделе «Ответственность» следует избегать повторения раздела «Функции», даже в иной формулировке (возложение на структурное подразделение обязанности решать определенные задачи и выполнять определенные функции). Фактически в данном случае констатируется обязанность и готовность руководителя структурного подразделения отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на подразделение.
В данном разделе должно быть четко расписано, за нарушение каких правил несет ответственность подразделение. В этом случае работники предупреждаются о том, что они будут претерпевать неблагоприятные последствия, если не будут выполнять функции, возложенные на подразделение, а также, если в ходе выполнения функций будут допущены ошибки или совершены нарушения и т. д. Эта ответственность выражается в наборе санкций или мер юридической ответственности за совершенные действия (несвоевременное и ненадлежащее исполнение функций, не обеспечение информацией, несоответствие законодательству разработанных актов, упущения, недостатки, ошибки о работе подразделения).
При определении персональной ответственности руководителя структурного подразделения основной акцент должен быть сделан на ответственности, связанной с руководством подразделением.
В этом разделе Положения также желательно зафиксировать, что ответственность работников подразделения устанавливается должностными инструкциями.
В некоторых случаях целесообразно конкретизировать, к какому виду ответственности могут быть привлечены работники подразделения. Естественно, что работодатель самостоятельно может привлечь работников только к дисциплинарной и материальной ответственности. Однако не помешает предупредить работников о том, что за административные правонарушения и уголовные преступления, совершенные в ходе выполнения ими функций, возложенных на подразделение, они могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.
В целом же ответственность работников структурного подразделения можно описать одним предложением, например: «Работники отдела за неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В Положении о структурном подразделении могут быть разделы, посвященные вопросам, связанным с организацией деятельности подразделения.
«Условия работы подразделения». Данный раздел необходим, если режим работы (рабочее время, время отдыха) в структурном подразделении отличается от установленного в Правилах внутреннего трудового распорядка.
«Оценка деятельности подразделения». Этому вопросу может быть посвящен отдельный раздел Положения. В нем определяются объекты оценки и ее критерии. В первую очередь оценивается продуктивность деятельности подразделения. Она определяется через показатели объема произведенных работ, показатели качества этих работ.
Во вторую очередь оценивается эффективность деятельности подразделения, под которой понимается соотношение затрат к конечным результатам деятельности, т. е. фактически к продуктивности. В заключении оценивается активность деятельности подразделения, которая отражает динамику изменения результатов деятельности подразделения за определенный период времени.
В этом же разделе указывается, кто оценивает результаты деятельности подразделения, и как используются итоги такой оценки. Если в организации введены системы стимулирования труда персонала, то этот раздел должен быть согласован с локальными нормативными актами, определяющими виды и порядок применения стимулов (с Положением об оплате труда, Положением о мотивации, Положением о стимулировании или иными актами организации).
«Контроль и проверка деятельности подразделения».
В этом разделе Положения определяется, кто контролирует деятельность подразделения (должностное лицо, постоянно или специально создаваемая комиссия, пр.), как осуществляются проверки (периодичность, инициатива и т. д.), какие меры принимаются по итогам проверок, как они оформляются и другие вопросы. Такой раздел включается в Положение о структурном подразделении, наделенном значительной свободой принятия решений, в том числе и в отношении выделенных подразделению материальных и финансовых ресурсов.
«Имущество подразделения».
Данные раздел в положении может быть в том случае, если в ведение подразделения передается дорогостоящее имущество. В остальных случаях достаточно сделать отсылку к документам, в которых перечисляется состав имущества, переданного подразделению для выполнения возложенных на него функций.
В разделе «Делопроизводство и отчетность подразделения» решаются вопросы об использовании бланков документов организации, о порядке подготовки документов (общих или специальных правилах делопроизводства), о правилах использования печати структурного подразделения (если таковая есть) и различных штампов. При определении порядка предоставления отчетов о деятельности подразделения, уточняется, в какой форме готовятся отчеты, кто, в какие сроки и с какой регулярностью представляет их руководству организации.
Раздел «Заключительные положения» включается в Положение о структурном подразделении тогда, когда некоторые вопросы остались неурегулированными, и они не могут быть включены ни в один из рассмотренных выше разделов. Например, здесь можно:
- * определить порядок внесения изменений в Положение о структурном подразделении (если он не определен в инструкции по делопроизводству в организации);
- * установить запрет на возложение на работников подразделения функций, не предусмотренных Положением;
- * определить дату введения Положения, если в акте об утверждении Положения (например, в приказе) определена дата, отличная от даты акта об утверждении;
- * решить иные вопросы.
Все сотрудники подразделения должны быть ознакомлены Положением о структурном подразделении под роспись. Для этого на последней странице Положения приводится специальная таблица, в которой работники подразделения в порядке старшинства и по мере поступления проставляют соответствующие отметки. Положение о структурном подразделении действует до его отмены или замены его новым.
В процессе деятельности предприятия может появиться необходимость пересмотра и изменения существующих положений. Обычно это происходит в случае переподчинения подразделения, расширения его функций, изменения внутренней структуры. Следует учитывать, что внесение изменений в положение о структурном подразделении может, а в отдельных случаях должно повлечь пересмотр должностных инструкций работников этого подразделения.
Основанием для внесения изменений в положение о структурном подразделении является приказ руководителя организации. Порядок и способы его оформления аналогичны порядку оформления приказа о внесении изменений в должностную инструкцию.
Источник: vuzlit.com
Положение о структурных подразделениях: общие положения, права и полномочия
На многих государственных и коммерческих предприятиях в качестве одного из локальных документов разрабатывается Положение о структурных подразделениях. В этом акте, кроме вопросов, касающихся развития коллектива, могут освещаться правила общения персонала, порядок участия сотрудников в распределении прибыли, особенности повышения квалификации служащих и так далее. Рассмотрим далее подробно, как составляется Положение о структурном подразделении. Образец документа также будет представлен в статье.
Особенности
Рассматриваемый документ выступает как организационно-технологический акт. В нем определяются:
- Место отдела в системе предприятия.
- Функциональная нагрузка, технологическая ответственность.
- Взаимодействие с другими отделами.
- Нормативные документы, которыми регламентируется деятельность подразделения организации.
Составление акта осуществляется непосредственно в отделе предприятия. Ответственность за это несет его начальник. Руководитель организации должен рассмотреть и подписать документ. Не предприятии может быть один отдел или несколько. Создание подразделений должно осуществляться по принципу целесообразности.
Их деятельность должна быть обоснована и эффективна.
Разделы
Структурное подразделение (примеры: кадровая служба, бухгалтерия, финансовый отдел и пр.) выполняет определенные функции. При составлении документации учитывается специфика деятельности, график, наличие/отсутствие материальной ответственности служащих. В рассматриваемом акте присутствуют следующие разделы:
- Общие положения.
- Задачи.
- Структура.
- Функции.
- Взаимодействие с другими отделами.
- Обязанности, права и полномочия.
- Ответственность.
Раздел «Общие положения» устанавливает подчиненность отдела конкретному лицу. В нем может также определяться область распространения документа. В частности, речь идет о требованиях к содержанию, правилах составления, принятия, регистрации, внесения дополнений/изменений акта. Здесь же устанавливается правовое положение подразделения.
В разделе «Задачи» формулируются ключевые направления деятельности отдела. На любое обособленное подразделение возлагаются обязанности решать вопросы с учетом требований современности. Так, задачи отдела кадров могут предполагать не только прием и увольнение сотрудников. В его обязанности может входить комплексное решение вопросов по формированию эффективно действующего коллектива.
Система и функции
В этом разделе освещается организация работы отдела. В частности, устанавливается численный состав, конкретные обязанности сотрудников. В процессе составления этого раздела может применяться матрица распределения управленческих функций. Если же она отсутствует, то применяются сведения из Квалификационного справочника должностей начальников, специалистов и иных служащих. При установлении функций сотрудников можно воспользоваться также нормами ГОСТ.
Служебные связи с прочими отделами
Организация работы должна осуществляться таким образом, чтобы взаимоотношения между разными участками предприятия были максимально эффективными. При составлении раздела необходимо учесть, что описывать нужно не взаимодействие отдельных сотрудников, а целых отделов. Поэтому ориентироваться необходимо, в первую очередь, на служебные связи между начальниками.
В разделе можно указать на необходимость согласования взаимодействий между рядовыми сотрудниками разных отделов. То есть, Положение о структурных подразделениях определяет, нужно ли служащему получать разрешение на взаимодействие с другими специалистами. Отдельно оговаривается, с кем именно следует согласовывать те или иные мероприятия: со своим начальником или должностным лицом другого отдела.
Компетенция и ответственность
Разделы «Ответственность» и «Права и обязанности» составляется в соответствии с возложенными на отдел функциями. Содержание этих разделов можно взять из должностных инструкций. Однако при этом следует учитывать, что Положение о структурных подразделениях наделяет возможностями, устанавливает ответственность и обязанности не конкретного сотрудника, а весь отдел в целом.
При желании можно расписать их и относительно каждого служащего. Однако целесообразнее установить полномочия, обязанности для всех работников, выделив отдельно их для начальника отдела. Ответственность можно установить индивидуальную и коллективную. Первая, соответственно, будет относиться к начальнику, а последняя — к сотрудникам. Утверждение Положения о структурном подразделении осуществляется после его согласования с юристом предприятия.
Требования к содержанию
Положение о структурных подразделениях не считается обязательным документом, предусмотренным трудовым законодательством. Но именно в этом акте закрепляется распределение задач, обязанностей и функций между отделами и служащими внутри одного предприятия. Требования к содержанию могут устанавливаться локальными документами (стандартами). Если они отсутствуют на предприятии, то можно использовать «шаблонное» Положение о структурном подразделении — образец. В любом случае в процессе составления документа необходимо исходить из того, что в нем должны присутствовать следующие сведения:
- Место в системе предприятия (обособленное подразделение или входящее в состав управления, департамента и пр.).
- Нормативная база. Здесь указываются документы, регламентирующие деятельность (ФЗ, Устав и пр.).
- Структура отдела.
- Непосредственный начальник.
- Ключевые задачи.
- Ответственность, обязанности, права.
Положение о структурном подразделении организации: назначение
Документ выступает внутренним (локальным) актом. Он составляется для организационно-юридического закрепления за отделом управленческих функций, рационального разделения компетенции между сотрудниками. Акт определяет ответственность и обязанности начальника. Положение выступает как составной элемент документации предприятия.
Он является основанием для разработки типовых, персональных (при необходимости) должностных инструкций служащих. Документ разрабатывается согласно действующим организационно-управленческим актам.
Элементы
Положение включает в себя:
- Титульный лист.
- Название.
- Основное назначение.
- Нормативное основание деятельности отдела.
- Описание структуры.
- Функции отдела и распределение ответственности.
- Информационное и материальное обеспечение.
- Взаимодействие.
- Конфиденциальность и делопроизводство.
- Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда.
Состав и порядок разделов, названия отдельных блоков могут изменяться в соответствии со спецификой подразделения.
Характеристика отдела
Раздел «Основное назначение» описывает:
- Место подразделения в системе предприятия.
- Подчиненность.
- Целевое назначение.
- Правила формирования и ликвидации отдела.
В блоке «Нормативное основание деятельности» приводится перечень документов, в соответствии с которыми разрабатывается Положение, и будет функционировать подразделение. В следующем разделе указывается информация с учетом специфики отдела. В нем, в частности, описывается:
- Структура подразделения, порядок, в соответствии с которым она формируется и утверждается.
- Правила назначения на должность начальника, освобождения и замещения. При необходимости описываются квалификационные требования (стаж, категория, образование).
- Задачи руководителя отдела.
- Наличие и количество заместителей, порядок, в соответствии с которым между ними распределяются должностные обязанности.
- Правила утверждения Положений, регламентирующих деятельность структурных единиц подразделения, служебных инструкций для сотрудников.
- Порядок, в соответствии с которым формируется штат отдела.
Способы отражения информации
Структура подразделения может описываться:
- Графическим методом. Он представляет собой схематичное отражение структурных единиц. Административные взаимосвязи выделяются сплошными линиями, функциональные — пунктирными.
- Текстовым способом. В этом случае используется перечисление структурных единиц (групп сотрудников, исполняющих обязанности по конкретным направлениям, или отдельных служащих), приводится описание взаимодействий.
Функции и распределение ответственности
В данном разделе описывают:
- Основные виды деятельности или работы, которые должен выполнять отдел для реализации задач, поставленных перед ним.
- Порядок распределения ответственности и функций между сотрудниками.
- Должностные обязанности, индивидуальные права начальника в соответствии с действующими нормативными актами. Здесь же описывается его ответственность.
Функции излагаются в порядке очередности исполнения или их значимости. В Положении, как правило, оговаривается, что ответственность сотрудников определяется их должностными инструкциями.
Взаимодействие
В этом разделе определяются:
- Взаимоотношения подразделения с прочими отделами и должностными лицами на уровне информационных и материальных потоков. К последним относят связи, касающиеся деятельности, движения ценностей. Информационное взаимодействие осуществляется посредством передачи документации.
- Сроки и периодичность выполнения работ, предоставления сведений, материальных ценностей и пр.
- Порядок, в соответствии с которым осуществляется разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между отделами.
Информационное и материальное обеспечение
Этот раздел содержит сведения о:
- Внутренних и внешних источниках, порядке оснащения отдела мебелью, оборудованием, организационно-техническими средствами и так далее.
- Ведении учета и обеспечении сохранности ценностей.
- Порядке предоставления нормативных документов, литературы и прочих информационных ресурсов.
Конфиденциальность и делопроизводство
Этот блок включает в себя сведения о номенклатуре тех дел, которые ведет подразделение. Также в этом разделе указывается лицо, которое несет ответственность за их производство. В случае большого объема номенклатура дел приводится в отдельном документе (приложении). При необходимости в раздел включают виды конфиденциальных сведений, правила обращения с ними и ответственность за разглашение.
Обеспечение безопасных условий труда
В этом разделе приводятся правила поддержания надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений, закрепленных за подразделением. В нем также описывается порядок обеспечения безопасности деятельности. В разделе могут приводиться ссылки на нормативные документы, устанавливающие такие правила. В обязательном порядке указываются ответственные лица.
Составление и согласование документа
Разработка Положения осуществляется подразделением самостоятельно. Как правило, эта задача возлагается на начальника отдела. Сначала составляется проект документа. Он согласовывается с вышестоящей администрацией и заинтересованными служащими. К последним, в частности, могут относиться:
- Руководители подразделений, с которыми взаимодействует отдел.
- Начальник кадровой службы.
- Руководитель юридического отдела.
Конкретный перечень согласующих единиц и служащих устанавливается начальником. Он же организует ознакомление сотрудников с Положением.
Изменения, отмена и пересмотр документа
Корректировки в Положение вносятся начальниками отделов в следующих случаях:
- При плановом пересмотре документа.
- При переименовании, реорганизации отдела, изменении его подчиненности, корректировках штатного расписания.
- По инициативе сотрудников и начальника подразделения для повышения эффективности деятельности.
- При изменении нормативной базы.
Порядок, в соответствии с которым согласуются изменения, аналогичен тому, что установлен для принятия самого Положения. Срок для внесения корректировок — 1 мес. В случае если необходимо внести большое количество изменений, составляется новая редакция Положения. Плановый пересмотр документа осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.
Отмена Положения производится при принятии новой редакции либо в случае ликвидации отдела. В случае необходимости изменения вносятся в уставные или учредительные документы предприятия.
Визирование
Руководитель предприятия определяет перечень сотрудников, которые должны поставить грифы согласования в Положении, в соответствии с приказом о распределении обязанностей. Во избежание неточностей, также дублирования тех или иных служебных взаимодействий, функций и, соответственно, для предотвращения вероятных разногласий между начальниками отделов впоследствии, практикуется визирование документов для конкретных служб администрацией тех участков предприятия, с которыми они находятся в постоянной служебной связи.
Если грифов больше трех, то они оформляются на отдельной странице или создается «Лист согласования». На некоторых предприятиях предусматривается визирование Положений начальником юридической службы или юрисконсультом. Подписание документа производится, как выше было сказано, генеральным директором. Этим правом, однако, могут также наделяться и другие руководящие сотрудники. Ими могут быть заместители директора, обеспечивающие функционирование групп отделов.
Дополнительно
С утвержденным Положением о подразделениях должны ознакомиться все сотрудники предприятия. Служащие обязаны поставить свои подписи в документе. Для этого предусматривается специальная графа о доведении или ознакомлении сотрудников с Положением. Подписи ставятся по старшинству — сначала расписывается начальник отдела, затем все служащие.
Для фиксации ознакомления с документом может использоваться метод, предусмотренный для должностных инструкций. Он заключается в составлении отдельного листа доведения Положения до сведения служащих. В качестве основания для внесения изменений в документ выступает приказ директора предприятия.
Способы и порядок его оформления аналогичны тем, что установлены для корректировок должностных инструкций. Вместе с этим необходимо учесть важный момент. Внесение корректировок в Положение о подразделениях может, а в ряде случаев обязательно должно повлечь изменение должностных инструкциях сотрудников.
В противном случае возникнет несогласованность в деятельности всего предприятия. Положение о подразделениях не обязательно, но крайне желательно разработать, поскольку оно существенно оптимизирует деятельность отделов. С помощью этого документа становится более четким и слаженным взаимодействие между сотрудниками предприятия, начальниками и заместителями. Этот документ значительно упрощает контроль и управление предприятием.
Источник: businessman.ru