Анализ Постановления Правительства от 26.03.2022 г. № 479 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору долевого участия …».
По проложенным тропам антикризисного ковидного регулирования идет антикризисное «спецоперационное» регулирование.
Ожидаемо Правительство приняло Постановление, которым освободило застройщиков от гражданско-правовой ответственности за нарушение условий ДДУ.
Какие меры гражданско-правовой ответственности не применяются:
- Неустойка за нарушение сроков передачи объекта (ч.2 ст. 6 214-ФЗ).
Согласно Постановлению за период с 29.03.22 г. по 31.12.22 г. (включительно) неустойка не начисляется.
- Неустойка за нарушение сроков оплаты цены ДДУ (ч. 6 ст. 5 214-ФЗ).
Неустойка, предусмотренная ч. 6 ст. 5 21-ФЗ, также не начисляется за период с 29.03.22 г. по 31.12.22 г.
При определении размере убытков, возникших в связи с нарушением ДДУ, не включаются убытки, причиненные в период с 29.03.22 г. по 31.12.22 г.
Иск о компенсации морального вреда! или Обнуляем Постановление Правительства № 354 по ЖКХ!
В судебной практике наиболее часто взыскиваются убытки по найму жилого помещения, реже – упущенная выгода, при задержке передачи коммерческого нежилого помещения; убытки, связанные с разницей процентной ставки по ипотеке.
- Проценты за пользование денежными средствами при расторжении договора (ч. 2,6 ст. 9 214-ФЗ).
Проценты, подлежащие выплате участнику долевого строительства, при расторжении договора не начисляются за период с 2903.22 г. по 31.12.22 г.
- Штрафные санкции, предусмотренные Законом о ЗПП.
Постановлением регламентируется, что также не подлежат начислению «с учетом ч.9 ст. 4 214-ФЗ» за период с 29.03.22 г. по 31.12.22 г. штраф и неустойки по Закону о ЗПП.
Каков порядок исполнения уже предъявленных требований?
По уже предъявленным к исполнению требованиям вводится отсрочка исполнения до 31.12.22 г. (включительно).
При этом в тексте Постановления прописано, что «указанные требования, содержащиеся в исполнительном документе, предъявленном к исполнению со дня вступления в силу настоящего постановления, в период отсрочки не исполняются банками или иными кредитными организациями, обслуживающими счета застройщиков».
Таким образом, снимается вопрос о том, нужно ли получать отсрочку исполнения в судебном порядке. В 2020 г. по этому поводу поначалу складывалась неоднозначная практика. Несмотря на Постановление № 423, некоторые банки исполняли требования, если в самих листах не была прописана отсрочка.
Кроме особенностей применения штрафных санкция Постановление содержит особенности включения многоквартирных домов в реестр проблемных объектов.
Источник: zakon.ru
Меры поддержки застройщиков по постановлению № 1315 будут действовать до конца 2022 года
Архитектурные решения — Требования постановления №87
Застройщики смогут до 31 декабря 2022 года воспользоваться правом скорректировать стоимость контракта в связи с существенным повышением цен. Новый порядок компенсации затрат исполнителям госзаказа вступил в силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 марта №439 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Принятая поправка закрепила дополнительные меры поддержки строительных организаций, ранее установленные постановлением РФ №1315 от 09.08.2021, в связи с резким удорожанием строительных материалов и услуг в 2021 году. Вступившие в силу изменения предусматривают возможность использования положений постановления № 1315, если контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему не исполнены на дату заключения соглашения о пересмотре условий контракта в связи с существенным ростом цен в 2021 и 2022 годах.
Изменение условий по продлению срока заключения контракта до 31 декабря 2022 года также коснулось пункта 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Новая редакция пункта 45(14) предусматривает проведение повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн рублей. Данная норма принята в соответствии с положениями пунктов 14, 14.1–14.3 «Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства», утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.
Источник: gge.ru
Постановление правительства компенсация строительства
Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 N 1675 (ред. от 03.10.2020) «Об утверждении Правил предоставления в 2019 — 2020 годах из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 декабря 2018 г. N 1675
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2019 — 2020 ГОДАХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
СУБСИДИЙ В ВИДЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЗНОСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ИМУЩЕСТВО ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ «ФОНД ЗАЩИТЫ
ПРАВ ГРАЖДАН — УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ
ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА — МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2019 — 2020 годах из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов.
2. В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установить, что финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов в соответствии с подпунктами «а», «в» — «з» пункта 2.1 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» безвозмездно.
от 26 декабря 2018 г. N 1675
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2019 — 2020 ГОДАХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
СУБСИДИЙ В ВИДЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЗНОСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ИМУЩЕСТВО ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ «ФОНД ЗАЩИТЫ
ПРАВ ГРАЖДАН — УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ
ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА — МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2019 — 2020 годах из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее соответственно — субсидии, Фонд).
2. Субсидии предоставляются Фонду в целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов в соответствии с решениями о финансировании, принятыми Фондом в порядке, установленном статьей 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192 «Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — решение о финансировании).
2.1. В соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов осуществляется Фондом путем:
а) предоставления денежных средств лицу, ставшему в соответствии со статьей 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» приобретателем имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика, в отношении которого арбитражным судом принято решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства (далее — застройщик-банкрот), для осуществления расчетов по текущим обязательствам такого приобретателя в соответствии с целями, предусмотренными статьями 18 и 18.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
б) внесения денежных средств на специальный банковский счет застройщика-банкрота в соответствии со статьями 201.8-1 и 201.8-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе в качестве оплаты по договорам участия в долевом строительстве, заключенным Фондом с застройщиком-банкротом;
в) погашения требований к застройщикам-банкротам по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика-банкрота на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов к застройщикам-банкротам, а также перечисления денежных средств застройщику-банкроту в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в случае ранее понесенных расходов на осуществление указанных мероприятий Фондом или унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — фонд субъекта Российской Федерации), ставшими приобретателями имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков-банкротов в соответствии со статьей 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», за счет собственных денежных средств, источником которых не является имущество Фонда, сформированное за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований);
г) погашения расходов в соответствии со статьей 20.7, пунктом 3 статьи 59 и пунктами 3.2 и 3.3 статьи 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
д) осуществления Фондом в порядке, установленном статьей 9.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или фондом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», мероприятий по исполнению обязательств застройщика по передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и соответствующих требованиям подпункта 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» нежилых помещений в соответствии с условиями договора;
е) выплаты возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ж) возмещения расходов, понесенных Фондом за счет собственных денежных средств, источником которых не является имущество Фонда, сформированное за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований, в связи с продажей объектов недвижимого имущества и объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирных домов, в отношении которых в соответствии с решением о финансировании осуществлялись мероприятия по завершению строительства, в том числе расходов на привлечение лиц для организации продажи таких объектов;
з) возмещения расходов, понесенных Фондом за счет собственных денежных средств, источником которых не является имущество Фонда, сформированное за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований, в рамках финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов в соответствии с настоящим пунктом, в том числе расходов на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам, предусмотренных кредитным договором иных платежей, включая платежи, связанные с предоставлением кредита, и (или) на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора целевого займа) на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры, а также на уплату вознаграждения уполномоченному банку в сфере жилищного строительства за банковское сопровождение деятельности по финансированию и осуществлению мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры в соответствии с частью 8 статьи 9.2 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
и) уплаты процентов и погашения основной суммы долга по целевым кредитам, предусмотренных кредитным договором иных платежей, включая платежи, связанные с предоставлением кредита, и (или) уплаты процентов и погашения основной суммы долга по целевым займам (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора целевого займа) на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры;
к) оплаты услуг банка-агента, который осуществляет выплату возмещения гражданам в соответствии с пунктом 9 Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» возмещения гражданам — участникам строительства по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233 «Об утверждении Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» возмещения гражданам — участникам строительства по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений», и пунктом 20 Правил выплаты возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и которому были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2019 г. N 1680 «Об утверждении Правил выплаты возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и которому были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок», или осуществления возмещения расходов на оплату указанных услуг, понесенных Фондом за счет собственных денежных средств, источником которых не является имущество Фонда, сформированное за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований;
м) финансирования мероприятий, связанных с соблюдением условий и требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 201.15-2-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
н) финансирования деятельности Фонда, связанной с осуществлением функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и обеспечением его текущей деятельности, в том числе финансирования и (или) возмещения расходов Фонда, связанных с принятием Фондом решений о финансировании. При этом размер такого финансирования не может быть более 50 процентов доходов, получаемых от инвестирования денежных средств, источником которых является имущество Фонда, сформированное за счет средств имущественного взноса Российской Федерации.
3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
4. Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Фондом (далее — соглашение), предусматривающим в том числе:
а) цель предоставления субсидии и ее размер, а также перечень финансируемых мероприятий, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил;
б) перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
в) результаты предоставления субсидии (количество граждан, перед которыми исполнены обязательства по передаче жилых помещений либо которым выплачено возмещение в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и условие об их достижении Фондом;
г) положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения и порядок их взаимодействия при реализации соглашения;
д) запрет на приобретение за счет средств субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
е) отсутствие у Фонда на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) порядок и сроки представления Фондом отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении Фондом результатов предоставления субсидии;
з) право Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на проведение проверок соблюдения Фондом условий, предусмотренных соглашением;
и) ответственность Фонда за нарушение условий, предусмотренных соглашением.
5. Условием предоставления субсидии является соответствие Фонда на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, следующим требованиям:
а) у Фонда должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) Фонд не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации;
в) у Фонда должна отсутствовать просроченная задолженность перед федеральным бюджетом.
6. Для заключения соглашения Фонд представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
а) справку налогового органа об исполнении Фондом обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (в случае непредставления Фондом такого документа Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);
б) справку, подписанную руководителем Фонда или иным уполномоченным лицом, подтверждающую соответствие Фонда требованию, установленному подпунктом «в» пункта 5 настоящих Правил.
7. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения от Фонда документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, проверяет их и принимает решение о заключении с Фондом соглашения либо направляет Фонду информацию об отказе в предоставлении субсидии по следующим основаниям:
а) несоответствие Фонда условию предоставления субсидии, предусмотренному пунктом 5 настоящих Правил;
б) непредставление Фондом справки, указанной в подпункте «б» пункта 6 настоящих Правил;
в) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных Фондом в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
8. Соглашение заключается в течение 10 рабочих дней со дня представления Фондом документов в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
Перечисление субсидии Фонду осуществляется на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, не позднее 2-го рабочего дня после представления Фондом в территориальный орган Федерального казначейства документов, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам Фонда, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
9. Фонд представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, определенной соглашением, ежегодно, не позднее 5 февраля.
10. Фонд представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчет о достижении Фондом значений показателей результативности предоставления субсидии по форме, определенной соглашением, ежегодно, не позднее 5 февраля.
11. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и органы государственного финансового контроля проводят проверки соблюдения Фондом целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением.
12. В случае несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением, средства субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Источник: legalacts.ru
Павел Горячкин: Постановление № 1315 о компенсации роста цен на стройматериалы ни к чему не обязывает заказчика
Скачать оригинал изображения
Резкий рост цен на строительные материалы стал одной из главных проблем отрасли в 2021 году. Подрядные организации начали массово отказываться от участия в закупках, а те, которые уже работают по контрактам с зафиксированной ценой, столкнулись с реальной угрозой крупных убытков и банкротства. Для того, чтобы облегчить положение строителей, Правительство РФ ввело ряд мер по контролю цен на стройматериалы. Однако эксперты опасаются, что этого может быть недостаточно. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Невзирая на то, что серьёзный рост ценников начался ещё в декабре прошлого года, власти долгое время предпочитали не вмешиваться в рыночные процессы, рассчитывая на стабилизацию ситуации. Подрядчики, которые оказались вынуждены финансировать госстройки за свой счёт, вместо того, чтобы на них зарабатывать, забили тревогу. И только 9 августа премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ № 1315, которое прописывает возможность компенсации роста цен на стройматериалы при исполнении государственных контрактов.
Насколько такой шаг поможет отрасли? Как отметил в интервью президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин, в этом постановлении Правительство России рекомендовало принять подобные постановления на муниципальном и региональном уровне, чтобы они могли касаться муниципальных и региональных контрактов, а также и контактов, которые заключают госкорпорации – в приложении к постановлению № 1315 они перечислены далеко не все.
Более того, текст документа, по мнению эксперта, составлен так, что фактически он ни к чему не обязывает заказчика. Если ситуация на объекте действительно критическая, значит, на основании утверждённой методики Минстроя России (приказ 500-пр) нужно заняться подготовкой обосновывающих документов, сделать расчёты, подготовить необходимую документацию и после этого во всеоружии выходить на заказчика.
Павел Владимирович уверен, что сейчас большая нагрузка ляжет на организации экспертизы, которые обязаны рассмотреть изменения в госконтракты стоимостью от 100 миллионов рублей, поэтому нужно бы поторопиться, времени у подрядчиков не так много. С постановлением затянули на полтора месяца – должно было выйти 1 июля, а вышло 9 августа. Поэтому нужно делать документы и выходить на повторную экспертизу, потому что на неё даётся всего лишь 14 дней. И если органы экспертизы не смогут справляться с валом документов, то они по каким-то замечаниям будут возвращать документы, чтобы этот 14-дневный срок обойти. Так что выиграют первые, кто подаст свои документы.
Кроме того, указывает господин Горячкин, речь в постановлении идёт именно о контрактах, которые заключены по 44-ФЗ для федеральных нужд и исключительно для тех главных распорядителей бюджетных средств, выступающих заказчиками, которые поименованы в приложении к данному постановлению. То есть это далеко не все госзаказчики – туда попали даже не все федеральные министерства. Но учитывая, что министерства согласовывали текст постановления, то они потенциально готовы к разговору с подрядчиками о повышении стоимости контракта. Кроме того, они заинтересованы, чтобы через них прошёл больший объём финансирования, поэтому подрядчики для многих контрактов при достаточном обосновании и подтверждении расчётов найдут понимание у соответствующих заказчиков.
Также президент Союза инженеров-сметчиков отметил, что полностью выпадают из-под компенсации и договоры на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных зданий. Для этих целей готовится отдельное постановление, но пока оно в стадии обсуждения. Поэтому, по мнению эксперта, постановление станет хорошей поддержкой для крупных компаний с федеральными контрактами и ценой работ более 100 миллионов рублей. Ну, а малому и среднему строительному бизнесу вновь придётся выживать.
Как известно, проект постановления регулирует изменения госконтрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а также проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключённых по закону о госзакупках (44-ФЗ) «для обеспечения федеральных нужд». Если срок контрактов не менее года и их стоимость превышает 1-го миллионов рублей, то цену или срок исполнения можно будет увеличить, но не более, чем на 30%. Возможность подобной корректировки раньше существовала только для проектов дороже 100 миллионов рублей.
Проект постановления Минстроя России касается только контрактов, заключённых до 1 июля 2021 года. Чтобы изменить контракт, подрядчик должен будет отправить заказчику письменное предложение с обоснованием корректировки. Пересмотр стоимости может касаться только пока не выполненных объёмов строительства. В текущем году при необходимости увеличения цен на госконтракты возможно использовать на эти цели средства из резервного фонда правительства, говорится в документе.
Проект постановления распространяется на контракты 35-ти заказчиков, среди которых министерства (Минздрав, Минкультуры, Минобразования, Минпромторг, Минпросвещения, Минсельхоз, Минспорта, Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития, Минэнерго, Минвостокразвития), ведомства (Ростуризм, Роспотребнадзор и другие), ряд вузов (среди них – РАНХиГС, МГУ), а также Управделами Президента РФ, Генпрокуратура, Верховный Суд, Единый заказчик в сфере строительства, «Росатом» и «Роскосмос».
Павел Горячкин: Постановление № 1315 о компенсации роста цен на стройматериалы ни к чему не обязывает заказчика
Скачать оригинал изображения
Резкий рост цен на строительные материалы стал одной из главных проблем отрасли в 2021 году. Подрядные организации начали массово отказываться от участия в закупках, а те, которые уже работают по контрактам с зафиксированной ценой, столкнулись с реальной угрозой крупных убытков и банкротства. Для того, чтобы облегчить положение строителей, Правительство РФ ввело ряд мер по контролю цен на стройматериалы. Однако эксперты опасаются, что этого может быть недостаточно. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Невзирая на то, что серьёзный рост ценников начался ещё в декабре прошлого года, власти долгое время предпочитали не вмешиваться в рыночные процессы, рассчитывая на стабилизацию ситуации. Подрядчики, которые оказались вынуждены финансировать госстройки за свой счёт, вместо того, чтобы на них зарабатывать, забили тревогу. И только 9 августа премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ № 1315, которое прописывает возможность компенсации роста цен на стройматериалы при исполнении государственных контрактов.
Насколько такой шаг поможет отрасли? Как отметил в интервью президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин, в этом постановлении Правительство России рекомендовало принять подобные постановления на муниципальном и региональном уровне, чтобы они могли касаться муниципальных и региональных контрактов, а также и контактов, которые заключают госкорпорации – в приложении к постановлению № 1315 они перечислены далеко не все.
Более того, текст документа, по мнению эксперта, составлен так, что фактически он ни к чему не обязывает заказчика. Если ситуация на объекте действительно критическая, значит, на основании утверждённой методики Минстроя России (приказ 500-пр) нужно заняться подготовкой обосновывающих документов, сделать расчёты, подготовить необходимую документацию и после этого во всеоружии выходить на заказчика.
Павел Владимирович уверен, что сейчас большая нагрузка ляжет на организации экспертизы, которые обязаны рассмотреть изменения в госконтракты стоимостью от 100 миллионов рублей, поэтому нужно бы поторопиться, времени у подрядчиков не так много. С постановлением затянули на полтора месяца – должно было выйти 1 июля, а вышло 9 августа. Поэтому нужно делать документы и выходить на повторную экспертизу, потому что на неё даётся всего лишь 14 дней. И если органы экспертизы не смогут справляться с валом документов, то они по каким-то замечаниям будут возвращать документы, чтобы этот 14-дневный срок обойти. Так что выиграют первые, кто подаст свои документы.
Кроме того, указывает господин Горячкин, речь в постановлении идёт именно о контрактах, которые заключены по 44-ФЗ для федеральных нужд и исключительно для тех главных распорядителей бюджетных средств, выступающих заказчиками, которые поименованы в приложении к данному постановлению. То есть это далеко не все госзаказчики – туда попали даже не все федеральные министерства. Но учитывая, что министерства согласовывали текст постановления, то они потенциально готовы к разговору с подрядчиками о повышении стоимости контракта. Кроме того, они заинтересованы, чтобы через них прошёл больший объём финансирования, поэтому подрядчики для многих контрактов при достаточном обосновании и подтверждении расчётов найдут понимание у соответствующих заказчиков.
Также президент Союза инженеров-сметчиков отметил, что полностью выпадают из-под компенсации и договоры на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных зданий. Для этих целей готовится отдельное постановление, но пока оно в стадии обсуждения. Поэтому, по мнению эксперта, постановление станет хорошей поддержкой для крупных компаний с федеральными контрактами и ценой работ более 100 миллионов рублей. Ну, а малому и среднему строительному бизнесу вновь придётся выживать.
Как известно, проект постановления регулирует изменения госконтрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а также проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключённых по закону о госзакупках (44-ФЗ) «для обеспечения федеральных нужд». Если срок контрактов не менее года и их стоимость превышает 1-го миллионов рублей, то цену или срок исполнения можно будет увеличить, но не более, чем на 30%. Возможность подобной корректировки раньше существовала только для проектов дороже 100 миллионов рублей.
Проект постановления Минстроя России касается только контрактов, заключённых до 1 июля 2021 года. Чтобы изменить контракт, подрядчик должен будет отправить заказчику письменное предложение с обоснованием корректировки. Пересмотр стоимости может касаться только пока не выполненных объёмов строительства. В текущем году при необходимости увеличения цен на госконтракты возможно использовать на эти цели средства из резервного фонда правительства, говорится в документе.
Проект постановления распространяется на контракты 35-ти заказчиков, среди которых министерства (Минздрав, Минкультуры, Минобразования, Минпромторг, Минпросвещения, Минсельхоз, Минспорта, Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития, Минэнерго, Минвостокразвития), ведомства (Ростуризм, Роспотребнадзор и другие), ряд вузов (среди них – РАНХиГС, МГУ), а также Управделами Президента РФ, Генпрокуратура, Верховный Суд, Единый заказчик в сфере строительства, «Росатом» и «Роскосмос».
Источник: zanostroy.ru