1. Определение и предмет договора строительного подряда
По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а другая сторона (заказчик) обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ст. 740 ГК).
По своей юридической природе данный договор, как и договор подряда, разновидностью которого он является, — двусторонний, консенсуальный и возмездный.
Вместе с тем договору строительного подряда присущи определенные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора подряда. Во-первых, по договору строительного подряда работа, выполняемая подрядчиком, состоит в строительстве определенного объекта или представляет собой иной вид строительных работ. Во-вторых, на стороне заказчика лежит дополнительная (по сравнению с обычным договором подряда) обязанность по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
Структура правоотношения по договору строительного подряда с участием технического заказчика/Зикун И
Предмет договора строительного подряда может быть выражен в следующих действиях подрядчика:
— строительство определенного объекта и передача последнего заказчику;
— реконструкция предприятия, здания, сооружения или иного объекта и передача результатов работ заказчику;
— выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ и передача их результатов заказчику .
———————————
Встречающееся в юридической литературе утверждение о том, что предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму (см., например: Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд.
М., 2003. С. 390), противоречит общим представлениям о предмете договорного обязательства, под которым разумеются действия обязанной стороны.
Понятием «предмет договора строительного подряда» охватываются также следующие действия заказчика:
— создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ;
— принятие объекта строительства или результатов иных строительных работ;
— уплата обусловленной цены за выполненные работы.
Таким образом, основным отличительным признаком договора строительного подряда, выделяющим его в отдельный вид договора подряда, служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются . Поэтому, например, выполнение монтажных работ относится к предмету договора строительного подряда, если это связано со строительством соответствующего объекта. В том случае, когда монтажные работы не связаны со строительством (скажем, при замене старого оборудования на новое), они осуществляются по договору подряда. Выполнение монтажных и пусконаладочных работ в отношении приобретенного оборудования может быть возложено и на поставщика по договору поставки.
———————————
Как указывает М.И. Брагинский, «строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере с учетом присущей ей специфики» (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002.
Лекция. Договор подряда. Виды подряда. Ершова Ю.В.
С. 100).
Особым образом решается вопрос, связанный с правовой квалификацией работ по капитальному ремонту зданий и сооружений: соответствующие правоотношения регулируются договором строительного подряда, если иное не будет предусмотрено самим договором. Следовательно, его стороны вправе исключить применение к их правоотношениям правил о договоре строительного подряда, которые в этом случае должны квалифицироваться в качестве договора подряда, поскольку предметом такого договора остается выполнение определенных работ с передачей их результата заказчику.
Специфика договора строительного подряда наиболее полно выражается в такой особой форме строительного подряда, как строительство «под ключ», при котором подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению полного цикла работ, обеспечивающих создание необходимого объекта: от его проектирования и до сдачи заказчику построенного и принятого в эксплуатацию объекта строительства.
Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что отношения сторон продолжаются некоторое время и после сдачи результата работ заказчику. Речь идет о тех случаях, когда по условиям договора подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока (п. 2 ст. 740 ГК).
Виды, объем и стоимость услуг подрядчика, оказываемых заказчику по обеспечению эксплуатации построенного объекта (например, обучение работников заказчика, разработка инструкций по эксплуатации нового оборудования, доведение его до проектной мощности и т.п.), определяются в договоре строительного подряда. В подобной ситуации можно говорить о расширении его содержания.
Если в роли заказчика по договору строительного подряда выступает гражданин, а работы, выполняемые подрядчиком по такому договору, предназначены для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика, то к отношениям сторон по такому договору соответственно применяются правила о правах заказчика по договору бытового подряда (п. 3 ст. 740 ГК).
И в этом случае можно говорить о расширении содержания договора строительного подряда за счет наделения заказчика дополнительными правами и возложения на подрядчика соответствующих дополнительных обязанностей, предусмотренных ст. ст. 730 — 739 ГК. Кроме того, к отношениям сторон такого договора, не урегулированным ГК, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей (п. 3 ст. 730 ГК).
2. Правовое регулирование отношений строительного подряда
Поскольку договор строительного подряда представляет собой вид договора подряда, вытекающие из него обязательства субсидиарно регулируются общими положениями о договоре подряда (п. 2 ст. 702 ГК). В частности, это касается общих правил о структуре договорных связей (ст. 706 ГК); о сроках выполнения работ (ст.
708 ГК); о цене работы (смете) (ст. 709 ГК); о порядке оплаты работы (ст. 711); о правах заказчика во время выполнения работы подрядчиком (ст. 715 ГК); об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723 ГК); о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы (ст.
724 ГК) и др.
Вместе с тем наряду с ГК отношения, связанные со строительным подрядом, регулируются многочисленными законодательными и иными нормативными актами об инвестиционной деятельности, прежде всего: Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» , основу которого составляет административно-правовое регулирование отношений между государством и инвесторами, и Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» , который содержит гарантии иностранным инвесторам, в том числе в сфере капитальных вложений. Порядок предоставления земельных участков для строительства регулируется ЗК (ст. ст. 28 — 33).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096 (с послед. изм.).
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493 (с послед. изм.).
Важное значение имеют законодательные акты, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство, градостроительные правила, а также технические и иные требования, предъявляемые к строительству объектов. К их числу относятся Градостроительный кодекс, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» . Содержащиеся в названных законах правила регламентируют административные отношения в области строительства, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) и лицами, выступающими в роли заказчиков или подрядчиков по договорам строительного подряда. Однако они должны учитываться также при заключении и исполнении договоров, поскольку «ими создаются определенные предпосылки для возникновения и развития, в том числе обязательных для контрагентов подрядных отношений между сторонами» .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473 (с послед. изм.).
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 109.
Важной особенностью правового регулирования отношений строительного подряда является наличие СНиПов — строительных норм и правил. Как подчеркивалось в юридической литературе, «характерной особенностью законодательства о капитальном строительстве является то, что оно состоит из двух видов нормативных актов — нормативно-правовых и нормативно-технических» . Нормативно-технические акты нередко именуются нормативными документами. В зависимости от территориальных границ их действия различаются федеральные нормативные документы (строительные нормы и правила, технические регламенты в области строительства, своды правил по проектированию и строительству и некоторые др.), нормативные документы субъектов Российской Федерации (территориальные строительные нормы), а также производственно-отраслевые нормативные документы.
———————————
Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 179.
СНиПы содержат не только организационно-методические, но и технические требования, относящиеся к проектно-изыскательским и строительным работам, и подлежат специальной регистрации. Отсутствие в договоре строительного подряда ссылок на указанные нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает стороны договора от необходимости их соблюдения.
3. Публично-правовые предпосылки договора строительного подряда
Результат работы, подлежащий передаче заказчику по договору строительного подряда, представляет собой либо построенный подрядчиком новый объект недвижимого имущества (здание, строение, сооружение, предприятие), либо конструктивные изменения или улучшения соответствующих объектов недвижимости. В связи с этим предмет договора строительного подряда включает в себя действия сторон по приобретению и (или) использованию земельного участка, необходимого для строительства (реконструкции) соответствующей недвижимости. Согласно п. 1 ст. 747 ГК заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок, который по своей площади и состоянию должен соответствовать условиям договора строительного подряда, а при отсутствии таковых — обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок. В этих целях заказчик может приобрести земельный участок у граждан или юридических лиц в собственность или по договору долгосрочной аренды.
В случае предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, уполномоченные органы публичной власти проводят работу по формированию соответствующего земельного участка: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание); определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о предоставлении земельного участка без проведения торгов с публикацией сообщения об этом.
Земельный участок для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может предоставляться без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием этих мест (ст. 30 ЗК). В первом случае помимо проведения работ по формированию земельного участка осуществляется кадастровый учет земельного участка, затем проводятся торги по его продаже либо продаже права на заключение договора аренды земельного участка или осуществляется предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления заинтересованных гражданина или юридического лица (при условии, что, несмотря на предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка, имеется только одна заявка).
Во втором случае земельный участок предоставляется заинтересованным лицам в аренду, а таким субъектам, как казенные предприятия или государственные и муниципальные учреждения, — в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 ЗК). Соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления помимо проведения работ по формированию земельного участка и его кадастровому учету должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, оформляемое актом о выборе земельного участка для строительства с приложением проекта его границ, а также решение о предоставлении земельного участка для строительства (ст. ст. 31, 32 ЗК).
Другой необходимой предпосылкой заключения договора строительного подряда является получение необходимых административных разрешений на возведение соответствующего объекта строительства в целях обеспечения соответствия вновь возводимого здания или сооружения целевому назначению земельного участка и требованиям градостроительной документации (документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, техническим регламентам).
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса выдача разрешений на строительство, а также на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В их компетенцию входит также утверждение правил землепользования и застройки соответствующих территорий, требованиям которых должны соответствовать проекты строительства вновь возводимых или реконструируемых зданий и сооружений. Названные правила включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Отнесение конкретного земельного участка к определенной территориальной зоне означает, что на этом земельном участке может осуществляться строительство лишь тех объектов, которые не противоречат целевому назначению соответствующей территориальной зоны. Например, в жилых зонах допускается размещение объектов социального или коммунально-бытового назначения, здравоохранения, начального и среднего образования, культовых зданий, стоянок автотранспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, административных, научно-исследовательских и образовательных учреждений и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (ст. 35 Градостроительного кодекса).
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством (ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Здание, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законодательством, либо без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается самовольной постройкой с последствиями, предусмотренными правилами ст. 222 ГК.
4. Стороны договора строительного подряда
Сторонами в договоре строительного подряда являются заказчик и подрядчик. В роли заказчика может выступать любой субъект гражданского права: физическое или юридическое лицо, а также соответствующее публично-правовое образование в лице его уполномоченного органа. Эту роль может выполнять лицо, инвестирующее свои средства в строительство (инвестор) и рассчитывающее на приобретение права собственности на создаваемый объект недвижимости по окончании его строительства. В других случаях инвестор возлагает функции заказчика в договоре строительного подряда, требующие специальных знаний, умений и навыков, на специализированную организацию, которая в отношениях с подрядчиком, несмотря на то что заключает договор строительного подряда от своего имени, по существу представляет интересы инвестора.
В случаях, когда осуществление правомочий заказчика по контролю и надзору за выполнением работ по договору строительного подряда (ст. 748 ГК) невозможно без специальных познаний в области строительства, заказчик может самостоятельно (без согласия подрядчика) привлечь для этих целей инженера (инженерную организацию), заключив с ним договор о возмездном оказании соответствующих услуг. Привлеченный заказчиком инженер не только осуществляет контроль и надзор за строительством, но и принимает все необходимые решения в этой области во взаимоотношениях с подрядчиком (от имени заказчика). Что касается договора строительного подряда, то в этом случае в его тексте должны быть определены функции инженера, привлеченного заказчиком, а также последствия его действий для подрядчика (ст. 749 ГК).
В качестве подрядчика в договоре строительного подряда могут выступать физические и юридические лица, обладающие необходимыми познаниями, умениями и навыками для выполнения соответствующих строительных работ. Если исполнение обязательств по договору строительного подряда связано с осуществлением подрядчиком предпринимательской деятельности, последний в случаях, предусмотренных законодательством, должен располагать лицензией, разрешающей заниматься определенными видами строительной деятельности. Например, в настоящее время в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию такие виды строительной деятельности, как строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности по государственным стандартам (техническим регламентам); производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и некоторые другие.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430 (с послед. изм.). См. также: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» // СЗ РФ. 2002.
N 12. Ст. 1149 (с послед. изм.).
Вместе с тем для отношений, складывающихся в области строительного подряда, характерна сложная структура договорных связей. Весьма распространенной является ситуация, когда заказчик заключает договор строительного подряда с генеральным подрядчиком, который, в свою очередь, привлекает для исполнения своих договорных обязательств других лиц, специализирующихся на проведении определенных строительных работ — субподрядчиков.
В этом случае между генеральным подрядчиком и субподрядчиками заключаются договоры строительного субподряда. При такой структуре договорных связей особенность правового положения генерального подрядчика состоит в том, что он несет ответственность перед заказчиком за все последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств субподрядчиками (п. 1 ст.
313 и ст. 403 ГК), а перед субподрядчиками — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по договору строительного подряда (ст. 706 ГК).
Так, по одному из дел субподрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с генерального подрядчика стоимости работ, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК). Генеральный подрядчик иска не признал, ссылаясь на то, что неоплата выполненных субподрядчиком работ произошла из-за отсутствия денежных средств у заказчика. Арбитражный суд не согласился с возражениями генерального подрядчика и удовлетворил исковые требования, сославшись на то, что подрядчик, если иное не вытекает из закона или договора, вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков. Однако он в этом случае несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда перед субподрядчиком. Поскольку факт выполнения субподрядчиком работ и их стоимость были подтверждены материалами дела и сторонами не оспаривались, субподрядчик обоснованно требовал от генерального подрядчика оплаты выполненной работы независимо от того, произвел ли заказчик расчет с генеральным подрядчиком .
———————————
См.: п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
Возможны и иные варианты структуры договорных отношений по строительному подряду. Так, с согласия генерального подрядчика заказчиком могут быть заключены так называемые прямые договоры непосредственно с теми лицами, которые выполняют отдельные виды строительных работ. В этом случае указанные лица, выступающие в роли подрядчиков, несут ответственность за нарушение своих обязательств перед заказчиком. Не исключается также возможность заключения договора строительного подряда со множественностью лиц на стороне подрядчика (ст. 321 ГК).
Как отмечалось в юридической литературе, заключение и исполнение договора строительного подряда «составляет один из элементов инвестиционной деятельности, участниками которой являются инвесторы — те, кто осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и одновременно обеспечивает их целевое использование» . Инвесторы могут сами, от своего имени выступать в договоре строительного подряда в качестве заказчика либо уполномочить на это в силу инвестиционного договора иное физическое или юридическое лицо. В роли инвесторов могут выступать также заказчик и подрядчик по договору строительного подряда.
———————————
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 111.
В тех случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов либо в качестве соинвесторов по отношению к объекту договора строительного подряда действуют заказчик и подрядчик по этому договору, после завершения строительства возникает необходимость раздела построенного здания, сооружения или иного объекта недвижимости между инвесторами. В силу того что построенный объект недвижимого имущества представляет собой неделимую индивидуально-определенную вещь, речь может идти лишь об определении долей в праве собственности на соответствующий объект недвижимости, принадлежащих каждому из инвесторов. Исключение составляют случаи строительства многоквартирных жилых домов на основе договоров долевого участия в строительстве. В этих правоотношениях объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, которое и подлежит передаче участнику долевого строительства после ввода в эксплуатацию построенного многоквартирного жилого дома.
5. Риски и их страхование в договоре строительного подряда
Специальное регулирование распределения риска между сторонами договора строительного подряда при наличии общих положений о распределении риска, относящихся ко всем видам договора подряда (ст. 705 ГК), состоит в том, что соответствующее общее правило, выраженное диспозитивной нормой, применительно к отношениям строительного подряда приобретает характер императивного предписания. Согласно п. 1 ст. 741 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
Вместе с тем в случаях, когда объект строительства до его приемки заказчиком погиб или поврежден вследствие недоброкачественности предоставленных заказчиком материалов или оборудования для строительства либо исполнения ошибочных указаний заказчика, подрядчик вправе требовать оплаты всей предусмотренной сметой стоимости работ. При общей презумпции возложения риска случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства на подрядчика бремя доказывания названных обстоятельств, очевидно, лежит на подрядчике.
Кроме того, для того чтобы получить оплату всей предусмотренной сметой стоимости строительных работ при названных обстоятельствах, подрядчик должен также доказать, что, обнаружив непригодность или недоброкачественность предоставленных заказчиком материалов или оборудования либо возможность неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его ошибочных указаний, он незамедлительно предупредил заказчика об этом и приостановил проведение работ по строительству объекта. В противном случае указанные обстоятельства не могут служить основанием требования подрядчика об оплате ему стоимости выполненных строительных работ (п. 2 ст. 741, п. п. 1 и 2 ст. 716 ГК).
Что касается риска случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования и иного имущества, используемого для исполнения договора строительного подряда, то подлежит применению общее положение о том, что такой риск несет сторона, предоставившая соответствующее имущество, если иной порядок распределения риска не предусмотрен договором (п. 1 ст. 705 ГК).
Однако при просрочке сдачи объекта строительства, допущенной подрядчиком, на него помимо риска случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, а также принадлежащих подрядчику материалов, оборудования и иного имущества будет возложен риск случайной гибели или повреждения имущества, предоставленного заказчиком. И, напротив, в случае просрочки приемки объекта строительства заказчиком на него будет возложен риск случайной гибели или случайного повреждения как самого объекта строительства, так и материалов, оборудования и иного имущества, предоставленных подрядчиком (п. 2 ст. 705 ГК).
Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, а также риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования и иного имущества, используемого для исполнения договора, могут быть покрыты страхованием. Обязанность стороны, на которой лежит соответствующий риск, застраховать его может быть предусмотрена договором строительного подряда.
В договоре строительного подряда по соглашению сторон может быть предусмотрена также обязанность подрядчика застраховать риск ответственности за причинение вреда другим лицам при осуществлении строительства (п. 1 ст. 742 ГК). Такое страхование осуществляется прежде всего в пользу тех лиц, которым может быть причинен вред, и в их интересах. При осуществлении страхования указанной ответственности на основе соответствующего условия договора строительного подряда расходы страхователя (подрядчика) на выплату страховых премий страховой организации могут быть включены в общую сметную стоимость строительства.
Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках (п. 1 ст. 742 ГК).
Страхование не освобождает соответствующую сторону договора от обязанности принять необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая (п. 2 ст. 742 ГК). Данная норма, в частности, сохраняет за стороной, в пользу которой осуществлено страхование, возможность взыскать с контрагента сумму убытков, не покрытую страховым возмещением.
Источник: oprave.ru
Понятия подряда, генерального подряда и субподряда
На сегодняшний день споры по договорам подряда весьма актуальны, что подтверждается официальной статистикой Высшего Арбитражного суда, по данным которой в 2012 году количество споров по таким договорам составило приблизительно 9% от всех рассмотренных споров.
Несмотря на то что законодательство в этой области сформулировано достаточно четко и дополнено обзорами и разъяснениями Высшего Арбитражного суда, а судебная практика весьма обширна, взыскание задолженности по договору подряда опытные юристы не относят к простым для разрешения.
Прежде всего, это обусловлено тем, что процесс доказывания весьма сложен ввиду наличия большого объема технической и прочей документации, необходимости проведения многочисленных экспертиз, а также распространенных отступлений сторон от соблюдения условий договора.
Преимущественно предметом таких споров становятся:
- взыскание с заказчика задолженности по оплате за подрядные работы;
- взыскание неустойки по договору подряда за нарушение обязательств в части сроков и объемов работ;
- устранение недостатков, которые возникли вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения подрядчиком взятых на себя обязательств по договору.
Чтобы доказать в арбитражном споре, что работы по договору подряда были выполнены качественно и в срок, необходимо предоставить суду надлежащим образом оформленные документы, в частности:
- договор подряда (с необходимыми приложениями и дополнениями);
- справка о затратах и стоимости проведенных работ;
- журнал работ;
- акт приемки выполненных работ.
Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев самой причиной подобных споров становится неграмотно составленный договор подряда, существенные условия в котором сформулированы недостаточно ясно, а зачастую и вовсе отсутствуют, в результате чего и возникают многочисленные судебные споры.
В то же время правильно составленный договор подряда – лучшая упредительная мера, предупреждающая финансовые затраты на любого рода судебные издержки, поэтому при составлении договора подряда рекомендуется обратиться к услугам опытных юристов.
Сроки в договоре подряда
В договоре подряда стороны указывают, когда подрядчик должен начать работы, когда должен их закончить и сдать результат заказчику.
Может ли суд признать незаключенным договор, если в нем нет этих сроков? Без их согласования признать незаключенным договор подряда суд может, так как некоторые суды признают условие о сроках существенным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2019 по делу N А40-244370/2018).
Очень часто выполнение работ носит длительный характер, особенно при строительстве, капитальном ремонте или реконструкции объектов недвижимости. В этом случае, разбейте работы на этапы и пропишите сроки каждого этапа. Это позволит взыскать неустойку, убытки или расторгнуть договор, не дожидаясь окончания договора.
Законодательная база при арбитражном рассмотрении споров по договорам подряда
При арбитражном рассмотрении споров данной категории суды руководствуются:
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон от 25.02.99 N 39-ФЗ (в ред. от 02.01.2000) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (в ред. от 11.03.2003) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Градостроительный кодекс Российской Федерации.
- Информационные письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», от 25.07.2000 N 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве», от 18.01.2001 N 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов».
- Письмо Федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 N 01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11».
- Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».
Также, сторонам договора подряда важно помнить, что его существенными условиями выступают предмет и сроки выполнения работ, поэтому они должны быть обозначены в обязательном порядке. Если в договоре отсутствуют данные по указанным условиям, он считается незаключенным.
Оплата по договору подряда, качество работы и порядок расчетов также являются важными положениями договора.
Статья 702 ГК РФ. Договор подряда (действующая редакция)
1. В комментируемой статье приведено законодательное определение договора подряда. Данный договор относится к категории двусторонних, консенсуальных (при этом моменты заключения и исполнения договора никогда не совпадают) и возмездных договоров.
Сторонами обязательства, вытекающего из договора подряда, являются подрядчик и заказчик. ГК РФ не устанавливает ограничений на субъектный состав договора подряда, так что в качестве его сторон могут выступать граждане, юридические лица, субъекты публичного права (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) в лице компетентных органов. Конкретизация субъектного состава подрядных отношений осуществляется применительно к отдельным разновидностям договора, например, в сфере инвестиционной деятельности.
Главное отличие договора подряда от договора купли-продажи заключается в том, что подрядные отношения касаются процесса производства работ, т.е. права и обязанности сторон в этом процессе должны быть определены. Применительно к купле-продаже мы имеем иную ситуацию: интерес покупателя состоит в обладании определенным товаром (вещью либо иным благом, имеющим материальную оценку), процесс же его производства никак не регламентируется.
С другой стороны, договор подряда отличается от договора возмездного оказания услуг. Если в первом случае предметом интереса заказчика является вновь созданная или модифицированная вещь либо иной результат действий, то применительно к оказанию услуг ценностью является само действие, т.е. услуга (косметическая, образовательная, развлекательная и т.д.). Не исключено, что результатом оказания услуги также выступит создание или изменение материального объекта, но в общем случае такой результат не предполагается.
Следует также разграничивать договор подряда и трудовой договор. Во втором случае предметом соглашения сторон является сам процесс труда, а достижение того или иного материального результата специально не оговаривается. Кроме того, подрядчик работает на свой риск, а работник не несет риска, связанного с осуществлением своего труда. При этом работник включен в трудовой коллектив, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, на него распространяются многочисленные гарантии и компенсации. Все это не имеет отношения к правовому статусу подрядчика.
2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, общие правила о договорах подряда применяются к отдельным видам подрядных правоотношений, если данный порядок не исключен специальными нормами, содержащимися в соответствующих статьях настоящей гл. В настоящее время ГК РФ регулирует такие отдельные виды договора подряда как бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательных работ.
3. Применимое законодательство:
— ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
4. Судебная практика:
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165;
— Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 по делу N А12-10533/2009;
— Определение ВАС РФ от 05.08.2011 N ВАС-10009/11 по делу N А75-5514/2010;
— Определение ВАС РФ от 21.06.2010 N ВАС-6393/10 по делу N А12-12230/2009;
— Определение ВАС РФ от 26.02.2010 N ВАС-796/10 по делу N А50-6407/2009;
— Определение ВАС РФ от 13.08.2009 N ВАС-9716/09 по делу N А55-4689/2008;
— Определение ВАС РФ от 06.06.2008 N 7399/08 по делу N А76-32769/2006-2-372/32/2-542.
«КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА № 14-ФЗ»
Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев, Т.А. Бирюкова, Ю.Н.
Вахрушева, Р.Р. Долотина, Н.В. Елизарова, Р.Ю. Закиров, Н.А. Захарова, П.З.
Иванишин, С.Ю. Морозов, Т.Н. Михалева, 2014
Ответственность сторон
Немаловажным пунктом договора подряда являются условия об ответственности сторон, представляющие собой санкции имущественного характера, накладываемые для восстановления нарушенных прав стороны, добросовестно исполнявшей свои обязательства, и компенсации причиненного ей материального ущерба.
В договоре стороны могут самостоятельно определять за нарушение каких именно из условий договора и в каком объеме должна будет наступать та или иная ответственность либо уплачиваться неустойка. Привлечение юристов и адвокатов к составлению договора подряда позволит обеспечить правомерность договора в части одновременного применения нескольких форм ответственности за нарушение договорного обязательства.
Даже если по каким-либо причинам стороны не прописали в договоре условия по ответственности сторон, в соответствии с действующим законодательством добросовестная сторона имеет право на возмещение причиненных ей убытков.
Ответственность по договору подряда может устанавливаться в виде:
- возмещения пострадавшей стороне убытков, взыскание долга по договору подряда (в соответствии со ст. 15, 393, 715-719, 723, 728, 729 ГК РФ);
- уплаты неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств либо же их неисполнение (ст. 330 ГК РФ);
- уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).
Обоснованная претензия заказчика по договору подряда
Заказчик вправе требовать (в том числе в судебном порядке) возмещения убытков в тех случаях, если имели место:
- отказ заказчика от дальнейшего исполнения обязательств по договору, связанный с тем, что подрядчик грубо нарушает установленный договором срок выполнения работы или же выполняет ее таким образом, что становится очевидным, что работа не будет сделана надлежащим образом или завершена своевременно (п. п. 2, 3 ст. 715 ГК РФ);
- действия или же бездействие подрядчика, ставшее причиной несохранности (гибели или повреждения) имущества, которое было предоставлено заказчиком (ст. 714 ГК);
- невыполнение подрядчиком требований заказчика устранить недостатки результата работы в назначенный им обоснованный срок или выполнение работы с неустранимыми или существенными дефектами (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
- привлечение подрядчиком субподрядчика, произошедшее в нарушение требований настоящего законодательства или же непосредственно условий договора (п. 2 ст. 706 ГК РФ);
- полное неисполнение либо же не соответствующее договору исполнение обязательств, которое повлекло за собой убытки (ст. 393 ГК РФ).
Возможные претензии подрядчика по договору подряда
Подрядчик же имеет право требовать в судебном порядке возмещения убытков в тех случаях, если имели место:
- отказ подрядчика от исполнения обязанностей по договору подряда, причиной которого стало невыполнение заказчиком собственных встречных обязательств (п. 2 ст. 719 ГК РФ) либо непринятие им мер, необходимых для устранения обстоятельств, которые негативно влияют на годность работы (п. 3 ст. 716 ГК РФ);
- невыполнение заказчиком обязанности содействовать в рамках договора подрядчику в выполнении работы (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
- span>отказ заказчика исполнять условия договора до сдачи подрядчиком результата работы (ст. 717 ГК РФ);
- полное или частичное неисполнение заказчиком взятых по договору обязательств, которое повлекло за собой убытки (ст. 393 ГК РФ).
Одностороннее расторжение договора подряда влечет за собой правовые последствия для обеих сторон. В рамках договора подряда стороны могут оговорить любого рода ограничения по возмещению убытков.
Возмещение может быть ограничено по размеру (лимит размера возмещения может ограничиваться определенной суммой либо процентом от суммы договора), по составу (возмещению может подлежать только реальный ущерб или расходы стороны, связанные с восстановлением нарушенного права). Также, по соглашению сторон может быть ограничен перечень случаев взыскания ущерба.
Что такое некачественные работы
Существует обширная практика по спорам по договору подряда о качестве выполненных работ.
Когда суд согласится, что работы некачественные?
- их результат непригоден к использованию;
- не соблюдены договорные требования;
- нарушены установленные правила, нормы.
По договорам строительного подряда – это СНИПы, СанПины, ГОСТы (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.06.2017 по делу А19-2517/2014).
Что делать, если результат работ некачественный
Скорее всего со своими требованиями придется идти в суд, подрядчик может отказаться удовлетворить их добровольно. Поэтому правильно оформляйте акт сдачи-приемки и акт обнаружения недостатков.
При приемке работ сразу заявляйте о видимых недостатках и указывайте их в акте. Если подписали акт без замечаний, то суд может отказать в удовлетворении иска (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2018 N Ф05-10494/2018 по делу N А40-226727/2017). Хотя некоторые суды считают, что подписание акта без замечаний не лишает заказчика права заявить о недостатках работ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2018 по делу N А73-3602/2018).
Если в процессе эксплуатации вещи, транспортного средства, здания в пределах гарантийного срока обнаружены недостатки, которые невозможно было увидеть сразу (скрытые), для составления акта обязательно вызывайте подрядчика.
Внимание! Суд примет односторонне подписанный акт в качестве доказательства только, если подрядчика вызывали, а он не явился (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.08.2010 по делу А40-118161/09).
Уплата неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств либо же их неисполнение
Согласно статьей 330 ГК РФ неустойкой называется прописанная в договоре или законе денежная сумма, выплачиваемая стороной, которая не исполнила обязательства по договору либо же исполнила их ненадлежащим образом. Возможность применения такой меры должна быть согласована сторонами в договоре, иначе стороны не смогут потребовать ее уплаты. Исключением являются случаи, когда применение неустойки предусматривается непосредственно законом.
Неустойка может быть установлена при таких нарушениях обязательств подрядчика:
- нарушении сроков выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ);
- просрочке устранения выявленных заказчиком недостатков (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
- просрочке исполнения подрядчиком иных обязательств, указанных в договоре подряда.
Неустойка может быть установлена при следующих нарушениях со стороны заказчика:
- просрочке внесения авансового платежа (п. 2 ст. 711 ГК РФ);
- просрочке оплаты результата выполненной работы (п. 1 ст. 711 ГК РФ);
- просрочке оказания содействия (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
- просрочке приема выполненной работы (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 720 ГК РФ);
- просрочке предоставления оборудования, материалов, технической и прочей документации, подлежащей обработке (п. 1 ст. 713, п. 1 ст. 719 ГК РФ);
- просрочке исполнения заказчиком иных обязательств.
Претензия по договору подряда должна быть не только оговорена, но и обоснована. Стороны договора подряда вправе устанавливать любую неустойку, в том числе и ее предельный размер. Однако необходимо иметь в виду, что в ходе арбитражного спора судья может снизить размер неустойки, если он несоразмерен последствиям нарушения самого обязательства.
Ответственность за качество работ
В силу п. 1 ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
Согласно п. 2 ст. 754 ГК РФ подрядчик не несет ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество объекта строительства.
Недостатки могут быть выявлены в течение гарантийного срока, установленного договором и(или) законом.
Таким образом, подрядчик несет ответственность за качество выполняемых работ, за исключением случаев, когда недостатки возникли по вине заказчика в случаях, описанных выше (недостатки технической документации и недостатки материала заказчика),
Возможно вас заинтересует: Юридическое сопровождение строительства.
Уплата процентов за пользование чужими денежными средствами
В соответствии со статьей 395 российского Гражданского кодекса проценты за пользования чужими денежными средствами могут быть взысканы по решению суда за просрочку исполнения исключительно денежного обязательства. Взыскание таких процентов возможно независимо от того, установлены ли они в договоре подряда.
Заказчик вправе требовать уплаты процентов в том случае, если:
- подрядчик своевременно не вернул предоставленные ему материалы или иное имущество заказчика, не возместив их стоимость (п. 1 ст. 713, ст. 728 ГК РФ);
- после получения авансового платежа подрядчик выполнил работу частично и должен был вернуть часть аванса, которая не была отработана (ст. 1102 ГК РФ).
Подрядчик, в свою очередь, имеет право на взыскание таких процентов в том случае, если заказчик не внес своевременно авансовый платеж или не оплатил подрядчику выполненную и соответствующим образом принятую работу (ст. 711 ГК РФ), а также в прочих случаях неисполнения заказчиком обязанностей по оплате работы или ее части.
Подводя итог, стоит отметить, что даже при полном взаимопонимании сторонам необходимо предусмотреть все потенциальные риски при составлении договора подряда. Наилучшим решением является привлечение к составлению договора опытных юристов, специализирующихся на договорном праве. В этом случае обе стороны договора могут быть уверены в том, что в договор включены все существенные условия, и договор в достаточной мере отображает права и интересы каждой стороны.
В случае же возникновения спорной ситуации сторонам следует позаботиться о сборе документации и проведении всех необходимых экспертиз. Учитывая сложность доказательной процедуры, в арбитражном споре сторонам также стоит прибегнуть к профессиональной юридической помощи адвокатов, имеющих опыт в подобного рода разбирательствах.
Источник: liga-lift.ru
1. Определение и предмет договора строительного подряда
По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а другая сторона (заказчик) обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ст.
По своей юридической природе данный договор, как и договор подряда, разновидностью которого он является, — двусторонний, консенсуальный и возмездный.
Вместе с тем договору строительного подряда присущи определенные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора подряда. Во-первых, по договору строительного подряда работа, выполняемая подрядчиком, состоит в строительстве определенного объекта или представляет собой иной вид строительных работ. Во-вторых, на стороне заказчика лежит дополнительная (по сравнению с обычным договором подряда) обязанность по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
Предмет договора строительного подряда может быть выражен в следующих действиях подрядчика:
— строительство определенного объекта и передача последнего заказчику;
— реконструкция предприятия, здания, сооружения или иного объекта и передача результатов работ заказчику;
— выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ и передача их результатов заказчику .
Встречающееся в юридической литературе утверждение о том, что предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму (см., например: Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд. М., 2003.
С. 390), противоречит общим представлениям о предмете договорного обязательства, под которым разумеются действия обязанной стороны.
Понятием «предмет договора строительного подряда» охватываются также следующие действия заказчика:
— создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ;
— принятие объекта строительства или результатов иных строительных работ;
— уплата обусловленной цены за выполненные работы.
Таким образом, основным отличительным признаком договора строительного подряда, выделяющим его в отдельный вид договора подряда, служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются .
Поэтому, например, выполнение монтажных работ относится к предмету договора строительного подряда, если это связано со строительством соответствующего объекта. В том случае, когда монтажные работы не связаны со строительством (скажем, при замене старого оборудования на новое), они осуществляются по договору подряда. Выполнение монтажных и пусконаладочных работ в отношении приобретенного оборудования может быть возложено и на поставщика по договору поставки.
Как указывает М.И. Брагинский, «строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере с учетом присущей ей специфики» (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002.
С. 100).
Особым образом решается вопрос, связанный с правовой квалификацией работ по капитальному ремонту зданий и сооружений: соответствующие правоотношения регулируются договором строительного подряда, если иное не будет предусмотрено самим договором. Следовательно, его стороны вправе исключить применение к их правоотношениям правил о договоре строительного подряда, которые в этом случае должны квалифицироваться в качестве договора подряда, поскольку предметом такого договора остается выполнение определенных работ с передачей их результата заказчику.
Специфика договора строительного подряда наиболее полно выражается в такой особой форме строительного подряда, как строительство «под ключ», при котором подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению полного цикла работ, обеспечивающих создание необходимого объекта: от его проектирования и до сдачи заказчику построенного и принятого в эксплуатацию объекта строительства.
Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что отношения сторон продолжаются некоторое время и после сдачи результата работ заказчику. Речь идет о тех случаях, когда по условиям договора подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока (п.
2 ст. 740 ГК). Виды, объем и стоимость услуг подрядчика, оказываемых заказчику по обеспечению эксплуатации построенного объекта (например, обучение работников заказчика, разработка инструкций по эксплуатации нового оборудования, доведение его до проектной мощности и т.п.), определяются в договоре строительного подряда. В подобной ситуации можно говорить о расширении его содержания.
Если в роли заказчика по договору строительного подряда выступает гражданин, а работы, выполняемые подрядчиком по такому договору, предназначены для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика, то к отношениям сторон по такому договору соответственно применяются правила о правах заказчика по договору бытового подряда (п. 3 ст. 740 ГК).
И в этом случае можно говорить о расширении содержания договора строительного подряда за счет наделения заказчика дополнительными правами и возложения на подрядчика соответствующих дополнительных обязанностей, предусмотренных ст. ст. 730 — 739 ГК. Кроме того, к отношениям сторон такого договора, не урегулированным ГК, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей (п. 3 ст. 730 ГК).
2. Правовое регулирование отношений строительного подряда
Поскольку договор строительного подряда представляет собой вид договора подряда, вытекающие из него обязательства субсидиарно регулируются общими положениями о договоре подряда (п. 2 ст. 702 ГК). В частности, это касается общих правил о структуре договорных связей (ст. 706 ГК); о сроках выполнения работ (ст.
708 ГК); о цене работы (смете) (ст. 709 ГК); о порядке оплаты работы (ст. 711); о правах заказчика во время выполнения работы подрядчиком (ст. 715 ГК); об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723 ГК); о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы (ст.
724 ГК) и др.
Вместе с тем наряду с ГК отношения, связанные со строительным подрядом, регулируются многочисленными законодательными и иными нормативными актами об инвестиционной деятельности, прежде всего: Федеральным законом от 25 февраля 1999 г.
N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» , основу которого составляет административно-правовое регулирование отношений между государством и инвесторами, и Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» , который содержит гарантии иностранным инвесторам, в том числе в сфере капитальных вложений. Порядок предоставления земельных участков для строительства регулируется ЗК (ст. ст. 28 — 33).
СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096 (с послед. изм.).
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493 (с послед. изм.).
Важное значение имеют законодательные акты, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство, градостроительные правила, а также технические и иные требования, предъявляемые к строительству объектов. К их числу относятся Градостроительный кодекс, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» . Содержащиеся в названных законах правила регламентируют административные отношения в области строительства, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) и лицами, выступающими в роли заказчиков или подрядчиков по договорам строительного подряда. Однако они должны учитываться также при заключении и исполнении договоров, поскольку «ими создаются определенные предпосылки для возникновения и развития, в том числе обязательных для контрагентов подрядных отношений между сторонами» .
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473 (с послед. изм.).
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 109.
Важной особенностью правового регулирования отношений строительного подряда является наличие СНиПов — строительных норм и правил. Как подчеркивалось в юридической литературе, «характерной особенностью законодательства о капитальном строительстве является то, что оно состоит из двух видов нормативных актов — нормативно-правовых и нормативно-технических» .
Нормативно-технические акты нередко именуются нормативными документами. В зависимости от территориальных границ их действия различаются федеральные нормативные документы (строительные нормы и правила, технические регламенты в области строительства, своды правил по проектированию и строительству и некоторые др.), нормативные документы субъектов Российской Федерации (территориальные строительные нормы), а также производственно-отраслевые нормативные документы.
Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 179.
СНиПы содержат не только организационно-методические, но и технические требования, относящиеся к проектно-изыскательским и строительным работам, и подлежат специальной регистрации. Отсутствие в договоре строительного подряда ссылок на указанные нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает стороны договора от необходимости их соблюдения.
Источник: jurisprudence.club
1. Понятие договора строительного подряда
Строительство составляет особую отрасль материального производства. Она отличается тем, что в этом случае конечный продукт представляет собой недвижимость по ее природе: создаваемые и подготовленные к вводу объекты, которые, пользуясь терминологией ст.
130 ГК, прочно связаны с землей, и по этой причине «перемещение. невозможно без несоразмерного ущерба их назначению». Эти объекты индивидуальны (даже построенные по одному и тому же проекту, они отличаются один от другого) и рассчитаны по общему правилу на продолжительную, обычно многолетнюю эксплуатацию. К этому можно добавить и то, что строительство ведется на открытом воздухе, нередко на действующих предприятиях, продолжается по общему правилу длительное время, в виде общего правила обладает повышенной опасностью для окружающих, вследствие чего проводится на основе согласованных с компетентными органами проектов, предполагает активное участие заказчика (его представителей) в ходе выполнения работ. Эти и иные особенности строительства предопределили специфику опосредствующих соответствующие отношения договоров.
В силу ст. 740 (п. 1) ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Строительный подряд может включать строительство или реконструкцию предприятия, жилого дома или другого здания, сооружения или иного объекта, а также неразрывно связанные со строящимся объектом работы: монтажные, пусконаладочные и др. (см. п. 2 ст. 740 ГК).
Для договора подряда на капитальное строительство с присущей ему сложностью охватываемых отношений в большей мере, чем для любого другого подрядного договора, характерно смешение элементов различных договоров.
Соответственно в литературе справедливо отмечалось, что этот договор, «помимо чисто подрядных, опосредствует также элементы целого ряда иных видов отношений: поставки, имущественного найма, услуг, хранения, экспедиции, перевозки, кредитно-расчетных и некоторых других» .
Гражданские правоотношения и их структурные особенности: Сборник статей. Свердловск, 1975. С. 66 (автор — С.А. Верб).
Основное отличие рассматриваемого договора наиболее полно выражается в специфической форме строительного подряда — строительстве «под ключ». Речь идет о случаях, когда договор, заключаемый между заказчиком и подрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла «проектирование — строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные строительными нормами и правилами, — сдача объекта в эксплуатацию» . По договоренности между сторонами заказчик может принять на себя часть связанных со строительством обязательств (например, по обеспечению материальными ресурсами). Однако и при этом подрядчик продолжает нести ответственность за передачу заказчику созданного объекта «под ключ», поскольку на нем лежит обязанность сдать в соответствии с условиями договора объект готовым к эксплуатации. При строительстве промышленных объектов на подрядчика обычно возлагается обязанность передать одновременно технический проект, техническую документацию и инструкции для эксплуатации.
Строительство. Заключение договоров. Приемка законченных объектов. Стандарты и технические условия. Экспертиза. М., 1996.
С. 59.
Одна из особенностей правового регулирования строительного подряда выражается в том, что отношения сторон могут продолжаться и после сдачи результата работ. Имеется в виду принятие подрядчиком на себя обязанности после завершения строительства оказывать различного рода услуги, связанные с эксплуатацией объекта, включая и такие, как, например, обучение работников заказчика, подготовка различного рода инструкций по эксплуатации и др.
Объем, стоимость и прочие характеристики такого рода услуг определяются в самом договоре строительного подряда. В этих случаях имеется в виду заключение широко используемого в международной строительной практике договора «продукция на руки», при котором в обязанность подрядчика входит не только завершить строительство всего объекта, но и передать персоналу заказчика технические и управленческие навыки и знания, необходимые для успешной эксплуатации объекта. Природа подрядных отношений позволяет дополнительно включить в такой договор все обязательства, о которых идет речь, и соответственно обеспечить успешный результат осуществленной профессионально деятельности, как равно предусмотреть и другие формы последующего сотрудничества.
Практика, направленная на то, чтобы расширить традиционные рамки подряда, предусмотрев в нем элементы других договоров, отражена теперь в ГК. Речь идет о включении в п. 2 ст. 740 ГК, посвященный выяснению существа договора строительного подряда, указания на то, что подрядчик может принять на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение предусмотренного в договоре срока.
Допустимо включение в договор условия, которым запрещается обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик ответственности нести не должен. Если такое условие содержится в договоре, подрядчик сможет освободить себя от соответствующей обязанности и ответственности за ее нарушение только в случае, если ему удастся доказать, что обнаруженные недостатки не связаны непосредственно с предметом договора либо подрядчик не в состоянии их устранить по не зависящим от него причинам.
В подобных ситуациях речь идет о договорах, которые включают элементы подряда и возмездного оказания услуг, а значит, в силу п. 3 ст. 421 ГК к ним, если иное не предусмотрено соглашением или не вытекает из существа смешанного договора, возможно применение в соответствующей части, помимо норм о строительном подряде, также статей главы, посвященной договору возмездного оказания услуг.
Важнейшим отличительным признаком, которым руководствовался законодатель при выделении строительного подряда в составе главы «Подряд», служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются. Таким образом, строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере, с учетом присущей ей специфики. По этой причине не исключены случаи, когда в отношении одних и тех же по характеру работ будет применяться различный по характеру договорный режим.
Примером могут служить монтажные работы. Если они связаны со строительством, то могут рассматриваться как разновидность строительных работ, составляя таким образом предмет строительного подряда. Вместе с тем монтаж в виде сборки такого же оборудования, приобретенного для себя промышленным предприятием, это — обычный подряд. Наконец, если соответствующую обязанность принял на себя поставщик оборудования, налицо осложненный вариант купли-продажи (поставки).
В свое время разошлись мнения Госстроя СССР и Госарбитража СССР по еще одному договору. Первый рассматривал договор капитального ремонта как разновидность подряда, а второй выступал за признание его самостоятельным договором, считая по этой причине невозможным применять к договору на капитальный ремонт нормы о договоре подряда на капитальное строительство . В то же время большинство авторов склонны были поддерживать вторую точку зрения.
Так, И.Л. Брауде указывал на то, что «основным признаком капитального строительства является создание новых капитальных объектов (сооружений, предприятий, строений) и реконструкция существующих объектов: капитальная надстройка или пристройка, создание новых цехов, сооружение новых мощностей и т.д. В отличие от капитального строительства капитальный ремонт не создает новых объектов. Капитальный ремонт производится в целях восстановления отдельных элементов основных фондов (строений, сооружений и т.д.). Своевременное производство капитального ремонта обеспечивает сохранность предприятий, зданий и сооружений, их правильное функционирование» .
См. об этом: Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М.: Стройиздат, 1982. С. 109 и сл.
Отдельные виды обязательств. С. 152 — 153 (автор — И.Л. Брауде). См. также: Фаткутдинов З. Вопросы применения договора подряда на капитальный ремонт жилых и производственных помещений // Советская юстиция. 1972.
N 4. С. 22.
ГК учел, что специфика соответствующего договора и связь его со строительным подрядом могут по-разному оцениваться контрагентами. По отмеченной причине был избран средний путь: сторонам предоставлена возможность, учтя особенности складывающихся отношений, признать по соглашению между собой, что к заключенному ими договору будет применяться правовой режим, установленный для строительного подряда. Соответственно п. 2 ст. 740 ГК ввел на этот счет диспозитивную норму, которая лишь презюмирует распространение на договор выполнения одного вида ремонтных работ — работ по капитальному ремонту — правил о договоре строительного подряда . Следовательно, если в договоре на выполнение работ по капитальному ремонту предусмотрено, что нормы договора о строительном подряде к нему не применяются, тем самым предопределено действие по отношению к этому договору общих положений о подряде, т.е. статей § 1 гл. 37 ГК .
Соответственно, ссылаясь на указанную норму ГК, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в одном из решений по делу, связанному с исполнением работ по капитальному ремонту, указал: «К отношениям сторон следует применять правила, относящиеся к договору строительного подряда, так как в договоре не указано иное» (Ведомости Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 4. С. 33).
Такую позицию занимает арбитражная практика. Примером может служить дело по иску подрядчика, возникшее в связи с неоплатой выполненных работ по ремонту двигателя. Основанием для удовлетворения иска Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал ст. 702, помещенную Гражданским кодексом в параграф «Общие положения о подряде» (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
Статьи § 3 «Строительный подряд» гл. 37 ГК распространяются и на работы по удовлетворению бытовых или других личных потребностей выступающего в роли заказчика гражданина (например, на работы по строительству жилого дома, гаража или дачи). Однако в соответствующих случаях статьи указанного параграфа, как уже отмечалось в предшествующей главе, действуют вместе с нормами о договоре бытового подряда. При определении источников правового регулирования договора строительного подряда в рассматриваемых случаях следует иметь в виду отмеченную уже выше цель специального режима договоров бытового подряда: то, что он установлен именно для защиты прав потребителей. По этой причине к договору на удовлетворение соответствующих потребностей заказчика-гражданина должны применяться нормы о защите прав потребителей, содержащиеся не только в законах о защите прав потребителей и иных правовых актах, принятых в соответствии с ними, но также в статьях вышеуказанного § 3.
История развития института. В дореволюционной России, подобно другим современным ей государствам, подрядные отношения в области строительства как специального объекта правового регулирования не получили развития. И то, что договор подряда — на это обращалось внимание в гл. 1 настоящей книги — был урегулирован не сам по себе, а вместе с поставкой, не оказалось случайным. В частности, применительно к строительству, если не считать казенного подряда, которому были посвящены специальные акты, основной правовой формой служили отношения, объектом которых был главным образом индивидуальный труд (имеется в виду выделенный законодательством впоследствии трудовой договор).
Правовое регулирование договоров, используемых в сфере строительства в послереволюционный период, прошло несколько этапов. Каждый из них выражал неодинаковую оценку этих договоров со стороны законодателя.
Начало положил Декрет СНК СССР от 1 декабря 1919 г. . В нем проявилось весьма настороженное отношение к строительству как определенному виду деятельности, которая олицетворяла тогда для законодателя в наибольшей степени то, против чего была направлена революция, — частное хозяйство и частный рынок. По отмеченной причине еще в большей степени, чем поставка, строительный подряд подлежал особому контролю со стороны государства.
С этой целью было установлено, что о каждом договоре подряда, имевшем предметом проведение строительства и связанных с ним работ, кем бы такой договор ни заключался, необходимо было сообщать финансовым органам. Некоторое время спустя Постановлением СТО от 24 ноября 1920 г. государственным учреждениям и предприятиям, а также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные отношения; при этом ранее заключенные договоры объявлялись с 1 января 1921 г. аннулированными. Это означало, что строить для себя можно было только своими силами. Так подрядный способ был вытеснен хозяйственным, который, как подчеркивал И.Л. Брауде, сводился к тому, что «капитальное строительство ведется для своих нужд, своими средствами (строительными механизмами, инвентарем и рабочей силой)» .
СУ РФ. 1919. N 62. Ст. 571.
СУ РФ. 1921. N 3. Ст. 29.
Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. М.: Госюриздат, 1952. С. 102.
В результате единственным заказчиком в области строительства, ведущегося на началах подряда, осталось государство, притом именно казна.
В указанный период потребности оборота в правовом регулировании подрядных отношений вполне удовлетворяла глава VII («Подряд») Гражданского кодекса 1922 г. с ее общим для всех видов подряда режимом. Отмеченное было связано с тем, что за пределами Кодекса, как было в нем прямо указано (ст. 235), действовал специальный акт, регулировавший отношения, в которых в роли заказчика выступали от имени государства его органы. Имелось в виду Положение о государственных подрядах и поставках (см. § 5 настоящей главы).
Особый интерес к строительному подряду начал проявляться главным образом на рубеже 20 — 30-х гг., когда стала ясной невозможность решения без него крупнейших хозяйственных задач, поставленных к тому времени государством. В таких условиях все большее значение приобретали специализированные государственные строительные предприятия, что нашло прямое выражение, в частности, в Постановлении СНК СССР от 1 июня 1928 г. .
СЗ СССР. 1928. N 38. Ст. 297.
Новый этап в развитии законодательства в соответствующей сфере был связан с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г. . Им был провозглашен переход на подрядный способ ведения строительных работ. Соответственно признавалось, что указанный способ наилучшим образом обеспечивает создание и дальнейший рост крупной строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные строительные кадры. В этих целях учреждались строительные тресты, призванные заменить собой существовавшие на промышленных предприятиях строительные подразделения.
СЗ СССР. 1936. N 9. Ст. 70.
В подобных условиях стала остро ощущаться потребность в разработке кодифицированных актов, охватывающих отношения, которые выделились в особую отрасль — строительство . Эту роль сыграли прежде всего тесно связанные между собой и принятые в один и тот же день Правила о договорах подряда на капитальное строительство и Правила финансирования строительства Промбанком СССР. Эти акты регулировали существенную часть отношений, опиравшихся на особые принципы того, что именовалось «социалистическим хозяйствованием». В соответствии с проявлявшейся в то время общей тенденцией к умалению значимости Гражданского кодекса для договорных отношений между организациями специальные акты, посвященные строительному подряду, вытеснили общие статьи ГК о подряде.
Так, первые Правила о договорах подряда на капитальное строительство были утверждены 26 февраля 1938 г. (СЗ СССР. 1938. N 9. Ст. 58). Вторые — 24 августа 1955 г. (Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по строительству. М., 1956. С. 123).
Третьи — 24 декабря 1969 г. (СП СССР. 1969. N 15. Ст. 82).
Правила о договорах подряда на капитальное строительство неоднократно менялись . При этом последние по времени издания Правила были утверждены 26 декабря 1986 г. , а свое действие, как это видно из самого их названия, соответствующие акты распространяли на отношения в области «капитального строительства». Обращение к обычному толкованию каждого из этих двух терминов могло помочь определить границы охватываемой ими области.
Об истории развития правового регулирования подрядных отношений в строительстве см.: Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. С. 108 и сл. Отдельные виды обязательств (автор — И.Л. Брауде). С. 246 и сл.; Варшавский К.М. Подряды и поставки в Союзе ССР.
М.: Госюриздат, 1925.
СП СССР. 1987. N 4. Ст. 19; СП СССР. 1990. N 25. Ст.
118.
Первый из них — «строительство». «Строить» означает «сооружать» — «производить постройку чего-нибудь», а второе («капитальное») — «дорогой, стоящий больших денег» .
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. I. М., 1935. С. 1311, а также: Т. IV. 1939.
С. 562.
В данном конкретном случае понятие «капитальное строительство» имело специфический смысл. Речь шла об отношениях между государственными, а также между государственными и кооперативными организациями по поводу выполнения работ, финансируемых главным образом непосредственно из бюджета. Эти отношения опирались на обязательные для каждой из сторон плановые акты, а сами работы предполагали строгий государственный контроль за началом, ходом и завершением строительства. В результате именно в области капитального строительства сложился к тому времени по сути самый жесткий организационно-правовой режим.
В подтверждение можно сослаться на то, как решались соответствующие вопросы в первых из принятых Правилах (1938 г.). Ими предусматривалось, что подрядные договоры заключаются на строительство, включенное в утвержденные титульные списки.
На каждый год строительства должны были заключаться годовые договоры по ценам сметы с учетом утвержденного для данной стройки размера снижения стоимости строительства. Материально-техническое снабжение обеспечивалось по выделенным фондам и контингентам в соответствии с нарядами и правами на получение ресурсов. Утвержденные в то же время Правила финансирования строительства предполагали, что Промышленный банк СССР, на который непосредственно возлагалось аккумулирование предназначенных для всего строительства средств (главным образом бюджетных), был обязан проверять подрядные договоры. И в случае, если включенные в них объекты не были обеспечены утвержденными техническими проектами и сметами или сумма годового договора превышала титул, финансирование в соответствующей части следовало прекратить.
Отмеченные исходные начала правового регулирования подряда на капитальное строительство сохранялись и позднее. Так, даже Правила 1986 г. устанавливали, среди прочего, что договор подряда заключается на весь период нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений или их очередей, включенных в план капитального строительства и имеющих утвержденные в установленном порядке титульные списки. Соответственно изменение договоров допускалось только в случае изменения министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик утвержденных годовых планов капитального строительства.
Последние по времени Правила финансирования строительства, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г. (ст. 156), возлагали обязанность на Стройбанк СССР, через который в то время шло практически обеспечение денежными ресурсами по всей стране строек, осуществлять контроль за строительством, предоставляя этому Банку для указанной цели право применять самые строгие экономические санкции по отношению к тем, кто не выполняет планы ввода в действие мощностей и основных фондов, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных работ и др.
СП СССР. 1965. N 21. Ст. 156.
См. об этом, в частности: Барышев М.И. Правовые вопросы капитального строительства в СССР. М.: Госюриздат, 1958. С. 61.
Не удивительно поэтому, что, как уже отмечалось в гл. 1 настоящей книги, принятый в 1964 г. Гражданский кодекс признал подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами.
При этом дифференциация правового регулирования подрядных отношений оказалась столь резкой, что законодатель отказался от использованного им в ряде других случаев приема — отсылки к родственным договорам (имеются в виду содержавшиеся в этом Кодексе указания на субсидиарное применение норм о купле-продаже к договору мены (ст. 255 ГК), имущественного найма — к договору безвозмездного пользования имуществом (ст.
342 ГК), поручения — к договору комиссии (ст. 404 ГК) и др.). Таких отсылок в главе 31 ГК 1964 г. «Подряд на капитальное строительство» к главе «Подряд» не оказалось. Отсутствовали отсылки к главе «Подряд» и в специальных актах об этом договоре.
Различие между договорами подряда и подряда на капитальное строительство выражалось в их субъектном составе (в первом сторонами могли выступать любые участники гражданского оборота, а во втором — только социалистические организации), в предмете (договор подряда опосредствовал выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное строительство — лишь строго определенных), в содержании (в то время как в договоре подряда речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное строительство обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; кроме того, как уже отмечалось ранее, предполагалось возложение риска случая на заказчика). Наконец, особое значение придавалось тому, что договор подряда на капитальное строительство имел непременным основанием обязательный для сторон плановый акт .
Именно административные по своей сути элементы договора подряда на капитальное строительство, вместе с активной ролью заказчика, служили основанием для признания того, что «подрядный договор по строительству в социалистическом праве — это не разновидность договора подряда, а особый договор, самостоятельный тип договора в системе договоров» (Брауде И.Л. Указ. соч. С. 151).
Основы гражданского законодательства 1991 г., возвратившись тем самым к ГК 1922 г., признали договор подряда на капитальное строительство разновидностью подрядного договора. Соответственно из определения договора подряда на капитальное строительство была исключена ссылка на плановые его основы, и одновременно предполагалось ограничение вмешательства государства в установление взаимных прав и обязанностей сторон. При столь существенных изменениях в правовом режиме обоих договоров отпала необходимость в формировании договора строительного подряда как отдельной главы ГК. Все сводилось к тому, что указанному договору была посвящена одна из статей (ст. 95), помещенная в главу 12 «Подряд».
С учетом вступивших в действие Основ Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. предусмотрело, что Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. на территории Российской Федерации не действуют.
Собрание актов Российской Федерации. 1993. N 4. Ст. 3189.
Многие ранее принятые акты не могут применяться теперь уже по той причине, что они вступили в противоречие с действующим Кодексом.
Источник: all-sci.net