В эпоху каролингов было распространено строительство

заочной формы обучения 2 курса К-21 (з) Новикова Н. В.

Проверил: Руководитель работы

1.Деятельность Карла Великого и его сподвижников

2.Архитектура Каролингского Возрождения

4.Книжная миниатюра

Деятельность Карла Великого и его сподвижников

В конце 7 века правители Австрии, сменив последних «ленивых королей» из меровингского рода, стали правителями объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя Карла Великого (768 — 814) новая династия получила название Каролингской. Время ее правления было отмечено в континенте важными переменами.

Ясно обозначилась полярность классовых отношений, сопровождавшаяся ростом крупного землевладения. Карл объединил под своей эгидой почти все обращенные в христианство народы Европы и способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. В его руках была столица древней империи – Рим. На вершине своего могущества, перед лицом наиболее сильных монархов того времени – византийского императора и багдадского халифа – Карл выступил с идеей возрождения Римской империи на Западе.

Каролингское Возрождение (рус.) История средних веков.

Империя Карла была достаточно рыхлым раннефеодальным государством, в котором лишь церковь обладала хорошо налаженной организацией. Литургия повсюду в империи совершалась по римскому образцу, бенедиктинский устав стал основой монастырской жизни. Расширилась сфера образования: империя нуждалась в грамотных чиновниках. При дворе Карла собирался кружок образованных людей, деятельность которых позволила объединить остатки знаний, еще хранившихся в монастырских библиотеках и кафедральных соборах на окраине Европы – в Италии, Испании и на британских островах.

Оживление культурной жизни при дворе Карла и в правление его преемников нередко именуют «каролингским Возрождением». Однако оно не означало поворота к светскому началу и классической античности. Культуру Каролингов, сосредоточенную в среде высших духовных и светских лиц, близких ко двору, питали в первую очередь христианская античность и подспудно существовавшие антикизирующие тенденции в культуре раннего средневековья.

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них.

Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для криликов и монахов, а также капитулярий (802г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ явилось воспитание образованных криликов и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл 1 собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф из Испании, Эйнгардт который позднее напишет биографию Карла 1 «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Культура эпохи Каролингов — Олег Воскобойников

При епископских резиденциях Карл 1 создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев – мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

При дворе в Аахене Карл 1 создает ученое общество, наподобие созданого в свое время Платоном, и называет его «Дворцовой академией». В деятельности «Академии» принимает участие сам Карл 1 и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях «Академии» читались и обсуждались ученые сочинения ее членов церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены «Академии» носили библейский или античный псевдоним.

Карл Великий имел имя Давида

В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические тракты античности. Появляются новые произведения по сельскому хозяйству.

В это время начинает формироваться схоластика, которая становиться основой средневекового мировоззрения культуры и науки вплоть до Возрождения.

При всем своем увлечении античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного его франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.

После смерти Карла Великого начали закрываться школы, кроме тех, которые готовили к духовному званию. Уровень образованности в империи резко упал.

Архитектура Каролингского Возрождения

Об архитектуре Франкского государства второй половины 8-9 века можно судить по немногим сохранившимся зданиям, данным археологии и письменным источникам. Отражая рост феодальных отношений, уже архитектура меровингской эпохи выработала ряд новых типов сооружений. Среди них следует выделить в первую очередь бург – укрепленный военный лагерь. Со временем он превратился в резиденцию феодала. Появление среди зданий бурга высокой башни, окруженной рвами и палисадами,- прообраза будущего донжона – вело к сложению типа средневекового замка.

В раннем средневековье центр хозяйственной жизни неуклонно перемещался в сельскую местность. Города, епископские резиденции и административные центры уступали свою роль поместьям и монастырям. На первых порах у франкских королей не было постоянного местопребывания: монарх со своим двором кочевал из одного поместья в другое. Лишь при Карле Великом любимое поместье его отца – Пфальц в Аахене (ФРГ) стало подобием столицы. Обширное строительство развернувшееся здесь во второй половине 8 века, должно было наглядно представить притязания Карла на роль обновителя империи, являть доказательства непрерывности имперской традиции.

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла1 до наших дней сохранилась капелла в Аахене, образующая сегодня сердце кафедрального собора. Она была начата по приказу Карла Великого около 790 г. по проекту Одо фон Меца и освещена около 800 г. Но дворец к которому она относилась, исчез почти полностью. Он должен был напоминать об императорском Риме и соответственно назывался Латеран, по названию папской резиденции в Риме.

Почти одновременно с сооружением аахенского пфальца было начато строительство в Северной Франции монастыря Сен-Рикье. Наибольший интерес представляла главная церковь аббатства, которая с западного конца завершалась вестверком – многоярусной постройкой на квадратном основании. Вестверк и средокрестие были отмечены высокими деревянными круглыми башнями. Наличие башен продолжало начатые в меровингский период поиски специфического для севера Европы динамичного силуэта культового здания.

Вестверк был нововведением каролингской архитектуры. Его назначение до сих пор служит предметом дискуссий, поскольку от 9 века сохранилось их мало. В почти неизменном виде дошел лишь вестверк церкви аббатства Корвей (873-885, ФРГ) – двухъярусный зал с эмпорами, увенчанный шатром. Со стороны фасада его фланкируют две прямоугольные башни.

Композиция вестверков дала возможность ряду исследователей, исходя из средневекового уподобления храма «небесному граду», трактовать эту часть церковного здания как символ крепостных врат, охраняющих вход в священное пространство. Не менее веские основания имеет толкование вестрерка и как императорского зала: культовое здание с вестверком объединяло функции святилища и тронного зала, намекало на союз светской и духовной власти. Характерно в связи с этим, что в дальнейшем вестверк удержался в архитектуре Германии, где имперские идеи играли значительную роль на протяжении долгого времени.

Появление второго полюса в храмовой постройке существенно меняло композиционную структуру здания. Односторонне ориентированная базилика предшествующего времени уступила место храму с двумя противолежащими центрами. Иной путь в том же направлении демонстрируют церкви с апсидами на противоположных концах. Одним из наиболее ранних примеров применения контрапсиды Западной Европе является церковь в Фульде (ФРГ).

При перестройке в период 791-819 годов она получила второй трансепт и хор. Введение контрапсиды не только создавало более статичную композицию, но подчеркивало замкнутость церкви, ее отъединенность от мира. Близкие тенденции мы можем обнаружить и в планировке монастырских комплексов. Библиотека Санкт–Галленского монастыря (Швейцария) сохранила документ исключительной важности.

Это возникшей до 829 года в Рейхенау (ФРГ) типовой план монастырских построек, который предназначался для реконструкции существовавшей обители. Регулярность и функциональная обоснованность – основные свойства санкт – гелленского чертежа.

Система расположения построек на санкт-гелленском плане образует как бы несколько защитных слоев по отношению к сакральному пространству святилища. На внешнем обводе монастыря располагались хозяйственные постройки, дома ремесленников, сады и огороды.

К ним присоединялись больница и помещение для послушников с небольшими капеллами, кладбище, странноприимный дом, школа и жилище аббата. Эти здания строились с деревянным каркасом. Из камня предписывалось сооружать наиболее важные постройки – храм, дормиторий и рефекторий.

Они распологались по сторонам прямоугольного двора — клуатра с северной, восточной и южной стороны; западную часть двора замыкал погреб. Монастырский погреб образовывал преддверие храма.

Главное святилище на плане из Санкт- Галена – трехнефная базилика с трансептом и хором – превосходило своими размерами остальные сооружения и было предназначено для совершения основных служб. Многочисленные алтари, разбросанные дотоле в нескольких монастырских церквах, теперь сосредоточились в одном здании в капеллах по сторонам нефа. Главный доступ в церковь находился с южной строны; восточный и западный концы здания замыкались апсидами с примыкавшими к ним двориками. Замкнутость внутреннего пространства святилища логически завершала основную идею плана.

Читайте также:  Когда заготавливать лес на строительство дома

В каролингскую эпоху все большее внимание стали уделять сооружению крипт. Каролингская крипта – своего рода вторая церковь в храме, некое триумфальное сооружение над могилой святого или его реликвией. Увеличение числа реликвий и погребений, необходимость сделать их доступными для обозрения паломникам привело к появлению плана крипты с радикально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода, что в свою очередь повлияло на план всей апсидальной части храма.

Самым известным памятником эпохи Каролингов считается надвратный зал монастыря Лорш 8 века под Дармштадтом, который по предложениям построен в 800 году. Это свободно стоящее сооружение – трехпролетные выездные ворота монастыря, напоминающие римскую триумфальную арку.

Полуколонны и пилястры с каннелюрами и с причудливо оформлено сложными капителями выделяются на многоцветном фоне из каменных плиток коричневого и бежевого цветов. Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы. В начале нашего столетия в интерьере под более поздними средневековыми фресками был обнаружен первоначальный декор, который имеет прототипы в архитектурных росписях римских домов.

Живопись

Стремление возродить в новом облике величие Древнего Рима, империя Карла приобщалась в своем художественном творчестве к достижениям поздней античности.

Монументальная живопись сохранилась плохо. Однако известно, что росписи были распространены как в культовых постройках, так и в светских. В 9 веке мозаики и фрески украшали стены императорских дворцов и епископских резиденций. Они прославляли подвиги библейских царей и античных полководцев и императоров, а также победы каролингских суверенов.

По отношению иконоборческим спорам, которые захватили в 8 веке Византию, Карл и его окружение заняли промежуточную позицию. Императорские указы, «Карловы книги» , составленные в ответ на решения Никейского собора 787 года, не отвергали полностью изображений в церквах, однако лишали их особого сакрального смысла и выдвигали на передний план дидактическую роль священных изображений, отдавая предпочтение слову. Рабан Мавр, видный автор той эпохи, писал в духе «Карловых книг»: «Изображение радует лишь одно мгновение, обращается лишь к одному чувству и не является достойным веры, ибо искажает истинный смысл вещей, только написанное может служить путеводной нитью». Наличие сопроводительных надписей считалось поэтому обязательным.

Отдаленное влияние иконоборческих споров можно усмотреть в сохранившейся мозаике в Жерминьиде-Пре ( ок. 806 г., Франция) – в личном оратории архиепископа Теодульфа, ученого, поэта, знатока античности и советника Карла Великого. Помещенная здесь композиция «Ковчег Завета» не имела анологий ни в византийском искусстве, ни в Риме и является, по всей видимости, собственным иносказательным сочинением орлеанского епископа.

О тенденциях развития монументальной живописи 9 века более ярко свидетельствуют фрески крипты церкви Сен Жермен в Осере, росписи святилища Сан Бенедетто в Маллесе в итальянском Тироле (до 881 г.) и церкви Санкт Иоханн в Мюстере (конец 9 века., Граубюнден, Швейцария; ныне в Краеведческом музее Цюриха). Роспись в Осере примечательна живой убедительностью рассказа, она монументальна и представительна.

Каролингская эпоха еще не утратила традицию портретных изображений

На восточной стене святилища в Маллесе сохранились изображения донаторов – воина с мечом и аббата с моделью храма.

Произведением, во многом предвосхищавшим системы росписей церковных зданий более позднего времени, предстает декор в Мюстере. Живопись распологалась пятью регистрами, каждый из которых был разбит на прямоугольные поля, заключенные в рамки. Мюстерские фрески – один из первых повествовательных циклов раннего средневековья – объединили эпизоды из жизни святых с библейскими и особенно подробно разработанными евангельскими сценами. Западную стену занимало огромное изображение Страшного суда. Сгущенную эмоциональную атмосферу подчеркивали коричневато-охристые и серо-голубые тона, поверх которых наложены энергичные мазки более светлой краски.

Не волнистый плетеный узор, не абстрактная звериная орнаментика, а конкретность и ясность форм в передаче того, что есть или может быть, лучше всего отвечали запросам юной государственности, преодолевавшей вековой хаос и заботящейся прежде всего о своей устойчивости. Это государство опиралось на религию. И вот в императорских указах читаем, что «живопись допустима для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не мог прочитать из книг».

Живописи надлежало обрести более развитый изобразительно-повествовательный характер.

Красочны и внушительны, несмотря на некоторую наивность, образы немногих сохранившихся от тех времен монументальных росписей и мозаик.

В резном (из слоновой кости) книжном окладе из Геноэльс – Эльдерена (Брюссель музей прикладного искусства) сцена встречи Марии и Елизаветы (матери Христа и матери Иоанна Крестителя) принадлежит к шедеврам раннего средневекового искусства. Фигуры мало объемны, но сила и согласованность их взаимного порыва, их органическая, подлинная неразрывная слитность равно как и патетика выраженных чувств, выдают руку вдохновенного мастера, предвещая расцвет вполне оригинальной зрелой Средневековой пластики.

Книжная миниатюра

Памятником, возвестившим начало нового этапа истории книжной живописи, стал список евангельских текстов, законченных в 783 году писцом Годескальком для Карла Великого. Это богато украшенная рукопись написана золотым и серебряным шрифтом на пурпурном пергаменте. Изобразительная традиция в противовес декоративной стала доминировать в «Евангелии Годескалька». Точная графичность, почти орнаментальная игра линий, приковывающая изображение к плоскости, сочетается в миниатюрах с пристальным вниманием к человеческой фигуре.

Новый дух восторжествовал в памятниках, которые вышли из придворной мастерской Карла в период до 810 года. Вместе с работой Годескалька их объединяют в «группу Ады», по имени аббатисы Ады, для которой было исполнено «Евангелие». Наследники Годескалька пользовались в первую очередь образцами античного толка, которые могли быть привезены из Италии или Византии.

После периода господства декоративно украшенной плоскости в меровингской и островной миниатюре рукописи «группы Ады» вновь выдвинули проблему изображения объемного пространства. Троны, на которых восседают евангелисты, помещены в своего рода ниши, архитектурные задники образуют пространственную среду. Автор миниатюр «Евангелие» из монастыря Сен Медар в Суассоне в композиции «Источник жизни» возводит сложные кулисы, здания мощными изгибами уходят в глубину, «источник жизни» осеняет пространственно трактованный киворий. «Кодекс из Сен Медара» — совершенное творение ранней каролингской миниатюры – выделяется также гибкой передачей эмоционального звучания каждого образа: евангелисты то погружены в себя, то взволнованно прислушиваются к словам которые нисходят к ним свыше.

Наряду с Евангелием наиболее излюбленным объектом иллюстрирования в средние века была Псалтырь. Ее поэтические тексты, наполненные символами и аллегориями, ставили сложные задачи перед миниатюристами. В Каролингский период возникло два наиболее полно иллюстрированных манускрипта этого ветхозаветного сочинения: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта и современный ему список в Штутгарте. «Утрехтская Псалтырь» оставила неизгладимый след в средневековом искусстве, воздействие ее миниатюр было ощутимо вплоть до 12 века. Иллюстрации рукописи исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице.

Перемежаясь с текстом в виде широких лент, они возникают подобно изобразительным комментариям древних свитков. Но писец и художник исходили из разных источников: изобразительный ряд не всегда совпадает с текстом. Рисунки то пространственно иллюстрируют толкование, отсутствующее в рукописи, то отличаются наивным буквализмом.

Каждый псалом сопровождается изображением динамично сменяющих друг друга эпизодов. Битвы, мучения, схватки, процессии, пиры, охоты, храмы и крепости, скульптурные монументы, холмы и деревья, львы, кобылица с жеребенком – все это непрерывным потоком проходит по страницам. Исполненные в эскизной манере, рисунки рождают ощущение вдохновенной импровизации, хотя мастера с завидной изобретательностью варьировали небольшое количество образцов.

В 40-е годы пальма первенства перешла к школе Тура (до 853 г.), затем к так называемому скрипторию Карла Лысого, местоположение которого нельзя считать твердо установленным. В Туре мастера следовали по стопам дворцовой школе, знали древние рукописи, а также сумели усвоить уроки реймских художников. Стиль миниатюр турской школы – степенный и торжественный, композиции отличаются ясным построением, каждая сцена полна значительности. Фигуры движутся с достоинством, страсти и волнения разрешаются в величавом спокойствии главного действующего лица.

Важной чертой турских произведений стало новое восприятие изображаемого пространства. Переход отчетливо ощутим при сравнении миниатюр двух рукописей – «Библии Мутье — Грандваля» (ок. 840 г., Лондон,

Британский музей) и списка библейского текста, исполненного по заказу светского аббата Тура графа Вивиана. Художники «Грандвальской Библии» еще достаточно следовали позднеантичному образцу в композиции миниатюр, одеждах действующих лиц, в перспективной трактовке интерьера

В изображении пейзажа. Художники «Библии Вивиана», создавая величественную сцену поднесения графом рукописи Карлу Лысому, руководствовались уже «иерархическим» пониманием пространства. Фигуры расположены в пределах композиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Осененный божественной десницей Карл Лысый, восседая вверху на троне, превосходит остальных персонажей ростом.

В середине 9 века ряд примечательных кодексов вышел из соборного скриптория в Меце. Для архиепископа Дрогона, внебрачного сына Карла Великого, здесь был создан наиболее значительный манускрипт – «Сакраментарий» парижской Национальной библиотеки. Рукопись снабжена большим количеством крупных инициалов, содержащих повествовательные сцены.

Сохранившиеся в большом количестве миниатюры каролингской эпохи – самое для нас значительное в ее художественном наследии. Среди них несомненные шедевры-миниатюры Евангелий архиепископа Эбо и короля Лотаря, в которых виртуозность и динамичность рисунка, унаследованные от англо – ирландской миниатюры, создают могучую выразительность образов.

Читайте также:  Что такое строительство в горных условиях

Ценнейший памятник изобразительного искусства того времени – знаменитая Утрехтская псалтырь (так названная по месту ее хранения – Университетской библиотеки в Утрехте) со ста шестьюдесятью пятью рисунками, выполненными коричневыми чернилами. Тут сцены охоты, битв, пиров, мирного труда крестьян, холмистые пейзажи, всевозможные архитектурные мотивы.

Графическая четкость и декоративность. Наблюдается любовь к миру, окружающему человека, проявляется с подобной же силой и мастерством лишь в рисунках 14 столетия.

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не рапространилось. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

Использованная литература

1. История искусства Зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под редакцией Ц. Т. Нессельштраус, Москва издат-во «Изобразительное искусство» , 1982 г.

2. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и центральной Европе. В. Н. Тяжелов, Москва ИСКУССТВО .1981 г.

3. Библиотека «Полка букиниста» Значимые книги отечественных и зарубежных авторов. В.В. Карева. История средних веков «Каролингского Возрождения». PolBu.Ru

Источник studopedia.ru

Архитектура империи Каролингов
Культура каролингского ренессанса

В 8-9 веках в средневековой Европе в империи Каролингов, названной по имени императора Священной Римской Империи Карла Великого (768-814 годы), попытались возродить римские традиции и навыки каменного строительства. Сознательное обращение к римскому наследию в архитектуре Франции, Германии, Италии и последовавший в эпоху Карла Великого расцвет культуры дали повод некоторым исследователям назвать этот период «Каролингским ренессансом». Неграмотный Карл Великий, окруженный замечательно образованными и высококультурными соседями – византийским василевсом и багдадским халифом, собрал вокруг себя кружок выдающихся ученых своего времени, деятельность которых позволила развить остатки знаний, доставшихся в наследство от античности и хранимых в монастырских библиотеках и соборах Италии, Британии, Испании.

Главной объединяющей силой в Европе того времени являлась христианская церковь. Во всех частях огромной империи богослужение происходило по римскому образцу. Очагами культуры в Западной Европе стали монастыри. Огромного размаха достигло монастырское строительство по Бенедиктинскому уставу.

Был создан идеальный план образцового монастыря, в основе которого лежал регулярный принцип организации всей монастырской деятельности и регламентировалось местоположение различных построек на территории монастыря, вместо спорадически разбросанных зданий, как это было раньше. В библиотеке Сент-Галленского аббатства в Швейцарии сохранился уникальный документ датируемый около 829 года, на котором неизвестный архитектор на 5 листах нарисовал детальный план для перестройки Сент-Галленского аббатства.

Архитектура Каролингов Замок и крепость

Замок и крепость, VIII-IX века, Британия

Архитектура Каролингов Сторожевая башня

Сторожевая башня, VIII-IX века, Нормандия

Архитектура Каролингов Собор святого Патрика

Собор святого Патрика, VIII-X века, Ирландия

По подобному плану были построены знаменитые монастыри Сен-Рикье, Сен-Дени, а всего между 768 и 855 годами было построено 417 монастырей, 27 новых соборов и 100 королевских резиденций, помимо этого – школы, больницы, мосты, города, крепости. Возможно, этот план никогда не был полностью реализован, однако, он стал идеалом, к которому стремились строители монастырей и который стал моделью для Цистерцианских монастырей 12 века.

В монастырях развивался культ священных реликвий. Он привел к созданию в восточной части соборов крипт – подземных капелл с кольцевым обходом, перекрытых крестовыми сводами, для доступа паломников к реликвиям. Только возрождение римской техники каменного строительства, кладки арок, возведения сводов позволило достичь такого размаха строительной деятельности. Вплоть до 12 века мы не увидим столь совершенной техники кладки, когда каменные блоки перемежаются с рядами кирпича, так как последующие поколения ее не переняли, и в эпоху романики ее пришлось возрождать снова.

Зодчество Каролингов Крепость и замок

Крепость и замок, VIII-IX века, Португалия

Зодчество Каролингов Дуврская крепость

Дуврская крепость, IX-X века, Британия

Зодчество Каролингов Ворота в Лорше

Ворота в Лорше, 774-IX век, Германия

Francesco Hayez

Ярким примером использования римских традиций в эпоху Каролингов являются ворота с надвратным залом аббатства в Лорше (Германия), строившиеся с 774 года до 9 века. В нижнем ярусе – три больших арочных проема, напоминающие римские Триумфальные арки. Они опираются на мощные пилоны, декорированные красивыми тонкими полуколоннами, как бы несущими, а на самом деле лишь обозначающими верхний ярус с надвратным залом. В верхнем ярусе главное – плоскость мощных стен, пластически почти не расчлененных, а лишь декорированных снаружи полихромным геометрическим узором: шестигранниками и треугольными щипцами, а внутри расписанных фресками наподобие римских домов.

Архитектура Каролингов Замок Блуа

Замок Блуа, IX век, Франция

Архитектура Каролингов Монастырь францисканцев

Монастырь францисканцев, IX век, Тоскана, Италия

Зодчество Каролингов Замок Шомон

Замок Шомон, X век, Франция

В это время создается новый тип королевской резиденции – пфальца, где соединяются жилые, парадные и культовые постройки. Два равнозначных центра пфальца – тронный зал и дворцовая капелла – демонстрируют единство церковной и светской власти. Самый большой дворцовый комплекс Карла Великого в Ингельгейме, к сожалению, не сохранился, хотя сохранился рисунок этого пфальца.

Зато сохранилась замечательная королевская капелла в Ахене, и археологам удалось реконструировать облик всего пфальца в Ахене. Прямоугольный в плане двор имел 180 метров в длину. С севера он замыкался тронным залом, а с юга – дворцовой капеллой. Большой внутренний двор и все постройки были соединены между собой открытой галереей.

Аула – тронный зал, был меньше, чем дворец византийского императора, но больше, чем приемные покои Папы Римского в Латеране. Он имел три апсиды, в западной находился императорский трон. В центре южной стороны – знаменитая восьмигранная капелла, которая была построена в 790-798 годах, но снаружи сильно перестроена во времена готики и в 19 веке. Руководителем строительных работ и автором плана капеллы был Одо из Меца. Строительство капеллы рассматривалось как важный государственный акт, символизирующий могущество и единство Империи.

Зодчество Каролингов Замок Уорвик

Замок Уорвик, строители неизвестны,
начало X века, Британия

Глава империи Каролингов Карл Великий заказал мраморные колонны из Рима и Равенны. Считается, что образцом для этой капеллы могла послужить византийская церковь 5 века Сан-Витале в Равенне. В центре капеллы 8 массивных столбов поддерживают мощную аркаду.

Выше – второй ряд аркад, разбитый на два яруса, с мраморными колоннами, поддерживающими архитрав, и вторым рядом колонн, которые странным образом упираются прямо в арку. В третьем ярусе – окна, сквозь которые льется свет. Все венчает восьмигранный шатер-купол, изначально украшенный мозаиками 9 века, а сейчас – конца 19 века.

На первом и втором ярусе вокруг центрального пространства устроен кольцевой обход – амбулаторий, перекрытый внизу крестовыми сводами, а наверху – цилиндрическим сводом. Эта постройка оказала огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой архитектуры. В эпоху Каролингов возводились первые огромные каменные соборы с башнями над средокрестием и на западном фасаде, где появился вестверк – двухъярусный зал с эмпорами, возможно, светского назначения, императорский зал. Возник новый тип укрепленного военного лагеря – бург, с высокой башней – прообразом донжона, который лег в основу средневековых замков. К сожалению, сохранилось очень мало памятников Каролингской архитектуры.

Источник smallbay.ru

Каролингский Ренессанс

Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne ) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт каролингских минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а так же его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство.

Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.

Историография

Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах [1] . Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance» [2] . В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».

Читайте также:  Как выбрать подрядную организацию для строительства дома

Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы ученых, новое открытие интеллектуального наследия античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance ) не имеет эквивалентов в латыни [3] , поэтому современники использовали слово renovatio.

Концепция «каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов [4] . Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф [5] . Позднее появились другие интерпретации понятия. Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского» [6] .

В отечественной медиевистике А. Я. Гуревич понимает под термином «Каролингское возрождение» попытку возрождения античной словесности (классического латинского языка) и воссоздания Римской империи [7] .

Изобразительное искусство

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре.

Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый).

Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Архитектура

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк.

Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — замки для временного проживания короля. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Музыка

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что в недалёком будущем послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.

Юриспруденция

В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Библиография

  • Ле Гофф Ж.Интеллектуалы в средние века.

Примечания

  1. ↑ Рише упоминает в своей книге «Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe» (p. 354) 1839 год, когда появилась «Литературная история Франции до XII века» Ж.-Ж. Ампера. Однако этот термин историк мог использовать и ранее — в своих статьях и лекциях.
  2. ↑Patzelt E. Die Karolingische Renaissance: Beiträge zur Geschichte der Kultur des frühen Mittelalters. Wien, Österreichischer Schulbücherverlag, 1924.
  3. ↑ Впервые термин «возрождение» упомянул Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» в 1550 году.
  4. ↑Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship (The Birkbeck Lectures 1968-69). New York: Barnes and Noble, 1969; Hubert J., Porcher J., Volbach W. Carolingian Renaissance. New York, Braziller, coll. «Arts of Mankind», 1970; Trompf G. W. The Concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. Vol. 34. № 1 (январь-март 1973). P. 3-26; Wallace-Hadrill. A Carolingian Renaissance Prince: Charles the Bald // Proceedings of the British Academy. № 64. 1978; Godman P. Poetry of the Carolingian Renaissance. Norman: University of Oklahoma, 1985.
  5. ↑ Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. С. 10-13. Задаваясь вопросом, было ли каролингское возрождение, Ле Гофф отвечает: «Для возрождения у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах. Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень. Во время великой реформы бенедиктинского ордена 817 г., на которую императора Людовика Благочестивого вдохновил св. Бенедикт Анианский и которая заключалась в замыкании на себе самом первоначального бенедиктинского монашества, „внешние“ школы монастырей были закрыты. Ренессанс для замкнутой элиты — крайне малочисленной — должен был послужить клерикальной Каролингской монархии небольшим питомником, выращивающим чиновников и политиков. Республиканские учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого (кстати, неграмотного), делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри».
  6. ↑Riché P., Verger J. Des nains sur des épaules de géants. Maîtres et élèves au Moyen Âge. Tallandier, Paris, 2006.
  7. ↑Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. М., 2008. С. 59.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Каролингский Ренессанс» в других словарях:

Каролингский ренессанс — культурный подъем во Франкском государстве в период правления Карла Великого. Термин введен историографией XIX в. «К.в> вершина культурного развития Раннего Средневековья. Культурные преобразования Карла были частью его общей политики. Сам он… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Каролингский ренессанс — Термин возник в 19 в. и принят не всеми; служит обозначением периода активной деятельности Карла Великого, направл. на возрождение культуры. При этом «ренессанс» означает возрождение культуры на путях творч. преобразования античных… … Словарь античности

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» — Каролингский ренессанс , известный культурный подъем во Франкском гос ве в 8 1 й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. лит ры и к… … Советская историческая энциклопедия

Каролингское возрождение — Пример каролингского минускула Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) период интеллек … Википедия

Каролингское возрождение — («Каролингское возрождение», ) «Каролингский ренессанс», культурный подъём в империи Карла Великого (См. Карл Великий) и королевствах династии Каролингов (См. Каролинги) в 8 9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в… … Большая советская энциклопедия

Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия

Каролингское Возрождение — Пример каролингского минускула Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика… … Википедия

Каролингское возрождение — Каролингский ренессанс , условное наименование эпохи подъёма раннесредневековой культуры в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в VIII IX вв. в основном на территории Франции и Германии. Каролингское возрождение… … Художественная энциклопедия

Классическое наследие — О наследовании античной классики можно говорить уже применительно к древности, с того момента, когда культура прошлого стала восприниматься как объект подражания, требующий сохранности, т. е. начиная с эллинизма. Во время походов… … Словарь античности

Каролингов, империя — (Carolingian empire), неск. обл. в Зап. Европе, управлявшихся семьей Карла Великого (768 814), от к рого династия и получила свое назв. Предки Карла Великого, франкские аристократы, прокладывали путь к верховной власти, будучи вассалами… … Всемирная история

Источник dic.academic.ru
Рейтинг
Загрузка ...