Правила предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство гражданам

Содержание

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Подпунктами 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (ст. 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Так, возведение на земельном участке объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, который возводится на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.

Соответственно, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами.

Из приведенных правовых норм следует, что производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, расположенные на приусадебных земельных участках и обладающие признаками объекта недвижимости, являются объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — жилому дому.

Право гражданина, являющегося правообладателем приусадебного земельного участка, самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого дома не исключает правила о возможности приобретения такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе только после окончания строительства основного объекта.

Информация подготовлена по материалам, предоставленным гражданско-судебным отделом прокуратуры области.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

16 июня 2021, 11:42

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Подпунктами 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (ст. 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Так, возведение на земельном участке объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, который возводится на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.

Соответственно, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами.

Из приведенных правовых норм следует, что производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, расположенные на приусадебных земельных участках и обладающие признаками объекта недвижимости, являются объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — жилому дому.

Право гражданина, являющегося правообладателем приусадебного земельного участка, самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого дома не исключает правила о возможности приобретения такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе только после окончания строительства основного объекта.

Информация подготовлена по материалам, предоставленным гражданско-судебным отделом прокуратуры области.

Источник: epp.genproc.gov.ru

Предоставление земельных участков под ИЖС: практические проблемы

При анализе правовой основы и практической составляющей данного вопроса в первую очередь хотелось бы отметить проблему регионального законодательства. Так, на федеральном уровне, а именно пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Право на получение земельных участков под ИЖС семей с детьми-инвалидами на федеральном уровне закреплено в статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), в котором им предоставлено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов.

Полагается, что в зависимости от реальной ситуации в регионе подробная регламентация предоставления этого права будет отражена в законодательстве конкретного субъекта. Однако это не всегда так. Несмотря на положения, закрепленные в Федеральном законе № 181-ФЗ, в городе Санкт-Петербурге, например, по настоящее время не принято специального закона о предоставлении земельных участков по ИЖС семьям, имеющим детей-инвалидов. Законодательством Санкт-Петербурга лишь предусмотрена возможность предоставления подобных земельных участков многодетным семьям, то есть семьям, имеющих трех и более детей (Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 710-136 (ред. от 29.05.2014) «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей»). Данное обстоятельство, как правило, ложится в основу отказа компетентными органами от принятия заявлений от семей с детьми-инвалидами.

Так, 18.12.2012 Колпинским районным судом Санкт-Петербурга было рассмотрено дело № 2-1451/12, которым заявителю было отказано в обязании Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. По материалам дела истица, имеющая на иждивении несовершеннолетнего ребенка-инвалида, обратилась в Администрацию Колпинского района с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке на основании Федерального закона № 181-ФЗ земельного участка в аренду без проведения торгов. Требование о предоставлении земельного участка без проведения торгов обусловлено положениями статьи 17 указанного Федерального закона, а также выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008.

В удовлетворении заявления было отказано. Истица обжаловала данное решение в судебном порядке. При отказе в удовлетворении указанных требований суд ссылался на отсутствие в Санкт-Петербурге действующего порядка предоставления земельного участка семьям, имеющим в своем составе инвалида или ребенка-инвалида. Данное обстоятельство обусловлено особенностью городской и земельной инфраструктуры города: плотная застройка не позволяет выделять необходимые земельные участки даже в рамках уже принятых законов.

Подобные проблемы характерны для большинства крупных городов России. Законодательством Московской области, например, также не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Читайте также:  Когда принимать к вычету НДС при строительстве

Однако, на взгляд автора, данная причина не может являться обоснованием ущемления социальных прав отдельных категорий граждан в зависимости от места их проживания. В подобных городах высшим должностным лицам следует найти иные способы правовой защиты многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов.

Подобная попытка была предпринята в Санкт-Петербурге. В июне этого года в Правительстве Санкт-Петербурга был обсужден вопрос о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 710-136 (ред. от 29.05.2014) «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей» в части замены предоставления земельных участков соразмерной денежной компенсацией. Однако данный вопрос касается исключительно многодетных семей и далее обсуждений в настоящее время не продвинулся.

Вторая проблема, связанная с предоставлением земельных участков под ИЖС, представляет собой предъявление чрезмерных требований к кандидатам, а также расширительное толкование норм законодательства со стороны компетентных органов, ответственных за рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков по ИЖС. При данных обстоятельствах единственным способом защиты со стороны заявителей является обращение в суд. Следует отметить, что не всегда судебные органы при решении подобных вопросов встают на сторону государственных органов.

Так, в пользу заявителя завершилось рассмотрение дела в Пермском краевом суде 07.04.2014 по делу № 33-3006. Согласно материалам дела заявитель С.Д., имея на иждивении трех несовершеннолетних детей, обратился в Комитет социальной защиты населения администрации города Перми с заявлением о постановке его на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». Комитет отказал заявителю, ссылаясь на то, что поскольку одна из дочерей заявителя не проживает с ним совместно, то им не доказан тот факт, что ребенок является членом его семьи, а также не доказано нахождение на иждивении заявителя троих детей. При отказе Комитет ссылался на статью 1 вышеуказанного закона, в которой указано, что для получения земельного участка на дату подачи соответствующего заявления все члены семьи должны проживать совместно. Суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно пояснил, что при принятии решения Комитетом не учтены следующие важнейшие обстоятельства: несовершеннолетняя дочь истца С1 проживает отдельно от С.Д. по уважительным причинам — в связи с недостаточным обеспечением семьи истца жилой площадью, поскольку по месту жительства истца по адресу <. >проживают в двух комнатах две семьи — семья С-ных, а также семья сестры жены С.Д. — К.

Судом при вынесении решения правомерно учтены и те обстоятельства, что дочь истца А., несмотря на проживание по иному адресу, находится на полном иждивении отца, он занимается ее воспитанием. С.Д. не лишен в отношении дочери родительских прав. Суд также отметил, что сам факт проживания ребенка отдельно от отца не имеет юридического значения, поскольку не свидетельствует о том, что ребенок не является членом семьи истца, не находится на его иждивении, как не свидетельствует о том, что отец не занимается воспитанием дочери.

Таким образом, обращение заявителя в судебные органы позволило восстановить ему его конституционное право на социальную защиту. При этом толкование судом норм регионального законодательства может быть использовано в качестве аргумента при рассмотрении схожих дел.

Третья проблема, в которой потерпевшей стороной скорее являются компетентные органы, ответственные за предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, представляет собой злоупотребление правом со стороны заявителей. Так, некоторые граждане, пользуясь льготным предоставлением земельных участков, а также положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации об отсутствии обязанности в получении разрешения на ввод в эксплуатацию, а также получения технических паспортов объектов, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (часть 4, статьи 8 Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»), а также положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о регистрации права собственности на объекты ИЖС в упрощенном порядке получают земельные участки под индивидуальное строительство, а возводят на них многоквартирные дома для дальнейшей продажи. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома все же требуется.

Как правило, объекты недвижимости в таких домах продаются как доли в праве общей собственности на дом. Закон не содержит прямого запрета на совершение подобных сделок. Тем не менее в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации данное строение может быть признано самовольной постройкой и в случае если «застройщик» не докажет, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Если данные обстоятельства доказать не удается, постройка подлежит сносу на основании решения суда за счет средств «застройщика».

Так, Верховным Судом Российской Федерации кассационным определением по жалобе на решение администрации муниципального образования город Краснодар, поданной на решение Советского районного суда города Краснодара от 14.02.2013 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16.04.2013 судом был сделан ряд важных выводов, запрещающих «застройщику» признать за собой право собственности на самовольную постройку.

По существу дела: в ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства администрацией муниципального образования город Краснодар установлено, что В.М.А. на принадлежащем ей на праве собственности и предназначенном для индивидуального жилищного строительства земельном участке площадью 700 кв. м, расположенном по адресу: г. <. >, <. >, без получения разрешения на строительство, в нарушение целевого назначения земельного участка, с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил возводится жилой дом блокированной застройки с площадью застройки 580 кв. м. В этой связи администрация обратилась в суд с иском о сносе самовольной постройки. Ответчики предъявили встречный иск о признании за ними права собственности на возведенный дом, ссылаясь на то, что ими была предпринята попытка в получении разрешения на строительство.

Судами первой и второй инстанции в удовлетворении требований администрации отказано, иски ответчиков удовлетворены полностью. Однако суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов.

Верховный Суд Российской Федерации при разрешении дела пояснил, что, во-первых: в силу положений Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19, понятие индивидуального жилого дома, помимо дома этажностью до трех этажей, предназначенного для проживания одной семьи, также включает жилой дом блокированной застройки — жилой дом с количеством этажей не более, чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Ответчики воспользовались вторым вариантом использования земельного участка. Однако суд отметил, что каждый из таких домов относится к разным видам разрешенного использования. Поскольку построенный ответчиками жилой дом относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, ответчиками осуществлено строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей. Проанализировав ряд норм Российского законодательства, суд пришел к выводу, что признание судом права собственности на самовольно возведенное строение возможно в случае установления наличия у строения единственного признака самовольной постройки — отсутствия разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию при установлении принятия лицом, создавшим самовольную постройку, соответствующих мер к легализации постройки, неправомерности отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию и отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан сохранением самовольной постройки.

Между тем, несоответствие возводимого ответчиками строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является условием, влекущим невозможность признания права собственности на самовольно возведенное строение в судебном порядке. Исходя из данных выводов, а также из того, что попытка обращения ответчика в виде оставления заявления о рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в карту зонирования правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны территории использованного земельного участка на зону застройки многоэтажными жилыми домами, не признана судом попыткой получения необходимого разрешения в силу пункта 3, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отклонил доводы ответчика и своим определением отменил ранее принятые судебные решения по делу.

Таким образом, выявить «нарушителя» возможно в ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства администрациями муниципальных районов. Они же (администрации) и являются заявителями в суде о признании самовольной постройки подлежащей сносу. Попытка получения разрешения на строительство индивидуального жилого строения не во всех случаях способна обеспечить «застройщику» успех в признании за ним права собственности на такой дом. Кроме того, сам по себе факт нецелевого использования земельного участка лишает «застройщика» права на признание права собственности на постройку.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: на практике мы получаем, что ввиду наличия значительных пробелов в законодательстве и злоупотребления правом со стороны некоторых граждан реально нуждающиеся в подобной социальной поддержке лица лишаются возможности в получении необходимой помощи со стороны государства.

Источник: www.top-personal.ru

Земля для индивидуального жилищного строительства

Земля для индивидуального жилищного строительства

Действующее законодательство РФ предусматривает право отдельных категорий населения при соблюдении определенных условий на предоставление им бесплатно земельных наделов для возведения индивидуальных домов.

Участки земли на бесплатной основе из государственного или муниципального земельного фонда имеют предельные размеры.

Нормы минимальных и максимальных размеров участков зависят от следующих факторов:

  • местонахождение предоставляемой земли;
  • отсутствие ограничений для жилищного строительства;
  • имеющийся спрос граждан на безвозмездные земельные участки;
  • экономическая обстановка
  • иные факторы

Кроме того, каждый российский гражданин имеет право заключить договор аренды с администрацией определенного населенного пункта.

Размер арендной платы по договору, заключенному с муниципальными органами, обойдется значительно дешевле, чем с частными арендодателями.

После завершения строительства на земельном участке ИЖС и вводе объекта в эксплуатацию, владелец может его выкупить.

Стоимость выкупа в этом случае составляет всего-навсего 2,5% от кадастровой стоимости.

Правовое регулирование

Вопросы, касающиеся порядка и условий индивидуального строительства, устанавливаются в Земельном кодексе РФ.

Это кодифицированный нормативный акт содержит:

Основополагающие понятия, связанные с ИЖС а также особенности выделения земель, которые предназначены для возведения жилья
Порядок оформления собственности на земельные участки
Требования к жилым строениям, возведенных на этих территориях не выше 20 метров, и не более трех этажей, соответствовать сводам строительных правил, работы ведутся за счет личных средств, площадь не более 1500 кв. метров. и т.д.
Возможность предоставления бесплатно в отношении льготных категорий граждан

Земли поселений для жилищного строительства

К таким участкам относятся земли, находящиеся в пределах населенных пунктов или примыкающие к таким территориям.

Часто к землям поселений также относятся приусадебные участки (ЛПХ), которые могут быть без каких-либо сложностей переведены в иную категорию земли, т.е. изменено их назначение или добавлен дополнительный вид использования участка.

Размер участка

Нормы размеров предоставляемых гражданам земельных наделов устанавливаются муниципальными органами в соответствии с федеральными и региональными законодательными нормами.

Каждый субъект РФ наделен полномочиями принятия собственных норм по выделению участков.

Но минимальный размер земельного участка в РФ установлен в три стоки.

Такая площадь участка позволяет владельцу построить индивидуальный дом, а также разместить нужные хозяйственные строения иные постройки в пределах надела.

Максимальный размер участка под ИЖС ограничена на законодательном уровне и не может превышать 1,5 тыс. квадратных метров.

Если уже построен дом

В случае нахождения на муниципальном или государственном участке жилого дома, в котором можно проживать, участок может быть предоставлен:

На основании договора соц. найма В отдельных поселениях имеются подобные земельные участки с жилыми домами, построенными для различных экстренных ситуаций (обеспечения жильём беженцев, погорельцев и др.)
По договору аренды подписание договора аренды с местной администрацией обойдется существенно дешевле, чем съем жилплощади у частного лица

Кому выделяется бесплатно?

В отдельных регионах льготные категории граждан, имеющие право на бесплатную землю, могут различаться, но, как правило, к ним относятся:

Граждане-инвалиды а также члены их семей (имеют право на получение участков в первоочередном порядке)
Многодетные семьи семьи с 3-мя и более детьми, как правило, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, потому они также имеют первоочередное право на предоставление участков ИЖС
Специалисты, проживающие постоянно в сельской местности могут принимать участие в государственных программах, действие которых направлено на развитие сельских поселений, привлечение в них квалифицированных специалистов
Пенсионеры при наличии прописки в сельском поселении более 5-ти лет
Семьи, лишившиеся кормильца в результате участие в боевых действиях члены семей погибшего военнослужащего наделены правом бесплатного получения участка земли и начать возведение частного дома
Читайте также:  Какой вид земли выбрать для строительства дома

Правовой статус земли

Исходя из правового статуса участка собственник может:

Возвести жилое здание пригодное для круглогодичного проживания и возможность оформления прописки по месту постоянного жительства
Вести хозяйство заниматься садовыми, огородными работами, содержать домашний скот и птицу

В СНТ управление земельным фондом выполняется совместно на общих собраниях участников товариществ.

Садовые некоммерческие товарищества, как правило, находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Зачастую первоначально такие земли не имеют подключения к инженерным сетям (газ, водоснабжение, электричество).

Дмитрий Алексеев

С 2019 года в выстроенном на земле садоводческого товарищества доме можно оформить регистрацию. Прописка возможна только при условии, что построенный дом является пригодным для ежегодного проживания.

После чего органы местного самоуправления принимают решение о присвоении дому адреса, и граждане смогут оформить официальную прописку в нем.

С 01.01.2020 г. закончился срок, когда участок земли в СНТ может выделяться в упрощённом порядке. Раньше заинтересованному лицу нужно было просто подать заявление в местную администрацию с приложенным протоколом общего собрания участников СНТ о распределении наделов.

Теперь для получения земли необходима разработка проекта планировки территории и процедура межевания участка.

Какой минимальный размер земельного участка под ИЖС, смотрите тут.

Порядок оформления

Для получения от государства бесплатного земельного участка, нужно:

Подать заявку в орган местного самоуправления по установленной форме
Собрать необходимые документы решение муниципалитетом принимается в течении 7 дней

Если принимается положительное решение, заявителю выдается акт о предоставлении участка под ИЖС.

Перечень документации

Потребуются следующие бумаги:

Заявка и копия паспорта РФ
Справки подтверждающие статус гражданина (свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка и т.д.)
Справка о количестве членов семьи документы, удостоверяющие отсутствие на праве собственности у гражданина земли
Заключения учреждений о нуждаемости семьи заявителя в улучшении жилищных условий

После предоставления интересующего участка нужно направить в местную администрацию уведомление о планируемом строительстве и проект на жилой дом.

Плюсы и минусы

Достоинства земельных участков под ИЖС:

Присвоение адреса жилому дому сооруженному на участке ИЖС. Присвоение адреса невозможно при возведении дома на земле садоводства без изменения статуса садового дома в жилой дом
Оформление регистрации в доме, построенном на участке, нет сложностей с постоянной пропиской
Подведение инженерных коммуникаций за счет муниципалитета к участкам подключаются сети коммуникаций (электричество, газ, водопровод), проводятся дороги, благоустраивается территория, развивается инфраструктура (больницы, школы, магазины, детские сады и др.)
Социальные услуги граждане ставятся на учет в органах соц. обеспечения, поликлиниках, дети получают возможность пойти в детский сад
Налоговый вычет в отношении земель под ИЖС имеется возможность в упрощенном порядке оформить вычет в ФНС при декларировании доходов
Передача в залог участка и жилого объекта недвижимости в обеспечение кредитных обязательств перед банками и другими учреждениями

Недостатки:

Высокая стоимость среди различных земельных категорий, которые пригодны для ИЖС, такие участки обладают высокой стоимостью за 1 квадратный метр.
Ограничения по площади максимальный размер участка для жилищного строительства ограничен законом и составляет 1,5 тыс. кв. м.
Документы выполнение строительных работ предполагает сбор большого перечня документации, соблюдения уведомительной процедуры и т.д.

Последствия строительства многоквартирного дома на участке под ИЖС смотрите в статье: многоквартирный дом на участке ИЖС.

Видео: Участок под ИЖС: юридические тонкости:

Источник: ipoteka-nedvizhimost.ru

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»:

Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Комментарии к статье 14 закона N 66-ФЗ, судебная практика применения:

Предоставление СНТ земельного участка на срок 5 лет

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется (п. 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года содержатся следующие разъяснения:

Предоставление гражданину земельного участка для садоводства из земель сельхозназначения

«Вопрос 4. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства?

Ответ. В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона.

В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено».

Приобретение членом СНТ, ДНТ, ОНТ земельного участка в собственность бесплатно до 2021 года

До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

  • земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
  • по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
  • земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд

(См. п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Земельный участок-часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение. правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Изучая тему о предоставлении участков, сложно не упомянуть вариант о предоставлении таковых для строительства.

В данной статье мы постараемся максимально просто и детально объяснить что к чему, на каких условиях и кто имеет возможность получить земельный участок и прочее.

Понятие предоставления земельных участков для строительства

Предоставление земельных участков для жилищного строительства – процесс предоставления земли от государства в собственность для индивидуального жилищного строительства либо для нужд, не связанных со строительством на платной либо бесплатной основе.

Сколько раз можно совершать данную процедуру?

Руководствуясь статьей 10 пункта 21 ЗК РФ, данную процедуру на бесплатной основе можно совершить единожды. Если говорить о платной, то здесь количество раз неограниченное. Порядок предоставления земельного участка под строительство также регламентируется ЗК РФ.

Варианты предоставления земельного участка под строительство:

  • предоставление на льготной основе;
  • предоставление на платной основе.

Подробнее о предоставлении земельных участков под строительство и сельскохозяйственные потребности читайте здесь, а как получить землю под строительство жилья бесплатно вы узнаете в этой статье.

Читайте также:  Гро в строительстве пример

На основании каких законодательных актов осуществляется выделение земельного участка?

В целом, весь процесс предоставления земельного участка под ИЖС осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ. А именно: Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (статьи 39.18, 39.19, 38.1, 30.1 и другие). Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

На каких условиях предоставляется земельный участок для строительства?

Так как есть два вида получения земли (платно и бесплатно), то получить участок на платной основе может абсолютно каждый человек, здесь нет никаких условий, единственное, нужно соблюдать порядок получения надела, который регламентирован статьей 38.1, а также 30.1).

Если же вы претендуете на бесплатный земельный надел, то в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 вы должны принадлежать к одной из категории данного перечня:

  • те, кто проживают в общежитии;
  • те, кто проживают в коммунальной квартире (без ограничений);
  • те, кто стоят на жилищном учете;
  • те, кому меньше 35 лет и они являются молодой семьей не стоящей на жилищном учете;
  • те, кто являются неполной семьей как минимум с одним ребёнком (отсутствие матери либо отца);
  • те, кто двумя семьями проживают в одной квартире;
  • те, кто проживают в смежной неизолированной комнате.

Также, имеют право на бесплатный участок Герои Советского Союза, Герои РФ и иные. (п. 4 ст. 3, п.4 ст. 5).Кроме принадлежности к этому списку от вас больше ничего не нужно, вам просто нужно ожидать своей очереди.

Более детально о бесплатном предоставлении земли можно узнать тут.

Административный регламент предоставления земельных участков под строительство

Последовательность предоставления земельных участков для строительства выглядит так.

Земельные наделы, предназначенные для строительства предоставляются с работами по их согласованию:

  • с предварительным согласованием мест размещения объектов;
  • без предварительного согласования мест размещения объектов.

Рассмотрим первый тип. Предварительное согласование предоставления земельного участка для строительства жилого дома, участка для садоводства и ведения дачного хозяйства подразумевает собой взятие участка на арендной основе либо же использование на срочной безвозмездной основе до момента окончания стройки (о том, сколько составляет срок пользования землёй, можно узнать тут).

Ход действий следующий:

  1. сначала вы определяетесь с желаемым участком и заблаговременно согласовываете предварительное местонахождение объекта.
  2. Занимаетесь постановкой земельного участка на кадастровый учет, выполняете кадастровые работы.
  3. И по окончанию вам озвучивают свое решение касаемо предоставления участка.

Далее следует второй тип: без предварительного согласования.

  • при ведении сельхоз деятельности;
  • при индивидуальном жилищном строительстве;
  • при ведении НЕ предпринимательской деятельности по изготовлению сельхоз продуктов.

Кроме того, размещение объектов без предварительного согласования происходит исключительно при покупке земельного участка на торгах, либо же если у выбранного участка есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории.

в начале происходит ряд процедур, которые касаются подготовки участка, это:

  1. установление тех. условий, на которых возможно провести подключение к системе инженерно-технического обеспечения, определения стоимости подключения.
  2. Определение целей использования участка.
  3. Назначение торгов либо же их отсутствие (если есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории).
  4. Осуществление процедуры торгов по продаже самого участка, либо продаже прав на заключение арендного договора, или предоставление в аренду бесплатно.

Предоставления земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов возможно, только если заблаговременно опубликовать сообщение в котором указано наличие предлагаемых земель для передачи участка.

Подробную инструкцию по проведению предварительного согласования можно найти здесь, а о том, какие пункты содержит заявление о предварительном согласовании, читайте тут.

Заключение договора об аренде земли без торгов либо с их проведением

После положительного решения в вашу пользу, вы сможете в зависимости от случая:

  • оформить арендный договор для передачи земли в аренду;
  • оформить договор купли-продажи для оформления земли в собственность;
  • оформить государственные регистрации права на бессрочное пользование для передачи земли в постоянное бессрочное пользование.

После того, как местный орган вынес своё решение, оно будет озвучено вам в течение одной календарной недели. Оно, к сожалению, не всегда выносится в вашу пользу, поэтому, если вы окажитесь в такой ситуации, у вас будет возможность пойти в суд для дальнейших разбирательств. Если вы докажите, что решение несправедливо, суд обяжет предоставить вам землю.

О регламенте процедуры предоставления земли в аренду и о формах заявлений можно узнать в нашей статье, а подробнее о том, как без торгов купить участок, вы узнаете здесь.

Заключение

Чтобы избежать появления проблем, с любым абсолютно любым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос о предоставлении земельного участка для строительства не стал исключением.

Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций не возникнет и вы сможете получить участок без лишних непоняток.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности строительства и ведения хозяйства на землях для садоводства и огородничества

Из всех видов разрешенного использования стабильно популярны земли для садоводства и огородничества.

Это и понятно – фрукты и овощи, выращенные на своем участке, для себя, всегда вкуснее купленных на рынках или в магазинах.

Но сами по себе ни фрукты, ни овощи не вырастут. И за садом, и за огородом требуется уход.

Нужен инвентарь для обработки земли, для ухода за деревьями и кустами. Нужны емкости для сбора урожая.

Все это нужно где-то хранить. Значит, нужно построить что-то вроде сарая. И вообще нужно обустроить участок так, чтобы было комфортно не только фруктовым деревьям и овощным культурам, но и тому, кто обрабатывает этот сад и эти огороды.

Нужно построить и баньку, чтобы можно было вымыться после трудового дня, и навес, чтобы укрыться от солнца или дождя, а лучше всего – построить дачный домик. Ну, а уж если есть возможность построить дом для постоянного проживания, то это вообще может решить все проблемы.

Вопрос только в том, что и где можно строить. Разберемся, как отличаются условия строительства в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка — садоводство или огородничество.

Разрешенные и запрещенные виды деятельности на таких земельных участках

Прежде чем строить планы по застройке, потенциальному покупателю земельного надела следует вначале определить характеристики будущего землевладения.

Может случиться так, что, приобретя земельный участок, его владелец столкнется с тем, что закон не разрешает на этой территории строить дачу, а тем более загородный дом.

Чем же отличаются одни земельные участки от других, и как эти отличия влияют на то, какие именно постройки могут быть на них сооружены?

Наиболее предпочтительными для будущих землевладельцев являются участки, предназначенные для садоводства или огородничества.

Садоводство и огородничество – по сути разные виды деятельности и, соответственно, разрешения на использование этих земель также отличаются друг от друга.

Так, например, на землях, предназначенных для огородничества (код 13.1 по классификатору ВРИ) можно выращивать различные сельскохозяйственные культуры:

На участке разрешается соорудить времянку, чтобы можно было провести здесь некоторое время, не возвращаясь к месту постоянного проживания.

Также можно построить:

  • сарай для хранения сельскохозяйственного инвентаря;
  • погреб для хранения выращенных овощей и ягод;
  • душ и туалет.

Но на этом разрешения заканчиваются. Строительство других сооружений законом не предусмотрено.

Несколько иначе выглядят разрешения для участков, предназначенных для садоводства.

Здесь следует иметь в виду один нюанс.

В классификаторе ВРИ ЗУ 2017 имеются два кода для садоводства.

ВРИ с кодом 1.5 регламентирует виды деятельности по садоводству для сельскохозяйственных предприятий, работающих на больших земельных угодьях и реализующих свою продукцию в промышленных масштабах.

ВРИ с кодом 13.2 регламентирует индивидуальную деятельность на участках, предназначенных для садоводства.

Кроме выращивания фруктов, бахчевых и других сельскохозяйственных культур, включая картофель, на участке разрешено строительство садового дома, в котором сможет проживать одна семья, так как дом не подлежит разделу на квартиры.

Конечно же, разрешается построить и различные хозяйственные сооружения:

  • для складирования сельскохозяйственного инвентаря;
  • для хранения собранного урожая;
  • бытовые пристройки.

Несколько слов о законодательстве

В зависимости от того, для каких целей используются земли, Земельный кодекс Российской федерации разделил их на семь категорий.

Индивидуальных землепользователей интересуют земли только первых двух категорий:

Как следует уже из самого названия, земли сельскохозяйственного назначения располагаются за чертой поселений, территории которых используются для застройки поселений различной величины и статуса.

Предоставление земельных участков под садоводство и огородничество индивидуальным землепользователям возможно только на землях этих двух категорий.

В настоящее время все действия индивидуальных землевладельцев на участках для садоводства или огородничества регламентируются Федеральным Законом №66-ФЗ от 15 апреля 1998 года с изменениями и дополнениями.

Этот закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях.

То есть, все действия владельцев наделов в той или другой категории земель регулируются в рамках, установленных для того или иного некоммерческого объединения.

Это касается, естественно, и возможностей застройки участков.

Но этот закон действует только до 31 декабря 2018 года.

С 01.01.2019 года в силу вступает федеральный закон №217-ФЗ от 29 июля 2017 года.

Ныне действующий закон №66-ФЗ в своей статье №8 регламентирует ведение индивидуального садоводческого, огороднического или дачного хозяйства в составе и на территории соответствующего некоммерческого объединения.

В статье №6 нового закона №217-ФЗ уже речь идет о том, что индивидуальную садоводческую и огородническую деятельность граждане могут осуществлять, не вступая в какое-либо товарищество.

Кроме этого, статья 34 ныне действующего закона регламентирует индивидуальное строительство на садоводческом или огородническом участке только в соответствии с планами общего строительства на землях данного некоммерческого объединения.

Статья №23 нового закона это ограничение снимает. В особенности это касается объектов капитального строительства.

Единственное условие – это соответствие всем нормативным правилам землепользования и застройки, а также градостроительным регламентам.

Строительные работы на различных участках регламентируется классификатором видов разрешенного использования.

Виды разрешенного строительства

Самое время разобраться в том, что же все-таки можно, а что запрещено строить на вашем земельном участке.

Ведение садоводства

Если согласно классификатору по виду разрешенного использования ваш участок относится к садоводческим, то вам разрешается построить на этой земле:

  • сараи;
  • теплицы;
  • гараж;
  • хозпостройки для хранения урожая.

Можно также построить садовый домик для отдыха. Существенная оговорка – он не должен служить местом постоянного проживания.

Но как быть, если хочется обустроить жилье вдали от шума городского, и построить полноценный жилой дом? В этом случае определяющим фактором является категория земли.

Если ваш земельный надел находится на землях сельскохозяйственного назначения, то строительство жилого дома для постоянного места жительства с последующей пропиской запрещается.

Эту проблему можно решить, если изменить категорию территории, на которой расположен участок. Тогда можно и дом построить, и снабдить его всеми коммуникациями, электричеством и водой, чтобы этот дом был признан жилым помещением.

Смена статуса дома с «нежилого» на «жилой» производится просто. Для этого достаточно обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию. При этом формально действующее законодательство не нарушается – ведь при смене категории садоводческий участок будет уже находиться в границах ЗНП.

Здесь необходимо отметить, что в отличие от изменения статуса дома, изменение категории земли — очень непростое дело, а порой даже невозможное.

Огородничество

Что же касается участков, выделенных под огородничество, то здесь все просто. Как уже говорилось, на этой земле можно возвести такие постройки:

  • сараи для хранения сельхозинвентаря и летней мебели;
  • помещение для хранения собранного урожая;
  • теплицу;
  • баню, туалет;
  • другие вспомогательные и бытовые сооружения.

Но на этом участке строить жилой дом запрещается. Этот запрет действует вне зависимости от того, находится огородный участок в границах населенного пункта или на землях сельхозназначения.

В отличие от изменения категории земли, изменение статуса участка с «огородничество» на «садоводство» или «ЛПХ – личное подсобное хозяйство» возможно, но это процедура достаточно длительная, и требует от землевладельца терпения, времени и расходов.

Читать еще: Подробная инструкция: как правильно заполнить и подать анкету на ипотеку в Сбербанк? Бланк и образец для скачивания

Рейтинг
Загрузка ...