Реализация социальной политики по поддержке отдельных категорий населения включает в себя ряд направлений, в том числе и обеспечение льготного проезда на общественном транспорте. Одним из механизмов реализации данного направления социальной помощи населению является возмещение из средств бюджетов тех объемов доходов, которые перевозчики недополучили в связи с перевозкой данной категории пассажиров.
Основываясь на нормах бюджетного законодательства, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих полномочия органов местного самоуправления по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях улучшения транспортного обслуживания населения, администрацией Александровского муниципального района издано Постановление от 04.04.2012 N 368 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий перевозчикам, обслуживающим социально значимые районные автобусные маршруты, в целях возмещения недополученных доходов». Положением установлено, что перечень социально значимых районных автобусных маршрутов ежегодно устанавливается постановлением администрации Александровского муниципального района.
Бухгалтерский учет субсидий на возмещение затрат
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета района. Размеры субсидий при этом определяются на основании соглашения о предоставлении субсидий перевозчикам, обслуживающим социально значимые районные автобусные маршруты, исходя из пределов утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете Александровского муниципального района на текущий финансовый год.
Главным распорядителем средств бюджета по предоставлению субсидий организациям является администрация Александровского муниципального района. Согласно Положению недополученными доходами являются экономически обоснованные убытки, полученные перевозчиком при обслуживании социально значимых районных автобусных маршрутов, определяемые с учетом фактически перевезенных пассажиров по тарифу, утвержденному администрацией.
При этом отмечено, что организации, которые заключили соглашение на предоставление субсидий, обязаны вести раздельный учет расходов на обслуживание населения на указанных автобусных маршрутах по каждому маршруту. Формы расчета субсидий приведены в Методике расчета субсидий из бюджета Александровского муниципального района перевозчикам, обслуживающим социально значимые районные автобусные маршруты (далее – Методика), прилагаемой к Положению.
Критерии отбора организаций для предоставления субсидий Право на получение субсидий имеют организации, которые одновременно соответствуют следующим требованиям: а) имеют лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом; б) осуществляют регулярные перевозки по социально значимым районным автобусным маршрутам; в) имеют недополученные доходы, определенные в соответствии с Методикой; г) имеют автобусный парк общего пользования, предназначенный для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8, соответствующий требованиям Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»; д) выполняют установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов; е) содержат автобусы в технически исправном состоянии, обеспечивающем предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии. Для получения субсидии организациям необходимо представить ряд документов: заявку на получение субсидии из местного бюджета, заверенную копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенную копию устава организации, расчеты недополученных доходов на очередной финансовый год, выполненные в соответствии с прилагаемой Методикой.
Отбор организаций – получателей субсидий осуществляется отделом коммунального хозяйства, архитектуры и строительства администрации района (далее – Отдел) на основании предоставленных документов в течение 20 календарных дней. По результатам рассмотрения представленных документов издается соответствующее постановление, и в адрес перевозчика направляется уведомление о результатах отбора.
С организациями, прошедшими отбор, впоследствии заключается соглашение о предоставлении субсидий на текущий финансовый год. Форма типового соглашения также приводится в рассматриваемом Положении.
Необходимо отметить, что основаниями для отказа в предоставлении субсидий является несоответствие организации вышеуказанным требованиям, а также превышение размера субсидии утвержденных лимитов бюджетных средств. Предоставление субсидий Перевозчики, прошедшие отбор, для получения субсидий ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в администрацию: заявление о перечислении субсидии; расчеты недополученных доходов за отчетный период, выполненные в соответствии с Методикой; фактические калькуляции затрат на регулярные перевозки по социально значимым районным автобусным маршрутам за отчетный период и справку о фактическом пассажирообороте за отчетный период.
Отдел в течение 3 рабочих дней после предоставления организациями указанных документов производит проверку достоверности предоставленных расчетов, по результатам которой готовит проект распоряжения администрации о выделении субсидий. На основании вынесенного распоряжения отдел по бухгалтерскому учету и контролю администрации района на основании платежных документов, полученных от перевозчика, перечисляет суммы субсидий с лицевого счета администрации на расчетные счета организаций в пределах доведенных до администрации лимитов бюджетных обязательств.
Возврат субсидий В случае нецелевого использования средств, при выявлении факта предоставления недостоверных сведений для получения субсидий, а также при уменьшении по итогам года суммы недополученных доходов (в случае их отсутствия в периоде, следующем за отчетным) субсидии подлежат возврату в бюджет в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате субсидий, выставленного администрацией. При отказе от добровольного возврата субсидий в установленный срок администрация готовит и направляет в суд исковые заявления о взыскании необоснованно полученных сумм субсидий.
Нецелевое использование денежных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством. Контроль за целевым использованием денежных средств возлагается на администрацию. Постановление администрации Александровского муниципального района от 04.04.2012 N 368 вступает в силу с момента опубликования в газете «Боевой путь» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года (опубликовано в газете «Боевой путь», N 14, 05.04.2012). С текстами нормативных актов, упоминаемых в статье, можно ознакомиться в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» в разделе «Законодательство». Системы «КонсультантПлюс» установлены для свободного доступа граждан во всех городских и районных библиотеках Пермского края. Екатерина Лядова, юрист 1-й категории проекта КонсультантПлюс: Органы Местного Самоуправления компании «ТелекомПлюс» Источник: журнал «КонсультантПермь», май-июнь 2012 г., N 5-6 (167-168) Материалы по теме
Источник: pravovsem59.ru
Постановление Правительства Москвы от 19.04.2022 N 618-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат, связанных с сохранением занятости и использованием информационных технологий»
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях принятия мер по обеспечению социально-экономической стабильности в связи с введением специальных экономических мер в отношении Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат, связанных с сохранением занятости и использованием информационных технологий (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А.
Мэр Москвы С.С. Собянин
Приложение к постановлению Правительства Москвы от 19 апреля 2022 г. N 618-ПП ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В ЦЕЛЯХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С СОХРАНЕНИЕМ ЗАНЯТОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат, связанных с сохранением занятости и использованием информационных технологий (далее — Порядок), определяет правила предоставления субсидий из бюджета города Москвы социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения затрат, связанных с сохранением занятости и использованием информационных технологий (далее — субсидии).
1.2. Субсидии предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СО НКО), соответствующим следующим требованиям:
1.2.1. Регистрация СО НКО в качестве юридического лица и налогоплательщика на территории города Москвы.
1.2.2. Осуществление СО НКО на территории города Москвы одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и (или) статьей 5.1 Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. N 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».
1.2.3. Включение СО НКО не позднее 1 апреля 2022 г. в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, являющихся участниками реализации городских целевых программ, исполнителями социального заказа или получателями гранта, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 720-ПП «О реализации Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. N 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» и наличие сведений о СО НКО в указанном реестре на день подачи заявки на предоставление субсидии (далее — заявка).
1.2.4. Отсутствие у СО НКО на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, действующего договора о предоставлении средств из бюджета города Москвы на те же цели, на которые предоставляется субсидия.
1.2.5. Отсутствие на день подачи заявки у СО НКО поданной в рамках настоящего Порядка заявки, которая находится на рассмотрении или по которой принято решение о предоставлении субсидии и ее размере.
1.2.6. Отсутствие на день подачи заявки проведения в отношении СО НКО процедуры ликвидации, реорганизации (за исключением присоединения к СО НКО другого юридического лица), несостоятельности (банкротства), приостановления ее деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.2.7. СО НКО не является некоммерческой организацией, полномочия учредителя которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
1.2.8. Отсутствие среди учредителей СО НКО на день подачи заявки политических партий.
1.2.9. СО НКО не является иностранным юридическим лицом и на день подачи заявки не включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
1.2.10. СО НКО на день подачи заявки не включена в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
1.2.11. Регистрация СО НКО на день подачи заявки в автоматизированной информационной системе «Душевная Москва» (далее — ИС «Душевная Москва»).
1.3. Субсидии предоставляются в целях возмещения следующих затрат, понесенных СО НКО в период с 1 апреля по 31 октября 2022 г.:
1.3.1. Оплата стоимости доступа к информационным ресурсам, содержащим информацию о вакансиях и соискателях, в целях поиска работников для осуществления уставной деятельности СО НКО.
1.3.2. Приобретение российского программного обеспечения для осуществления уставной деятельности СО НКО.
1.3.3. Затраты, связанные с переходом на использование свободного программного обеспечения для осуществления уставной деятельности СО НКО.
1.3.4. Затраты на поддержание и сохранение занятости в СО НКО.
1.4. Субсидии предоставляются Комитетом общественных связей и молодежной политики города Москвы (далее — Комитет) за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
2. Порядок представления и рассмотрения заявок.
2.1. Для получения субсидии СО НКО, претендующая на предоставление субсидии (далее — претендент), представляет заявку с приложением электронных образов документов (копии в формате pdf) по перечню согласно приложению к настоящему Порядку в ИС «Душевная Москва». Днем подачи заявки является день регистрации заявки с приложенными документами в ИС «Душевная Москва». Претендент вправе подать только одну заявку в целях компенсации одного или нескольких видов затрат, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка.
2.2. Требования к форме заявки и ее содержанию, прилагаемым к ней документам, сроки начала и окончания приема заявок устанавливаются Комитетом и размещаются в ИС «Душевная Москва» в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до дня начала приема заявок. Продолжительность срока приема заявок не может составлять менее 14 календарных дней.
2.3. В срок не позднее 15 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации заявки, Комитет, организация, уполномоченная Комитетом на осуществление экспертизы представленных заявок и документов (далее — Уполномоченная организация), проводят проверку зарегистрированных заявок с приложенными документами на соответствие заявки и приложенных к ней документов требованиям, установленным настоящим Порядком, в том числе требованиям к комплектности, проверку достоверности представленной в заявке и приложенных к ней документах информации, а также проверку соответствия претендента требованиям, установленным настоящим Порядком (далее — экспертиза).
2.4. В случае несоответствия претендента требованиям, установленным настоящим Порядком, несоответствия заявки и всех приложенных к ней документов требованиям, установленным настоящим Порядком, непредставления претендентом документов, позволяющих осуществить расчет размера субсидии, и (или) наличия в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений, не позволяющих осуществить расчет размера субсидии, Комитет, Уполномоченная организация в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявки, направляют претенденту уведомление об отказе в рассмотрении заявки с указанием причин такого отказа посредством ИС «Душевная Москва».
2.5. В случае получения уведомления об отказе в рассмотрении заявки претендент вправе повторно подать доработанную заявку посредством ИС «Душевная Москва» не позднее установленного Комитетом срока окончания приема заявок.
2.6. По итогам проведения экспертизы в случае соответствия претендента требованиям, установленным настоящим Порядком, соответствия заявки и прилагаемых документов требованиям, установленным настоящим Порядком, или соответствия указанным требованиям части документов, позволяющих произвести расчет размера субсидии, Комитет, Уполномоченная организация подготавливают заключение о результатах экспертизы (далее — заключение).
2.7. В целях рассмотрения заключений и определения размера субсидий Комитетом создается комиссия. Состав и порядок работы комиссии утверждаются правовым актом Комитета.
2.8. Размер субсидии определяется комиссией исходя из фактически понесенных и документально подтвержденных затрат претендента, указанных в заявке. Размер субсидии в целях возмещения затрат, указанных в пункте 1.3.4 настоящего Порядка, определяется исходя из размера минимальной заработной платы в городе Москве на 2022 год и среднесписочной численности работников СО НКО за последний отчетный период. Предельный размер субсидии не может превышать одного миллиона рублей.
2.9. По итогам рассмотрения заявок комиссией составляется протокол об итогах рассмотрения заявок. Указанный протокол размещается в ИС «Душевная Москва» в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания.
2.10. На основании протокола комиссии Комитет в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола принимает решение о предоставлении субсидии и ее размере, оформляемое правовым актом Комитета.
2.11. Комитет уведомляет претендента о принятом решении в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия правового акта Комитета посредством ИС «Душевная Москва».
3. Порядок заключения договоров о предоставлении субсидии и порядок перечисления субсидии.
3.1. Предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии (далее также — договор), заключаемого между претендентом, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии (далее — получатель субсидии), и Комитетом.
3.2. Примерная форма договора, а также дополнительного соглашения к нему, предусматривающего внесение изменений в договор или его расторжение, утверждаются Комитетом в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов города Москвы, и размещаются в ИС «Душевная Москва».
3.3. Комитет в срок не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии:
3.3.1. Формирует сведения о договоре в автоматизированной системе управления городскими финансами города Москвы (далее — АСУ ГФ).
3.3.2. Направляет договор получателю субсидии для его подписания и возврата Комитету в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения договора.
3.4. В случае непредставления получателем субсидии в установленном порядке подписанного со своей стороны договора Комитет принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и подписании договора, о чем в срок не позднее 7 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 3.3.2 настоящего Порядка, направляет соответствующее уведомление получателю субсидии посредством ИС «Душевная Москва».
3.5. Комитет в срок не позднее 7 рабочих дней со дня подписания сторонами договора посредством АСУ ГФ представляет в Департамент финансов города Москвы сведения о договоре, подписанные Комитетом с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, с приложением электронного образа договора.
3.6. Субсидия перечисляется с единого счета по исполнению бюджета города Москвы на расчетный счет получателя субсидии, открытый в российской кредитной организации и указанный в договоре, в сроки, установленные договором.
3.7. Комитет ведет реестр получателей субсидии и договоров.
4. Порядок осуществления контроля за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий, меры ответственности за их нарушение.
4.1. Комитет и орган государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателем субсидии условий и порядка ее предоставления.
4.2. Получатель субсидии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность представляемых в Комитет сведений.
4.3. В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии Комитет составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения, и направляет указанный акт получателю субсидии в срок не позднее 7 рабочих дней со дня его подписания способом, обеспечивающим подтверждение его получения.
4.4. В случае если выявленные нарушения не устранены в сроки, указанные в акте, Комитет в срок не позднее 7 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в акте, принимает решение о возврате в бюджет города Москвы средств субсидии (части субсидии), использованных с нарушением условий предоставления субсидии, оформляемое правовым актом Комитета.
4.5. Комитет в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания правового акта Комитета направляет указанный правовой акт получателю субсидии вместе с требованием о возврате средств субсидии (части субсидии) в бюджет города Москвы, содержащим сумму и реквизиты счета, на который должен быть осуществлен возврат средств субсидии (части субсидии) для их последующего зачисления в доход бюджета города Москвы (далее — требование).
4.6. Получатель субсидии обязан осуществить возврат субсидии (части субсидии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии.
4.7. В случае невозврата субсидии (части субсидии) сумма, израсходованная с нарушением условий ее предоставления, подлежит взысканию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение к Порядку ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИИ
1. Социально ориентированными некоммерческими организациями (далее — СО НКО) посредством автоматизированной информационной системы «Душевная Москва» представляются:
1.1. Заявка на предоставление субсидии (далее — заявка), содержащая в том числе сведения об отсутствии действующего договора о предоставлении средств из бюджета города Москвы на те же цели, на которые предоставляется субсидия, на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, о непроведении на день подачи заявки в отношении СО НКО процедур ликвидации, реорганизации (за исключением присоединения к СО НКО другого юридического лица), несостоятельности (банкротства), приостановления ее деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также реквизиты расчетных счетов СО НКО в российской кредитной организации для перечисления субсидии.
1.2. Копии учредительных документов в действующей редакции, заверенные руководителем СО НКО.
1.3. Копия документа, подтверждающего назначение на должность руководителя СО НКО, заверенная руководителем СО НКО.
2. СО НКО, подавшими заявку на предоставление субсидии в целях возмещения затрат на оплату стоимости доступа к информационным ресурсам, содержащим информацию о вакансиях и соискателях, в целях поиска работников для осуществления уставной деятельности СО НКО, помимо документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, представляются копии документов, подтверждающих приобретение доступа к информационным ресурсам, содержащим информацию о вакансиях и соискателях, с приложением актов о выполнении работ, оказании услуг (при наличии), и платежных документов, заверенные руководителем СО НКО.
3. СО НКО, подавшими заявку на предоставление субсидии в целях возмещения затрат на приобретение российского программного обеспечения, затрат, связанных с переходом на использование свободного программного обеспечения для осуществления уставной деятельности СО НКО, помимо документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, представляются:
3.1. Копии документов, подтверждающих приобретение российского программного обеспечения, с приложением платежных документов, заверенные руководителем СО НКО.
3.2. Копии документов, подтверждающих расходы по переходу на свободное программное обеспечение, с приложением актов о выполнении работ, оказании услуг (при наличии), платежных документов, заверенные руководителем СО НКО.
3.3. Справка в произвольной форме об обеспеченности СО НКО технологическим, компьютерным оборудованием, принадлежащим ей на праве собственности или на ином праве, подписанная руководителем СО НКО, с приложением копий подтверждающих документов.
4. СО НКО, подавшими заявку на предоставление субсидии в целях возмещения затрат на поддержание и сохранение занятости в СО НКО, помимо документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, представляются копии отчетных форм, представляемых СО НКО в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы), и (или) Федеральную службу государственной статистики, и (или) налоговые органы, и (или) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (с отметкой указанных государственных органов, государственных внебюджетных фондов или с квитанцией о приеме в электронном виде и (или) извещением о вводе в электронном виде) и отражающих сведения о количестве работников за последний отчетный период, заверенные руководителем СО НКО.
5. В рамках межведомственного взаимодействия Комитетом общественных связей и молодежной политики города Москвы самостоятельно запрашиваются:
5.1. Сведения о включении СО НКО в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, являющихся участниками реализации городских целевых программ, исполнителями социального заказа или получателями гранта, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 720-ПП «О реализации Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. N 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».
5.2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
5.3. Сведения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или информация об отсутствии сведений о СО НКО в указанном реестре.
5.4. Сведения из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, или информация об отсутствии сведений о СО НКО в указанных перечнях.
Источник: xn--80anw5d.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai
О налоге на прибыль и НДС при получении субсидии из бюджета субъекта РФ на компенсацию затрат по строительству инфраструктуры
Налогообложение субсидий на возмещение затрат: как происходит налоговый учет льгот и является ли они доходами физических лиц
Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы затрагивающие налогообложение субсидий на возмещение затрат.
Является ли доходом и облагается ли налогом?
Субсидия – это невозвратная и безвозмездная помощь, призванная компенсировать затраты, или дополнить доходы, которые были недополучены по тем или иным причинам.
Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:
- работу с региональными программами;
- создание рабочих мест;
- способствование занятости населения.
Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государством в рамках целевых программ и прочих мероприятий.
Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.
Налогообложение субсидий при ОСНО
При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.
Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.
Налогообложение субсидий при УСН, доходы – расходы
Упрощенная система налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование. Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.
Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.
Налогообложение субсидий при ЕНВД
Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.
Учет в Налог на доходы физических лиц
Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.
При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.
Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.
Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.
Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.
Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.
И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.
Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.
Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.
При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.
При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.
При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.
Эта мера избавляет от уплаты налогов.
В ндс
Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста.
Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат.
Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.
Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.
Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.
В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.
В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно.
И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.
Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.
С 1 января учитывать субсидии надо по‑новому
В 2021 году у бухгалтера реже возникнут проблемы с вычетом и восстановлением НДС по затратам за счет субсидий. Новые правила учета появились для господдержки, которая поступила с 1 января. Изменения мы обобщили в таблице. Подробнее о них и о том, как теперь учитывать НДС с субсидий, смотрите на примерах ниже.
Изменение 1: проблем с вычетами НДС стало меньше
С 1 января 2021 года хозяйства могут без опаски заявлять вычеты НДС по покупкам за счет субсидии. Например, государство выдало финансирование на предстоящие приобретения.
По документам госпомощь не покрывает входной НДС от поставщика. В такой ситуации вы можете заявить налог к вычету. Раньше бухгалтер рисковал, если поступал так.
Налоговики на местах стремились отказать в вычете, и дело нередко доходило до суда.
Вторая ситуация – государство выделило субсидию (включая НДС), но финансирование покрывает покупки не полностью. По новым правилам можно заявить к вычету часть налога. Раньше Налоговый кодекс прямо о такой возможности ничего не говорил. Хозяйства были вправе списать налог в расходы при условии раздельного учета.
Допустим, финансирование покрывает затраты частично. Тогда НДС можно принять к вычету в доле, которая соответствует соотношению субсидии и стоимости покупок. Обе суммы считайте с учетом входного налога. Приведем пример.
Пример 1. Сколько НДС заявить к вычету, если компания получила субсидию на расходы
В январе 2021 года хозяйство получило субсидию – 240 000 руб. на покупку удобрений. Государство предоставило финансирование с НДС. В феврале купили удобрения за 960 000 руб., включая НДС – 160 000 руб.
Доля субсидии в расходах на покупку составляет 0,25 (240 000 ₽ / 960 000 ₽). Получается, налог в сумме 40 000 руб. (160 000 ₽ × 0,25) нужно включить в прочие расходы. К вычету бухгалтер вправе заявить 120 000 руб. (160 000 – 40 000).
Изменение 2: восстанавливать налог нужно реже
С 1 января 2021 года станет меньше случаев, когда потребуется восстанавливать НДС с расходов за счет субсидии. Если по документам финансирование компенсирует затраты без налога, восстанавливать его не нужно.
Раньше не играло роли, что компания получила госпомощь без налога. НДС все равно надо было восстановить. Значит, хозяйства теряли налог. Новые правила снизят финансовые потери и трудозатраты бухгалтера.
Изменение касается также ситуации, когда субсидия с НДС возмещает затраты частично. В этом случае надо вычислить долю восстановления налога. По новым правилам при ее расчете в общую стоимость товаров нужно включить НДС. Раньше налог не учитывали. Посмотрите на примере, как посчитать сумму к восстановлению.
Пример 2. Как восстановить НДС, если субсидия покрывает часть расходов
В январе 2021 года хозяйство получило субсидию – 472 000 руб. на возмещение затрат по приобретенной в прошлом году сельхозтехнике. Государство предоставило финансирование, в том числе для компенсации оплаты входного НДС. Стоимость сельхозтехники – 1 180 000 руб. В эту сумму вошел НДС по ставке 18 процентов – 180 000 руб.
Доля субсидии в расходах на покупку равна 0,4 (472 000 ₽ / 1 180 000 ₽), поэтому бухгалтер восстановил НДС в размере 72 000 руб. (180 000 ₽ × 0,4). Эту сумму хозяйство включило в прочие расходы. Для сравнения доля по старым правилам без учета НДС также равна 0,4 (400 000 ₽ : 1 000 000 ₽).
Условия предоставления субсидии могут не учитывать, расходы на какое конкретно имущество компания планирует возмещать. Раньше для такой ситуации не было правил восстановления НДС. Теперь понятно, что надо восстановить ту часть налога, которую заявляли к вычету в течение года, предшествующего получению субсидии. Расчеты посмотрите на примере.
Пример 3. Точно неизвестно, какие покупки покрывает субсидия. Как восстановить НДС
В январе 2021 года хозяйство получило субсидию – 1 223 660 руб. на возмещение затрат на сырье и материалы. По условиям в финансирование входит НДС. В договоре не указаны конкретные наименования товаров, затраты на которые компенсирует госпомощь.
За 2021 год общие расходы хозяйства составили 71 980 000 руб., в том числе НДС – 10 980 000 руб. Доля субсидии в этой сумме – 0,017 (1 223 660 ₽ : 71 980 000 ₽). Бухгалтер восстановил НДС в размере 186 660 руб. (10 980 000 ₽ × 0,017) и включил эту сумму в прочие расходы.
Изменение 3: реже потребуется раздельный учет
До 2021 года раздельный учет требовался при любых условиях господдержки, иначе хозяйства не могли безопасно списать НДС в расходы. Теперь ситуация поменялась.
Допустим, из условий предоставления финансирования не ясно, какое конкретно имущество нужно приобрести. По новым правилам это единственный случай, когда понадобится раздельный учет. В такой ситуации он необходим, чтобы заявить налог вычету.
Если пренебречь раздельным учетом, придется восстанавливать НДС. Как это сделать, посмотрите на примере.
Пример 4. Должны были, но не вели раздельный учет. Как восстановить НДС
Для покупок в 2021 году хозяйство получило субсидию – 1 560 000 руб., включая НДС. В соглашении о госпомощи не указаны конкретные наименования сельхозтоваров. В этом случае для безопасных вычетов НДС требуется раздельный учет. Бухгалтер не вел его, и аудиторская проверка обнаружила ошибку. Нужно восстановить налог 31 декабря.
Допустим, за 2021 год общие расходы равны 78 000 000 руб., в том числе НДС – 13 000 000 руб. Доля субсидии в затратах – 0,02 (1 560 000 ₽ / 78 000 000 ₽). Значит, восстановить НДС нужно в размере 260 000 руб. (13 000 000 ₽ × 0,02) и включить эту сумму в прочие расходы.
Таблица. Что изменилось в учете субсидий
Ситуация | Как стало в 2021 году | Как было в 2021 году |
Вычет НДС с предстоящих расходов | ||
Субсидия не покрывает всю стоимость предстоящей покупки | НДС можно заявить к вычету. Посчитать налог нужно пропорционально части покупки, которую не покрывает субсидия, см. пример 1 | НДС нельзя безопасно заявить к вычету |
Согласно документам субсидия не компенсирует входной НДС | Весь НДС можно безопасно заявить к вычету | НДС нельзя безопасно заявить к вычету, даже если субсидия не компенсирует налог |
Неизвестны конкретные покупки, на которые получили субсидию вместе с НДС | НДС можно безопасно заявить к вычету при условии раздельного учета затрат за счет субсидии | Безопасно заявить НДС к вычету нельзя |
Восстановление НДС с затрат | ||
Субсидия не покрывает всю стоимость покупки | НДС нужно восстановить частично в зависимости от соотношения величины субсидии и стоимости покупок. Расчет нужно выполнить с учетом налога, см. пример 2 | НДС нужно восстановить частично. Пропорцию нужно составить без учета налога |
Согласно документам субсидия не компенсирует входной НДС | Восстанавливать налог не нужно | Надо восстановить НДС. Не важно, выделило государство субсидию с налогом или нет |
Неизвестны конкретные покупки, расходы на которые вместе с НДС покрывает субсидия | Восстановить НДС нужно частично. Для этого надо вычислить долю субсидии в стоимости покупок в течение предшествующего календарного года. Расчет нужно выполнить с учетом налога, см. пример 3 | Для этого случая в Налоговом кодексе не было правил учета |
Раздельный учет затрат за счет субсидий | ||
Получили субсидию на предстоящие покупки. Финансирование не покрывает входной НДС | Раздельный учет не нужен. Восстанавливать налог не требуется | Раздельный учет нужен, но он не освобождает от восстановления НДС. Независимо от того, получили субсидию с налогом или нет |
Неизвестны конкретные покупки, на которые получили субсидию вместе с НДС | Раздельный учет нужен. Если не вести его, придется восстанавливать налог. Как это сделать, см. пример 4 |
Налоговый учет субсидий из бюджета
Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Субсидии в Плане бухгалтерских счетов
Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».
Какие операции с субсидиями отражаются в проводках
Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:
- поступление дотационных средств;
- применение финансов по целевому назначению;
- возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.
Когда отражать субсидии
Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.
- «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
- дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
- «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
- дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.
Отражение субсидии на расходы прошлых периодов
Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
- дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.
Отражение субсидирования капитальных расходов
Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
- дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.
Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.
Как отразить субсидию на текущие расходы
Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:
- дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
- дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
- дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.
Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
- дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
- дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.
Читайте так же: Субсидия по программе молодой специалист
Отражение возврата субсидий
Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:
- времени получения основного транша;
- способа отражения этого получения.
- Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
- дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
- Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
- дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
- дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
- дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.
Субсидия и налоги
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Для плательщиков ЕНВД
Порядок предоставления субсидий возмещение затрат. В налоговом учете полученные субсидии на возмещение затрат признаются единовременно, а в бухгалтерском – постепенно
Цель такого финансирования – поддержание мелких и средних бизнес-структур, которые имеют свой развивающийся бизнес-план, но нуждаются в материальной поддержке на разные цели.
Для государства выгодней помочь решить им временные трудности при помощи субвенции, чем привести к необходимости сокращения рабочих мест и потерять выплачиваемые этими работниками налоговые доходы.
Государственное субсидирование по кредитам
Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.
Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.
Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.
Действие этого постановления позволило многим предприятиям за счет выделенных государственных денег погасить такие виды взятых ранее займов:
- которые пошли на покупку оборудования или необходимой спецтехники;
- строительство новых цехов;
- обустройство имеющихся помещений;
- ГСМ, которые использовались для сельскохозяйственных целей (посев, уборка и т. д.);
- приобретение птицы или голов скота для разведения.
Порядок распределения субсидирования определяют региональные органы власти. Они создают комиссии, имеющие право делать требования более жесткими к соискателям, беря во внимание особенности местных условий. Заседания проводятся согласно утвержденному графику. Обычно эта периодичность составляет не реже одного раза в месяц.
Субсидирования на возмещение процентных ставок по имеющемуся кредитному договору могут быть предоставлены предпринимателям среднего и малого бизнеса, которые задействованы в сельскохозяйственном производстве или других сферах, не пребывают в процессе объявления банкротства и работают на рынке РФ.
Субсидии на возмещение затрат не предоставляются участникам Центрального Банка, а также компании из сферы финансовых услуг (ломбарды, игорный бизнес).
Какие основания для начисления
Субвенция на возврат затрат, которые понесло предприятие в результате своего развития, реализуется на основании соглашения. Последнее имеет свои особенности.
Оно должно включать в себя информацию о размере субвенции и о величине затрат для частичного возмещения средств, заложенных предпринимателем. Также в этом документе указывается, на что именно пойдет выданная субсидия (предмет субсидирования).
В обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования и предоставлены:
- заключенное правоотношение с местными органами самоуправления. Здесь важно, чтобы было учтено условие, что выплаты предоставляются только субъектам РФ средствами, выделенными на финансирование одноименных программ по возмещению затрат мелкому или среднему бизнесу;
- данные о возможном субсидировании ранее;
- дата и схема выдачи документации, отчетности, которые подтверждают выполнение обязательств уполномоченными организациями;
- выписка-подтверждение того, что в бюджете заложены денежные средства на выдачу субвенции;
- отчеты о расходах, которые были понесены предприятием и на которые оно планирует получить субсидирование (в обязательном порядке должны быть обговорены Министерством РФ);
- отчет, который подтвердит, что запланированное предприятием развитие было достигнуто путем использования кредитных средств.
В соответствии с соглашением также включаются и такие важные правила предоставление субсидирования предприятий малого и среднего бизнеса РФ, как обязательный контроль над правильностью и правомерностью соблюдения условий предоставления финансирования.
В нем также упоминается степень ответственности за недостижение запланированной результативности по субсидированию.
Схема предоставления субсидии на возмещение затрат
Перед тем, как предприниматель обратится в госорганы для начисления ему субвенции от государства, ему необходимо подготовить ряд документов:
- заявление на получение субсидирования;
- данные об имеющемся у предпринимателя подсобном хозяйстве (стоимость и его размеры);
- договор (копия) на предоставленный кредит (в обязательном порядке заверяет юрист финансовой организации, с которым он заключен);
- выписку со счета по кредитованию, который указывает на наличие долга;
- график погашения задолженности и ее сроки;
- номер банковского счета, на который будут перечисляться финансы по субсидированию;
- налоговый документ со сведениями по налогообложению.
Собрав все эти документы, представитель от предприятия должен обратиться в Департамент по предоставлению субсидий для малого бизнеса.
Работа комиссии и принятие решения
Заявления регистрируется, а затем организовывается проверка достоверности предоставленных сведений. Это занимает не более 10 рабочих дней. Размер субсидии определяется согласно Постановлению № 1406 и не может превышать суммы в 5 млн. руб.
Расчет размера субсидирования проводится по формулам и зависит от многих факторов. Во внимание берется валовый продукт, а также суммы ранее предоставленных выплат по субсидии.
Ответ с Департамента приходит в письменном виде, в котором указывается, удовлетворенно ли его требование о субсидировании. Если решение негативное, то в письме в обязательном порядке указываются причины, почему предпринимателю отказано.
Основное условие субсидирования на возмещение затрат предпринимателя – это кредитная честность и действительная потребность в дополнительном финансировании со стороны государства.
При позитивном ответе субсидия выдается в специализированном отделе банковского учреждения. Начисления могут прийти в течении двух месяцев с даты принятия решения комиссии.
Бухучет
По мере поступления бюджетных средств в бухучете предприятия делаются такие проводки: Дебет 76 – Кредит 86 (начислено субсидирование), Дебет 51 – Кредит 76 (получение субсидирования), Дебет 86 – Кредит 98 («Прочие доходы» – включение субвенции в доходную часть предприятия).
Если же дело касается возмещения имеющихся затрат, которые понесло предприятие в других отчетных периодах, субсидирование ведется на счету 91 «Прочие доходы», не использовав при этом счет 86.
Но тогда усложняется возможность аналитики. Поэтому в таких случаях специалисты рекомендуют полученную сумму средств отражать на Кредит 86.
Согласно НК РФ ст. 250 () государственная субвенция считается внереализационной прибылью организации. А датой поступления денежных средств будет приниматься дата фактического прихода суммы на счет (НК РФ ст. 271).
Затраты, которые понесла организация, зачастую списывают в прочих расходах. Из этого следует, что дополнительное налогообложение полученная субсидия от государства не требует.
Бухгалтерский учет должен учесть и НДС, а также вычеты в нем при получении денежных средств из бюджета.
Согласно ст. 146 НК РФ, налогом на добавленную стоимость облагаются реализованные товары или услуги на территории РФ. Субсидирование, которое направлено на возмещение государством затрат, понесенных предприятием, в налоговой базе не учитывается.
Это связано с тем, что его получение никак не зависит от реализации товара или предоставленных услуг.
Контроль
За всеми бюджетными средствами, выделяемыми для предпринимателей с целью реализации их нужд, ведется строгий контроль. Это позволяет вовремя обратить внимание на молодые, развивающиеся предприятия и скорректировать необходимое субсидирование в нужное русло.
Непосредственную ответственность за неправомерные начисления по субвенциям несут сотрудники Министерств, а также банковские организации, которые взяли на себя ответственность проводить подобные выплаты.
Продуктивность использования субвенции определяется путем вычисления соотношения объема кредитования, которое указано в Постановлении, и суммы, указанной в соглашении о реализации, а также индексов производства.
Если же проведенный анализ покажет, что субсидия была израсходована нецелесообразно или оказалась малоэффективной, то в дальнейшем ее сумма будет снижена, а остатки перечислены в местный бюджет.
Каждый представитель из сферы малого или среднего бизнеса на территории РФ может рассчитывать на помощь от государства на предоставление ему субсидирования для погашения кредитных обязательств, взятых с целью развития бизнеса.
И для предпринимателя, и для государства – это выгодный путь реализации своих потребностей. Государственная субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована для других нужд предприятия.
Субсидия – помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.
Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения.
А назначение субсидий может быть разное – на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.
С полученных субсидий НДС платить не надо
С.В. Крутских, г. Калининград
Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДСподп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:
Источник: buhytchet.ru