Повышение качества подготовки инженерных кадров

Пути повышения качества подготовки современных инженеров

Проводимая Президентом страны инновационная политика развития общества не может не предъявлять новые вызовы к системе профессионального образования как основному фактору формирования нового качества экономики и общества, важнейшему условию обеспечения его благосостояния. Казахстан встал на путь инновационного развития экономики,что требует от системы профессионального образования обеспечения подготовки специалистов, соответствующих реалиям настоящего времени.В связи с этим, существует проблема несоответствия между требованиями инновационной экономики к специалисту и системой его подготовки в вузах. Для осуществления инновационной деятельности необходимы квалифицированные кадры, владеющие компетенциями, необходимыми для инновационной деятельности, методами, средствами и формами управления инновационными процессами с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций.

Современная доктрина образования рассматривает высшее инженерное образование как одну из самых массовых подсистем в целостной системе высшего профессионального образования. Система инженерного образования призвана создать условия для эволюционного формирования новой генерации высокообразованных профессионалов в области инженерии, для которых установка на саморазвитие, профессиональную культуру и мастерство, выработку индивидуального стиля деятельности являются приоритетными на протяжении всей жизни.

Повышение качества подготовки кадров для туризма обсудили в Йошкар-Оле

В качестве основы для определения требований к инженеру и содержанию инженерного образования разрабатывается система целей, функций и структур инженерной деятельности. Система профессиональной подготовки будущего специалиста технического вуза должна предусматривать существенное усиление интеллектуальных аспектов профессионального образования. На формирование концепции развития высшего инженерного образования существенное влияние оказывает состояние промышленного производства и его потребность в квалифицированных специалистах, так как конверсия предприятия-это конверсия сознания.

Кроме того, руководители национальных промышленных предприятий отмечают, что развитие нефтегазовой отрасли зависит от многих факторов, основополагающими среди которых являются наличие высококвалифицированных кадров и внедрение науки и инноваций. Проблема подготовки кадров для отечественного нефтегазового сектора остается одной из главных, что обуславливает необходимость их подготовки и повышения квалификации в соответствии с потребностями. Так, рабочему 2-го разряда потребуется 17 лет, чтобы занять руководящую должность при условии, что он будет работать в одной организации.

Для реализации этих задач будует разработаны: национальная система квалификации, которая подразделяется на национальную и отраслевые, а также профессиональный стандарт; инструменты для построения траектории карьерного роста персонала и предложено создание независимого центра по подтверждению и оценке квалификации специалистов на базе KAZENERGY.Эта система, после апробации, может быть использована для других отраслей.

Как повысить качество подготовки инженеров

Согласно Закону РК «О недрах», недропользователи обязаны осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ,

осуществляемых казахстанскими производителями, в размере 1% от совокупного годового дохода по контрактной деятельности.

Глобализация экономических процессов опосредованно влияет на приток иностранной рабочей силы и обостряет социальную обстановку, т.к. иностранная рабочая сила вытесняет национальных специалистов. Нивелировать негативные последствия по данному вопросу могло бы заключение договоров между нефтегазовыми компаниями, ввозящими иностранную рабочую силу, с учебными заведениями на подготовку специалистов.

С другой стороны совершенствование системы инженерного образования должно базироваться на анализе кардинальных реформистских сдвигов в научно-технической и социально-экономической сферах[2].В настоящее время необходимы: системное представление целей и ценностей инженерной деятельности в будущем; учет складывающейся философии профессионального образования и личностных особенностей специалиста-инженера в его собственном способе вхождения в инженерную культуру; установка на саморазвитие и профессиональное творчество; оценка взаимосвязи учебного плана подготовки инженеров с этнопсихологическими особенностями индивида и т.д.В этом случае необходим нестандартныйподход в системе образования и переход к индивидуальному подходу, учитывающий особенности развития студента с учетом национального менталитета и культурных традиций.

Читайте также:  Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий скачать

Мировой рынок труда специалистов с высшим техническим образованием характеризуется состоянием возрастающей конкуренции, так как за последние 40 лет численность обучающихся в вузах возросла в 6 раз, а численность рабочих мест — в 2. Трудоустройство выпускников вузов, в том числе и технических, является глобальной проблемой. В условиях рыночной экономики происходит перераспределение «профильных» долей высшего образования. В частности, доля высшего технического образования уменьшилась с 48% в 1985 г. до 30,5% в 2000 г. По инженерным специальностям сегодня в России обучаются 1,3 млн. студентов[3].

Неопределенность и неустойчивость рынка труда являются весомыми аргументами против подготовки узкопрофильных специалистов, в том числе и инженеров, так как это затрудняет их профессиональную мобильность. Для повышения качества подготовки инженеров необходимы:

  • высокий уровень фундаментальной подготовки и воспитания студента;
  • соответствие психофизиологических особенностей развития студента с психологией обучения в высшем учебном заведении;
  • серьезные научные исследования ученых института;
  • использование результатов научных исследований в учебном процессе;
  • формирование у студентов стремления к научно-обоснованному творческому решению инженерных проблем;
  • наличие инфраструктуры экономики знаний, как фактораих совершенствования и развития человеческого капитала;
  • умение студента вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения.

Исследование теоретических основ формирования профессиональной компетентности будущего инженера в техническом вузе в процессе обучения многие ученые связывают с изучением психологической сущности профессиональной инженерной деятельности, раскрытием педагогических проблем обучения специалистов в техническом вузе и определением педагогических основ профессиональной инкультурации студентов технических вузов и т.д.[4].

В этих условиях видится необходимость формирования профессиональной компетентности будущего инженера. Для чего российскими учеными разработаны принципы формирования доктрины инженерного образования[5]: формирования требований к инженерной деятельности и содержания инженерного образования, перехода на новые образовательные технологии, принципы его поддержки на общественно значимом уровне качества инженерного образования, организационные принципы формирования и реализации инженерной доктрины.

Анализ проблем подготовки и повышения качества знаний технических специалистов в условиях Казахстана указывает на необходимость:

  • использования современных социальных и информационных технологий;
  • осознание образования сферой общенациональных стратегических интересов страны;
  • формирование психологических требований к подготовке инженерных кадров;
  • совершенствование содержания инженерного образования с учетом этнопсихологических аспектов личности;
  • переход на новые образовательные технологии в подготовке инженеров;
  • фундаментальность университетского образования: углубленное знакомство студентов с актуальными научными проблемами, освоение принципов и методов учебно-методической и научно-исследовательской работы.

В настоящее время особо актуальны теоретико-методологические проблемы и прикладные вопросы обеспечения качества образования в современном техническом вузе. Процесс подготовки специалистов к профессионально-творческой деятельности в условиях технического вуза должен быть организован с учетом постоянно меняющихся задач инженерной деятельности и условий ее осуществления.

Готовность инженера к профессионально-творческой деятельности определяется его профессиональной квалификацией, владением современной методологией инженерного творчества и уровнем сформированности системного мышления.

Организация подготовки современного инженера должна быть нацелена на формирование профессионально-творческого потенциала специалиста, которое обеспечит высокую конкурентоспособность будущего инженера в условиях острой конкурентной борьбы за рабочее место, а также за качество выполняемой работы.

Источник

Как повысить качество инженерного образования

Качество подготовки отечественных инженеров сегодня многими экспертами оценивается как неудовлетворительное. Между тем, несмотря на явную обеспокоенность общественности, системный подход к решению проблемы отсутствует.

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Качество подготовки отечественных инженеров сегодня многими экспертами оценивается как неудовлетворительное. Между тем, несмотря на явную обеспокоенность общественности, системный подход к решению проблемы отсутствует. Кто виноват и что делать, выясняли в конце октября на круглом столе «Общественная оценка эффективности инженерного образования в России».

Читайте также:  Инженерная подготовка территорий овраги

Барьерный риф

Главным образом, нерешенной остается проблема взаимодействия между государством, бизнесом и образованием. Как это часто бывает, на словах все солидарны, но увидеть друг друга без подзорной трубы и действовать сообща почему-то не получается.

Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Песоцкий считает, что взаимодействию бизнеса и образования мешают барьеры. В частности, налоговые. Отсутствие льгот для предприятий, вовлечённых в процесс образования, делает проблематичным передачу оборудования в профильные образовательные организации.

По этой же причине имеются сложности с организацией производственной практики студентов, которая, впрочем, зачастую для работодателя реальной пользы не имеет. Причина – в формальном подходе, сгубившем немало хороших начинаний. Так называемое взаимодействие нередко сводится к механическому утверждению учебных планов и заключению договоров.

В результате образовательная организация располагает документами для отчётности, работодатель же остается ни с чем.

В неменьшей степени мешает барьер нормативный. До сих пор не принят федеральный закон «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ», где были бы предусмотрены стратегия подготовки инженерных кадров и процедура независимой оценки их квалификации.

Пока же дело обстоит так, что на подготовку инженеров вузы отводят недостаточное количество времени, при этом из четырех лет обучения всего два приходятся на практику. Кроме того, даже само понятие «инженер» нормативно нигде не определено.

Есть проблема – должно быть решение, точнее, погружение. Погружение бизнеса в процесс формирования и оценки образовательных программ – это, по словам Юрия Песоцкого, «и вынужденная мера, и социальная ответственность». Руководствуясь ею, «Опора России» организует конкурсы на лучший студенческий бизнес-проект или бизнес-план.

Это способствует повышению привлекательности образовательных организаций технического профиля, усиливает интерес обучающихся к предпринимательской деятельности.

Тему продолжил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович. По факту, система вовлечения работодателей в процесс повышения качества подготовки инженерных кадров налажена и функционирует с помощью профстандартов и профессионально-общественной экспертизы образовательных программ.

Национальный совет по профессиональным квалификациям включил в список аккредитующих организаций порядка 10 крупных отраслевых ассоциаций. Однако успешному взаимодействию бизнеса и образования мешает большое количество формальных промежуточных этапов и документов.

Что касается профстандартов, то их применение обязательно только в стратегически важных специальностях, требующих безусловного наличия определённых компетенций и навыков. В целом же профстандарты следует принимать во внимание при составлении должностных инструкций или при обновлении и корректировке ФГОС.

Кроме того, подготовка выпуск­ника должна соответствовать критериям профессиональной квалификации примерно на 70 процентов. При этом данный принцип следует соблюдать не в ущерб общей подготовке: согласно опросам, требования работодателей всегда шире узкопрофильных компетенций.

Проблема выбора

По мнению генерального директора первого московского частного технопарка «Сапфир» Александра Сметанова, «для любого работодателя кадры являются товаром, за который в конечном итоге ему придётся заплатить». Чтобы вложения оправдались, «подготовкой инженерных кадров для российской экономики нужно заниматься в масштабах страны и с самого раннего возраста» в рамках проф­ориентации.

Что для этого делается? В Москве, например, действуют 26 техно- и промышленных парков, на территории которых создаются центры молодёжного инновационно-технического творчества.

Молодые люди включаются в работу творческих коллективов дейст­вующих предприятий, выполняют несложные задания, имея при этом возможность оценить результат усилий в виде готового продукта: например, прототипа какой-либо детали. И не важно, что далеко не все станут инженерами. Главное здесь – осознанный выбор личностной и профессиональной траектории развития.

Читайте также:  Заняты инженерной подготовкой ведут исследования разрабатывают технологию

Кстати, о выборе. По мнению Александра Сметанова, нередки случаи, когда абитуриенты выбирают вуз «за компанию» или по конкурсу, ориентируясь на количество проходных баллов. К тому же система ЕГЭ создает ситуацию, при которой выпускник с более чем скромными баллами намерен получить высшее образование, не имея к этому предрасположенности.

Но, как считает эксперт, высшее образование – не для всех. Необходимо введение обязательных вступительных экзаменов, что позволит выбирать уже вузам, нужен ли им конкретный абитуриент.

Наряду с негативными моментами отмечены и позитивные. Так, в столице ряд вузов успешно сотрудничает с предприятиями. Наличествует и соответствующая нормативная база: законы «О промышленной политике» и «Об инвестициях» направлены на появление вокруг промышленных предприятий технопарков и технополисов, развитие профориентации детей и молодежи.

Между тем, далеко не все работодатели понимают нужность этих процессов, в связи с чем их важно активно популяризировать.

Конъюнктура рынка

В популяризации, судя по всему, нуждается и профессионально-общественная аккредитация. Как отмечает заместитель руководителя Центра профессионального образования ФИРО Алла Факторович, вузы все еще довольно сдержанно относятся к такому инструменту оценки качества подготовки.

Причина – непонимание надобности прохождения процедуры в условиях отсутствия преференций со стороны государства. При этом такие структуры, как НСПК и отраслевые советы, в той или иной степени выражают позицию российских предприятий, а разработанные ими профстандарты можно рассматривать в качестве эталона для приведения к ним компетенций выпускников. Вывод очевиден: без движения навстречу работодателям у вузов не будет шансов быть востребованными на современном рынке.

– Образовательным учреждениям следует развивать культуру репутационного менеджмента, двигаться к пониманию, что получение оценки от непосредственных потребителей – не тяжкое бремя, а условие выживания, конкурентоспособности, продвижения и роста, – считает эксперт.

В сфере подготовки кадров наблюдается определённая разбалансированность, как подчеркивает ответст­венный секретарь рабочей группы НСПК по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров, руководитель отдела мониторинга рынка труда «Роснано» Ангелина Волкова. Хотя многие предприятия и отрасли располагают собственными практиками управления кадрами, в целом не наблюдается «ни системного решения, ни точки сборки». Согласно оценкам экспертов Фонда инфраструктурных и образовательных проектов, около трети высокотехнологичных российских предприятий нуждается в описании и стандартизации профессиональной деятельности, то есть в профессиональных стандартах.

Рынок труда сегодня испытывает потребность в специалистах «широкого профиля». Требуются, например, инженеры с навыками в области маркетинга и менеджмента, отмечается спрос и в инженерах-технологах, обладающих компетенциями разработчиков и проектировщиков.

Участники круглого стола сошлись на мнении, что для подготовки специалистов новой формации нужны и новые инструменты, и другой уровень отношений между заинтересованными сторонами. Вузы должны учитывать пожелания потребителей, работодателям, в свою очередь, следует глубже интегрироваться в процессы обучения и оценки инженерных кадров, со стороны государства также необходим внятный ответ на один из важнейших вызовов времени. Главное – услышать друг друга.

Обзор подготовлен по материалам сайтов interfax.ru, poisknews.ru, profiok.com

Источник
Рейтинг
Загрузка ...