Что представляет собой проектное финансирование, какой закон его регулирует, каковы его преимущества и недостатки, читайте в нашей публикации.
Долевое строительство 2021: как получить финансирование застройщику
Последние изменения в законодательстве предусматривают переход к новой модели взаимодействия между застройщиками и дольщиками — проектному финансированию строительства. Внесенные изменения делают банк гарантом того, что покупатели жилья получат свои квадратные метры. А для застройщиков нововведения добавили ряд сложностей.
Застройщики смогут продолжить привлекать деньги частных инвесторов, при этом все расчеты будут осуществляться по новой схеме. Деньги инвесторов будут перечисляться не напрямую на счета застройщиков, а на специальный эскроу-счет.
В 2021 году застройщики могут работать над проектом за счет собственных, кредитных или инвестиционных средств. В последнем случае инвесторы лишаются не могут досрочно забрать вложенные в проект деньги.
Как застройщикам вести бухгалтерский учёт в 2021 году
Переход к проектному финансированию строительства отразился на бухгалтерском учете — работа с эскроу-счетами отличается от бухгалтерского учета операций с обычными банковскими счетами. Счет открывается при приобретении недвижимости, акций, услуг и работ. Долевое строительство в 2021 году на каждой стадии реализуется за счет собственных денежных средств или целевого кредита. Каждый собственник будущих квартир в доме размещает свои деньги на эскроу-счетах. Средства перечисляются застройщику после завершения строительства, во время процесса воспользоваться деньгами, находящимися на счету, невозможно.
Напомним, что деньги на эскроу-счетах к активам не относятся, но нуждаются в отображении в бухгалтерской отчетности на забалансовом счете. Применяется счет 008 (полученные обеспечения обязательств и платежей). Сумма затрат застройщика на возведение собирается по дебету счета 08.
Проектное финансирование: требования к застройщикам 2021
Проектное финансирование строительства призвано укрепить существующий рынок недвижимости, оставив на нем только сильных игроков. Мелким игрокам скорее всего придётся уйти с рынка, поскольку им сложнее получить финансирование или кредит.
Чтобы получить разрешение на возведение объекта в рамках проектного финансирования, нужно соответствовать ряду требований:
- Компания должна иметь не менее 10% суммы от общей стоимости возводимого объекта по данным имеющейся проектной документации.
- Застройщик должен подтвердить наличие указанного объема средств на своем расчетном счете. В территориальный орган власти вместе с проектной декларацией нужно представить соответствующие подтверждающие документы.
- Застройщик не должен выпускать и выдавать никакие ценные бумаги, за исключением акций.
- У компании должны отсутствовать текущие просрочки по целевым займам и кредитам. Исключение — просрочки касаются текущего разрешения.
- Имущество застройщика на должно использоваться для исполнения обязательств перед третьими лицами.
- В арсенале компании должен быть хотя бы один успешно реализованный строительный проект площадью — не менее 5000 квадратных метров.
- Застройщик не должен заниматься никакими другими видами деятельности, кроме строительства.
Что нужно знать о кредитовании застройщиков в 2021 году
Кредитование застройщиков в 2021 году возможно при представлении следующих документов:
- Бизнес-план. В обязательном порядке должен включать графики финансирования проекта, график сдачи площадей, прогнозные денежные потоки.
- Документы, подтверждающие, что у застройщика есть собственный капитал для реализации проекта.
- Правоустанавливающие документы на строительный участок.
- Разрешительные и исходно-разрешительные документы, предусмотренные требованиями законодательства РФ.
- Технические условия подключения строящегося объекта к коммуникационным линиям.
- Документы о комплексном освоении территории.
- Все договоры, которые заключаются в рамках реализации проекта (договоры подряда, договоры страхования и пр.).
- Информация об основных участниках проекта.
- Иные документы, характеризующие текущий строительный проект.
На что обращают внимание банки
Банкам важно исключить или минимально минимизировать риски утраты залога и ввода объекта в эксплуатацию.
Важны финансовые показатели проекта, отражённые в бизнес-плане. В частности:
- динамика продаж квартир;
- критерии устойчивости проекта;
- окупаемость.
Среди частых причин отказа застройщикам в кредитовании чаще всего фигурируют:
- отсутствие необходимого обеспечения по кредиту;
- недостаточность собственных средств;
- неполный пакет документов;
- иски дольщиков по другим проектам застройщика.
Какие альтернативные модели финансирования строительства существуют
Застройщики активно ищут новые финансовые схемы привлечения денежных средств, более выгодные по сравнению с проектным финансированием.
Альтернативное финансирование допускается действующим законодательством. Например:
- Возведение объекта за счет застройщика с целью последующей перепродажи квартир или собственного эксплуатирования площадей в хозяйственных целях. Речь идет о переуступке прав собственности, девелоперы выкупают у себя определенную часть квартир, чтобы не задействовать кредиты и не нарушать закон. Далее квартиры перепродаются по договору цессии, вырученные средства направляются на погашение кредита.
- Кооперативная модель (ЖСК). Жилищные кооперативы — это некоммерческие организации (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации). Кооператив не имеет основной целью извлечения прибыли. По сути — это касса взаимопомощи. Члены ЖСК — пайщики собственными средствами участвуют в постройке многоквартирного дома. Все они имеют равные возможности и права. Помните об ограничениях: ЖСК не может строить несколько домов одновременно, а высота возводимого дома не может быть выше трёх этажей (ред. от 30.11.2011 ФЗ № 349, ред. от 13.07.2015 ФЗ № 236).
Есть и другие модели финансирования: создание простого товарищества (модель совместной деятельности), участи в уставных капиталах застройщиков («корпоративная» модель), строительство за счёт заказчика (агентская модель) и проектная модель финансирования.
Рекомендуем
В программе изменение модели бухгалтерского учета и отчетности в связи с переходом на эскроу-счета, сложные вопросы учета и налогообложения застройщиков и подрядчиков в условиях изменения модели финансирования в строительстве.
Проектное финансирование жилищного строительства . Март 2021. Опасения при переходе на счета эскроу 2019. … • недоступность проектного финансирования для небольших компаний. и проектов малой маржинальности … отчета финансово-технической экспертизы объекта капитального строительства . 4. Разработка совместно с бизнес-сообществом и внедрение стратегии полноценного цифрового программного обеспечения взаимодействия банка и застройщика, а также прохождения всех процессов проверки застройщика, анализа финансового состояния и принятия решения по кредиту внутри банковских структур в целях сокращения сроков рассмотрения заявок на проектное финансирование .
Понятие проектного финансирования
Покупка недвижимости – серьезная инвестиция как для организации, так и для рядового гражданина, особенно если приобретается новострой. Нововведения в российском законодательстве постепенно переводят рынок новостроя с долевого на проектное финансирование. В чем заключается новшество, какие риски на себе несет оно для покупателей и застройщиков, как скажется на рынке, чем пугает экспертов, рассмотрим в данной статье.
Что было до
Покупать недвижимость дешевле, когда она еще не построена, – это аксиома. Инвестируя деньги в новострой, покупатель приближает заветный день владения ключами и при этом экономит, а застройщик получает необходимые средства немедленно и не платит с них проценты заемщику, а значит, может реализовать жилье дешевле. Такое финансирование строительства называется долевым, именно оно доминировало на рынке недвижимости РФ до последнего времени.
Естественно, при оплате еще не существующих зданий риск достаточно велик. Дольщики, внесшие свою часть денег, могут остаться без жилья или получить его значительно позже договорного срока, если стройка по каким-либо причинам окажется «замороженной». За 20 последних лет число обманутых плательщиков сильно выросло, Минстрой называет цифры от 46 тыс. до 200 тыс. человек – и это только в Московской области. Назрела необходимость радикального пересмотра законодательства в этой сфере, а именно в сторону иного распределения рисков и повышения ответственности застройщиков.
Как решил закон
В октябре 2017 года, проводя совещание по проблеме обманутых дольщиков, Президент РФ принял решение о переходе от долевого финансирования строительства к проектному. О начале действия этой программы было принято Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 № 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования»», которая и должна создать обновленный механизм инвестирования.
Новая схема должна заработать в ближайшие три года.
Суть проектного финансирования
Если в долевом строительстве были только два активных участника – дольщик (будущий владелец жилья) и застройщик (девелопер), то в проектном между ними появляется посредник, гарантирующий взаимную ответственность.
Ключевые особенности проектного финансирования
- Средства на застройку девелопер получает от кредитного учреждения – инвестора либо использует свои собственные.
- Прежде чем дать кредит, банк изучит компанию-застройщика и отсеет подозрительных или ненадежных партнеров, не соответствующих установленным требованиям.
- Проинвестировав стройку, банк получает возможность контроля расходов для профилактики нецелевого использования.
- Для получения средств создается специальная организация – проектная компания, специально под данный конкретный проект.
- Заем будет выдан только тогда, когда будут утрясены все организационные вопросы: подбор кадров, получение разрешений, договоренности с поставщиками и т.п., то есть составлен убедительный бизнес-план.
Плюсы и минусы проектного финансирования
Для покупателя жилья ситуация окажется практически неизменной: как и прежде, он может заключить договор, по которому вносит свою долю средств. Разница в том, что его деньги попадут не к застройщику, который потратит их по своему усмотрению, а в кредитную организацию, которая выдаст их девелоперу только под тщательно разработанный план и проконтролирует распределение.
Плюсы для покупателей жилья
Для плательщиков проектное финансирование предлагает в основном преимущества.
- На рынке будет уже готовое жилье, а не недострой, покупатель сразу же может вступить в право собственности.
- Убраны риски недостроя, долгостроя или переплаты за конечный результат (вернее, эти риски переложены на девелопера или инвестирующий банк).
- Повышение предложения за счет насыщения рынка новостроев.
- Сбалансирование цен на аренду жилья.
Возможные минусы для покупателей
Риски для будущих собственников минимизированы, в этом и заключалась цель введения проектного финансирования.
Главный момент, который может оказаться неприятным для плательщика средств: не получится, как раньше, «вложить» деньги в жилье с целью их сохранения. Многие россияне платили взносы за квартиру, а когда она была готова, то ее цена увеличивалась по сравнению с оплатой в 2-3 раза. Готовое жилье можно было продать и заработать значительную сумму. С проектным финансированием разница в стоимости будет всего 15-20%, то есть недвижимость перестанет быть выгодной статьей «вложения» сбережений.
Также эксперты прогнозируют некоторый рост стоимости жилья – это необходимо, чтобы компенсировать переложенные на застройщиков и кредиторов риски.
Потерять часть денег плательщик может, если обанкротится не застройщик, а банк, давший кредит: страховые выплаты по счетам, которые покрываются Агентством по страхованию вкладов, лимитированы 1,4 млн руб.
ВАЖНО! Возможно, лимит страхового покрытия возрастет до 10 млн руб. Эту поправку прорабатывает в настоящее время Министерство финансов РФ.
Плюсы для застройщиков
Девелоперы не слишком довольны новым законом, поскольку он практически не оставляет возможности обогатиться за счет дольщиков. Но добросовестные компании, не имеющие целью обман и наживу, видят в проектном финансировании немало плюсов:
- строительный проект будет гарантированно профинансирован полностью;
- крупные компании, устойчивые с точки зрения финансов, не будут чувствовать конкуренции в лице мелких девелоперов;
- Центробанк РФ обещал снизить ключевую ставку, что уменьшит проценты по строительным кредитам;
- заемщик не вынимает средства из своего бизнеса: доля собственных средств в проектной компании, которая организуется как отдельное юрлицо, обычно не превышает 20%;
- можно брать долгосрочные кредиты без риска для своих основных средств.
Возможные сложности для застройщиков
Проект перехода на альтернативное долевому финансирование еще не прошел практическую «обкатку», эксперты считают его «сыроватым». Многие детали выяснятся в процессе внедрения. Что пугает девелоперов:
- застройщиков станет меньше (не все выдержат строгий банковский отбор), а значит, вырастет риск монополизации;
- дополнительная зависимость от банковских структур (контроль, жесткие требования к ведению документации и т.п.);
- необходимость выплаты процентов по взятому кредиту;
- не все банки могут сопровождать проектное строительство, а у многих из них в современный период нестабильной экономики отзывают лицензии;
- риск долгостроя и конечного удорожания лежит на самом застройщике;
- покупать участки под строительство в кредит на средства дольщиков нельзя: банк кредитует строительство только после погашении кредита на землю, если таковой был;
- схема «один проект – один застройщик» существенно затрудняет комплексное проектирование и строительство;
- неясен вопрос выплаты процентов по кредиту – если банк потребует их сразу, откуда застройщику взять эти средства, ведь квартиру он продаст лишь после окончания проекта.
Ближайшие перспективы
Вступая в силу с 1 июля 2019 года, Постановление Правительства о переходе на проектное финансирование строительства рассчитано на трехлетний период. Поскольку многие подводные камни выявятся только при масштабной реализации программы «Фабрика проектного финансирования», то возможны дополнительные изменения и установка новых «правил игры».
Есть мнение, что условия для девелоперов будут несколько смягчены и у них останется возможность продавать недвижимость еще в недостроенном состоянии.
Нужно решить и проработать ряд спорных моментов, таких как необходимую отсрочку требования процентов по кредиту до завершения строительства либо выдачу банком задатка из средств дольщиков.
По крайней мере, до завершения реформы будут использоваться не только проектное, но и другие формы финансирования строительства, а дальше время все расставит по своим местам.
Банковское сопровождение фонда капитального ремонта. Контроль целевого расходования денежных средств по счетам формирования фонда капитального ремонта в рамках ЖК РФ № 188-ФЗ от 29.12.2004. Подробнее >. До разрешения на строительства . … Финансирование под залог будущей прибыли. Получите средства на начальном этапе строительства на покупку земли под будущую прибыль действующих проектов. срок кредита. до 3 лет. … Финансирование под залог будущей прибыли. Получите средства на начальном этапе строительства на покупку земли под будущую прибыль действующих проектов. срок кредита. до 3 лет.
Порядок финансирования капитального строительства
Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2020 г. № 2459
МОСКВА
Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 521, от 07.07.2021 № 1129, от 05.05.2022 № 816)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (далее — Правила) .
2. Пункт 3 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2016 г. № 451 «О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3227; 2020, № 9, ст. 1199) , дополнить подпунктом «е» следующего содержания:
«е) принятие решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с Правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2459 «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».».
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с Правилами утвердить:
положение о Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — межведомственная комиссия) ;
порядок принятия межведомственной комиссией решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
состав межведомственной комиссии из числа представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, единого института развития в жилищной сфере, определенного Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по согласованию) , и (или) иной организации, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 Правил (по согласованию) .
4. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» установить, что государственные гарантии субъектов Российской Федерации могут предоставляться в целях обеспечения исполнения денежных обязательств юридических лиц, являющихся заемщиками по договорам займа, заключенным специализированными обществами проектного финансирования с указанными юридическими лицами в соответствии с Правилами.
41. Рекомендовать субъектам Российской Федерации предоставлять государственные гарантии в целях обеспечения исполнения денежных обязательств юридических лиц, являющихся заемщиками по договорам займа, заключенным специализированными обществами проектного финансирования с указанными юридическими лицами в соответствии с Правилами, на основании решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, принятых Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом) либо межведомственной комиссией. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 декабря 2020 г. № 2459
ПРАВИЛА финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 521, от 07.07.2021 № 1129, от 05.05.2022 № 816)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (далее — объекты инфраструктуры) , в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, включая порядок отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования.
2. Целями финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами являются:
а) обеспечение экономического роста за счет реализации проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
б) увеличение темпов строительства жилья за счет финансовой поддержки проектов жилищного строительства;
в) привлечение средств широкого круга частных инвесторов для реализации проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры;
г) достижение целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
3. В целях настоящих Правил под специализированным обществом проектного финансирования (далее — специализированное общество) понимается специализированное общество, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, определенному Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — единый институт развития в жилищной сфере) , и специализированное общество, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит иной организации, определенной Правительством Российской Федерации.
4. Специализированное общество размещает неконвертируемые процентные (купонные) бездокументарные с централизованным учетом прав облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, обеспеченные залогом денежных требований по договорам займа, предоставляемого специализированным обществом в соответствии с настоящими Правилами (далее соответственно — облигации, договоры займа со специализированным обществом) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
5. При реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом предоставляются денежные средства на основании договоров займа со специализированным обществом, а также предоставляются следующие меры государственной поддержки:
а) субсидии из федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям;
б) предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом (далее — государственные гарантии) .
6. Обязательства специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям могут исполняться за счет собственных средств и заемных средств специализированного общества и (или) субсидий из федерального бюджета, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
7. Исполнение обязательств специализированного общества по выплате номинальной стоимости облигаций и процентного (купонного) дохода по облигациям (далее — обязательства специализированного общества по облигациям) обеспечивается поручительством единого института развития в жилищной сфере, если 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) специализированного общества принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, или поручительством иной организации, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, если 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) специализированного общества принадлежит указанной иной организации.
8. Единый институт развития в жилищной сфере или иная организация, определенная Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее — учредитель) , вправе предоставить специализированному обществу, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит учредителю, денежные средства по договору займа в целях предоставления специализированным обществом денежных средств на основании договоров займа со специализированным обществом, исполнения обязательств специализированного общества по облигациям и (или) возврата ранее предоставленных специализированному обществу учредителем в соответствии с настоящим пунктом денежных средств по договору займа, а также в целях осуществления расходов и платежей специализированного общества, предусмотренных подпунктом «д» пункта 14 настоящих Правил (далее — договор займа с учредителем) . Специализированное общество вправе досрочно исполнить обязательства перед учредителем по договорам займа с учредителем. При предоставлении учредителем специализированному обществу займов по договорам займа с учредителем со специализированного общества не могут взиматься комиссии и иные платежи, в том числе связанные с предоставлением и обслуживанием таких займов, включая платежи за досрочное исполнение обязательств по договорам займа с учредителем. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
9. Права (требования) специализированного общества по обязательствам юридических лиц (далее — заемщики) , возникшим из договоров займа со специализированным обществом, а также вытекающим из признания договора займа со специализированным обществом недействительным, приобретаются учредителем у специализированного общества в следующих случаях:
а) заемщик находится в процессе ликвидации;
б) в отношении заемщика введена процедура банкротства;
в) договор займа со специализированным обществом признан недействительным решением суда, вступившим в законную силу;
г) заемщик допустил просрочку исполнения обязательства по договору займа со специализированным обществом в части возврата суммы займа (погашения суммы основного долга) и (или) уплаты процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом не менее 270 календарных дней. При этом специализированным обществом предъявлено требование о возврате суммы займа (погашении суммы основного долга) и (или) об уплате процентов за пользование займом по договору займа со специализированным обществом и (или) требование об исполнении государственной гарантии, указанной в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, независимой гарантии или поручительства, которыми обеспечивается исполнение обязательств по договору займа со специализированным обществом в соответствии с настоящими Правилами, в установленный условиями таких государственной гарантии, независимой гарантии или поручительства срок, и какое-либо из указанных требований специализированного общества не удовлетворено на дату приобретения права (требования) по договору займа со специализированным обществом. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129, от 05.05.2022 № 816)
10. Стоимость приобретаемых учредителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил прав (требований) должна быть равна размеру задолженности заемщика перед специализированным обществом по договору займа со специализированным обществом, включающей сумму основного долга и начисленные, но не уплаченные на дату перехода к учредителю прав (требований) проценты за пользование займом по договору займа со специализированным обществом, либо размеру требования о возврате полученного по недействительной сделке в случае приобретения учредителем прав (требований) на основании подпункта «в» пункта 9 настоящих Правил. При определении предусмотренной настоящим пунктом стоимости не учитываются неустойки (пени, штрафы) , начисленные в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением заемщиком обязательств по договору займа со специализированным обществом, а также проценты за пользование чужими средствами.
11. Денежные средства, полученные специализированным обществом от размещения облигаций, могут быть использованы специализированным обществом в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящими Правилами, на предоставление займов по договорам займа со специализированным обществом и исполнение обязательств специализированного общества по облигациям и обязательств по договорам займа с учредителем. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 521)
12. Денежные средства, полученные специализированным обществом от размещения облигаций, подлежат зачислению на залоговый счет (залоговые счета) специализированного общества, залогом прав по которому (которым) обеспечивается исполнение обязательств специализированного общества по облигациям (далее — залоговый счет) . Залоговый счет открывается в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства, определенном в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — уполномоченный банк в сфере жилищного строительства) .
13. На залоговый счет подлежат зачислению денежные средства, поступившие:
а) от заемщиков и (или) третьих лиц в счет исполнения обязательств указанных заемщиков перед специализированным обществом по договорам займа со специализированным обществом;
б) при обращении взыскания на имущество (в том числе имущественные права) , залогом которого обеспечивается исполнение обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
в) от лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта;
г) от уполномоченного банка в сфере жилищного строительства в качестве процентов за пользование денежными средствами, находящимися на залоговом счете;
д) при выплате страхового возмещения по договору страхования имущества, переданного в залог в обеспечение исполнения обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом;
е) при исполнении гарантом обязательств по государственной гарантии, указанной в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил;
ж) от учредителя по договорам займа с учредителем, заключенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
з) от учредителя за приобретение прав (требований) специализированного общества в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
и) при получении специализированным обществом иных платежей, подлежащих зачислению на залоговый счет в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при получении специализированным обществом денежных средств, причитающихся заемщику в счет исполнения третьим лицом обязательства перед заемщиком, если право (требование) по такому обязательству заложено специализированному обществу и договором залога указанного права (требования) , которым обеспечивается исполнение обязательств заемщика по договору займа со специализированным обществом, предусмотрено зачисление таких денежных средств на залоговый счет. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
14. В целях обеспечения исполнения обязательств специализированного общества по облигациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключается договор залога прав по договору банковского счета, залогодержателями по которому являются владельцы облигаций. Указанным договором предусматривается, что списание (перечисление, выдача) денежных средств с залогового счета допускается в целях:
а) предоставления денежных средств на основании договоров займа со специализированным обществом, в том числе в целях исполнения обязательств заемщиков по кредитным договорам и (или) договорам займа, заключенным с третьими лицами, согласно которым заемщикам были предоставлены кредиты и (или) займы на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, в соответствии с пунктами 29 и 391 настоящих Правил; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
б) исполнения обязательств специализированного общества по облигациям;
в) исполнения обязательств специализированного общества по договорам займа с учредителем, заключенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
г) уплаты вознаграждения учредителю за предоставленное в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил поручительство;
д) оплаты административно-хозяйственных расходов специализированного общества, а также осуществления иных платежей, связанных с осуществлением специализированным обществом своей уставной деятельности, в том числе операционных расходов специализированного общества, расходов, связанных с размещением облигаций, расходов, связанных с проведением экспертизы проектов в соответствии с настоящими Правилами, расходов, связанных с заключением и исполнением договора, указанного в пункте 16 настоящих Правил. В целях осуществления предусмотренных настоящим подпунктом платежей денежные средства с залогового счета могут быть перечислены на иные счета специализированного общества в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства, не являющиеся залоговыми счетами. Ежегодный размер платежей по указанным в настоящем подпункте расходам не может превышать 1 процент совокупной номинальной стоимости облигаций, находящейся в обращении на конец соответствующего года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
15. Уполномоченный банк в сфере жилищного строительства обязан проводить операции по залоговому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора залога прав по договору банковского счета, указанному в пункте 14 настоящих Правил, осуществляя контроль соблюдения специализированным обществом предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил и договором залога прав по договору банковского счета целей их расходования.
16. Специализированное общество заключает с уполномоченным банком в сфере жилищного строительства договор, согласно которому уполномоченный банк в сфере жилищного строительства принимает на себя следующие обязательства:
а) сбор и перечисление специализированному обществу исполнения, полученного от заемщиков по договорам займа со специализированным обществом;
б) мониторинг хода реализации проектов, реализуемых в соответствии с настоящими Правилами, а также финансового состояния заемщиков;
в) контроль за целевым использованием заемщиками денежных средств, предоставленных им на основании договоров займа со специализированным обществом, при реализации проектов, отобранных в соответствии с настоящими Правилами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1129)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (далее — объекты инфраструктуры) , в том числе реализуемых при жилищном строительстве , с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования , включая порядок отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования . 2. Целями финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами являются
- https://www.fcaudit.ru/blog/dolevoe-stroitelstvo-2021-kak-poluchit-finansirovanie-zastroyshchiku/
- https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/proektnoye-finansirovaniye/
- http://government.ru/docs/all/132269/