Согласно действующему законодательству поставка тепловой энергии потребителям производится на основании договора, который заключается с поставщиком данной коммунальной услуги. На практике возможны различные варианты заключения подобного соглашения. Настоящая статья поможет детально разобраться в этом вопросе.
Между кем заключается?
Стороны, участвующие в заключении договора теплоснабжения, могут различаться в зависимости от категории, к которой относится тот или иной объект недвижимости. В данном случае имеется в виду многоквартирные дома или же частные домовладения.
Существует две основных схемы заключения подобного соглашения:
- между УК(ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией (РСО);
- напрямую между собственником помещения и поставщиком тепловой энергии.
Управляющая организация/ТСЖ и ресурсоснабжающая (отопительная) компания
В соответствии с пп. д) п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 одним из стандартов, которые должны выполняться УК (ТСЖ) является заключение договоров с РСО. Основной целью является обеспечение собственников многоквартирного дома (МКД) коммунальными ресурсами, в том числе и по теплоснабжению.
Договор о строительстве дома — на что обратить внимание?
Организации, оказывающие услуги по управлению МКД обязаны заключать договора с поставщиками коммунальных услуг. Данное требование является лицензионным и подлежит обязательному исполнению.
Исключением выступают случаи, когда речь идет о нежилом помещении. Так, согласно ч. 2 п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 поставка тепловой энергии, а также прочих коммунальных ресурсов в нежилое помещение, расположенное в МКД, производится на основании договоров, которые заключаются собственником напрямую с РСО.
Управляющая организация/ТСЖ и физлицо
Условия предоставления коммунальных услуг, в том числе и по теплоснабжению, прописываются в рамках соглашения, которое заключается между владельцами квартир и УК (ТСЖ). Как правило, в данном документе прописываются следующие пункты:
- перечень ЖКУ, предоставление которых обеспечивает орган, управляющий МКД;
- обязанность по заключению договоров с РСО;
- порядок приема платы за коммунальные услуги и т.д.
«Прямое» соглашение на услуги отопления
Прямое соглашение с поставщиками ЖКУ, в том числе и по обеспечению теплоснабжения, обычно заключается собственниками частных домовладений (пп. а) п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354).
В тоже время по своему желанию владельцы частных домов имеют право заключить договор о предоставлении коммунальных услуг с так называемыми посредниками (например, это может быть садоводческое или огородническое товарищество). В дальнейшем данные организации в интересах собственников заключают соглашения с соответствующими РСО по аналогии с УК (ТСЖ).
Перечень документов
Общий список, документов необходимых для заключения договора теплоснабжения приведен в п. 36 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.08. 2012 года № 808. Сюда относятся следующие бумаги:
Как ГРАМОТНО составить ДОГОВОР, для выполнения строительных или отдельных работ. 15 пунктов.
- заявка на заключение соответствующего договора с РСО;
- документы, подтверждающие право владения объектом недвижимости (договор купли-продажи, дарения, выписка из ЕГРН и др.);
- договор управления, заключенный с жильцами многоквартирного дома (для УК);
- устав ТСЖ, ЖК или другого объединения (при необходимости);
- справки о подключении к системе теплоснабжения;
- разрешение на ввод здания в эксплуатацию (при необходимости);
- акт, подтверждающий готовность системы к отопительному периоду.
Документами, подтверждающими подключение оборудования заявителя к системе теплоснабжения, могут выступать акты о присоединении, технические условия, содержащие отметку об их соблюдении, наряды-допуски, выданные поставщиком тепловой энергии.
Заявка
- Личные сведения о заявителе и месте его нахождения – если это собственник домовладения, то указывается ФИО и адрес проживания. Организации (УК, ТСЖ и др.) пишут свое название и место расположения.
- Информация о расположении установок, предназначенных для потребления тепла, и их тепловой нагрузке.
- Необходимый объем тепловой энергии (устанавливается в договорном порядке).
- Период, в течение которого будет действовать договор.
- Предлагаемый режим теплоснабжения.
- Данные должностных лиц, которые отвечают за соблюдение условий договора (касается УК, ТСЖ и т.д.).
- Расчет потерь тепловой энергии.
- Реквизиты банковских счетов.
- Информация о наличии приборов, позволяющих вести учет тепловой энергии, а также их техническое описание.
Как уже было отмечено выше, снабжение населения тепловой энергией производится на основании договора, который заключается с поставщиком этой коммунальной услуги. Данный документ подготавливается в письменном виде и включает в себя следующую основную информацию:
- номер, дату и место заключения;
- сведения об обеих сторонах договора (наименование, ФИО должностного лица, действующего от имени той или иной организации и др.);
- предмет соглашения;
- права и обязанности потребителя тепловой энергии, а также ее поставщика;
- порядок предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению;
- порядок произведения расчетов;
- ответственность сторон и процедура разрешения споров;
- другие условия.
В конце документа прописываются полные сведения об обеих сторонах договора (адрес, телефон, банковские счета и т.д.) и ставятся соответствующие подписи.
Существенные условия
Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 договор теплоснабжения включает в себя следующие наиболее существенные условия:
- объем ресурса поставляемый потребителю;
- величину нагрузки оборудования, потребляющего тепловую энергию;
- данные должностных лиц, которые несут ответственность за соблюдение условий договора;
- ответственность сторон соглашения в случае допущения каких-либо нарушений (например, осуществление некачественного теплоснабжения);
- ответственность собственника помещения за просрочку оплаты (больше о том, что такое задолженность по оплате за отопление и к каким последствиям она может привести, читайте тут);
- обязательства РСО в части обеспечения надёжности теплоснабжения;
- алгоритм расчетов;
- организация учета потребляемого ресурса;
- характеристика тепловых потерь, возникающих в процессе доставки тепловой энергии к потребителю;
- допустимый объем теплоснабжения по тому или иному виду нагрузок (например, отопление, система вентиляции и т.д.).
Расторжение
Договор теплоснабжения может быть расторгнут в одностороннем порядке. Для поставщика тепловой энергии основанием может выступать наличие у потребителя задолженности за коммунальную услугу за 2 и более месяца. В свою очередь собственник помещения или УК (ТСЖ) может расторгать договор с ресурсоснабжающей организацией по причине перехода к другому поставщику тепловой энергии.
В соответствии с п. 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 лицо, желающее расторгнуть договор теплоснабжения, обязано уведомить об этом вторую сторону не позднее, чем за 1 месяц до истечения его срока действия. В противном случае данное соглашение автоматически продлится на аналогичный период времени.
Субабонентское соглашение
Следует отметить, что большая доля потребителей тепловой энергии пользуются услугами по теплоснабжению, не присоединяясь при этом напрямую к сетям ресурсоснабжающей организации. Так, в случае отсутствия возможности напрямую заключить соглашение о теплоснабжении с поставщиком данного вида коммунальных услуг между сторонами подписывается субабонентский договор.
Упоминание этой схемы правоотношений содержится в ст. 545 ГК РФ. В общем понимании под субабонентским договором подразумевается официальный документ, по которому одна сторона передает другой тепловую энергию через специальное теплопринимающее устройство.
Статья 545 ГК РФ. Субабонент
Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Между кем заключается?
В субабонентском договоре участвуют две стороны:
- «Абонент» – организация (отдельное лицо), которая заключила договор теплоснабжения с РСО и производит передачу тепловой энергии другим потребителям, которых нет возможности подсоединиться напрямую.
- «Субабонент» – это потребитель, который по техническим причинам не может подключиться к тепловым сетям поставщика и получает данный ресурс от «Абонента».
В чем разница с типовым?
Основные различия субабонентского договора от типового соглашения на поставку теплоэнергии сводятся к следующему:
- Заключается не напрямую с РСО, а через посредника – «Абонента».
- Основной поставщик коммунальной услуги в данном случае не несет ответственность за перерывы в теплоснабжении, качество тепловой энергии и т.д. Вся ответственность за подачу энергии субабоненту ложится на абонента.
- Для заключения такого договора обязательно наличие согласия от теплоснабжающей организации.
Плата за отопление составляет едва ли не большую часть суммы коммунальных платежей. Поэтому полезно разобраться, каким образом рассчитывается и начисляется плата за отопление, какие есть основания для перерасчета в 2019 году, как изменится платеж за теплоснабжение с 2020 года, почему норматив зависит от этажности, а также узнаете законно ли платить за отопление летом и как расшифровать аббревиатуры в квитанции.
Таким образом, поставка тепловой энергии населению производится на основании специального документа – договора теплоснабжения. В зависимости от категории недвижимости (МДК или частное домовладение) подобное соглашение может заключаться между ресурсоснабжающей организацией и УК (ТСЖ) или напрямую с физическим лицом.
Источник: pravovoi.center
Порядок заключения договоров энергоснабжения и подключения
ПАО «ДЭК» предоставляет коммунальную услугу электроснабжения на основании публичного договора.
Заключение договора электроснабжения возможно письменно или в устной форме. Договор в устной форме может быть заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме – с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Товарищество или кооператив приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Организация, которая в интересах собственника и от своего имени заключает договор с ресурсоснабжающей организацией, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в письменном договоре о предоставлении коммунальных услуг.
При необходимости заключения письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме или собственнику жилого дома нужно подать в соответствующее отделение филиала ПАО «ДЭК» по почте или иным способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2х экземплярах с приложением копий документов.
В заявлении должна быть указана следующая информация:
- сведения о потребителе (фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон);
- адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги;
- наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);
- сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной поверки;
- меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);
- адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг;
- срок действия договора.
К заявлению должны быть приложены копии следующих документов:
- Документ, подтверждающий право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом);
- Документ, удостоверяющий личность физического лица — собственника помещения;
- Документ, подтверждающий сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной поверки;
- Собственники или пользователи жилых домов дополнительно предоставляют копию акта об определении границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).
- В случае отсутствия индивидуального прибора учета собственники и пользователи жилых домов дополнительно предоставляют:
а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.);
б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии);
в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
г) режим водопотребления на полив земельного участка;
д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
ПАО «ДЭК» в течение 30 дней со дня получения заявления и прилагаемых документов, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора. Заявитель, получивший проект договора и не имеющий возражения по его условиям, заполняет договор в части относящейся к сведениям о потребителе путем включения их в договор. Один подписанный экземпляр направляет в ПАО «ДЭК».
В случае если потребитель не согласен с условиями договора, он направляет в ПАО «ДЭК» протокол разногласий к проекту договора. В течение 10 дней ПАО «ДЭК» подписывает договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий, либо уведомляет заявителя об отказе от внесения изменений с указанием причин такого отказа.
Действующим законодательством в настоящее время допускается заключение договоров энергоснабжения в отношении объектов потребителя (энергопринимающих устройств) до завершения процедуры их технологического присоединения к сетям сетевой организации.
Сетевая организация при заключении с заявителем договора об осуществлении технологического присоединения объектов к электрическим сетям направляет в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке на технологическое присоединение, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения, копии соответствующих документов в отношении заявителя (его объектов), перечень которых предусмотрен законодательством.
В ходе процедуры технологического присоединения при участии сетевой организации осуществляется заключение договора энергоснабжения.
Исполнение договорных обязательств по заключенному таким образом договору энергоснабжения осуществляется с даты подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Источник: www.dvec.ru
Порядок заключения договоров при строительстве жилого дома
Главная Блог Переход на прямые договоры: новый договор между УО и РСО на КРСОИ или внесение изменений в старый договор ресурсоснабжения?
Переход на прямые договоры: новый договор между УО и РСО на КРСОИ или внесение изменений в старый договор ресурсоснабжения?
Источник фото: https://www.pexels.com/
Как, наверное, все помнят, что С 03 апреля 2018 года Федеральным Законом № 59-ФЗ (далее – закон 59) введена в действие ст. 157.2 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ) и изменения в другие нормы ЖК РФ, связанных с введением «прямых» договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями в том числе.
Прямые договоры существовали и раньше. Но это были случаи отказа по инициативе РСО от договора с УО при наличии определенного размера задолженности либо ранее сложившиеся отношения по прямым договорам между РСО и потребителями. Закон 59 внес изменения в ЖК РФ, в связи с которыми у собственников появилось право перехода на прямые договоры с РСО на основании решения общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД ( пп. 4.4. ч.2 ст.44 ЖК РФ) по своей инициативе.
Согласно п.п. 1 п. 7 ст. 157.2 ЖК РФ прямой договор с РСО заключается с момента, установленного в решении общего собрания собственников помещений со всеми собственниками МКД одновременно. Однако по решению РСО, РО ТКО указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении РСО или РО ТКО уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 6 ст. 157.2 ЖК РФ прямые договоры на коммунальные услуги между собственником помещения в многоквартирном доме и РСО, РО ТКО заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Таким образом, у ресурсоснабжающей организации и Регионального оператора по ТКО отсутствует право на установление даты заключения прямых договоров при принятии решения ОСС по данному вопросу. У РСО имеется лишь право на отсрочку начала действия указанных договоров на срок до трех месяцев при условии своевременного уведомления об этом инициатора собрания.
То есть, после направления в адрес РСО и РО ТКО копий решения общего собрания (Протокола ОСС) о заключении прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов собственникам МКД, прямые договоры считаются заключенными с даты, установленной решением ОСС, если от РСО не поступит письмо (датированное и отправленное не позднее 5 рабочих дней с момента получения копии протокола ОСС о прямых договорам) об отсрочке начала их действия. От даты начала действия прямых договоров зависят и обязательства управляющей организации по действующим договорам ресурсоснабжения.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме определен п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее — правила 124).
Как указано в п. 16 правил 124, условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, — нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно пп. «д» п. 17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме — в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, можно считать дополнительным основанием для изменения договора ресурсоснабжения. В связи с чем, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение условий договора ресурсоснабжения.
Следовательно, условия договора ресурсоснабжения в части выставления управляющей организации объемов индивидуального потребления с момента принятия собственниками решения о заключении прямых договоров с РСО противоречат нормам действующего законодательства и являются ничтожными в силу ч.1 ст.166 ГК РФ и не влекут юридических последствий.
В связи с чем, РСО при определении месячных объемов коммунальных ресурсов обязаны руководствоваться п. 21(1) Правил 124, согласно которому объем коммунального ресурса подлежащего оплате управляющей организацией определяется за минусом индивидуального потребления собственников.
Как указано в п. 5 Письма Минстроя России от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, отношения между управляющей организацией и РСО по домам, которые «перешли» на прямые договоры будут регулироваться заключенным дополнительным соглашением к договору ресурсоснабжения.
Также следует учесть, что при заключении дополнительного соглашения необходимо включить в него условия, установленные п. 18 Правил 124 (в случае их отсутствия). В случае наличия разногласий при заключении такого дополнительного соглашения, спор при недостижении согласия между сторонами разрешается в судебном порядке на основании п. 2 ст. 446 ГК РФ.
В заключение хочется сказать о том, что хотя Минстрой РФ и указал об отсутствии необходимости управляющей организации перезаключать договор с РСО, я сама все-таки пошла бы путем перезаключения договоров. Объяснить это могу тем, что большая часть договоров заключалась уже несколько лет назад, а изменения в жилищное законодательство законодательство вносятся постоянно. Понятно, что действуют обязательные нормы закона в этом случае, но продублировать их в договоре как-то надежнее.
А многие вопросы с РСО должны быть урегулированы именно в договорах, как например, условия об обмене информацией по ИПУ и начислениям по каждому помещению МКД, обязанности снимать и контролировать показания ИПУ. Ведь эти условия влияют на дальнейшие отношения между УО и РСО, а также имеют отношение к расчетам по выставленным объемам КРСОИ. А когда они подробно урегулированы в договоре намного проще работать всем.
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе т ут .
Источник: www.burmistr.ru