Получение второй части материнского капитала на строительство

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Материнский капитал на ребенка в 2023 году. Сколько, кому, на что потратить?

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

Как направить материнский капитал на строительство дома?

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. (В редакции Федерального закона от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (В редакции федеральных законов от 01.03.2020 № 35-ФЗ, от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 01.03.2020 № 35-ФЗ, от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

Читайте также:  Затраты на строительство дебет 08 кредит

41. В случаях, если мужчина, воспитывающий первого, второго ребенка или последующих детей, у которого в соответствии с пунктом 6 или 7 части 1 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанного мужчины отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, его право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 — 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим. (В редакции Федерального закона от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 61 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». (Дополнение частью — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (Дополнение частью — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Читайте также:  V в строительстве что это

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 12 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (В редакции федеральных законов от 01.03.2020 № 35-ФЗ, от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

11. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации. (Дополнение частью — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

12. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (Дополнение частью — Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок,

Источник: www.kremlin.ru

Получение второй части материнского капитала на строительство

МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТА…

Региональные новости

МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ: ВСЁ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ

09.12.2019

Государственная гарантия обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также их защита продекларированы в Конституции Российской Федерации (ст. 7, ст. 38). Одной из форм государственной поддержки семьи является возможность получения материнского (семейного) капитала, которая регулируется Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительной поддержке семей, имеющих детей».

Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Документом, подтверждающим право на такие дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Право на такую государственную поддержку согласно ст. 3 указанного федерального закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Целью введения таких дополнительных мер государственной поддержки является, прежде всего, улучшение демографической ситуации в Российской Федерации, увеличение рождаемости в стране посредством создания благоприятных условий для семей, в которых решились на рождение (усыновление) второго, третьего и последующих детей, в виде денежной помощи, которую можно направить на решение некоторых финансовых проблем в семьях.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала можно направить на:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Таким образом, указанные меры направлены на создание условий, обеспечивающих семьям достойную жизнь, посредством предоставления возможности улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми), социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка и последующих детей.

Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подается непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр. Сроки для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки отличаются в зависимости от направления распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. Общий срок – по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Исключение имеет место для некоторых случаев направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Читайте также:  Перечень мероприятий по снижению негативного воздействия для строительства

Улучшение жилищных условий является одним из наиболее востребованных способов распоряжения материнским (семейным) капиталом. Правоотношения по реализации средств (части) средств материнского (семейного) капитала регламентируются Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительной поддержке семей, имеющих детей», Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007г. № 862.

В целях улучшения жилищных условий средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

— на приобретение или строительство жилого помещения;

— в качестве платежа в счет уплаты вступительного взноса и(или) паевого взноса в жилищных, жилищно-строительных, жилищно-накопительных кооперативах;

— строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства;

— компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства;

— уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;

— погашение кредита (займа), выданного на приобретение (строительство) жилья.

Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. Такое жилое помещение не должно быть признано непригодным для проживания и (или) многоквартирный дом, в котором находится данное жилое помещение, не должен быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты заявление о распоряжении такими средствами может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в итоге оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (п. 4 ст. 10 Федерального закона «О дополнительной поддержке семей, имеющих детей»). Это должно быть отражено в письменном обязательстве, которое составляет лицо, в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала, до перечисления указанных средств. Таким образом, данное обязательство является волеизъявлением, обозначающим факт принятия таким лицом на себя обязанности в дальнейшем передать доли в жилом помещении надлежащим членам семьи, указанным в обязательстве.

Необходимо помнить, что обязательство по оформлению соглашения об определения долей должно быть исполнено при наступлении определенных юридических фактов, указанных в конкретном обязательстве (например, в течение 6 месяцев со снятия обременения с жилого помещения, в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения и др.). В противном случае отчуждение приобретенного (построенного, реконструированного) жилого помещения без оформления данного соглашения ведет к таким правовым последствиям как ничтожность такой отчуждательной сделки.

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует четкое правовое регулирование данных правоотношений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительной поддержке семей, имеющих детей».

Исходя из системного толкования правовых норм, регламентирующих использование средств материнского (семейного) капитала, существует достаточно устойчивая правовая позиция, что лица, указанные в обязательстве, имеют право требования передачи им доли в жилом помещении с момента перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации и, соответственно, получения средств материнского (семейного) капитала указанными членами семьи на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения. Это подтверждается «Обзором судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016г. Вместе с тем право собственности на жилое помещение у таких лиц согласно соглашению об определении долей возникает с момента государственной регистрации.

Субъектный состав соглашения об определении долей включает в себя следующих членов семьи: мать детей, ее супруга (родителя ребенка с рождением которого связано предоставление материнского (семейного) капитала), детей, что подтверждается позицией Конституционного суда РФ.

Для соглашения об определения долей законом не предусмотрена обязательная нотариальная форма, но граждане могут придать по своему желанию нотариальную форму для данной сделки, поскольку только нотариус является гарантом законности и действительности сделки и сможет оказать необходимую квалифицированную помощь. Вместе с тем, если для приобретения (строительства, реконструкции) жилого помещения были использованы помимо средств материнского (семейного) капитала иные денежные средства (денежные средства супругов, кредитные (заемные) средства) соглашение об определении долей может включать в себя элемент брачного договора, который подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Жилое помещение, приобретенное в период брака супругами с использованием средств материнского (семейного) капитала, в силу ст. 34 Семейного кодекса РФ является их совместной собственностью. Только брачным договором согласно ст. 40 СК РФ супруги могут изменить законный режим имущества супругов: режим общей совместной собственности на режим общей долевой собственности. Таким образом, такой сложный договор удобен, прежде всего, тем, что все жилое помещение будет находиться в общей долевой собственности членов семьи, включая супругов, а не содержать смешанный режим общей совместной собственности супругов и общей долевой собственности членов семьи, включая супругов, на средства материнского (семейного) капитала.

В соглашении об определении долей при определении размера долей лиц, которые имеют право на долю в приобретенном (построенном, реконструированном) жилом помещении, необходимо учитывать, что законодательством презюмируется (предполагается) равенство долей этих лиц в части средств материнского (семейного) капитала поскольку это бюджетные денежные средства. Вместе с тем в соглашении может иметь место отступление от этого правила и доли могут быть перераспределены по-другому, при этом доля несовершеннолетних детей не может быть уменьшена без предварительного согласия органа опеки и попечительства. Таким образом, размер долей лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) определяется соглашением об определении долей.

В связи с наличием правовой неопределенности по некоторым вопросам, связанным с распоряжением средств материнского (семейного) капитала, рекомендуется обращаться за квалифицированной помощью к нотариусам по вопросам как оформления письменных обязательств, так и соглашений об определении долей.

Т.В. Андропова, аспирант кафедры гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета, помощник нотариуса Пермского городского нотариального округа

Источник: 59.notariat.ru

Рейтинг
Загрузка ...