Поточная организация производства — это такая форма организации производства, при которой операции выполняются в определенной, заранее установленной последовательности; имеют равновеликие задания по выпуску предметов труда за тот же период и выполняются одновременно. На предприятии применяется поток со свободным темпом — агрегатно-групповой. Эта система организации потоков характеризуется повышенной сменяемостью ассортимента применением агрегированного оборудования. Изменение моделей в агрегатно-групповом потоке не приводит перестройки рабочих мест, а ограничивается изменением приспособлений, перемещением одного или нескольких исполнителей с одного рабочего места на другое.
Поточное производство — это наиболее эффективная форма организации производства по массовому выпуску продукции обеспечивает высокий рост производительности труда, непрерывность производственного процесса и высокий уровень качества.
Особенность организации поточного производства на современном этапе является управление большими коллективами людей и динамика развития отраслей промышленного производства, то есть быстрая замещаемость видов продукции.
А.М.Рощин. Курс «Организация производства на предприятии». Первая лекция.
Поточное производство заключается в объединении машин делают аналогичный вид или тип продукции. Различаются два варианта: группа машин и производственные линии.
Если говорить о группе машин, то речь идет об оборудовании, размещенное в зависимости от последовательности операций.
Когда речь идет о производственной линии, то оборудование размещают по прямой линии; цеха — на параллельные линии, специализирующихся на определенном товаре (или типах товаров).
При организации поточного производства необходимо учитывать длительность заказа, объем выпуска, определить категорию качества и технический уровень производственных звеньев. При поточном производстве чаще используют поточные линии.
Поточная линия — это группа рабочих мест, расположенных в строгой последовательности операций технологического цикла, за которыми закреплены определенные операции. Несколько поточных линий составляют цех.
Основные характеристики поточной линии:
1. Закрепление за каждым рабочим местом только одной операции по изготовлению деталей или сбора продукции.
2. Расположение рабочих мест по ходу линии.
3. После окончания операции на следующее рабочее место детали передают по одной.
4. Синхронизация продолжение каждой операции технологического процесса на поточной линии. То есть операции должны быть кратны такту линии.
5. Механизация передачи деталей и изделий с одного рабочего места на другое.
6. Замкнутый характер производства, который включает все работы по изготовлению деталей и изделий.
Поточные линии могут отличаться друг от друга по следующим характеристикам:
— Номенклатура изделий, изготавливаемых;
— Уровень безупинности процесса;
— Уровень механизации и автоматизации;
— Условия наладки оборудования и др.
При организации поточных линий рассчитываются:
Организация строительного производства
— Число рабочих мест и рабочих на поточной линии;
— Скорость движения и длина рабочей ленты конвейера;
Основными направлениями улучшения работы поточных линий могут быть:
— Снижение простоев оборудования;
— Своевременное подачи сырья и материалов;
— Рационализация рабочих мест потока;
— Улучшение условий труда на рабочих местах;
— Синхронизация работы потока;
— Введение многостаночного обслуживания и совмещения профессий.
При организации производственных участков в условиях потока большое значение имеет правильный выбор транспортных средств — наиболее эффективными транспортными средствами являются конвейеры.
Существуют три вида конвейеров: непрерывный, пульсирующий и распределительный. Пульсирующий конвейер характеризуется тем, что изделие снимается с линии и обрабатывается на рабочем месте, затем изделие возвращается на линию, осуществляет его транспортировку на другое рабочее место. Условием работы этой линии является равенство такта сумме времени обработки детали и времени транспортировки.
Для организации поточного производства во времени применяется три вида движения предметов труда: последовательный, параллельный и смешанный.
Последовательный вид движения предметов труда имеет максимальное время составления и, как следствие, высокую себестоимость.
Параллельный вид движений предметов труда имеет минимальное время сборки всех видов движения предметов труда, но требует обязательной кратности времени обработки изделия на всех операциях, а лучше — равенства. Себестоимость минимальна.
Смешанный вид движения предметов труда имеет среднее время сборки изделия по сравнению с параллельным и последовательным видами и среднее значение себестоимости. При этом виде детали могут передаваться как поштучно, так и сериями или партиями, исключает недостатки по продолжительности сборки и перезагрузке или Недозагрузка рабочих мест, что характерно для первых двух видов. Более подробно этот вопрос рассмотрен в п. 8 настоящего раздела.
Поточный метод организации можно применять при соблюдении следующих условий:
а) объем выпуска продукции достаточно большой и не изменяется в течение длительного периода времени;
б) конструкция изделия технологична, отдельные узлы и детали подвергаются транспортировке, изделие можно разделять на конструктивно-сборочные единицы, что особенно важно для организации потока по составлению;
в) затраты времени по операциям могут быть установлены с достаточной точностью, синхронизированы и сведены к единой величины; обеспечивается непрерывная подача к рабочим местам материалов, деталей, сборочных узлов возможна полная загрузка оборудования.
Организация поточного производства связана с проведением ряда расчетов и подготовительных работ, связанных с аппаратурно-механическим оборудованием производства и согласования всех его элементов.
Исходным моментом за проектирование объема выпуска продукции является такт потока.
Такт — это промежуток времени между запуском (или выпуском) двух смежных изделий на линии. Такт может быть средним и рабочим.
Средний такт потока — это календарный период времени между двумя последовательными выпусками или запусками продукции на поточной линии.
Средний такт определяется по формуле
где Фд — действительный фонд времени работы линии за определенный период (месяц, сутки, смену) с учетом потерь на ремонт оборудования и регламентированных перерывов, мин;
N3 — программа запуска за тот же период времени, шт.
где N- программа выпуска, шт .;
(100 — δ) — процент отсева на контрольные испытания и брак.
Продолжительность расчетного периода [действительный фонд времени работы линии за определенный период (месяц, сутки, смену) с учетом потерь на ремонт оборудования и регламентированных перерывов] рассчитывается по следующей формуле:
где К — количество рабочих дней в месяц, дн .;
С — количество смен в сутки, шт .;
Т — продолжительность смены, ч .;
а — доля времени на регламентированные простой, перерыва, подготовку к работе и уборка рабочего места и др.
Рабочий такт — это часть продолжительности операции на одном рабочем месте. Рабочий такт определяется по формуле:
где ti — продолжительность каждой операции;
ni- число рабочих мест на данной операции.
Такт поточной линии — это интервал времени, за который сходят с линии изделия, передвигаются друг за другом. Определяется из выражения
где Ф — суточный фонд времени;
П — технически неизбежные затраты времени, мин (15-20 мин в смену);
N- объем производства продукции за тот же период в натуральном измерении.
Величина, обратная такту, называется темпом работы линии. По организации поточного производства необходимо обеспечить такой темп, чтобы выполнить план по выпуску продукции. Расчетная формула такова:
Если предметы труда передаются не поштучно, а транспортными партиями (n), то они сходят с линии за интервал времени, называется ритмом линии:
Следующим этапом в организации поточного производства является определение потребности в оборудовании. Расчет количества оборудования осуществляется исходя из количества рабочих мест по операциям процесса:
где ti — норма времени на операцию с учетом установки, транспортировки и снятие детали, мин.
Принятое количество рабочих мест (Сри) определяется округлением расчетного количества до ближайшего целого числа. При этом учитывается, что на стадии проектирования допускается перегрузка в пределах 10-12% на каждое рабочее место.
Количество рабочих мест на поточной линии определяется по формуле
где m — количество операций на потоке.
Длина ленты конвейера определяется так:
где L — расстояние между рабочими местами.
Скорость конвейера определяем по выражению
Для обеспечения полной загрузки оборудования и непрерывности протекания производственного процесса в поточном производстве осуществляется синхронизация (выравнивание) операций во времени.
После того как достигнуто синхронизацию операций на поточной линии, составляется план-график ее работы, облегчает контроль за использованием оборудования и рабочих.
Одним из основных условий непрерывной и ритмичной работы поточных линий является организация межоперационного транспорта. В поточном производстве транспортные средства используются не только для перемещения изделий, но и для регулирования такта работы и распределения предметов труда между параллельными рабочими местами на линии.
Выбор транспортного средства зависит от габаритов, массы обрабатываемых деталей, типа и количества оборудования, такта, степени синхронизации операций.
Проектирование потока завершается разработкой рационального планирования линии. В процессе планирования необходимо соблюдать следующие требования: предусмотреть удобные подходы к рабочим местам для ремонта и обслуживания линии, обеспечить непрерывное транспортировки деталей к различным рабочих мест на линии; выделить площадки для накопления задела и подхода к нему; предусмотреть на линии рабочие места для выполнения контрольных операций.
Метод групповой организации производства применяется в случае ограниченной номенклатуры конструктивно и технологически однородных изделий, изготовленных повторяющимися партиями. Суть метода заключается в сосредоточении на участке различных видов технологического оборудования для обработки группы деталей с унифицированным технологическим процессом.
Характерными признаками организации производства являются: подетальная специализация производственных подразделений; запуск деталей в производство партиями по специально разработанным графикам; параллельно-последовательное прохождение партий деталей по операциям; выполнение на участках (в цехах) технологически завершенного комплекса работ.
Метод организации синхронизированного производства интегрирует ряд традиционных функций организации производственных процессов: оперативного планирования, контроля складских запасов, управления качеством продукции. Суть метода сводится к отказу от производства продукции крупными партиями и создание непрерывно-поточного многопредметного производства, в котором на всех стадиях производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей операции точно в нужное время.
Поставленная цель реализуется посредством создания групповых, многопредметных поточных линий и использования принципа вытягивания в управлении ходом производства. Основными правилами организации производственного процесса в этом случае являются:
— Изготовление продукции мелкими партиями;
— Формирование серий деталей и применения групповой технологии с целью сокращения времени наладки оборудования;
— Преобразование складов материалов и полуфабрикатов на буфер-склады;
— Переход от цеховой структуры производства на предметно-специализированных подразделений;
— Передача функций управления непосредственно исполнителям.
Метод синхронизированного производства предполагает внедрение системы комплексного управления качеством, основанной на соблюдении следующих принципов: контроль производственного процесса; наглядность результатов измерения показателей качества; соблюдение требований к качеству; самостоятельное исправление брака; проверка 100% изделий; постоянное повышение качества.
Производство массовыми партиями составило и составляет на многочисленных предприятиях основной тип производства, оно является апогеем тейлористськои индустриальной культуры. В ситуации, когда основной формой конкурентной борьбы является ценовая, приоритет отдается экономике с массовым производством (крупными партиями), а также процесса стандартизации продукции (когда клиент ограничивается относительно небольшим выбором) и стандартизации операций, последствия от которой выступают в виде разделения задач и возможностей прибегнуть к квалифицированной рабочей силы, узко специализированной и незначительно связанной с самим процессом производства. Производство массовыми сериями означает производство максимально большими партиями, где изменение орудий труда сведено к минимуму, для того чтобы сократить до минимума затраты при выпуске большого количества продукции.
Многие иностранные конкурентов выступают за поточную систему производства с «выталкиванием» обрабатываемых изделий, предусматривает более тесную координацию работу производственных участков. В этом случае обрабатываемые изделия последовательно «вытягивают» из предыдущего участка по мере необходимости. Такие производственные системы обычно довольно просты по структуре. Передача информации от участка к участку в основном осуществляется с помощью бумажных карточек («канбан»), а не с помощью ЭВМ. Функционирование таких систем в значительной степени определяется взаимодействием соседних производственных участков.
Использование иностранными фирмами системы «поточного производства» является мощным рычагом поддержки американской экономики в лидирующей группе мировых экономически развитых стран.
Вопросы для закрепления материала и самостоятельной работы
1. Определить сущность производственного процесса.
2. Дать классификацию разновидностей производственных процессов.
3. Провести структурирование производственного процесса.
4. Охарактеризовать научные принципы организации производственного процесса.
5. Какие бывают формы организации производства? Их преимущества?
6. Как осуществляется комбинирование производства?
7. Перечислить основные методы организации производства.
8. Дать общую характеристику основных методов организации производства.
9. Какие типы производства вы знаете? Охарактеризуйте их технико-экономические особенности.
Источник: studbooks.net
ОПУС Ответы. Методы организации работ по степени одновременности выполнения работ
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 1.57 Mb.
- Методы организации работ по степени одновременности выполнения работ
- Последовательные max T0 (продолжительность работ) min Rсум (потребность в ресурсах)
- Параллельные min T0, max Rсум
- Поточные T0пар Rсум пот > Rсум послед
- Последовательно-поточные
- Параллельно-поточные
- Методы организации работ по учитываемым связям и их характеристикам
- метод организации работ с нулевым растяжением ресурсных связей, т.е. беспростойная работа бригад – МНИР – непрерывное использование ресурсов;
- метод организации работ с нулевым растяжением фронтальных связей – МНОФР – непрерывное освоение фронтов работ;
- метод организации работ с критическим путем выявленный при учете ресурсных и фронтальных связей – МКР – метод с критическими работами;
- Характерные признаки последовательного, параллельного, поточного методов
- Последовательный метод- это метод, при котором отдельные виды строительно-монтажных работ проводятся последовательно, т. е. следующий вид строительных работ начинается по окончании предшествующего.
- Максимальная продолжительность строительства группы объектов
- Минимальная суммарная потребность в ресурсах
- Прерывистое использование рабочих и строительных машин
- Параллельный метод основан на максимальном совмещении во времени отдельных видов работ, как строительных, так и монтажных
- Минимальная продолжительность строительства группы объектов
- Максимальная суммарная потребность в ресурсах
- Поточный метод — основан на расчленении сложных процессов на простейшие операции, на последовательном выполнении простейших операций и максимальном совмещении строительных процессов. График поточного строительства предусматривает такое расчленение процесса труда, при котором каждый вид работы должен выполняться в определенный промежуток времени, называемый шагом потока.
- Каждый процесс выполняется на объекте последовательно
- Разные строительные процессы выполняются на разных объектах параллельно
- Бригада рабочих и техника длительное время работают непрерывно
- Обеспечивается ритмичность строительного производства и ритмичность выпуска продукции
- Возникновение поточного метода
Применение потока в промышленности нашей страны привело к значительному повышению производительности труда рабочих, к улучшению использования станочного парка, к снижению производственного цикла обработки деталей, а это, в свою очередь, — к уменьшению оборотных средств предприятий и организаций.
Возникновение и применение в нашей стране поточного метода в строительстве относят к 1931-1932 годам (Москва), когда были построены 15 деревянных щитовых жилых домов «Союзстандартжилстроем».
Считается что выходом в 1961 монографии М.С.Будникова, П.А. Недавнего и В.И. Рыбальского «Основы поточного строительства» завершается становление основ классической теории строительногопотока
- Этапы проектирования поточного строительства
- Анализ подлежащих строительству зданий и сооружений и формирование из них группы однотипных объектов
- Определение очередности возведения объектов в каждой группе
- Расчленение процесса возведения на составляющие (этапы, циклы, виды, комплексы, бригады) и закрепляют за ними исполнителей
- Разбивка объектов на частные фронты работ ЧФР
- Установление технологической последовательности процессов
- Увязка выполнения строительно-монтажных процессов и определение параметров строительных потоков.
1. Строительная продукция неподвижна.
2. В промышлен. Продукция долгое время остается неизменной.
3. Состав рабочих в промышленном строительстве с течением времени меняется незначительно.
4. Влияние климата и погоды
5. Ритм потока, бригады – время работы бригады на одном частном фронте.
7. Принципы поточной организации:
8. Графическое отображение строительного потока:
— график Ганта — о горизонтальная столбчатая диаграмма с временной шкалой, которая используется для иллюстрации плана работ по проекту с привязкой ко времени. Ее придумал американский инженер Генри Гант в 1910 году
— сетевой график — динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, связывающая их свершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест.
— циклограмма- рафическая модель производства работ, выполненная в виде наклонных линий, отражающих технологическую последовательность развития процессов в пространстве (ось ординат) и во времени (ось абсцисс).
9. Виды потоков по структуре и виду выпускаемой продукции:
— частный поток – выполнение простого процесса на нескольких захватках непрерывно. Продукция частного потока – результат процесса.
— специализированный поток(?) например – устройство монолитного жб фундамента.
— объектный поток – совокупность взаимосвязанных специализированных потоков.
— комплексный поток – совокупность взаимосвязанных объектных потоков. Результат – готовый объект.
10. Виды потоков по направлению развития:
Частные и специализированные потоки могут быть:
10. Виды потоков по направлению развития.
Классификацию потоков осуществляют в зависимости от структуры и вида конечной продукции.
Частный поток— это элементарный строительный поток, представляющий собой один или несколько процессов, выполняемых одним коллективом (бригадой, звеном). Продукцией частного потока могут быть земляные работы, устройство фундаментов, кладка стен, монтаж дома, штукатурные работы и т. д. Частный поток организуется в основном там, где возможно выполнение работ на разных захватках поточно-расчлененным способом.
Специализированный поток состоит из ряда частных потоков, объединенных единой системой параметров и схемой потока. Их продукцией служат законченные виды работ, конструктивные элементы и части зданий (подземная часть здания, крыша, отделочные работы).
Частные и специализированные потоки могут иметь различные направления развития, которые зависят от объемно-планировочного и конструктивного решения здания, видов выполняемых работ и их этапов, используемых строительных машин и механизмов. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными и смешанными (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Схемы развития потоков:
А — горизонтальная; Б — вертикальная; а — вертикально-восходящая; б — вертикально-нисходящая; В—смешанная
Горизонтальное направление потокаосуществляют при устройстве фундаментов, монтаже конструкций одного этажа, кровельных работ и т. д.
Вертикальное направление потокаможет быть вертикально-восходящее, вертикально-нисходящее или сочетание этих двух направлений. Вертикальную схему применяют при монтаже многоэтажных промышленных зданий, когда монтаж ведут методом «на кран» отдельными участками на всю высоту здания, при кирпичной кладке труб и т. п.
По наклонной схемеосуществляют кирпичную кладку одного этажа, монтаж конструкций на разных отметках и т. п.
Сочетание разных направлений дает комбинированные схемы движения потоков. Преобладающей схемой развития потоков в многоэтажном строительстве является горизонтально-вертикальная, в одноэтажном — горизонтальная.
Объектный поток— совокупность специализированных потоков, состав которых обеспечивает выполнение всего комплекса работ по сооружению соответствующего объекта строительства. Продукцией этих потоков являются полностью законченные здания (сооружения) либо группа зданий (сооружений).
Комплексный поток состоит из объектных потоков, одновременно занятых строительством отдельных зданий и сооружений, входящих в состав промышленного предприятия, жилого квартала и т. д. Продукцией комплексного потока являются сданные в эксплуатацию промышленные объекты, законченные жилые кварталы и т. п.
По характеру временного развития различают следующие виды потоков:
равно-ритмичный, в котором все составляющие потоки имеют единый ритм, т. е. одинаковую продолжительность выполнения работ на всех захватах;
кратно-ритмичный, в котором все составляющие потоки имеют не равные, но кратные ритмы;
разно-ритмичные, в которых составляющие потоки не имеют постоянного ритма вследствие неоднородности зданий и сооружений и неравенства темпов составляющих потоков.
По продолжительности функционирования различают потоки:
краткосрочные, организуемые для возведения нескольких зданий (сооружений) и имеющие разовый характер;
долгосрочные, рассчитанные на длительное время и охватывающие всю или преобладающую часть программы строительной организации;
непрерывные, организуемые в условиях постоянной специализации строительной организации на одном виде продукции.
Практически такая возможность создается в домостроительных комбинатах и других подобных им организациях.
11. Виды потоков по ритмичности.
Ритмичные – (равно-ритмичные, кратко-ритмичные, разно-ритмичные)
Неритмичные – (потоки с однородным/неоднородным изменением ритмов)
12.Виды потоков по продолжительности функционирования
1.Краткосрочный поток имеет продолжительность функционирования до 1 года
2.Долгосрочный (2-3 года)
3.Непрерывный (без конца)
13. Установившиеся и неустановившиеся потоки
В практике строительства возможны случаи, когда поток приобретает установившийся характер, все частные потоки развиваются параллельно, происходит равномерное потребление ресурсов
R- шаг потока- промежуток времени между началом двух смежных работ процессов на 1 частном фронте
Туст- интервал t , в течении которого выполняются все процессы потока
Тразв- период развертывания-интервал времени между первым и последним процессом
Тсв- период между окончаниями процессов
В других случаях поток не достигает установившегося характера и не отвечает требованиям поточности производства. Неустановившийся поток неэффективен и не рекомендуется для применения.
14. Параметры потока.
- пространственные (число частных фронтов работ, размеры частных фронтов),
- технологические (число частных потоков, объемы работ, трудозатраты, число рабочих, выработка 1чел/см и тд.)
- временные (Ритм потока, ритм работы и тд.)
15. Закономерности потока.
Т0= K(m+n-1) — Основная закономерность равноритмичного потока
16. Назначение и виды стройгенпланов.
Это Документ, состоящий из графической части и расчетной, регламентирующий состав и расположение элементов временной строительной инфраструктуры на стройплощадке при возведении или реконструкции зд. и соор-й.
Вграфической части стройгенпланауказываются границы стройплощадки, расположение существующих , строящихся постоянных зданий и сооружений и элементов временной строительной инфраструктуры.
Для зем участка, находящеегося во владении застройщика……..
Под временной строит. инфраструктурой – система постоянных и временных зд, дорог, инж. Сети, источников энерго и водоснабжения и тд.
*Примерное размещение материалов на стройгенплане: В расчетной части стройгенплана выполняются расчеты:
-По выбору грузоподъемного механизма
-Потребности во временных зданиях и сооружениях
-Потребность в воде –Потребность в электроэнергии, освещении
Различаются уровнем детализации.
Стройгенплан явл. одним из основных частей ПОС и ППР.
Общеплощадочный стройгенплан охватывает всю территорию строй комплекса или отдельного сложного здания и сооружения и включает временную строй инфраструктуру необходимую для возведения . Он разрабатывается в составе раздела «Проект-ОРГ…….»
Объектный или общественный площадочный стройгенплан на возведении подз- и надз- части одного или нескольких зданий или на ыполнении сложного вида работ.
17. Принципы разработки стройгенплана.
-Увязка с календарным планом, тех кармами, картами трудовых процессов.
-Временное строй хоз должно создавать условия для высокопроизводительного труда.
-Должно обеспечиваться полное реально возможное удовлетворение потребностей строй производства
-Объемы временного строй хоз на стройплощадке должны по возможности сокращаться
18. Исходные материалы для разработки стройгенпланов.
-материалы ПОС( в том числе календарный план строительства, расчеты объемов временного строительного хоз-ва);
-потребности в ресурсах.
-календарный план и технологические карты из ППР;
-уточненные расчеты объемов временного строительного хоз-ва
-уточненные потребности в ресурсах
19. Порядок проектирования стройгенпланов.
А) Определение потребности в элементах временной строительной инфраструктуры (временного строительного хоз-ва)
Б) Размещение (привязка) элементов временной строительной инфраструктуры
В) На генплане участка показывают границы стройплощадки
20. Построечные автодороги.
Для построечных перевозок используют автомобили и железнодорожный транспорт. В основном распространены автодороги.
Строительная площадка должна иметь удобные подъездные и построечные дороги для бесперебойного подвода материалов, машин и оборудования в течение всего строительства (в любое время года и при любой погоде).
Особое значение дорогам придается при поточном строительстве и монтаже «с колес». Временные дороги строят одновременно с теми построечными дорогами, которые предназначены для построечного транспорта. Временные и постоянные дороги составляют единую транспортную сеть, которая обеспечивает сквозную кольцевую схему движения.
Проектирование построечных дорог в составе СГП выполняется в следующем порядке:
1) разрабатывается схема движения транспорта и, расположения дорог в плане;
2) определяют параметры дорог;
3) устанавливают опасные зоны и определяют дополнительные условия;
4) назначают конструкции дорог;
5) рассчитывают объемы работ и необходимые ресурсы для устройства дорог.
21. Определение площади и размеров приобъектных складов в составе ПОС
Площадь склада в ПОС может быть определена как:
Где Sтреб. – требуемая площадь склада, м 2 ;
Рскл – количество материалов, изделий или конструкций, подлежащих хранению на складе ( складской запас, норматив запаса) в натуральных единицах измерения;
r — норм складирования материалов и изделий на 1 м 2 ;
kп — коф-т использования площади склада, учитывающий наличие проходов ( проездов) между стеллажами или штабелями;
Также возможен расчет по второй формуле:
Sтреб =Рскл *q, где q – расчетная норма площади склада на единицу складируемого материального ресурас четом проходов и проездов, 1 м2;
Кол-во материалов для хранения опред.:
Р общ – общая потребность в материальном ресурсе на рассматриваемый период времени;
Т – продолжительность расчетного периода, дни;
Тн – нормативные запасы материалов, дни;
к1 – коэффициент неравномерности поступления материалов на склады (при применении автомобильного и железнодорожного транспорта =1,1; при применении водного транспорта =1,2);
к2 – коэффициент неравномерности потребления материального ресурса (= 1,2)
22. Определение площади и размеров приобъектных складов в составе ППР
На стадии ППР площади приобъектных открытых складов рассчитывают детально исходя из фактических размеров складируемых ресурсов и количества нормативной удельной наrрузки на основание склада с соблюдением правил безопасности и противопожарных требований.
Для проверочных расчётов ниже приведены коэффициенты использования площади склада, характеризующие отношение полезной площади склада к общей.
Общую площадь склада Sтp (м 2 ) определяют по формуле:
+rде kn — коэффициент, учитывающий проезды, проходы и вспомогательные помещения (при открытом хранении материалов навалом kn ==1, 15…1 ,25, в штабелях 1,2 — 1,3, в закромах и бункерах 1,3..1,4, для универсальных складов 1 ,5 -1,7); S -фактическая площадь складируемого ресурса.
23. Виды временных зданий. Определение потребности во временных зданиях
Временными зданиями называют подсобно-вспомогательные и обслуживающие объекты, необходимые для обеспечения нормальных условий производства строительно-монтажных работ и хороших бытовых условий для рабочих и инженерно-технических работников.
- по назначению – административные, санитарно-бытовые, жилые, общественные, производственно-складские;
- по оборачиваемости – инвентарные и неинвентарные;
- по материалу – деревянные, деревометаллические, металлические с легким утеплителем, из пленочных материалов;
- -сборно-разборные;
- контейнерные (переставные);
- -передвижные.
- Сборно-разборные можно использовать для любых целей.
- Одиночные контейнеры используются под санитарно-бытовые, административные, жилые и складские помещения.
- Здания передвижного типа (автофургоны) имеют то же назначение, что и контейнерного типа, но их следует применять на стройках с небольшой продолжительностью работ или в качестве промежуточного решения временных зданий в начальный период строительства.
- Определяется номенклатура комплекса инвентарных зданий
- Устанавливается общая потребность во временных зданиях
- Определяется рациональный тип и количество мобильных зданий
- Разрабатывается планирование городка строительства
- Осуществляется привязка городка на стройплощадке
24. Временные водоснабжение и водоотведение на строительной площадке
Водоснабжение и водоотведение строительной площадки являются частью проекта организации строительства и включают в себя следующие пункты работ:
1. определение источника водоснабжения;
Если строительство происходит в близи города, то используют городской водопровод, если строительная площадка удалена от населенного места, то источником водоснабжения служат поверхностные и подземные воды. При чем поверхностные используют для технологических целей (т.к вода менее агрессивна по отношению к бетону.
2. расчёт потребляемого количества воды;
Расход воды определяется по СНиП П-04-02-84 Суммарный расчет расхода воды состоит из: хозяйственно-питьевых нужд рабочих и населения рабочих поселков при строительной площадке; технологических нужд строительного производства; нужд пожаротушения.
Например: расход воды на производственные цели на строительную площадку включает:
-расход на приготовление бетонной смеси или раствора,
— поливку уложенного бетона,
— выполнение штукатурных и малярных работ,
-обслуживание и мойку строительных машин.
3. определения диаметра подающего водопровода; (в зависимости от максимального расчетного расхода воды Qрасч определяется диаметр труб временного водопровода D, мм.
мм
где υ – скорость движения воды по трубам, м/с (принимается равной 1,5-2,0 м/с – для труб больших диаметров; 0,7 – 1, 2 м/с – для труб малых диаметров).
- Организация на строительной площадке
Подземную воду, добываемую из скважин и колодцев, после ее предварительного санитарного исследования разрешается употреблять для хозяйственно-питьевых нужд только после предварительного обеззараживания. Необходимость и метод обеззараживания определяются по данным анализа воды медицинской службой.
Привозная вода используется в случаях невозможности эксплуатации других источников. При этом для хранения привозной воды необходимо на строительной площадке иметь оборудованные емкости – отдельно для хозяйственно-питьевых нужд и для технических нужд.
- Водоотведение
Во избежание проникновения гнилостных газов в жилое помещение уборные должны быть устроены отдельно от жилых и общественных зданий на расстоянии 20. 25 м. Уборные с выгребом состоят из нескольких кабин размером 900 × 1200 мм каждая.
25. Временное электроснабжение на строительной площадке.
Расходы на электроэнергию в общей стоимости строительно-монтажных работ колеблются в пределах от 0,5 до 1,5 %. Большая часть электроэнергии (до 70%) расходуется на питание электродвигателей строительных машин и механизмов, около 20% идет на технологические нужды (электросварку, электропрогрев бетона и монтажных стыков в зимнее время, электрокалориферную сушку помещений при отделочных работах и т. п.) и 10% расходуется на наружное и внутреннее освещение территории строительной площадки, мест производства работ в темное время, строящихся зданий и сооружений, административных, культурно-бытовых, подсобных и складских помещений.
Проектирование временного электроснабжения ведется в следующем порядке:
— определяют потребителей электроэнергии, количество необходимой электрической мощности в смену по каждому потребителю и суммарную потребную мощность трансформатора;
— подбирают соответствующий тип трансформатора, устанавливают его местоположение на стройгенплане и проектируют временную электросеть.
Электрическая мощность Р, кВт, для всей строительной площадки или для отдельных ее участков определяется по формуле
Нормы расхода электроэнергии на освещение приведены в табл. 20.10.
Нормы расхода электроэнергии на внешнее и внутреннее освещение
Обеспечение строительных площадок электроэнергией, в основном, осуществляется подключением к существующим сетям.
Питание строительных площадок электроэнергией осуществляется обычно от высоковольтной сети напряжением 6 или 10 кВ с последующей трансформацией напряжения на трансформаторах, обслуживающих стройку, до напряжения 380/220 В.
Классификация сетей временного электроснабжения:
1) по напряжению – высоковольтные и низковольтные;
2) по роду тока – переменный и постоянный;
3) по назначению – питательные и распределительные;
4) по вид схемы – кольцевые и радиальные;
5) по харктеру потребителей – силовые и осветительные;
6) по конструкции – воздушные и кабельные.
Электроосвещение территории строительства, приобъектных складов, дорог, проездов обеспечивается прожекторами, установленными на мачтах высотой 15-18 м, зданиях, башенных кранах. Для учета расхода электроэнергии на строительных площадках в абонентской будке или КТП устанавливаются счетчики.
- кабельная или воздушная ЛЭП. Выбирается из условий размещения и удалённости источника питания, технических условий энергоснабжающей организации, технико-экономического сравнения вариантов;
- внутриплощадочные трансформаторные подстанции. Количество и мощность выбираются в соответствии с проектом. Обычно применяются комплектные трансформаторные подстанции наружной установки (КТПН);
- стационарные и перемещаемые пункты питания. Рекомендуется применять специальные щиты временного электроснабжения в качестве стационарных пунктов питания и щиты механизации строительства в качестве переносных;
- внутриплощадочная кабельная сеть выбирается исходя из ожидаемых нагрузок и безопасной раскладки кабелей. Для стационарных щитов применяются кабели с пластмассовой или бумажно-масляной изоляцией, для временных – гибкие кабели.
- надёжной;
- безопасной;
- удобной, в части оперативных переключений по включению и отключению нагрузки;
- гибкой, в части быстрого изменения конфигурации переносных пунктов питания, вслед за перемещением строительных механизмов.
- недорогой, как все временные сооружения.
Выполняется по совокупности ТЭП, которые характеризуют наличие, кол-во, объемы элементов строительного хозяйства. Сопоставляя значения ТЭП на разных вариантах СГП или сравнивая с разработанный СГП с аналогичными других разработчиков, делают вывод по предпочтительности.
Показатели: удельные затраты на создание временного строительного хозяйства, затраты на отдельные элементы, продолжительность работ по организации временного строительного хозяйства, объемы отдельных элементов временного строительного хозяйства.
27) Организационно-технологические модели
В организационно-технологических моделях строительства объектов производят взаимную увязку выполнения отдельных видов строительных работ, сроков и интенсивности ведения работ, а также рационального порядка использования ресурсов. Известны различные виды организационно-технологических моделей строительства объектов, и в ряде случаев можно установить наиболее рациональные области применения каждой из них.
К моделям предъявляются требования — простоты и адекватности.
- Графики Ганга — календарные линейные графики, на которые в масштабе времени показывают последовательность и сроки выполнения работ.
Недостатки: модель явно не показывает технол. и организационные взаимосвязи между работами, ели объектов много – то календ.план очень далеко уходит вниз – трудно понять даты к которым он привязан) модель требует полной переделки при форс-мажорных обстоятельствах, модель не отражает пространственных параметров, модель трудноформализуема.
- На циклограмменаглядно изображается развитие строительного процесса во времени и пространстве. Она наиболее удобна при возведении однотипных зданий и сооружений. При возведении комплексов, отличающихся сложными взаимосвязями работ, наглядность циклограммы существенно снижается, и пользоваться ею неудобно.
Недостатки — нет кол-ва смен.
3. При использовании матричных моделей можно легко определить продолжительность выполнения работ каждой бригадой, общую продолжительность строительства, простой бригад на фронтах работ, уровень совмещения работ.
Достоинства: легкость формализации
Недостатки : наглядно ничего не отражает, все хар-ки надо искать в пояснительной записке, нет кол-ва смен.
4. Сетевые модели позволяют лучше всего отображать порядок возведения сложного объекта, осуществлять научно-обоснованные методы строительства, определять и разрешать многие проблемные ситуации, возникающие в процессе производства строительных работ.
Сетевой график является документом, позволяющим оперативно руководить строительством и перераспределять ресурсы в зависимости от практического состояния строительства.
Сетевые графики особо эффективны в случае сооружения сложных промышленных и других комплексов, где участвуют многие организации.
Сетевые модели используют в строительстве для решения задач перспективного планирования, определения продолжительности и сроков выполнения основных этапов создания объектов (проектирования, СМР, поставки технологического оборудования, освоения производственной мощности), а также планирования капитальных вложений по периодам строительства объекта.
Эти модели взаимно дополняют друг друга и применяются в тех случаях, где они наиболее целесообразны.
28. Элементы сетевого графика.
Сетевой график — это сетевая модель, в которой определены сроки выпол¬нения процессов, критический путь и другие параметры.
Состоит из трех элементов: работы, события и пути.
Событие в сетевом графике — это факт начала или окончания одной или нескольких работ необходимый и достаточный для начала последующих работ. Событие изображается в виде кружочка и нумеруется (i- номер события).
Путь в сетевом графике — это любая непрерывная последовательность работ(включая ожидания и связи).
В сетевом графике различают полный и неполный путь.
Полный путь — это путь, соединяющий исходное событие сетевого графика с его завершающим событием. он идет от исходного события сетевого графика до его завершающего события 6.
Неполный путь — это путь, соединяющий два каких-либо события. Непол¬ный путь является частью полного пути. Например, неполный путь 2-4-5 явля¬ется частью полного пути 1-2-4-5-6.
Максимальный из всех полных путей называется критическим путем (1-3-4-6).
Работа может иметь в сетевом графике одно из следующих трех значений:
1) действительная работа (или просто работа), под которой понимается некоторый процесс, для выполнения которого требуются время и ресурсы. На¬пример, кирпичная кладка, монтаж железобетонных или, оштукатуривание стен и т.д. Чтобы выполнить любой из этих процессов, требуются рабочие, строительные материалы и время.
2) ожидание — процесс, требующий затрат времени, но не требующий затрат
ресурсов. Например, твердение бетона, сушка штукатурки. Такое ожидание называют технологическим перерывом. Кроме технологических встречаются также организационные пере¬рывы. Например, ожидание перехода на объект бригады рабочих с другого объекта, ожидание поставки крана, строительных конструкций и т. д.
3) зависимость (или связь) не требует для своего выполнения ни времени, ни ресурсов. Она вводится в сетевой график для правильного отображения взаимозависимостей между работами. Зависимость часто называют также связью (иногда — фиктивной работой).
29. Правила построения сетевого графика.
При построении сетевых графиков необходимо придерживаться следующих правил.
1. Номер каждого последующего события должен быть больше номера любого предыдущего события. Выполнение этого правила позволяет обеспечить соблюдение логической последовательности выполнения работ.
2. Не должно быть событий, из которых не выходит ни одной работы (исключение — последнее событие), если данное правило не выполняется, то сетевой график построен неправильно или запланирована лишняя работа (см. рис. 10.7).
Рис. 10.7. Пример неправильного построения сетевого графика с лишней работой В
3. Не должно быть событий, в которые не входит ни одна работа (исключение — начальное событие). Если данное правило не выполняется, то это означает, что допущена ошибка при составлении сетевого графика или не запланирована работа, результат которого (например, событие 5 на рис. 10.8) необходим для начала работы Е.
Рис. 10.8. Пример неправильного построения сетевого графика с лишним событием Е
30. Временные параметры сетевого графика, их расчет
РАСЧЁТ ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ СЕТЕВОГО ГРАФИКА
- Раннее начало работы – последний день, когда заканчивается самая продолжительная из предыдущих работ.
- Раннее окончание работы – раннее начало работы + продолжитльность работы
- Позднее окончание работы = минимальному позднему началу последующих работ
- Продолжительность работы – время выполнения работы
осуществляется по системе технико-экономических показателей, в состав которых, наряду с общими для всех видов строительства, входят показатели, отражающие специфику здания или сооружения, а также местные условия.
Основным показателем для оценки является результат сопоставления продолжительности строительства по разработанному календарному плану с действующими нормами.
Источник: topuch.com
Монтаж сборных железобетонных пролетных строений

Изготовление и транспортировка цельноперевозимых балок
Изготовление предварительно напряженных цельноперевозимых балок с натяжением арматуры на упоры до бетонирования на заводах МЖБК осуществляется по поточно-агрегатной технологии в специализированных цехах.
Основным агрегатом является передвижной («катучий») силовой стенд, на который производится натяжение предварительно напряженной арматуры. Работы по изготовлению балок выполняются в главном цехе завода на специализированных постах.
На посту арматурных работ устанавливается ненапрягаемая арматура в виде заранее изготовленных в арматурном цехе сеток и каркасов, проводится установка пучков и их натяжение гидравлическими домкратами двойного действия с передачей сил предварительного натяжения на передвижной стенд.
На посту бетонирования в раскрывающуюся стальную опалубку укладывают бетонную смесь и уплотняют её с помощью вибрации, а также проводится предварительная выдержка бетона для набора начальной прочности перед тепловлажностной обработкой.
Для ускорения процесса изготовления проводится тепловлажностная обработка изделий в специальных пропарочных камерах при максимальной температуре 70…80°С. После пропаривания силы предварительного напряжения передаются на бетон. Время изготовления одного блока при трех поточных линиях составляет 1 сутки.
Готовые балки перевозят по автомобильным дорогам на расстояние до 100 км на специальных «балковозах» тягачами с мощностью двигателя 200…600 л.с. Каждая перевозка балок согласуются с эксплуатирующими дорожными организациями и ГИБДД. На большие расстояния (до нескольких тысяч километров) балки могут перевозиться по железной дороге.
Кроме заводского поточно-агрегатного метода изготовления, применяется стендовый метод (в основном на производственных базах мостостроительных организаций или непосредственно на
строительной площадке). Стационарный стенд сооружают из железобетона и заглубляют в грунт
Схема укрупнительной сборки составной по длине балки
Все работы выполняются комплексной бригадой с производительностью 1 блок в неделю. Для ускорения процесса изготовления применяется тепловлажностная обработка. Для этого стенд накрывают сверху специальными железобетонными плитами, под прикрытием которых организуется пропарочная камера.
Особенности изготовления тавровых типовых балок с каркасной арматурой
Типовые сборные пролетные строения с каркасной ненапрягаемой арматурой применяются в нашей стране более 50 лет. В 1960…1970 гг. арматурные каркасы изготавливались сварными. Однако после нескольких аварий с обрывом арматуры в местах сварки стержней из-за их «подрезания» в процессе сварки перешли на вязаные каркасы.
Тем не менее и в вязаных каркасах стержни арматуры сначала приходится «прихватывать» сваркой для удержания их в проектном положении. В настоящее время каркасные балки часто изготавливают стендовым методом на базах мостостроительных организаций, занимающихся строительством и ремонтом мостов.
Для формования балок используют металлическую раскрывающуюся опалубку. Максимальная полная длина балок 18 м; толщину плиты проезжей части балок в последние годы увеличили с 15 до 18 см.
Для объединения балок между собой на плитах имеются выпуски арматуры сеток. Для удобства строповки устраиваются монтажные петли. Масса блоков в тоннах приблизительно численно равна полной длине балок в метрах, т.е. составляет ≈1 т/м.
Краны, применяемые для монтажа балок
В мостостроении применяют общестроительные и специальные краны для строительства мостов. Общестроительные краны предпочтительнее специальных из-за дефицитности последних и необходимости их перевозки, сборки и разборки, что увеличивает временные затраты и стоимость монтажа.
Схемы применения того или иного типа крана для монтажа сборных железобетонных мостовых конструкций обусловлены многими факторами: весом блока, местными условиями (продольный профиль, свойства грунтов в пойме, режим реки, климат), возможностями строительной организации
Стреловые полноповоротные самоходные краны наиболее широко применяют для монтажа балок полной длиной до 33 м. Основные характеристики кранов приведены в справочниках. Краны с решетчатыми стрелами обладают более пологими грузовыми характеристиками по сравнению с кранами, имеющими телескопические подпорные стрелы, вес которых в 2…4 раза больше.
Для продолжительных работ на строительной площадке предпочтительнее гусеничные краны, которые работают без выносных опор (аутригеров). Они могут передвигаться при монтаже в пролет моста с балкой весом до 80% от предельной грузоподъемности.
Однако для гусеничных кранов в большей степени, чем для колесных, необходим твердый настил из железобетонных (дорожных) плит по слою песка или щебня. Это объясняется тем, что основная нагрузка (собственный вес крана и вес груза) приходится на переднюю часть трака.
Таким образом, пневмоколесные краны имеют преимущества перед гусеничными при частых перемещениях с объекта на объект, однако проигрывают при необходимости работы без выносных опор.
Козловые краны целесообразно применять для монтажа балок пролетных строений в пойме и для эстакад на подходах к мостам при их достаточно большой протяженности (больше 100 м) и количестве пролетов более пяти.
При этом рационально использовать козловые краны для комплексного монтажа как тела опор, так и пролетных строений. Для мостов применяют козловые краны К-451 (К-451М) и К-651 грузоподъемностью 45 т и 65 т соответственно, КС-50-42Б грузоподъемностью 50 т и пролетом 42 м.
Козловые краны перевозят на объект в разобранном виде. Они состоят из ригеля и двух ног, причем для исключения заклинивания и опрокидывания крана одна нога гибкая. Некоторые конструкции кранов могут иметь только жесткие ноги. Пути под кран состоят из щебеночного балласта, деревянных шпал и рельсов; пути должны быть в высшей степени надежными. Для обеспечения безопасности на концах путей устраиваются упоры (пружинные буферы).
В русловой части при относительно небольшой глубине воды необходимо устраивать подкрановые эстакады из инвентарных конструкций, стоимость которых составляет 20% и более от стоимости строительно-монтажных работ. 61
Консольно-шлюзовые краны являются специальными грузо-подъемными механизмами для монтажа мостовых балок длиной 21, 24, 33 и 42 м и весом 35…100 т. Они подразделяются на сборно-разборные, перевозимые на объект в разобранном виде (ГП 2×30, МКШ-100), и мобильные шлюзовые краны (КШМ-35, КШМ-63, КШМ-40).
Мобильные краны перевозят по автомобильным дорогам в собранном виде и применяют для монтажа балок весом 35…63 т и полной длиной 21, 24 и 33 м. Эти краны широко применялись при строительстве мостов в Московской и Ленинградской областях.
Для монтажа балок полной длиной 42 м и весом 90 т применяют шлюзовой кран МКШ-100 грузоподъемностью 100 т. Особенностью конструкции МКШ-100 является перемещение его в пролет с помощью специальной транспортной балки. Подробно порядок работы крана МКШ-100 изложен в [6]. Аналогичные краны используются за рубежом, например, в Ливане.
Работы консольно-шлюзовыми кранами ведутся в несколько стадий
№ стадии | Порядок работ |
Стадия 1 | Для установки шлюзовых кранов отсыпают насыпь подхода. |
Стадия 2 | Если кран сборно-разборный, его собирают на насыпи с помощью легких самоходных стреловых кранов. Продолжительность сборки зависит от марки крана и квалификации персонала. Сборка может продолжаться 7…14 суток и более. |
Стадия 3 | Кран устанавливается в рабочее положение на опоры моста (устой и следующая за ним промежуточная опора). В момент выведения несущей фермы (стрелы крана) в рабочее положение она работает по консольной схеме. Когда передняя нога крана устанавливается на следующую опору, стрела крана начинает работать как балка. |
Стадия 4 | Под кран со стороны подхода к мосту подается блок пролетного строения (балка). Передний конец балки стропуется к грузовой тележке крана №1. После этого балку продвигают в пролет («шлюзуют»). Передний конец балки остается на тележке №1 и перемещается вместе с ней; задний конец балки перемещается на транспортировочной тележке или вагонетке по путям на подходе |
Стадия 5 | Задний конец балки стропуется к грузовой тележке крана №2; балка «дошлюзовывается» в пролет и устанавливается в 62 проектное положение. Во избежание опрокидывания балки ее опирают на специальные монтажные упоры, устанавливаемые на опорах, а стержни арматурных выпусков плиты «прихватываются» сваркой. |
Стадия 6 | Переход крана в следующий пролет. |
Старый кран КШК 2×32 не мог перемещаться в поперечном направлении по опорам моста. Вследствие этого приходилось после подачи балки в пролет передвигать ее в поперечном направлении домкратами по специальным путям, проложенным по ригелям опор. В случае использования старого крана ГП 2×30 при габаритах более Г-8 монтаж необходимо вести за несколько проходов крана.
Более новые модификации кранов (например, КШМ-35, КШМ-40, КШМ-63 и МКШ-63) для установки балки в проектное положение сами перемещаются вместе с ней по поперечным путям, устраиваемым на опорах. Таким образом, возможен монтаж пролетных строений любых габаритов.
Мобильные шлюзовые краны перемещаются вдоль оси моста на пневмоходу. Для старых кранов необходимо укладывать рельсовый путь. При передвижении шлюзового крана в следующий пролет (стадия 6) стрела крана (несущая ферма) опять работает как консоль до тех пор, пока передняя нога не достигнет следующей опоры моста.
После окончания монтажа во всех пролетах шлюзовые краны разбирают; при монтаже мостов со всеми одинаковыми по длине пролетными строениями кран разбирают на противоположном берегу.
Надо отметить, что применение в нашей стране шлюзовых, особенно сборно-разборных кранов, в настоящий момент достаточно редкое явление. Это объясняется наличием незначительного числа таких кранов, сложностью их перевозки, сборки и разборки.
Поэтому многие мостостроительные организации полностью от них отказались. Тем не менее в некоторых случаях использование шлюзовых кранов, даже старых конструкций, продолжается.
Рассмотрим в качестве примера консольно-шлюзовой кран ГП 2×30.
Консольно-шлюзовый кран грузоподъемностью2х30 т
Его применение начато в 1957 г. Кран разработан ЦНИИПСК для монтажа железобетонных балок длиной до 33 м и весом до 60 т. Вес крана составляет 82 т.
Кран состоит из несущей балочной фермы, опирающейся при перемещении на две опоры портального типа, а в рабочем положении — еще и на переднюю вспомогательную опору.
Задняя опора установлена на ведомую ходовую одноосную тележку, а средняя опора на приводную трехосную тележку. Передняя опора имеет винтовые домкраты для выборки прогиба консоли главной фермы (стрелы), возникающего при выведении ее в пролет.
Для продольного перемещения балок пролетных строений в пределах крана (т.е., для «шлюзования») имеются две двухконсольные каретки, по которым перемещаются грузовые тележки. Посредством этих тележек осуществляется поперечное и вертикальное перемещение устанавливаемых балок.
Для обеспечения устойчивости крана во время его перемещения из пролета в пролет предусмотрен противовес из железобетонных блоков. В комплект крана входят две вагонетки для перевозки балок со склада, фермоподъемник грузоподъемностью 60 т для монтажа балок.
Для установки балок собранный на подходе кран по рельсовым путям перемещается своим ходом в пролет до тех пор, пока передняя опора окажется над подферменниками. Опущенная на подферменник передняя опора не должна в последующем мешать установке балок.
Давление на ходовую тележку средней опоры может достичь 90 т, поэтому монтируемые конструкции (балки и опоры моста) должны проверяться расчетом на эту нагрузку. Если балки пролетных строений могут воспринять нагрузку от крана без омоноличивания по результатам расчетов прочности и устойчивости, то обходятся временным объединением балок сваркой выпусков арматуры плиты. При невозможности передачи давления на балки их монтажные стыки омоноличивают.
Для более равномерного распределения нагрузки на местах рабочих стоянок крана под тележками вместо шпал укладываются стальные распределительные балки.
Монтаж балок пролетных строений краном ГП 2×30 осуществляется в несколько стадий.
№ стадии | Недостатки |
1 | Балку кранами или специальными подъемникамиустанавливают на транспортные вагонетки и перевозят к хвостовой части крана. |
2 | Ближайший к крану конец балки закрепляют на полиспасте первой грузовой тележки и снимают с транспортной. |
3 | Балку с подвешенным передним и опертым на транспортную вагонетку задним концами перемещают в пролет, пока вагонетка не окажется под второй грузовой тележкой крана. |
4 | После закрепления заднего конца балку продолжают перемещать в пролет до проектного положения. Затем балку перемещают в поперечном направлении и опускают на опорные части |
На складе балки грузят на вагонетки, которые затем подаются к крану приводными лебедками или мотовозом. Для строповки балок применяют захватные приспособления, предусмотренные в комплекте крана, а в плите монтируемой балки оставляют отверстия (окна), сквозь которые пропускают тяги, подхватывающие балку.
Для работы в следующем пролете кран перемещается по рельсовым путям, которые для этого укладывают на смонтированное пролетное строение. Также устраиваются отдельные пути для подачи балок.
За смену бригада из 8 ч может смонтировать 2…7 балок в зависимости от навыков.
Недостатки крана ГП 2×30:
№ стадии | Недостатки |
1 | При больших габаритах проезжей части мостового сооружения необходимо проходить краном несколько раз по ширине. |
2 | Трудоемкость сборки крана (бригада монтажников из 12 человек собирает кран 9…20 суток). |
Таким образом, применение консольно-шлюзовых кранов наиболее целесообразно в случае равнопролетной схемы моста, включающей три и более пролета, а также при невозможности применения другого кранового оборудования.
Жестконогие деррик-краны
Жестконогие деррик-краны большой грузоподъемности применяются для монтажа железобетонных балок. Особенностью этих кранов является сохранение постоянной грузоподъемности в широком диапазоне вылета стрелы. Это объясняется тем, что кран может заанкериваться за смонтированное пролетное строение.
Неоспоримым достоинством таких кранов является их относительно малый собственный вес. Существенный недостаток заключается в высокой стоимости монтажа-демонтажа кранов.
Деррик-краны могут устанавливаться на фундаментах или перемещаться на колесных тележках. Они состоят из рамы, вертикальной стойки, вращающейся на поворотном кругу, и стрелы. Монтажный кран МК-63 — рельсовый, полноповоротный.
По принципу устройства он близок к деррик-кранам. Имеет грузоподъемность 63 т и собственный вес 100 т. Может монтировать сверху (по схеме «впереди себя») балки длиной до 33 м. Требует анкеровки к монтируемым конструкциям.
Схемы и правила строповки балок
При погрузке-разгрузке балок и их монтаже необходимо строго соблюдать правила строповки (захвата) балок. При выполнении монтажных работ знаки усилий (М и Q) должны совпадать со знаками усилий, которые возникают в балках в процессе эксплуатации. Таким образом, главным правилом является строповка разрезных балок в сечениях, близких к опорным.
Схемы строповки цельноперевозимых балок
а — с использованием строповочных петель; б — через окна в плите; в — через монтажныеотверстия; г — с использованием траверсы.
Поперечные сечения по схемам строповки
а — с использованием строповочных петель (Для строповки балок крюками и стропами при длине – до 15 м в их конструкциях предусматриваются петли);
б — через окна в плите; в — через монтажные отверстия ( при длине 33 м специальные строповочные отверстия);
г — с использованием траверсы (Для удобства строповки часто используют траверсы, применение которых позволяет уменьшить высоту строповки Н и исключить передачу сжимающих усилий на монтируемый элемент)
В качестве стропов используются специальные канаты с гибкими сердечниками. Конструктивные особенности, а также данные для расчета и подбора стропов в зависимости от веса монтажных элементов и угла строповки α содержатся в .
При строповке и монтаже необходимо исключить сколы бетона балок стропами и другими приспособлениями. Для защиты плиты и ребер балок используют стальные огибатели.
Схемы монтажа балок и плит
Принципиальные схемы монтажа пролетных строений разрабатываются проектными организациями на стадии «проекта» (ПОС). Детальные схемы монтажа на стадии «рабочих чертежей» приводятся в проекте производства работ (ППР), который подготавливается в строительной организации.
Для выбора оптимальных схем сооружения пойменных и русловых пролетных строений разрабатываются варианты технологических схем и проводится их сравнение по технико-экономическим показателям. В практике отечественного мостостроения применяются следующие принципиальные схемы установки цельноперевозимых балок и плит в проектное положение.
Схема 1. Стреловыми самоходными кранами с грунта — одним или двумя кранами в зависимости от их грузоподъемности (рис.а).Схема 2. Стреловыми самоходными полноповоротными кранами со смонтированной части моста — способ «впереди себя» — для балок полной длиной до 24 м (рис. б).Схема 3. Стреловыми самоходными кранами с рабочего моста (рис в).Схема 4. Самоходными стреловыми кранами со льда — в районах с суровым климатом, при условии набора льдом достаточной прочности (рис. г).
Схема 5. Козловыми кранами – одним или двумя с грунта или с применением подкрановых эстакад (рис.а).Схема 6. Консольно-шлюзовыми кранами (рис. б).Схема 7. Плавучими кранами с воды (рис. в).Схема 8. Деррик-кранами «впереди себя» или монтажным краном типа МК-63, перемещающимся на рельсовом ходу по смонтированным пролетным строениям (рис. г).
Технические характеристики самоходных строительных стреловых, шлюзовых, козловых, деррик-кранов, железнодорожных консольных кранов и особенности их работы приведены в справочниках .
Выбор схемы установки балок и плит зависит в значительной степени от возможностей и опыта работы строительной организации. Во всех случаях, где это возможно, предпочтение отдают общестроительным самоходным стреловым кранам.
При монтаже особое внимание необходимо уделять точности установки балок на опорные части. Отклонения установленных балок от проектных положений не должны превышать 5…10 мм. В противном случае при эксплуатации могут возникнуть сколы бетона трещины в ребрах на концах балок, которые снижают долговечность конструкций и уменьшают срок их службы.
После установки балок в проектное положение и до начала перемещения кранов в целях безопасности необходимо предусмотреть надежное закрепление смонтированных блоков неустойчивого таврового сечения в проектном положении и обеспечивать геометрическую неизменяемость конструкций до устройства монолитных монтажных стыков по плите.
Для этого на опорах под консоли плит балок устанавливаются временные монтажные стойки. Затем устраивается монолитный монтажный стык по плите проезжей части (омоноличивание балок), после чего временные связи демонтируются.
Омоноличивание тавровых балок по плите
- балка;
- опалубка;
- поперечный брус;
- продольный брус;
- шпилька с гайкой;
- выпуски арматуры из плиты балок;
- продольная арматура, устанавливаемая при монтаже
Порядок омоноличивания тавровых балок по плите
- выпуски арматуры из плиты выправляют, очищают от коррозии и грязи;
- устанавливают продольную противоусадочную арматуру, которая фиксируется в проектном положении с помощью вязальной проволоки;
- связывают арматурный каркас продольного шва, образуемый выпусками арматуры из плиты проезжей части и противоусадочной арматурой;
- подвешивают щитовую опалубку по схеме.
- стык бетонируют и проводят уход за бетоном (в зимнее время обеспечивают прогрев твердеющего бетона).
На каждой стадии осуществляется контроль качества с участием представителей Заказчика и составляются акты приемки работ, в которых оценивается качество и делается вывод о возможности проведения дальнейших работ.
Обоснование выбора самоходного стрелового крана осуществляется по графикам «вылет стрелы — грузоподъемность» и «высота подъема груза — грузоподъемность». На чертежах, отражающих технологические схемы, в обязательном порядке приводят эти графики, подтверждающие возможность применения конкретного кранового оборудования.
Проекты производства работ должны включать технологические регламенты на основные виды работ, например, на выполнение монтажных стыков сборных железобетонных элементов и другие работы. Эти регламенты разрабатывает технический отдел строительной организации или, в более ответственных случаях, проектные и научные организации.
Укрупнительная сборка разрезных составных железобетонных балок и установка их в пролет
Для условий строительства, когда использование цельноперевозимых балок невозможно из-за отсутствия транспорта большой грузоподъемности, соответствующих путей подвоза, а также необходимых строительных материалов применяют составные по длине балочные элементы. Например, при строительстве мостов в Казахстане строители из Чехии привозили свои сборные короткие элементы из Европы.
В СССР применяли составные (составленные из коротких блоков) тавровые предварительно напряженные разрезные балки по проектам института «Союздорпроект». При длине 42 м масса балки после укрупнительной сборки составляет около 90 т. Ее собирают из отдельных блоков длиной 3 и 6 м, которые могут перевозиться на большие расстояния (1000 км и более).
Блоки составных балок изготавливают на специализированном заводе МЖБК в металлической опалубке с жесткими торцевыми щитами. В бетоне нижних уширений и стенок устраивают каналы для пропуска пучков предварительно напряженной арматуры.
Монтажные стыки выполняются клеевыми, на эпоксидном компаунде. Балки полной длиной 42 м собирают из двух крайних блоков длиной по 3 м и шести промежуточных блоков длиной по 6 м; высота балки составляет 2,13 м.
Укрупнительную сборку осуществляют на специальных стендах. В основании стенда забивают или забуривают сваи и на них устраивают бетонные тумбы с размерами в плане 1,0×1,0 м.
Схема укрупнительной сборки составной по длине балки
Каждый блок балки устанавливают на две тумбы с расположенными на них катками продольного перемещения. На тумбах также располагают струбцины для рихтовки блоков в плане.
Блоки составной балки устанавливают от середины пролета к торцам с помощью козловых кранов (стенд обслуживается двумя кранами К-451 г/п 45 т). Проектное положение обеспечивается с помощью струбцин и домкратов, напрягаемая арматура пропускается в каналы. Затем подготавливаются склеиваемые торцы блоков и производят пробное обжатие.
Компаунд (эпоксидная смола 100%, отвердитель ПЭПА 10..20 весовых частей, пластификатор — фуриловый спирт — в зависимости от сезона, и заполнитель — цемент) наносится на торцы блоков; блоки при этом раздвинуты от середины с зазорами ≈200 мм. После нанесения компаунда производится начальное обжатие стыков двумя пучками предварительно напряженной арматуры.
После достижения прочности клея на срез 25 кг/см 2 проводится натяжение до проектного усилия всех пучков домкратами двойного действия. Сразу после натяжения для исключения коррозии арматуры проводят инъецирование каналов цементным раствором (цемент, вода, пластификатор). При длине балки 42 м и весе 90 тс укрупненные таким образом балки устанавливают в проектное положение с помощью шлюзового крана грузоподъемностью 100 т или двух козловых кранов.
Изготовление сборных разрезных предварительно напряженных балок с натяжением после бетонирования
Для исключения дорогостоящей перевозки тяжелых сборных элементов и укрупнительной сборки разрезные предварительно напряженные балки могут быть изготовлены на полную длину непосредственно на строительной площадке. Арматура натягивается на забетонированную балку, при этом не требуется устройство дорогостоящего стенда.
Схема изготовления цельнопролетной балки с натяжением после бетонирования
Сборные блоки длиной до 43 м изготавливают на полигоне рядом с мостом. Такая технология применялась в СССР и широко используется во Франции, Ливане, Тунисе и в других странах. Проекты многих мостов разработала известная французская фирма «Фрейссине» (Freyssinet). Стенд для изготовления балок ориентируют вдоль оси моста, а в холодных районах объединяют с пропарочной камерой.
Балки армируют пучками из арматурных канатов 15К-7 1400 (обычно 7 канатов в пучке); пучки располагают в нижнем уширении тавровой балки по горизонтали (в два ряда по высоте) и в стенках (в один ряд). Пучки устанавливают в каналообразователи из оцинкованной стали. Балки имеют поперечные выпуски арматуры из плиты для устройства монтажных стыков с другими балками по плите.
Возможно устройство продольных выпусков арматуры из торцов плиты для объединения балок в температурно-неразрезные системы. За рубежом практикуется также устройство поперечных монолитных предварительно напряженных опорных диафрагм. Арматурные каркасы и сетки обычной арматуры (для монолитных стыков) изготавливают на строительной площадке.
Бетонирование производится в раскрывающейся стальной или деревометаллической опалубке. В регионах с теплым климатом после бетонирования балку выдерживают под влаго- и теплозащитным покрытием или осуществляют пропаривание в условиях умеренного или холодного климата.
Для этого стенд накрывают железобетонными плитами и утепляют.
После набора прочности бетоном проводят натяжение арматуры и инъецирование каналов раствором. Готовую балку устанавливают козловыми кранами на транспортные вагонетки и подают в пролет. В качестве монтажного агрегата используют консольно-шлюзовые краны.
Монтаж сборных неразрезных пролетных строений
Неразрезные пролетные строения из ребристых балок широко использовали в мостах и путепроводах в г. Москве (Рижская эстакада, Русаковская эстакада, эстакада в Вешняках). В основу конструкции легло использование типовых преднапряженных балок длиной 33 и 24 м.
Такие сооружения могут быть криволинейными в плане и имеют минимальное количество деформационных швов.
Например, путепровод через ж/д в Вешняках (Москва) из предварительно напряженных балок Бескудниковского завода имеет монолитные продольные стыки над промежуточными опорами. Арматуру для работы на отрицательный изгибающий момент установили в монолитные стыки по плите между балками. Выпуски арматуры в продольных стыках сварили ванным способом.
При использовании дополнительных надопорных блоков с каркасной арматурой индивидуального изготовления (на базах мостоотрядов) пролеты могут достигать 50…60 м.
Монтаж выполняется с использованием дополнительных временных опор или без них с помощью стреловых самоходных кранов грузоподъемностью до 100 т с земли , или козловыми кранами грузоподъемностью 65 т, перемещающимися по подкрановым эстакадам.
Источник: stroyone.com